При Кеолфриде, возглавившем монастырь после Бенедикта, границы монастыря раздвинулись. Беда рассказывает об удачной покупке земли, осуществленной Кеолфридом, отмечая и пространство («три фамилии» (с. 721)) и место («на южном берегу реки Веар, против ее устья» (с. 721)). Так же Кеолфрид приумножал владения монастыря св. Павла (с. 725), причем первоначальные приобретения, расположенные далеко от монастыря, были недостаточны для монастырских нужд. Кеолфрид обменял эту землю, добавив достойное количество денег, на двадцать фамилий в месте, называемом на языке населения тех мест поместье Самбук, потому что этот новый участок был ближе к монастырю (с. 725). Создание «монастырского мира» завершилось так же, как и началось: крупным земельным пожертвованием. Некий Витмер, поступивший в монастырь Веармут и Ярроу в преклонных годах, упоминается по имени как приумножитель монастырского имущества. Он «передал монастырю в вечное владение десять фамилий земли, которые король Альфрид дал ему в окрестностях поместья Далтон» (с. 725). В описании пространства Беда выходит за пределы рекомендаций «Риторики к Гереннию».Так же, как история Небесного Града у блаж. Августина включает в себя краткую историческую справку о землях, по которым странствует его население 382 , текст «Жизнеописания» содержит различные географические названия. Беда не ставит себе задачу описывать места, связанные с жизнью и деятельностью его героев, ибо для этого существуют «географические трактаты» (с. 725), он только упоминает их. Мы встречаем у Беды названия многих городов, земель, рек, моря, которые везде равно называются «океан». Только по контексту можно догадаться, где герой пересекает водное пространство между Британией и Галлией (современный Ла-Манш), а где корабль несет его по Средиземному морю. Описываемое Бедой пространство обширно. Оно охватывает большую часть Европы. Если посмотреть на него из любого места, принятого за центр (для Беды таких мест два: Рим и его монастырь), оно определяется как «пределы Римского мира» (с. 717). Иногда автор выбирает в качестве центра свой монастырь и оглядывает пространство из-за его стен. В этом случае он видит «заморские страны» (с. 717) или свою родную Британию.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

писания и толкователей, углубил свои познания в греческом языке и латыни. После смерти Иоанна Степанос Сюнеци был рукоположен на Сюникский престол епископом. Жизнь его трагически оборвалась в 735 г. Несмотря на короткую жизнь, Степанос Сюнеци оставил огромное литературное наследие. Перу его принадлежит множество речей, посланий, переводов, толкований, шараканов и т. д. Значительным вкладом в армянскую литературу и науку явились его переводческие и комментаторские труды. Прекрасный знаток греческого и латыни, Степанос Сюнеци оставил целый ряд переводов сочинений греческих авторов IV-V и VII вв. В этом обширном списке все сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита 134 , естественнонаучные труды Немесия Эмесского (IV-V вв.) «О природе человека» (переведен в 717 г.) 135 и Григория Нисского (IV в.) «О строении человека» (переведен в 717 г.) 136 , «Книга ученых бесед» Кирилла Александрийского (переведена в 715 г.) 137 , «Шестоднев» известного греческого поэта и философа VII в. Георга Писида 138 . К числу таких переводов относится также «Видение св. Мефодия», правда, из-за смерти Степаноса Сюнеци незаконченное. Оно представляет определенный интерес, поскольку греческий оригинал утерян, сохранились лишь латинский перевод и армянский, сделанный, согласно Броссе, на основании греческого оригинала 139 . Большое место в научном наследии Степаноса Сюнеци занимают его комментаторские труды, среди них «Толкование Грамматики Дионисия Фракийского», толкование книг Бытия, Иова, Иезекииля, Четвероевангелия и др. Степанос Сюнеци сыграл также большую роль в развитии армянской духовной музыки. Популярностью и известностью Степаноса Сюнеци объясняется тот интерес, который проявляли армянские средневековые писатели к его личности, и наличие в армянской литературе нескольких редакций его жития. Житие Степаноса Сюнеци было написано ранее X в. Этот первоначальный текст не сохранился. Однако сохранились четыре его редакции – Мовсеса Каланкатуаци (X в.) 140 , Киракоса Гандзакеци 141 (умер в 1271 г.), Мхитара Айриванеци 142 (1222–1289/91), Степаноса Орбеляна 143 (умер в 1304 г.) 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Только для того, чтобы удовлетворить практической потребности, а совсем не для того, чтобы создавать почву для какого-то высшего «историко-философского» взгляда, разбиваем мы весь материал на следующие исстари идущие подразделения: Эпоха до Юстиниана 395–518 Эпоха Юстиниана и его преемников 518–610 Дом Ираклия и борьба с исламом 610–717 Возрождение империи и царствование сирийских исаврийских) императоров и иконоборчество 717–867 Расцвет восточно-римского могущества в царствование армянской династии. 867–1025 Упадок империи 1026–1081 Комнины и Ангелы 1081–1204 40;III. Никейская империя 1204–1261 Реставрация Палеологов и падение 1261–1453 I. Эпоха до Юстиниана (395–518 гг.) Феодосий Великий (379–395 гг.), гениальный сын великого отца, был последним из длинного ряда генералов и спасителей империи, которые, начиная с Клавдия Готского и кончая Валентинианом, железным кулаком вновь сковали разошедшуюся по швам мировую державу. Он блестящим образом выказал себя после ужасной гибели Валента, после адрианопольского «lacrimabile bellum», как защитник империи и спаситель от германской опасности. Еще раз готская волна народов была оттеснена с имперской почвы. Во внутренних делах правление Феодосия составило эпоху, благодаря той победе, которую одержала над арианством православная церковь , подкрепляемая тяжеловесным влиянием императора, и благодаря тому энергичному принуждению, которое покончило с остатками древней веры среди римской аристократии. Умирая 17 января 395 года, Феодосий оставил империю в совместное правление своим двум сыновьям, Аркадию и Гонорию. Последний получил западную половину: префектуры Италию (Италию и Африку) и Галлию (Галлию, Испанию, Британию), в то время как его старший брат стал править Востоком: префектурами Иллириком (Дакией и Македонией) и Востоком (Азией, Понтом, Востоком, Фракией и Египтом). Борьба Феодосия с узурпатором Евгением лишила весь Восток военных сил. И вот в то время как вторгнувшиеся через каспийские ворота гунны обрушились на восток империи, расположенные в Мизии и Оракии готские вспомогательные отряды (foederati) опустошили под начальством своего царственного вождя, Алариха, северный Иллирик и угрожали столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Я предпочел бы лучше быть рабом у множества варваров, чем у одного тщеславия, так как варвары не повелевают того пленникам, что приказывает тщеславие своим подчиненным. Будь слугою всех, говорит оно, будут ли они знатнее тебя или незначительнее. Не радей о душе, не заботься о добродетели, смейся над свободою, жертвуй своим спасением; а если сделаешь какое-либо добро, то делай не из угождения Богу, но напоказ людям, чтобы от них получить себе венец; если подаешь милостыню или постишься, труд перенеси, а пользу старайся погубить. Что может быть бесчеловечнее таких требований? Отсюда ведут свое начало и зависть, и высокомерие, и сребролюбие – мать всех зол (свт. Иоанн Златоуст , 53, 714–715). ...В том и несчастье, что болезнь тщеславия вредит тебе не только тогда, когда ты грешишь, а и тогда, когда оказываешь заслуги, и в одном случае она подвергает тебя бесчисленным укоризнам, в другом же лишает всей награды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 717). Как блудная женщина, находясь на кровле, отдает себя всем, так поступают и рабы тщеславия, а вернее сказать, они даже гнуснее и блудниц, потому что блудницы нередко пренебрегают некоторыми из полюбивших их, а ты предлагаешь себя всякому – и беглецам, и разбойникам, и мошенникам. При помощи таких и подобных лиц устраиваются вами зрелища, возбуждающие похвалы; и тех самых, из которых каждый сам по себе, по твоему же мнению, ничего не стоит, ты, когда они собраны вместе, предпочитаешь собственному спасению, этим показывая, что ты бесчестнее каждого из них (свт. Иоанн Златоуст , 53, 717). Гибельно и исполнено всякого бесчестия любить славу в делах гражданских, а когда та же страсть овладеет тобою и в делах духовных, тогда какое оправдание останется тебе, не желающему воздать Богу такой же чести, какой сам требуешь от домашних? Ведь и раб смотрит в глаза господина, и наемник обращает внимание на хозяина работы, который должен выдать плату, и ученик смотрит на учителя, – а у тебя все напротив: ты, оставив нанявшего тебя Бога и Владыку, смотришь на собратий, хотя сам знаешь, что Бог и впоследствии будет помнить твои заслуги, а человек помнит только в настоящем; для тебя уготовано зрелище на небе, а ты собираешь зрителей на земле (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

La victoria de Constantino IV sobre los árabes en el año 668, aunque salvó al Imperio del yugo del Islam, no eliminó la amenaza de este formidable adversario. Todas las fronteras orientales y meridionales se vieron en lo sucesivo permanentemente expuestas al ataque. El Imperio necesitaba un fuerte y eficiente gobierno, y lo encontró en la dinastía Isáurica (717–867). León III (717–41), fundador de la casa, y su hijo, Constantino V (741–75), fueron vigorosos gobernantes que consolidaron el Imperio, y ensancharon considerablemente su territorio. Fueron reformadores sociales y legisladores. En el año 740 León III promulgó un nuevo código legal que marcaba importantes avances sobre las Novellae de Justiniano y denotaba un nuevo incremento de la influencia cristiana. Ya no se consideró el matrimonio como contrato disoluble, sino como unión para toda la vida. Se confirmó la igualdad entre hombres y mujeres, dando a la madre los mismos derechos que al padre; se limitó drásticamente la sentencia de muerte por ciertos delitos; a las mujeres culpables de adulterio se les eximió del castigo de los azotes. Esta tendencia hacia un tratamiento más humano de los criminales y un mayor respeto a las mujeres fue acompañada de un intento de reformar la vida eclesiástica, que causó una nueva división en sus filas. Las disputas dentro de la comunidad cristiana habían sido generalmente provocadas por los obispos y teólogos, acusándose unos a otros de heterodoxos. Pero la iconoclasia, nuevo conflicto, tuvo un origen diferente. Tomó la iniciativa el Basileus, apoyado, sin embargo, por un número de notables obispos. Su objeto era cortar la excesiva veneración de las sagradas imágenes que representaban a Jesucristo, a su Madre y a los santos, y oponerse al monacato, a las peregrinaciones y a la devoción especial a los varios santuarios. La iconoclasia se puede describir como la última protesta oriental en el cristianismo contra el helenismo, que se hallaba entremezclado con la tradición de la Iglesia bizantina.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Триодный круг чтений Евергетидского Типикона имеет —716— в своём составе все чтения Алексеевского Устава того же круга, заменяя лишь в первые три дня страстной седмицы 75 слово из толкования Златоуста на евангелие Матфея: сдщу – несколькими специальными поучениями на эти дни, приписываемыми тому же Златоусту 2454 ; кроме того, суббота мясопустная Евергетидского Типикона имеет чтение субботы сыропустной Алексеевского Устава (т. е. слово Иоанна Дамаскина ), а суббота сыропустная – наоборот, субботы мясопустной Устава (т. е. слово Андрея Критского ); слово Григория Антиохийского : похвально и се црквьно в великую субботу перенесено с утрени на заменяющее трапезу после-литургийное «великое разломление хлеба (μγας διαχλυμς)» 2455 ; житие Марии Египетской с 5 недели великого поста на четверг 5 седмицы 2456 . Но, входя почти полностью в состав триодного круга чтений Евергетидского Типикона, чтения Алексеевского Устава не составляют здесь и половины всего состава этого круга. Триодный круг чтений Евергетидского Устава гораздо сложнее такового же Алексеевского Устава; он, с одной стороны, имеет чтения на семь дней, не отмеченных чтениями в Алексеевском Уставе, именно: на неделю мытаря и фарисея, на недели вторую и четвёртую, на субботу 5 седмицы поста, на великий пяток, на пятницу 6 седмицы по Пасхе и на субботу 8 седмицы; с другой стороны, на дни, общие с Алексеевским Уставом, полагается от одного до четырёх новых произведений. В. Виноградов (Продолжение следует). Городенский Н.Г. Франциск Бэкон, его научно-философские и религиозные воззрения//Богословский вестник 1912. Т. 2. 7/8. С. 717–745 (3-я пагин.). (Начало.) —717— Место, которое занимает Франциск Бэкон (1561–1626) в истории философской и научной мысли, нельзя назвать вполне определенным: правда, оно прочно настолько, что ни один историк философии или научной методологии не сочтет себя в праве обойти молчанием имя и труды Бэкона, зато оценка последних вызывает очень крупные разногласия. Если одни считают Бэкона основателем новой опытной философии, то другие отводят ему довольно скромное место в ряду предшественников новой науки, а третьи готовы видеть в нём не более, как невежественного дилетанта, отрицая за ним всякие заслуги даже там, где они могли бы казаться, по-видимому, наиболее бесспорными – в создании индуктивного метода. 2457

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание ркп. опис.: Рукописи Оптиной пустыни, 114–116. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – О 8 . РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3445 Сборник исторического содержания. Вторая треть XVIII в. Полуустав, скоропись. 717 л. 4°. Переплёт – доски в коже. Филигрань: литеры «РФ» в рамке типа: Клепиков 1978, 675 (1738). Содержит: Синопсис (л. 1–39об.); выписки из разрядных книг (л. 41–87об.); послание турецкого султана царю Ивану IV (л. 88–95); ответное послание царя Ивана IV турецкому султану (л. 95–102); повесть о двух посольствах (л. 103–127); выписки из разрядных книг (л. 129–172об.); повесть о Троицком Усть-Шехонском монастыре (л. 175–181, 183–184); выписки из Римских деяний (л. 181об.–182об.); описание царских гробниц (л. 185–194); житие митрополита Филиппа (л. 197–268); сказание о церкви Святой Софии в Новгороде (л. 269–269об.); повесть о взятии Азова (л. 270–273); загадки (л. 273–274об., 276об.); краткий летописец (л. 277–298об.); история о Казанском царстве (л. 299–339об.); «Введение, коликое число в нижеозначенных соборах и монастырех...» (л. 340–345об.); «Чертёж о макетах российских» (л. 346–355); выписки и конспективные записи из книг по русской истории – на латинском, немецком и др. языках (л. 354об., 356–615об., 634–668об.); надгробное поучение в день погребения генерала и адмирала Франца Яковлевича Лафорта (л. 617–633об.); выписки из разрядной книги (л. 671–678); похвала Петру I «от Палладия, иеромонаха Роговского» (л. 678об.–682об., 695–698); грамота патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 698об.–706об., 683–693об.); записи о кончине царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича (л. 694–694об., 707–711об.); чин венчания на царство царя Фёдора Алексеевича (л. 711об.–717). Содержание ркп. опис.: Музейное собрание 2, 204–207. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – М 9 . РГБ, ф. 178 (Музейное собр.) 9427 Сборник материалов о патриархе Никоне . Рубеж XVII–XVIII вв. Скоропись нескольких почерков. 509 л. (I+509+л. 277а; л. 414 и 438 пропущены; л. 76 чист.). 4°. Без переплёта. На л. 72 запись частью на латинском языке о составлении Жития патриарха Никона Иваном Шушериным; на л. 97 заставка-рамка – примитив геометрических форм, перо, чернила и подкраска в «акварельной» манере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Кончина Бенедикта также изображается Бедой как образец для подражания. Братия собралась в монастырской церкви, молилась и пела псалмы. Сам Бенедикт находился в своей келье в окружении ближайших учеников. Пресвитер читал ему Евангелие для облегчения его страданий; «в качестве напутствия» (с. 723) умирающий причастился. ...и так эта святая душа, испытанная и усовершенная жгучей болью долгого, но спасительного страдания, покинув земное горнило плоти, излетела к славе Вечного блаженства (с. 723). Знамение, которое Беда приводит после описания кончины Бенедикта (совпадение времени его смерти с пением 82-го псалма), относится к «мнению об усопшем», которое является необходимым элементом «третьего времени» похвалы. Поскольку в псалме говорится, что все враги Церкви Христовой будут побеждены Самим Господом (с. 724), подобное необыкновенное совпадение было расценено как свидетельство его «победного вступления «в Небесное Царство» без препятствий или задержки от злых духов» (с. 723), что безусловно считалось знаком святости для средневекового читателя. Жизнеописание Бенедикта заканчивается упоминанием места его погребения и срока его настоятельства. Беда не возвращается к началу жизни своего героя, не указывает срока его пресвитерства, хотя этот факт немаловажен, с его точки зрения, в случае Эостервине. Отправная точка в жизни Бенедикта – основание монастыря и начало настоятельства в нем. В жизнеописании Бенедикта нет компактной характеристики героя, но элементы, которые могли бы составить ее, рассыпаны по всему повествованию. В самом начале повествования Беда приводит выражение, характеризующее Бенедикта в наиболее общем смысле: «благочестивый раб Христов» (с. 713). Практическим воплощением этого качества является отношение Бенедикта к делу всей его жизни, к монастырю: «с тем же благочестием, с которым он возвел «монастырь», он, усердный, управлял им» (с. 713). Заботливость, усердие, тщание, согласно Беде, являются главными чертами характера Бенедикта от юности, когда он предстает перед читателем как «юноша, от природы склонный к благому» (с. 714), до старости. Так, монашеские обеты Бенедикт выполняет «с тщанием» (с. 715). Когда Бенедикт становится настоятелем монастыря, заботливость и тщание выражаются в двух взаимодополняющих характеристиках: «благочестивый покупатель» (с. 717) и «неутомимый попечитель» (с. 717), раскрывающих образ Бенедикта – созидателя монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

698–705 Кирр, патр. Константинопольский. 705–710 Имп. Юстиниан II (вторично). 711–713 Имп. Филиппик. 712–716 Иоанн VI, патр. Константинопольский. 713–715 Имп. Анастасий II. 715–730 Святой Герман I, патр. Константинопольский. 715–717 Имп. Феодосии III. 717–715 Имп. Лев III Исаврянин. Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. 730–754 Анастасий, патр. Константинопольский. 754–766 Имп. Константин V Копроним. 754–766 Константин II, патр. Константинопольский. 766–780 Никита I, патр. Константинопольский. 775–780 Имп. Лев IV Хазар. 780–797 Святой Павел IV, патр. Константинопольский. 780–806 Имп. Константин VI. 784–806 Святой Тарасий, патр. Константинопольский. Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. ок. 794 Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. 797–802 Имп-ца Ирина. 802–811 Имп. Никифор I. 806–815 Святой Никифор I, патр. Константинопольский. 811–813 Имп. Михаил I Рангав. 813–820 Имп. Лев V Армянин. 815–821 Феодот I, патр. Константинопольский. 821–837 Имп. Михаил II. Антоний I, патр. Константинопольский. 829–842 Имп. Феофил. 837–843 Иоанн VII, патр. Константинопольский. 843–847 Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. 842–855 Святая Феодора, имп-ца. 847–858 Святой Игнатий, патр. Константинопольский. Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. Имп. Михаил III. 858–867 Фотий, патр. Константинопольский. Хазарская миссия святых Мефодия и Константина Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. Кн. Рюрик. ок. 863 Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина. ок. 865 После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Уведомляя о сём ваше сиятельство, имею честь быть. Святейшему Правительствующему Синоду, от 12 августа за 1315, с донесением об окончательном снабжении церквей Литовской епархии новыми антиминсами и о сожжении прежних Униатских В дополнение к рапорту моему, от 9 августа прошлого 1840 года за 1051, долгом поставляю донести, что отпущенные по распоряжению Святейшего Синода новые антиминсы розданы уже по всем церквам Литовской епархии, не исключая и тех, которые отчислены в текущем году к епархиям Волынской, Киевской и Подольской, что затем вытребованы от тех церквей антиминсы, изготовленные и посвящённые ещё за бывшей Унии, всего 717, и что все сии 717 антиминсов преданы сожжению в моём присутствии. Литовской консистории, от 12 августа за 1319, о донесении, для каких церквей розданы новые требники, а также о вытребовании требников прежних печатей и от остальных церквей Представлениями, от 28 июня и 8 августа сего года за 6302 и 7541, консистория доносит мне о вытребованных 500 требниках прежней печати, и из них 480 мне представлены. Предлагаю консистории донести мне: сколько именно и для каких церквей роздано требников из числа 680, пожертвованных Святейшим Синодом для Литовской епархии. С тем вместе имеет консистория вытребовать от церквей и остальные требники прежних печатей и донести мне, сколько таковых получено будет в консистории. Г. Виленскому военному губернатору Мирковичу, от 13 августа за 1323, о выезде преосвященного Иосифа из Жировиц в Минск, а оттуда в Вильно Долгом поставляю предуведомить ваше высокопревосходительство, что я в 27 день сего августа отправляюсь из Жировиц в Минск вместе с преосвященным Антонием, довольно уже выздоровевшим, из Минска же в Вильно буду в 3 или 4 день наступающего сентября. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 14 августа за 1330, о закрытии Сипайлишской раскольнической часовни и распределении по церквам забранных из неё икон и утвари Из вытребованных консисторией объяснений, а также из дела оказывается, что Сипайлишская раскольническая часовня закрыта и церковная утварь из оной взята, по Высочайшему Его Императорского Величества соизволению, последовавшему на представление местного генерал-губернатора, что священник Лукьянов был только в качестве духовного депутата при закрытии означенной часовни полицейским чиновником, и что взятие будто бы из молельни 500 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010