Не срабатывает и аргумент о том, что Византия, ослабленная религиозными распрями иконоборчества и внешними врагами, не только не оказала серьезного противодействия захвату хазарами всей Таврики с середины VIII в., но якобы сама спровоцировала его, чтобы подавить центробежные тенденции представителей местной, враждебной правительству иконопочитательской Церкви 1893 . Силы Империи к этому времени, напротив, не были истощены, ее доходы, армия, несмотря на потери, были значительны, и она вполне могла бы вмешаться в борьбу за Таврику, защитить христианское население, если бы в этом действительно была необходимость. Свидетельством тому активная, результативная борьба с арабами при василевсе Льве III (717–741) и особенно успешные походы его сына, талантливого полководца Константина V (741–775) на юг Малой Азии, в Исаврию, отвоевание крупного города – крепости Мелитины в Армении, а также части Сирии, крупномасштабные военные действия против болгар, славян, скамаров в Македонии, переход в подданство Византии ряда армянских владетелей – нахараров, грандиозные переселенческие мероприятия, охватившие Сирию, Армению, Фракию, малоазийские фемы – Анатолик и Фракисий 1894 . После сокрушительных поражений болгар у Маркелл (756 г.) и Анхиалла (763 г.) казалось, что давние и самые грозные соперники ромеев на Балканах вот-вот будут поставлены на колени, а их государство перестанет существовать. В 770 г. были наголову разбиты проникшие в Малую Азию арабы. Внутренние смуты в халифате закончились свержением Омейадов, принесших столько зла ромеям, и переносом столицы восточноарабского мира из Дамаска подальше от Византии, в Багдад. К концу 70-х гг. VIII столетия почти на всех границах Империи велись наступательные войны, дававшие большую добычу, а византийский флот доминировал не только на Черном море, но и в Восточном Средиземноморье 1895 . Не менее удачно проводилась политика укрепления центральной власти. Романия явно была на подъеме после спада второй половины VII – первой четверти VIII в., и его не остановил даже тяжелый демографический урон от чудовищной пандемии чумы, обрушившейся в 746–747 гг. на все Средиземноморье 1896 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З Зерцало - в византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом. Знамение (Богоматерь Знамение) - широко распространенный тип изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи, неоднократно приводимом в новозаветных текстах (Ис. 7.14), - " Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил " . Представляет Богоматерь с воздетыми руками (Оранта), несущую на груди изображение Христа Эммануила (обычно в круглом медальоне). Центральная тема этого изображения - воплощение Сына Божьего в человеческом образе. Изображения Богоматери Знамение получают широкое распространение в XI-XII вв. - как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако само наименование " Знамение " известно только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного пророчества Исайи ( " Господь даст вам знамение... " ). Во всех остальных местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты, заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь Богоматери. Из икон этого типа особую известность приобрела на Руси икона Богоматерь Знамение Новгородская, оказавшая чудесную помощь новгородцам во времена их битвы с суздальцами в 1169 году. Память 27 ноября (10 декабря). И Извод - в средневековой иконографии одна из разновидностей установленного канона. Иконоборчество - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них; в период с VIII по IX в. несколько раз получало официальное признание в восточной Церкви. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-747 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник " Торжество православия " . Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор. 5.8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Точно также вслед за известием о взятии Иерусалима Иродом, описывая разные бедствия евреев, Иосиф между прочим говорит: «к довершению всех зол поля в то время оставались непахаными по причине быв-шало тогда субботнего года, в который сеять плоды нам не позволено» 36 . Субботний год начинался после каждых 6 лет в седьмой в месяце Тисри, а взятие Иерусалима Иродом падает или на Сиван иди на 10-е Тисри 717-го года. Так как уже во время осады Иерусалима, следовательно до взятия его, осажденные по причине субботнего года терпели недостаток в продовольствии, то очевидно этот субботний год должен обнимать период времени от Тисри 716-го по Тисри 717-го года. Если Иерусалим был взят в Сиван 717-го года, то этот месяц приходится за 3 месяца до окончания субботнего года. Если же это событие случилось 10-го Тисри 717-го года, следовательно уже по окончании субботнего года, то из замечания Иосифа о недостатке в продовольствии нет необходимости заключать, что субботний год начинался собственно с Тисри 717-го г., как полагает Каспари 37 . В таком случае получается неразрешимое противоречие в показаниях Иосифа, который извещает, что евреи испытывали недостаток в продовольствии по причине субботнего года уже во время осады Иерусалима, следовательно до Тисри 717-го года. Субботний год в то время еще только начинался, и недостаток продовольствия не мог бы быть ощутителен. Дело просто объясняется, если выражение: «поля в то время оставались непахаными» относить к предыдущему, уже окончившемуся, субботнему году. Так как в то время еще только начинался новый год, и посев по случаю войны вероятно был замедлен, то понятно, почему недостаток в продовольствии, какой испытывали евреи во время о сады Иерусалима, должен был продолжаться и после взятия города, до жатвы (Нисана) следующего 718-го года. – Но можно ли доказать, что с Тисри 716 г. по Тисри 717-го был действительно субботний год? В 1 Макк, книге рассказывается, что Птоломей коварно убил опьяневшего после пира Симона в 177-м году, в 11-м месяце, который называется Шеват 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

27-й после 691-го будет 718-й, между тем как консулят М. Агриппы и К. Галла, как мы знаем, падает на 717-й год и между обоими датами получается только 26, а не 27 лет. Если чтение «27» считать правильным, то разность в показаниях Иосифа легко объясняется своеобразным счислением исторических годов у иудейских писателей. Датою для этого у них служить не время совершения события, по 1-е Нисана, с которого они ведут летосчисление круглыми цифрами, принимая за целые годы остатки до и после 1-го Нисана. Такой способ летосчисления мы находим уже в 1 Макк. книге. В талмуде говорится: «поп numerant in regibus nisi a Nisano... Nisan initium anni regibus, ac dies quidem unus in anni fine pro anno numeratura» 31 . Этому правилу следует и Иосиф. Так от смерти Антигона до разрушения храма Титом он считает 107 лет, хотя от 10-го Тисри 717-го года до 10-го Ава 823-го года, по обыкновенному счету, получается только 106 лет 32 . Если же руководиться талмудическим правилом, получим 107 лет: от 10 Тисри 717-го года до 1 Нисана 718-го (5 1 / 2 месяцев) будет год; от 1 Нисана 718-го года до 1-го Нисана 823-го – полных 105 лет; наконец от 1-го Нисана 823-го года до 10-го Ава того же года – еще один год. Таким образом 106 лет обыкновенного летосчисления равняются 107 годам иудейского. Следуя этому правилу, мы получим 27 лет между завоеванием Иерусалима Помпеем и взятием города Иродом: от 10-го Тисри 691-го года до 1-го Нисана 692-го будет один год; от 1-го Нисана 692 до 1 Нисана 717 – 25 лет; и от 1-го Нисана 717 до 10-го Тисри того же года-еще один год 33 . Эти даты подтверждаются и другими хронологическими указаниями Иосифа из жизни Ирода Великого. Таковы: а) Когда Ирод, по окончании зимы, начал первую блокаду Иерусалима, тогда, замечает Иосиф, шел третий год царствования Ирода 34 . Если Ирод получил в Риме царский титул зимою 714-го года (Мархешван-Кислев), то второй год его царствования оканчивался зимою 716-го года и в конце Нисана 717-го года шел уже 5-й или 6-й месяц третьего года. б) Пред известием о падении первой стены Иерусалимской Иосиф делает замечание, что осажденные терпели крайний недостаток в продовольствии, ибо к умножению их несчастий случился еще тогда год субботний 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-717-0651   16 .       Заявитель: православное братство «Христианская жизнь»,  г. Клин. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги прот. Н. Иванова «О смысле жизни. Богословские миниатюры» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги прот. Н. Иванова «О смысле жизни. Богословские миниатюры». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-717-0652   17 .       Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Е. П. Орловой «Разрешение жить» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Е. П. Орловой «Разрешение жить». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-717-0653   18 .       Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «О неосуждении/сост. Д. Чунтонов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О неосуждении/сост. Д. Чунтонов». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-717-0654   19 .       Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги И. Санчеса «Чин исповеди» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги И. Санчеса «Чин исповеди» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-717-0655

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

914 Флоренский П.А. О символах бесконечности: Очерк идей Т.Кантора//Новый путь. М., 1904. X? 9. С.173–235. 915 Демидов С.С. Из ранней истории Московской школы теории функций//Ист.-мат. исслед. М., 1986. Вып. 30. С.124–129. 916 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр.философии и психологии. М., 1889. Кн.46. С.26–44. 917 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр.философии и психологии. М., 1889. Кн. 45. С. 697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 919 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903.С.4. 920 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 921 Флоренский П.А. Пифагоровы числа//Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5. С.504–512,506. 922 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717, С 700 (перепеч. в: Обществ. науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 923 Бугаев Н. В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн. 45. С.697–717,705 (иерепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 924 Мордухай-Болтовский Д. О законе непрерывности//Вопр.философии и психологии. М., 1907. Кн. 87. С.157–181, С.169–170. 926 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (иерепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер. 3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). С.716 927 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.12 929 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.15 931 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.24

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

180 и сборнике Троиц. 747; 7) Голова быка (л. 247–254, 263–266) – наиболее близка к знаку, приведенному у Брике, 14964 (1444 г.); 8) Рука под звездой (л. 283–298, 307–314, 331–346) – типа Брике, 11088 (1437–1464 гг.); 9) Якорь (л. 315–322, 430–439) – типа Брике, 377 (1439–1441 гг.); 10) Лошадь (л. 355–396, 399–401) – как во второй рукописи Троиц. 180; 11) Голова быка, увенчанная стержнем с 7-лепестковым цветком (л. 397–398) – как в первой и второй рукописях сборника Троиц. 180; 12) Щит с рожком под лилией (л. 402–410) – как в сборнике Троиц. 747 и в третьей рукописи сборника Троиц. 180; 13) Якорь большего размера (л. 411–422) – один вариант типа Брике, 411 (1431–1441 гг.), другой близок к знаку рукописи Троиц. 747. Исходя из совпадения большинства филиграней нашего сборника со знаками рукописей Троиц. 180 и Троиц. 747, мы можем датировать в целом сборник Троиц. 116 1443–1445 годами. Обратимся теперь к рассмотрению рукописи РНБ, Кирилло-Бело-зерское собр., 16/1255. Это – сборник-конволют (4°, 306 лл). Житие Сергия Радонежского (л. 179–227 об.) составляет отдельную рукопись, писаную особым почерком на особой бумаге. Ее филиграни: 1) Якорь – как в сборнике Троиц. 747; 2) Голова быка со слитыми ноздрями под стержнем с перекрестием – как в сборнике Троиц. 116 и во второй рукописи сборника Троиц. 180; 3) Литера N – как в рукописи Троиц. 747. Время написания списка Кир. – Бел. 16/1255 укладывается, таким образом, в период 1444–1445 гг. Перечислим остальные списки Основного вида. 3) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, 641 (л. 156–226 об.) – третья четверть XV в. Копия списка Троиц. 116; без конца, текст обрывается на словах: «Ниже се млъчание святого чюдо да покрыется. Богу попущающу грех ради наших, ово убо гладом казня нас и» (л. 226 об., здесь конец 9-ой тетради). Филиграни: Голова быка: Брике, 14218 (1451 г.); Голова быка под крестом: Брике, 14822 (1446–1457 гг.). 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1281 (л. 33–93 об.) – последняя четверть XV в. Филиграни: Голова быка под короной и цветком – Брике, 14580 (1478–1484 гг.); Голова быка под крестом – Брике, 14560 (1470–1485 гг.); Три горы под крестом – Брике, 11805 (1483–1500 гг).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

зз) Послание к «отцу» Ионе. 88, I, 744–54. Говоря о единогласном и наречном пении, Аввакум сообщал Ионе: «о сем писал пространно в Москву в мимошедшая лета» (– 751): это показывает, что послание по времени происхождения – не из ранних и что писано оно, по-видимому, не в Москву. 86 Две выдержки из этого послания, как из послания именно Аввакума, приведены в раскольническом послании XVII века – ркп. Публ. библ. О. XVII. 37: а) от «а иже новопоставленный поп» до «и причащает невозбранно» (– 747), и б) от «а иже в тропаре Кресту» до «на просвиромисании и везде» (– 747, 748), причем слова «пускай его к чертям пойдет» выброшены. 747: первая строка обнаруживает порчу переписчика, – следует читать так: «и по их пустыням, своим им иконам не кланяются пред...» ии) Послание к некоему Афанасию. 88, I, 743–4. Аввакум пишет Афанасию: «носи гораздо пироги – те по тюрьмам – тем» (– 743). Благодарит за присылочку и ему лично: «спаси Бог тя за пироги, моли Бога о мне» (– 744). Советует увещевать боярина Бориса Афанасьевича «принять» раскол, не страшась " плетей»: «боярин-де-су, одинова умирать» (– 743). И в заключение благословляет: «мир ти и благословение от всех нас, а от меня и поклон с любезным целованием» (– 744). Все это показывает, что послание относится к пустозерскому периоду. Но кто этот Афанасий – сказать трудно. 87 ii) Послание утешительное к неизвестному, скорбевшему в час искушения. 88, I, 743. «Молися о нас, Господа ради, а ты у нас у всех в сердце лежиши и молимся о тебе»: заключая так свое послание, Аввакум указывал неизвестному по имени «брату», конечно, на своих пустозерских соузников. 88 кк) Письмо приветственное ищущему покаяния после временного уклонения из раскола. V, 250–2. В. Карпов в статье «Библиографа» 1884, I, 7–9, выразил сомнение в принадлежности Аввакуму этого сочинения. По его словам, нет «никаких решительных доводов» в пользу того, чтобы считать автором Аввакума. А, по нашему мнению, решительно нельзя найти ни одного основания, чтобы высказывать такое сомнение. Если бы кто-нибудь из раскольников захотел сделать подделку, с тем чтобы внести её в сборник сочинений Аввакума, то он положительно не в состоянии был бы выполнить задачу так удачно: столь характерно выступают здесь черты творчества Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Спустя два дня, 26 марта, при выполнении боевого задания произошла катастрофа с самолетом 8-го гвардейского авиаполка 2-ой гвардейской авиадивизии дальнего действия, в результате которой трагически погибли: штурман корабля старший сержант Букреев Георгий Андреевич, уроженец Сталинградской области, добровольцем ушедший на фронт. И воздушный стрелок - радист, старшина Ковалев Константин Тихонович, уроженец Ессентуков. Надо заметить, что в этот день - 26 марта 1943 года, 8 - ой авиаполк приказом командования стал гвардейским. Весенний месяц апрель не принес спокойствия. В середине месяца трагически погиб зенитчик 1795 зенитно-артиллерийского полка сержант Александр Степанович Кудашев, уроженец Калужской области. Немного спустя, 21 апреля 1943 года, накануне дня рождения В.И. Ленина , при катастрофе бомбардировщика Б-25 (В-25) погиб экипаж капитана Рябоконь Иосифа Евтихеевича, командира звена 747 авиаполка дальнего действия, уроженца с. Смирновка Приморского края. Вместе с И.Е. Рябоконь погибли: штурман авиаэскадрильи майор Железняков Сергей Никитыч, уроженец Калужской области и стрелок-радист, старшина Заболотнов Иван Тимофеевич, уроженец Курской области. Мне удалось установить контакт с родственниками капитана Рябоконь И.Е.. Жива его родная сестра, есть потомки, которые заслуженно гордятся этим человеком. Личность капитана Рябоконь Иосифа Евтихеевича, командира звена 747 авиаполка Дальнего Действия во многом является легендарной. Посмотрим его наградной лист от 29 августа 1942 года: Командир звена 747 ап ДД капитан Рябоконь Иосиф Евтихеевич, 1914 года рождения. Член ВКП(б) с 1941 года. Участвует в войне с 1941 года. За мужество и отвагу, проявленных в борьбе с германским фашизмом дважды награжден орденом «Красного Знамени» (22.10.1941 и 20.02.1942). За время боевых действий на самолете ЕР-2 совершил 63 боевых вылетов днем и ночью с общим налетом 256 часов по тылам и коммуникациям врага. В Восточной Пруссии успешно бомбардировал город Рангит. На аэродромах Орша, Дугино, Харьков, железнодорожных станциях: Брянск, Смоленск, Витебск, Курск, Орел, поджигал эшелоны и разрушал железнодорожное полотно. Уничтожал живую силу и технику врага в Юхнов, Гомель, Харьков, Витебск.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

веданий. При последней народной переписи, произведенной во всей Австро-Венгрии к 1 января 1891 г, в Буковине считалось: 268,371 чел. русских, 208,217 румын, 82,717 евреев, 50,848 немцев, 23,604 поляков, 8,139 мадьяр, 536 чехов и словаков, 28 словинцев, 18 итальянцев и наконец 1 серб, разделявшихся следующим образом относительно вероисповедания: 450,773 чел. православного, 82,717 иудейского, 72,389 римско-католического, 19,810 униатского, 16,344 лютеранского, 3,213 старообрядческого, 747 армяно-католического, 3 чел. магометанского и 2 старокатолического вероисповедания. Наконец, 47 чел. заявили себя не имеющими никакого вероисповедания. Черновцы – главный город воеводства Буковины, расположен по берегу Прута на склоне довольно высокой горы Цецины. Жителей насчитывается в нём свыше 50 тысяч. Тут и русские, и румыны, и немцы, и евреи цивилизованные в немецком платье и нецивилизованные с пейсами, в меховых шапках и длинных кафтанах, и мадьяры, и поляки и представители различных других народностей. В г. Черновцах живет православный митрополит, помещаются православная духовная консистория, присутственные места областного управления, университет (немецко-румынский, основан в 1875 г.), несколько средне-учебных заведений и низших школ, библиотека и пр. Бород не велик, но отличается замечательно красивым местоположением и образцовыми порядком и опрятностью. Дома, почти все каменные, многие четырехэтажные, нисколько не уступающие нашим столичным, каковы, напр., городская ратуша, правительственный дом, гимназия, реальное училище, университет, кафедральный собор и в особенности дворец митрополита. По описанию очевидца, дворец буковинского митрополита представляет верх роскоши и изящества. Находится он на краю города, над обрывом, спускающимся к Пруту. Это высокое двухэтажное, в некоторых местах трехэтажное здание, выстроенное в виде буквы П, с красивыми башенками и куполами в византийском вкусе. Стены вымощены из красного кирпича, крыши выведены различными узорами из разноцветных кирпичей, ярко блестящих на солнце. Перед двор-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010