См. энциклопедические очерки о нем: Хорошев А. С. Иоаким Корсунянин//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 224; Творогов О. В. Иоаким//Словарь книжников и книжности Древней Руси (далее – СККДР). Вып. 1. Л., 1987. С. 204–206; Карпов А. Ю., Э. П. Р. Иоаким Корсунянин, еп[ископ]//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010.С. 133–134. НПЛ. С. 159–160. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 42. М., 2002. С. 55. См. также: Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. М., 2000. С. 90–91; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 105–106. Некоторые историки настаивают на достоверности рассказа так называемой Иоакимовской летописи о насильственном крещении Новгорода киевским воеводой Добрыней и тысяцким князя Владимира Путятой (см.: Татищев В. Н. История Российская. Т. 1. Л., 1962. С. 112–113). По мнению исследователей, сообщение «Иоакимовской летописи» подтверждается археологическими данными, а именно следами большого пожара 989–990 гг. в Неревском конце Новгорода ( Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев: О возможном источнике Иоакимовской летописи//Русский город: Исследования и материалы. Вып. 7. М., 1984. С. 40–56; он же. Средневековый Новгород: очерки археологии и истории. М., 2004. С. 130–143; Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 257–274; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV вв.: Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002. С. 97; Азбелев С. Н. К изучению Иоакимовской летописи//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 17; он же. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2007. С. 22–24). Это мнение следует отвести из-за безусловно доказанного очень позднего происхождения «Иоакимовской летописи» (подделки под летопись, произведенной в 1-й половине XVIII в. см., например: Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев, 2005. С. 196–245; там же историография вопроса). Не более достоверен и уникальный рассказ Никоновской летописи (митрополичьего свода 20-х гг. XVI в.), согласно которому Новгород крестил при Патриархе Фотии (жившем, как известно, веком ранее) сам Киевский митрополит Михаил (на самом деле, фигура легендарная и ранним источникам неизвестная) вместе с Иоакимом и дядей князя Владимира Добрыней; впрочем, через одну годовую статью приводится и рассказ о свержении Перуна Иоакимом, который был хиротонисан уже другим митрополитом – Леонтом, также легендарным лицом (ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 63–65).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

16 В Киевском Синопсисе рассказывается, что, когда идол Перуна плыл рекою, суеверные язычники бежали по берегу и кричали: «Выдибай!», то есть выплывай. Он действительно выплыл на берег, и это место названо Выдибичи, или Выдубичи. Впоследствии там сооружен Выдубицкий Михайловский монастырь. 17 В народе сохранилось присловие о крещении новгородцев. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». 18 Рогнеда постриглась и назвалась Анастасией. Рассказ об ответе ее Владимиру взят из Тверской летописи (История России проф. Соловьева Ч. 8, с. 478). 20 Святополк рожден от жены Ярополка, Гречанки, которую Владимир, убив брата, взял к себе беременною. 21 При дворе Владимира являлся и другой Латинский миссионер Бруно (Русская Беседа. Ч. I, стр. 11). Он ходил проповедовать к Печенегам. 23 Похвала кагану нашему Владимиру, писанная митрополитом Иларионом (Прибавление к творениям святых отцов. Ч. II, с. 281). 24 Черноризец Иаков для успокоения современников говорит: «Не будем дивиться, возлюбленные, если он по смерти не творит чудес: многие праведники не творили чудес и, однако, святы», – и потом приводит слово Златоуста, который учил, что святые люди узнаются не по чудесам, а по делам. 25 Тогда же взяты из гроба некоторые останки просветителя России, известные доныне, каковы: глава благоверного князя, находящаяся в Великой церкви Киево-Печерской Лавры, челюсть в Московском Успенском соборе и ручная кисть – в Киевософийском соборе (История Русской Церкви. Преосвященного Макария. Ч. I. с. 68). 26 Из службы святому Владимиру. Она известна по рукописи XIII века и писана во время уделов, как видно из последних слов тропаря: «Моли спастися державы твоея начальником, христолюбивым князем и множеству владомых». 27 По летописи Иоакимовой, Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны, а по свидетельству Нестора и черноризца Иакова – от христианки Болгарыни. 28 При жизни Владимира получили уделы: Изяслав, Ярослав, Борис, Глеб, Святослав, Всеволод, Мстислав и Святополк. 29 Древнее житие свв. Бориса и Глеба в Чтениях в Императорском Московском Обществе Истории и Древностей Российских, 1858, книга I, с. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Или еще пример, совсем из другой области. То, что обычно называют языческой реформой князя Владимира. Многие помнят этот летописный рассказ, как, едва овладев Киевом, Владимир, еще будучи язычником, воздвиг кумиров: Перуна, Хорса и прочих. Чаще всего считается, что князь тем самым соединил в общем пантеоне языческих божеств различных славянских племен с целью консолидации многоплеменной державы. Вряд ли, однако, это так, ибо по своему составу пантеон выглядит скорее локальным, южнорусским. Меньше обращалось внимания на то, что Владимир вынес кумиры за пределы «двора теремного». Это значит, что прежде они стояли на княжеском дворе и речь шла о семейном, династическом культе. Теперь же князь выносит кумирослужение на гору, делает его общекиевским и в этом смысле общественным, государственным. Всё это свидетельствует о том, что даже в языческий период Владимир придавал большое значение религиозным вопросам в государственном строительстве. Следовательно, и последовавшее через десять лет крещение — это не случайность, не просто благоприятное стечение обстоятельств, а результат целенаправленного поиска в религиозной области. — Есть ли новые данные о христианском богослужении, из какого церковного центра оно пришло на Русь? Сейчас приходится слышать, что таким центром был Охрид... — Вы затрагиваете сложную проблему. Да, в настоящее время профессор Алексей Пентковский активно разрабатывает комплекс историко-литургических свидетельств о ранних связях Киева и Охридской архиепископии в тогдашней Западной Болгарии (нынешней Македонии). Эта гипотеза противостоит традиционному взгляду на происхождение нашей древнейшей богослужебной литературы, которая считалась восточноболгарской, преславской (Преслав — столица Болгарского царства до третьей четверти Х века). Дискуссия эта узкоспециальная, она продолжается, и надо бы дождаться ее итога, хотя бы предварительного. В любом случае возможные церковные связи Киева с Охридом не следует понимать в том смысле, в каком их понимали раньше. Я уже упоминал теорию А.А. Шахматова — М.Д. Приселкова, согласно которой Киевская митрополия была учреждена Константинополем только около 1037 года, а до этого юная Русская Церковь якобы управлялась из Охрида. Сейчас эту теорию нужно оставить, потому что точно известно, что Киевская митрополия была основана раньше, еще при жизни Владимира, то есть прежде 1015 года. Но как организовывалась собственно богослужебная практика, в деталях сказать трудно. Ясно, что церковные книги и отчасти, видимо, священники происходили именно из Болгарии. Об этом говорит и сам состав древнейшей русской переводной книжности, и языковые черты переводов. Кроме того, известно, что на те времена приходится покорение Западноболгарского царства Византийской империей, причем Русь, после своего крещения из Константинополя, выступала на стороне Византии. Трофеями в этой войне могли стать церковные книги и утварь, а может быть, и кое-кто из священнослужителей, попадавших в плен.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_na...

Язычники и сами со временем начали гнушаться подобными практиками: “ – Смотри, что ты делаешь, преступный Дамид! Своими словами ты едва не опрокидываешь храмы и алтари богов. – Не все алтари, Тимокл. Ведь что ж в них дурного, если они полны благовоний и фимиама? Но я увидел бы охотно свергнутых со своих оснований алтари Артемиды в Тавриде, на которых эта дева наслаждалась известными всем жертвоприношениями, радовавшими её” ( Лукиан. Зевс трагический, 44). «Известные всем жертвоприношения” Артемиде – это намёк на историю Ифигении… В Аркадии богу Ликею «обыкновенно» приносили в жертву мальчиков (Августин. О Граде Божием. 18, 17). " В историческую эпоху здравое чувство Греции победоносно борется с этим страшным пережитком. Где человек заменяется жертвенным животным ; где – куклой; где человек остаётся человеком, но жертвоприношение заменяется окроплением жертвенника его кровью, или же его сбрасывают со скалы, принимая меры к тому, чтобы он был спасён; где, наконец, очень редко, – и это было самым строгим отношением к старине, – для жертвоприношения приберегают присуждённого к смертной казни преступника. Все это были так называемые «фармаки», то есть средства «исцеления» государства от болезни " . И все же – было… Было и в Греции, было и на Руси. Рассказ «Повести временных лет» о том, как Перуна пустили в плавание по Днепру, перестаёт казаться «разрушением культурных памятников родной старины», если вспомнить, что Перуну ещё за несколько лет до года Крещения принесли в жертву христиан: «В год 6491 (983) пошёл Владимир против ятвигов, и победил ятвигов, и взял их землю. И пошёл к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт он, того и зарежем в жертву богам“. Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришёл тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти диавола. И посланные к нему, придя, сказали: „На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам“. И сказал варяг: „не дам сына моего бесам“. Посланные ушли и поведали об этом людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял в сенях с сыном своим. Сказали ему: „дай сына твоего, да принесём его богам“. И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили» . До Крещения Владимира и Руси оставалось пять лет…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Вторая книга – воспоминания Георгия Свиридова «Музыка как судьба», замечательный совершенно том глубочайших мудрых мыслей. И третья книга, которую я читаю сейчас, – очередной том дневников Михаила Пришвина. Еще в 9-м классе я впервые познакомился с выдержками из его дневников и был потрясен. Я подумал – вот бы получить все его дневники! Я сразу побежал в библиотеку, там было полное собрание сочинений Пришвина, но дневников не было. Сейчас они, слава Богу, издаются. Я их потихоньку выкупаю. Это, что называется, чтение для души. Рейтинг: 9.9 Голосов: 362 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел З. 13 сентября 2022, 19:34 С большим интересом прочёл эту беседу. Очень ценю А. Ужанкова и его размышления. Правда, у меня остался вопрос. Если литература Запада эвдемоническая, то как быть с такими произведениями, как " Жизнь " (точнее, " Одна жизнь " - Une vie) или " Милый друг " Мопассана - одни трагедии! А натурализм, а экспрессионизм? А, если смотреть с другой стороны, большинство знаменитых пьес Островского оканчивается хорошо? Павел К. 13 сентября 2022, 12:12 Спасибо за статью ! У меня возник такой вопрос : если предполагаемый автор " Слова " -игумен , как это совместить с частым упоминанием Даждьбога , Перуна и т.д.? Писатель не просто упоминает ,а называет русских воинов внуками Стрибога, Трояна .Единственный намек на христианскую веру воинов , что спасенный князь идет к Богородичной иконе " Пирогощей " .До эпохи возрождения с плюрализмом далеко -откуда же такая " вольность " ? Кира 10 сентября 2022, 19:50 Спаси Вас Господи, Александр Николаевич, за очень интересную беседу и бывшие здесь лекции. Очень надеюсь на их продолжение. Благословения Божия на все Ваши труды. Марина Анатольевна 8 сентября 2022, 17:17 А я с дневниками М.М.Пришвина познакомилась даже по-раньше, в классе 6м - и тоже чувство - желание познакомиться по-глубже и по-шире - и не было больше дневников. А что касается академической истории Русской литературы, то чтобы ее сейчас переписать надо иметь фундаментальный идеологический базис. В " Совдепии " этим базисом был " марксизм-ленинизм " , а сейчас - ЧТО? Мне кажется, чтобы создать Историю Русской Литературы, нужно собрать единодушных, утвержденных в Боге соавторов, а такие сейчас в наличии имеются?

http://pravoslavie.ru/148117.html

Известно, как почитатели своих живых кумиров ревностно относятся к их изображениям или символам, а подчас ради своих кумиров готовы не только подвиги совершать, но и преступления. Разве мы не знаем, какие бесчинства и погромы творят иногда футбольные и хоккейные фанаты? А ведь Господь заповедал о кумирах: не поклоняйся и не служи им! Если человек в первую очередь заботится о том, чтобы побольше и повкуснее поесть, а не о своей духовной жизни; если зарабатывание или трата денег заполняет все его мысли, а их нехватка или избыток лишают покоя и из-за этого нарушается внутреннее равновесие, – значит, человеком владеет страсть, и в его жизни возникает кумир. Такое состояние греховно и с ним надо бороться, потому что человек теряет правильные жизненные ориентиры, не находит пути к подлинному счастью. Предательством любви Божией и нарушением заповедей, данных Творцом, будет и обращение христианина к ложным религиям или сектам. В языческих культах, например у кришнаитов или в ламаизме, существуют изображения кумиров – идолы. Это в первую очередь статуи языческих божеств, а также почитаемые портреты разных «гуру» – лжеучителей. Протестанты и сектанты часто упрекают православных в идолопоклонстве. При этом они основываются на словах второй заповеди: Не делай себе кумира и никакого изображения, а под идолами и кумирами подразумевают православные иконы. Идол или кумир – это изображение ложного бога. Разве в православных храмах мы видим изображения Кришны, Будды, Зевса, Перуна или иных ложных божеств? Такого нет и быть не может! Да, но Ветхий Завет запрещает изображения и Истинного Бога. Бог не изобразим! А почему же во всех православных домах и храмах есть изображения Иисуса Христа? Ведь Он же Бог, Второе Лицо Святой Троицы! Дело вот в чем. Сын Божий стал Человеком. Божественная природа навсегда соединилась с человеческой. Поэтому православная икона изображает человеческую природу Богочеловека Иисуса Христа, с которой соединено Его Божество . Иконы Богоматери и святых показывают нам внутренний мир тех людей, в душах которых жил и живет Христос, изображают свет Божий, особенно проявившийся в наиболее духовно близких к Нему святых людях. Фактически эти иконы также являются иконами Христовыми, так как показывают Иисуса Христа, живущего в душах этих людей. Кроме того, иконы передают нам события, важные для нашей духовной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 518-520; Павлов А. М. Ист. описание святыни новгородской. СПб., 1848; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 423-428; Ч. 2. С. 40, 76; Строев. Списки иерархов. Стб. 106; Зверинский. 1890. Т. 1. С. 200-201; 900-летие Перынского скита//ИВ. 1895. Т. 62. 12. С. 989; Никольский М. К 900-летию храма Рождества Богородицы, что ныне в Юрьевском ските//Новгородские ЕВ. 1895. 16. С. 927-931; Никольский А. И. Заметки о прошлом упраздненных мон-рей Новгородской епархии//Сб. Новгородского Об-ва любителей древности. 1908. Вып. 1. С. 27-48; Арциховский А. В. Раскопки в Новгороде//КСИИМК. 1950. Вып. 33. С. 3-16; Кацнельсон Р. Древняя церковь в Перынском скиту близ Новгорода//Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 69-85; Седов В. В. Древнерус. языческое святилище в Перыни//КСИИМК. 1953. Вып. 50. С. 92-103; он же. Новые данные о языческом святилище Перуна//Там же. 1954. Вып. 53. С. 105-108; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 75; он же. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 106; Конецкий В. Я. Нек-рые аспекты источниковедения и интерпретации комплекса памятников в Перыни под Новгородом//Церк. археология: Мат-лы 1-й Всерос. конф., Псков, 20-24 нояб. 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 1. С. 80-85; Булкин В. А. Церковь Рождества Богородицы в Перыни//Где Святая София, там и Новгород. СПб., 19982. С. 165-167; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных монастырей Новгорода Великого//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 95-157; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 227-295; Седов Вл. В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: Новг. вариант башнеобразного храма//ДРИ. М., 2009. [Вып.]: Идея и образ. С. 29-54; Секретарь Л. А. Перынский (Рождественский Перынский) [мон-рь]//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 307-308; она же. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 278-283; Трифонова А. Н. Юрьев, Пантелеймонов, Перынский и Волотов мон-ри по описи 1732 г.//Новгородика-2012: У истоков рос. государственности: Мат-лы 4-й междунар. науч.-практ. конф., 24-26 сент. 2012 г. Вел. Новг., 2013. Ч. 2. С. 369-383; Носов Е. Н. Перынь//ДРСМ. С. 604-605; Беляев Л. А. Перынь. Рождества Богородицы ц.//Там же. С. 605.

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Первое предание о проповедании христианской веры в Санкт-Петербургском крае встречается в истории Валаамского монастыря. Она относит это дело к временам апостольским и приписывает его св. апостолу Андрею Первозванному. По сказанию этого предания, просветитель славян и скифов, прибыв из Киева в Новгород, отсюда по реке Волхов достиг Ладожского озера, а потом – до Валаама. Там св. апостол Андрей благословил горы, истребил капища Велеса и Перуна, обратил к вере Христовой идольских жрецов и островитян–язычников, и оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых, сопутствовавших ему учеников. Это предание принадлежит собственно Валаамскому монастырю и сохранилось в древнейшей рукописи его, под названием: «Оповедь» 2 . Оно подтверждается преданием других мест Санкт-Петербургского края и распространяет благословение апостольского путешествия на большее пространство и на саму нынешнюю столицу Русского государства. В год основания Санкт-Петербурга (1703 г.) и в последующее время, сказание о посещении св. апостолом Андреем края сего существовало здесь, было всеми, даже самим Петром Великим, признаваемо за истину, и записано не ранее 1725 в следующем виде: «от Друзина (т. е. Грузина) св. апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Нево (т. е. Ладожским, где Валаам), и рекой Невой сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское (т. е. Балтийское) море; и в это шествие оные места, где царствующий град Санкт-Петербург, но без благословения его апостольского были (Русск. архив, т. 1, изд. 1866 г., стр. 111)». Это сказание о путешествии апостола, записанное летописцем, подтверждаемое древним преданием разных мест: Грузина, Валаама, Санкт-Петербурга, принимаемое долгое время без всяких сомнений, имеет на своей стороне много исторической достоверности. В X веке христианство и иночество уже несомненно существовали на Валаамском острове. Из жития преподобного Авраамия Ростовского видно, что он был постриженным Валаамской обители, что сия обитель имела влияние на уничтожение язычества   в окрестных местах, содействовала обращению идолопоклонников к православной вере и развивала иночество в обществе христиан. Сам преподобный Авраамий получил св. просвещение и наставление в вере христианской от иноков Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Владимир сказал: «Хорошо тем, которые по правую сторону, и худо тем, кто на левой». – «Крестись, если хочешь быть на правой стороне», сказал грек. Задумался Владимир. «Подожду еще немного», промолвил он и, щедро одарив греков, отпустил их. После этого Владимир созвал бояр и старейшин города, рассказал им, что говорили ему послы, и просил у них совета. Бояре и старейшины сказали: «Сам знаешь, князь; всяк свое хвалит. У тебя есть мудрые мужи, пошли их разведать, как служат Богу разные народы». Владимир послал десять лучших и смышленых мужей к камским магометанам, к немцам, грекам, чтобы они посмотрели их богослужение. Этим послам понравилось только греческое богослужение в Царьграде, где они видели архиерейскую службу, в великолепном соборе при стройном пении большого хора певчих. Возвратившись в Киев, они сказали князю и боярам: «Мы не знаем, где мы были: на небе или на земле. Как всякий человек, вкусивший сладкого, не захочет горького, так и мы не хотим другой веры, кроме греческой». На эти слова приближенные князя сказали: «Если бы худ был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей». Тогда Владимир решил принять греческую веру. Но ему не хотелось просить у греков крещения, как милости. Он начал с ними войну и завоевал у них город Корсунь в Крыму. Потом он потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру свою Анну. Императоры ответили, что христианке нельзя быть женою язычника, и Владимир изъявил желание креститься. Царевна Анна прибыла в Корсунь, и Владимир принял крещение в этом городе. Его примеру последовала и дружина. Прибыв в Киев, Владимир прежде всего крестил своих детей и близких людей. Потом он приказал изрубить и сжечь идолов. Идол Перуна был стащен с горы и брошен в Днепр. После этого Владимир послал по городу вестников призвать весь народ к Днепру для крещения. «Кто не придет на реку, тот будет считаться врагом князя», говорили они. На другой день утром в указанное место собрались все киевляне, и произошло общее крещение народа (988 года). Тогда, по слову благочестивого летописца, земля и небо ликовали, видя множество спасаемых. После крещения киевлян Владимир ревностно заботился о распространении христианства по другим областям Русской земли. В северных городах, например, в Новгороде, народ мало был подготовлен к принятию новой веры и оказал сопротивление проповедникам ее. Тем не менее, христианская религия и здесь постепенно побеждала языческую и производила благотворное влияние на Русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Русь приняла христианство из Константинополя. Первые русские епископы были греками 1 . Кафедральные соборы виднейших русских городов, Киева и Новгорода, именовались Софийскими 2 . Первым русским богослужебным уставом был устав Великой константинопольской церкви с его песненными по-следованиями 3 . Когда же Киевский Печерский монастырь в игуменство преп. Феодосия достиг общежительного устройства и потребовалось введение собственного монастырского устава, он был взят также из Константинополя 4  (Студийско-Алек-сиевский устав). Но христианизация русского народа протекала в ином плане, нежели в первые века существования Церкви в Римской империи. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир, сокрушив статую бога Перуна, накануне крещения киевлян послал бирючей кликать народу: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, да будет мне враг» 5 . При таком методе насаждения христианства среди крещаемых была прослойка из язычников, для которых христианская идеология была чуждой и которые подчинялись княжескому приказу из опасения репрессий. Об этом митрополит Киевский Иларион спустя 60 лет после события Крещения Руси говорил: «И не бысть ни единого же противящася благочестивому его повелению, да аще кто и не любовию, но страхом повелевшаго крещахуся, понеже бе благоверие его со вла-стию сопряжено» 6 . За время с 988 года до смерти князя Владимира (1115) христианство было введено только на половине территорий Киевского государства, главным образом в городах. В частности, в новгородских владениях крещены были жители только Новгорода, Ладоги и Пскова, вся же периферия этой обширной территории оставалась языческой 7 . Так же обстояло дело в пределах Киевской области 8 . Земли же с прослойкой инородческого населения, Белозерье, Ростовская, Суздальская, Муромская и Рязанская с их городами-центрами, оставались языческими до середины XI века 9 . Только под 1037 годом, т. е. спустя 49 лет после Крещения Руси, летописец, говоря о княжении Ярослава Мудрого, мог сказать: «При нем начала вера христианская плодиться и распространяться» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010