2) В християнството учението за Логоса само външно напомня античното. То води началото си от Стария Завет: при Сътворението Бог казва (произнася слово) и нещо става. Св. Йоан Богослов ( Ин 1:1,14 , 1Ин 1:1 и др.) нарича «Логос» Второто лице на Св. Троица – Божият Син Иисус Христос – Вечно и Ипостасно Божие Слово. Бог Слово съществува от вечност с Отца («В начало беше Словото, и Словото беше у Бога, и Бог беше Словото. То беше в начало у Бога. Всичко чрез Него стана, и без Него не стана нито едно от онова, което е станало...», Иоан 1:1 ), а при Своето въплощение «Логосът стана плът и живя с нас» ( Иоан 1:14 ). Лойола (Loyola) Игнатий (1491–1556) – испански аристократ, основател на Йезуитския орден, разработил неговите организационни и морални принципи. От 1541 г. Лойола е негов ръководител (генерал) и като такъв превърнал ордена в защитник на Католическата църква и Контрареформацията. Канонизиран от Католическата църква през 1622. Лоно Авраамово – 1) иносказателен израз, озшп;звам в свещените текстове за обозначаване на мястото на вечното блаженство (напр. Лук. 16:12–23 – притчата за богаташа и Лазаря). 2) В животописта един от сюжетите, чрез които се изобразява рая, използван често в композициите, пресъздаващи Страшния Съд. Обикновено на тях се изобразява патриархът Авраам с невинните души на младенците на колене, или Аврам, Исаак и Яков, седнали на тронове. Извън речника: Лоно Авраамово. Лъв V Арменец – византийски император–иконоборец, царувал от 813 до 820 година. Св. Лъв I Велики (395–461) – римски папа от 440 до 461 г. През 452 г. спрял опустошението на Италия от хуните като убедил Атила да не напада Рим. Заел православна позиция срещу монофизитството и подкрепил осъждането на цариградския архимандрит (Eutyches) на Константинополския събор (448 г.). Изпратил до Константинополския патриарх Флавиан писмо, наречено Томос, относно двете природи на Иисус. Писмото и формулировката на св. Лъв залегнали в основата на христологическия догмат, постановен от IV Вселенски събор в Халкидон. Паметта на св. Лъв Велики Църквата чества на 18 февруари. Извън речника: Св. Лъв, папа Римски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Как апостолы, так и последующие церковные писатели, говоря об обязанностях руководителей христианской церкви по отношению к верующим и об обязанностях верующих к своим руководителям, обыкновенно имеют в виду всех предстоятелей как епископов, так и пресвитеров, нисколько не давая понять, что не всем предстоятелям, а только одному епископу принадлежит главное руководство церковью. Впервые епископ выделяется из ряда пресвитеров в пастырских посланиях ( 1Тим.3:1 и д.; 1Тим.5:17 ), да и то не вполне ясно (ср. Тит.1:5–7 ). Вполне ясное различение этих двух степеней иерархии мы встречаем лишь у Игнатия Антиохийского . У него же впервые мы находим и указание на то, что пресвитеры занимали в церкви второстепенное положение. Он внушает пресвитерам уступать (συγχωοντες) епископу, оказывать ему всякое уважение (ντοπ) 813 и успокоивать (ναψχειν) его 814 . Но и у Игнатия нет речи о повиновении пресвитеров епископу. Точно так же по Церковным Канонам пресвитеры должны оказывать готовность по отношению к епископу (ποϑυμομενοι τν ποιμνα). Но с другой стороны они в некотором смысле ограничивают единоначалие епископа, поскольку им усвояется право участия в разделении церковных приношений не только верующим, но и самому епископу (гл. 2). По Клементинам епископа должно слушать, а пресвитеров почитать 815 . Епископ – кормчий или помощник Кормчего Христа, пресвитеры – простые матросы 816 . Они должны заботиться, чтобы было исполнено приказанное (епископом?) и о своих судебных решениях обязаны доносить епископу 817 . Однако и здесь епископ не является единоличным управителем общины. Он называется архонтом (χν) 818 , т. е. магистратом 819 , который правил сообща и с согласия совета. С течением времени епископ делается более автократичен. Он начальствует (χειν) не только над верующими, но и над пресвитерами 820 . Он уподобляется уже не архонту или магистрату и принцепсу, а монарху, царю 821 . Пресвитер называется теперь π πισοπον πεσβτεος 822 . Достойно примечания, что выделение епископа из ряда предстоятелей в источниках, относящихся к малоазийским и сирийским церквам, наблюдается ранее, чем в источниках римского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Л.Карфикова «О душе и воскресении» Сочинению Об устроении человека содержательно и, вероятно, хронологически близко следующее сочинение Григория, его известный диалог О душе и воскресении (Περ ψυχς κα ναστσεως λγος 808 ). Этот «христианский Федон» 809 преставляет собой беседу Григория с его любимой сестрой Макриной незадолго до ее кончины (ср. Житие Макрины, где Григорий рассказывает об этом посещении 810 ). Платонов Федон – это разговор о смерти лицом к лицу со смертью , беседа Сократа с учениками, посетившими любимого учителя в тюрьме перед казнью. Так и Григорий, еще оплакивающий недавнюю смерть брата Василия, беседует здесь со своей старшей сестрой незадолго до ее смерти на темы кончины и вечной жизни 811 . Григорий выражает чувство (πθος), которое охватывает человека перед лицом смерти (смерти ближнего 812 ). Умирающая Макрина, напротив, отвергает это чувство как неразумную страсть 813 , представляя взамен рациональную утешительную аргументацию (λγος 814 ). Таким образом, Макрине принадлежит роль учителя 815 , сам же Григорий только вопрошает и озвучивает обоюдные аргументы оппонентов 816 . Так же, как и перед Василием, перед своей сестрой Григорий выказывает благоговение как перед святой и прозорливицей. (По контрасту – хотя и явно не без риторической стилизации – он передает нам снисходительное мнение Макрины о нем самом, младшем брате, далеко не достигающем в ее глазах добродетелей Василия 817 ). Весь диалог можно разделить на шесть основных частей 818 : (1) доказательство нематериального характера души и продолжения ее жизни за гробом 819 ; (2) разговор о страстях 820 : (3) описание участи души после смерти 821 и (4) загробного очищения души 822 : (5) эсхатология души 823 и (6) эсхатология тела 824 . Для раскрытия нашей темы достаточно описать аргументацию Макрины в общих чертах и сосредоточиться преимущественно на представлении об эсхатологическом движении любви. Душа и ее бессмертие Основным нервом аргументации Платона в Федоне является доступ души к миру идей, открываемый и развиваемый логосом, который и сообщает душе бессмертие 825 . (Безотносительно к оценке диалога самим Платоном и его читателями следует отдать должное этому замечательному доказательству бессмертия души, не допускающей смерти и исчезновения, поскольку самой ее сущностью является жизнь 826 ). Необходимым промежуточным шагом при этом является доказательство существования самих идей. Григорий (или же Макрина), в свою очередь, в порядке такого промежуточного шага пытается доказать существование духовного Творца материального мира. Уже отсюда следует переход к параллельному тезису, что, хотя человек есть «некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена Вселенная» 827 , в его теле все же обнаруживается таинственное действие нематериальной и богоподобной души, которой принадлежит вечность 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии» 15 марта 2016 г. 18:25 40-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «Л». Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии. Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

После утрени я прочитал исповедные молитвы. Во время правила Их Высочества исповедовались, Константин Константинович у своего о. Агафангела, Сергий Ал по указанию моему у о. Парфения, а Павел Ал – у моего убожества. Равно и г. Степанов. Более 200 матросов из второй смены фрегата и клипера исповедовались потом в течение полутора часов. Молитвы причастные читал я сам. Оставив Парфения доканчивать исповедь, мы, остальные, спешили начать обедню, но католики, трубившие и рычавшие у Св Гроба, задержали порыв наш минут на 10. Наконец, все там угомонилось, и мы начали свою службу получасом ранее обыкновенного. Вторник, 26 мая От умиления не дремалось и не зевалось. Пение было скорое. Приобщение моряков наших длилось более получаса и истомило меня. В 3 конец всему. Возвращение домой, и сон глубокий до 10-го часа. Вставши, нашел, что Якуб скудается 813 боком и все-таки готовится ехать на Иордан, укладывает вино, пирожки, бананы и тому подобное. Едва успеваем к 2-м часам все собрать, уложить и в путь направить. Аккуратно в назначенный момент выезжаем из консульских ворот, я держусь поначалу прибочного положения, но за углом города уже делаюсь предводителем каравана и направляю его прямо на Елеон в Вифсфагию 814 и в Вифанию 815 . Спуск в могилу св. Лазаря. Пение там тропаря, и литийца малая, и слово некое о тлении и о прочем. Великий спуск к «Источнику учеников» 816 . Бесконечное виляние по длинной Уади-Ход. Остановка с чаем и пирожками у гостиницы Доброго Самарянина. Вперед от заходящего солнышка. Пикеты солдат там и сям, вовсе ненужные 817 . Niveau de l’ Осеап 818 . Сумерки. Дебрь Хозевитская 819 . Спуск в равнину Иорданскую. Наш приют 820 . Палатки в саду. Размещение гостей по комнатам. Скорый ужин. Сон на скамье под открытым небом. Среда, 27 мая Всякого рода шум и гам, продолжавшийся всю ночь, мешал заснуть мне надлежащим образом. В 3 часа уже все были на ногах. Я, конечно, был готов ранее других и по-прежнему ехал впереди за кавасами. За мною скороход нес на палке горящую смолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Единственным источником апостольского учения будет авторитетная традиция. Библейские оправдания при ней излишни, поскольку они не давали искомого события, и генетические авторы напрасно трубят, яко бы Апостол опирался на филоновских интерпретациях двойственного рассказа Моисея о происхождении людей на земле 810 и отсюда извлек всю свою христологию. 811 В этом не было надобности для изображения исторической личности Спасителя. Посему суетно стремление комментаторов свести апостольские слова о «втором Адаме» к утраченному греческому варианту, который подвергся искусственным экзегетическим операциям, в роде каббалистических. 812 За этими изъятиями, – для мысли о двояком творении человека 813 не будет самых слабых намеков в апостольском тексте, 814 и сходство по данному пункту оказывается тем более призрачным, чем усерднее его защищают. 815 Таким путем устраняются все побуждения и материалы для различения в самом человечестве моментов домирного и земного, коль скоро речь касается лишь двух исторических субъектов. Значит, идея небесного человека не содержится у благовестника 816 и навязывается ему по тенденциозному перетолкованию. 817 Чуждая всему Свящ. Писанию, 818 – она не исповедывалась Апостолом языков 819 и даже отрицалась им с догматической неумолимостью. 820 Поэтому и ученые, симпатизирующие генетическим стремлениям, соглашаются, 821 что филоническими сближениями влагаются в апостольскую систему новые элементы, не заключающиеся в ней, 822 и присутствие их считают не аргументированным 823 по существенному различию. 824 Само собой ясно, что критические гипотезы будут субъективными фантазиями, 825 которые не пригодны для исследуемого предмета и своей бесплодностью скорее убеждают в независимости великого проповедника благодати спасения. 826 Но этим разрешается только часть вопроса. Мы нашли, что в разобранном отрывке Христос характеризуется по Своему соответствию и адверсативности земному праотцу или в искупительном достоинстве исторического Избавителя. Таковым Господь стал по причине превосходства Своей природы, которая торжествует в самых космических стеснениях и имеет небесный источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К первым благам, относится добродетель 812 и блага небесные, которых ухо не слышало и око не видело и которые не приходили на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ) 813 ; ко вторым – так называемые человеческие или земные блага: богатство, красота, здоровье, сила, – которые только по участию в истинных благах заслуживают название благ 814 . Такие блага называются, как и у стоиков, средними вещами, потому что сами по себе они не имеют нравственного значения и не могут быть названы ни добром, ни злом 815 . Нравственное значение они получают от нашего отношения к ним 816 . Не стоя в существенной связи с истинным благом – добродетелью, которая, как наше внутреннее достояние и Божий дар, по существу, ни от чего внешнего не зависит 817 , они всё-таки могут способствовать или препятствовать её обнаружению. Без таких средних вещей, как жизнь и здоровье, не могут состояться ни добрые, ни злые дела; равным образом, внешние бедствия, например скорбь, хотя не может сокрушить истинной добродетели, однако расслабляет душу, делает её менее прилежной к учению и добродетели 818 . Отношении христианина к средним вещам, как увидим, различно на различной ступени нравственного развития. К второстепенным благам относят и приятные душевные волнения, и удовольствия 819 . Хотя Климент не говорит о них подробно, но, насколько он касается этого предмета, можно думать, что во взгляде на удовольствия Климент находится в ближайшей зависимости от Филона. Удовольствия (δονα) вошли в жизнь, говорит Климент, как нечто вспомогательное, как например, соль для пищеварения. Они суть простые следствия естественных потребностей – в пище, питье и т. п., хотя наслаждение ими не представляет чего-либо необходимого и само по себе ценного 820 , чего следовало бы желать ради его самого 821 , почему Эпикур, поставивший удовольствия высшим благом, Климентом сильно порицается 822 . Чувственное удовольствие или похоть Климент, безусловно, осуждает, но, однако, он допускает, как мы видели, возможность удовольствий безвредных, радостных волнений, которые доставляются добродетелью и богосозерцанием, и ценит их 823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Поскольку, по написанному, пища и питие Бога – наше спасение, 809 Господь, совершив его посредством домостроительства плоти, и приведя это самое наше спасение к цели и завершению через Свое учение и жительство [с нами], делает так, чтобы ученики Его стали выше чувственного, и говорит, что не будет пить от плода виноградного, то есть совершившегося домостроительства спасения посредством Своего пребывания с людьми. 810 Однако в грядущем веке Он будет пить [вино] новое, то есть обновляемое Святым Духом, благодатью творя из достойных – богов, посредством экстатического 811 и опьяняющего причастия [Божественным] благам. 812 181 . Что означают слова: Не пребудет Дух Мой в этих человеках, потому что они плоть; дни же их будут сто двадцать лет ( Быm. 6, 3 – LXX )? 813 Заботясь о спасении людей, Бог предрек тогда, что их дни будут сто двадцать лет. До того, как Ною было велено сделать ковчег, прошло двадцать лет, а строил он ковчег сто лет, 814 так чтобы пребывая рядом с ним, [люди] пришли к исправлению. Затем же Бог навел потоп и истребил всех. Таким образом, истинно гласит Писание, что жить этому поколению сто двадцать лет, с тех пор как Бог погрозил им. 815 182 . Что в Деяниях означает Евтих, упавший с третьего яруса во время беседы Павловой ( Деян. 20, 9 )? 816 Всякий ум, который взошел на первый ярус, то есть делание, стал на втором, то есть естественном созерцании, и поднялся на третий, то есть [достиг] высоты богословия посредством неколебимой веры, а потом пренебрег словом Божиим и задремал, – [всякий такой ум] падает с того, что названо третьим ярусом. 817 Если же слово учения, нисходящее к нему, найдет в нем что-то живое, и если он не вовсе умер от отчаяния, тогда он вновь оживляется посредством покаяния. 183 . Как это [понять], что, когда намерение 818 [было] не одно и то же, сказано в Евангелии, что динарий один был дан управителем тем, кто трудился в винограднике, хотя призывания были разные. 819 Некоторые из святых отцов говорят, что различные [времена] призывания означают разные возрасты, 820 другие же – разные намерения. 821

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Петр же воздвиже ею, глаголя: востани: и аз сам человек есмь... (Кланяясь св. ап. Петру, Корнилий) являет свое смирение, научает других, благодарит Бога и показывает, что хотя он и получил повеление, но и сам в себе имел великое благочестие. Что же Петр? Востани (говорит): и аз сам человек есмь. Видишь ли, как он прежде всего научает их не думать слишком много о самих себе?» 812 . § 297. Основания – из творений св. отцев и писателей Церкви Св. отцы и писатели Церкви, говорят лютеране, с одной стороны – вообще объявляли, что они никого не почитают, кроме Бога, с другой – обличали тех, кто почитали святых, в идолопоклонстве, и наконец – отзывались о почитании святых, как о обычае языческом в еретическом. § 298. Опровержение их 1. В оправдание первого из настоящих положений они указывают обыкновенно на св. Иустина мученика , Феофила антиохийского , св. Иринея, Климента александрийского , Тертуллиана , св. Киприана, Оригена , Дионисия александрийского , Лактанция и памятные записки, известные под именем св. Климента римского 813 . Но, указывая на эти лица, лютеране не обращают должного внимания на то, с кем они имели дело. Из них Ориген писал, как известно, против Цельса, вооружавшегося против христиан не указанием на какие-нибудь погрешности их, но дерзкими насмешками и клеветою 814 , и, между прочим, разглашавшего будто они научают почитать святых так, как почитают Бога истинного, и покланяться демонам 815 . Все прочие св. отцы и писатели Церкви, на которых указывают в свою пользу лютеране, имели дело с язычниками, врагами христиан. Язычники же – а) не видя внешнего богослужения христиан, смотрели на них, как на безбожников 816 ; б) яве имея в себе разумное Божие, разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но измениша славу Его, нетленнаго, в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад ( Рим. 1:19,21,23 ), даже огородных растений 817 , которым покланялись и служили паче Творца ( Рим. 1:25 ); и – в) принося этим мнимым богам жертвы, воздвигая им храмы, совершая им празднества и проч., вполне были уверены в том, что глаголемые их боги ( 1Кор. 8:5 ) промышляют о них, покровительствуют им 818 , и потому – α) почитали долгом своим служить им навсегда и распространять славу их среди христиан, если не принуждая сих к оставлению своего Бога, непреодолимого и непобедимого, то настаивая, чтобы они не презирали богов империи, но почитали их владыками всего, божеского и человеческого 819 , а – β) на общественные бедствия смотрели не иначе, как на следствия гнева своих мнимых богов за оскудение ревности об их прославлении и почитании их христианами 820 : почему – γ) ревновали об их прославлении до исступления, требуя, чтобы не поклоняющиеся им христиане или приневолены были 821 к поклонению им 822 насильно, или принесены были в жертву умилостивления их, а если и давали им когда-нибудь свободу, то под условием согласия их на поклонение им 823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Когда этот архиерей впоследствии лишен был Адрианопольской кафедры, то он усердно просил царя, чтобы он позволил ему – сообразно с его наклонностями – в качестве полководца «идти сражаться с врагами и овладеть всеми их трофеями» 813 . Нужно сказать, что значительная часть жизни политиков, если они были не у дел, были не во власти, тратилась более или менее попусту. В таком случае они подстерегали зилотов, старательно отыскивая в их действиях оплошности, или же тратили время на прямую или, чаще, косвенную борьбу с ними. Если оказывалось, что патриарх из зилотов достигает особенной силы и значения, это начинает волновать партию политиков «всех архиереев и священников, всех настоятелей монастырей, всех клириков и даже чиновников» 818 – вообще всех недовольных патриархом-зилотом. Если суровость и притязательность патриарха зилотического духа доводили противную партию политиков до потери терпения, то «они начинали сперва тайно, сквозь зубы бранить его, а потом и открыто, – говорит историк, – почти в глаза и в его присутствии»; иногда они доходили до такого раздражения, что «готовы были просто растерзать его, если он не хотел сойти с патриаршей кафедры» 819 . Случалось, что борьба между двумя партиями, торжествующей – зилотической – и политиками, не стоявшими у кормила власти, велась чисто духовным оружием, но публично: если патриарх-зилот подвергал анафеме умеренных, то эти последние отвечали ему с его единомышленниками тем же 820 . К этим средствам борьбы против властвующего зилотизма политики присоединяли и другие, более второстепенного свойства. Так, если зилоты свои протесты и требования выражали слишком настойчиво и становились в положение схизматиков или раскольников, то умеренные старались обратить внимание царя на такой нелегальный способ протеста; старались внушить ему, что схизма – вещь опасная не только для Церкви, но и государства 821 . Те же политики для того, чтобы дискредитировать патриарха-зилота в глазах общества, рассказывали о нем разного рода анекдоты, которые должны были ярко выставлять недостатки патриарха – его нелюдимость, суровость 822 . В деятельности зилотов они старались открывать черты самые непривлекательные; они не скупились на позорящие названия противников, именовали их и Неронами, и Диоскорами, и Юлианами-Отступниками 823 . Действия зилотов они называли «мерзостью запустения на месте святе» и предрекали беды государству 824 . Само собой понятно, что и партия зилотов не оставалась в долгу у политиков по части порицаний главарей этих последних. Так, одного патриарха-политика зилоты прозвали ироническим именем Мармутцы, намекая на его не вполне греческое происхождение; того же патриарха неизвестно почему они же прозвали «Фатриархом» 825 . А главное – зилоты успешнее низвергали патриархов враждебной партии, когда первые домогались того 826 , и таким образом ставили политиков в очень неловкое положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010