Несмотря на чрезвычайную терминологическую аккуратность в описании иконопочитания, Второй Никейский собор не выработал решений относительно технических вопросов христологии, поднятых иконоборческим Собором в Иерии. Задача опровержения решений последнего и разработки достаточно общих христологических утверждений, сформулированных Германом и Иоанном Дамаскиным, была выполнена двумя крупнейшими богословами второго иконоборческого периода, который пришелся на царствования Льва V (813—820), Михаила II (820—829) и Феофила (829—842), — Феодором Студитом и патриархом Никифором. 4. Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор Феодор Студит (759—826) был одним из главных преобразователей восточнохристианского монашеского движения. В 798 г. он оказался во главе Константинопольского монастыря, основанного в свое время Студием. Монастырь этот пришел к тому времени в упадок. Но под руководством Феодора община обители быстро разрослась и стала насчитывать несколько сот монахов, превратившись в главный монашеский центр столицы. Студитское Правило (Hypotyposis) в его окончательном виде — произведение уже учеников Феодора, однако в нем изложены начала монашеской жизни, разработанные самим Феодором, и это Правило служило впоследствии образцом для больших общежительных монастырей в византийском и славянском мирах. Сам Феодор написал два сборника наставлений, адресовав их своим монахам («малый» и «пространный» Catecheses). В этих сочинениях он разработал свое понимание монашества, основами которого явились послушание настоятелю обители, участие в литургической жизни, непрерывный труд и личная бедность. Эти начала весьма отличались от отшельнической или молчальнической («исихастской») традиции и проистекали из правил Пахомия и Василия. Влияние Феодора на позднейшее развитие византийского христианства нашло также свое выражение и в его вкладе в гимнографию: многие аскетические части «Триоди» (Постной) и «Параклитики» или «Октоиха» (книги «восьми гласов», то есть тонов) созданы или самим Феодоритом, или его ближайшими учениками. Его роль в конфликтах между Церковью и государством будет разобрана в следующей главе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Иконоборчество – возникшее в начале VIII в. еретическое движение против иконопочитания, ошибочно принятого за осужденное в Ветхом Завете идолопоклонство. С догматической точки зрения запрет на изображение Сына Божия (Его принципиальная неизобразимость) отрицает полноту воплощения Бога-Слова. Гонения на иконы начались при Льве III Исавре (717 – 741), который в 730 г. запретил почитание икон; продолжились при его сыне Константине V Копрониме (741 – 775) и внуке Льве IV Хазаре (775 – 780). Иконоборческий собор 754 г. в Иерии осудил иконопочитание; на нём были сформулированы основные принципы иконоборчества, а почитание икон приравнено к идолопоклонству и объявлено ересью; были уничтожены десятки тысяч священных изображений (икон, фресок, скульптур), преследовались те, кто их хранил. Сын Льва IV Константин VI (780 – 797) под влиянием своей матери святой Ирины созвал в Никее VII Вселенский Собор (787), осудивший ересь иконоборчества и утвердивший догмат иконопочитания. Вторая волна гонений на иконы была при Льве V Армянине (813820), который созвал новый иконоборческий собор (815), на котором были отменены постановления VII Вселенского Собора и вступили в силу постановления иконоборческого собора 754 г., однако иконы предписывалось не считать идолами. Гонения продолжились при Михаиле II Травле (820 – 829) и Феофиле (829 – 842). Окончательное восстановление иконопочитания произошло в 843 г. при святой царице Феодоре, когда были канонизованы его ревностные защитники, а иконоборцы преданы анафеме. Римская Церковь , не пострадавшая от иконоборцев, всегда твёрдо противостояла императорам-иконоборцам. Однако это не помешало ей на соборах во Франкфурте (794, инициатива Карла Великого) и Париже (825) признать служение перед иконами идолопоклонством; впрочем, не отрицалось их значение как украшений храмов. Всё это в конечном итоге привело Запад к замене сакрального церковного образа светским бездуховным полотном Ренессанса и, в качестве реакции на это, к восстановлению элементов иконоборчества в протестантизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

С возрождением в 815 г. при Льве V (813–820) иконоборчества наступил переломный момент в жизни Феофана: его приверженность иконопочитанию обошлась ему в 815 или 816 гг. заключением в тюрьму и затем, видимо, в начале 818 г., ссылкой на остров Самофракию, где он вскоре и умер. Греческая церковь причисляет его к лику святых как исповедника (EQ o( ο;) μολογητς). «Хронография» была составлена Феофаном как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Вряд ли это случайно. Агиографы рассказывают, что Феофан с детства не только воспитывался на Священном писании, но и приобщился внешней, т. е. эллинской, языческой, премудрости. В монастыре будущий хронист много занимался переписыванием книг, а средневековый греческий писец – человек образованный, нередко писатель и ученый. Наконец, создание Феофаном оригинальной хронологической системы и языка, среднего между разговорным и аттикизирующим литературным (на что обращал внимание еще К. Крумбахер), говорит за то, что если и случайным был повод к написанию «Хронографии», то едва ли случайностью объяснимо значение труда Феофана в развитии византийской исторической литературы. Рассказ Феофана начинается там, где остановился Георгий Синкел, – с 284 г., правления Диоклетиана, и доходит до 813 г., времени вступления на престол Льва V. Можно довольно точно определить, когда была написана «Хронография»: хронист не начинал работы до 810 г., так как Георгий Синкел умер не ранее этого года, а кончил, вероятно, не позже 814 г., до заключения в тюрьму. Вопрос об источниках, использованных Феофаном, сложен: хронист, хотя и говорит о том, что изучил произведения многих историков и хронистов, упоминает их имена редко. Для раннего периода (до середины V в.) это были прежде всего церковные истории Сократа, Созомена , Феодорита, Малала, Прокопий, Агафий, Иоанн Епифанейский,Феофилакт Симокатта, Георгий Писида послужили источниками для времени до воцарения в 610 г. императора Ираклия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Автором анонимной «Истории императоров» ( Joseph. Reg. lib.) традиц. считается Иосиф Генесий, упоминаемый в предисловии хроники Иоанна Скилицы благодаря заметке с его именем в тексте рукописи. Это сочинение было написано при дворе имп. Константина VII Багрянородного , оно охватывает 813-886 гг. и излагает события с т. зр. Македонской династии. Георгий Амартол является автором «Хроники» от Адама до 842 г. ( Georg. Mon. Chron.). Историческую ценность информации, содержащейся в полемическом тексте хроники, трудно оценить объективно. Для VIII в. основным источником Амартолу служило сочинение прп. Феофана; события 813-842 гг. изложены независимо. Кроме этих источников имеется ряд важных текстов фрагментарного характера, к-рые содержат детали, отсутствующие у прп. Феофана Исповедника и Продолжателя Феофана. Первый из них, анонимный текст «О Льве Армянине», относится к 811-820 гг. и описывает царствования императоров Михаила I Рангаве и Льва V Армянина (De Leone Armenio (e cod. Paris. gr. 1711)/Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 335-362; испр. изд.: Browning R. Notes on the «Scriptor Incertus de Leone Armenio»//Byz. 1965. Vol. 35. P. 391-406; новое изд.: Scriptor Incertus: Testo crit., trad. e not./Ed. Fr. Iadevaia. Messina, 1987). Второй текст, т. н. «Хроника 811 г.», описывает сокрушительное поражение византийцев от болгар в 811 г. Хотя ранее считалось, что оба текста принадлежат одному источнику, в наст. время ученые склоняются к мнению об их разной датировке. «Хроника 811 г.» представляет собой, по всей вероятности, не фрагмент хроники, а «историко-агиографическую» композицию, основанную на офиц. свидетельствах и показаниях очевидцев (см.: Brubaker, Haldon. 2001. P. 179-180; Каждан. 2002. C. 270-274). При богатстве исторического материала хроники почти не содержат данных о богословии иконоборцев. Наиболее важным источником с т. зр. визант. богословия образа являются 3 «Защитительных слова против порицающих священные изображения» прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. De imag.). Поскольку 2-е Слово было написано как сокращение 1-го и содержит упоминание о недавнем смещении с кафедры свт. Германа (Ibid. 2. 12) в 730 г., 1-е и 2-е Слова могут быть датированы первыми годами И. Они содержат свидетельства о богословских позициях обеих сторон на раннем этапе споров; 3-е, более пространное Слово, развивает систему аргументов в защиту священных изображений 1-го Слова и содержит гораздо более пространный флорилегий, чем оба первых трактата. Прп. Иоанн кратко суммирует аргументы в защиту икон в одной из глав «Точного изложения православной веры» ( Idem. De fide orth.). Третье «Опровержение против нечестивого Мамоны» свт. Никифора ( Niceph. Const. Refut. et evers.) завершается главой «Обвиняющие христиан, или Иконоборцы», вероятно задуманной как дополнение к сочинению прп. Иоанна Дамаскина «О ересях».

http://pravenc.ru/text/389050.html

Первое предсказание преподобного Григория вскоре исполнилось. Исаак и жена его отпустили своих слуг и раздали все свое богатство. Жена стала монахиней в Пригипповой обители на одном из Принцевых островов в Мраморном море. В иночестве Ирина угодила Богу и получила дар исцелять болезни, о чем впоследствии поведал святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847; память 14 июня), писатель житий их обоих. Исаак же отправился к старцу Григорию Стратигию и был пострижен им в иноческий образ с именем Феофан (являющий Бога). Инок Феофан жил при старце довольно продолжительное время. Впоследствии преподобный Феофан, по благословению старца Григория, основал монастырь на острове Колонимос, где затворился в келлии и занимался переписыванием книг, достигнув в этом деле большого искусства. Через некоторое время он устроил еще одну обитель в Сигрианских горах, в 30-ти верстах от Кизика, назвал ее Мегагрит (Великое Село) и был в ней игуменом 27 лет. Преподобный Феофан, игумен Великого Села в Сигриане, присутствовал на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 году. Там, где многие красовались прекрасными одеждами, колесницами и конями, он появился на плохом осле и в заплатанном рубище. Все, кто знал его прежнюю жизнь, когда он был богат, знатен и близок к императору, умилялись, видя его в таком смирении и нищете. За благочестивую добродетельную жизнь дана была ему от Господа благодать чудотворения. Он исцелял болезни и изгонял бесов. Однажды, плывя на корабле, преподобный Феофан утишил бурю. Достигнув возраста более пятидесяти лет, он заболел каменной болезнью и жестоко страдал. Хотя молитвой своей он исцелял других от болезни, но об исцелении своего недуга не просил, а все принимал от Господа с благодарением. В этой болезни и настало время исповеднической кончины по пророчеству прозорливого старца Григория, сказавшего некогда Ирине, что жених ее удостоится мученического венца. В 813 году императором стал иконоборец Лев Армянин (813–820). Он изгнал с престола святого Патриарха Никифора (806–815), отправил в заточение преподобного Феодора Студита († 826: память 11 ноября) с его учениками. Церковный историк Георгий Кедрин пишет, что, когда святой Патриарх Константинопольский Никифор ехал морем в заточение и на корабле проезжал мимо той местности, где находилась обитель преподобного Феофана, они, узнав об этом прозорливыми духовными очами, поклонились друг другу, ибо обоим им предстояло пострадать за почитание святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно монофелитам, Христос обладал двумя природами, но одной волей и «энергией» (богочеловеческой). Осуждены как еретики на 6-м Вселенском соборе 680 – 681 117 Пелагианство, одна из важнейших христианских ересей, основана кельтом Пелагием в V в. Пелагиане отрицали распространение первородного греха на все человечество, а видели в нем лишь дурной пример, поданный Адамом , и утверждали, что человек не нуждается для спасения в содействии божественной благодати; он может достигнуть блаженства и собственными силами, следуя заветам Христа; как падение Адама не было причиной смерти, так и воскресение Христа не есть причина воскресения человека. П. было осуждено на эфесском соборе (431), но в смягченном виде продолжало существовать. 118 Иконоборство, движение против почитания икон в Византии в VIII и IX веках. Иконопочитание, навлекавшее на христиан упреки в идолопоклонстве. Вызвало со стороны имп. Льва III Исаврийского противодействие; 726 он приказал выламывать и закрашивать иконы. Распоряжения его вызвали большое раздражение, начались погромы. Папа Григорий II выступил в защиту икон; его поддержал на Востоке Иоанн Дамаскин . Но император, опираясь на войско и придворную аристократию, продолжал преследовать иконы. Преемник его, Константин V Копроним (741–775), еще с большей энергией выступил против иконопочитания и 754 созвал собор, на котором 300 епископов признали иконы делом «богопротивным и дьявольским». Лишь 787 жена имп. Льва IV Ирина созвала в Никее VII вселенский собор, отвергнувший постановления собора 754, подвергший анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание. В царствование Михаила I (811–813) иконоборцы стали подвергаться гонениям. Наконец, Лев V Армянин (813–820) опять стал против икон и созвал 815 собор, восстановивший определения собора 754. Преемник Льва, Михаил II Косноязычный, издал постановление, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», и это оставалось в силе и при имп. Феофиле (829–842). 842 состоялся собор, который утвердил все определения VII вселенского собора подверг снова отлучению иконоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Василевс мог передать власть не старшему сыну и даже вообще не сыну, а дальнему родственнику или постороннему человеку. Так, например, поступил Исаак I Комнин (1057-1059), назвавший своим преемником не сына, а Константина X Дуку (1059-1067) . Царь Феодосий III (715-717) передал императорский венец Льву III Исавру (717-741) . Хотя и вынужденно, но тем не менее Михаил I Рангаве (811-813) отрекся от трона в пользу совершенно постороннего для себя с точки зрения родства человека - Льва V Армянина (813-820). Хрестоматийный пример косвенного династического родства явило соправление Андроника I (1083-1085) и юного Алексея II Комнина (1080-1083), когда общество во имя «общего блага» согласилось признать дядю царственного мальчика полноправным императором. Зато Михаил VIII Палеолог (1261-1282), ставший соправителем малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261), был выдвинут по своим личным качествам. Он приходился лишь дальним родственником правящей династии Ласкаридов, каковых в то время насчитывалось немало. Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) вообще не являлся родственником царя Андроника III Палеолога (1328-1341), но по «праву духовного родства» с покойным василевсом он считался вполне легитимным преемником его власти. При условии, конечно, сохранения права на царство юного Иоанна V Палеолога (1341-1391), сына своего царственного друга и покровителя. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат (1078-1081), Алексей I Комнин (1081-1118), посчитав, что нарушены законные права наследника – юного Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака (1067-1078), предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетия передать тому единоличную власть . Согласимся, едва ли возможно усмотреть в этой конструкции наследственное преемство «по крови». Такие прецеденты имели место, разумеется, не только в Византии. После кончины св. Феодора Иоанновича (1584-1598) легитимация власти одного из претендентов на престол Бориса Годунова (1598-1605) основывалась на нескольких непрямых нюансах, каждый из которых сам по себе мало что значил: родстве с царской семье через сестру Ирину (1598), церковном поминовении по его распоряжению вдовой царицы на Ектенье, как свидетельство заботы о ней (что, напротив, вызвало глухой ропот недовольства в силу беспрецедентности), а также специально подобранных исторических примеров безродности многих великих царей у других народов, и ссылке самого претендента на несуществующую грамоту Иоанна Грозного (1547-1584), который-де незадолго до своей смерти поручил его заботам сына, невестку и царство. Интересно, что грамота об избрании Годунова по инициативе патриарха св. Иова (1586-2589) была вложена в раку с мощами св. Петра (память 24 августа), митрополита Московского, как важный сакральный жест зашиты соборного решения .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

После Копронима иноки снова стали жить при Студийской церкви, но — в небольшом количестве. Студийская обитель, во все время своего существования до падения Константинополя, пользовалась необыкновенною славою и преимуществами за услуги, оказанные ее неусыпающими и бесстрашными иноками государству и Церкви, особенно во времена иконоборчества, когда иноки Студийские показали себя бесстрашными воинами Христовыми. Знаменитая в продолжение многих веков, Студийская обитель в настоящее время представляет развалины: сама обитель обращена в магометанский скит, а храм — в магометанскую мечеть. ( < < back) Преподобный Феодор Студит  — знаменитый настоятель Студийской обители, ревностно боролся за иконопочитание, за что претерпел множество гонений и истязаний. Он оставил после себя много сочинений аскетическо-назидательного и догматического содержания. Кроме того, святой Феодор писал для церковного употребления каноны и трипеснцы с стихирами, вошедшие в состав Постной Триоди. Он также издал наставления для Студийских иноков, как каждый должен выполнить повеленное, начиная с самого настоятеля. Память святого Феодора Студита 11-го ноября. ( < < back) Сарацыны  — жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а затем христианские писатели перенесли это название на всех арабов и мусульман вообще. ( < < back) Лeb V Армянин  — Византийский император-иконоборец, царствовал с 813 по 820 год. ( < < back) Патрициями назывались в Римской и Восточной, Византийской, империи лица высшего сословия, соответствующего нашему родовитому дворянству. ( < < back) Muxauл I Рангав  — император Византийский — царствовал с 811 до 813 года. ( < < back) Вифиния  — северо-западная провинция Малой Азии, расположенная по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. В XIV в. Вифиния подчинена была туркам, под властью которых находится и теперь. ( < < back) Святой Никифор (Исповедник) управлял патриаршею кафедрою с 806 по 815 г.; пробыл в заточении 13 лет, до самой кончины, последовавшей в 828 году. Оставил после себя сочинения исторические, догматические и канонические. Память его 2-го июня и 13-го марта (обретение мощей). ( < < back) озеро расположено около Аполлонии  — древнего города в Иллирии. Мезопа или Метопа  — крепость Аполлонии. ( < < back) Вонита или Бонит — в Анатолии, иначе Малой Азии. ( < < back) было в 819-м году. Смирна  — древний знаменитый торговый город на западном берегу Малой Азии; в настоящее время представляет из себя один из самых цветущих городов Малой Азии, с населением свыше 120.000 жителей. ( < < back) Muxauuл II Травлий, (Балба) т. е. косноязычный, царствовал с 820 г. по 829 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преп. Феодор, возвратившись в 811 году в Студийский монастырь, снова занялся благоустройством монашеской жизни, которая во время его ссылки пришла в большой упадок. Опять Студийская обитель трудами своего знаменитого игумена сделалась прекрасным духовным садом. И Церковь Византийская в царствование благочестивого царя Михаила Рангаве, истинного ее епистимонарха и дефенсора, пользовалась миром и благополучием. Но недолго в Византии царил церковный мир. И при византийском дворе, и в обществе в целом, несмотря на осуждение иконоборческой ереси Седьмым Вселенским Собором (787 г.), продолжала существовать и тайно действовать сильная иконоборческая партия. Эта партия враждебно относилась к церковной политике императора Михаила и искала удобного случая посадить на византийский престол сторонника своих воззрений. В 813 году такой случай представился. После поражения Михаила болгарами византийский престол при содействии войска, зараженного иконоборчеством, занял стратиг восточных фем Лев Армянин (813–820 гг.), злейший иконоборец. Новый император, хитрый и коварный, скоро дал понять православным, что не питает к ним симпатий, а в 814 году начал открытую борьбу с иконопочитанием. Сначала придворный богослов Иоанн Грамматик написал по поручению царя трактат против почитания икон. В основу его он положил историко-догматическую аргументацию иконоборческого собора 754 года. Затем император, опираясь на этот якобы ученый трактат, потребовал от патриарха Никифора убрать иконы, поставленные на невысоких возвышенностях и служившие для народа предметом почитания; причем сослался на возмущение войска. Объяснение, данное патриархом в защиту святых икон, не удовлетворило императора, и он продолжал настаивать на своем требовании. Лев Армянин пытался перенести вопрос в область богословских споров, хотя иконопочитатели во главе с патриархом Никифором дали ему понять, что обсуждать тезис, решенный Вселенским Собором, есть признак нелепого упорства и безумия. Тогда император снял с себя маску и начал открыто действовать против святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник (788/800–847) Догматическое богословие святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник Пострадал от иконоборцев. Председательствовал на Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, составил чинопоследование «Торжества Православия». Родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. Подвизался также в обители Хинолакковой в Триглии. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) занимал высокую должность апокрисиария при святителе патриархе Никифоре . Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер (815–822). После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился на Восток и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный (820–829) вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил (829–842), также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками. Император некоторое время его терпел, после поражения в войне против арабов обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника», как иконоборцы называли почитателей святых икон. Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Konsta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010