Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Россия Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 5 Тел.: (495) 721–80–35, 721–80–23, 952–20–27, факс: 721–80–23 http://doctorantura.ru Email: church.science@gmail.com, church-science@mail.ru Духовные академии Московские Духовные академия и семинария 141300, Сергиев Посад Московской обл., Лавра, Академия Тел.: (496) 541–55–50, факс: (496) 541–55–05 – приемная ректора; (496) 541–56–01, факс: (496) 541–56–02 – канцелярия; (496) 540–53–32 – сектор заочного обучения Email: rektor.pr@gmail.com (приемная ректора); mpda@yandex.ru (канцелярия) Санкт-Петербургские Духовные академия и семинария 191167, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17 Тел.: (812) 717–33–51, 717–39–84, факс: 717–86–07 http://spbda.ru Email: rector@spbda.ru; spbpda@yandex.ru Университеты и институты Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23б, стр. 5а Тел.: (495) 953–22–89, факс: 953–56–97 http://pstgu.ru Email: info@pstgu.ru Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский институт 630123, Новосибирск, ул. Жуковского, 57 Тел.: (383) 243–07–15, 243–06–83 Email: smpbi@mail.ru Российский Православный университет 109012, Москва, Новая площадь, 12 Тел.: (495) 626–22–25, 626–21–56, 626–21–57 http://rpi.su Email: info@rpu-rf.ru Царицынский Православный университет им. преподобного Сергия Радонежского 400012, Волгоград, ул. Чапаева, 26 Тел.: (8442) 32–76–98, 32–77–97, 32–78–94 Email: vpu@as.ru Духовные семинарии Барнаульская Духовная семинария 656008, Барнаул, ул. Никитина, 137a Тел.: (3852) 63–32–55 Email: altai@eparhia.ru Белгородская Духовная семинария 308000, Белгород, Белгородский проспект, 75 Тел.: (4722) 27–32–79, 27–32–50, 27–07–78 – канцелярия, факс: 27–47–72 http://seminaria.bel.ru Email: bpds@mail.ru Владимирская Свято-Феофановская Духовная семинария 600000, Владимир, ул. Бол. Московская, 68 Тел.: (4922) 42–06–33, факс: 32–74–09

http://azbyka.ru/katehizacija/duxovnye-u...

А бывший архимандрит Кириак во всём, что в том доношении написано, не запирался. И Марта в 24 день по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода повелено о помянутых возниках против сказки Игнатия митрополита исследовать Варлааму, епископу Суздальскому, домовыми его, епископа, людьми обстоятельно: как он, Игнатий митрополит, был в Суздале епископом, в прошлом 717 году к бывшей Царице монахине Елене из дому своего пару возников серых немецких для её выезду прислал ли и с кем, и тому посланному кому велел отдать, и при отдаче того что говорит; и она, бывшая Царица, на тех возниках езживала ль, и где те возники, и коликое время там были; и в том же 717 году в Суздале в архиерейском доме конюшенный двор, разобрав старую конюшню, вновь строил ли, а как та конюшня строена, другие, кроме помянутой пары, дому его архиерейского лошади где стояли, или оная пара возников отослана была Покровского девича монастыря на конюшенный двор для того, что опричь той Покровского монастыря конюшни тех лошадей поставить было негде; также по взятье её, бывшей Царицы, в Москву, помянутые серые возники и другие, буде отосланы были, где обретались; да в 718 году по приезде в Покровский девич монастырь полковника и лейб-гвардии майора господина Скорнякова-Писарева оные серые возники по-прежнему в дом архиерейский взяты ль, и по чьему приказу, и ныне те возники где обретаются? Для чего к нему, епископу, с указом послан был лейб-гвардии Семёновского полку солдат. А в присланных из Суздаля при двух доношениях от Варлаама епископа в подлинных допросных речах домовых его служителей написано: конюх Евдоким Гаврилов сказал: в 717 году пару возников серых немецких к бывшей Царице для её выезду послан он, Игнатий митрополит, с ним, Евдокимом, да с поддьяконом, который ныне на каторге, Иваном Пустынным, да с конюхом Иваном Павловым, и велел отвести к ней, бывшей Царице, в Покровский девич монастырь, которых и привели перед хоромы оной бывшей Царицы, и оный поддьякон ходил в хоромы ко оной бывшей Царице, и водили тех возников на монастырь во дворец перед крыльцо и смотрели на тех возников из хором; и в то-де время оных возников велено у них принять её, бывшей Царицы, дворецкому Никите Клепикову да вознице Исаку Васильеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дата основания монастыря св. ап. Петра в Веармуте, – первая дата, упоминаемая Бедой: Что и было сделано (т.е. монастырь основан – М.Н.) ... у устья реки Веар на северном берегу, в год от Воплощения Господня 674-й, второго индикта, в год же четвертый правления короля Эгфрида (с. 716). Для Беды дата основания монастыря, членом общины которого он был, имеет такое же значение, как и начало общечеловеческой истории. Некогда был сотворен мир, «космос», началась история человечества, разделившегося на два града 374 . В 674 году был основан монастырь, ставший для автора центром мира, малым Градом Божиим; началась история, в которой принимает непосредственное участие и он сам, и целое сообщество людей, причем история монастыря, как и история Церкви, Града Божия, спроецирована в будущее. Поэтому Беда определяет дату основания монастыря, начала малой истории, по всем употребляемым им системам отчета времени: от Рождества Христова, по индиктам, по срокам правления королей. Постройка главного монастырского храма также датирована, настолько точно, насколько Беда вообще приводит даты. Отсчет времени, монастырской истории, ведется от года основания монастыря. Рассказ об этапах строительства напоминает хронику, он погодный, но указываются не даты, а периоды времени. Через год после основания монастыря Бенедикт едет в Галлию за каменщиками, которые могли бы построить храм в римских традициях. Работы шли столь успешно, что еще через год церковь была подведена под кровлю (с. 717); мастера – стекольщики, также приглашенные из Галлии, изготовили стекла для многочисленных окон на хорах и в галереях. Церковь св. ап. Петра положила начало монастырю как малому миру. Рассказывая о четвертом путешествии Бенедикта в Рим, Беда вновь делает акцент на качественном наполнении времени. Момент отъезда определен не в числах, а в состоянии монастырских дел. Бенедикт покидает обитель «после того как монастырь был устроен по уставу» (с. 717). Сходным образом определяется и время, проведенное в Риме, не датами, а результатом поездки: Бенедикт привозит множество «духовных сокровищ» (с. 717), следовательно, поездка была плодотворна.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Персидские войны и кампании против авар и славян Значение персидских кампаний Ираклия Арабы Мухаммед и ислам Причины арабских завоеваний VII века Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя Славянское продвижение на Балканском полуострове и в Малой Азии. Основание Болгарского царства План переноса столицы империи Религиозная политика династии. Монофелитство и «Изложение веры» (экфесис) «Образец веры» Константа II Шестой Вселенский собор и церковный мир Возникновение и развитие фемного строя Смута 711–717 годов Литература, просвещение и искусство Глава 5. Эпоха иконоборчества (717–867) Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802) Отношения к арабам, болгарам и славянам Внутренняя деятельность императоров Исаврийской, или Сирийской, династии Религиозные противоречия первого периода иконоборчества Коронование Карла Великого и значение этого события для Византийской империи Итоги деятельности Исаврийской династии Преемники Исаврийского дома и время Аморийской, или Фригийской, династии (820–867) Внешние связи Византийской империи Первое русское нападение на Константинополь Борьба с западными арабами Византия и болгары в эпоху Аморийской династии Второй период иконоборчества и Восстановление Православия. Разделение церквей в IX веке Литература, просвещение и искусство Глава 6. Эпоха Македонской династии (867–1081) Вопрос о происхождении Македонской династии Внешняя деятельность государей Македонской династии. Отношения Византии к арабам и к Армении Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами Византийская империя и Русь Печенежская проблема Отношения Византии к Италии и Западной Европе Социальное и политическое развитие. Церковные дела Законодательная деятельность македонских императоров. Социальные и экономические отношения в империи. Прохирон и Эпанагога Василики и Типукит Книга Эпарха «Властели» и «бедные» Провинциальное управление Смутное время (1056–1081) Турки-сельджуки Печенеги Норманны Просвещение, наука, литература и искусство Указатель имен К переизданию цикла общих работ А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Notitia G., 1185–8; Fessler, 1187–92. LEONTIUS DAMASCENUS. Memoratur ex FH., 93, 1747–8. LEONTIUS NEAPOLITANUS ер., s. VII, 93. Sermones: 1 .     In Hypapanten (Canisius-Basnage), 1565–82. 2 .     In mediam Pentecosten (id.), 1581–98. 3 .  Contra Judæos et de imaginibus (Mansi), 1597–1610. 4 . Contra Judæos fg. lat. (Canisius-B.), 1609–12. Vita S. Joannis Eleemosynarii, latine ex Anastasio Bibliothecario (cum ejus præfatione ad Nicolaum papam), 1613–60. Rosweydi notæ, 1659–68. Vita S. Symeonis Sali. (AA.SS.), 1669–1748. Observatio Basnage, 1563–66. Notitia FH., 1559–64. LEONTIUS S. SABÆ abbas, 98. S. Gregorii Agrigentini vita, cum notis Morcellii, 549–716; Morcellii investigatio, 531–500. LEPANTHRENUS. Vide ATHANASIUS L. LIBANIUS, Sophista, s. IV. Epistolæ 1–14 ad Basilium (inter Basilii epist: 336, 1079–82; 338, 1081–84; 340, 1085–6; 341, 1085–88; 343, 1087–8; 346,1089–02; 346,1091–92; 347, 1091–2; 349, 1093–94; 353, 1095–96; 354, 1095–98; 355, 1097–98; 357, 1097–98; 358, 1097–98). LIBERIUS, papa, 352–66. Epistola ad Athanasium, 28, 1441–4. Responsio ad Athanasium, 1469–72. LIBIANUS JUDEX Euphratesiæ. Relatio 1–2 in Synodico, с. 184–5, 84, 799–800. LICHUDES. Vide CONSTANTINUS LICHUDES. LITURGICI LIBRI. Liturgiæ SS. lgnatii, Eustathii, Chrysostomi, Basilii, Gregorii Nazianzeni, etc.Vide indicem methodicum liturgicum. LUCAS, СР., patr., 1156–69, 118. Constitutiones 1–14 [Leunclavius), 779–88 et 883–6. LUCAS CRYPTOFERRATENSIS abbas, s. XI, 127. Vita S. Bartholomæi Junioris, 475–98. Monitum M., 473–6. LUCAS NOTARA, s. XV, 160. Inter epistolas ad Gennadium ep. 1, 2, 4, 6–9, 11; 747–68. Epitaphium auctore Io. Moscho, 747–50. M MACARIUS ALEXANDRINUS et æGYPTIUS, s. IV, 34. (Ex editione H.-J. Floss et Gallandi.) Macarii ægyptii Epistolæ et preces, 401–48–(Floss). lat., 405–10; 409–42; lat, 441–4; supposititia, 443–46; oratio una, 445–8). Homiliæ spirituales 1–50, 449–822 (Gallandi), Opuscula ascetica, 821–968 (Gallandi). 1 .    De custodia cordis, 821–42. 2 .    De perfectione in spiritu, 841–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Киселев Симеон Федорович, владелец, 177, 604, 606, 611, 614. Кишкин Григорий, то же, 487. Киевская митрополия, 72, 73, 408. Климента, папы римского, Слово, 747, 779. Климента, епископа, сочииения, 466, 663, 666–668, 670, 745, 754. 775. Климента, еп. славянского, слова, 12, 91, 202, 203, 339, 680, 681, 747, 779. Климент Васильевич, священнопротопоп, 628. Климента старца, сказание о иерусалим. монастырях, старцу Вассиану, 200. Клобука белого происхождение, 739. Книг св. исправление, 200, 201, 281, 283, 315, 479, 542, 684, 685. Книги истинные и ложные, 205, 206, 225, 227, 704, 759, 765, 786. Книги острожские, 196. Князей русских перечень, 647, 765. Ковалевский Иосиф, иером., хозяин ркп., 732, 734. Ковасил Матфей владелец, 391. Ковезин Вассиан, келарь Троиц. Серг. мон., 768. Ковезин Варсонофий, старец Троиц. Серг. мон., 608. Козарина беседа с Кириллом фил., 793. Козмы Веститора слова, 116, 466, 664, 665, 763, 781, 783. Козмы халкидонского слова и отрывки, 15, 204, 784, 806. Козмы, игумена, видение, 166, 189 и др. Козме, монаху, Никона черног. послания, 211–213. Козме, еп. маиумскому, послание И. Дамаскина, 176, 177. Козме, игум. белоезерскому, послание царя Ионна Васильевича, 809. Козма пресвитер, 770. Козма, свящ. Воскрееенский, владелец, 187, 495. Козма Фурсов, переплетчик Стромынского мон., 239, 375. Компанский Артемий, иеромонах Серг. лавры, 457. Кондакарь крюковый, книга, 23. Константина Великого , греч. царя, законы, 15, 205, 206, 208, 765. Упомин., 284, 326, 327, 776, 783, 790, 794. Константина Копронима (Ковалина) обличает И. Дамаскин, 672. Константина Порфирогенита о образе Спаса, 680, 681. Константин с. Льва цесаря, 15, 205, 206. Константину памфилийскому ответы, 205, 206. Константина Ивеста стихи в начале Диоптры, 190–194. Константин, Славян учитель, см. Кирилл. Константина, еп. болгарского, молитва и предисловие, 103. Константину, князю острожскому, послание патр. Мелетия, 196. Константинополь см. Царьград. Копытов Марко Матфеев, владелец, 334. Копроним см. Константин.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Далее, профессор Некрасов зачатие Иоанна Крестителя относит к 25-му октября, так как точный будто бы анализ Лк.1:24, 26 и 36 привел его к убеждению, что зачатие Иоанна Крестителя было ровно за пять месяцев до благовещения, а благовещение, по церковному преданию, было 25 марта. 557 Пусть благовещение было действительно 25 марта, хотя это только предание, а от предания можно и не ждать буквальной точности в числах. Но, что зачатие Иоанна Крестителя было ровно за пять месяцев до благовещения, это весьма сомнительно. Архангел при Благовещении сказал об Елисавете: и ей уже шестой месяц (κα οτος μν κτος στν ατ). Буквальный перевод: и этот месяц есть ей шестой. Архангел называет шестым тот месяц, в который он говорил, а не следующий за ним. Возможно, что в это время шестой месяц только что начался, но все-таки пять месяцев уже миновало. 558 Не следует, притом, упускать из виду, что в Православной —24— Церкви зачатие Иоанна Крестителя отнесено к 23-му сентября, а рождение к 24-му июня, – конечно, не без всякого основания. 559 Таким образом, даты, на которых основано вычисление года рождения Христа, 25-ое октября 747 года и 22 июля 823 года от основания Рима, не имеют полной достоверности, а потому становится сомнительной и правильность решения вопроса. Не забудем, что и малая ошибка в основных датах ведет, при математическом вычислении, к большой неправильности в конечном результате. Если в 747 г. 8-я чреда кончила служение 25 октября, то в 748 г. её служение кончилось 26, но не 23 сентября. Наконец, есть мнение, что христианское летосчисление совершенно правильно, т. е., что Иисус Христос родился через 753 года после основания Рима, в половине первого года 195-й олимпиады. Это мнение может найти единственную, и то весьма условную, опору в повествовании Евангелиста Луки о том, что в пятнадцатый год царствования Тиверия Цесаря был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, призвавший его проповедовать народу о приближении царствия Божия, убеждать народ покаяться и креститься, и что весь народ действительно крестился от Иоанна, а также крестился от него и Иисус, когда ему было лет тридцать ( Лк. 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4459 In later times, wine was actually necessary for the Sabbath Kiddush and other festivities: b. Pesah. 102a, bar.; purportedly Tannaitic tradition in B. Qam. 69b; Šabb. 23b; Ta c an. 24a; cf. t. Ber. 3:8; Safrai, «Home,» 747. 4460 Safrai, «Home,» 759, citing b. Ketub. 7b-8a; cf. m. Ber. 1(where guests return from a wedding feast between midnight and dawn). 4462         T. Šabb. 17:4. Perhaps there is an implicit contrast between the original host of John 2and the host (Jesus) of 6:13, since in both cases Jesus must multiply the resources available to sustain a crowd. 4465 Derrett, Law, 235: the women, nearer the domestic quarters, could have learned of the situation before the men in the dining area. Hellenistic banquets with ample facilities typically separated women from men (e.g., Cicero Verr. 2.1.26.66–69; Cornelius Nepos pref.6–7; Mark 6:24 ), as did homes large enough to have separate quarters (in Hellenistic architecture, Xenophon Oec. 9.5; Lysias Or. 3.6, §97; Heliodorus Aeth. 5.34; 6.1). Like the waterpots (2:6) she was εκε (2:1), though not just as a prop (cf. Ashton, Understanding, 268). 4466 Safrai, «Home,» 759. Women may have drunk wine less than men (see Safrai, «Home,» 747). In much of ancient Mediterranean culture wives did not accompany husbands to banquets (Isaeus Estate of Pyrrhus 13–14), or at least to the male areas. 4467 Malina and Rohrbaugh, John, 69, suggest some of the pots may «have been borrowed from neighbors» for the wedding. But these were for purification (2:6), presumably for Passover (2:13); a bride would wash before a wedding ( Eph 5:26 ; Ferguson, Backgrounds, 54–55), but she would hardly need six pots! (Nor would guests for ritual handwashing before taking wine–p. Ber. 6:6.) 4469 Jacob in Gen 32:26–30 ; Moses in Exod 33:12–34:9; the Shunammite woman in 2 Kgs 4:14–28; Elisha in 2 Kgs 2:2, 4, 6, 9; and Elijah in 1 Kgs 18:36–37, 41–46 are cases in point. Mayer, «Elijah,» finds Elijah/Elisha imagery in this passage. 4470 Mark 5:27–34 (in light of the fact that it was ritually forbidden for her to touch the teacher, Lev 15:25–27 ); 7:24–30; 10:46–52; Matt 8:7–13 (taking v. 7 as a question) are cases in point; on insistent faith, cf. also ÓDay, «Faith.» Jesus» teachings on «obnoxious» persistence in prayer fit this image as well: e.g., Luke 11:5–13 (though αναδεια is, as Bailey and others have pointed out, related to shame and not to persistence, the idea of boldness in prayer is still present); 18:2–14. Examples of wise chutzpah could be multiplied in Cynic stories; e.g., Diogenes in Diogenes Laertius 6.2.34. Whitacre, Polemic, 84, points out that like the first disciples of ch. 1, she takes the initiative, but allows Jesus to dictate what will be done after that point (2:5).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Acoluthia communis festi, 29, CCCXXVIII-LXXXIX. Psellus: Iambi, , 122, 909–10. Philotheus СР., 154, 767–820. HieRo et Socii, 116, 109–20. Hippolytus. Acta græca, 10, 551–70; latina, 545–8. Hyacinthus. Nicetas David, 105, 417–440. I Ignatius Ant. Anonymus, 5,979–88 et latine, 987–90; 114, 1269–86. Chrysostomus, 50, 587–96. Andreas Gretensis, Canon, fg., , 97, 1437–8. Ignatius СР., Nicetas David: Vita, 105, 487–574. INDAS ЕТ DOMNA, 116, 1037–82. Indictionis principium. Chrysostomus, 59, 675–8; 673–4. Theophanes Cerameus, 132, 135–62. Innocentes martyres. Basilius Seleuciensis, 387–400. Joannes Eubo_eensis, 96, 1501–8. Theophanes Cerameus, 132, 917–28. Germanus II, СР., 140, 735–58. Chrysostomus, 61, 697–700, 699–702. J Jacobus Alphæi, Apostolus. Nicetas David, 105, 145–64. Jacobus frater Domini. Præter Clementina, Hesychius, 93, 1479–80; 115, 199–218. Jacobus, FRATER Joannis, apostolus. Nicetas David, 105, 79–100. Jacobus eremita, 114, 1213–30. Joachim. Vide Conceptionem Deiparæ, Joannes Baptista. I. Laudatio. Chrysostomus, 59, 489–92. Chrysippus, PGLT, 80, 747–58. Sophronius, 87, III, 3321–54. Gr. Palamas, 151, 495–514. II. In nativitatem (vel conceptionem). Athanasius, 28, 905–14. Chrysostomus, 60, 785–8, 787–92; 61, 757–62. Antipater Bostrensis, 85, 1763–76. Andreas Cretensis:Idiomelon, , 97, 1433–65. Theodoras Abucara, 97. 1593–6. Theodorus Studita, 99, 747–58. Theodorus Daphnopata ( Theodoretus), 84, 33–48. Theophanes Cerameus, 132, 1059–70. Theodorus Prodromus, 133, 1301–12. III. Res gestæ. Chrysostomus, De baptismo Christi, 50. 801–6. Eusebius Alexandrinus, in illud Tu es qui venturus es, 86, I, 379–84. Basilius Seleuciensis, 85, 361–74. IV. In Decollationem. Chrysostomus, 59, 485–150; 521–6; 757–66. Basilius Seleuciensis, 85, 225–36. Andreas Cretensis, 97, 1109–42. Theodoras Studita, 99, 757–72. Leo imperator, 107, 191–202. Theophanes Cerameus, 132, 1059–70. V. Be adventu Joannis et prædicatione ad inferos. Eusebius Emisenus, 86, I, 509–26. VI. De translatione manus.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Совершенно необходимо отметить и тот факт, что существовала особенность в подчинении военного причта епархиальному начальству. Как пишут в своем исследовании Лепехип Ф. и Смирнов Н.С., формально священнослужитель военного ведомства, в том числе и острова Сахалин, должен был состоять в параллельном подчинении к правящему архиерею, в чью юрисдикцию входила та или иная территория. Однако фактически зависимость от Камчатской Духовной консистории отсутствовала с. 191]. Паства Сахалинской местной команды была представлена: 1) интеллигенцией, т. е. «начальствующими лицами», 2) офицерами, врачами и пр., а также 3) нижними чинами л. 747]. В приложении 1 указана статистика численности сахалинской жандармской команды за все время существования. Большинство из военнослужащих относили себя к православным. Как отмечается в отчетах благочинного округа, к храму Божьему отношение с их стороны было «внимательным и усердным», что выражалось в «неопустительном посещении церковных служб» л. 747]. За всю историю своего существования церковь Сахалинской пешей команды окормляли два священнослужителя: с марта 1907 год по май 1915 года – священник Александр Щеглов, а с мая 1916 год по 1917 год – священник Николай Сахаров. Первый настоятель, Александр Васильевич Щеглов, родился 12 ноября 1870 года в семье священника Тульской губернии. Закончил Веневское духовное училище, состоял на службе учителем грамоты. 18 июля 1901 года был перемещен на службу во Владивостокскую епархию. После диаконской хиротонии 16 апреля 1903 года назначен на штатную вакансию диакона в Александровской Свято-Покровской церкви острова Сахалин. Параллельно с этим он вел педагогическую деятельность в двухклассной школе Министерства народного просвещения в посту Александровском. Во время Русско-японской войны священник Александр также исполнял пастырские обязанности в 17-м запасном госпитале. После того как японские войска заняли южную часть Сахалина, Александр Щеглов вместе со своей семьей был взят в плен и в августе 1905 года вывезен в Японию, а затем – в Россию.

http://bogoslov.ru/article/6028095

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010