629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора-иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора-иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко-сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X-XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Текст «Жизнеописания» приводится по изданию: Migne J.-P. Patrologiae Latina Cursus Completus. V. 94. Paris, 1850. P. 413 – 729. 344 «Стиль, метод и тема дают основание полагать, что автором «аноннмной «Истории настоятелей». – М.Н.» был сам Беда; возможно, он не упомянул эту книгу в списке своих произведений, потому что считал ее предварительным вариантом более обширного «Жизнеописания отцов настоятелей» (Brown G.H. Bede the Venerable. Boston, 1987. P. 81). 375 В тексте Беды мы находим имена королей, правивших в Британии с 40-х гг. VII века по второе десятилетие VIII века: Освиу (642 – 670), его сыновья Альхфрид, Эгфрид (670 – 685), Альдфрид (685 – 706), его внук Осреди (706 – 717). Каждый из них так или иначе сыграл какую-то роль в жизни Бенедикта: при дворе Освиу Бенедикт, будучи еще мирянином, познакомился с римскими обычаями и захотел посвятить себя монашеской жизни. Трое сыновей Освиу покровительствовали основанному Бенедиктом монастырю. Альхфрид оказал, вероятно, большое влияние на духовную жизнь Бенедикта. В тексте «Жизнеописания» встречается и имя короля западных саксов Кенвалха (годы правления 641 – 672). Он был другом и помощником Бенедикта. История отношений Бенедикта и Кенвалха объясняет желание главного героя отправиться сначала в Вессекс. Кенвалх задолго до повсеместного распространения римских церковных обычаев был их приверженцем и даже убедил своего близкого друга Альхфрида, наследника Нортумбрийского престола, о котором говорилось выше, в их правильности. Альхфрид настолько ревностно принял римский обряд, что как уже говорилось выше, едва не уехал в Рим навсегда. Вернувшись в Англию, Бенедикт хотел навестить Кенвалха. Вероятно, он надеялся сначала основать свой монастырь под покровительством старого друга. Узнав о его смерти, он отправился в Нортумбрию, где правил младший брат другого его близкого друга, Альхфрида. На характер отношений монастыря и короля Осреди (706 – 717) косвенно указывает тот факт, что Хвэтберт, последний из пяти отцов настоятелей, о которых говорится в «Жизнеописании», был вынужден возвращать «бесчисленные права монастыря» (с. 728). Осреди остался в истории Нортумбрии как «дурной» король, любящий бесчинства и не уважавший прав Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Директор 717-й школы Надежда Владимировна Леонтьева умеет не только организовать благотворительную деятельность в своей школе, но и привлечь к делам милосердия и другие организации. Она выражает искреннюю благодарность руководству Управления образования Северного округа и Управы Войковского района, лично главе Управы Сергею Семеновичу Сидорову, заместителю главы Управы Галине Ивановне Степановой, руководителю муниципалитета Светлане Львовне Бутковой, руководителю исполкома Войковского района партии «Единая Россия» Людмиле Николаевне Никитиной, Методическому центру Северного округа, методисту по вопросам дополнительного образования и воспитывающей деятельности Татьяне Анатольевне Кружковой, методисту структурного подразделения поликультурного образования межрегиональных связей Ирине Николаевне Политаевой, члену правления благотворительного фонда «Подари жизнь» Владимиру Хромову, главному специалисту Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного Владимиру Ивановичу Немыченкову, а также всем, кто внес свою лепту в сбор средств для лечения Маши Дятловой (http://www.podari-zhizn.ru/page.php?id=40726, http://www.podari-zhizn.ru/child.php?id=330). В этом году четвертая по счету благотворительная акция в помощь онкобольным детям проходит в рамках новой Всероссийской молодежной благотворительной программы Фонда Андрея Первозванного «Детская лепта», посвященной памяти святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. По словам мамы Маши Дятловой, они с дочкой уже дважды побывали в обители и видели белоснежный памятник Великой княгине у стен Покровского собора, молились в нем, любовались прекрасными цветами на территории обители. А теперь они и их друзья по несчастью смогут посмотреть сразу три фильма, посвященные Елизавете Федоровне, и прочитать статьи о ней, опубликованные в журналах «Нескучный сад» и «Русский дом», любезно предоставленных в дар участникам акции их редакциями. В предыдущие годы благотворительная акция проводилась 15 февраля, в праздник Сретения Господня, совпадающий с Днем православной молодежи и Международным днем онкобольных детей, учрежденным Международной конфедерацией «Организация родителей детей, больных раком». В 2010 году этот день совпал со школьными каникулами, поэтому акцию пришлось перенести на конец февраля. В 2007-2008 гг. сбор средств проводился для Сережи Святкина а в 2009-м – для Маши Крахиной, которые проходили лечение в Российской детской клинической больнице. Кстати, как сообщила мама Маши Дятловой, 3 марта 2010 года в Москву на обследование приезжает Маша Крахина, мама которой Марина Николаевна, как и Татьяна Борисовна Тарелкина (мама Сережи Святкина), очень благодарна школе 717 и всем, кто принял участие в их судьбе.

http://pravmir.ru/detskaya-lepta-dlya-ma...

Эпоха иконоборческих споров (717-843) Новый этап взаимоотношений имп. власти и Церкви связан с правлением Исаврийской династии (717-802). Ее основатель Лев III в кодификационном правовом сб. «Эклога» обосновывал легитимность своей законодательной инициативы фактом собственного воцарения, в чем видел признание Господом его любви к Богу. Обязанностью императора он считал, ссылаясь на ап. Петра (1 Петр 5. 2), пасти «Божие стадо» во имя правосудия. Законодательная деятельность императора в целом (без конкретизации сфер законотворчества) получала т. о. квазицерковное обоснование, не исключающее правомочности вмешательства императора в дела Церкви. Реформа, к-рую предпринял Лев III, была направлена против почитания икон (см. ст. Иконоборчество ). С критикой иконопочитания выступили ряд церковных деятелей (Константин Наколийский, Фома Клавдиопольский, Иоанн Синнадский), увидевших в нем оскорбление Божества и разновидность идолопоклонства. Однако непосредственный повод для обращения имп. Льва III к иконоборческой политике остается неизвестным. Правосл. традиция называет виновниками то неких иудейских предсказателей, то араб. халифа Язида II, издавшего указ об уничтожении изображений (723), то видит в этом влияние фригийского еп. Константина Наколийского. Формированию иконоборческих настроений (особенно в вост. областях) способствовала как ветхозаветная традиция, отвергавшая идолопоклонство и повлиявшая на традиции вост. христиан (сирийцев, армян), так и исламское неприятие изображений. Эти настроения, очевидно, были распространены в среде малоазийского фемного крестьянства, составлявшего основу имп. войск. Иконоборчество имело сторонников во всех слоях визант. общества и во всех областях империи. Кроме того, ситуация менялась с течением времени: так, население К-поля в период 726-766 гг. постепенно переходит от безусловного неприятия к поддержке иконоборчества. Изображене креста в ц. Св. Ирины в К-поле Изображене креста в ц. Св. Ирины в К-поле Иконоборчество было инициировано имп.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В «Жизнеописании» Беда упоминает античное название «Галлии», Когда Бенедикт Бископ ищет каменщиков, чтобы построить церковь «по обычаю римлян, который он всегда любил» (с. 716), он «пересек океан и устремился в Галлию» (с. 716). Связи между Галлией и Британией исторически были прочны. События V века, когда коренное население Британии, кельтское племя бриттов, было большей частью изгнано переселившимися в Британию англосаксами и бежало в Галлию, еще больше их упрочили. Спустя почти двести лет Бенедикт, англосакс, христианин, несколько раз пересекает Галлию, направляясь в Рим и возвращаясь обратно, и предпринимает как минимум два путешествия специально в эту часть Европы, покупая для монастыря «украшения или покровы» (с. 717). Неоднократно он приглашает из Галлии мастеров, за каменщиками едет сам, а за стекольщиками «послал доверенных людей» (с. 717). На пути в Рим паломники или гонцы могли делать много остановок, но Беда называет только два города. Один из них Лингона (ныне Лангр), находящаяся примерно в двух третях пути до Рима. Об этом городе читатель узнает немного больше, чем об остальных упоминаемых в «Жизнеописании» городах. Причина этого печальна: недалеко от Лингоны умер Кеолфрид, четвертый настоятель Веармута и Ярроу, друг и духовный наставник Беды. По благочестивому обычаю, весьма распространенному среди англосаксов, Кеолфрид собирался остаток своих дней провести в Риме, но «пораженный болезнью» (с. 729), умер «в лугах упомянутого города» (с. 730). Беда дважды упоминает место погребения Кеолфрида: тот был похоронен «в церкви Трех блаженных братьев мучеников» (с. 729); чуть далее дается более подробное описание: «к югу от этого же города, у первого путевого столба, в пределах монастыря Трех братьев мучеников» (с. 730). Примерно на середине пути находится город Вьенн. Именно там один из героев «Жизнеописания», Бенедикт Бископ, оставляет друзьям на хранение книги, приобретенные по пути в Рим, «купленные по сходной цене, либо щедро отданные в дар» (с. 716). По дороге домой он забрал во Вьенне ранее купленные книги, вверенные заботам его друзей (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В одной из Палестинских лавр случился раз шум и смятение. Новоначальные возмутились, побили старцев палками, наложили руки на самого игумена, наругались над ним и оскорбили 2451 . Однако старчество продолжало существовать, несмотря на множество недостатков. Этого мало. Оно было институтом, популярным и среди мирян, следовательно в монастыре прочно сложилось в своих внешних формах. Здесь повторилось то же явление, которое в виде более общем наблюдается в истории всего монашества. Монашество рано падает нравственно, падает до уровня мирской жизни; целые столетия длится это пониженное состояние нравов; действительные подвижники среди монахов являются только исключениями, какие можно встречать и среди мирян. И тем не менее монашество существует, не сливается с миром, потому что оно выработало прочные внешние формы, устойчивый уклад монастырской жизни. С. Смирнов Заозерский Н.А. Печальное недоразумение: [О ст.: Известия Братства прав. Церкви в Китае. 1904. Вып. II: Изменение ст. 253 Устава Духовных Консисторий]//Богословский вестник 1904. Т. 3. 12. С. 717–735 (3-я пагин.) —717— Разумети бо закон помысла есть благаго ( Притч.9:10 ). Разъяснительное определение Св. Синода о порядке применения по делам бракоразводным 253 ст. Уст. Дух. Кон. по новой Высочайше утверждённой в 28 д. мая 1904 г. редакции 2452 , в своё время было приветствовано общественным мнением, как давно желанный „новый закон“ и как-доброе начало имеющих и впредь последовать законов, – в видах исправить и улучшить наше бракоразводное право, и по материи и по процессуальной части, в настоящее время возбуждающее важные недоумения. Но за тем на смену этих восторженных приветствий стали мало по малу слышаться заявления противоположного свойства, начавшие проникать и в печать. В среде нашего общества нашлись ревнители благочестия, прямо-таки – Евангелия, как в среде лиц мирских – высокопоставленных и заявивших в печати своё не тщетное труженичество на пользу церкви Православной, нашлись пастыри и даже архипастыри, которые усмотрели в рассматриваемом Разъяснительном определении Святейшего Синода такое новшество, которое „покрывает их стыдом“, „ужасает последствием“, как явное противоречие Евангелию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исаврийские императоры (717–867 гг.) с большим блеском осуществили реорганизацию империи. Часто иконоборческих императоров судят сурово, не отдавая себе отчёта в том, что их религиозная политика была лишь частью предпринятого ими дела восстановления империи и что их деятельность не исчерпывалась страстной и жестокой борьбой с иконопочитанием. Лев III u Kohcmahmuh V были энергичными и суровыми правителями, безжалостно преследовавшими своих противников; но это были в то же время великие полководцы, сломившие в 717 г, натиск арабов и помешавшие им пройти в Европу, а также с успехом сдерживавшие наступление болгар; эти правители проделали большую законодательную и административную работу, которой зачастую отдавали справедливость даже их противники. Несомненно, эта политика не всегда была удачной: во внешней политике разрыв с Римом, потеря Италии, восстановление Римской империи Карлом Великим были большими промахами, отбросившими Византию на восток; внутри борьба вокруг икон, продолжавшаяся более столетия (726–842 гг.), поддерживала в империи опасное брожение, которым пользовалась церковь , чтобы освободиться от императорской власти. Но в конечном счёте императорская власть вышла из этого смутного периода окрепшей, и, когда в 842 г. был восстановлен религиозный мир, в империи, казалось, наступила пора процветания, какого она давно уже не знала. В правление Феофила (829–841 гг.) византийский двор соперничал с Багдадом халифов роскошью своих зданий, великолепием священного дворца, блеском своей культуры. Литература и искусство обновились и подготовили почву для возрождения X в. Константинопольский университет, восстановленный к 850 г. Вардой, вновь становится центром блестящей культуры. Влияние Византии сильно сказывалось среди славян Моравии, среди болгар, которым византийские миссионеры несли христианскую веру; византийская церковь всё более и более принимала национальный характер, ещё сильнее подчёркнутый расколом, который был подготовлен Фотием (867 г.). Во внешней политике, несмотря на угрозу со стороны болгар в начале IX в. и потерю Крита (826 г.), лишавшую византийцев господства на морях, возобновилось наступление против мусульман в Малой Азии, и всё предвещало великолепный апогей, который при Македонской династии должен был дать империи полтора века процветания, величия и славы,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ); арм. (?)(?) ] (ок. 650, сел. Одзун Гугаркской провинции обл. Ташир Вел. Армении - 729, там же или сел. Ардви), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед. Жизнь Образование получил в Айрарате (пров. Арагацотн) под руководством известного арм. богослова Теодороса Кртенавора; изучал экзегетику, богословие, философию, грамматику, риторику. Предполагают, что О. О. учился также в Сюникской школе, к-рая была известным научно-образовательным центром грекофильской философской направленности в Армении. Биографические сведения об О. О. до избрания его католикосом довольно скудны. Во епископа его рукоположил, вероятно, католикос Елия I Арчишеци (703-717) и поручил ему управление Арагацотнской или, по мнению патриарха Магакии Орманяна , Гугаркской епархией. В трудный период подчинения Армении Арабскому халифату О. О. всячески стремился усилить политическое и экономическое влияние ААЦ. По сообщениям арм. источников, ок. 719 г. он отправился в Дамаск к халифу Умару II с просьбой освободить ААЦ от нек-рых налогов, прекратить преследования христиан во владениях Омейядов и гарантировать им свободу вероисповедания. Халиф дал письменное согласие, а католикос пообещал обеспечить лояльность арм. населения к властям. По нек-рым сведениям, в эдикте Умара II были также утверждены землевладельческие права ААЦ на территории Армении и дано согласие на возвращение арм. князей, плененных в результате подавления арм. бунта 703-705 гг. (араб. источники в целом подтверждают эти действия Умара II, к-рые, очевидно, были связаны с его политикой по возрождению принципов раннего ислама - см.: Большаков О. Г. История халифата. М., 2010. Т. 4. С. 143; арм. историк Гевонд сообщает, что с аналогичной миссией ездил к араб. наместнику Мухаммаду ибн Марвану католикос Саак III Дзорапорци (677-703) - Там же. С. 60); О. О. удалось достичь соглашения с Умаром II относительно борьбы с халкидонитами (православными) и павликианами .

http://pravenc.ru/text/2578125.html

Можайск. 1996. Вып. 3, ч.1. С. 157–170. 735 Felrny К. Ch. Verdrangung der eschatologischen Dimension der byzantinischen got- tlichen Liturgie tlnd ilire Folgen//Литургия, архитектура и искусство византийского мира./Под ред. К. К. Акентьева. СПб.. 1995. Т.1. С. 48. 739 R. The Byzantine Rite. A Short History. Collegcville. 1992. P. 78–84; Idem. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 1988. T. 42. P. 179 –194. 742 Бетин Л. В. Исторические основы древнерусской) высокого иконостаса//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV XV вв. М.. 1970. С. 57–72. 744 Горский А. В. Св. Киприан. митрополит Киевский и веся Руси//Прибавления к творениям святых отцов. М., 1845. Ч. 6. С. 295–369; Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К истории руеско-болгарских литературных связей XIV--XV вв.)/У ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 104–106. 746 Вадковский А. В. О поучениях митрополита Фотия. митрополита Киевского и всея Руси//ПС. 1875. Март. С. 312–313. 747 Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула. 1879. С. 62. 752 Арсений, еп. Филофея патриарха константинопольского три речи к епископу Игнатию с изъяснением изречения «Премудрость еозда себе дом...». Новгород. 1898. С. 64. 753 В гл. 43 Григорий Синаит описывает Царствие Небесное, которое ему представляется «подобно скинии, сооруженной Богом как моисеева, в двух завесах имеющей образ будущего века. В первую скинию войдут все священники благодати, во вторую же как умственную войдут только те, которые здесь во мраке богословия, как священники, в совершенстве троично служили, имея Иисуса священноначалышком в Троице и первосвященником в этой сооруженной скинии, и светозарнее освящались его сиянием». См.: Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1890. Вып. 2. С. 234. 759 Радо/чиЬ С. Фреске Маркова монастыря и житие св. Василия Нового//Зборник ра- дова Сербской академии наук. Нови Сад. 1956. Кн. 49. С. 215–225. 760 Мирковий Л. Дали се фреске Маркова монастыря могу тумачити житием св. Василия Нового И Старинар. Београд, 1961. Т. 12. 765 Мавродинова Л. Общие иконографические особенности в средневековой мону-ментальной живописи Грузии и Болгарии//II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси. 1977. С. 9 К). 766 Евсеева Л. М. Две символические композиции в росписи XIV в. монастыря Зарзма//ВВ. 1982. Т. 43. С. 134 146. 768 Pilz Е. Trois sakkoi byzantins. Aiialise ieonographique. Uppsala, 1976. Здесь же под-тверждено мнение П. Джонсон о первом упоминании данного саккоса в ватиканском каталоге 1489 г. 771 Демина H. А. О связях Андрея Рублева и мастеров его круга с искусством и культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси//Андрей Рублев и его эпоха/Под ред. М. В. Алпатова. М., 1971. С. 134–136; Матвеева А. Б. Фрески Андрея Рублева и стенопись XII века во Владимире . "/Там же. С. 150–162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Точно также вслед за известием о взятии Иерусалима Иродом, описывая разные бедствия евреев, Иосиф между прочим говорит: «к довершению всех зол поля в то время оставались непахаными по причине быв-шало тогда субботнего года, в который сеять плоды нам не позволено» 36 . Субботний год начинался после каждых 6 лет в седьмой в месяце Тисри, а взятие Иерусалима Иродом падает или на Сиван иди на 10-е Тисри 717-го года. Так как уже во время осады Иерусалима, следовательно до взятия его, осажденные по причине субботнего года терпели недостаток в продовольствии, то очевидно этот субботний год должен обнимать период времени от Тисри 716-го по Тисри 717-го года. Если Иерусалим был взят в Сиван 717-го года, то этот месяц приходится за 3 месяца до окончания субботнего года. Если же это событие случилось 10-го Тисри 717-го года, следовательно уже по окончании субботнего года, то из замечания Иосифа о недостатке в продовольствии нет необходимости заключать, что субботний год начинался собственно с Тисри 717-го г., как полагает Каспари 37 . В таком случае получается неразрешимое противоречие в показаниях Иосифа, который извещает, что евреи испытывали недостаток в продовольствии по причине субботнего года уже во время осады Иерусалима, следовательно до Тисри 717-го года. Субботний год в то время еще только начинался, и недостаток продовольствия не мог бы быть ощутителен. Дело просто объясняется, если выражение: «поля в то время оставались непахаными» относить к предыдущему, уже окончившемуся, субботнему году. Так как в то время еще только начинался новый год, и посев по случаю войны вероятно был замедлен, то понятно, почему недостаток в продовольствии, какой испытывали евреи во время о сады Иерусалима, должен был продолжаться и после взятия города, до жатвы (Нисана) следующего 718-го года. – Но можно ли доказать, что с Тисри 716 г. по Тисри 717-го был действительно субботний год? В 1 Макк, книге рассказывается, что Птоломей коварно убил опьяневшего после пира Симона в 177-м году, в 11-м месяце, который называется Шеват 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010