Рассказывая о том, что Бенедикт Бископ старался снабдить монастырь всем необходимым, Беда называет его «religiosus emptor» (с. 717) – «благочестивый покупатель» и «provisor impiger» (с. 717) – «неленивый попечитель», который привозит в монастырь " spiri t ualium mercium fenus«, «приращение духовных доходов». »Fenus« – «прибыль, барыш, прирост» – и » m erces« – «вознаграждение, доход» – принадлежат к торговой лексике. О «приросте доходов» мог говорить купец, о том же, но в духовном смысле, – «благочестивый покупатель», который мог ассоциироваться с евангельским купцом ( Мф 13:45 ), который »emit« – «покупает» – драгоценную жемчужину, Царство Божие, а также с «верным и благоразумным домоправителем» ( Лк 12:42 ). Таким образом, Беда, не переходя границы жанра, показывает читателю духовный смысл хозяйственной деятельности главного героя. Примером авторской метафоры может служить употребление глагола »со rono « – «украшать, увенчивать венком», производного от »со rona « – «венок, венец, гирлянда». Кеолфрид украшает церковь в Ярроу иконами: »in gyro corona t " (с. 820) – «украшает по кругу, словно венцом». Обычно этот глагол указывает на то, что алтарь украшен венками или гирляндами. У Беды вместо цветов появляются иконы. По сравнению с более ранними произведениями «Житие св. Катберта» (721 г.) чрезвычайно богато риторическими средствами. В тексте жития, по сравнению с анонимным житием, можно выделить несколько устойчивых групп метафор-символов 147 , в том числе развитую группу «воинских» метафор, о которых говорилось выше. В одну из этих групп входят метафоры-символы, связанные с названиями частей тела. Они были известны уже в античности 148 , но с распространением христианства получили богословское осмысление и стали возводиться к Новому Завету, соотносясь с понятием «внутренний человек». Тема «внутреннего человека», то есть души, была развита прп. Макарием Египетским . «Сокровенный сердца человек» ( 1Пет 3:4 ), душа, имеет вид, «подобный внешнему человеку» 149 , потому что «душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему, языком, которым говорит, и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом ...» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

451 Роджерс-младший К.А., Роджерс III К.А. Новый лингвистический и экзегетический ключ... С. 717. 455 Например: Мухин Η.Ф. Послание св. ап. Павла к Колоссянам. С. 140; Феофан Затворник , свт. Послания к Колоссянам и Филиппийцам. С. 55; Феофилакт Болгарский , блаж. Толкование на послание к Колоссянам... С. 173; Роджерс-младший К.А., Роджерс III К. А. Новый лингвистический и экзегетический ключ... С. 717. Переводы: Вульгата, араб., KJV, JB, DB, фр. 456 Версия получила отражение, например, в переводе NRSV. См.: О’Впеп Р.Т. Colossians, Philemon. P. 51; Moule C.F.D. The Epistles of Paule the Apostle... P. 70; Антонини Б. Экзегезис книг Нового Завета. С. 421. 458 Lightfoot J.B. Saint Paul’s Epistles to the Colossians and to Philemon. London, 1876. P. 255–256. 463 O " Brien P.T. Colossians, Philemon. P. 53; Ср. также: Иоанн Златоуст , свт. Беседы на послание св. ап. Павла к Колоссянам. С. 49; Феофилакт Болгарский , блаж. Толкование на послание к Колоссянам... С. 173; Феофан Затворник , свт. Послания к Колоссянам и Филиппийцам. С. 56. Есть также мнение о происхождении πλρωμα из ессейских представлений, согласно которым полнота Божества рассматривалась как замкнутый мир духов, некое пространство, где Бог являет Свои совершенства. Колосские еретики, по этой версии, развили указанное учение о сверхъестественных силах как выразителях полноты Божественного существа и считали Иисуса Христа частичным проявлением πλρωμα (Мухин Η.Ф. Послание св. ап. Павла к Колоссянам. С. 143; Розанов Η.П. Толкование на послание к Колоссянам. С. 308). 466 DeMaris R.E. The Colossian Controversy: Wisdom in Dispute at Colossae/JSNT SS 96. Sheffield, 1994. P. 140. 471 Zimmermann H. Neutestamentliche Methodenlehre. Darstellung der historisch-kritischen Methode. Stuttgart, 1967. S. 203. 476 Поскольку цитата является фрагментом сложного предложения, возникали трудности с пониманием относительного местоимения ς. Некоторые из ранних толкователей и переписчиков пытались его исправить, чтобы привести предложение в гармоничное созвучие. В западных текстах вместо ς появляется местоимение среднего рода о, которое позволяет согласовать цитату с конечным словом вводимого стиха μυστριον.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Так как рассказ о Новгородцах читается не в самом житии, а в чудесах, которые могли быть приписаны после, то с вопросом о происхождении его самого не решается вопрос о происхождении нашего рассказа. Но необходимо думать, что и он происхождения греческого, а не русского, и именно – что вместе со всеми другими чудесами, находящимися в житии (числом 4), принадлежит самому автору этого последнего, ибо в заключение чудес сказано: «си же изрядная чудеса сотвори Бог преподобным своим... сице же бысть житие преподобного Стефана» 115 . Трудно определить с точностью время жизни св. Стефана, ибо житие отличается хронологическими несообразностями. Пятнадцати лет он пришёл в Константинополь, в правление императора Феодосия Адрамиттина (Андраминдина), следовательно – в 716 или начале 717 года, потому что Феодосий Адрамиттин, царствовавший один год и несколько месяцев, оставил престол до 25 Марта 717 года (когда занял его Лев Исавр). После неизвестного количества лет учения в Константинополе, после 15-летнего пребывания в нём при патриархе Германе и после 30-летнего пребывания в монастыре в затворе, он мог быть поставлен в архиепископы около 760 года. А между тем, по житию, он будто бы был поставлен помянутым выше патриархом Германом, который с 715 года был на кафедре в продолжение 15 лет и низведён с неё в 730 году. И будто бы страдал за иконы, пробыв в сане архиепископа неизвестно, сколько, более пяти лет, при Льве Исавре и освобождён сыном его Константином Копронимом. Тогда как первый из этих двоих умер, а второй вступил на престол в 741 году. Представляется вероятнейшим думать, что, действительно быв поставлен около 760 года, св. Стефан страдал за иконы не при Льве Исавре, а при самом Константине Копрониме (741–775), и что он есть один и тот же со Стефаном епископом Сугдайским, который присутствовал на седьмом Вселенском соборе 116 , а также может быть и со Стефаном, учеником Константинопольского Стефана Нового, который был сослан Копронином в Сугдаю 117 . Так как в 787 году, когда был седьмой собор, он должен был иметь возраст глубокой старости, то и смерть его после этого времени должна быть относима к 790–795 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Император Лев Исавр — Лев III Исаврийский, византийский император (717-741). Активно оборонял страну от арабов, выдержав их осаду Константинополя в 717 г. с суши и моря и разбив арабские войска благодаря " греческому огню " . Победа императора при Акроине в 740 г. положила конец завоеваниям Омейядов в восточной части империи. Карл Мартелл ( " Молот " , ок. 688-741) — франкский майордом, фактический правитель Франкского государства в 715-741 гг., сын майордома Пипина Геристальского. В знаменитой битве при Пуатье в октябре 732 г., командуя объединенными войсками франков, сумел разбить арабские войска под командованием Абдар-Рахмана и остановить их продвижение в Европу, после чего арабы отошли к Пиренеям. Три халифата: Багдадский, Египетский, или Фатимидов, и Кордовский, или Омейядов. — Еще в IX в. халифат Аббасидов, который назывался также Багдадским, разбился на ряд меньших, практически независимых феодальных владений. В 909 г. от него отделился халифат Фатимидов, первоначально находившийся в Ифрикии, на территории современного Туниса (а не в Египте), позже завоевавший всю Северную Африку, а во второй половине XI в. действительно сохранивший лишь Египет. Кордовский халифат Омейядов в 929 г. образовался из Кордовского эмирата, созданного в 756 г. на Пиренейском полуострове Омейядом Абдар-Рахманом I, бежавшим туда после захвата Аббасидами власти в Арабском халифате и уничтожения ими прежней династии Омейядов. Никифор Фока и Иоанн Цимисхий: в правление энергичных византийских императоров Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976) Византия добилась внушительных побед в Болгарии и Сирии, вновь вернув Крит и Кипр (963) и укрепив свое влияние в Европе и на Востоке. Арабы захватили Крит в 823 г., а Сицилию — в 875 г. Вестготы: говорить о них практически не приходится с 711 г., когда погибло Вестготское королевство, поглощенное арабами. Лишь часть вестготов, укрывшихся в горах Астурии на севере Испании, образовала в 718 г. Астурийское королевство и положила начало Реконкисте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

В Византии завершается развитие православного богослужения, то есть того Устава, который придает ему законченность, делает его системой, почти не допускающей развития или изменений; византийские «типиконы» и «евхологии» 13-го и 14-го веков уже почти не отличаются от наших служебников и уставов. Православная икона пишется по византийскому канону, наше каноническое предание и в объеме и в толковании закреплено византийскими канонистами, в Византии окончательно сложился тот свод Отцов, который доныне составляет основу православного богословия и, наконец, в этом же периоде расцвел тот стиль и дух благочестия, который на русском языке хорошо выражается словом «церковность». В известном смысле византийский период должен быть признан решающим в истории Православия, эпохой кристаллизации церковной жизни. Современная Православная Церковь есть - с исторической точки зрения - Византийская Церковь, на пятьсот лет пережившая Византийскую Империю. 2 Все историки Византии согласно утверждают, что с началом восьмого века в ее истории открывается новый период. Седьмой век кончился анархией и почти полной гибелью Империи. В 717 году Арабы осаждали Константинополь, а внутренняя разруха делала ее легкой добычей завоевателя. Ее спас Лев Исавр, один из тех - многочисленных в византийской армии солдат с восточной окраины, - которые дослуживались до высших чинов и на которых фактически держалась Империя. Лев был провозглашен Императором и положил начало новой - Исаврийской династии. Рядом победоносных войн он (717 - 745) и его сын Константин Копроним (745 - 775) восстановили положение, а изнутри укрепили его глубокой государственной реформой: военной, административной и экономической. Эта реформа, завершающая ту эволюцию, которая началась уже при Ираклии, заканчивает метаморфозу Византии из мировой Империи в сравнительно небольшое государство, в котором все подчинено необходимости противостоять напору - с востока Ислама, с севера - славян, а очень скоро и с запада - норманнов. Римская «вселенная» окончательно превращается в Византию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

62 Romani majoris (primi) novella de potentibus. Migne, curs. patr. Gr. ser. t. 113, col. 561–4. 65 Васильевского. проф. Материалы из Истории Византийского государства. Журн. М. Народн. Просв. 1879, т. 202, стр. 224. 230. 66 Vita saneti Niconis, monachi armeni. Migne, curs. patr. Gr. ser. tom. 113, col. 985–986. Рассказы, заключающиеся в этом жизнеописании, Бароний (Annales ecclesiastici, annus 969, 5–11) и Гергенретер (Photius, patr. von Constantinop. B. III, s. 717) относят ко времени Никифора Фоки. 69 Историки Лев Диакон (р. 98 – 9) и Кедрин (р. 380), утверждают, что преемник Никифора император Цимисхий отменил рассматриваемый указ Никифора, но на самом деле‚ это произошло лишь в управление Василия II Багрянородного. Этот государь новеллою своею: de struendis ecclesiis отменяет действие указанного закона Никифорова. Migne, curs. patr. Gr. ser. t. 117, col. 614. 78 13 правило св. Василия читается так: «Убиение на брани отцы наши не вменили въ убийство... Но может быть добро было бы советовать, чтобы они (воины), имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения святых таин». 80 Hergenrother. Photius. B. III, s. 717. Pichler. Kirchliche Trennung swischen dem Oriens und Occid. B. I, s. 174. 82 Посольство прибыло в Византию в начале июня 968 года, а отправилось в обратный путь в начале октября. 85 Здесь идет речь о посвящении Феофилакта, сына Романа I-ro, в патриархи, но греческие писатели, например «Продолжатель Феофана» (Chronographia, ibid, p. 422), факт этот передают иначе, чем Луитпранд. 86 На предыдущих страницах мы изложили некоторые стороны содержания документа, известного под именем: Luitprandi legatio ad Nicephorum, не придерживаясь того порядка изложения, какой усвоен автором памятника. 88 Kellner Hellenismuss und Christenthum. S. 324–27. Koln. 1866. Aube. La polemique paienne a la fin du II-e siecle, p. 136. Paris. 1878. 99 Kellner разумеет апостола Павла, принимая во внимание слова Павла ( 2Кор. 12:2 ) и предание, что Павел был лыс и мал ростом. S. 337. Gfrorer готов разуметь даже И. Христа (s. 69)‚ но более склоняется к мысли, что здесь косвенно осмеиваются монахи времен Никифора Фоки. Он говорит: Признак «длинный нос» вставлен ближайшим образом для того, чтобы возбудить смех, но по-моему мнению имеет и более глубокое основание. Великие мужи, которые заправляли тогда (при Никифоре) делами Византийской церкви, были строгими аскетами. Nun ist – so scheint es mir – unter den korperlichen Organen die Nase dasjenige, welches die Willensstarke, die hervorragende Eigenschaft des Asceten abspiegelt. Ich zweifle nicht (?), dass in den Gesichtszugen des Patriarchen Polyeucus… die Nase scharf hervortrat. S. 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

During the winter of 717–718, an Arab fleet of 1800 vessels put Constantinople under siege. The new emperor, Leo III the Isaurian (r. 717–741), a brilliant military commander from eastern Asia Minor, used the secret weapon called “Greek fire” to drive away the Arabs, thus saving Europe from the advancing Mohammedans. The new emperor, now a popular hero, initiated a number of military, economic, and administrative reforms. Then he turned his attention to the Church, which he blamed for the various problems of the Empire. He had particular animosity towards the monks, who now numbered at least 100,000 – a very large number of men who were lost from military and civil service, and the growing monastic estates were free from taxation. When a dispute about the icons, raised by certain bishops from the eastern provinces of Asia Minor, came to his attention, he took the opportunity to exert his own authority over the Church. Beginning in 726, he issued a number of edicts against the icons and their veneration, for in his opinion they were being worshiped as idols. It was true that various superstitious abuses had arisen involving icons, and there had always been a certain hesitation about them among a minority in the Church who feared the possibility of idolatry. Since the main thrust of Iconoclasm originated in the eastern provinces of Asia Minor, the part of the Empire closest to the Islamic lands, it is probable that Islam, with its condemnation of pictorial religious art, played a role in influencing the views of the Iconoclasts. And for Scriptural support, the Iconoclasts invoked the second of the Ten Commandments: “Thou shalt not make unto thee any graven image” ( Ex.20:4 ). The majority in the Church, including many of the great Church Fathers, defended the icons as important aids in personal and corporate spiritual life and worship. As noted above, the Council of Trullo in 692affirmed the propriety of making and venerating icons of Christ. Nevertheless, Emperor Leo pressed on with his program, despite the willingness of many Christians, especially the monks, to shed their blood in defense of the holy images – and despite the indignant reaction of the Church of Rome, which held a council in 731that condemned and excommunicated the Iconoclasts (literally, “icon-breakers”).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010