Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ († 25.05.1868, Баня-Лука), митр. Дабро-Босанский в 1860/61-1868 гг. Сведения о жизни И. до избрания на кафедру не сохранились. Впервые его имя упоминается в послании К-польского патриарха Иоакима II пастве Дабарской епархии (см. ст. Дабро-Босанская епархия ) о необходимости строительства дома для владыки, избранного на кафедру 20 нояб. 1860 г. На следующий год его избрание подтвердили власти Австро-Венгрии, об этом свидетельствует греческая печать: «Игнатий, 1861, смиренный митрополит Боснии». В 1863 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата признал законной жалобу на И. относительно суммы пожертвований: полученные митрополитом излишки в размере 1 тыс. австр. дукатов были направлены на открытие семинарии в Баня-Луке. Рус. консул в Сараеве Е. Р. Шулепников в донесении от 16 нояб. 1865 г. рус. послу в К-поле Н. П. Игнатьеву отличительными чертами характера И. назвал «слабость, трусость пред турецкой властью и сребролюбие» и просил ходатайствовать об удалении «из Сараевской епархии митр. Игнатия» и об избрании на кафедру митр. Зворникско-Тузланского Дионисия II (Илича) . В мае 1866 г. в епархии были распространены листовки с осуждением поддержки правящим владыкой школьной реформы, в результате к-рой были сожжены серб. книги, а из школ изгнаны мн. серб. учителя. В 1867 г. паства вновь подала жалобу на И. тур. властям. При этом серб. источники содержат противоречащие друг другу сведения. Они сообщают как о проблемах И. с пополнением казны и о его борьбе с нерадением священников, так и о защите священства от притеснений тур. властей и о рассмотрении епископом жалоб церковных общин на священников. Арх.: Архив САНУ. Ucmopujcka збирка. 7628-7634/1-7, 7636, 7637. Ист.: Д. Кроз jeдhy збирку hobujux акта Цариградске nampuapшuje о Београд, 1933. 8. 2. С. 120; Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия, 1865-1875: Док-ты. М., 1988. С. 32-33, 53, 64. Лит.: Попов Н. А. Православие в Боснии//ПО. 1873. 4. С. 713-716; С. Просветна делатност mpojuцe грчких владика у Босни//ГлСПЦ. 1951. С. 114-115; Ucmopuja. 2. С. 456; Српски jepapcu. С. 192. В. И. Косик, Н. Радославлевич Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/293487.html

Таким обр., три полные года, – хотя необязательно более, – по-видимому, протекли между отбытием из Рима и возвращением туда, – а отсюда следует, что если мученическая кончина Апостола Павла была в начале Неронова гонения, то из двух годов, которые были указаны, как самые подходящие для освобождения Апостола (см. выше год 61-й оказывается более удобным, чем год 62-й, а годы 56 и 58 – более удобны, чем 57 и 59-й, для ареста в Иерусалиме и путешествия Апостола Павла в Рим узником. Итак, десять пунктов из иудейской и гражданской истории определены теперь с большею или меньшею вероятностью, а именно: 1) Арефа вступил в обладание Дамаском, конечно, не раньше 34 года и, вероятно, не позже 37 г. 2) Смерть Ирода Агриппы I, вероятно, в 44 г. по Р. Хр. 3) Голод в Иерусалиме не раньше 46 г. 4) Проконсульство Сергия Павла на Крите не в 51, 52 годах. 5) Изгнание иудеев из Рима, вероятно, в 49 или в 50 г. 6) Проконсульство Галл иона в Ахаии, вероятно, не раньше 49 или 50 г. 7) Выход замуж Друзиллы за Феликса – не раньше 54 г. 8) Назначение Феликса прокуратором Иудеи – в 52 г., а его отозвание в одном из 57–59 гг. 9) Из этих трех лет первый год, по-видимому, исключается замечанием о днях опресночных, 10) а третий, по-видимому, исключается рассчетом необходимого промежутка между судом над Апостолом у Феста и его мученическою кончиной в 64 (64–65) г. Таким образом, трудная дата прибытия Феликса, по-видимому, определяется 58-м годом; а потому окончание Деяний после двухлетнего заключения Апостола Павла в Риме упадет на 61 год. Это как бы схема, в которую нужно поместить подробности, во-первых, из всей истории Деяний, во-вторых, из отрывочных замечаний в Павловых посланиях. А. Деяния Апостолов; вторая половина (главы 13–28). Книга Деяний дает, в общем, точное и достоверное изображение событий от Сошествия Св. Духа до (первого) римского заключения Апостола Павла, 29–61 гг. Самое изображение делится на 6 отделов и каждый отмечается обобщением успехов; по отношению к столь тщательному художнику такие отделы, за отсутствием более точных дат, являются естественными пунктами отправлений для исследован ия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2 – «Волунского Назарова», «Зота Екатерина», «Петра, Демиана, Феодора, Василия», «Монахиня Евгения монастыря Хорожокского, монахиня Агрипина» (XVIII– XIX вв.), «Куреня Шкуринскаго Никита Товган зелеза пластунского сринок двое»; л. 72 об. – «Андрей Боядинский» (XIX в.). В рукопись вклеены вырезанные печатные гравюры л. 3, 73, 80, 85, 86, 96 об. и 111. В чине великой панихиды поминаются русские цари до императрицы Анны Иоанновны; в чине проскомидии поминаются императрица Елизавета Петровна и её внук Пётр Фёдорович с супругой Екатериной Алексеевной. Содержание: л. 29 об.–62 об. – чин исповеди; л. 39 об.–40 – поновление; л. 40–41 – поновление; л. 41–42 об. – поновление инокам; л. 43–43 об. – поновление инокам; л. 43 об.–44 об. – вопросник мужчинам (МУкр-101/102с); л. 44 об.–46 – выписки из Номоканона, л. 46 об.–48 – вопросник священникам (Св–1011102с); л. 49 об.–53 – поновление священникам; л. 53–57 – поновление; л. 57 об.–61 – поучение о епитимьях; л. 61–61 об. – о делах, избывающих грехи; л. 63–67 об – чин исповеди; л. 63–63 об. – поновление; л. 63 об.–64 об. молитва разрешительная, л. 67 об.–71 об. – чин причащения больного. Рукописи Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Перетц 12 Сборник (л. 21–353 – требник). Конволют: 1) л. 1–354 – конец XVI – начало XVII в.; 2) л. 355–448 – 1630-е гг. 8°. 448 л. Филиграни: первая часть: 1) Герб с двумя львами и головой короля, два типа: Лихачёв, 4197 (1608–1611 гг.) и Хивуд, 517 (1598 г.); 2) Герб с трёхлепестковым цветком, не отожд.; 3) Кувшин с двумя ручками, виноградом, вид: Дианова. Кувшин, 344 (1609 г.); 4) Герб, не отожд.; вторая часть: Кувшин с одной ручкой, сердечком в шаре и литерами DD, вид: Дианова. Кувшин, 139 (1632–1633 гг.). Содержание: л. 72 об.–74 – чин исповеди вельмож; л. 72 об.–73 об. – поновление вельможам; л. 102–122 чин исповеди (без начала); л. 102–103 об. – вопросник инокам (Основная редакция, без начала); л. 103 об.–106 – поновление инокам; л. 106–112 об. – поновление священникам; л. 112 об.–117 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

58 Андрей Александрович Городецкий (?–1304 гг.), третий сын Александра Невского, великий князь владимирский с 1294 по 1304 гг. 59 Титул великого князя наследовался старейшим в роде. После смерти Андрея Александровича старейшим в роде оказывался его двоюродный брат Михаил Ярославич. 60 Этот обычай установился с 1240-х годов, со времени завоевания Руси Батыем. «Сии путешествия, – пишет Карамзин, – были ужасны: надлежало проститься с отечеством на долгое время, терпеть голод и жажду, отдыхать на снегу или на земле, раскалённой лучами солнца; везде голая печальная степь, лишённая убранства и тени лесов, усеянная костями несчастных странников; вместо городов и селений представлялись взору одни кладбища народов кочующих... Что ожидало князей российских в Татарии? Уничижение и горесть». – Карамзин, т. IV, стлб. 22. 61 Юрий (Георгий) Данилович (1270е–1325 гг.), князь московский с 1303 по 1325 гг. и великий князь владимирский с 1317 по 1322 гг. Старший сын князя Даниила Александровича, двоюродный племянник Михаила Ярославича. Много лет соперничал с Михаилом Тверским в борьбе за титул великого князя владимирского. Прямой виновник гибели Михаила Ярославича. Убит в Орде в 1325 г. сыном Михаила Ярославича Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. 62 Максим, митрополит киевский и всея Руси с 1283 по 1305 гг., по происхождению грек. Митрополия Киевская и всея Руси установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль; в 1035 г. возвращена в Киев; в 1299 г. перенесена во Владимир и, наконец, в 1325 г. в Москву. Со времени св. Петра (митрополит с 1308 по 1326 гг.) киевские митрополиты жили в Москве или в Киеве. 64 Имеются в виду восемь лет, которые прошли от начала великого княжения Михаила Ярославича в 1305 г. до смерти прежнего хана Тохты. 66 В соответствии с предсказанием пророка Иеремии (VII – начало VI вв. до Р. X.) за грехи иудейского народа вавилонский царь Навуходоносор II (правил с 605 по 562 гг. до Р.Х.) в 587 г. до Р. X. разрушил Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. – Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Псалтирь, 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

64 Изображение Спасителя со стороны особенно Его всемогущества, явленного в чудесах, выражает символ льва, мощного царя зверей, с которым обыкновенно пишется Евангелист Марк. 65 Отсюда символический знак у Евангелиста Луки – вол, как жертвенное животное, изображавшее примирение Бога с согрешившим человеком. 66 В соответствие высоте учения в Евангелия от Иоанна символическим знаком его служит орел, парящий в высоте. 67 Наименование «Соборные послания " » имеет значение послания общеучительного, послания, у которого общее содержание, цель и назначение, в отличии от более частных и личных, каковы именно почти все послания Павловы, писанный к известным лицам, по известному побуждению и с известною целью. 68 В приведенном порядке послания Апостола Павла расположены, как известно, в каноне новозаветных книг. Расположение такое основывается не на хронологии, но на важности читателей, для которых предназначались послания, на сравнительном достоинстве частных церквей и лиц, к которым они отправлялись; при этом, послания, написанные к целым церквам, естественно помещаются прежде посланий, писанных к частным лицам. Послание к евреям заключает собою прочие в виде прибавления. В хронологическом же порядке послания Апостола Павла следовало бы расположить так: к Солунянам (Фессалоникийцам), первое и второе; к Галатам; к Коринфянам, первое и второе; к Римлянам (все эти послания написаны Апостолом до заключения его в узы, в Риме, по суду Кесаря, и именно во время второго и третьего великого Апостольского путешествия его, 51–58 гг. по P. X.); к Ефесянам; к Колоссянам; к Филимону; к Филиппийцам (эти послания написаны во время уз, из Рима, в которых Апостол пробыл два года, около 61–64 г.); к Тимофею, первое и второе; к Титу (эти послания написаны после уз, в период, когда Апостол был освобожден и потом снова, во второй раз, был препровожден в Рим и обезглавлен там, 64–67 гг.); к Евреям (время написания этого послания с точностью неизвестно; но во всяком случае оно написано прежде иудейской войны 66 года, о которой в нем ничего не говорится).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

В 1577 г. юж. притвор собора был снесен, а на его месте сооружен придел во имя прп. Ефрема Новоторжского; в 1589 г. к сев. притвору был пристроен придел во имя святых Иоакима и Анны ( Илиодор. 1861. С. 21; Колосов. 1913. С. 59; Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166-167), что было связано с припиской к обители и последующим упразднением одноименной запустевшей церкви в Торжке. П. Д. Малыгин В 60-70-х гг. XVII в. проводились работы по перестройке и ремонту приделов собора: прп. Ефрема - в 1669-1672 гг., святых Иоакима и Анны - в 1676-1677 гг. ( Салимов. 2009. С. 46). К сер. 60-х гг. XVIII в. собор обветшал и требовал серьезного ремонта, еп. Тверской Гавриил (Петров) даже опасался обрушения храма, о чем сообщал в Коллегию экономии (Там же. С. 47). Спустя почти 20 лет было принято решение о разборе старого собора, при этом новоторжцы приняли на себя обязательство сделать это «своими трудами» и на собственные средства ( Илиодор. 1861. С. 28; Колосов. 1913. С. 61). С 16 авг. по 20 нояб. 1784 г. собор был разобран. Древний иконостас был перенесен в храм, построенный в 1717 г., но не освященный до 1786 г., нек-рые образа установили в теплой Введенской ц., оставшиеся, кроме иконы св. Бориса и Глеба, проданы в 1789 г. в погост Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у. (ныне с. Есеновичи Вышневолоцкого р-на Тверской обл.; см.: Илиодор. 1861. С. 31). 9 июня 1785 г. состоялась торжественная закладка нового собора, краеугольный камень в его основание заложила лично имп. Екатерина II ( Колосов. 1913. С. 63-64). Собор был возведен в 1785-1789 гг. по проекту архит. Н. А. Львова ( Илиодор. 1861. С. 32; Колосов. 1913. С. 63-64; Димитрий (Самбикин). 1903. С. 6). В 1785-1788 гг. императрица передала на строительство собора 22 750 р. ассигнациями, всего же на постройку было потрачено до 50 тыс. р. Наблюдение за строительством осуществлял Львов, а в его отсутствие - новоторжский архит. Ф. И. Буци. Центрический, квадратный в плане собор Львов разместил близ вост. прясла ограды Н. Б. м., проходящей по береговому откосу.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Но сотник, желая спасти жизнь Павла, запретил им это делать, приказав всем добираться до берега, используя обломки корабля. Так все двести семьдесят шесть человек, плывших на этом корабле, целыми и невредимыми добрались до берега. Это оказался остров Мальта. Его жители оказали потерпевшим кораблекрушение гостеприимство. При этом Павел пользовался их особым расположением, поскольку через возложение рук и молитву он исцелил от дизентерии отца правителя Мальты Публия. После это к нему со всего острова приходили больные, получая избавление от своих недугов. Так прошло три зимних месяца. А с началом весны, когда возобновилось судоходство, Павел на попутном корабле был доставлен в Италию в город Путеол, где его с радостью встретили местные христиане. Затем наземным путем он был доставлен в Рим, где ему было дозволено снять себе жилье и жить там вместе с охранявшим его воином в ожидании суда императора. Римские христиане, узнав, что к ним идет Павел, наставлявший их своими посланиями, вышли к нему навстречу и возле Форума Аппия (70 км от Рима) приветствовали его, чем очень его ободрили ( Деян.27:1–28:16 ). В Риме Павел прожил не менее трех лет (61–64? гг.), свободно принимая приходивших к нему и проповедуя Весть о Христе. ( Деян.28:17–31 ). На этом заканчивается повествование евангелиста Луки в книге Деяний Апостолов. Известно также, что Павел продолжал писать письма основанным им церквам. Кончина Апостола Павла. Когда Павел был в Риме, Церковь Христову постигли новые и еще более тяжелые испытания. Если до этого ее преследовали отвергшие Господа Иисуса религиозные вожди еврейского народа, то теперь ее стало преследовать римское государство. Первым гонителем христиан выступил император Нерон , человек сумасбродный и жестокий. Страшный пожар Рима (64 г.), подожженного, как думали современники, самим Нероном, стал поводом для первых гонений на христиан, которых император обвинил в уничтожении десяти из четырнадцати районов города. Возможно, в это самое время Павел был вновь вызван на суд для пересмотра своего дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Иосифа (см. 284), погребен в Симеоновском монастыре. В описн. книгах сего монас. 1645 и 46 гг. упом. обе книги под разными номерами: Кормовая, чтение Симеону Столпнику и Александру Невскому. См. Сбор. актов 2789. 740. (995.) Чины разные, скороп., нач. XVII века, в четверть, 209 листов. Ведение св. книгы сеа, вне счета листов. л. 1. Начало освящению антимисному, како достоит святителю или епископу освящати антимис. л. 17. Чин бываемый на основание церкви и на потчение Кресту. л. 20. Чин освящению церкви. л. 49 об. Устав, како достоит избирати епископа, оканч. о поставлении. В уставе благовестию показан 7122 (1614) год. Срав. Акт. Ист. т. IV 1. л. 61. Чин бываемый на произведение игумена. л. 62. Молитва во отверзение церкви, еже от еретик оскверншуся, Никифора патр. Констянтинаграда. л. 63 об. Молитва о томже, Тарасиа патриарха. л. 64. Молитва во отверзение храма, в немже случится животну и безсловесну умрети. л. 64 об. Молитва о еже аще случится животному некоему родити в церкви. л. 65. Молитва в отверзение церкви, в нейже случится человеку умрети нужною смертию. л. 66. Чин и устав, како свящати святаго и великаго мира. л. 77. Вкратце летописец. Хронологическия показания от сотворения мира до начала Руси. Вероятно, из Хронографа. л. 77 об. Сказание о великих Князех владимерьских великиа Росиа. Нач. От Историа Ханаонова и предела рекомаго Арфаксадова, перваго сына Ноева, рожьшагося по потопе. Сказка. См. Оп. рукоп. Царск. 402 л. 2. л. 80 об. Поставление великих князей руских, откуду бе и како начашася ставити на великое княжение св. бармами и царским венцем в лето 6622 (1114). См. Др. росс. Вивл. VII, 1–4. л. 82. Чин и поставление на великое княжество сице бывает. Там же 4–29. л. 92 об. Чин и устав, како подобает помазати царя или великаго киязя великим миром на венчание царскаго венца. Напечатано там же 29–35 в связи с предыдушим. (Лист 96 порожний). л. 97. Св. Василия толкование священнических чин, что есть иерей и почему глаголется священник и что острижение главы его.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Сосипатр , 1738. 59 Кукоцкий Спасский, близ Гаврилова посада, упразднённый. [IV, 880.] Игумены Авраамий , 1624–30. Никон , 1649–51. Иов определён 12 мар. 1653. Нафанаил определён 8 июня 1659, и в 1662. Сергий , строит., 1664, 71. Антоний , из Суздальского Спасского, 1 нояб. 1670. (Этого-ль?). Феодосий , в мар. 1678. Савва , 1685 и 86. Филарет , до 1723. Герман определён в апр. 1723; упом. 1724. Иессей , бывший, 7 февр. 1733 определён в Лукианову пустынь. Филарет , 1738. Аркадий , 1753–55. 60 Кукоцкий (на Куксе) Покровский девичий, упразднённый. [IV, 880.] Иг-нья Петронида , 1663. 61 Введенский, в Юрьеве-Польском, девичий. Ныне третьеклассный. [III, 508.] Игуменьи Матрона , 1659–62. Феодосия , 1737–89. Агафия , 1765–80. Мария , 1840–47. Пульхерия , 1848–66. Юрьевского-Польского Николаевского, девичьего. Иг-нья Евфросиния , в июле 1635. 62 Георгиевский, «Дубовой церкви», близ Юрьева-Польского, в 1725 был приписан к Юрьеву Архангельскому. [III, 689; VI, 996.] Игумены Маркелл , 1565. Иоасаф , в мар. 1644. Александр , в янв. 1647. Гермоген , строит., в мар. 1668. Феодосий , в июле 1669. Тихон , 1723 и 24. Никодим , в нояб. 1679. Мельхиседек , 1738. Стефан , 1763 и 64. 63 Успенский, в Юрьеве, упразднённый. 215 Игум. Феодосий определён 19 апр. 1636. – Маркелл , 1694. 64 Сахтажский (Сахтошский) Петро-Павловский, в Суздальском уезде, на озере Сахтоше, в 1630 г. был пуст; возобновлён архиепископом Суздальским Стефаном и опять запустел. [VI, 1044.] 65 Юрьево-Польской Пелеговы пустыни (приписанной к Троицкой Сергиевой Лавре). 216 Строит. Трифиллий , 1620, 27. – Макарий Синцов , в авг. 1653. 66 Борковская Троицкая, ныне Николаевская пустынь, в Вязниковском уезде, подле слободы Холуя, основана кн. Иваном Дмитриевичем Пожарским; возобновлена Мефодием, епископом Астраханским, в 1760–75 гг. Ныне заштатная. [III, 427.] Строителя Иосиф , игум., 1723 и 24. Павел , 1738. Филарет ... Варнава , 1766–68. Виктор , 1774–86, перев. в Шартомский. Арсений 16 окт. 1787 перев. в Вязниковский Благовещенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1966. 4. С. 64-73; Церковь и общество в совр. мире//Там же. 5. С. 55-59; Д-р Юджин Карсон Блейк: (К избранию генеральным секретарем ВЦС)//Там же. 11. С. 46-49; Новое в Римско-Католической Церкви: (После 1-й сессии Епископского синода)//Там же. 1968. 5. С. 69-78; Прошлое и настоящее парижского раскола//Там же. 1969. 4. С. 10-23; К истории «базиса» ВЦС//Там же. 8. С. 79-82; Блаженный путь в надежде воскресения//Там же. 1970. 6. С. 12-56 (совм. с игум. Евлогием (Смирновым), В. Смирновым, диак. В. Овсянниковым); Христианский путь К. Барта//Там же. 1972. 9. С. 12-56; Кончина А. Н. Игнатьева//Там же. 1973. 12. С. 24-26; 1975 год - святой год в Римской Церкви//Там же. 1975. 2. С. 61-62; Новое в католицизме - Епископский Синод//Там же. 6. С. 61-65; 7. С. 52-57; Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13-185. Лит.: Струве П. Б. От Карамзина до младороссов//Россия и славянство: Газ. П., 1932. 175, 2 апр.; Тальберг Н. Д. О младороссах//Возрождение: Газ. П., 1936. 2 янв.; Седых А. Бывший глава младороссов Казем-Бек вернулся в советскую Россию//Новое рус. слово: Газ. Н.-Й., 1957. 17 янв.; Рончевский Р. П. ( псевд.: Петрович Р.). Младороссы: Мат-лы к истории сменовеховского движения. Лондон (Канада), 1973; Полторацкий Н., Никитин В. А. Памяти А. Л. Казем-Бека//ЖМП. 1979. 2. С. 26; Кривошеина Н. А. Четыре трети нашей жизни. П., 1984. С. 106-112; Варшавский В. С. Незамеченное поколение. М., 1992р. С. 52-67; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 377, 447; Раев М. Россия за рубежом: История культуры рус. эмиграции, 1919-1939. М., 1994; Массип М. Истина - дочь времени: А. Казем-Бек, рус. эмигрант, 1902-1977//Казачье самообразование. Краснодар, 1999. 2. С. 15-23; она же. То же//Звезда. СПб., 2000. 10. С. 184-196; она же. Истина - дочь времени: А. Казем-Бек и рус. эмиграция на Западе. М., 2010; Политическая история рус. эмиграции, 1920-1940 гг.: Док-ты и мат-лы/Ред.: А. Ф. Киселев. М., 1999. С. 435-479; Косик В. И.

http://pravenc.ru/text/1319870.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010