С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Для армянских католикосов того времени, равно как и для их противников речь шла только лишь о признании или непризнании халкидонитов, имперской Церкви. В Армении не интересовались тем, каково в данный момент официальное учение Константинополя относительно одной или двух воль во Христе. Армяне просто не включились в монофелитские споры, прошли мимо VI Вселенского Собора 58 . Вследствие различных политических причин (главной из которых стал новый натиск Халифата на Византию в первой четверти VIII века), церковная политика Юстиниана II в отношении Армении не имела продолжения. Лишившись византийской поддержки и по-прежнему имея против себя в качестве основного врага монофизитов, армянские католикосы-халкидониты неизбежно должны были солидаризоваться с сирийскими яковитами (монофизитами), имевшими статус вполне признаваемой государством Церкви внутри арабского Халифата. По этой причине, в начале VIII в. сошёл на нет процесс церковного сближения армян с Византией. Ок. 706 г. католикос Илия (703–717 гг.) добился смещения албанского католикоса Нерсеса, поддерживавшего византийскую политику на Кавказе и приверженного халкидонскому вероучению; с этого времени Армянская и Албанская Церкви придерживались единой позиции в отношении неприятия Халкидонского Собора. Католикос Илия подвергал преследованиям некоторых армянских богословов прохалкидонского направления, боролся за искоренение остатков греческих церковных обычаев. Константинопольский патриарх св. Герман I (715–730 гг.) направил армянскому католикосу Иоанну Одзунскому (717–728 гг.), преемнику Илии, послание с предложением о признании Халкидонского Собора, однако, созванный католикосом Двинский Собор (в 719–720 гг.) вновь осудил его. Торжеством церковнойполитики монофизитов стал собор Армянской Церкви, созванный в 726 г. в городе Маназкерте, идеологически подготовленный католикосом Иоанном при помощи сирийских яковитов, где в очередной раз было отвергнуто Халкидонское исповедание и провозглашено монофизитское учение, а также единство в вере с сирийскими яковитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На реке Груне в 30 верстах от Лебедина, на границе с Полтавскою губерниею. Земли Василевки, как и соседней слободы Груни, расположенной на той же речке Груне, выше в 8 верстах, принадлежали тому же Михаилу Васильевичу, которому принадлежала и Михайловка. Васильевский хутор был хутором казака Василия, имевшего главный надзор за табунами лошадей богатого Гадяцкого полковника. Когда пал Самойлович, Василевка взята была в казну; таким образом в версте от Василевки находился царский конный завод: плотина, бывшая при этом заводе чрез реку Грунь, которой остатки ещё целы, поныне называются царскою. Потом это имение вместе с другими отдано было черниговскому полковнику Павлу Полуботку. Им построен был здесь первый храм в честь Святой Троицы. Памятниками сего храма остаются книги, хранящиеся в нынешнем храме: триодион пятдесятницы черниговской печати 1685 года с надписью: «року 1722 октября 17 я иерей Тихон обменил сию книгу светлую триодь за деньги, щоб на тот час ктитор Алексей Лигорьевич за отпущение грехов за сию книгу пшеницы четверик отдал ко святой живоначальной Троице». Евангелие московской печати 1735 года. Нынешний каменный храм построен потомком Полуботка Иваном Миклашевским и освящён 1782 года. По переписи 1732 года в Василевке 234 души мужские. За тем было в 1750 году 361 муж., 337 жен., в 1770 году 425 муж., 403 жен., 1790 году 667 муж., 668 жен., в 1810 году 717 муж., 717 жен., в 1830 году 820 муж., 794 жен., в 1850 году 777 муж., 828 жен. душ. Бедствия: в 1830 году умерло от кори 33 младенца; в 1831 году холера похитила 28 человек; мая 14 1838 года пожар истребил почти всю средину селения, и храм был в опасности; в 1845 году от оспы умерло 63 человека, и от холеры в 1848 году – 46 человек. Памятниками прежней местной жизни служат: курганы, простирающиеся на юге Васильевки с запада на восток. Это сторожевые места казаков, наблюдавших за Татарами. Иные из них были свидетелями и кровавых битв: в недавнее время хлебопашцы находили в них и близ них заржавленные пули, обломки ружей и пистолетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Словами апостола Иоанна (1 Иоанн. 2, 15 – 17) проповедник убеждает далее слушателей воздерживаться от грехов плоти, очес и гордости житейской. Похоть плоти, это удовольствия стола, чрева и роскоши вообще; похоть очес – созерцание телесной красоты, блестящей материи и всего, что приятно раздражает зрение, – убеждает тем, что мы, как спогребшиеся Христу, не должны жить для мира, но обязаны ходить в обновлении жизни. При этом св. отец научает, что истинно-добрая жизнь должна быть свидетельствуема самими делами ( Иак. 3, 13 ), сильно обличая лицемерный образ жизни, т. е. когда говорят одно, а делают другое. Сравнение таких лицемеров с человеком, который на предложение избрать здоровье или болезнь избрал бы последнюю. Между тем здравие души несравненно дороже здравия тела. Здравие же души есть любовь к Богу и поклонение Создателю всецелою верою, жажда добродетели и отвращение ко греху. Это внушает нам древний закон ( Втор. 6, 5 – Матф. 22, 37 ) и обыденные житейские примеры. Так приближенные и преданные царю слуги должны показывать свое благорасположение к владыке самими делами и поступками. Отсюда, исповедовать единого Бога только на словах, на деле же не отвращаться от поклонения демонам, что другое это значит, как не то, чтобы на словах выражать благорасположенность к царю, а в душе быть преданным врагам? Таких обличает сам Бог устами Исаии пророка ( Ис. 29, 13 ). β’ – р. 712 – 717. Далее проповедник направляет речь свою против астрологов, прорицателей и колдунов, обманывающих людей знанием чужих обстоятельств жизни и ведением будущего, что свойственно одному только Богу. «Они, говорит проповедник о прорицателях и гадателях, собирая толпы жалких старух, нашептывают им свои выдумки, выдавая их за божественную волю“. Такое нечестие грозно обличал в израильтянах сам Бог устами пророка Иезекииля (8, и – 9; 17 – 19). «Эти, продолжает Кирилл, непризванные Богом пророки, пытающиеся возвещать то, что свойственно только истинному нашему пророчеству, и выдающие себя за проницательных прозорливцев чужой судьбы, – они настолько ошибаются в собственных своих делах, что, впав в несчастие, жалуются, что они совсем не ожидали подвергнуться бедствию. Между тем знающему будущее легко можно было бы избежать имеющего случиться. Почему же эти жрецы прорицания не могут предотвратить собственных своих несчастий? – ϒ’, р. 717–720.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Секта ессеев. Ессеи (врачеватели, благочестивые, милостивые) удалялись в пустыню, особенно на западный берег Мертвого моря, жили общинами, носили белую одежду, соблюдали воздержность в пище и питии, не ели мяса, удалялись брака, проводили время в молитве, чтении закона и пророков, в размышлении и благочестивых песнопениях, строго соблюдали субботу, не употребляли клятвы, занимались различными работами, особенно врачеванием больных, отчего и получили название ессеев (целителей души и тела). Они ожидали Мессию, Христа как величайшего пустынника. Раскол самарянский. Раскол самарянский был смесью иудейства и язычества. Самаряне принимали пятикнижие Моисея, верили в истинного Бога и ожидали Мессию. Богослужение их в храме на горе Гаризим, имело отличия от Богослужения, совершавшегося во храме Иерусалимском. Иудеи и самаряне ненавидели друг друга и избегали всякой встречи друг с другом. 536 Помпей покорил иудеев римлянам, по свидетельству Иосифа Флавия, при консулах Кайе Антонии и Марке Туллии Цицероне, следовательно, в 691 г от осн. Рима и в 63 г. до Р. Х. 537 Римский монах Дионисий, живший в VI веке, вычислил, что Иисус Христос родился в 1-м году 195-й олимпиады, а от основания Рима, по исчислению Варрона, в 754 г. Признав этот год первым, христианские народы от него стали считать все следующие годы. От него же считаются и предшествовавшие ему годы, причем первым годом считается первый предшествовавший ему 753 год от осн. Рима. Но вычисление Дионисия оказывается неточным. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод овладел Иерусалимом в 185 олимпиаду, при консулах Марке Агриппе и Канинии Галее (Иос. Флав. Древ. Иуд. кн. 14, гл. 14, 4), следовательно, от основания Рима в 717 г., с этого времени до своей смерти царствовал 34 г. и умер в 750 г. от основания Рима. Иисус Христос родился в царствование Ирода, следовательно, не позже 750 г. от основания Рима, и, значит, несколькими годами прежде 1-го года 195 олимпиады и прежде 754 года от основания Рима. По св. Иоанну Златоусту , Р. X. предваряет нашу эру пятью годами. Поэтому когда означается какое-либо число лет до Р. X., то разумеется это число лет собственно до христианской эры (летосчисления). Ирод воцарился в Иерусалиме в 717 г. от основания Рима, следовательно, в 37 г. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И по вышеописанному 1712 году указу оный Монастырь строением и начался с 1717 года взятыми и обученными из показанных приписанных к тому Монастырю разных Монастырей вотчинными служителями, крестьянами и их детьми, тако ж и наемными мастеровыми людьми, коих имелось кузнецов, столяров, резчиков, пильщиков, гончаров, бондарей, плотников, маляров, оконнишников, каменного дела резчиков, медного и гончаренного дела мастеров, кирпичников, каменщиков, квадраторов, тако ж и прочих работных людей, а именно: в 717–159, в 718–277, в 719–194, в 720–572, в 721–2.554, в 722–531, в 723–591, в 724–543, в 725–336, в 726–512, в 727–279, в 728–205, в 729–401, в 730 году – 234. На дачу им денег и хлеба с того 717 по 731 год всего в 14 годов употреблено денег – 54.145 рубля 93 3 / 2 копейки, хлеба – 7.187 четвертей 3 1 / 3 четверика. Да в вышеописанных годах для смотрения над оными мастеровыми людьми находилось архитектор 1, комиссар 1, слуг для нарядов 10, и в жалованье в год употреблялось – денег 796 рублей 33 копейки, хлеба 191 четверть. А чрез вышеописанные 14 лет оным надсмотрителям – денег 10.881 рублей 65 копеек, хлеба 2.674 четверти, а всего денег 65.027 рублей 58 3 / 2 копеек, хлеба – 9.861 четвертей 3 1 / 3 четверика. А в 732 году августа 20 в письме, присланном от графа Миниха к архимандриту Петру, написано: по указу Ее Императорского Величества велено для строения Троицкого Александро-Невского Монастыря определить и определены были подполковника Аничков, капитан Сурмин, поручик Федотов, и, как им, будучи при том, поступать, дана из Канцелярии от строений инструкция, а денежной казны ассигновано 20 тысяч рублей; когда оный подполковник требовать будет из Канцелярии Троицкого Александро Невского Монастыря какого известия, приказать чинить ему удовольствие 4187 . XIX. История Лавры, вырезанная на медной доске в соборе 4188 мнтрь основан 1710 году, по Государ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, на называемом издавна Архимандритъ сего мнтр водрузилъ два креста по стороны черной въ 1712 году, началось И во первыхъ создана церковь пребты Богородицы деревна водруженъ крестъ. 1713 году Марта 25 дн въ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА освщена. 1714 году достроены и по указц ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА начато общежительство 1716 году планъ и фасадъ аппробовалъ ПЕТРЪ и подписалъ: Во им по сему. 1717 году началось каменное изъ кабинетныхъ доходовъ, отъ сбору съ крестьнъ, и съ Старорусских солныхъ варницъ: 1718 году освщена мала каменна Стаго Лазар церковь . 1720 году церковь Стаго Александра и отъ онны построены: и начата соборна церковь. 1724 году Августа 30-го въ день Нейштатскаго мира перенесены изъ мощи Стаго Кнз Александро-Невскаго, и освщена въ верху церковь во Им ЕГО, присдствовалъ ПЕТРЪ, учредилъ Орденъ, три дни продолжалось торжество. 1725 году при ИМПЕРАТРИЦЪ ЕКАТЕРИНЪ АЛЕКСЪЕВНЪ, освщена нижн церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Правление византийского императора Юстиниана I Великого 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II 629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Св. Иоанн Дамаскин Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора–иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора–иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко–сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X–XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Император Андроник II Палеолог (1282-1328) задолго до смерти наметил передачу власти внуку Андронику III Младшему (1328-1341), а права на трон сына царя от первого брака – Константина практически не учитывались . Василевс мог передать власть не старшему сыну и даже вообще не сыну, а дальнему родственнику или постороннему человеку. Так, например, поступил Исаак I Комнин (1057-1059), назвавший своим преемником не сына, а Константина X Дуку (1059-1067) . Царь Феодосий III (715-717) передал императорский венец Льву III Исавру (717-741) . Хотя и вынужденно, но тем не менее Михаил I Рангаве (811-813) отрекся от трона в пользу совершенно постороннего для себя с точки зрения родства человека - Льва V Армянина (813-820). Хрестоматийный пример косвенного династического родства явило соправление Андроника I (1083-1085) и юного Алексея II Комнина (1080-1083), когда общество во имя «общего блага» согласилось признать дядю царственного мальчика полноправным императором. Зато Михаил VIII Палеолог (1261-1282), ставший соправителем малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261), был выдвинут по своим личным качествам. Он приходился лишь дальним родственником правящей династии Ласкаридов, каковых в то время насчитывалось немало. Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) вообще не являлся родственником царя Андроника III Палеолога (1328-1341), но по «праву духовного родства» с покойным василевсом он считался вполне легитимным преемником его власти. При условии, конечно, сохранения права на царство юного Иоанна V Палеолога (1341-1391), сына своего царственного друга и покровителя. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат (1078-1081), Алексей I Комнин (1081-1118), посчитав, что нарушены законные права наследника – юного Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака (1067-1078), предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетия передать тому единоличную власть . Согласимся, едва ли возможно усмотреть в этой конструкции наследственное преемство «по крови».

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

земля и прах. саваданилов сын, и вы господа мои отцы, и братия, сию книгу правила, почитаите и исправливайте, а мене многогрешного не клените, а мир и любовь, да будет со всеми вами, аминь». XVII. Сборник преп. Германа Соловецкого, рукописный, 1460 г. с надписью на 1-мъ листе: «Книга Германа монастырская старая. Лето 6968». Из Соловецкой библиотеки, 802. XVIII. Книга о священстве св. Иоанна Златоустно го, печат. XIX. 7122–1614 г. во Львов. Из Соловецкого монастыря, 1578. XX. Устюжская Кормчая. (Фотографический снимок с фотогравюры Шерера. Приложение 1-е к истории славянского перевода символов веры , А. Гезена). Устюжская Кормчая книга принадлежала Архангельскому монастырю в Устюге Великом; она теперь хранится в Румянцевском музее под 230. Книга писана в XIII в.; в ней тест Никейского символа помещён на обороте 1-го листа. XXI. Раскольническая картина Изображает ад, из него змей изрыгает свой яд в уши папы Римского, по тысячи лет, папа из кувшина переливает (в 666 г.) в кувшин жены, олицетворяющей православную церковь , чада которой за столом пользуются брадобритием и обливаньем; в 1800 единоверцы просят того-же яда в горшочек и она отливает из кувшина, а за единоверцами протягивают к единоверцам руку общения австрийцы окружники. Всех их отвергает Господь. 6. Список книг, рекомендованных Съездом миссионеров для миссионерских противосектантских библиотек//Миссионерское Обозрение, 1897, август, 717–717 а) для библиотек церковно-приходских Библия на славянском языке с параллельными местами. Библия на русском языке с параллельными местами. Книга правил св. апостолов и соборов. издание Св. Синода. Св. Иоанна Златоустно го беседы на книги св. Писания Нового Завета на русском языке. Е. Михаила, Толковое Евангелие и Апостол (Четвероевангелие, Даяния Апостолов и Соборные послания), 1–5 кн. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Деяний Ап. и Апокалипсиса 1–3 кн. Ириней Е. (Фальковский). Толкование Псалтири, нов. изд. Барятинская. Симфония на Новый Завет .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

160 Св. Анастасий- один из учеников преподобнаго Максима, вместе с учителем своим, претерпел гонение и муки от монофелитов, в царствование Консты (641–668) (Чет. Мин. 21 января). 161 Св. Димитрий – мученик Царьградский, вместе с другими, пострадал и обезглавлен при Льве Армянине (717 – 741) за низвержение спафария, который, по приказанию и императора и лжепатриарха, хотел снять “образ Спасителев медяный”, стоявший над вратами в храме святой Софии. В тоже время и по тому же случаю пострадала, вместе с другими женами, и преподобная девица Феодосия, о которой наш паломник упоминает далее. Когда эта мученица была водима по городу и приведена к так называемому Воловью торгу, где закалали и продавали скот: то сопровождавший ее воин нечаянно наступил на козий рог; в ярости схватив этот рог, он поразил им святую Феодосию в гортань, от чего она и скончалась, «венцем сугубым девства и мученичества венчана» (Чет. Мин. 9 августа и 29 мая). 162 Преп. Дий был родом из Антиохии Сирийской, где начал и свои постнические подвиги; прибыв в Царьград, он поселился в предместии города, «малу себе хлевину сотворив»; император Феодосий мдадший, узнав о благочестивой жизни старца, повелел построить для него, на царское иждивение, церковь и монастырь; а патриарх Аттик почтил его саном священства и игуменства. Преп. Дий скончался около 430 года и погребен в своем монастыре (Чет. Мин. 19 июля; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. pag. 488. Бандури, Imper. Orienm. t. II. р. 717). 163 Св. Евдоким, родом Каппадокиянин, в царствование Феофила (829–842) был воеводою Каппадокийского полка и правителем Харсианской области; скончался 33-х лет от роду. По перенесении мощей его Иеромонахом Иосифом в Царьград, родители праведника (Василий и Евдокия) «сребром честную святаго своего сына раку оковаша и положиша его в созданной от них пресвятыя Богородицы церкви» (Чет. Мин. 31 июля; сн. Ассемани, 1. 1. р. 508). 164 Романовы ворота были четвертями от Семибашеннаго замка, по направлению к Золотому рогу. Название Романовых было дано им по находившейся вблизи их церкви св. Романа; а Турецкое название Пушечными (топ) – до тому, что при осадах Царьграда султанами Муратом II, в 1422-м, и Магометом ИИ-м, в 1453-м году, против этих ворот и прилежавшей к ним стены были сосредоточены пушки осаждавших; а при последней осаде, была поставлена чудовищная пушка Урбана. У этих ворот, 29 мая 1453 г. надолго решилась и судьба Царьграда, когда пал здесь последшй защитник столицы Греческих императоров – Константин XI Палеолог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010