В силу этого двойного рождения детей матерью, т.е. плотского рождения и нравственного воспитания, Господь требует от детей одинакового почтения к их матери, как и к их отцу. «Почитай отца твоего и матерь твою», повелевает Господь, «чтобы продолжились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Иегова, Бог твой, дает тебе»! 618 На почтении отца и матери, таким образом, Господь основывает долголетие человека, благосостояние его дома и его страны. Сын может надеяться на спокойную и почетную старость только в таком случае, если он успокаивает и бережет старость своих родителей; только при сыновнем почтении сохраняются и продолжаются благородные предания фамилии и народа; без почтения детей к родителям разлагаются фамилии и таким образом уничтожается основа общественного порядка. Еврей твердо верит, что мать от Бога получила власть, которую она имеет над своим сыном 619 . Даже достигши зрелого возраста и сделавшись царем, сын почитает свою мать и слушает ее голоса, который удерживает его от увлечения страстями и указывает ему путь к нравственному спокойствию. Его увлекает вино, его увлекает опьяняющая красота чужой женщины, мать громко обращается к его совести: «Что, сын мой? и что, сын чрева моего? И что, сын обетов моих? Не предавай женам силы своей, И путей твоих тому, что губит царей. Не царям, Лемуил, Не царям пить вино, И не владыкам говорить: «где сикера» 620 ? Чтобы, напившись, он не забыл закона, И не превратил суда всех сынов бедности… Отдайте сикеру погибающему И вино огорченным душам. Пусть он выпьет, и забудет бедность свою; И страдания своего уже не упомнить. Открывай уста свои в пользу безгласного, Для заступления всех оставленных сынов. Открывай уста свои для праведного суда, И защищай гонимого и бедного» 621 . И чтобы заставить своего сына-царя устыдиться пустых идолов, которым поклоняется его любовь, она не рисует ему их с отвратительной стороны, не раскрывает ему опасности, которой они ему угрожают: она довольствуется только изображением идеала супруги, этого удивительного портрета доброй жены, пред которым мы невольно останавливаемся и который могла нарисовать только любящая мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Достойные преемники Илии являются только столетие спустя. Это, во-первых, Амос, предсказавший падение Израильского царства, и в особенности Исайя (около 720 года). Под его давлением царь Езекия уничтожил языческие жертвенники и символы язычества в самом храме, в том числе и медного змея Моисея. При Манасии снова восторжествовало язычество. Манасия «снова устроил высоты, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, и поклонился всему воинству небесному», «и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников», «и поставил истукан Астарты». В седьмом веке, при царе Иосии пророческая партия победила. В 621 году при уборке храма была найдена книга закона (Второзаконие), давно забытая всеми. Ее прочли царю. «Когда царь услышал слова закона, то разодрал одежды свои» и решил очистить страну от языческой мерзости и восстановить во всей чистоте культ единого Бога. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрона и истер ее в прахъ, и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты», «и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу перед входом в дом Господень», «и изломал статуи, срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими», «и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках и сжег кости человеческие на них». Впервые после долгого перерыва народ отпраздновал в полном соответствии с законом Пасху. Это восстановление имело огромное религиозное, но отнюдь не политическое значение. Реставрация не могла поддержать политического существования Иудеи. После нескольких ударов Иерусалим был взят, храм сожжен, и стены разрушены, а народ уведен в Вавилон (586 г.). В эту эпоху действовал пророк Иеремия. «Он чувствовал, что гибель храма и царства есть неизбежность, требуемая Божеством, он задолго до катастрофы видел это, и его не могли сбить с этой точки зрения ни события, которые, казалось, противоречили его зловещим предсказаниям, ни всеобщая ненависть и насмешки». Израиль не принимал его пророчеств, он был гоним и одинок, а откровения его превратились в постоянную беседу с Богом, в интимное с ним общение, в котором Иеремия утешал свою наболевшую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Сознавая свою отчужденность от всего мира, они стали еще более сребролюбивы, так как всю силу свою видели только в деньгах. Они помнили предсказание Моисея: Господь, Бог Твой, поставит тебя выше всех народов земли... и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы ( Втор. 28, 1, 12 ). И они все усилия свои обратили на накопление сребра и злата и эти отличительные черты своего характера передавали потомству своему, которое поныне свято хранит заветы предков. Понятно, что сребролюбивым книжникам и фарисеям показались смешными поучения Иисуса о возвращении по принадлежности всего неправедно приобретенного. Возвращать деньги, хотя бы нечестно нажитые, когда в них вся сила, а, следовательно, и все счастье таких мнимых праведников, как эти книжники и фарисеи? Да это смешно! И они стали смеяться. Господь кротко ответил им на их дерзкий смех: Вы выказываете себя праведниками пред людьми; вы стараетесь обмануть их своей мнимой праведностью; но Бог знает сердца ваши ( Лк. 16, 15 ). Вы считаете деньги и вообще богатства земной силой, возвышающей людей; но знайте же, что богатство, которое, по вашему, так высоко , так могуче у людей, пред Богом – ничто, мерзость , препятствующая многим достигнуть блаженства вечной жизни. Вы успокаиваете себя тем, что в точности соблюдаете все установленные Моисеем и преданием старцев обряды, и через это вступите в Царство Мессии, как для вас будто бы приготовленное. Но вы ошибаетесь: исполнением воли Божией, выраженной в законе и пророчествах, спасались только до явления Иоанна. С пришествием же его Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием (а не принадлежностью только к роду Израилеву) входит в него ( Лк. 16, 16 ). 65 Рассказ свой об этой четвертой притче Евангелист Лука начинает так: Сказал же и к ученикам Своим. А так как учениками Иисуса назывались все вообще следовавшие за Ним и поучавшиеся Его проповедями и притчами (см. Ин. 6, 66–67 ), то следует признать, что с этой четвертой притчей Он обратился к пожелавшим поучаться у Него мытарям и грешникам, окружавшим Его в то время, но никак не к Апостолам, к которым такая притча не могла иметь никакого отношения. 66 Выше, на с. 621, было объяснено, почему за управителем этим осталось прозвище «неверного» и после примирения его с арендаторами, которых он притеснял. Читать далее Источник: Толкование Евангелия/Б. И. Гладков. - [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 2004. - 842. (Печатается по изд. Б.И. Гладков. Толкование Евангелия. 4-е изд. СПб., 1913). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. (7-8) Образ Помазанника постепенно приобретал сверхъестественные черты, в Нем соединялась власть и духовное служение, царство и священство. Прототипом этой полноты мессианства считали Мелхиседека, древнего царя-священника Иерусалима: Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Пс 109,4 Таким образом, в псалме прозревается грядущее явление истинного Сына Божия. Однако в эпоху царей это прозрение все еще было связано с земными представлениями. 3. Религиозный раскол. Иеровоам I, воцарившись над Израилем, сознавал, что новый Храм в Иерусалиме, где находится Ковчег, не утратил притягательности для народа и после разделения царств. Он опасался, что паломничества в Иудею подорвут его престиж. Поскольку ханаанские влияния в Ефреме были сильнее, Иеровоам I, идя навстречу народным склонностям, поставил в этих храмах изваяния позолоченных тельцов. Для библейского автора, составлявшего Второзаконническую историю, это было настоящим идолопоклонством. Он даже вкладывает в уста Иеровоама I слова из сказания о золотом тельце: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар 12,28). И вообще наличие любого святилища, кроме Храма, рассматривалось после 621 года как нарушение воли Божией. Однако во времена Иеровоама и его преемников мало кто в Израиле разделял эту точку зрения. Пророк Илия и многие благочестивые мужи не видели греха в том, чтобы приносить жертвы вне Иерусалима. Грех Иеровоама заключался в том, что он закрепил раскол в религиозном плане. Храм иерусалимский был символом единства веры всей ветхозаветной Церкви. Его соперники в Дане и Вефиле ослабляли это единство и открывали пути ханаанским, языческим веяниям. Одним из признаков этого влияния и были тельцы, поставленные в храмах Иеровоама. Вопрос о происхождении самого культа тельцов долго дебатировался в библейской науке. Многие экзегеты считали, что он был заимствован из Египта, где чтили бога Аписа в виде быка. Но сегодня преобладает мнение, что символ тельца был общесемитским, и в частности — ханаанским. Соседи Израиля чтили верховное божество в образе быка, который олицетворял силу и плодородие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

—621— существованием Λογος’у, т. е. Слову. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин.1:10 ). Очевидно, что всем этим и учением о Логосе, в частности, устанавливается совершенно иной взгляд на язычество и естественную жизнь, «жизнь мира сего» вообще, чем какой мы рассматриваем. Нельзя относиться к естественной жизни человечества, как к чему-то противоположному святости, находящемуся вне Божия освящения, вне царства Его. Слово Божие в основание земного человеческого общества или государства полагает нравственное начало справедливости и не видит никакого противоречия между церковью и государством, поскольку государство, основанное на правде, является служением этой правде в своих пределах. Всякому известны классические места посланий Ап. Павла к Тимофею, Римлянам, Колоссянам, где трактуется о происхождении, сущности и значении земной власти. Она имеет Божественное происхождение и государство через то получает религиозную санкцию; поэтому христиане приглашаются к повиновению власти, даже языческой, – римской ( Рим.13:4–6 ). Основание для признания нравственного значения государства следующее: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:4 ). Ясное дело, что по этому учению государство является органом Божественной власти на земле, поскольку эта власть основывается на правде. Итак ясно, что человеческие общества или государства могут входить в состав царства Божия на земле. Да и странно было бы утверждать, что есть какой-нибудь уголок вселенной, который был бы не подвластен Богу. Ап. Павел говорит, что царству Христа должно быть покорено все, чтобы во всем был Бог, «потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено: то ясно, что кроме Того, который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему; тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:27–28 ). Этими словами ясно исключается тот узкий смысл, который дается царству Божию в рассматриваемом воззрении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лучше несколько передать на строгость, нежели на поблажку, ибо она день ото дня больше и больше оставляет неискорененного зла и дает расти опасности, а та отсекает однажды навсегда или, по крайней мере, надолго» 618 . Вот что говорит о пользе наказания Климент Александрийский : «Метод строгий для правильности в воспитании полезен; он имеет значение необходимого при воспитании вспомогательного средства. Многие из страстей искоренимы лишь при посредстве наказаний... Так, напр., порицание для страстей душевных есть некоторого рода хирургическая операция. Страсти суть гнойные наросты (на теле): чрез порицание как бы чрез взрезание они бывают вскрываемы» 619 . И в самом слове Божием Нового Завета не исключается строгость воспитания. Тот же апостол, который предостерегает родителей от сурового обращения с детьми, в другом месте пишет: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» ( Гал.4:1–2 ). Здесь апостол говорит уже о строгом воспитании, и не считает его предосудительным. Это тем более замечательно, что он почитает наказания, к которым прибегают родители в нужных случаях, самым естественным признаком родительской заботливости о них, представляя вместе с тем такое воспитание образом того, как Бог воспитывает человечество: Сам «Господь» – говорит он, – «кого любит, того наказывает... если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:6–8 ). «Поэтому, – замечает св. Иоанн Златоуст , – если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства» 620 . И Сам Дух Св. говорит в Откровении: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ). Потому-то совершенно справедливо изречение св. Златоуста, что «наказания, посылаемые от Бога, суть скорее действия Его человеколюбия, чем наказания» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Сцена в «Кроткой» названа «шедевром» — и это безусловно мнение самого Достоевского, неоднократно ее припоминавшего в странных житейских из литературных обстоятельствах, Достоевский писал А. Е. Врангелю 14 июля 1856 рассказывая о происшедшем между ним и М. Д. Исаевой недоразумении «Со мной то же случилось, что с Gilblas’oм и Archeveque de Grenade, когда он сказал ему правду». К тому же литературному сравнению прибегает Достоевский и в письме от 5 сентября 1873 г. к Д.Д. Кишенскому: «…я убедился, что между нами произошла классическая и вековечная история Жиль Блаза с архиепископом Гренадским». 620 Говорят, солнце живит — разве оно не мертвец? Образ мертвого солнца навеян ассоциациями из Апокалипсиса. Солнце из «источника жизни» превращается в символ смерти: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами…» (гл. 16, ст. 8–9); после снятия шестой печати: «…я взглянул. и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (гл. 6, ст. 12). 621 «Люди, любите друг друга» — кто это сказал? чей это завет? — «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 17). Там же: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (гл. 15, ст. 12). 622 …была совершенно оправдана одна престранная преступница-убийца, Кирилова. — Двадцатисемилетняя кронштадтская мещанка Анна Кирилова, бывшая около полутора лет на содержании у директора Сампсоньевского машинно-вагонного завода, инженера-технолога Семена Францевича Малевского, которому было около тридцати лет, убила его сонного утром 2 августа 1876 г. двумя выстрелами из револьвера в голову. Дело слушалось 2 ноября 1876 г. в С.-Петербургском окружном суде. Подсудимая объяснила, что поздно вечером 1 августа, придя к Малевскому на квартиру, она застала у него в спальне женщину, но не ушла, как он требовал, а сидела под дверью. В это время ей попался на глаза револьвер, и она сделала из него несколько выстрелов, «сама не зная куда и зачем». После ухода женщины Малевский объявил ей о разрыве отношений и отобрал револьвер, посмеявшись над нею, что она стреляла, ни в кого не целясь. Тем не менее она провела у него ночь, а на утро, проснувшись и одевшись, подошла взглянуть на спящего Малевского. Тут ее внезапно поразила мысль, что ей нужно будет уйти навсегда; не помня себя, она взяла револьвер и выстрелила Малевскому в голову (Петербургская газета. 1876. 3 нояб.). 623

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

26 . И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 . И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. Пророчествуя о скором падении Ассура, Исаия вспоминает о поражении Мадианитян Гедеоном 620 , потому что нигде так ясно не обозначился закон, что победу дарует Господь, а не человеческая сила. Унижение Ассура началось с гибели армии Сеннахерима. Ассирия оставалась однако и сильна и страшна почти до самой минуты своей гибели. Но опять первыми толчком, нанесенным Ассирии было нашествие (около 625 г. до Р. Хр.) не одного из соседних грозных царств, а нашествие нестройной толпы Скифов, вполне подобных нынешним кочевым племенам великой Азии. Ими была потрясена до основания Ассирийская монархие, и когда Скифы, пораженные прежде всего Мидийцами, были прогнаны, тогда настали последние дни Ассирии, которую после полного разрушения Ниневии делят между собою Сиаксар Мидийский и бывший вассал Ассирии Набополассар Вавилонский. С этой минуты единственной грозой Иудеи становится уже Вавилон. Заметим, что, хотя Манассия был заключен в оковы по приказанию царя Ассирии и отведен в Вавилон 621 , как о том повествуется во 2Пар. 33:11 , но Иудея не была занята Ассирийскими войсками, и в сущности с „рамен ее было снято ярмо“. За вассальным же Манассией царь Ассирии послал небольшой отряд взять его. Действия всемогущества Божия в отношении к Ассуру уподобляются и владычеству Его над морем и приравниваются к наказанию, постигшему Египет. На какое именно событие указывает пророк, мы не знаем; нам известно, что позже этого пророчества город Фивы (Но-Аммон) был разграблен Ассурбанипалом. Последнее выражение стиха 27, „распадается ярмо от тука“, напоминает похвальбу Ассура в стихе 14 этой главы, что он ограбил и ограбит все народы. Утучнел Ассур, и этот тук, грабежем и насилием нажитый, и будет причиною распадения ярма, которое он возложил на выю многих народов. Оно фактически и спадает с Иудеи со времен благочестивого Езекии; и замечательно, что, когда позже Сеннахерима Ассурбанипал идет на Египет, он вовсе не трогает Иудею 622 , которая живет спокойно, платя лишь дань Ассирии. Но Исаия говорит о ближайшем будущем, о походе Сеннахерима еще грозящего Сиону, но с гибелью армии которого кончается тот гнет, под которым находилась вся Палестина от войск Ассирии, наполнявших ее со времен Феглаффелассара, призванного Ахазом. Следующие стихи указывают на некоторые местности, которые были заняты и разграблены войсками Сеннахерима во времена Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

621 . В свое время пророчества были двусмысленны; ныне никакой двусмысленности в них нет. 622 . Чудо со слепорожденным. О чем говорит святой Павел? Говорит ли он о связи пророчеств с сиюминутным? Нет, но о чуде, которое Он Собою являет. О чем говорит Иисус Христос? Об исполнении пророчеств? Нет, Его смерть не воплотила их; но Он говорит: si non fecissem 107 . Веруйте в деяния. 623 . Иисус Христос сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, но не сказал, что это за свидетельства. Даже пророчества не могли свидетельствовать пришествие Мессии, пока Иисус Христос был жив, поэтому не были бы виновны те, что не уверовали в Него до Его смерти, если бы, независимо от учения, не было такого доказательства, как чудеса. Следовательно, не уверовавшие в Него, когда Он был жив, совершили грех, как говорит Он сам, и этот грех непростителен. Итак, должно было быть очевидное доказательство, которое они отвергли. Но Писания у них не было, значит, речь может идти только о чудесах: следовательно, если нет противоречия Писанию, довольно того, что есть чудеса, и мы должны им верить. Иоанн VII, 40: Несогласия между иудеями, как в наше время между христианами. Одни верили в Иисуса Христа, другие не верили из-за пророчеств, гласивших, что Он родится в Вифлееме. Им следовало бы проникнуться большим недоверием, если бы таких слов не было. Ибо свершенные Им чудеса были столь убедительны, что всем не уверовавшим надлежало глубже вникнуть в мнимые противоречия между учением Иисуса Христа и Писанием; меж тем существующие темноты ослепили их и, значит, не могут служить оправданием их неверия. Точно так же, как нет оправдания и тем людям, которые, ссылаясь на мнимые, из пальца высосанные противоречия, отказываются и сегодня верить в свершенные Иисусом Христом чудеса. Народ, видя творимые Им чудеса, уверовал в Него, и тогда фарисеи сказали: “Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Из Галилеи не приходит пророк”. Никодим сказал им: “Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?”

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

писал книгу до плена. Почему же «ясно показывают»? Разве не мог в тех же чертах предсказывать о мессианском храме Товит и по разрушении храма Соломонова, как и по создании храма Зоровавеля? Разве мессианские предсказания пророков перестали быть верными по разрушении Иерусалима? Если составитель книги Товита мог и после плена предсказывать (или повторять предсказания) о вечном мессианском царстве под видом построения вечного Иерусалима и храма, то довод автора в пользу допленного происхождения книги теряет всякую силу. Если же не мог, как думает автор, то очевидно только потому, что вид разрушенного храма Соломона и «жалкого» храма Зоровавеля являлись как бы некоторым опровержением мессианских предсказаний. Очевидно, сам автор ставит в тесную связь пророчество о мессианском храме с историей вещественного храма. Весь ход рассуждений автора в его «Защите» показывает, что он выпустил из рук главную нить своих мыслей, изложенных им в своем исследовании. Чрез анализ указаний книги Товита относительно храма автор определяет время написания ее (стр. 621). Для него это первый и главный довод в пользу допленного происхождения книги Товита. Так как составитель книги Товита говорит о храме, что он будет построен 1) при всеобщей радости, 2) на вечные времена и 3) не такой, как прежний, но здание величественное, то ясно, что он не знал храма Зоровавеля. Посмотрим, однако, насколько это убедительно. В Тов.13:10 Товит приглашает Иерусалим славить Господа, чтобы снова сооружена была скиния Его с радостью (μετ χαρς). Прибавление «всеобщая» (радость), важное в виду того, что и при построении храма Зоровавеля была радость, хотя и не всеобщая, – присочинил от себя автор для усиления своей аргументации. Слова «всеобщая» нет в тексте. Повторяем, что радость была и при построении храма Зоровавеля. Если при основании его в то время, как одни радовались, некоторые плакали от огорчения ( Ездр.3:11–12 ), то по окончании храма, по словам книги Ездры (6:16): «совершили сыны израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью (ν εφροσν).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010