Редакция, сохранившаяся в фонде Е. Ярославского (Е), имеет следующий заголовок: " Приложение Предсмертное " завещание " патриарха Тихона " . Этот документ имеет значительные расхождения с редакцией РОСТА и с опубликованным текстом. Изменены ряд слов, многие слова отсутствуют, написание многих слов различно. Если придерживаться версии о подлинности послания, то на наш взгляд, невозможно объяснить, каким образом, что в течение одного дня 14 апреля послание было переслано митрополитами Петром и Тихоном в редакцию " Известий " , затем была сделана редакция " РОСТА " и направлена в ЦК ВКП (б), там рассмотрена, направлена в ГПУ и подшита по распоряжению Е. Тучкова в дело, а другая редакция " Завещания " была направлена в АРК. Этот факт можно объяснить только тем, что и после 7 апреля работа над текстом " Завещания " продолжалась, что было возможно только в том случае, если документ не был подписан Патриархом. Таким образом, множество приведенных фактов свидетельствуют о том, что незадолго до своей смерти 7 апреля 1925 г. Патриарх отверг очередной вариант послания, предложенный ему Е. Тучковым, который 15 апреля с небольшими изменениями был опубликован в качестве подлинного послания Патриарха. Продолжение следует... ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 58-62; Опубл.:Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. (Далее - Следственное дело) С. 402-406. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 64-66; Опубл.: Следственное дело. С. 406-409. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 55-57; Опубл.: Следственное дело. С. 409-413. АПРФ. Ф. 3. Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф,1997,( Далее - Архивы Кремля) Т.1. С.291-296. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 68-71. АПРФ. Ф. 3 Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. Т.1. С.291-296 Известия ЦИК. 1925. (2419); Опубл.: Акты. С.361-363. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л.67-67об; Опубл.: Следственное дело. С.413-414. " Послание " исправлено от руки по первоначально написанному " Воз[звание] " .

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

56 Этот Стефан Симонович в 1651 г. посвящал русского епископа (в Мункаче) Парфения и подписался: «Божиею милостию архиепископ Белградский, Вадийский, Мармарошский и всей Трансильвании». См. Fiedler, Beiträge zur Union d. Rnthenen (Wien, 1862). 58 Эти правители были: Георгий II Ракочи (1648–1657 гг.), Франц Редеи (1657–1658 гг.), Акаций Барчаи (1658–1660 гг.), Иоанн Кемени (с 1-го января 1661 г.) и Михаил Апафий (с 1662 г.). Все они были избраны по указанию паши Офемского, восставали против турок или дрались между собою и навлекали на страну толпы татар и турок, которые два раза сжигали и разоряли самый Белград, столицу Седмиградии. 60 Гвула-Белград, лат. Julia Alba, столица Седмиградии; столицею Венгрии был Стольный-Белград (Stuhlweissenburg). 61 То есть, Матфеем, Владиславом (1498 г.), Анною королевою Венгерскою (1503 г.), Иоанном Заполья (1536 г.) и др. 62 Раич, История слав. народов, IV, 97–98. Сочинен. Попова в статье: «Сербы в Австрии»; на каком основании тут говорится, будто Савве отрубили голову, нам неизвестно. 63 Что он был заточен по повелению императора Леопольда, а не живой заложен в каменную стену по суду своего государя (как говорит Чаплович, II, 21, и как повторено в Гласнике, VI), видно из Керчелича, Notitiae, 431. 64 Сведения о нем заимствуем из брошюрки Фидлера: Beiträge zur Union der Valachen in Syrmien und Slavonien (Wien, 1867). Из нее не видно, был ли Лонгин до унии епископом, хотя это кажется вероятным, и именно он был епископом Пожегским, но жил в Хопове, потому что (неизвестно когда) кафедральный монастырь в Пожеге был отнят у православных францисканскими монахами. См. Czaplowicz, II, 152. 65 Jablonsky, Institutiones historiae eccles. christianae, saecul. XVIII, 191; Wezer et Welte, Dictionnaire de la Theologie, traduit раг J. Goschler, IX, под словом «Gran». 66 Omnes benigne hortamur, ut.... pro sua salute et liberatione, religioneque christiana promovenda ad partes nostras accedant, contra Turcas arma sumant.... belli ducibus nostris iisdem protectionem отпет contra Turcarum impertituris, exactamque ubilibet, prout serio demandavimus, militarem disciplinam aervaturis etc. Promittimus vobis – servata imprimis religionis suae eligendique Vaivodae libertate – privilegiis et juribus exemptionem ab omni onere publico etc. Раич, Ист., IV, 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61 Селиванов Андрей Николаевич (1847–1917), дворянин, русский генерал от инфантерии. Участник русско-японской войны 1904–1905 гг., за боевые отличия награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотым оружием. С 1906 по 1910 год иркутский генерал-губернатор. – Примеч. сост. Текст печатается по книге: «Я здесь совершенно один русский...» Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии/Публикация и комментарии Р.К. Цуркана. СПб., 2002. 63 Сенума Иван Акимовин (1868–1936 ?). До принятия крещения – Сенума Какутаро, или Какусобуро. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, будущий начальник Токийской духовной семинарии. – Примеч. P. К. Цуркана. Текст печатается по книге: «Я здесь совершенно один русский...» Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Предисловие и комментарии Р.К. Цуркана. СПб., 2002. 64 Член Миссии, настоятель посольской церкви в Токио, преподаватель семинарии с 1888 по 1904 гг. – Примеч. Р.К. Цуркана. 65 Кониси Масутаро, в крещении Даниил Петрович (1862–1940), кандидат богословия, толстовец. – Примеч. Р.К. Цуркана. 66 Быстров Феодор Николаевич, священник, сотрудник Японской миссии, проживал в СанктПетербурге. Его в своих дневниках святитель Николай характеризует следующим образом: «В России лучшие из лучших минут – это, конечно, часы, проводимые мною у Феодора Николаевича Быстрова. И в Японии я буду отдыхать душою, переносясь мысленно в этот маленький рай земной – на третьем этаже Михайловского замка!» (Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям гг.]. СПб., 1996. С. 34–35.) – Примеч. Р.К. Цуркана. 67 Такахаси Григорий в начале XX века служил переводчиком в Йокогаме у морского агента А.И.Русина. Накануне русско-японской войны был уличен в шпионаже в пользу России и осужден на 8 лет лишения свободы (Дневники...С. 384, 385). – Примеч. Р.К. Цуркана. 69 Марк Ивановин Сайкайси, выпускник СанктПетербургской духовной академии, кандидат богословия. – Примеч. Р.К. Цуркана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Этот трактат написан во время гонения, однако среди исследователей нет единого мнения по поводу того, о каком гонении идет речь: Декия (250–251 гг.) или Валериана (257 г.) 727 . Трактат адресован Фортунату, епископу Фуккаборскому (Thuccabori), принимавшему участие в Африканском соборе в сентябре 256 г. Трактат представляет собой «материал для размышляющих» (materia tractantibus) – собрание цитат из Св. Писания, которое свт. Киприан составил по просьбе Фортуната для поддержания духа христиан в надвигавшемся гонении. Во вступлении свт. Киприан излагает план трактата, состоящего из 12-ти разделов: 1–5) об идолах и истинном Боге, идолопоклонстве и Божием наказании за него; 6–7) о том, что после искупления людей Кровью Христовой не следует ничего ставить выше Христа и уклоняться в мирскую жизнь; 8) о том, что следует до конца пребывать стойкими в вере и добродетели; 9) о том, что бедствия и гонения бывают для испытания христиан; 10) о том, что христианам не следует бояться гонений, ибо Господь силен защитить их; 11) о том, что гонения предсказывал сам Господь; 12) о том, что праведников и мучеников ожидают небесные награды 728 . В. Письма (CPL 50) 729 Собрание писем свт. Киприана включает 81 письмо, из которых 65 730 принадлежат самому свт. Киприану, а 16 адресованы ему или карфагенскому клиру разными лицами из разных провинций, в том числе письма от Римского клира, Новациана, папы Корнилия, папы Стефана, Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской и др. Письма свт. Киприана можно разделить на 5 групп: 1) Письма (5–43) 731 , написанные свт. Киприаном в период своего удаления из Карфагена во время гонения Декия, из них 27 адресованы клиру и верующим карфагенской церкви. 2) Переписка с папой Корнилием и Луцием (44–61, 64:66);из них 12 (44–55) касаются раскола Новациана. 3) Письма (67–75), написанные в понтификат папы Стефана (254–257 гг.) по поводу спора о крещении еретиков. 4) Письма (78–81), написанные из последней ссылки 257–258 гг. 5) Остальные письма (1–4, 62, 63:65) написаны по разным поводам и не поддаются точной датировке: 1-ое письмо подчеркивает решение Североафриканского собора, что клирику не дозволяется служить стражником или палачом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

59 . Часы — вид службы, который состоит из пения псалмов и иных молитвословий. Третий час соответствует 10—12 часам дня, шестой — 1—3 пополудни, девятый — 4—6 часам дня. 60 Кир — господин. 61 Месопотамия сирская, т. е. сирийская. В древности эту страну Передней Азии нередко причисляли к Сирии. 62 Архимандрит — глава монастыря. 63 ...и увидели звезду Христову и кладезь воды, путеводивший магов... — согласно Евангелию, восточные мудрецы (маги, или волхвы) шли в Вифлеем поклониться новорожденному Иисусу, следуя за путеводившей их звездой. 64 Миля — римская мера длины, приблизительно соответствующая 1,4 км. 65 Слава в вышних Богу... — начало церковного песнопения, так называемого “Славословия”.— Лук. 2, 14. 66 Елеонская, или Масличная, гора находилась вблизи Иерусалима (позднее, когда город вырос, она вошла в его территорию). С нею связаны многие эпизоды жизни Христа: с Масличной горы он спустился в Иерусалим, на ней оплакивал судьбу этого города, с этой горой связываются преображение Христа, последняя ночь перед тем, как его предали, и вознесение. 67 Юлиан Отступник — римский император (361—363 гг.), был убит в битве с персами вблизи города Ктесифонта на восточном берегу Тигра. 68 Персида — главная провинция Персидского царства, границы которой приблизительно совпадают с границами современного Фаристана (Иран); нередко обозначает и все Персидское царство. 69 ...могилы трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила.— подразумевается библейский рассказ о вавилонском царе Навуходоносоре, который бросил в раскаленную печь не желающих поклоняться истукану из золота иудейских отроков Ананию, Азарию и Мисаила: отроки, однако, вследствие чуда, наградившего их праведность, не погибли в пламени. 70 Андрогины — легендарный народ. 71 Василиск — сказочный змей, онокентавры — полулюди-полуослы. 72 Перс — царь Дарий III Кодоман (336— 330 г. до н. э.), за которым Александр действительно, как за диким зверем, охотился всю вторую половину кампании. Упоминание в этой связи Карфагена фантастично, как и многие другие сведения, сообщаемые в средние века об Александре Македонском (336—323 гг. до н. э.), превратившемся в легендарную личность, с которой связывались чудесные приключения вроде посещения загробного мира или спуска на морское дно. 73

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Феодора на следствии, но при каком аресте – не указал. 54 В частности, 27 января 1932 г. он благодарил эту организацию «за присланную посылку, которая получена 23/I 1932 г. в полной сохранности». 7 марта того же года его сестра, А.Каретникова, просила через Е.Пешкову для него хотя бы «только облегчения из-за тяжелой его болезни. Прошу смягчения приговора в виде разрешения жить на вольном поселении. Я ничего не получаю от него и должна ехать навестить его; может быть, он уже умирает от непосильных для него условий...» апреля 1932 г. из Красного Креста сообщили: «В досрочном освобождении В/брата, Поздеевского Фед. Вас. отказано» [ГАРФ, ф. 8409, оп. 1, д.778, лл. 207 – 209]. 55 «По материалам Политического Красного Креста» (готовится к печати). По данным же и-м. Дамаскина и Шкаровского, архиеп. Феодор в 1934 г. был выслан в Северный край, в Коми-Зырянскую область, и жил на свободном поселении в с. Тентюково близ Сыктывкара. 57 В справке, полученной нами из КГБ, почему-то указано, что он уроженец села Проказна Мокшанского уезда Пензенской губернии. 60 Современный архивный номер П-51948, ГАРФ, фонд N 10035 («Бутовский»). В тексте, в квадратных скобках, указаны листы этого дела. 61 В Протоколе допроса в составе семьи упомянуты еще две невестки, одна – преподаватель пения, другая – преподаватель немецкого языка. 62 В действительности он служил до 1933 года в Черкизово, о чем не упоминается в показаниях, скорей всего потому, что эта община вероятно относилась к ИПЦ. 64 Родился в Москве в 1869 г. По окончании МДА, с 1906 года – священник церкви Покрова, что в Рубцове на Яузе, в 1934 – 1936 гг. в ц. Воскресения на Семеновском кл-ще, в 1936 – 1938 в Ильинской ц, в Черкизове, с сентября 1941 до своей кончины 12 сентября 1953 г. – настоятель Преображенского храма в Богородском [ " Храм Спас-Преображения в Богородском», М., 1998, 40 стр., с. 22] 66 Был судим в 1922 году на 2-м процессе церковников. Тогда он был во главе ц. Иоанна Воина на Божедомке. К сожалению, он хронически болел «русской болезнью» и скончался где-то в 1935–1938 гг., по словам Славских. [ Голубцов С. А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений. М., 1999 г.].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп.3. Д. 297. Л. 1. 5 «Необходимо сделать все, чтобы унизить церковь в глазах народа». Докладная записка М. И. Лациса. 1920/Публ. М. Ю. Крапивина//Исторический архив. 2011. 2. С. 96. 6 Раскол в среде российского духовенства//Известия ВЦИК. 1919. 11 декабря. 278. С. 2. 7 «Необходимо сделать все, чтобы унизить церковь в глазах народа». Докладная записка М. И. Лациса. С. 97. 8 Овсянников Н. Как заставить сытых разуметь голодных//Коммунистический труд. 1922. 5 февраля. 27. С. 3. 9 Красиков П. Голод и христианство//Революция и церковь. 1922. 1–3. 10 Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2014. 3 (58). С. 55. 11 Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 190. 12 ГА РФ. Ф. 7632. Оп. 1. Д. 16. Л. 23–23об. 13 История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Т. VIII. М., 1967. С. 61. 14 Речь тов. Калинина на открытии III сессии ВЦИК (12 мая 1922 г.)//Бюллетень Центральной Комиссии помощи голодающим ВЦИК. Февраль – апрель 1922 г. 5–6–7. М., 1922. С. 2. 15 Иванов С., диак. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 38. 16 Иванов С., диак. Церковное серебро в денежной реформе 1922–1924 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 38. 17 Отчет Производственно-коммерческого отдела Валютного управления за 1922 год (май – декабрь). Народный комиссариат финансов. М., 1923. С. 64. 18 Мстиславский С. Голод//Большая советская энциклопедия: В 66 т. 1-е изд. Т. 17. М.: Советская энциклопедия, 1930. С. 463. 19 Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 141. 20 Там же. С. 163. 21 Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922. С. 39. 22 Троцкий Л. Вне-октябрьская литература (окончание)//Правда. 1922. 19 сентября. 210. С. 3.

http://e-vestnik.ru/history/izjatie_cerk...

59 . Заявление г. Боголепову (1870 г. Москов. Вед., 114). 60 . Поставление священноинока Павла в игумены (1870 г. Там же, 135). 61 . По поводу заявления Боголепову. (1870 г. Там же, 135). 62 . Белая Криница до приезда Амвросия. (Четыре статьи, напечатанные в Русском Вестнике, 1870 г., 10 и 11, 1871 г., 5 и 7.) 63 . Покушение на жизнь Кирилла Белокриницкого (1870 г. Москов. Вед., 250). —556— 64 . Летопись происходящих в расколе событий. (Десять статей, напечатанных в Современ. Лет., 1871 г., 4, 11, 14, 20, 21, 34, 36, 38, 40, 46–48, 1872 г., 2. Изданы за исключением последней, отдельной книжкой. М., 1871 г.) 65 . Об экспертизе по скопческому делу (1871 г. Москов. Вед., 212). 66 . По поводу «Записки о Венедикте Кралевиче» (1872 г. Русский Вест., 2). 67 . Белая Криница при Амвросие (1872 г. Русский Вестник, 1 и 5). 68 . Собеседование православных со старообрядцами 20-го апреля (1872 г. Москов. Ведом., 120 и 121). 69 . Первое общее собрание членов-учредителей Братства св. Петра митрополита (1872 г. Там же, 247). 70 . Открытие Братства св. Петра митрополита (1872 г. Там же, 326). 71 . Записка об учреждении и первоначальной деятельности Братства св. Петра м., читанная в общем собрании членов Братства 21 декабря 1872 г., в день его торжественного открытия (1873 г. Душеполез. Чтение). 72 . Кирилл Белокриницкий. Некролог (1873 г. Москов. Ведом., 113). 73 . Годичный праздник в Братстве св. Петра митрополита (1873 г. Там же, 324). 74 . Двадцать четыре Отчета по Братству св. Петра митрополита, читанные в день братского праздника 21 декабря в общих собраниях членов 1873–1896 гг. (напечатаны частью в Душеполез. Чтении, большей же частью в Братском Слове, именно 1875, 1876, 1883–1897 гг.). 75 . История Белокриницкой иерархии. Т. 1-й. Москва 1874 г. Тоже сочинение, с новым обширным предисловием (I – XXXII) и заключительными выводами (стр. 497–512), тогда же напечатано особой книгой, под заглавием: «Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой австрийской, или Белокриницкой иерархии» (представлено в качестве сочинения на получение докторской степени).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

59 На заседании Совета Общества археологии, истории и этнографии, проходившем 17 марта 1906 г., Машанов был избран членом Ревизионной комиссии 60 . Работал он в Обществе археологии, истории и этнографии до 1924 г. С 1900 по 1916 гг. он состоял действительным членом Губернского статистического комитета 61 . Приходилось ему по роду службы в академии исполнять и другие обязанности. Так, в 1904 г. он был «назначен членом временного комитета по постройке нового здания для академической больницы и по приспособлению старого больничного помещения под фундаментальную библиотеку» 62 . В мае-июне 1905 г. Машанов принимает участие в «Особом совещании по вопросам образования восточных инородцев» 63 . 14 января 1906 г. он направляется в «Особое присутствие» для разработки и подготовки перечня вопросов на Поместный Всероссийский Собор. С 1 марта по 15 июня и с 1 ноября по 20 декабря 1906 г. Машанов дважды участвовал в составе «Предсоборного присутствия» по преобразованию русской церкви 64 . С декабря 1905 по ноябрь 1907 гг. он состоял в редакции журнала «Церковно-общественная жизнь». С марта по сентябрь 1912 г. Машанов заведовал редакцией журнала «Инородческое обозрение», который отличался либеральным содержанием статей. В августе 1912 г. он награждается Синодом «Библией за работу на Казанском и Иркутском миссионерских съездах» 65 . В 1915 г. Машанов отказывается от части обязанностей в комиссии «Миссионерского противомусульманского сборника». Он обращается в Совет Казанской духовной академии с просьбой об освобождении его от обязанностей казначея и делопроизводителя комиссии, «как человека уже не молодого и не совсем здорового». Машанов остается в комиссии цензором 66 . С 18 по 31 января и с 15 по 28 февраля 1919 г. Машанов временно исполняет обязанности члена Правления Казанской духовной академии 67 . Но с каждым годом ему становилось тяжелее выполнять огромный объем работы. Он все чаще и чаще стал пропускать заседания Совета Казанской духовной академии по болезни. По этой причине в 1916 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

59 Хронист Иоанн Малала рассказал то же самое об уроженце Антиохии Дамонике, исполнявшем в то время должность магистра милитум (вакантного). См.: Malal. Р. 473. 60 Имеется в виду Лев II, император 474 г., который умер в возрасте семи лет, а не нескольких дней, как ошибочно утверждает Прокопий, процарствовав с 18 января по ноябрь 474г. 61 Речь идет о будущем императоре Зиноне (474 – 475, 476 – 491) и его жене, императрице Ариадне. 62 Майориан был императором Западной Римской империи в 457 – 481 гг., следовательно, правил до Анфимия и Олибрия. Новелла о Майориане заимствована Прокопием у Приска Панийского. Хотя в этой форме она, видимо, лишена достоверности, нельзя не учесть тот факт, что все экскурсы у Приска имеют историческую канву. См.: Benedicty R. Die historische Authentizität eines Berichtes des Priskos/JÖBG. 1964. Bd. 13. S. If. 64 Глицерий – римский император 473 – 474 гг. Как видно из этих данных, порядок правления императоров Западной Римской империи у Прокопия существенным образом нарушен. 66 Имеются в виду события в Константинополе, имевшие место с января 475 по лето 476 г. Зинон бежал из Константинополя 9 января 475 г. 67 Армат приходился племянником Василиску и Верине. В то время как Василиск обладал императорской властью, он был выдвинут на пост главнокомандующего византийской армией. 68 Речь идет о мире, заключенном между Византией в период первого правления Зинона (летом 474 г.) и вандалами, по которому за вандалами закреплялась завоеванная ими в Северной Африке территория, а римлянам гарантировалась свобода вероисповедания и выкупа всех римских пленных. 69 Этот параграф представляет собой один из важных источников для так называемого завещания Гейзериха. Ср. также: Iord. Get. XXXIII. 169; Victor de Vita II. 12 – 13 etc. В истории вандальского королевства порядок наследования впервые регламентировался письменным документом. См.: Classen P. Studien zur Entstehung der germanischen Köningsurkunden auf römischer Grundlage. Göttingen, 1950. S. 56. 70 Гонорих (Гунерих) стал королем в возрасте 50 лет и правил с 25 января 477 г. по 23 декабря 484 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010