Теперь уже другое положение. Греки требуют и русские соглашаются впредь вручать своим послам и купцам письменные доверенности в том, что миссия данных лиц не военно-заговорщицкая и не шпионская, а мирная: «иже посылаеми бывают посли и гостье, да приносят грамоту, пишючи сице, яко послах корабль селико. И от тех да увемы и мы, яко с миром приходят». Текст договора написан так, что вершителями всего дела являются христиане, как представители государственности и грамотности, а язычники упоминаются на втором месте с оттенком некоторого пренебрежения, как невежды. «Иже помыслит от страны русския разрушити таковую любовь, и елико их крещение прияли суть, да приимут месть от Бога Вседержителя, осужденье на погибель и в сий век и в будущий. И елико их есть не хрещено, да не имут помощи от Бога, ни от Перуна...» Клятвенные ручательства в конце договора построены также в духе первенства христианского большинства: «а иже преступит се от страны нашея, или князь или ин кто, ли крещен или не крещен, да не имут помощи от Бога и да будут раби в сий век и в будуший». Тон ручательства при повторениях их усиливается: «аще ли же кто от князь или от людий руских, ли хрестеян или нехрестеян, преступит се, еже есть писано на харатьи сей, будет достоин своим оружьем умрети, и да будет клят от Бога и от Перуна, яко преступи свою клятву». Далее рассказывается в том же тексте договорного документа, что договор скреплен двойной религиозной церемонией. С русско-христианской стороны – принесением клятвы в церкви Илии пророка, которая уже была как бы национальной посольской церковью в КПле для торговой и деловой колонии русских. Почему и была не только церковью интимно домовой, но даже «приходской». Летопись, поясняя преимущество и первенство принесения клятвы христианами уже в «своей, русской» церкви в Царьграде, поясняет: «Се бо бе съборная церкы, мнози бо беша варязи хрестеяни». Так как с момента примирения с греками Аскольда и Дира варяги, принявшие христианство, остались на службе Византии и составляли целый особый полк, то неудивительно, что КПльская русская церковь пророка Илии приобрела характер уже церкви «приходской».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Так же коротко о крещении новгородцев сообщалось и в академической «Истории культуры Древней Руси», где в статье Н.Ф. Лаврова, «которая подвела итог изучению этой темы за первую половину века» С. 19], говорилось только, что «…христианизация… населения огромной территории Киевской Руси затянулась надолго… Владимир… предпринял ряд мероприятий по внедрению христианства, правда, вероятно, не “по всем градам и селом”, как говорит летописец, но в главнейших центрах страны, в частности, и в Новгороде, где еще раньше с целью укрепления политических связей Новгорода с Киевом Владимир насаждал киевский культ Перуна» С. 89]. Новгородские события времен крещения лишь фоном присутствовали и в монографии Д.С. Лихачева «Новгород Великий»: плывущий по реке идол Перуна, палица, выброшенная им на мост, новгородский епископ Иоаким Корсунянин, возведший дубовый храм Софии – Премудрости божией встречались в тексте, но без оценочных суждений относительно характера новгородского крещения С. 6, 17]. Ситуация с изучением церковной проблематики стала меняться в 1960-е гг., политическая «оттепель» разморозила и некоторые научные темы. В работе И.У. Будовница «Общественно-политическая мысль Древней Руси» отмечалось, что «дошедшие до нас источники тенденциозно умалчивают о том, как воспринимали христианизацию Руси широкие массы народа или отделываются общими местами, заявляя, что народ “с радостью” шел на крещение» и только Иоакимовская летопись сообщает об ожесточенном сопротивлении новгородцев крещению, но существование самой этой летописи «вызывает законные сомнения». Однако автор заявлял, что «мы располагаем другими данными, свидетельствующими о том, что народные массы на своей спине почувствовали гнет новой религии и в меру своих сил вели против нее борьбу». Впрочем, «другие данные» сводились к цитированию классиков марксизма-ленинизма о том, что «на Руси христианство начало внедряться как государственная религия классового общества, призванная освящать и поддерживать своим авторитетом власть господствующего класса» и иллюстрациями сопротивления этому процессу, но на более позднем материале, отстоящем на век-два от времени крещения С. 92-93].

http://bogoslov.ru/event/5694023

Следственно в обоих случаях соблазн. Букал длинный монолог заключает молитвою и словом: аминь. И затем тотчас следуют: ау! ау! ау!чур меня! чур меня! Не думаю, чтобы такой скачок был сообразен с чувством приличия. И в книге он неприятен, а на сцене, вероятно, более. Стр. 14. - Кудесник говорит: слава! слава, сатана! Это слишком тяжело для христианского слуха. притом кудесник представлен чтителем Перуна и Белобога. А чтители Перуна и Белобога не славят сатану именно. Стр. 15. - Кудесник сводит с неба молнию, и зажигает лес. Слишком много для кудесника, и особенно в сравнении с благочестивым пустынником Букалом, и в присутствии креста и чудотворной иконы. Во все продолжение первого действия драмы главное лицо на сцене есть пустынник схимонах Букал. Он молится, учит молиться, предсказывает, разсказывает чудеса от иконы Спасовой (не исторические, а вымышленные); около его, или около его кельи, поют песни, слышится множество суеверных разсказов, между прочим, сны и гаданья о женихе, которые оказываются также справдливыми, как предсказания схимонаха; воют кликуши, неизвестно от чего, и неизвестно от чего с воплем уходят. Это смешение истинного с ложным, погружение святого в мирское нечистое, странно видеть в словах книги, и, думаю, еще страннее будет в лицах на театре. Писатель, сколько понимаю, имел добрую мысль представить происхождение Москвы религиозным. Но когда он одел сию главную идею разными видами тогдашней современности, - сия одежда явилась, по моему мнению, слишком светскою для духовной идеи. Ограничивая мои замечания первою частию поэмы, надеюсь, что Ваше Сиятельство не потребуете полного разсмотрения театрального сочинения. С совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский. Источник: Святитель Филарет митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998. Репринт.   О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания (1845) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О тексте семидесяти толковников Учению Восточной Церкви о достоинстве текста семидесяти толковников противостоят два западных учения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

В киевских землях, на юге и юго-западе Руси, люди еще до Владимира были знакомы с христианством, потому и крещение принималось ими легко. Не так обстояло дело на русском севере. Там сильны были языческие верования. В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления. В северную столицу Древней Руси в 991 году из Киева Владимиром был послан епископ Иоаким вместе с княжеской дружиной для обращения новгородцев к христианской вере. По приказу Иоакима княжеские дружинники сначала разрушили языческие капища. Затем, обвязав главного идола Перуна веревками, стащили его с горы и долго таскали по нечистотам, пока не утопили в реке. В летописи рассказывается эпизод, который имел место на следующий день после этих событий в пригороде Новгорода. Местный горшечник утром собирался в город для продажи горшков и вдруг увидел Перуна, подплывшего к берегу. Он с негодованием оттолкнул идола шестом от берега и с упреком за дорогие пищевые жертвы сказал ему: «Ты, Перу нище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь!» Однако большинство жителей не так спокойно отнеслись к ниспровержению старых богов. Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира, Путята, во главе своей дружины выступил против восставшего народа. А дядя Владимира, Добрыня, поджег городские дома. Жители, бросив мечи и колья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя. Новгородцы крестились. Так появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечом, а Добрыня огнем». Сопротивление новой вере было оказано не только в Новгороде. Летописец отмечает столкновения с язычеством и в других городах на севере Руси. Например, в Ростове христианство появилось с первым епископом Феодором, который благодаря княжеской дружине построил там дубовую соборную церковь во имя Богоматери и совершил крещение местных жителей. Однако после ухода дружины народ прогнал и Феодора. Его преемник епископ Иларион, не в силах более терпеть неверие и досаждения людей, сам ушел из Ростова. Третий епископ Леонтий не убежал от вверенной ему паствы, хотя язычники и его выгнали из города. Поселившись за городом, он стал привлекать к себе детей и учить их грамоте по христианским книгам. Видя успех Леонтия, язычники решили убить его. Толпой они пришли к его дому. Леонтий вышел к ним в святительском облачении, с крестом в руках, в окружении священников. Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

303 Советы и рассказы Кекавмена. Пер. с греч., вступ. ст. и комм. Г.Г. Литаврина. 2-е изд. СПб., 2002. С. 280–283, 584–585; Назаренко А.В. Древняя Русь... С. 380–382. 304 Янин В.Л. Указ. соч. С. 163–169; Сотникова М. П. Указ. соч. С. 192–193; Белецкий С. В. Указ. соч. С. 19–31. 306 Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. 2-е изд. М., 2003; Иванов В.В. , Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 53–79; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Толстой Н. И. Язычество древних славян//Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 145–165; Топоров В. Н. Боги древних славян//Там же. С. 166–174; Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999; Петрухин В.Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия//Из истории русской культуры (Древняя Русь). М., 2000. Т. 1. С. 235–261; Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004. 307 Повесть временных лет//БЛДР. 1997. Т. 1. С. 310, прим., 523–524. Ср.: Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. М.. 1994. С. 464. 309 Библиографию вопроса см.: Каргер М. К. Указ. соч. С. 267–273; Толочко П.П. стародавнього 1985. 311 Интерпретацию этого сооружения как «терема княгини Ольги» можно считать окончательно оставленной. См.: Иоаннисян О. М. Древнерусское зодчество и романская архитектура//Труды V Международного конгресса славянской археологии. Т. 3. Вып. 2. М., 1987. С. 115. 312 Боровський Я. храми святого у Ки та с го ср бро. 2002. С. 113–115. 314 Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 261–263; ср.: Конецкий В. Я. Некоторые аспекты источниковедения и интерпретации памятников в Перыни под Новгородом//Церковная археология. СПб., Псков, 1995. Вып. 1. С. 80–85; Васильев М. А. Была ли Перынь местом капища Перуна при князе Владимире?//Florilegium: К 60-летию Б.Н. Флори. М., 2000. С. 34–36, 49–52. Там же библиография вопроса. 315 Янин В. Л. Таинственное средневековье//У древних стен, у Ильмень- озера. М., 1980. С. 353; Конецкий В. Я., Самойлов К. Г. О некоторых аспектах культуры средневекового Новгорода//НИС. Вып. 7(17). СПб., 1999. С. 3–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 85. Яшин В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа//Неоязычество на просторах Евразии/Сост. сб. В. А. Шнирельман . — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. С. 56–67. Славяно-Арийские Веды. Книга Вторая. Книга Света. Слово Мудрости Волхва Веломудра. Первое издание для общего познания. — Асгардъ – Омск – Москва, 2011; Славяно-Арийские Веды. Книга Третья. Древняя вера Славянских и народовъ. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Первое издание для общего познания. — Асгардъ – Омск – Москва, 2009; Славяно-Арийские Веды. Книга Четвертая. Источник Жизни. Белый Путь. Сказы. Первое издание для общего познания. — Асгардъ – Омск – Москва, 2011; Славяно-Арийские Веды. Сантии Веды Перуна. Книга Мудрости Перуна. Круг Первый; Сага об Инглингах. Издание для общего пользования исправленное и дополненное. — Омск: Асгард, Родович, Галерия, 2011; Славянское миропонимание. Подтверждение «Книги Света». — первое издание для общего познания. — Омск: Асгардъ-Омск-Москва, 2011. Гайдуков A. B., Скачкова Е. Ю. Одежда и священные знаки в воззрениях современных родноверов (по материалам социологического исследования)//Знаки и знаковые системы народной культуры — 2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29 – 30 ноября 2019 г. Санкт-Петербург. — СПб., 2019. С. 282–293. «Славяно-арийские веды» признаны экстремистскими материалами//Коммерсантъ [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2923655 (дата доступа: 28.09.2022). Ефимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Родовой Букварь Древнесловенской Буквицы. — Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. С. 2 Родовой Букварь Древнесловенской Буквицы//Наука Берегинь//Livejournal [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://naturehacks.livejournal.com/120868.html (дата доступа: 28.09.2022). Наталья Владимировна Уфимцева//Институт языкознания Российской академии наук [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://iling-ran.ru/web/ru/scholars/ufimtseva (дата доступа: 28.09.2022).

http://bogoslov.ru/article/6192903

Владимир, также как и его отец, князь Святослав, был убежденным язычником. Став Великим князем над Киевом и всей землей Русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что языческие племена и народы Руси были недовольны Ярополком, вследствие проводимой им политики преференций христианам. Поэтому с целью закрепления своей легитимности Владимир принял меры по укреплению позиции языческой религии, являвшейся для большинства населения страны, освещенной вековыми традициями, и придания ей большей значимости в политической жизни страны. С этой целью он, согласно летописи, приказал поставить неподалеку от княжеского терема, на холме, новые деревянные статуи богов во главе с Перуном – покровителем дружины и ее предводителя-князя. Голова громовержца была серебряной, а усы золотые. Рядом с Перуном были установлены славянские кумиры Даждьбог и Стрибог, Хорс и Симаргл, возможно, иранского происхождения, а также единственный женский идол – Мокошь. Внизу, на берегу Днепра, на киевском Подоле, стоял Велес – покровитель всей остальной Руси. Владимир, таким образом, объединил богов, которым поклонялись различные племена, входившие в состав Киевской Руси или принятые князем на службу. Тем самым он попытался создать общий языческий пантеон, чтобы упрочить единство государства. Главным божеством в этом пантеоне был Перун, изваяния которого были установлены не только в Киеве, но и во всех наиболее крупных древнерусских городах и, прежде всего, в Новгороде – второй столице Руси того времени. Здесь процессом утверждения культа Перуна руководил наместник князя и его наставник Добрыня. Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и Киевского Утверждение религии в качестве идеологической основы было крайне необходимым, но все же недостаточным для утверждения Владимира во власти. Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами, обеспечением безопасности и интересов государства. Тем более, что следствием неурядиц и междоусобной борьбы стало ослабление и даже полное прекращение даннической зависимости от Киева ряда восточнославянских племен, а также появление комплекса внешних угроз.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/07/veliki...

Игорь на этот раз соединился с печенегами и собрал большое войско. Греки испугались и предложили Игорю значительный выкуп с тем, чтобы он заключил с ними новый торговый договор. Игорь согласился. Однакоже заключенный им договор был менее выгоден для русских, чем договор Олега. Мирный договор Игоря с греками сохранился до нашего времени. Из него, между прочим, видно, что при Игоре в Киеве была уже довольно многочисленная христианская община. Киевские христиане пользовались свободою. Они имели церковь св. пророка Илии, в которой, следовательно, открыто собирались к богослужению. Когда был заключен договор с русскими, то греческий царь, в присутствии русских послов, дал присягу у себя в Царь-граде на верность договору. Потом греческие послы пришли в Киев, чтобы принять присягу от русских в том же. Давая клятву, Игорь призвал греческих послов на холм, где стоял идол Перуна. Князь и все русские язычники положили свое оружие, щиты, золото и клялись так: „если нарушим мир, нам не будет помощи от Перуна, пусть не защитят нас щиты наши, и будем побиты своими же мечами, стрелами и другим оружием, пусть будем рабами и в нынешний век и в будущий». Христианская же Русь присягала на верность договору с греками в своей церкви Свято-Ильинской. После примирения с греками, Игорь пошел собирать дань с древлян. Древляне выдали, сколько от них потребовал князь с дружиною. На пути в Киев Игорь остановился и сказал своей дружине: „идите вы домой с данью; а я вернусь, похожу еще“. Древляне, узнав, что Игорь возвратился к ним за новою данью, посоветовались с своим князем Малом и сказали: «повадится волк на овец, все стадо уничтожит; убьем лучше его». Так они и сделали. Напали неожиданно на Игоря, бывшего с малою дружиною, и жестоко убили его. Святая Ольга. Игорь оставил после себя малолетнего сына Святослава. За его малолетством, правление государством приняла в свои руки вдова Игоря – княгиня Ольга. Княгиня Ольга оказалась весьма мудрою правительницею русского государства (945–957 г.). Она, прежде всего, отомстила древлянам за смерть своего мужа, как того требовали обычаи времени, и снова подчинила древлян русскому государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Воскресенье 15/28 июля 1957 года, после вечерни Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы были бы плохими чадами Православной Церкви и плохими потомками наших благочестивых предков, если бы сегодня не отметили своим посильным словом память того, кто привел всех нас к православной вере в Единого Истинного Бога и омыл Святым Крещением. Сегодня вспоминаем мы день блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира, который в 988 году на берегах Днепра в древней нашей столице — городе Киеве окрестил весь русский народ. Мы не будем вдаваться сейчас в подробности этого поистине великого события, вспомним лишь бегло основные черты его. Владимир получил с детства воинское воспитание под руководством своего отца Святослава и дяди Добрыни в Новгороде, куда направил его отец для того, чтобы ослабить влияние на юного князя его мудрой и уже принявшей христианскую веру бабки Ольги. Ольга убеждала и сына своего Святослава принять христианство, но воинственный князь считал это не совместимым с ратными подвигами. Он окончил свою беспокойную жизнь в битве с врагами. Получив княжескую власть, Владимир огнем и мечом привел к покорности жившие по соседству с Киевом кочевые племена и свои успехи приписал помощи тех языческих богов, которых тогда почитали наши предки, — Даждьбога, Велеса. Особенно же он любил и почитал бога грома и молнии Перуна. В честь своих побед построил Владимир новых идолов. Из огромной дубовой колоды вытесано было туловище Перуна: голова была сделана из чистого серебра, а усы, которые по обычаю наших предков свешивались вниз, — из золота. И приказал Владимир приносить человеческие жертвы этому идолу по жребию, который бросали на отдельные улицы и дома Киева, где были юноши, девушки или отроки. Однажды такой жребий пал на отрока Иоанна, сына варяга Феодора. Но они были христиане, и Феодор твердо заявил, что не отдаст сына своего в жертву бесам, как назвал он всех языческих богов. Разъяренная толпа киевлян собралась к дому варяга, построенному на берегу Днепра на высоких сваях (для защиты от весенних разливов реки), и подрубила сваи, так что дом рухнул и похоронил под своими развалинами этих двух мучеников. Когда князю Владимиру сообщили об этом, он задумался и сказал: “Значит, вера этих христиан крепче нашей, раз они готовы идти за нее на верную смерть!” И не велел больше бросать жребий для жертвоприношения Перуну.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Договор и процедура его ратификации представляют собой любопытный материал как для установления тогдашнего положения Ольги в русском государстве, так и для правильного понимания роли киевских христиан в политике Руси. Текст соглашения начинается словами: “Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, Вуефаст, от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Ианицар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба…” Святослав, как прямой наследник, упоминается сразу же за Игорем. Он имеет собственного посла, отстаивающего его личные интересы. Если бы в то время, как утверждает летопись, Святославу было три года, вряд ли младенцу понадобился бы личный посол. Наше сомнение в малолетстве Святослава подтверждает и Константин Багрянородный, сообщающий, что в начале 40-х годов “приходящие из внешней России в Константинополь моноксилы являются из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта России”. Немогард-Новгород был традиционным трамплином для перемещения на киевский стол. На третьем месте упоминается Ольга, имевшая исключительное влияние на киевскую политику. Искусеви защищал в Царьграде не только политический престиж архонтиссы, но и ее торговые интересы, о которых княгиня никогда не забывала. Ольга была одним из крупнейших землевладельцев на Руси. Летописец сообщает, что “Вышгород был городом Ольгиным и места ее и погосты, и сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сиих пор”. Дальше в договоре идут имена послов правителей 22 крупнейших политических и торговых центров Руси. Через несколько лет делегация из таких же представителей отправится с Ольгой в Царьград. Христианство Следами победы христианской партии в борьбе за влияние на Игоря несомненно являются и те места в договоре, в которых явно чувствуется превосходство христиан и пренебрежение поклонниками Перуна. А церемония приведения к присяге Игорева войска дала киевским христианам повод для демонстрации своей силы: в то время как князь с языческой частью войска клялся в нерушимости договора перед идолом Перуна, воины-христиане присягали перед греческими послами в церкви св. Ильи. Это была соборная церковь, так как много было христиан-варягов.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010