Полн. собр. р. лет. 1. 50 В кратком житии святого Владимира по пергаменному списку XIII–XIV вв. читаем: «И пришед Кыеву, изби вся идолы: Перуна, Хорса, Дажь-бога, Мокошь и прочая кумиры. Посемь созва все множьство людий и заповеда им креститися, нарек им день, рек: «Аще не обрящется кто на реце оутро, да будет противень мне». И сниде на Поцайну реку всь възраст мужь, и жен, и младенци; свершении же стояху в воде, ови до пояса, а друзии до выя, а инии брожаху; а прозвутери по брегу стояше, молитвы мольвляху, яже над крестимыми. И оттоле наречеся место то святое, идеже и ныне церкы Петрова» (Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 2. Отд. 1. С. 8 Река, в которой крестились киевляне, у летописца названа Днепром, а в харатейных Прологах XIV в.— Почайною (Карамз. 1. Прим. 461 Но то и другое равно справедливо в известном отношении, и последнее даже справедливее. В Прологах прибавлено, что место крещения киевлян издревле называется местом святым, а святым местом доселе слывет в Киеве Крещатик, или источник, впадавший в Почайну, и здесь-то именно самая Почайна впадала в Днепр. Следовательно, киевляне крестились при слиянии Почайны с Днепром, а потому и можно было безразлично сказать, что они крестились в Почайне или в Днепре (Киевлянин на 1840. С. 8–10 Адемар, приводимый Нарушевичем: «Post paucos dies Graecus episcopus in Russiam venit, et medietatem ejus provinciae conversit, et morem Graecum in barba crescenda et caeteris exemplis adduxit» [В скором времени на Русь явился греческий епископ и обратил в христианство среднюю область этой страны, введя там греческий обычай в отношении ращения бород и прочего (лат.)] (Нарушев. Hist. narodu polsk. 4. 263; 7. 43. Warszaw., 1780–1786 Длугош: «Populus Ruthenorum... in flumine Dniepr ab episcopo Corsinensi et praesbyteris, ex Graecia adductis, baptizatur» (Hist. Polon. 1. 113 в прим. 10. Francof., 1711 Меховита: «Per episcopum Korschimiensem...» (Chronic. Polon. P. 26. Cracow, 1521 Стрыйковский: «Od biscupa Korsunskiego...» [Народ рутенов (то есть русские.— Прим. перев.) были крещены в реке Днепре Корсунским епископом и священниками, приведенными из Греции (лат.); епископом Коршименским (лат.)... епископом Корсунским (польск.)] (Kronik. Polsk. 132. Warszaw., 1845

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

193 Собр. л. 1, 46–50. IV, 175–177. VII, 310–312. Никон. лет. 1, 87–89. Переяслав. лет., стран. 28–32. Синопсис: «идола влекоша вернии с горы утопити в Днепр, биюще его нещадно... и оттуда дорогу... ту с горы, ниже монастыря Златоверхо-Михайловского, нарекоша древле Чортово Беремише, си есть тяжко чорту». Нестор: «Перуна же повеле привязати коневи к хвосту и влещи с горы по Боричеву на ручай (Почайну); 12 мужа пристави тети жезльем... Влекому же ему по ручаю (Почайне) к Днепру, плакахуся его невернии людье». Харатейный Синодальный пролог: «и пришед Кыеву, изби вся идолы, Перуна, Хроса, Дажь-боиа, Мокошь и прочая кумиры. – Посем заповеда креститися... и сниде на Поцаину реку всь взраст муж и жен... И оттоле наречеся место святое, идеже ныне церквы Петровы». Почайна и в 1712 г. протекала глубокой речкой у Подола, отделяясь от Днепра длинной узкой косой и сливаясь с ним в полую воду. Закревского. Киев. § 110. 194 Синод. рукоп. 323. Отд. 2, 3. Так как Владимир отправился в Херсон весной, в марте, а имя св. Василия, которым назван крещённый в Херсоне Владимир, указывает в таком случае св. Василия Нарийского, празднуемого 12 апреля и Пасха 988 г. была в 8 д. апреля, то крещение кн. Владимира в Херсоне происходило, по всей вероятности, 8 апреля, в день Святые Пасхи, что согласно и с древним обыкновением креститься в день Пасхи. 196 В древнем списке жития Владимирова: «повеле люден ставити церкви по всем градом» (чтеп. Моск. общ. ист. 1848 2, стр. 8). По словам Нестора: «повеле рубити церкви и ставити по местом, идеже стояху кумиры». Μ. Иларион: «капищи разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвергаются и явились иконы святых». – Храмы, построенные Владимиром: а) храм святого Василия на том месте, где стоял Перун (Собр. л. 1, 34, 51); б) храм Апостола Петра на месте крещения Киевлян, вблизи того места, где стоял идол Тур. Пролог Импр. б. и Синодальный: «оттоле наречеся место то святое, идеже ныне церквы есть Петрова». Пролог Румянцева: «идеже и ныне есть церквы святому мученику (Бориса и Глеба) у Турова» (Чтен. общ. ист. 1858 года 4. 7). Турова Божница или храм у Турова известен по летописи (собр. л. 2. 22, 24), а кумир Тур – по другим памятникам (времен. общ. ист. IX, 29). Впоследствии невежды писцы писали: «поставлена бысть церковь во имя свят. мученика Турова» (Степ. кн.1:141); в) храм святого Георгия в Киеве (собр. л. 5,119. 120. Супральск. л. 10); г) церковь святого Власия на месте идола Волоса, на дороге к оболони или выгонному лугу (Закревского. Киев. Μ. 1858 г., стр. 79); д) храм св. Василия в Вышгороде (собр. л. 1, 58. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

724 Соб. л. 1, 46–50; 4. 175–177; 7, 310–312. Никон. лет. 1, 87–89. Переяслав. лет. стран. 28–32. Синопсис: «идола влекоша вернии с горы утопити в Днепр, биюще его нещадно... и оттуда дорогу... ту с горы, ниже монастыря Златоверхо-Михайловского, нарекоша древле Чортово Беремише, си есть тяжко чорту». Нестор: «Перуна же повеле привязати коневи к хвосту и влещи с горы по Боричеву на ручай (Почайну); 12 мужа пристави тети жезльем... Влекому же ему по ручаю (Почайне) к Днепру, плакахуся его невернии людье». Харатейный синодальный пролог: «и пришед Киеву, изби вся идолы, Перуна, Хроса, Дажбога, Мокошь и прочая кумиры. – Посем – заповеда креститися... и свиде на Почаину реку все възраст муж и жен... И оттоле наречеся место святое, идеже ныне церквы Петровы». Почайна и в 1712 г. протекала глубокою речкою у Подола, отделяясь от Днепра длинною узкою косою и сливаясь с ним в полую воду. Закревского Киев. § 110. 725 Синод. рук. 323. Отд. 2, 3. Так как Владимир отправился в Херсон весною, в марте, а имя св. Василия которым назван крещенный в Херсоне Владимир, указывает в таком случае св. Василия парийского, празднуемого 12-го апреля и пасха 938 г. была в 8 д. апреля, то крещение кн. Владимира в Херсоне, происходило, по всей вероятности 8 апреля, в день св. пасхи, что согласно и с древним обыкновением креститься в день пасхи. 727 В древнейшем списке жития Владимирова: «повеле людем ставити церкви по всем градом» (чтен. Моск. общ. ист. 1848 2. стр. 8). По словам Нестора «повеле рубити церкви и ставити по местом, идеже стояху кумиры». М. Иларион: «капища разрушены, и церкви воздвигаются, идолы низвергаются и явились иконы святых». – Храмы, построенные Владимиром: а) храм св. Василия на том месте, где стоял Перун. (Собр. л. 1, 34:51); б) храм ап. Петра на месте крещения киевлян, вблизи того места, где стоял идол Тур. Пролог Импер. б. и синодальный: «оттоле наречеся место то святое, идеже ныне церквы есть Петрова». Пролог Румянцева: «идеже и ныне есть церквы святую мученику (Бориса и Глеба) у Турова». (Чтен. общ. ист. 1858 года 4. 7). Турова божница или храм у Турова известен по летописи (собр. л. 2. 22. 24), а кумир Тур – по других памятникам (времен. общ. ист. 9:29). В последствии невежды писцы писали: «поставлена бысть церковь во имя св. мученика Турова». Степ. кн. 1:141); в) храм св. Георгия в Киеве (собр. л. 5, 119.120. Супральск. л. 10); г) церковь св. Власия на месте идола Волоса, на дороге к оболони или выгонному лугу. (Закревского Киев. М. 1858 г. стр. 79); д) храм св. Василия в Вышгороде (собр. л. 1, 58. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Не стремитесь к другим Мирам, чтобы захватить их, ибо кто сие в мыслях имеет, свой Мир потерять может» (12-я заповедь Рамхата); «Не используйте вайтманы и вайтмары во зло, дабы захватывать другие Миры, а используйте их для добра и познания Миров, и тогда дружбу жителей тех Миров обрящете» (13-я заповедь Рамхата); «Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода Небесного» (3-я заповедь Сварога); «Не навязывайте Светлую веру насильно людям, и помните, что выбор веры личное дело каждого свободного человека» (18-я заповедь Сварога); «Дарите дела добрые, да во славу Рода Небесного, и великих предков ваших и святой земли вашей» (28-я заповедь Сварога); «Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой род загубите, а берите жен с кожей белою, вы свой дом прославите и свой род продолжите» (8-я заповедь Перуна) 137 . Нравственно-патриотическая тема ярко представлена в одной из листовок Древнерусской Инглиистической церкви: «В Х в. до н. э. нам старались навязать иранскую культуру, в VI и VII вв. н. э. – греческую культуру, с Х в. н. э. – византийско-еврейскую культуру, с XVIII в. царь Петр I и последующие правители навязывали немецкую культуру, в XIX в. вошла в моду французская культура, в ХХ в. появилась ни на что не похожая советская культура, а теперь, в конце ХХ в., нам предлагают новую культуру, этакий синтез американской, советской и европейской культур. Новый путь развития, ведущий в никуда русский народ. Необходимо возродить Русскую Духовную Культуру, Древнерусскую веру наших предков – Инглиизм, спасти народ от унижения и растления, открыть ему путь духовного развития, путь созидания, а не разрушения. Может, хватит разрушать? Пришло время строить! Русские никогда не были против культур других народов, но они создавали свою культуру, которая имела очень глубокие древние корни. Настало время вернуться к своим корням, иначе будущего не будет. Погибнет не только тело, но и душа. И никакие чужие люди и Боги не спасут Вашу душу! Русскую душу может спасти только Русская Вера» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

640 Например, преподобный Нестор говорит: «И нача Владимир... люди на крещенье приводити по всем градом и селом» (Полн. собр. р. лет. 1. 51 (228)); Новгородские летописи: «И взя... митрополита Киеву Леона, а Новуграду епископа Иоакима Корсунянина, а по инем градом епископы, и попы, и диаконы, иже крестиша всю Русскую землю» (там же. 3. 181, 207 (228); снес.: Соф. врем. 1. 38 (270)); Псковские: «Крестися вся Русская земля» (там же. 4. 175 (270)). См. также далее прим. 12 и 13. 641 Полн. собр. русск. летоп. 2. С. 256 (228); Степен. книг. 1. С. 138 (156); Татищева Истор. росс. 2. 74 (294). 643 «Слышите чюдо, – говорит препод. Нестор, – исполнено благодати, како вчера заповеда всем требу принести идолом, а днесь повелевает креститися... Но и се чюднее: заповеди бо изшедши всем креститися, и всем грядущим ко крещению, ни бо единому сопротивящуся, ни вопрекы глаголющю; но яко издавна научени, тако течаху ра-дующеся к крещению». Нестор в житии св. Бориса и Глеба (известно: по списку XIV в., Сильвестровскому, издан. г. Срезневским. СПб., 1860 (260); по списку XV в., напеч. в Правосл. собесед. 1858. 4. 578 (259) и по списку XVI в. Румян, муз. 152. Л. 110 (39)). 644 Полн. собр. р. лет. 1. 50 (228). В кратком житии святого Владимира по пергаменному списку XIII–XIV вв. читаем: «И пришед Кыеву, изби вся идолы: Перуна, Хорса, Дажь-бога, Мокошь и прочая кумиры. Посемь созва все множьство людий и заповеда им креститися, нарек, им день, рек: «Аще не обрящется кто на реце оутро, да будет противень мне». И сниде на Поцайну реку всь възраст мужь, и жен, и младенци; свершении же стояху в воде, ови до пояса, а друзии до выя, а инии брожаху; а прозвутери по брегу стояше, молитвы мольвляху, яже над крестимыми. И оттоле наречеся место то святое, идеже и ныне церкы Петрова» (Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 2. Отд. 1. С. 8 (74)). Река, в которой крестились киевляне, у летописца названа Днепром, а в харатейных Прологах XIV в. – Почайною (Карамз. 1. Прим. 461 (148)). Но то и другое равно справедливо в известном отношении, и последнее даже справедливее. В Прологах прибавлено, что место крещения киевлян издревле называется местом святым, а святым местом доселе слывет в Киеве Крещатик, или источник, впадавший в Почайну, и здесь-то именно самая Почайна впадала в Днепр. Следовательно, киевляне крестились при слиянии Почайны с Днепром, а потому и можно было безразлично сказать, что они крестились в Почайне или в Днепре (Киевлянин на 1840. С. 8–10 (186)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Инглинги, – учит А. Хиневич, – признают священные книги всех религий, но особенно важными считают так называемые древнерусские ведические писания. К числу последних относятся не только имеющие широкое хождение среди русских неоязычников тексты типа «Влесовой книги» или «Русских Вед», но и специфические трактаты «Ра-М-Ха ИНТА», «Книга Перуна», «Книга Света (Древняя Мудрость Храма Инглии)» и другие, написанные на некоем сакральном даарском языке, которым сейчас владеет единственный человек на планете – отец Александр. Признавая братство всех религий, инглинги (кстати, это слово А. Хиневич «выводит» из даарского «Инглия» – «Бесконечность Бесконечностей») почитают богов и пророков всех известных учений: Христа, Кришну, Моисея, Будду, Осириса и т. п. Однако основные объекты культа – древнеславянские божества – Триглав Сварог-Перун-Свентовит, Богородица – Лада-матушка, Род Небесный, «святомудрые предки» и т. д., причем все эти персонажи объявляются ипостасями Единого Бога. Доктрина Инглиистической церкви включает положение о множественности обитаемых материальных и духовных миров, об их иерархии. Миры духов подразделяются на Светлые (они населены Легами – ангелами, Арлегами – архангелами, Ассами – Богами Миров и др.) и Темные (в них обитают падшие ангелы и демоны). Чем выше какой-либо мир из числа духовных, тем больше в нем измерений – например, мир Легов имеет 16 измерений, мир Арлегов – 256 и т. д. Души людей, согласно инглиизму, проходят эволюцию и перевоплощаются как на Земле, так и в других мирах. При этом утверждается, что человек вовлечен в космическую борьбу сил Света и Тьмы, хотя дуализм Добра и Зла инглинги склонны скорее отрицать. В доктрине инглингов подробно разработаны этические принципы, сформулированные в виде 99 заповедей, данных богами Рамхатом, Сварогом и Перуном. В частности, богоданными добродетелями считаются русский патриотизм, приверженность родовым идеалам, уважение ко всему живому как на Земле, так и в других мирах: «Идите через Миры многие, познавая их и совершенствуя дух свой» (8-я заповедь Рамхата);

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

опять русские клянутся Перуном и Волосом, скотьим богом 19 . В 980 г. князь Владимир поставил в Киеве на холме кумира Перуна, Хорса (Хрса), Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь 20 . В Густинской летописи, в статье «о идолах русских» перечислены следующие русские божества: Перун, Волос, Позвизд, или Похвист, Ладо, Купало, Коляда, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокош 21 . В синопсисе и статье – «о идолех Владимировых» 22 упоминаются те же божества, и кроме того Лель и Полель – дети Лады. Но сборник Пискарева и Густиская летопись относятся к концу XVII в., а потому не могут быть выразителями верований древней Руси 23 . В 988 г. Владимир приказал низвергнуть богов: одних изрубили, других сожгли. Перун был предан поруганию и брошен в Почайну или Днепр. Та же участь постигла идолов в 991 г. в Новгороде: епископ Иаким, прибыв в Новгород, разорил требища, сокрушил идолов, посек, т.е. низвергнул Перуна и приказал бросить его в Волхов. Когда Перуна тащили и издевались над ним, в него вошел бес и начал кричать: «О горе, ох мне, достахся немилостивым сим рукам». Проплывая под мостом, Перун будто бы бросил на мост свою палицу и сказал: «на сем мя поминают Новгородские дети», вот почему там часто случаются драки, замечает летописец.. Волною прибило Перуна к берегу; но Пидблянин, рано утром везший горшки на базар, оттолкнул идола шестом и сказал: «Ты, Перунище, досыти еси ел и пил, а ныне плыви прочь» 24 . «Бесы Перуна и Хроса и ины многи попра (Владимир) и скруши идолы», говорит Мних Иаков в Похвале равн. кн. Владимиру 25 . В компилятивном «житии блаженного Володимера» упомянуты Волос и Перун. В слове св. Григория на просвещение, надписываемом како первое погани суще языцы служили идолом, переводчиком вставлены имена славянских богов: «тем же богом требу кладут и творят, и славянский язык, вилам и мокошьи, диве. Перуну хросу, роду и рожаницы, упырям и берегиням и переплутоу и верьтячеся пьют емоу в розех, и огневи сварожицю молятся и навем мев творят»… Несколько ниже переводчик утверждает, что греки, египтяне и римляне ставили трапезу роду и рожаницам, а от них переняли славяне: «се же словене начали трапезу ставити, роду и рожаницам, прежде перуна бога их, а прежде того клали требы упырям и берегиням по святым крещении перуна отринуша, а по Христа господа Бога яшася, не и ныне по окраинам их молятся проклятому богу их перуну хросу, и мокоши и вилам, не то творят аки отаи, сего же не могутся лишити… проклятого того ставлення вторые трапезы роду и рожаницам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вышли из Киевского подполья и все прежде гонимые христиане, и тоже могли поставить Владимиру некоторое количество священников-миссионеров. Рукополагались и заново все сколько-нибудь способные и пригодные к священству из новокрещеных семейств. Из первых епископских фигур, помогавших Владимиру крестить народ, сохранено Новгородской летописью имя первого для Новгорода епископа Иоакима, которого в 991 г. послал туда из Киева князь-креститель. Летопись в былинно-эпическом стиле сообщает: «пришел в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и Перуна посек». И приказал стащить и бросить его в Волхов, как это было с Перуном Киевским. Для развенчания кумира в глазах толпы, над идолом издевались. Обвязав его веревками, волокли «по калу», били палками и пихали. В это время вошел в Перуна бес и начал кричать: «о горе, ох мне, достался я немилостивым сим рукам!...» По всей вероятности это восклицание громко плакавших новгородских язычников. Но миф продолжается. Когда бросили идола в Волхов и проводили его под знаменитым мостом, то Перун бросил на Волховский мост бывшую в руке его палицу и изрек: «этим будут поминать меня дети новгородские». Летописец заключает уроком морали новгородцам, учинявшим тут обычные, иногда жестокие драки партийных сторон: «безумные и ныне бияся ею утеху творят бесам». Епископ приказал, чтобы Перуна никто не спасал, а толкали бы его все дальше и дальше. И рассказывается для насмешки над Перуном эпизод, будто бы имевший место на другой день возле подгородного селения Пидбы. Местный горшечник пидблянин поутру собирался вести свою продукцию на продажу в город и вдруг увидел Перуна, подплывшего к берегу. И вот будто бы этот «высокопросвещенный» пидблянин с негодованием оттолкнул Перуна шестом от берега с упреком ему за дорогостоившие пищевые жертвы: «ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь!...» «И поплыло со света некошное» («некошное» в противоположность «роскошное» – значить неценное, от корня «кш» – ценность, немецкое «кост»). Как увидим ниже, в Новгороде и в немногих еще местах северной русско-финской Руси не прошли эти издевательства над идолами даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

“Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя. Но также известен и рассказ о борьбе Перуна и Велеса. Перун – Сын Бога, а Велес – Дух Бога… Называется и причина этой борьбы: подстрекательство рода Дыя. Дело в том, что и Перун и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу, дочь Дыя. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла. Впрочем, потом Велес, бог Любви, все же соблазнил Диву и она родила от него Ярилу. Но тогда, в печали, отверженный, он пошел куда глаза глядят и пришел к речке Смородине. Тут повстречались ему великаны – Дубыня, Горыня и Усыня. Дубыня вырывал дубы, Горыня ворочал горы, а Усыня ловил усом в Смородине осетров”. Дальше поехали вместе, увидели “избушечку” на курьих ножках. “И Велес сказал, что это дом Бабы-Яги, которая в иной жизни (когда он был Доном) была его супругой Ясуней Святогоровной”. И т. д. (Асов 20006: 47). Я опущу славянские мифы, в которых фигурируют неизвестные славистам боги Вышний и Крышний (читатель, конечно, легко узнает индийских Вишну и Кришну, а как они попали к славянам, пусть специалисты гадают). Еще немного о Перуне. Перуна родила от бога Сварога матерь Сва, съев Щуку Рода. Когда Перун был еше младенцем, на Землю русскую пришел Скипер-зверь. “Он закопал Перуна в глубокий погреб и унес его сестер Живу, Марену и Лелю. Триста лет просидел Перун в подземелье. А через триста лет забила крылами птица Матерь Сва и позвала Сварожичей”. Сварожичи Велес, Хорс и Стрибог нашли Перуна, спавшего мертвым сном. Чтобы разбудить его, требовалась живая вода, и мать обратилась к птице Гамаюн: “– Ты слетай, Гамаюн, ко Рипейским горам за Восточное море широкое! Как во тех во горных кряжах Рипейских на горе на той Березани ты отыщешь колодец…”. И т. д. (Асов 20006: 98–99). Матерь Сва в передаче Асова говорит совсем как русская сказительница былин начала XX в. Кстати, Рипейскими горами Урал называли только древнегреческие географы, а в древнеславянской среде это название было неизвестно. Вообще имена частью взяты из литературы по мифологии и фольклорных сборников (Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Хорс, Род, Додола, Жива, Марена, Баба-Яга, Гамаюн, Усыня, Горыня, Дубыня), частью искажены (Леля из Лель), частью выдуманы (Сва, Ясуня, Киська).

http://sueverie.net/vedy-slavyan-i-veles...

Сам же город Корсунь отдан был Владимиром обратно греческим царям Константину и Василию как " вено " , или выкуп за невесту. Платить такой выкуп издревле было в обычае русичей. Вскоре Владимир с дружиной и спутниками своими вошел в Киев. Все жители от мала до велика высыпали на улицы, приветствуя своего князя-защитника. Вместе с другими встречал его и отрок Яшка. Долго бежал Яшка за княжеским конем, пока не въехал Святославич в ворота городища. Прибыв в Киев, Владимир немедленно приказал очистить его от идолов и языческих капищ. - Да не будут сии болваны осквернять более нашу землю! - сказал он Добрыне. Добрыня, вместе с Владимиром принявший святое крещение в Корсуни, набычившись, смотрел себе под ноги. Как и Святославич, он понимал, что уничтожить языческих болванов, в которых верят многие русичи, будет совсем непросто. Много прольется слез. - Сотворю по воле твоей, княже, - сказал Добрыня. Днем позже по всему Киеву, на всех крупных площадях его, запылали костры. Одних идолов сжигали, других секирами разрубали на части. Причитали, шипели, угрожали вохвы, хватались за своих деревянных болванов, но дружинники отгоняли их, толкая древками копий. В смущении великом пребывал весь народ киевский. Отрок Яшка, что бежал за княжеским конем, стоял на днепровской круче. Со страхом смотрел он, как грозного Перуна привязывают к лошадиным хвостам и с позором волокут с горы. Двенадцать приставленных дружинников били Перуна палками и кололи копьями. - Зрите, русичи, что не бог это, а колода дубовая! - кричали они. Кони от усилия проседали на задние ноги - так тяжел был Перун. Медленно, неохотно спускался он с горы. Бороздил усами землю, перекатывался тяжко. Откалывалась позолота под ударами копий. Наконец Перуна подволокли к берегу и сбросили в Днепр. Глубоко ушло бревно под воду, а потом поднялось и, медленно вращаясь, поплыло по течению. Многие киевляне проливали слезы и долго следовали за ним по берегу, провожая своего уплывающего истукана. Из опасения, что Перуна выловят и спрячут, Добрыне пришлось даже приставить к нему нескольких воинов.

http://pravoslavie.ru/put/sv/kn_vladimir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010