Согласно монофелитам, Христос при наличии двух природ – Божественной и человеческой, имеет единую волю – Божественную. Монофелитам удалось склонить к ереси большинство иерархов Египта, Сирии и Византии – её поддерживали все восточные патриархи (кроме святителя Софрония Иерусалимского ; 580–638), а также папа Гонорий I (625–638). Стремясь вернуть в Церковь и присоединить к Империи монофизитские области – Египет, Сирию и Армению, царь Ираклий I (610–641) поддержал моноэнергизм – компромиссное учение ересиарха патриарха Сергия (610–638) о том, что во Христе наличествуют две природы, но только одна Божественная энергия, действование. Затем моноэнергизм перерос в монофелитство. Преподобный Максим (580–662) доказывал, что воля, как естественное хотение, есть непременное выражение природы, а не ипостаси и, следовательно, у двух природ одной воли быть не может – без двух воль не может быть и двух природ во Христе. Монофелиты верили, что признание во Христе двух воль равносильно признанию в Нём склонности как к добру, так и ко злу. Но у безгрешного Христа эти два естественных хотения (воли) не вели к нравственному конфликту, так как одно (человеческое) пребывало в полном согласии с другим (Божественным). Монофелитства приводило к монофизитству, отрицающему полноту вочеловечения Слова Божия. Начатые гонения укрепили православных, а захват арабами восточных областей империи (Египет и Сирия), где находились центры монофелитства, прекратил богословские споры. Vl Вселенский Собор (680) постановил, что во Христе пребывают две энергии и две воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется Божеской, но не уничтожается ею. Император из армян Филиппик Вардан (711 – 713), желая примирить своих соотечественников с Империей, попытался отменить решения VI Вселенского Собора, но возобновившаяся полемика была заглушена первыми вспышками иконоборчества. 57 Пётр (654 – 666) – последний монофелитский патриарх Константинополя, приемник Пирра (639 – 641 и 653 – 654). Председательствовал на суде над святителем Мартином (649 – 653) и преподобным Максимом Исповедником (580 – 662).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Rather, as we progress in our monastic life and in faith, our hearts will be enlarged, and we will run with unspeakable sweetness of love in the way of God’s commandments. Hence, by never abandoning His rule, and by persevering in His teaching in the monastery until death, we will share by patience in the sufferings of Christ, that we may deserve to be partakers also of His Kingdom. Amen. Other Leading Saints Among the leading saints of this century, mention also must be made of Saint Columba (c. 521–597), a great missionary in Scotland and Ireland; and Saint Sabas (439–532), who built on the preliminary work of the wonderworking Saint Euthymius the Great (377–473) in establishing what would become the leading monastery of Palestine. A stronghold of Chalcedonian Orthodoxy, the Monastery of Saint Sabas is still in existence today. The Filioque In Spain, most likely at the Council of Toledo in 589, the word filio­que (meaning “and the Son”) was added by the Spanish Church to the Nicene-Constantinopolitan Creed: “And [we believe] in the Holy Spirit, the Lord and Giver of Life, Who proceeds from the Father and the Son.” This action was taken to further emphasize the divinity of Christ to the Visigoths, Arian Christians who first invaded Spain in the previous century. Their ancestors had been converted to Arian Christianity (which denied Christ’s full divinity) by Bishop Ulfilas (c. 311–383), known as the Apostle to the Goths. However, it was a serious offense for a local council to unilaterally alter the universally accepted Creed which had been written by the first two Ecumenical Councils. And asserting that the Holy Spirit proceeds from the Father and the Son seriously distorts the traditional understanding of the Holy Trinity. So, as we will see, the addition of “and the Son” (filioque) to the Creed in reference to the procession of the Holy Spirit will have grave consequences in later Church history. Seventh Century Monoenergism/Monothelitism In the year 610, a new emperor took the imperial throne, and a new patriarch took the ecclesiastical throne of the Patriarchate of Constantinople. Emperor Heraclius (r. 610–641) and Patriarch Sergius (r. 610–638) became close friends and collaborators. Together they led the State and the Church for almost thirty years. And they were very eager to reunite the western and eastern parts of the Empire both religiously and politically.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

4 октября, по заранее установленному сигналу, прасины распустили цепь и зажгли дворец. Солдаты Ираклия практически без сопротивления захватили последнее убежище тирана. Раненый Вон упал в море и захлебнулся, его воины разбежались, а прасины незамедлительно стали избивать венетов. Сам Фока укрылся в храме Архангела Михаила, но был выведен оттуда и, уже без императорских одежд, доставлен к Ираклию. Победитель, упрекая, спросил его: «Так-то ты управлял государством!», на что Фока в свойственной ему манере грубо ответил: «Попробуй лучше!» (Никифор, с. 350]) Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. Фоке отрубили правую руку и голову, а труп вместе с телами хранителя казны Леонтия и выловленного из воды Вона утром 5 октября 610 г. сожгли там, где обычно жгли преступников, – на столичной площади Быка. Говорят, что перед падением дворца Фока, уже не надеясь на успех, в припадке бессильной злобы распорядился утопить в море государственную казну. Ираклий (Гераклий) I (575 – 641, имп. с 610) 5 октября 610 г. в небольшой дворцовой церкви св.Стефана 46 патриарх Сергий короновал императорской диадемой каппадокийского армянина Ираклия. Перед тем Ираклий, желая придать побольше веса собственной кандидатуре, вежливо отказывался в пользу Приска, зятя убитого Фоки, но последний не выдерживал никакой конкуренции с победителем тирана и трон, конечно же, не получил. Тогда же состоялась церемония венчания Ираклия с Фабией-Евдокией, дочерью синклитика Рога Афра. Через три дня император дал народу на ипподроме праздничные зрелища, открывшиеся церемонией сожжения статуи Фоки и знамени венетов, его ярых сторонников. Кризис, в котором оказалась Империя ромеев, приближался к апогею. Прежде всего этому способствовали мощные удары со стороны Ирана и политика узурпатора Фоки, который в короткий срок умудрился расстроить и государственный аппарат, и финансы, и армию. «Ираклий, вступив на престол, нашел совершенный упадок в ромейском государстве. Европу опустошали варвары, Азию всю заняли персы, города пленили и ромейское войско истребили в сражениях. Смотря на это, он был в недоумении, что ему делать» (Феоф., с. 243]). Хосров II грабил Византию уже безо всяких ссылок на месть за убийство Маврикия. Хронист Михаил Сириец под 611 г. записал: «Персы покорили всю Сирию, Финикию, Армению, Каппадокию и Палестину. Они взяли Галатию, Пафлагонию и дошли до Халкидона» с. 196].

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

  During the reign of Julian the Apostate (361-363) he accepted a martyr’s death for Christ (see October 28). The holy empress Helen journeyed to the holy places connected with the earthly life of the Savior, building more than 80 churches, at Bethlehem the birthplace of Christ, and on the Mount of Olives where the Lord ascended to Heaven, and at Gethsemane where the Savior prayed before His sufferings and where the Mother of God was buried after her death.   St Helen took part of the Life-Creating Wood and nails with her to Constantinople. The holy emperor Constantine gave orders to build at Jerusalem a majestic and spacious church in honor of the Resurrection of Christ, also including under its roof the Life-Giving Tomb of the Lord and Golgotha. The temple was constructed in about ten years. St Helen did not survive until the dedication of the temple, she died in the year 327. The church was consecrated on September 13, 335. On the following day, September 14, the festal celebration of the Exaltation of the Venerable and Life-Creating Cross was established.   Another event connected to the Cross of the Lord is remembered also on this day: its return to Jerusalem from Persia after a fourteen year captivity. During the reign of the Byzantine emperor Phocas (602-610) the Persian emperor Khozroes II in a war against the Greeks defeated the Greek army, plundered Jerusalem and captured both the Life-Creating Cross of the Lord and the Holy Patriarch Zachariah (609-633).   The Cross remained in Persia for fourteen years and only under the emperor Heraclius (610-641), who with the help of God defeated Khozroes and concluded peace with his successor and son Syroes, was the Cross of the Lord returned to the Christians.   With great solemnity the Life-creating Cross was transferred to Jerusalem. Emperor Heraclius in imperial crown and royal purple carried the Cross of Christ into the temple of the Resurrection. With the emperor went Patriarch Zacharios. At the gates by which they ascended Golgotha, the emperor suddenly stopped and was not able to proceed farther. The holy Patriarch explained to the emperor that an angel of the Lord was blocking his way. The emperor was told to remove his royal trappings and to walk barefoot, since He Who bore the Cross for the salvation of the world from sin had made His way to Golgotha in all humility. Then Heraclius donned plain garb, and without further hindrance, carried the Cross of Christ into the church.

http://pravmir.com/the-universal-exaltat...

70. ГОНОРИЙ I Римские Папы. Список 70. ГОНОРИЙ I. 625—683. Происходил из римской провинции Кампанья. Пытался продолжать дело Григория I, с которым, однако, не мог равняться ни по способностям, ни по характеру. В восточном христианстве снова разгорелся спор вокруг определения сущности Христа. Осужденная на Халкидонском соборе доктрина о единой сущности сына божьего ожила в модифицированной формуле: Иисус Христос, сын божий, имеет две сущности, но только одну волю. Это учение назвали монофелитством (от греч. monus—oдuh и mhelema—boля). Византия находилась тогда в состоянии, близком к развалу. От гибели ее спасла энергичная позиция императора Ираклия (610—641), который отразил нашествие на Константинополь аваров и славян и вернул земли, захваченные персами. Он произвел также реорганизацию государственного управления. Религиозная политика Ираклия была направлена на объединение спорящих между собой христианских церквей. Доктринальная формула монофелитства, казалось бы, могла служить удобной платформой для достижения согласия. Это мнение разделял также и папа Гонорий, не знавший греческого языка и слабо ориентировавшийся в запутанных догматических спорах восточных теологов. Дважды Гонорий заявлял, что, по его мнению, следует традиционно говорить о двух сущностях Христа, который тем не менее имел только одну волю. Нет никаких сомнений, что епископ римский высказывался за монофелитство. Император навязал всей церкви доктрину монофелитства специальным эдиктом, который получил название «Ektesis» (640 г.). В 632 г. умер Мухаммед—основатель и пророк ислама. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442031/

В Иерусалиме обнаружен клад византийских монет эпохи императора Ираклия 23 декабря 2008 г. 16:28 На территории бывшей автостоянки в Иерусалиме найден самый большой за историю раскопок в этом городе клад. Его обнаружила британский волонтер Надин Росс. «Это удивительная находка. Ранее нам попадались черепки, стекло, ничего подобного не было», — говорит Надин Росс. Среди руин постройки VII века нашей эры археологи нашли 264 золотых монеты. На них изображен византийский император Ираклий, правивший Восточной Римской империей между 610 и 641 годами. Археологи относят найденные монеты к начальному периоду его правления. «Теперь мы можем предположить, что этот архитектурный комплекс был разрушен персами в 614 году при захвате Иерусалима», — говорит израильский археолог, директор раскопок Дорон Бен-Ами. По мнению археологов, монеты были спрятаны в потайной нише в одной из стен здания. Там клад оставался более тысячи лет. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/513927.htm...

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

После смерти имп. Ираклия в февр. 641 г. в соответствии с его волей были провозглашены соправителями империи К., Ираклона и Мартина. При этом Мартина, согласно хронике патриарха Никифора, претендовала на ведущую роль. Но население К-поля заявило, что признаёт императорами только К. и Ираклону. Без участия матери 15-летний Ираклона не мог вести гос. дела, и, т. о., вся реальная власть сосредоточилась в руках К. К. правил ок. 4 месяцев и не успел существенно повлиять на ход событий в империи. На Востоке продолжалось наступление арабов-мусульман. Для обсуждения положения в Египте К. вызвал из Александрии в К-поль наместника Феодора, которого замещал Анастасий. Для укрепления визант. сил в Египте К. вернул из ссылки патриарха Кира Александрийского, который в 640 г. был заподозрен в измене и сослан Ираклием. Тем не менее после длительной осады 9 апр. 641 г. сдался визант. гарнизон Вавилона (ныне Ст. Каир). 13 мая арабы без боя захватили Никиу; гарнизон во главе с Доменцианом бежал и частично был перебит преследователями. К лету 641 г. под контролем византийцев в Египте оставалось только неск. укрепленных городов Дельты Нила, в т. ч. Александрия и Дамиетта. Верхний Египет сопротивления арабам не оказал. В мае 641 г. арабы захватили Кесарию Палестинскую и уничтожили почти весь ее 7-тысячный гарнизон. Т. о., в руки мусульман перешла вся Палестина; вскоре они вторглись в Киликию. К. отличался слабым здоровьем, и уже вскоре после начала правления его хроническая болезнь (возможно, туберкулез) обострилась. Весной он вынужден был переехать в загородный дворец в Халкидоне. При этом продолжалось его противостояние со сторонниками Ираклоны и Мартины. В первые дни правления К. получил сведения от казначея Филагрия о том, что имп. Ираклий перед смертью передавал патриарху Пирру некие денежные средства из казны, для того чтобы Пирр поддержал Мартину и ее детей в случае, если К. отстранит их от власти. К. вызвал патриарха и заставил его вернуть деньги в казну. Весной, чувствуя приближение смерти, К. направил помощника Филагрия Валентина Аршакуни, снабдив его средствами для сбора войск на вост. границе и передвижения их к Халкидону, чтобы после смерти К. поддержать права его детей на престол против партии Ираклоны и Мартины. После смерти К., когда императором в К-поле стал Ираклона, Аршакуни поднял мятеж и в течение неск. месяцев добивался справедливого раздела власти внутри рода Ираклидов. В краткий период правления Ираклоны семья и сторонники К. были отстранены от власти, но сумели вернуть свое положение, когда уже в нояб. 641 г., после очередного переворота в К-поле, имп. трон перешел к сыну К. Константу II.

http://pravenc.ru/text/2057040.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010