Впоследствии это суеверие нашло поддержку и в расколе. Известно, что никто так не ненавидел православных священников, как враждовавшие против святой Православной Церкви раскольники. Обращаясь среди простого народа, они, естественно, еще более усиливали в нем предубеждение против православного духовенства и таким образом поддерживали суеверие касательно встречи со священником и монахом, – суеверие, гибельное по своему вредному влиянию на истинную нравственность, основанную на вере и сердечной преданности Церкви и ее служителям. Между тем многие, может быть, и не подозревают, что, придерживаясь подобного предрассудка, они подражают мрачному язычеству, которое гораздо более имело права на извинение, чем люди современные, образованные, имеющие счастье давно уже принадлежать к последователям христианской веры. Эти люди не только не оставили столь грубого предрассудка языческой древности, но еще прибавили к нему и другие суеверия. При встрече со священником один отплевывается, другой осыпает встреченного ругательствами, а третий – бросает булавки, с которыми у наших суеверов вообще соединяется темная мысль о несчастий. Часто приходилось видеть, как некоторые суеверные женщины отказывались дать мужчине на память булавку, оттого что можно рассориться, или что кто возьмет на память булавку, с тем случится несчастие. А отчего в этом случае отдается преимущество булавкам и отчего вообще с булавками у наших суеверов соединяется темная мысль о ссоре и несчастий, – на это можно найти некоторые основания в языческих верованиях наших предков. Из древнейших исторических записей видно, что наши предки-язычники питали особенное уважение к золоту и, когда клялись в чем-нибудь, то клализолото к ногам идолов Перуна и Волоса с заклятьем, что если нарушат клятву, то да будут желты, как золото. Так великий князь Святослав, заключая в 971 г. договор с Цимисхием от лица всех русских, говорил в этом договоре, между прочим, следующее: “Если же я или сущие подо мной не сохранят сих правых условий, да имеем клятву от бога, в коего веруем – от Перуна и Волоса, бога скотов – да будем золоти яко золото се, и собственным нашим оружием изсечены”.

http://sueverie.net/narodnye-sueveriya-o...

Красное поле На местности, называемой Красное поле, находятся два кладбища, Тихвинское и Рождественское, бывшие в древности монастырями. На Тихвинском кладбище церковь Воскресения Христова, построена в 1415 году. Она двухэтажная, в верхнем находится св. чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, привезенная 1643 г. из Швеции. Рождественский монастырь существовал уже в 12 веке, церковь Рождества Христова на «Никитском заполье» построена в 1382 году. При нашествии шведов храм был разорен и возобновлен в 1648 г. В церкви очень древние Царские врата и иконы, храмовая и Фрола и Лавра. За алтарем церкви были похоронены 8/19 ноября 1739 г. на Красном поле, князья Долгорукие, впоследствии – над их могилами была построена Николаевская церковь. В юго-западном углу кладбища в древности была скудельня. НОВГОРОДСКИЕ ПРЕДАНИЯ: Великий мост «Прииде Новгороду архиепископ Аким, и требища раззори, и Перуна посече и повеле влещи в Волхов, и поверзавше ужи, влечаху и по калу биюще жезлием, и пихающе. И в то время вошел бяше в Перуна бес: “о горе! ох мне! Достахся немилостивым сим рукам” и вринуша его в Волхов. Он же, пловя сквозе Великы мост, верже и палицу свою, и рече: “на сем мя поминают новгородскые дети”. Его же и ныне безумний, убивающеся, утеху творят бесом». Казненный колокол 8 января 1570 года Грозный въехал в опальный Новгород. У Чуднаго Креста его встречал архиепископ Пимен, по обычаю царскому и по закону с чудотворными иконами и со всем освященным собором, и в это время на соборной звонице ударили в большой колокол. Конь Грозного испугался и упал на колени. Царь не принял благословения архиепископа, нарек его «волком хищным, губителем, изменником и царскому венцу досадителем», а испугавшему его коня колоколу велел отсечь ухо. В древности месяц октябрь на Святой Руси звали «Листобоем». Вот как говорили об этом месяце в старину. В октябре дождь лунки нальет – зиму приведет. Зима придет – не спросится. Она со бела гнезда сымается, к мужику в гости наряжается: дай-ка я на Руси погощу, деревни – села навещу, пирогов поем! А октябрь пирогами красен. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» – хорошая осень.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Еще будучи язычником, он показал свою мудрость и доброту к народу. Он не позволил пришлым варягам-гордецам брать денежную подать с жителей Киева, будто бы ими завоеванного, немногих, лучших из них, он привлек к себе на службу и разместил по разным городам, а остальных просто выслал из России. Киевляне видели, что князь не дает своих чужим в обиду, и полюбили его. Мужественно защищал он землю Русскую от недобрых соседей и оберегал ее единство. От ляхов он отнял занятые было ими города Червонной Руси, которая теперь зовется Галичиной. Он усмирил разбойничье племя диких ятвягов, ходил против болгар, живших на реке Каме за Волгой, победил их и обязал жить в мире с Русью. В Киеве собирались к нему в думу о важных делах и бояре, и ратные дружинники, и земские старшины, и всем он являл свою мудрость, свою твердость и вместе ласку: народ прозвал его «ласковым» князем. По-своему, по-язычески, он был и набожен: всюду ставил идолов, а на холме, против своего княжеского терема, поставил идола Перуна, бога грома и молнии. Идол был деревянный, с серебряной головой и золотыми усами. Много было идолов у наших язычников-предков; кроме Перуна были еще Велес – скотий бог, Позвизд, или Вихрь – бог ветров и воздуха, Аадо – бог счастья, Купало – бог плодов земных, Коляда – бог праздников и другие. Блуждая во тьме идолопоклонства, наши предки не задумывались закалывать в жертву идолам даже собственных детей. В 983 году Владимир ходил на ятвягов и взял землю их. Возвратясь в Киев, он приносил жертву идолам. Обрадовались такому усердию своего князя язычники бояре и старшины и сказали: «Бросим жребий на отрока и девицу: на кого падет, того и принесем богам». Жил тогда в Киеве варяг, по имени Феодор, тайный христианин. У него был единственный сын Иоанн, юноша прекрасный душою и телом. Жребий, – так Богу было угодно, – пал на сего юношу. Послали сказать отцу: «Отдай сына богам! Они выбрали его себе в жертву». Феодор отвечал: «У вас не боги, а дерево: сегодня оно цело, а завтра истлело; они не едят, не пьют, не говорят. Есть один истинный Бог, Которому поклоняются греки: Он сотворил небо и землю, луну и звезды, солнце и человека. А ваши боги что сотворили? Они сами – дело рук человеческих. Не дам сына моего бесам!» Такой ответ крайне раздражил язычников. Они схватили оружие и бросились на дом варяга. Разломав ворота, они ворвались во двор. Феодор, обнявши сына, стоял на высоких сенях. Ему кричали: «Подай сына твоего!» Он отвечал: «Если ваши истуканы – боги, то пусть сами придут и возьмут его; а вы из-за чего хлопочите для них?» Народ зашумел, заволновался, послышались проклятия, застучали топоры; сени был подрублены, а мужественные исповедники тут же преданы смерти. Святая Церковь чтит их память 12 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В раннем христианстве, правда, были почитаемые скульптурные изображения. Так, например, Евсевий Кесарийский (IV в.) упоминает о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. Мф.9:20-23 ). Сохранились упоминания о скульптурах апостолов Петра и Павла. В катакомбах встречается скульптурное изображение Христа – Доброго пастыря с овечкой на плечах. Но все же скульптура для христиан ассоциировалась с идолопоклонством, и потому была под подозрением. Постепенно, по мере того, как Церковь уточняла догматические позиции, оформляя свою веру словесно, происходил и строгий отбор изобразительных средств, и, в конце концов, христианское искусство на Востоке отказалось от скульптуры в пользу иконописного образа.  Русь крестилась в Х веке, восприняв от Византии вместе с верой богатейшее наследие христианской культуры. Для русских, как когда-то и для первых христиан, скульптуры воспринимались как языческие идолы. «Повесть временных лет» описывает, как в Киеве, только что принявшие крещение горожане скидывали изваяние Перуна в Днепр. Было бы странно, если бы свергнув Перуна, на его месте они стали воздвигать другие изваяния, хотя бы и дав им имя Христа. Все силы своей молодой души вновь просвещенный светом Христовым народ отдал иконе. И в первом же поколении принявшая христианство Русь переживает величайший взлет иконописи, мозаичного и фрескового искусства. Тем не менее, в Киеве, на берегу Днепра, на том самом месте, где когда-то князь Владимир крестил киевлян, стоит памятник — великолепное каменное изваяние Крестителя Руси.  За сто лет все привыкли к нему, а его возведение было связано чуть не со скандалом. Когда киевский генерал-губернатор кн. Илларион Илларионович Васильчиков пригласил митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) освятить памятник, тот наотрез отказался, сказав: «негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы».  Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, такие изображения мы видим не только на площадях городов, но и возле монастырей: преп. Сергия у Троице-Сергиевой Лавры, преп. Саввы Сторожевского рядом с его обителью в Звенигороде, преп. Иосифа Волоцкого у стен Волоколамского монастыря. В Ярославле памятник свв. Петру и Февронии, в том же городе поставлено скульптурное изваяние Св. Троице (!!!) Примеры можно множить. Памятник Св. Петру и Февронии, г. Екатеринбург

http://azbyka.ru/vopros-o-skulpture-v-pr...

Феодор и Иоанн: варяги-мученики Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?.. 25 июля, 2012 Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?.. Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?.. Жребий Вероятно, христианскую веру варяг Тур — в крещении Феодор — воспринял в то время, когда военная служба занесла его к грекам, в Византию. В будущем центре православия на Руси — Киеве — он осел позже и жил там вместе со своим сыном, Иоанном. Заявлял ли он вслух, что верует в Иисуса Христа, или верил тайно — неизвестно. Небезопасное в то время дело — быть христианином. Язычники-варяги – опора Киева, и князь Владимир еще поклоняется Перуну. А по всей Европе язычество яростно сопротивляется христианству, приобретающему все больше последователей. Новая вера пугает и ожесточает. Немецкий хронист XII века Гельмольд пишет о западных славянах, что те «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам». Если верить Нестору-летописцу, у наших предков было не многим лучше: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими». Человеческие жертвоприношения, по всей видимости, — обычай не регулярный к тому времени, но такое случалось. Особенно при бедственных событиях — засухе, голоде, эпидемиях и пр. — как умилостивление богов: ведь человеческая жертва считалась самой сильной. Жертва как благодарность — тоже вероятный вариант. В то время князю Владимиру было, за что благодарить грозного Перуна: он с дружиной вернулся из похода, в котором одержал победу над балтским племенем ятвагов.

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

Сев в Киеве, Владимир женился на беременной вдове своего брата. Она была греческой монахиней, видимо, пленницей-рабыней. От этого брака родился Святополк, которого летопись называет «сыном двух отцов», а сам он считал себя сыном Ярополка. На его монетах был изображен не трезубец Владимира, а древний двузубец Рюриковичей. Единственным новшеством было изображение креста на левом отроге. 304 Женитьба была вызвана не похотливостью князя, а желанием избежать кровной мести в близкородственном кругу. Женившись на вдове убитого, Владимир предлагал самого себя в возмещение. Это довольно частый сюжет в скандинавских сагах, 305 и обычно, так же как в случае с Рогнед, возмещение отвергается. Монахиня-гречанка не пыталась мстить князю, зато Святополк расплатился сполна, убив своих двоюродных братьев свв. Бориса и Глеба. Главным деянием Владимира той поры было обновление языческих капищ. В Киеве были поставлены идолы «Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золотъ, и Хоръса, и Дажбога, и Стрибога, и Сьмаргла, и Мокошь». В Новгороде, где Владимир посадил Добрыню, был поставлен идол Перуна. Существует огромная литература поданному вопросу: что означало установление идолов, какие это были боги, как были устроены святилища в Новгороде и Киеве. 306 Из летописного перечня не вызывают сомнений только Перун (молния) и Хорос (круг) – солнце. В «Повести временных лет» в статье 6622 (1114) г. Дажбог назван солнцем. Но это отождествление входит в выписку из «Хроники» Иоанна Малалы, переведенной еще в Болгарии. 307 Функция Даж-бога у восточных славян могла не совпадать с южнославянской. Среди богов не упомянут Волос-Велес – покровитель скота, а, следовательно, и богатства, 308 которым клялись Игорь и Святослав наравне с Перуном. В Обычном житии св. Владимира XIV в. говорится, что идола Волоса сбросили в Почайну. На этом основании предполагают, что у него было отдельное капище на Подоле. Возможно, составитель НС упустил Волоса случайно: текста договоров Игоря и Святослава он еще не знал, а у киевлян языческий бог богатства был забыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое государственное служение никак не расходится с православным, с истинно христианским понятием о святости, и об этом говорит вся история нашей Церкви. Сегодня многие пытаются сказать, что фигура князя Владимира является якобы разделяющей, а кто-то считает, что крещение — это ошибка, а кто-то будет утверждать, что выбор князя Владимира, его память, его имя — это нечто относящееся только ко внутренней церковной жизни. Тем не менее, мы видим, как люди, в том числе большое количество людей, пришедших на празднование в разных местах, чувствуют связь между общественным идеалом и православной верой, связь, которая в лице, в образе, в житии святого князя Владимира очень ясно выражается. И для современных людей, живущих на Украине, в России, в Беларуси, в Молдове, для многочисленной диаспоры Святой Руси эта связь, этот идеал, это понимание единства веры и действия, христианских идеалов и общественного устроения — это нечто очень глубоко содержащееся в наших мыслях, в наших чувствах, в нашем образе жизни. Это глубинное содержание народного характера нужно сегодня выявить, дабы в будущем нам не уклониться от того пути, который проложил князь Владимир, от пути, на котором мы всегда будем счастливы, на которым мы всегда смогли осуществить свою миссию, раскрыться, проявиться в истории. Уклонение от этого пути, как мы знаем, приносило народу Святой Руси, народам исторической Руси большие несчастья. Святейший Патриарх сказал о будущем следующими словами, говоря проповедь в Храме Христа Спасителя в день святого князя Владимира: «Отсутствие способности отличать добро от зла — это и есть видимый знак утраты идеала. Кто же тогда возвращается к жизни? Идолы! Ведь в духовной сфере не может быть вакуума, людям нужно кому-то поклоняться, вот и создает современное человечество идолов куда страшнее киевского Перуна. Старые идолы появляются в новом обличии, обладая колоссальной притягательностью. Вот и 1000 лет спустя перед нашим народом снова встает мировоззренческий выбор. И что мы изберем? Небо на земле, как говорили о богослужении в константинопольском храме Святой Софии послы князя Владимира? Или почитание Перуна? С кем мы как народ, как страна, как наследники Святой Руси?».

http://patriarchia.ru/db/text/4191680.ht...

(Дружинники и люди пожимают плечами) Князь Владимир: Соорудим идола, какого еще на земле не было: из дубового кряжа с серебряной головой, золотыми усами, и будем приносить ему жертвы о даровании побед над врагами Руси. (Владимир взмахивает руками. Появляется изображение идола. Народ направляется к идолу, а потом в ужасе расступается. Кто-то закрывает голову руками. Гремит гром) Сцена 2 Баян, князь Владимир, дружинники, народ Баян: И пошел Владимир на поляков и на другие города, и победил он вятичей и возвратился с победой. Выходит Владимир Баян : Слава тебе, о, победитель! Владимир: (поднимает правую руку в покровительственном жесте ) Верно, не зря воздвигли мы идола!? (Поворачивается к дружине) Только отчего-то вспоминалась мне в походе икона Бога моей бабушки Ольги... Я ее в детстве видел... (Дружинники пожимают плечами) Сцена 3 Баян, князь Владимир, боярин Федор, язычники, дружинники Баян: Жили в ту темную пору в Киеве отец и сын - Федор и Иоанн, чтившие Истинного Бога. И случилось так, что стал Иоанн жертвой Перуна. (Уходит) Язычники (кидают камешки) : Мечем жребий! На кого попадем? (стучат в дверь терема Федора) : Открывай, Федор! Жребий пал на твоего сына. Сегодня он должен умилостивить грозного Перуна! Федор: Ваши боги - древо. Сегодня стоят, а завтра сгниют! Не отдам сына бесам! Язычники: Ах, так! Убьем обоих! Сцена 4 Баян, князь Владимир, дружинники Баян (печально): Рассвирепевшая толпа убила и отца и сына. Позже, на месте их дома князь Владимир построил церковь, известную как Десятинная, но это потом... (Выходит князь Владимир ) Баян (обращается к нему) : Светлый князь! Беда-то какая! Твоих славных воинов Федора и Иоанна народ принес в жертву Перуну. Владимир: Как так!? О горе мне! Много совершил я походов, объединил земли от Карпат и Немана до Белоозера, построил засечную черту, все делал, чтобы сохранить Русь от внешних бед... Но как быть с бедами внутренними? Не хорошо, чтобы свои своих убивали... Не сможет народ противостоять врагу внешнему, если внутри мира нет!

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/21/...

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру. После убийства своих родственников, княжить в Киеве стал сын Владимира Святополк, получивший нелестное прозвище Окаянный. Однако его вскоре сместил Ярослав Мудрый. Для того, чтобы упрочить связь с Европой, Ярослав Мудрый женился на шведской принцессе Ингигерде, а детей своих женил и выдал замуж за представителей европейских королевских династий. Его дочери стали королевами Франции и Швеции. Ярослав Мудрый действительно прославился своей мудростью, завещая своим потомкам не вести междоусобных воин. Его сыновья Изяслав (правитель Киевский и Новгородский), Всеволод (князь Ростовский и Переяславский), Святослав (князь Черниговский и Муромский) заключали множество монарших браков, в результате чего образовалось множество ветвей княжеского рода: Во главе рода Изяславчией стоял сын Владимира и Рогнеды — Изяслав. Существует легенда, согласно которой Рогнеда, желая отомстить мужу за жестокую расправу над ее семьей и за то, что он силой принудил ее к замужеству, пыталась заколоть ее ножом, но Владимир проснулся и в гневе хотел убить Рогнеду. Ее спас маленький Изяслав, который вступился за мать. После этого Рогнеда с сыном были сосланы в Полоцк.

http://pravmir.ru/ryurikovichi/

Попытаемся показать неистинность неоязычества на основе четырех аргументов. 1. Аргумент исторический Родноверы — нынешние любители Перуна, Даждьбога, Сварога и других славянских богов — в сущности мало что о них могут узнать, ибо и сам культ и верования, и ритуал полностью утрачены. Неоязычники не столько восстанавливают, сколько заново сочиняют эти культы. Может быть, это интересно с творческой точки зрения (как писать роман или поэму), но в этом нет ни исторической достоверности, ни подлинной веры, ибо нет культурной и религиозной преемственности. В отличие от наших современников князь Владимир и его единомышленники, с которыми он выбирал и «испытывал» новую веру, прекрасно знали и культ и веру своих предков. И не вдруг, и не без совета старейших людей земли Русской, выбрали восточное христианство. Знали они и от чего отказываются, и что теряют и теряют ли, ибо в языческом обществе верховные жреческие функции исполнял князь (как и языческий римский император был верховным жрецом в Риме) . Теперешние почитатели Перуна считают, что они знают и любят его больше и им он дороже и ближе, чем князю Владимиру, который много лет приносил ему жертвы, в том числе и человеческие? Или наши любители древности тоже собираются приносить в жертву своим богам христиан, как это сделали «старцы градские» и «бояре» в 983 г. в Киеве, убив варяга Феодора и сына его Иоанна ? Или они будут закалывать перед идолами своих новорожденных младенцев, чьи останки найдены археологами на капище Богит на реке Збруч в Прикарпатье ? Как глубоко во тьму и дикость веков хотят опуститься своим религиозным сознанием и деяниями новые язычники? Человеческие жертвы на Збруче наши предки приносили вплоть до второй половины XIII в. Не за этот ли грех детоубийства попустил Господь на Русь нашествие Орды в том же XIII в.? Не за двоеверие ли прадедов наших? Побоимся и мы нового двоеверия, дабы не погибла Русь от нашествия орды глобализма и американизма, воспользовавшись разделением между собой русских патриотов, как то было среди князей в XIII в.

http://pravoslavie.ru/63032.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010