Диоптра книга, 190–194. Выписки из оной, 46, 88, 122, 154, 170, 201, 747, 750, 758, 766, 802, 807. Диоптра, книга, другого состава, 195. Дождиков Григорий Феодоров, владелец, 332. Довмонта (Тимофея), кн. псковского, житие, 694. Дометиан, иером., биограф Саввы сербского , 686. Домну Кирилла александр. послание, 205, 206. Домника, еп. венацкого, послание патр. Петру, 201. Дорофея, аввы , книга, 163–166, 167–171, 175, 180, 181, 185. Выписки, 657, 661, 767, 768, 771, 794, 799, 802. Дорофей, еп. тирский, 71–73. Дорофей Третьяк, поп, владелец,719. Дорофеи, книгохранители Троиц. Серг. мон., 69, 415, 781. Дорофей, казначей Троиц. Серг. мон., владелец, 651. Досифей, ученик Зосимы, 633, 634. Досифея еп. сарского и подонского, книга, 411. Досифея, архим. киево-печерского, правило, 804. Дулов Никифор, владелец, 767. Дылев Герасим, чернец, малоусолец, 415. Дедковы Иван и Андрей, владельцы, 89. Деяния и Послания св. Апостол см. Библия . Евагрия, мниха, слова, 15, 747, 763, 769, 778, 779, 791, 804, 807. Изречения 704. Евангелие см. Библия. Евангелисты изображены в ркп. 68. Ева см. Адам и Ева. Евгений, папа римский, 765. Евлогию, монаху, Ефрема Сир. наказание, 7, 126–128, 162. Евпраксия, княгиня, инокиня Вознесенского москов. мон., 676, 713. Евреи, Жиды см. Иудеи. Евсевию, епископу, послание, 202, 203. Евсевию убогому, перевод слова испов. Максима, 175, 704, 756, 757. Упом. 669. Евсевия, архиеп. александрийского слова, 11, 12, 91, 142, 143, 160, 202–204, 648, 723, 745, 747, 757, 768, 775, 779, 784, 793, 794, 805. Евсевия, архиеп. памфилийского о Псалтыри, 314, 770 и др. Евсевиевы зачала в Евангелиях, 70, 109. Евстафий, игум. Атталины монастыря, 15, 154. Евтропия защищает И. Златоуст, 167, 680, 681, 749, 754, 775. Евфросин, монах скитский, 804. Евфросин псковский см. Жития и Службы. Отрывок Устава его, 626. Упом. 641. Евфалия, диакона, предисловие к Посланиям ап. Павла, 71–73, 118. Евфимию, патр. иерусалимскому, послание, 211–213. Евфимия, патр. терновского, сочинения, 199, 630, 664, 665, 669, 670, 676, 686, 712, 748, 754, 762.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Подана сентября 30 дня 1824 года. (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1031). Другой документ тех же лет свидетельствует о том же: «Ведомость Богородской округи Радонежской десятины церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, священником Михаилом Никифоровым с причетники учиненная, сколько в приходе нашем 1827 году с января первого числа обоего пола родилось…» (ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 178, л. 15-А). Исповедные росписи за 1835 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1259) и за 1845 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1481) также показывают, что освящение не было в память Воздвижения Креста. Поэтому вопрос о том – был ли крестовоздвиженским какой-либо придел церкви, или посвящение было изменено уже на месте, в Дубровке – остается открытым (причем еще надо учесть, что в консисторском указе новая каменная Дубровская церковь также не именуется Крестовоздвиженской, но Свято-Троицкой с приделами Александра Невского и Марии Магдалины (ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 14). Очевидно лишь то, что на Выркинском погосте испокон веков строились церкви Рождества Богородицы. Ещё следует признать, что ввиду разорения церковных архивов после революции, нам зачастую неизвестно не только прошлое храмов нашей земли, но неизвестны также и служившие в них священники и причетники. В лучшем случае известны священнослужители XX века – но кто же был на их месте ранее? Чудом сохранившиеся метрические ведомости Богородицерождественской выркинской церкви за 1826-1836 гг – (ЦИАМ, ф. 2127, дд 178-179) позволяют определить имена и состав причта данной церкви за это десятилетие. Итак, вот, кто радел о душах зуевцев в начале царствования Николая Первого: 1. Священник Николай Никифоров. Неизвестно, с какого года он служил в Выркинской церкви; самый ранний обнаруженный мною документ за его подписью датируется 1824 годом. Дата его смерти или ухода за штат определяется приблизительно следующими годами: его последняя найденная запись датируется 1845 годом, а постройку каменной Богородицерождественской церкви уже связывают с именем о.

http://sobory.ru/article/?object=06322

Акция в помощь онкобольным детям проходит в рамках молодежной благотворительной программы Фонда Андрея Первозванного 9 марта, 2010. Ирина Ахундова Днем 2 марта 2010 г. учителя средней школы Северного округа столицы Наталья Петровна Вютерих и Илона Николаевна Манжинова приехали в Российскую детскую клиническую больницу (РДКБ) к Наталье Кочетковой, маме 11-летней Машеньки Дятловой, с пухлым конвертом, в котором лежало 234600 рублей, собранных на благотворительном концерте «С любовью из добрых рук». Вернее, на концерте, состоявшемся в школе 26 февраля, было собрано 225800 рублей, о чем зрители узнали сразу по его окончании. (Благодаря журналистам телеканалов «Школьник ТВ», «Знание» и «Доверие» об этом узнают и тысячи других людей.) Но деньги продолжали нести и на следующий день, и через день. Последнюю сотню 2 марта принес ученик младших классов. И хотя эта сотня, как и другие мелкие и крупные купюры – это деньги учителей, гостей школы и родителей учеников, всю собранную сумму с полным правом можно назвать детской лептой, поскольку в благотворительном концерте приняли участие ученики 1-11 классов школы 717, а также школ 213, 223, 747, 525, 152 и прогимназии 1776, представитель которой первым позвонил в школу 717 с предложением поучаствовать в концерте. Впервые за четыре года к школьникам присоединились и студенты вузов, среди которых были Московский государственный университет им. Ломоносова, Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Российская международная академия туризма. Также в концерте, как и в прошлые годы, приняли участие ребята из Детско-юношеского центра «Войковский». Второй год подряд свою лепту в общую копилку вносит «СМ-клиника» под руководством Николая Вениаминовича Смыслова. Если в прошлом году накопитель для сбора средств в пользу больного ребенка стоял во взрослом отделении, то в этом году деньги собирали и в детском отделении клиники «СМ-доктор», благодаря чему в школу было передано 80 тысяч рублей.

http://pravmir.ru/detskaya-lepta-dlya-ma...

в 1399 г. в буковинском городе Сочаве молдавским князем Югою учре­ждена была первая православная митрополия в Буковине, а до этого времени православная церковь в Буковине нахо­дилась под управлением православного архиепископа в г. Охриде (в юго-зап. Македонии). Однако, в 1564 г. столица буковинской митрополии перенесена была – вместе с столицей молдавских князей – из г. Сочавы в г. Яссы в Молдавии), а в Буковине православная митрополия возобновлена только в 1873 году с резиденцией митрополита в г. Чер­новцах. – Под владычеством молдавских князей, в свою очередь подвластных Турции и вообще весьма покро­вительствовавших православной церкви, Буковина находи­лась до 1774 г. когда в силу Кучук-Кайнарджийского мира России с Турцией она передана была во власть Австрии. Буковина получила тогда военное устройство на подобие Военной Границы. В 1787 г. военное управление заменено гражданским, и Буковина, как округ, была присоединена к королевству Галиции, в связи с которой она находилась до 1848 г. С 1848 г. Буковина образовала особую коронную землю-воеводство с своим управлением, и считается при­надлежащей к цислейтанской половине империи. С 1861 г. Буковина посылает в венский рейхстаг своих депута­тов (30), составляющих буковинский сейм. Высшее мест­ное управление воеводства Буковины сосредоточивается в г. Черновцах. Во главе его стоит областной начальник; ему подчинены 8 окружных начальников, соответственно 8 округам, на которые Буковина разделяется с 1868 г.: черновецкий, радовецкий, сочавский, серетский, выжницкий, сторожинецкий, кимполунгский и коцманский. Население Буковины составляют разные народы различных веро­исповеданий. При народной переписи, произведенной во всей Австро-Венгрии, к 1 января 1891 года в Буковине считалось: 268,371 чел. русских, 208,217 румын, 82,717 евреев, 50,818 немцев, 23,604 поляков, 8,139 мадьяр, 536 чехов и словаков, 28 словинцев, 18 итальянцев и наконец 1 серб, разделявшихся следующим образом относительно вероисповедания; 450,773 чел. православная, 82,717 иудейского, 72,389 римско-католического, 19,810 униат­ского, 16,344 лютеранского, 3,213 старо-обрядческого, 747 армяно-католического, 3 человека мухаммеданского и 2 старо­католического вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Даже в источниках довольно ясно выступает тенденциозно враждебная Юстиниану традиция. В 685 г. он был свергнут и по урезании носа и языка 522 сослан в крымский Херсонес; оттуда ему удалось бежать к хазарскому кагану, на сестре которого он женился; позднее при помощи болгар он успел вернуть себе трон. По возвращении в столицу Юстиниан жестоко стал мстить всем лицам, причастным к его свержению. Наконец, установленная им тирания вызвала в 711 г. революцию, во время которой были убиты сам Юстиниан и его семья. В 711 году Ираклейская династия окончилась. В период между двумя царствованиями Юстиниана II правили два случайных императора – военный вождь Леонтий (695–698), родом из Исаврии, и Апсимар, получивший при возведении на престол имя Тиверия (Тиверий III, с 698 по 705 год). Некоторые ученые склонны приписывать Апсимару-Тиверию гото-греческое 523 происхождение. После жестокого свержения Юстиниана II в 711 году, на протяжении шести лет, с 711 по 717 год, на византийском престоле сидели три случайных императора: армянин Вардан, или Филиппик (711–713), Артемий, переименованный при коронации в Анастасия (Анастасий II, 713–715) и, наконец, Феодосии III (715–717). Время анархии, царившей в Византии с 695 года, окончилось в 717 году возведением на престол знаменитого Льва III, с которого начинается уже новая эпоха в истории Византии. Внешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против авар и славян В лице Ираклия империя получила талантливого и энергичного государя, который, особенно после тирании Фоки, казался населению образцовым правителем. По словам современного Ираклию поэта Георгия Писиды, описавшего в хороших стихах его персидские походы и аварское нашествие, 524 новый император провозгласил, что «власть должна блистать не столько в страхе, сколько в любви». «Ираклий был создателем средневековой Византии, – говорил Острогорский, – государственной концепцией которой была римская идея, язык и культура которой были греческими, а вера – христианской». 525 Достижения Ираклия тем более заслуживают внимания, что к моменту его пришествия к власти положение империи было крайне опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Лев был родом исавриец. По семье собственно сириец-семит (συρογενης). Родина его — Германикия (Мараш) на границе Киликии и Сирии. По должности он был «восточным главнокомандующим,» т.е. военным губернатором двух провинций Фригии. Он вырос и привык там к понятиям иконоборческим, общепринятым, как среди возникшего в Армении павликианства, так и y наполнявших Фригию монтанистов и новатиан. Лев узурпаторски отнял власть y слабого Феодосия III и сразу оправдал себя спасением Константинополя от грозной осады арабов. Спасительное для империи дело Льва Исавра было выдающимся историческим подвигом. Византия находилась в положении аналогичном последующему грозному моменту перед 1453 г. Если бы Лев не победил сарацин, то уже с 717 г. Константинополь был бы под арабской мусульманской властью, на 700 лет раньше власти турок. С Запада славяне теснили греков. Болгары были уже в Эносе, a арабы обложили Константинополь кругом. Таким образом Византийская империя свелась к одной столице. Лев одолел арабов. После года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили, потеряв до 150 тысяч, и только с жалкими пятью судами вернулись в Сирию. Однако вскоре оправились и опять отобрали y греков Армению, Каппадокию и Вифинию. Но Лев окончательно разбил их во Фригии под Акроиносом. Это произошло уже в 740 г. Эта победа была не случайной. Ее добился Лев путем полной реорганизации старой армии, соединенной с экономическими реформами. Военные нужды побудили Льва быть и религиозным реформатором. В этом аналогия с реформами Петра Великого. Лев поднял дисциплину в армии. Он издал Кодекс законов (так называемый Эклога, Εκλογη) и специальный «Земледельческий закон — Νομος Γεωργικος.» Последний — в защиту свободы земледельцев против кабалы. Вопреки 78-му правилу Трулльского собора Лев издал либеральный закон ο смешанных браках, лишь бы обе стороны были христианами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435374/

Мученичество шестидесяти новых святых мучеников пострадавших в Святом граде Христа Бога нашего под владычеством арабов написанное на сирийском языке и переведенное на греческий в VIII веке изданное в первый раз с предисловием А. И. Пападопуло-Керамевсом и переведенное Г. С. Дестунисом. Появляющаяся ныне впервые в печати повесть о мученичестве шестидесяти новых Святых мучеников, пострадавших в Святом граде Христа Бога нашего, под владычеством арабов, заимствована из греческой рукописи X века Парижской национальной библиотеки (fonds Coislin, 303, f. 177 – 181), обязательно предоставленной г. Л. Делилем в распоряжение Императорского Православного Палестинского Общества, и откуда нами также было извлечено напечатанное ранее житие Св. Феогния 1 . Новейшая копия XVIII в. с этой рукописи сохраняется в Брюсселе 2 . Напечатанный латинский перевод этой повести был сделан с Парижской рукописи в прошедшем столетии 3 . Подлинник печатаемой повести, как видно, написан первоначально на сирийском языке, но ни один из каталогов рукописей этого языка не упоминает о ней, что заставляет предполагать, что она сохранилась только в греческом переводе, сделанном по поручению монаха Иоанна. Ученые издатели латинского перевода предполагали в этом монахе Иоанне – Св. Иоанна Дамаскина , основывая свое предположение на том, что кардинал Май приписывал сему последнему рассказ о мученичестве Св. Артемия 4 , в заглавии которого составитель его также именуется монахом Иоанном. Предположение само по себе вероятное, но его основание ошибочное, так как монах Иоанн, писатель повести о мученичестве Св. Артемия, был уроженцем не Дамаска, а острова Родоса, как мне удалось открыть в иерусалимской патриаршей библиотеке в рукописи 30 собрания лавры Св. Савы. Для определения времени рассказываемого события мы имеем, прежде всего указание в годах совместного царствования Льва Исаврянина (вступил на престол в Марте 717 г.) и Солимана сына Абдул-Мелека (умер 22 Сентября 717 г. 5 ), которое таким образом совпадает с Марта по Сентябрь 717 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Но если станем на эту точку зрения, то есть, что сирийская версия имеет преимущество перед кесарийскою, мы и существеннейшее разногласие редакций – в именах мучеников – можем объяснить просто. Число мучеников в сирийской легенде мотивировано лучше и кажется более правильным. Сирийская редакция, знающая поименно только трех мучеников, производит впечатление хорошее: из 60 имен сохранено три. Напротив того, кесарийская редакция, претендующая на современность, приводит полный список мучеников, но список этот, вследствие позднего появления редакции, кажется с искусственным подбором имен, только бы было их 63. Совпадение имени Иоанна в обеих редакциях – вещь случайная, так как кесарийская версия явилась совершенно независимо от сирийской; равным образом вставлено имя кесарийского правителя, для указанного времени совершенно фантастическое, и предложено описание иерусалимских святынь, которое не так трудно было сделать и всякому грамотному палестинцу, особенно паломнику. Обратимся однако к детальному обозрению обеих редакций. Первая легенда, как сказано, была написана на сирийском языке, приблизительно во второй четверти VIII столетия, как полагает её издатель, основываясь на слове νων, и вскоре с сирийского была переведена на византийский язык по поручению некоего монаха Иоанна. 550 Г. Керамевс не нашел сего мучения в сирийских каталогах и вследствие этого допускает, что повесть совсем не сохранилась в оригинальном виде. Что касается до инока Иоанна, то болландисты отожествляли его с Иоанном Дамаскиным (IX. 358, 362); однако А. И. Пападопуло-Керамевс показал ошибочность основания для такого отожествления, а вместе с тем оставил открытым вопрос о времени перевода повести. Рассказываемое в мучении событие относится к 717 году вследствие современности имп. Льва Исаврянина (воцарился в марте 717 г.) и Солимана († в сентябре 717 г.). Из 60-ти мучеников названо по имени лишь трое: Георгий, Иоанн и Иулиан, как, вероятно, наиболее известные. Все они были архонтского происхождения, то есть дети архонтов, и получили соответственное их положению образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Имена монахов-«зимми» не вносили в налоговые книги, а выжигали на руке раскаленным железом. Если монаха по какой-либо причине арестовывали и не находили на его руке клейма, то его сразу казнили, отсекая сначала руки, а затем голову. Такое насилие вызвало бурный протест со стороны христианского мира и, если бы не скорая смерть Сулеймана и восхождение на престол Омара II (717-720), первым делом запретившего подобные издевательства, Палестину явно бы захлестнула волна восстаний, последствия которых не мог предвидеть никто. Омар II был благочестивым мусульманином, стремившимся возродить старые нравы халифата. Он упразднил последние нововведения, но положение христиан в Палестине от этого лучше не стало. Их избивали и всячески притесняли. Халиф издал указ о разрушении всех новых христианских храмов, которые не перечислялись в договоре Омара I с патриархом Софронием. Также по повелению Омара II христианам строго – настрого запрещалось носить одинаковую с мусульманами одежду и занимать даже самые низкие государственные посты. В 717 и 727 г.г. арабы дважды терпели поражение от войск византийского императора Льва III (717-741), и каждый раз положение христиан в халифате ухудшалось. При халифе Иезите II (720-724) в Иерусалиме приняли мученическую кончину 60 христиан, пришедших на поклонение из Амории. В этот период в лоне христианской Церкви вспыхивает и новая ересь – иконоборчество, которая более века (726-843) невиданной жестокостью терзала православную церковь, найдя сильного покровителя в лице самого императора Льва III, решившего, что почитание икон является не чем иным, как идолопоклонством. Одним из первых на защиту святых икон выступило именно иерусалимское духовенство. Святоградский патриарх Иоанн V (706-735) открыто осудил иконоборчество, а епископ Вострский Стефан написал трактат «Против иудеев», в котором раскрывались заблуждения новой ереси. Главным же защитником Православия выступил святой Иоанн Дамаскин. Иконоборческая ересь была осуждена на Иерусалимском Поместном соборе 764 года тремя патриархами: Иерусалимским Феодором I (735-770), Александрийским Козьмой (727-765) и Антиохийским Феодором (751-773).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

661 сл. 668. 669. 704. 717,209. 742,247. 743. 757. 763. 766–8. 769–770. 773 сл. 788. 792. 793 сл. 797–8. 801. 809 сл. . II: 216–7. 295,790. 316). Время образования и развития ангелологии в иуд. (I: 657 сл.). Имена Ангелов из Вавилона (I: 654–5. II: 818). Влияние маздеизма (парсизма) (II: 370,1053. 515,362. 819,61). Важно помнить имена Ангелов в молитвах (I: 767). Ангелы ежедневно творятся (I: 664,72. 689,144). Ангелы промежуточные между злыми и добрыми (I: 781. II: 786,167.), не вполне духовны и проникнуты материальностию (I: 685 сл. 713. 717. 728,216. 794), воплощаются (I: 714 сл.), чувственны (I: 717 сл. 729 сл. 737 сл. 740. 794. 807), смешение их с дочерями человеческими (I: L,383. II: 787,1167). Человек сотворен по образу Ангелов (–служителей) (I: 259. 809.395. II: 215,528 ) Ангелы при даровании закона (I: 194 сл. 701. 705 сл. II: 1210). Ангелы согрешили и искуплены (I: 787,37. 807,390). Ангелы-хранители и патроны народов (I: 668,84. 698,164. 709,197. 796,363. II: 515,362); управители мира (I: 600,389). Ангелология и демонология в христианстве и у св. Павла по соотношению с иудейством (I: XXXI,199. 649 сл. 653 сл. 659. 665 сл. 763. 814–5. II: 648. 1152). Чины и иерархия Ангелов (I: 743. 763 сл. 801,376. 810. II: 215,527) Ангел Иеговы II: 656,846. 664,846. Ангел сатанин I: XIX,95. 757 сл. Ангелы и Логос II: 208,483. Андрогинизм первозданного Адама II: 218. 413,1246. 498–499. Анемеил, внук (отец) Иеремии I: 767,297. Анимизм I: 765,285. νρ I: 182,56. Антиномизм у Ап. Павла I: 99–101. 117. II: 101,189. Антихриста ожидание I: 552. Антиохия (II: 1109,180), куда ходили раввины (Елиэзер бен-Гирканос, Иошуа бен-Хананья, Акиба) яко бы «для сбора пожертвований в пользу ученых», (по равинским известиям), но фактически (и вместе с тем?) для противодействия христианству (II: 846. 847,109); пребывание там Ап. Павла по обращении (II: 922,675). Антиох Епифан I: 856,532. Антропоцентрическая теория в христологии I: 244. II: 201. 290,776. π с genit. I: 696,160. Апокалипсис св. Иоанна Богослова (I: 550.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010