аще ни можем тайн псалмов разумети, Сам зная, нужды наша щедро исполняет, яко отец с чады си, с нами поступает. За что нам милость Его нужда величати, пети же и молити никогда престати. С разумом убо лучше, а где неудобно, тамо намерение Богу есть угодно. P Раб Раб во тму вовержеся. талант сохранивши, колми паче въвержется того погубивши? И аще казнь толику прият непотребный 612 раб. колику приимет. иже выну вредный? Раб верный Паноплион воин раба имеяше. иже ему верен потолику бяше, Яко же за н 613 душу тому 614 положити, да бы господину токмо живу быти. Бысть же дело сице: Паноплион 615 бяше чести отсужденны, тем же й искаше Сонм своинствовавшых 616 . еже бы убити. Раб то ведый, хоте его застипити 617 . Взят его одежды 618 , украсися ими, господина дверми испусти задними. Взложил перстень на перст, в ложи положися. Паноплион 619 быти тако притворися. Егда же воини ови прибегоша. в 620 ложи лежащаго 621 его обретоша. Непщующе быти собою искома, разсекоша раба за Паноплиона 622 . Паноплион тако смерти свободися, а раб за любовь си славы сподобися. Яко и днесь в книгах его похваляют. во образ служащым верность предлагают. Аще умре телом, но слава во веки обносима будет между человеки. Во древния веки сицев раб живяше. точна ему время не раждает наше. Работа Иже врагу работни, мзда 623 им есть колика? Во огни и жупеле мука всевелика. Оле воздаяния! Молю вы, гонзайте люты врага работы, Богу работайте. Иже покой пресладкий рабом Си готует и царствие вечное в небеси дарует. Радость небесная Радость небесная зело есть велика, зане же не входит она в человека, Но человек в ону, яко Господь рече: В радость Господа ти вниди. человече. Отвсюду 624 ти радость имать тя объяти. аки море пловца воды облияти. Свышше будет радость вседоволно многа видения ради истиннаго Бога. Снизу тажде имать изобилна быти. яко изволи Бог враги осудите 625 . Будет и внутрь она, яко душа с телом ублаженна будет в рай превеселом. Будет и вне тажде, яко будут друзи вечно вси святии Бога жива слузи. Сию радость мощно 626 без сребра стяжати,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

[Речение] «В начал б Слово» не несет в себе причины; и «Слово б къ Богу» не несет в себе причины; и «Богъ б Слово» 606 не несет в себе причины. «Азъ во Отц, и Отецъ во Мн» 607 ; «Азъ и Отецъ едино есма» 608 ; «Видвый Мене, вид Отца» 609 ; «Азъ есмь свтъ» 610 ; «Азъ есмь истина» 611 ; «Иже Сый сіяніе и образъ постаси Его» 612 все эти [речения], указывающие на сущность Сына, не несут в себе причины, по которой это так. А что касается плотского рождения, то Писание приводит соединенные с ним причины. Ведь Сам Спаситель говорит: «Снидохъ съ небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» 613 . И паки: «Азъ Свтъ въ міръ пріидохъ, да всякъ вруяй въ Мя во тм не пребудетъ» 614 . И снова: «Азъ на сіе родихся и на сіе пріидохъ въ міръ, да свидтелствую истину» 615 . А блаженный Павел, яснейшим образом излагая причину Его к нам пришествия, пишет: «Понеже убо дти приобщишася плоти и крови, и Той пріискренн приобщися тхже» 616 . И паки: «Понеже бо человкомъ смерть [бысть], и человкомъ воскресеніе мертвыхъ» 617 . И еще: «Немощное бо закона, въ немже немоществоваше плотію, Богъ Сына Своего посла в подобіи плоти грха, и о грс осуди грхъ во плоти, да оправданіе закона исполнится въ насъ, не по плоти ходящихъ, но по духу» 618 . И еще: «Не посла бо Богъ Сына Своего въ міръ, да судитъ мірови, но да спасется Имъ міръ» 619 . И снова Спаситель о Себе Самом: «На судъ Азъ въ міръ сей пріидохъ, да невидящіи видятъ, и видящіи слпи будутъ» 620 . Итак, когда Он стал человеком, дабы совершить эти дела и стать началом этих путій, то справедливо говорит о Себе: «Господь созда Мя начало путій Своихъ въ дла Своя». Ибо Он не создался, будучи приведен в бытие, но присно будучи и существуя (ν ε κα πρχων), Он создался плотью ради приведенных причин. Еще на [слова]: «Господь созда Мя», о том, что Сын – не создание. Говорит негде Павел о Спасителе нашем, Христе: «Той бо есть миръ наш, сотворивый обоя едино, и средостніе ограды разоривый, вражду плотію Своею, законъ заповдій ученьми упразднивъ, да оба созиждетъ Собою во единаго новаго человка» 621 . Итак, если и двух созидает Христос в Себе, и во единаго новаго человка преобразует, т. е. в добродетельную жизнь, – ибо это мы были теми, кто созидается в Нем, когда Он воспринял уподобление нам, и в Нем первом возымели начало богоугодного жительства, воссоздаваемые к лучшей жизни, – то и теперь, как бы созидаемый нас ради во единаго человка, с достаточным основанием может сказать: «Господь созда Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Догмат о триединстве Бога с твердостью и решительностью отстаивался Тертуллианом особенно при решении вопроса о внутренних отношениях в Боге, – и эта часть учения его для нас представляет особенную важность и прямой интерес. По словам Тертуллиана , правильное понятие о монархии, как единстве власти 612 , не нарушается церковным учением о Троице, в Которой церковь исповедует не только единство воли, но и единство существа 613 . «Мы веруем, – говорит он, – в Бога Сына и Бога Духа Святого, – но не разделяем Их от Бога Отца; мы признаем Их имеющими одну и ту же сущность и занимающими только второе и третье место после Него в порядке Лиц Св. Троицы» 614 . «Отец, Сын и Св. Дух суть три не по достоинству и не по сущности, но по образу Своего бытия и по личным особенностям 615 . Все они имеют одну и ту же сущность, одинаковое достоинство и равную власть, потому что Бог только один и от одного Его исходят эти степени, эти различные формы и личные особенности под именами – Отца, Сына и Духа. Отец и Сын и Дух Св. одной и той же природы 616 . Одна субстанция в Трёх соприкасающихся, и все Они – один Бог – unum Deum sistunt 617 . И Отец Бог, и Сын Бог и Дух Св. Бог, и Бог – все Они 618 . Божество не разделяется и не рассекается в Сыне и Св. Духе. Отец, Сын и Св. Дух неотделимы один от другого 619 . Троица – Отец, и Сын и Св. Дух – одного Божества 620 . Исповедавши эту истину, я, – говорит Тертуллиан , – нигде не отступаю от неё. Я говорю: иной есть Отец, иной есть Сын, и иной есть Дух Святой. Неведущий или совращённый с пути человек соблазняется сим словом, как будто бы оно означает различие и потому влечёт за собой понятие о разделении Отца, Сына и Св. Духа. Но я говорю это для обозначения не разнообразия, но распределения, – не разделения, но отличия 621 . Отец не то, что Сын, в том смысле, что рождший есть иной, нежели рождённый, – в том смысле, что производящий есть не то, что произведение. Сам Господь в словах: Аз умолю Отца, да иного Утешителя даст вам, да будет с вами Дух истины ( Ин.14:16 ), – показывает, что Параклит – иное Лице, нежели Он, подобно тому, как мы утверждаем, что Сын не то, что Отец; Он показывает третью степень Божества в Параклите, как мы показываем вторую в Сыне 622 . Как Сын происходит из сущности Отца, так и Дух Святой не отьинуду исходит, как от Отца через Сына» 623 . Всё это Тертуллиан выясняет различными сравнениями, обычными у писателей его и последующего времени 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Ибо наш Господь и Спаситель также быль неутомимым в служении нам, как написано у Исаии 607 : «Чтобы доставить праведность праведнику, который многим добро послужил». Итак, если Господь неба и земли послужил нам и все перенес и претерпел ради нас, тем более должны мы делать 608 то же самое по отношению к нашим братьям, дабы мы, подражатели и заместители Христа, уподоблялись Ему 609 . И опять в Евангелии 610 находите вы написанным, как наш Спаситель «препоясал чресла свои лентием и влил воду в умывальницу» в то время, как мы возлежали на вечери, и вошел и омыл нам всем ноги и отер лентием 611 . Все это Он сделал для того, чтобы показать преданность и любовь S 73/L 37//CA IV. 1///к братьям, дабы и мы между собою поступали также 612 . Итак, если Господь наш поступал так, станете ли вы, диаконы, медлить 613 – делать то же самое больным и немощным, – вы, служители истины, имеющие своим примером Христа? 614 Поэтому служите в любви; не ропщите и не медлите. Если не так, то выходит как будто бы вы служили ради людей, а не ради Бога и в день суда вы получите вашу награду по заслуге вашей 615 . Итак, диаконы должны посещать всех, кто в этом нуждается и о находящихся в нужде сообщать епископу; вы должны быть его душою и его чувством и стараться во всем быть ему послушным. Глава XVII О воспитании молодых сирот 616 ///А когда кто-нибудь из христиан сделается сиротою, будет ли то отрок или/девица, то хорошо будет, если один из братьев, не имеющий детей, примет отрока вместо сына, а девицу//пусть возьмет кто-нибудь, имеющий сына 617 и когда S 43/L37//CA IV. 2///придет время, он может дать ее сыну в жены 618 , чтобы его дело служения Богу исполнилось. Если же есть люди, которые не желают поступать так по причине человекоугодия и ради своего богатства стыдятся членов сиротства, то они натолкнутся на таких, которые расточат накопленное их скупостью 619 «и что не вкусили святые, то съедят Ассирияне, и страна их на глазах их станете добычею чужих» 620 .///Итак, епископы, возьмите (на себя) бремя руководства ими (сиротами) 621 , чтобы они ни в чем не чувствовали недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

то грех остается на вас. 601 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 602 народ паствы Его и овцы руки Его. 603 Ему придверник отворяет… 604 и он зовет своих овец по имени 605 и выводит их. 606 И когда выведет своих овец, идет перед ними; 607 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 608 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 609 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я — дверь овцам. 610 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; 611 кто войдет Мною, тот спасется, 612 и войдет, и выйдет, 613 и пажить найдет. 614 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. 615 Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 616 …«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку…» 617 Я есмь пастырь добрый… 618 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. 619 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 620 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. 621 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? 622 и Мои знают Меня. 623 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца… 624 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, 625 и тех надлежит Мне привести… 626 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, 627 чтобы опять принять ее. 628 Никто не отнимает ее у Меня, 629 но Я Сам отдаю ее. 630 Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. 631 Сию заповедь получил Я от Отца Моего. 632 От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? 633 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? 634 Тут Иудеи обступили Его… 635 долго ли Тебе держать нас в недоумении? 636

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

607.   Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 608.   Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. 609.   как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. 610.   Многие говорят: " кто покажет нам благо? " Яви нам свет лица Твоего, Господи! 611.   Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. 612.   Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего 613.   Многие говорят: " кто покажет нам благо? " Яви нам свет лица Твоего, Господи! 614.   Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 615.   но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца. 616.   уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 617.   Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? 618.   Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. 619.   те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 620.  Brightman, LEW, pp. 332-333. 621.   за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. 622.   Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его. 623.   Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. 624.   Укреплю мышцы царя Вавилонского, а мышцы у фараона опустятся; и узнают, что Я Господь, когда меч Мой дам в руку царю Вавилонскому, и он прострет его на землю Египетскую. 625.   Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! 626.   покорил нам народы и племена под ноги наши. 627.   Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Алексей Родионов поверил этому объяснению и осенью 1744 года отправился в Оштинский погост к своему отцу. Там он в Олонецкой воеводской канцелярии записался в раскол под двойной оклад. Отец снова всячески убеждал его оставить раскол и соединиться с православной церковью. Но он не только оставался глух к увещаниям отца, но ещё продолжал с необыкновенным успехом действовать в пользу беспоповщины. Живя в —620— доме отца, он окончательно совратил в раскол свою мать и родного брата. Странствуя по разным местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия и убеждал их пребывать в старожитности святоотеческого содержания 3327 . Целый год прожил Алексей Родионов в доме своего отца. Н. Сахаров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 621–643 (3-я пагин.). (Начало.) —621— (Из лекций † проф. А. И. Голубцова). I. Установление таинства евхаристии. Литургия времён апостольских: её общая схема; её постоянные и переменные части. Отношение предстоятеля к совершению литургии. Свидетельство Плиния о богослужебных собраниях христиан. Как совершалась литургия или, лучше сказать, евхаристия во времена апостолов? Исходным началом и зерном литургийной практики послужило учреждение Христом новозаветной вечери. Как установил и совершил евхаристию Сам Господь, – общий ответ на это дают нам три первые евангелиста. Из них мы узнаём, что „в первый день опресноков, в который надлежало закалять пасхального агнца, приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим. И послал Иисус Петра и Иоанна и сказал им: пойдите в город, и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который войдёт он: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу (νγεον) большую, устланную, готовую: там приготовьте. Они пошли в город и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он пришёл и возлёг с двенадцатью апостолами. И когда они возлежали, Иисус сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Ныне же выслушай, раб Мой Иаков, и Израиль, которого Я избрал. 2 . Так говорит Господь Бог, сотворивший тебя и создавший тебя от чрева (и еще поможет тебе) 617 : не бойся, раб Мой Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал. 3 . Ибо Я дам воду для (утоления) жажды ходящим в безводной, ниспошлю Дух Мой на племя твое и благословение Мое на чад твоих. 4 . И прорастут, как трава среди воды и как ива при текучей воде. 5 . Один скажет: я – Божий, и другой назовется по имени 618 Иакова, а иной напишет рукою своею: я – Божий, и назовется именем Израиля. 6 . Так говорит Бог, Царь Израиля, и избавивший его Бог Саваоф: Я – первый и Я – последний, и кроме Меня нет Бога. 7 . Кто, как Я? Пусть станет, и призовет, и возвестит, и представит Мне (в порядке) с тех пор, как Я сотворил человека в древности, и будущее, прежде чем оно исполнится, пусть возвестит вам. 8 . Не укрывайтесь и не заблуждайтесь: не изначала ли вы внимали и Я возвестил вам? Вы – свидетели: есть ли Бог кроме Меня? 9 . И не послушали 619 тогда изготовители и ваятели 620 : все суетны, исполняющие желания свои, которые не приносят пользы им. 10 . Но посрамятся все, кто делают бога, и все 621 ваятели не приносящего пользы. 11 . И все, кто бы они ни были, высохли. И глухие из людей пусть соберутся все и станут вместе, и посрамятся, и устыдятся вместе. 12 . Ибо кузнец 622 , отточив железо, делает из него острую секиру, буравом просверливает его, (долотом выдалбливает его) 623 , и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден, и изнемогает, и не пьет воды. 13 . Плотник же, выбрав дерево, поставляет его по мерке 624 , клеем соединяет его (части) и, сделав из него как бы мужской образ с человеческой красотой, ставит его в дому. 14 . Срубил он дерево в лесу – сосну, которую насадил Господь, а дождь вырастил, 15 . Чтобы служило людям для топлива; часть его употребляет на то, чтобы согреться, и разводит огонь и печет на нем хлебы, а из остатка делают богов и покланяются им: сделал из него изваяние и повергается пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 5. Книга Пророка Варуха 24. Сведения о пророке Варухе Варух, по собственному его указанию в начале книги, был сын Нирия, сына Маасеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина ( Вар 1:1 ). Таковое перечисление предков до пятого рода или поколения ведет к заключению о знаменитости его происхождения. Действительно, Иосиф Флавий (Antiqut. lib. З, сар. 11) говорит, что Варух был знатного рода и обладал отличным знанием еврейского и халдейского языков. Брат его Сарей или Сераия был начальником даров, отправленных с посольством в четвертый год царствования Седекии к царю Вавилонскому ( Иер 29:1–23; 51:59 619 ). На том основании, что по одному древнему кодексу, из числа собранных Кеникоттом, в составе сего посольства Седекиина упомянут Варух, некоторые полагают, что действительно Варух отнес в Вавилон пророчество Иеремии, изложенное в 50 и 51 главах его книги, прочитал там его и бросил в реку Евфрат. Но в книге Иеремии Варух представляется неотлучным спутником этого пророка в Иерусалиме. В четвертый год царствования Иоакима он написал из уст Иеремии свиток его пророческих речей и прочитал его в храме народу; в 5 году составил другой экземпляр их, когда первый был сожжен высокомерным Иоакимом ( Иер 36:1–2 , 620 22–23 621 ). Как и пророк Иеремия, Варух терпел ненависть, преследование и гонение от своих современников ( Иер 36:19–26 ; 622 43:3 623 ). Поэтому и жаловался на свою горькую судьбу, особенно в начале служения, когда еще не приобрел терпеливости. Горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя ( Иер 45:2–3 ). Вместе с Иеремией был увлечен иудеями в Египет ( Иер 43:6–7 624 ). После смерти Иеремии Варух возвратился из Египта и путешествовал в Вавилон на пятом году после разрушения Иерусалима, когда войско Навуходоносорово опустошало Египет. Одни из раввинов полагают, что Варух умер в 12 году пленения в Вавилоне; а другие говорят, что кончина его последовала в Египте, когда он пришел туда во второй раз. Память его совершается Церковью 11 октября (28 сентября ст.ст.). 25. Содержание книги Варуха

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Псалтирь Давида пророка и царя песнь Псалтирь на церковнослав. яз. : — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 560 с. Новое издание Сретенского монастыря, «Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел. Текст набран в две краски, объем — 560 страниц, твердый переплет. «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого» (Святитель Амвросий Медиоланский). «В ней (Псалтири), как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Святитель Афанасий Великий) Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 3 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112686.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010