Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СИМЕОН МИТИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Родился в начале VIII в. в городе Митилене на острове Лесбос , в семье Адриана и Константы, пятеро из семерых детей которых стали монахами, в том числе Давид , Симеон и Георгий . Симеон был самым младшим братом и, когда ему было восемь лет, умер его отец, Тогда мать привезла его в Троаду в монастырь в горах Ида , где настоятелем был его самый старший брат Давид. Симеон остался с Давидом, а мать вернулась в Митилену, где вскоре умерла. Симеон в монастыре выучился грамоте и в возрасте 22-х лет стал монахом, а в 28 лет был рукоположен в иереи епископом Гаргарским. Через два года Давид умер и, поскольку предвидел свою смерть, повелел Симеону вернуться в Митилену. Симеон послушал брата, вернулся на остров Лесбос и поселился в южной части Митилены – в месте, называемом Мол, где, также как и Симеон Столпник , поселился на столбе, проводя жизнь в посте и молитве. После этого к Симеону пришел его брат и также монах Георгий . Георгий также был рукоположен в иереи и вместе с Симеоном и их сестрой – монахиней Иларией, – а также с другими монахами они построили монастырь, куда за пасторским наставлением приходило множество христиан. Однако, тишину монастыря потревожила ярость иконоборцев. Византийский император Лев V Армянин ( 813 - 820 ) изгнал епископа Митиленского Георгия , сослав его в Херсонес , и поставил епископом иконоборца Льва , который немедленно обратился против Симеона и его монастыря. Епископ Лев приказал сжечь заживо Симеона, но святой чудесным образом остался невредим. Пораженный чудом, Лев ненадолго отступился, но вскоре добился изгнания Симеона и остававшихся с ним монахов, вынужденных переселиться на остров Святого Исидора, расположенный в заливе Герас. В дальнейшем, епископ-иконоборец Лев добился решения императора Михаила II Травла (820 - 829) о ссылке Симеона на необитаемый остров Лагусса , расположенный напротив Трои . Туда Симеон отправился в сопровождении десяти учеников и поселился на десятиметровом столбе, а его брат Георгий остался в Митилене, заботясь о монастыре.

http://drevo-info.ru/articles/23387.html

Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения. 17 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Иосифа Песнописца. Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь. Это было в царствование императора Льва Армянина (813820) — время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Иосиф поехал в Рим, чтобы известить Папу о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу, где провел 6 лет. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его». В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй». Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее и был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город. В Константинополе преподобный Иосиф уже не застал в живых преподобного Григория Декаполита. Преподобный Иосиф получил также от одного добродетельного мужа часть мощей апостола Варфоломея. Он построил церковь во имя святого апостола и хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославлявших память святого апостола, сам же он не дерзал их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения. После этого чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Яко звезде, явльшуся тебе,/житием и зарею Божественною чувствы просвещенну,/преставление, преподобне, твое звезда провозвести. В чертог Вышняго Царствия, одеян, вшел еси достойно/и восклонився с Женихом, преподобне,/на трапезе невещественныя сладости. Богородичен: Небесныя Тя силы, яко Матерь Жизни всех,/по долгу дориносят и воспевают, Владычице,/яко Предстательство душ наших. Песнь 8 Ирмос: Богоглаголивии отроцы в пещи,/со огнем пламень попирающе, пояху:/благословите, дела Господня, Господа. Богоуправляемое имея сердце,/страстей моих мрачную, отче, отжени бурю/и ко пристанищу тишины твоея настави. Насажден при Божественных исходищах любве вод,/древо жизни возрасти/и плоды благочестия во время отдал еси. Яко врач неисцельных недугов/и отгонитель нечистых духов, блаженне Георгие,/и моего греха недуг уврачи. Богородичен: Кто изречет Божественное рождество Твое, Богородительнице Марие?/Всяко бо естество дивится земнородных и Ангел,/и Тя ублажают. Песнь 9 Ирмос: Проявленное на горе законоположнику во огни и купине/рождество Приснодевы/в наше верных спасение/песньми немолчными величаем. Твоих слез источники безстрастия возделал еси, преподобне, рай непорочно/и многообилен плод износиши,/питая добродетельми Божественное стадо. Ты чисто Богу принесл еси служение/и, веры, преподобне, течение совершив,/ныне приял еси венец правды из руки Христа Подвигоположника. Днесь играет и ликует верных множество,/монахов стада, священников собори:/тя бо вси образ спасения обретоша, и правилу изображение. Богородичен: Богомужно Твое рождество, Всенепорочная Отроковице,/яко Бога суща и Зиждителя веков молящи не оскудевай непрестанно,/спасти души воспевающих Тя. Преподобный Георгий, митрополит Митиленский Преподобный Георгий, митрополит Митиленский, с юности вел монашеский образ жизни. В царствование Льва Исаврянина (716–741) святой претерпел гонения от иконоборцев и получил именование Исповедника. В годы царствования Константина Порфирородного (780–797) святой Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла целомудрием и чистотой и была подобна жизни Ангельской. Он имел дар чудотворения, изгонял нечистых духов и исцелял неизлечимые болезни. Святитель отличался милосердием, щедро помогал всем нуждающимся. В конце своей жизни в 815 году, во время царствования иконоборца Льва Армянина (813–820), святой архипастырь был изгнан и сослан в Херсонес, где и скончался после 820 года. В час его кончины над городом Митилена на небе воссияла яркая звезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи. Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены. Патриарх Феодосий (862-878) С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…». В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов. Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Богородицы, также и честных Ангелов и всех святых. Взирающие на иконы побуждаются воспоминать и любить первообразных им, и чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, а не Богопоклонением, которое приличествует единому Божескому естеству, но почитанием, какое воздается изображению честнаго и животворящаго Креста, св. Евангелию и прочим святыням, – фимиамом и проставлением свещей, каковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней» 270 . Утвердив св. иконопочитание, отцы изрекли благодарение Господу; возгласили многолетие благочестивым императорам, вечную память защитникам Православия патриарху Герману и Иоанну Дамаскину , Георгию Кипрскому, и произнесли проклятие иконоборцам. Впрочем седьмым Вселенским Собором иконоборство было не совсем погашено. Еще слишком 50 лет после Собора оно возмущало мир Церкви, и особенно при царях Льве V Армянине – по духу манихее (813–820), и при его преемниках – Михаиле II Косноязычном (820–829) и Феофиле (829–841), зараженных также манихейством и иудейством. Лев Армянин, убежденный врагами веры Христовой, что христиане терпят порабощение и бедствия от неверных за иконопочитание, повелел в 814 году собрать древние книги из всех библиотек Константинополя, равно как из церквей и монастырей, чтобы сделать известными те, на которые ссылался собор иконоборный, бывший при Копрониме, и истребить те, кои особенно говорили в пользу икон 271 . Патриарх Никифор (806–815) с христианскою твердостью защищал пред императором древний обычай иконопочитания и усугубил свои молитвы к Богу об укреплении православных в подвигах терпения за правое исповедание; целую ночь провел он в молитвах с православными в великой церкви. После всенощной молитвы патриарх, взошедши на амвон, произнес проклятие на гонителей икон. На другой день защитники православия сильно состязались во дворце с иконоборцами, особенно Феодор Студит , который не только устно утверждал почитание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Феодор Студит показал себя уже вполне противником императорской власти, когда в лице Льва V Армянина (813–820) снова вступил на престол иконоборец. В письмах к нему и к его преемнику Михаилу II (820–829) Теодор милостиво дозволял императору поддерживать священников в приведении в исполнение их приговоров; но всякая самостоятельная деятельность отнималась у императора, я он являлся простым фигурантом в церковных делах. Напротив, притязания Рима на церковное первенство Феодор поддерживал самым беззастенчивым образом. Никто из греческих учителей церкви не разделял с такой решительностью, как Феодор Студит , той мысли, что первенство Рима не только преимущество чести, но что папа фактически осуществляет в высшей степени действенное право надзора за всей церковью: ведь, он – богоизбранный пастырь христианских овец. Студит убежден, что Господь не оставил церкви: ибо папа – невозмутимый и чистый источник правоверия, тихая пристань, где может успокоиться церковь от всяких бурь. Так Феодор Студит защищал до последнего издыхания, как никто другой, свободу церкви и первенство Рима. Обе церкви причисляют его к своим святым, но римская с большим правом, чем греческая, среди которой он и его единомышленники стали скоро совершенно одинокими. В спорах эпохи Игнатия и Фотия оказалось, правда, что у римской церкви были убежденные и очень преданные сторонники; но они составляли меньшинство. И даже как раз это благоприятное Риму настроение строгих и благочестивых людей лишило римскую церковь всякого влияния у громадного большинства населения. Уже собор 602 года резко осудил целый ряд обыкновений Западной церкви. В этих мелочных придирках проявляется инстинктивная ненависть к латинянам; это первые движения пробуждающегося национального самосознания греков. Когда же патриарх Фотий своей знаменитой энцикликой 867-го года бросил перчатку Риму и принялся за дело церковного отделения от Рима, то весь народ возликовал, прославляя „равноапостольного вселенского учителя». И после своего изложения императором Василием И патриарх получал многочисленные адресы с выражением преданности от мелких торговцев и ремесленников столицы, – доказательство того, что его прославляли, как великого патриота.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

– Умолчание здесь об иконопочитании дало повод проф. Крумбахеру заключить, что житие это написано вскоре после окончания иконоборчества (S. 592). Но неубедительность этого соображения видна хотя бы из того, что Никифор и без того три раза говорит об этом движении. – Царь был поражен ответом Феофана; затея его не удалась: «осел был пойман за пением на лире». Святой был заключен в крепчайшую тюрьму Елевфериева дворца (τος τν λευθερου νακτροις); его морили голодом; он страдал от своих болезней, но был непреклонен; ангелы радовались его мужеству, а демоны были в страхе (§ 17). Через два года он был переведен в тюрьму на о. Самофраки, где предсказал кончину царя и где через 23 дня скончался. – Бароний приурочивал его кончину к 816-му, Гоар к 818 году. Болландисты после сложных, но недостаточно обоснованных соображений нашли, что святой мог жить до марта 820 года. Факт тот, что Феофан умер в царствование имп. Льва Армянина (813–820), через 2 года и 1 месяц после того, как был вызван в Константинополь. Но в столицу он был вызван вскоре после беседы царя во дворце с иконопочитателями (около февраля 815 г.); стало быть кончина Феофана может быть отнесена к 12 марта 817 или 818 года. – Тело его руками боголюбивых людей было положено в деревянный гроб и с песнопениями предано земле. Когда язва распространилась на островном скоте и животные стали гибнуть, владельцы их брали воду от гроба его, кропили скот и таким образом спасали его (§ 18). Наконец дикий зверь погиб в священном месте, и заблистало солнце свободы. Почитатели святого явились в лодке на остров, взяли раку с его телом и перевезли в место Иерию (ρεια), отстоящее от монастыря (по болландистам: от Кизика) в 12 стадиях (§ 19). Бог прославил своего угодника чудесами: болезни исцелялись, буря морская утихала, сумасшедшие (δαιμονντες) получали исцеление у его гроба, паралитики, приносимые на носилках, возвращались назад с благодарением; выздоравливали слепые, хромые и немые, а также кровоточивые жены; «рукописание, полное тяжелых случаев, оказалось припечатанным к гробнице, и никто не знал, кем оно написано»; но всего, замечает автор, пересказать не возможно (§ 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Идейная подоплека и причины возникновения иконоборчества не вполне ясны: возможно, оно было вдохновлено набиравшим силу исламом, в котором запрещены изображения людей, допускаются только изображения зверей и птиц, а также орнаментальная живопись. В народной среде имели место злоупотребления культом святынь и отношение к иконе как к предмету, наделенному магической силой (иконы брали в восприемники при крещении, в евхаристическое вино подмешивали краску, соскобленную с икон, и пр.). Однако иконоборчество отвергло не только злоупотребления, но и саму идею священного изображения Бога Слова, Божией Матери или святого. Недопустимость изображения Христа иконоборцы объясняли тем, что Христос одновременно Бог и человек, тогда как на иконе можно изобразить только Его человеческое естество. Иконоборцы также апеллировали к ветхозаветному запрету на изображения и поклонение кумирам (см. Исх. 20:4–5 ). Идейным противником иконоборчества стал преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 676 – ок. 754) , который вскоре после появления эдикта 726 года составил три трактата против иконоборцев. В них он доказывал, что ветхозаветная традиция не допускала изображение Бога, поскольку Бог невидим: когда же Бог сделался видимым, восприняв человеческую плоть, Его можно и должно изображать. Поклонение иконам не имеет ничего общего с идолопоклонством, так как материальному образу воздается поклонение, которое восходит к нематериальному Первообразу, которому надлежит воздавать богослужебное почитание. Учение Иоанна Дамаскина легло в основу догматического определения Седьмого Вселенского Собора , созванного в 787 году в Никее в царствование императрицы Ирины (780–802). После Седьмого Вселенского Собора гонения на иконопочитателей возобновились при императоре Льве V Армянине (813–820), который в 815 году добился низложения патриарха Константинопольского Никифора и замены его на патриарха-иконоборца Феодора Каситера. Был созван Собор епископов для осуждения Седьмого Вселенского Собора и признания Вселенским Собора 754 года, осудившего иконопочитание. После этого гонение на иконопочитателей приобрело еще больший размах, чем при Константине Копрониме. Главным оппонентом иконоборцев после низложения патриарха Никифора стал игумен Студийского монастыря в Константинополе преподобный Феодор Студит , устроивший на Вербное воскресенье 815 года крестный ход с иконами: в шествии приняло участие около тысячи монахов. Феодор Студит был отправлен в ссылку, десятки епископов и монахов были сосланы, замучены или казнены. Гонения продолжились при императорах Михаиле II (820–829) и Феофиле (829–842).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Впрочем, седьмым Вселенским Собором иконоборство было не совсем погашено. Еще более 50 лет после Собора оно возмущало мир Церкви, и особенно при царях Льве 5 Армянине — по духу манихею (813—820) и при его преемниках — Михаиле 2 Косноязычном (820—829) и Феофиле (829—841), зараженных также манихейством и иудейством.    Лев Армянин, убежденный врагами веры Христовой, что христиане терпят порабощение и бедствия от неверных за иконопочитание, повелел в 814 году собрать древние книги из всех библиотек Константинополя, равно как из церквей и монастырей, чтобы сделать известными те, на которые ссылался собор иконоборный, бывший при Копрониме, и истребить те, которые особенно говорили в пользу икон. Патриарх Никифор (806—815) с христианской твердостью защищал пред императором древний обычай иконопочитания и усугубил свои молитвы к Богу об укреплении православных в подвигах терпения за правое исповедание; целую ночь провел он в молитвах с православными в великой церкви. После всенощной молитвы патриарх, взошедши на амвон, произнес проклятие на гонителей икон. На другой день защитники православия сильно состязались во дворце с иконоборцами, особенно Феодор Студит, который не только устно утверждал почитание св. икон и укреплял правоверующих, но и письменно. Исповедников изгнали из дворца; патриарх вынужден был оставить свою кафедру. По удалении патриарха враги дерзко начали истреблять св. иконы. Св. Феодор Студит, для предотвращения соблазна, приказал инокам своей обители поднять иконы и совершить с ними торжественный крестный ход в день Вербного воскресения, с пением: " Пречистому твоему образу поклоняемся, Благий» и проч. На место Никифора возведен был на патриаршую кафедру единомышленный императору Феодот (815—721). Иконоборцы собрали собор против иконопочитания и определили истребить иконы. По этому определению враги православия замазывали в церквах изображения, разбивали священные сосуды, раздирали украшения на части, раскалывали доски, на которых были изображения и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Собор торжественно санкционировал иконоборческую политику императора. Заметим, что ни патриархи, ни папане признали законными постановления этого собора. Император же после собора усилил преследование иконопочитателей с решительной настойчивостью и жестокостью 254 . Сын Константина Копронима Лев [IV] (775–780) придерживался законодательства деда и отца в отношении иконопочитателей. Его кратковременное царствование не было кровопролитным. К тому же пограничные войны с арабами завершились победой греков. Затея с ликвидацией иконопочитания не оправдала надежд. После смерти Льва [IV] престол перешел к его несовершеннолетнему сыну Константину VI. Бразды правления приняла мать Константина Ирина. Несмотря на упорное противодействие партии военных и большей части высшего духовенства, императрица добилась созыва Вселенского Собора, который в Никее в 787 году отменил решения лжесобора 754 года и вменил верующим почитание икон как обязательное 255 . В 802 году произошел придворный переворот и с ним прекратилась династия Исавров. Новый император Никифор I (802–811) разумно пользовался правом высшего духовного надзора. Новый патриарх, тоже Никифор, умел направить деятельность императора во благо Церкви. Последнему наследовал зять его Михаил I Рангаве, расположенный к Церкви. Неудачная война с Болгарией вынудила его передать престол генералу, по национальности армянину, Льву V (813–820) 256 . Император Лев, искренне благочестивый человек, прислушиваясь к настроению войска и части духовенства, оставил разумную политику императора Никифора I и открыто выступил как противник икон. В 815 году он созвал новый собор, который восстановил постановления лжесобора 754 года и анафематствовал иконопочитателей. Все это было сделано исключительно в угоду военным и некоторой части духовенства без тех перспективных соображений, какими руководствовался Лев Исавр, запрещая иконопочитание. При этом император действовал против своих церковных противников с большим терпением и умеренностью. Преемник императора Льва Михаил II (820–829) в религиозном отношении был индифферентен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010