Желал бы я вполне насладиться вами, если бы только был достоин. Ибо хотя я и в узах, но не стою ни одного из вас, свободных. Знаю, что вы не кичитесь, ибо Иисуса Христа имеете в себе. Еще более знаю, что, когда хвалю вас, вы краснеете, как написано: праведный – обвинитель самого себя 620 . Глава XIII. Утверждайтесь в вере и единении Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотью и духом, верой и любовью, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти 621 Отцу и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное 622 . . Глава XIV. Молитесь за меня и Церковь Сирийскую Зная, что вы исполнены Богом, я кратко беседовал с вами. Поминайте меня в молитвах ваших, чтобы мне достигнуть Бога, и Церковь Сирийскую, по имени которой я недостоин называться, ибо имею нужду в совокупной вашей в Боге молитве и любви, чтобы Церковь Сирийская удостоилась ороситься от вашей Церкви. Глава XV. Приветствуют вас христиане Ефесской и прочих Церквей Приветствуют вас ефесяне 623 из Смирны, откуда и пишу вам; они находятся здесь во славу Божию, подобно вам, и успокоили меня во всем с Поликарпом, епископом Смирнским. И прочие Церкви в честь Иисуса Христа приветствуют вас. Укрепляйтесь в единомыслии с Богом, имея неразделенный дух, который есть Иисус Христос. Послание Святого Игнатия к траллийцам 624 Игнатий Богоносец , возлюбленный Богом Отцом Иисуса Христа, святой Траллийской в Азии Церкви, избранной и богодостойной, наслаждающейся миром во плоти и крови и страдании Иисуса Христа – надежды нашей, когда воскреснем по образу Его, посылает свое приветствие в полноте 625 , по образу апостольскому, и желает премного радоваться. Глава I. Мне стали известны достоинства ваши чрез епископа Поливия Узнал я, что вы со всем постоянством держите непорочный и согласный образ мыслей, не во внешнем только поведении, но как природное ваше свойство. Это открыл мне епископ ваш Поливий, который по воле Бога и Иисуса Христа был в Смирне и так утешил меня – узника ради Иисуса Христа, что в лице его я видел все ваше общество. Поэтому, принявши от него ваше ради Бога благорасположение ко мне, я нашел, казалось, судя по тому, как узнал о вас, что вы подражатели Богу 626 . Глава II. Повинуйтесь епископу, пресвитерам и диаконам

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ Моисея, и провозгласил имя Иеговы… Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... (Ст. 5–6). Что значит, что Бог говорит как бы о другом Боге в третьем лице? В разделении Бога возвещающего, – рассуждает преосвящ. Филарет, – и Бога возвещаемого – открывается различие ипостасей 619 . Сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях, и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Ст. 7). Во-первых – что значит в словах Божиих, что Он хотя и прощает вину и преступление, но в то же время не оставляет без наказания? Сие значит то, что Господь прощает по милосердию, когда к нему прибегают; а наказывает по правосудию, когда не хотят от него укрыться под защиту милосердия, т. е. не приносят раскаяния и не просят помилования. Во-вторых – какая мысль заключается в том, что Господь сохраняет милость в тысячи родов, а наказывает до третьего и четвертого только рода? Определенные числа – тысяча и третий и четвертый род – берутся здесь в неопределенном значении, как это весьма часто употребляется в Писании 620 , лишь для выражения той мысли, что милосердию Божию нет границ – по отношению к людям, а в правосудии своем Господь себя ограничивает, т. е. Он хочет более миловать, чем наказывать людей. Сии слова Господни были как бы ответом на сокровенные и внутренние думы Моисея, пришедшего ходатайствовать о восстановлении завета с преступным, но раскаявшимся народом еврейским. Наконец, что касается того, αο· чему Господь вину отцов наказывает в детях; то конечно сие наказание бывает тогда, когда дети оказываются наследниками отцовских беззаконий. В других местах Писания это поясняется 621 . Что и как говорил Господь Моисею, при восстановлении завета с народом своим?... Так как Моисей явился пред Господа в качестве представителя и как бы уполномоченного от целого народа израильского; то Господь и обращается к нему, как бы к целому народу израильскому: «сохрани то, что повелеваю тебе ныне» 622 ; или: «смотри не вступай в союз с жителями ханаанскими» 623 и т. д... Затем Господь, возвращая свою милость к преступному народу, по ходатайству Моисея 624 , торжественно повторяет нарушенные Израильтянами законы и предписания своп, и только под условием строгого их исполнения обещает на будущее время свое покровительство. Законы сии, во-первых, касаются идолопоклонства; во-вторых – даней или приношений народных, и в-третьих – некоторых частных правил богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ты жаждешь бессмертной славы? Тогда втайне открой жизнь [свою] Тому, Кто может дать тебе то, чего ты жаждешь. Ты страшишься позора вечного? Бойся Того, Кто обнаружит его в День Судный. III, 4. Но почему Господь говорит: «да свежит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 )? 620 Потому что Он повелевает [каждому], следующему заповедям Божиим, делать все, что бы он ни делал, взирая на Бога, и Ему одному угождать, не охотясь за славой человеческой. Наоборот, [такой истинный христианин] должен избегать похвал человеческих и выставления напоказ [своих добрых деяний], чтобы, даже став известным благодаря [своей богоугодной] жизни всем, которые видят его деяния, не услышать ему [от Господа]: «Люди удивляются на являющего [такие деяния]»; ему же следует услышать [такие глаголы Господни]: «Люди прославляют Отца вашего Небесного» 621 . Ибо [Господь] повелевает возносить всякую славу Отцу и с Его волей соотносить всякое делание, поскольку у Отца уготована награда за добродетельные дела. Это тебе повелевает [Господь] избегать преходящих похвал и отвращаться от земных славословий. Ищущий их и к ним устремляющий жизнь свою не только лишается славы вечной, но уже [и здесь] должен ожидать возмездия 622 . [Господь] изрекает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» ( Лк. 6, 26 ) 623 . Поэтому избегай почести человеческой, которая завершается позором и вечным бесчестием 624 . Устремляйся к горним похвалам, о которых Давид говорит: «От Тебе похвала моя» ( Пс. 21, 26 ) и «о Господе похвалится душа моя» ( Пс. 33, 3 ). Блаженный же апостол повелевает приступающему к трапезе приступать к ней не равнодушно, но прежде воздавать славу Дарующему средства к жизни ( 1Кор. 10, 31 ). И таким образом [нам] заповедуется пренебрегать во всем славой человеческой и искать славы у одного только Бога. Кто так поступает, называется Господом верным. А домогающегося земных почестей Он причисляет к неверным, изрекая: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин. 5, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но вскоре вслед за этим страдалец произнесет самое главное и великое: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! ( Иов. 19:25–27 ). В этих словах Иова содержится удивительное по точности, силе и величию пророчество о Христе как об Искупителе, как о Боге, сделавшемся истинным Человеком и потому доступном видению телесными очами. Говорит о Нем здесь Иов и как о Том, Кто воскресит всех умерших для Вечной Жизни. К чему же в конечном итоге приведет Иова такое его постепенное пророческое восхождение? Как мы увидим, к подлинной и реальной, хотя пока что и являющейся лишь малым залогом грядущей новозаветной полноты, встрече с Тем, о Ком он пророчествовал. Но случится это в самом финале его страданий.... Итак, Иов восходит к ведению тайны Христа постепенно. И здесь, в своей третьей речи, произнеся: Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас ( Иов. 9:33 ), страдалец сделает лишь один из первых шагов к приобщению к опытной вере в грядущего Спасителя. При этом вновь отмечу и то, что Иов не имеет ни Писаний пророков, ни Моисеева Закона для того, чтобы с их помощью разгадать и уразуметь содержащиеся здесь пророчества о Христе. Иов идет к этому ведению через собственные раны, струпья, гной, через потерю близких, тем самым все более сближаясь с будущей мерой страдания Христа. И, однако, он этой меры конечно же не достигает – ибо что может сравниться со страданием и умиранием ставшего Человеком Бога, Который Сам есть Жизнь и Блаженство и для Которого смерть и страдания абсолютно чужды и неестественны, а значит, гораздо более страшны и мучительны, чем для любого живущего на земле. Затем Иов произносит: Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, – и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе ( Иов. 9:34–35 ). Вот как перефразирует эти слова Иова пресвитер Филипп: «Тогда смогу, говорит он, отвечать твердо и постоянно, когда Он [Бог] освободит меня от двух вещей: величия мощи Своей и мук моего наказания» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Ст. 17. …И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом… Поскольку задуманную реформу свою первосвященник произвел, главным образом, с религиозной целью, чтобы с восстановлением потомства Давидова на престоле царей Иудейских восстановить и религию Иеговы, униженную в безбожное царствование Гофолии и Иорама; то он и поспешил, тотчас же, по совершении своего дела, обязать обоюдной клятвой новопровозглашенного царя и народ его, чтобы оставлены были мерзости язычества и истреблены следы его во всем государстве, и, чтобы закон Иеговы получил надлежащую силу 621 . Так, некогда, Моисей, как посредник между Иеговой и народом Израильским, заключил завет Божий с Израилем 622 . Ст. 18. …И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его... И учредил священник наблюдение над домом Господним… Ревность народа была результатом только что заключенного завета с Иеговой. Что же касается наблюдения над домом Господним, которое учредил первосвященник, то оно объясняется предшествующими и последующими обстоятельствами. Во время нечестивого царствования Гофолии и ее мужа, храм Божий был ограблен в пользу храма Ваалова 623 , и многое, что служило к его великолепию и соответствовало его достоинству, как, напр., чередные храмовые стражи или были уничтожены вовсе, или, по нарочитому небрежению, умалены были до последней степени. Теперь же, когда обстоятельства переменились, и храм Ваалов был осквернен, и религия его уничтожена, первосвященник снова учреждает надлежащие стражи при храме Иеговы, как для того, чтобы возвратить ему прежнее величие, так и из предосторожности от разъяренных фанатиков языческих. Глава 17. Падение царства Израильского, и сведения об Ассириянах, поселенных в Самарийской области а) Время воцарения (731 г. до Р. Х.) и продолжительность царствования (9 л.) Осии, 20-го царя Израильского (ст. 1). б) Небогоугодный характер его царствования, впрочем, в меньшей степени, сравнительно с сго предшественниками (ст. 2). в) Подчинение Салманассару, царю Ассирийскому (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым прилично разумеется время пришествия Господа нашего подобно тому, как, по сказанному в притче, исходил Он нанимать делателей в вертоград Свой утром, – в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Матф., ХХ, 1–6)» 618 . В то время, как Евреи шли по пустыне Фаран, «пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?» 619 . И сказал им Бог через Моисея: «Не один день будете есть (мясо)..., но целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным – (в наказание за ваш ропот)... И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем..., а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц?» 620 . «Пророк усумнился» в том, что у народа будет мясо, «потому что был он не пророк только, но и человек» 621 . Между тем Господь воздвиг сильный ветер, который принёс от моря перепелов. Народ с жадностью набросился на них и ел их до пресыщения. Но ещё не прошла прихоть их, ещё мясо было во рту у них, как Бог поразил их страшною язвою. Много могил оставили Израильтяне на этом месте, которое было прозвано «Гробами похотения» 622 . «В таинственном смысле означается сим в народе Еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают Евреи совершать свою пасху, после того, как видели они истинную жертву, принесённую на Голгофе, и отринули её, как отцы их отринули манну с небесе» 623 , пожелав, вместо неё, мяс египетских. – Испытав на себе наказание Божие за свои «прихоти», Евреи не переставали, однако же, впоследствии, по различным поводам, снова возмущаться против своего Богоизбранного вождя. «Хотя и были у них пред глазами чудеса постоянные: облако, столп, манна, крастели; однако же, поскольку чудеса сии продолжались много времени, то Евреи не почитали уже их и чудесами; и потому чудесами новыми хотели искусить: «аще есть в них Господь, или ни»» 624 . В следующем за «Гробами похотения» стане Моисей испытал неприятность от своих родных – Мариами и Аарона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

А по местам, на отлогой, террасовидной полянке, лес сменялся лугом, усеянным самыми разнообразными 615 . И вся эта густая красивая зелень была наполнена шумом жизни многочисленных обитателей: насекомых, птиц и животных. Вид на эту гору остается еще и доселе самым лучшим со стороны моря, именно там, где проходили свв. путники 616 . Но кроме этого, чисто внешнего, достоинства, как красивой местности, Кармил в глазах не только иудея, но и язычника имел другое значение, чисто религиозного характера. Горы вообще, как места значительно удаленные от земли и сравнительно более близкие к небу, этому недосягаемому для человека высшему жилищу божества, с самых древних времен у всех народов почитались местами священными. По крайней мере алтари или жертвенники обычно ставились на возвышенностях 617 ; все наиболее великие и славные дела Божие совершались на горах; на горе Арарат остановился ковчег, спасший от всемирного потопления остаток человечества для его продолжения 618 ; на горе Мориа Авраам, по указанию самого Господа, должен был принести в жертву своего сына Исаака 619 ; на горе Синай дан был закон евреям Иеговой 620 ; тут 40 дней и 40 ночей беседовал Моисей с Богом 621 лицом к лицу 622 ; на Хориве св. пр. Илия слышал слово Господне 623 ; на горах Гавал и Гаризим была прочитана Иисусом Навином книга закона пред всем Израилем 624 ; на горах были школы пророческие 625 ; на горе Мориа стоял ветхозаветный храм; горы были обычно любимым местом проповеди Господа Иисуса Христа 626 ; на горе Он молился 627 ; на горе совершилась страшная и спасительная голгофская тайна; на горе в Галилее было одно явление Господа ученикам по воскресении; с горы, наконец, вознесся Он на небо 628 . Посему некоторые горы именуются в св. Писании священными горами Божиими, горами Иеговы 629 . Подобное же священное значение было связано в истории еврейского народа и с горой Кармил. Тут издревле существовал жертвенник Иегове 630 . Сюда св. пр. Илия в то время, как нечестивый Ахав повсюду искал его для наказания 631 , собрал весь Израиль, 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели 632  и обратился к этому собранию с такими грозными словами: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Но мнение это несправедливо. Икона 621 есть изображение действительно существующего, истинного Бога и действительно существующих св. ангелов и св. лиц, идол же – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17:29 ), бога ложного, вовсе не сущесгвующего, каковы, напр., изображения обоготворенных тварей в виде камней и вообще вещей (Прем. Солом. 13:10, Исх. 44:17 Иер. 2:27 ; Авв. 2:18–19 ), разных животных ( Деян. 7:41 ; Рим. 1:23 ; Прем.Сол. 15:18–19), сил природы и светил небесных ( Деян. 7:42–43 ; Прем. Солом. 13:1 –3) и, наконец, человека ( Рим. 1:23 ; Прем. Солом. 14:15–21; Дан. 14:3– 6 ), почему ап. Павел и говорит, что «идол в Мире – ничто» ( 1Кор. 8:4 ; ср. 10:19), т. е. не представляет собой ничего божественного и священного. Огсюда икопопочитание совсем не то, что идолопоклонство. Поклоняющиеся идолам считали идолов за настоящих богов и поклонялись им, как живым существам, говоря: «спаси меня, ибо ты бог мой» ( Ис. 44:17 ), –дереву: «ты мой отец» и камню: «ты родил меня» ( Иер. 2:27 ), приносили им человеческие жертвы, сжигая или закаляя перед ними детей ( Иез. 23:29; 16:20 –21; 20:31 ; Псал. 105: 85–38 ; Иер. 7:31 ; Втор.12:31 ); совершали перед ними гнусное прелюбодеяние и распутничали ( Иез. 23:37 ). Между тем православные христиане, почитая и поклоняясь св. иконам, отнюдь не признают их за богов, а смотрят на них, как бы на изображения св. личностей. Православная Церковь даже предает проклятью тех, кто воздает иконам «такую честь, которая прилична единому в Троице Богу» (Посл. вост. патр. о прав. вере, отв. на вопр. 3). Поэтому отождествлять св. иконы с идолами и икопопочитание с идолопоклонством отнюдь нельзя. 622 Отождествляя иконы с идолами, сектанты, обыкновенно, и приводят против иконопочитания все те места Св. Писания, в которых говорится о поклонении идолам. Так, они указывают на след. место кн. Второзакония: «и говорил Господь на горе из среды огня: глас слова (Его) вы слышали, но образа не видели... твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день..., дабы вы не развратилась и не сделлали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служили им» (4:14–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Когда последние утверждались в умах народа и возводимы были на степень закона или, по выражению критики, «были канонизованы», то при этом существовавшие до того времени письменные памятники пересматривались и, если в них замечались опущения чего либо, представлявшегося с позднейшей точки зрения особенно важным, или – разногласия с позднейшими воззрениями или установлениями, то делались дополнения или исправления в исторических памятниках. Так как вследствие таких приемов исторический материал, заключавшийся в этих памятниках, последовательно подвергался неоднократной переработке, то вследствие этого исследователь ветхозаветной истории, задающийся целью – восстановить историческое предание в первоначальном его виде, должен, говорить исследователям критического направления, преодолевать особенные трудности. Хотя и у других народов исторические предания изменялись под влиянием позднейших идей, но «нигде, по их словам, не производился этот процесс с такою энергией», как у Израильского народа вследствие одушевлявших его религиозных идей, которые требовали большой и систематической переработки. Она состояла здесь, как полагают, не в изменении только частностей или внесении новых воззрений, а в совершенной переделке всего исторического предания согласно с господствовавшею в то время богословскою системою. Противоречившее последней исторически действительное заменяемо было тем, что соответствовало этой системе. Таких переработок критика указывает три. Первая из них произведена была после того, как при Иудейском царе Иосии (в 621 г. до Р. Хр.) найдена и канонизована была «Книга Закона», под которой критика разумеет исключительно Второзаконие. По ее пониманию, эта найденная книга получила в это же время и свое происхождение; важнейшее же требование, раскрытое во Второзаконии, критика полагает в том, что город, который изберет Господь, т. е. Иерусалим, должен быть единственным местом Богослужения у израильтян и что его должны совершать только принадлежащие Левиину колену. Когда эти воззрения Второзакония, как признанной священною книгою, достигли господства у израильтян, то с ними, по мнению критики, оказалось в полном разногласии бывшее до этого времени историческое представление; вся древняя история до 621 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Поручаю вашему преосвященству в настоящее лето осмотреть церкви Гродненского и Сокольского уездов Гродненской губернии, и о состоянии оных, а также положении местных паств и духовенства донести мне в своё время, соображаясь с правилами, предписанными для сего Святейшим Синодом; по усмотрению же надобности, принять лично местные меры к исправлению могущих открыться при осмотре недостатков и погрешностей. Консистория даст ныне же предписание по сему предмету духовенству означенных уездов. Обратите, преосвященнейший, особенное внимание: насколько священники заботятся о благолепии своих церквей; насколько правильно и аккуратно отправляют для своих прихожан богослужение; насколько наставляют свою паству приличными поучениями в церкви, и насколько поучения сии принесли плодов, распространением между прихожанами катехизических познаний и знания необходимых молитв по правилам нашей Православной церкви. Правлению Литовской семинарии, от 19 мая за 1344, о Высочайшем соизволении на отпуск исчисленной по смете суммы 6.621 руб. 27 коп. для перестройки по-августианских и по-академических зданий под помещение Виленского духовного училища На отношении исполняющего обязанности обер-прокурора Святейшего Синода, от 6 мая за 3703, которым уведомляет, что Государь Император повелеть соизволил, сумму 6.621 руб. 27 коп. сер., исчисленную по смете на перестройку по-августианских и по-академических зданий в Вильне, для помещения в них Виленских духовных училищ, отпустить из духовно-учебного строительного капитала, – и что Святейший Синод поручает его высокопреосвященству: а) постройки в означенных зданиях произвести способом хозяйственным, с учрежденьем для сего особого строительного комитета; б) по окончании сих перестроек, перевести в те здания Виленские духовные училища, а отчёт в употреблённой на перестройки сумме доставить по установленному порядку; и в) о том, какое дать назначение кармелитским зданиям, по выводе из оных училища, войти с особым представлением; – к сему обер-прокурор присовокупляет, что назначенная на таковую перестройку сумма будет отпущена по получении на то требования, – записана резолюция: Передаётся в правление семинарии вместе со списком с упоминаемого здесь отношения моего к г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010