В антиохийской христологии позволительно было говорить о двух природах, соединенных одной общей «волей». Персидские войны императора Ираклия (610—641) вновь серьезно вовлекли византийское правительство в политику воссоединения с монофизитами, особенно с армянами. Патриарх Сергий (610—638), друг и советник Ираклия в богословских вопросах, предложил формулу объединения, согласно которой монофизиты приняли бы Халкидонскую формулу «двух природ» с тем уточнением, что природы соединены в одну «энергию» и одну волю. Эта политика была в какой–то мере успешной и в Армении, и в Египте, и были заключены местные унии. Моноэнергизм и монофелитство, однако, встретили стойкое сопротивление со стороны некоторых халкидонцев, возглавленных Софронием, патриархом Иерусалимским, и Максимом Исповедником. Несмотря на поддержку, которую ему оказал Ираклий и его наследники, монофелитство в конечном счете было осуждено Шестым Вселенским собором в 680 г., вновь подтвердившим Халкидонское постановление о том, что во Христе каждая природа вполне сохраняет все свойственные ей характеристики, и, стало быть, во Христе наличествуют две «энергии» или воли: Божественная и человеческая. Максим Исповедник (ок. 580—662), зодчий этого решения, интеллектуально господствовал в рассматриваемый исторический период. Его, к тому же, во многих отношениях можно считать подлинным отцом византийского богословия. Ибо именно в его системе можно отыскать некоторый христианский философский противовес мифу о творении, придуманному Оригеном, а также, в качестве истинного основания христианской духовной жизни, учение об «обожении», опирающееся на сотериологию Кирилла и на халкидонскую христологию. Максим за всю жизнь так и не смог дать систематичный анализ своего учения. Его писания включают только большое собрание «Ambigua»   , чрезвычайно несистематизированных компиляций из комментариев на трудные места из Григория Богослова или из Псевдо–Дионисия, сборник «Вопросоответы Фалассию», несколько рядов «глав» (кратких изречений о духовных или богословских предметах) и немногочисленные полемические трактаты против монофелитов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Закрыть Византия Беседа 1. Кто и зачем интересовался историей Византийской империи? 30.01.2016 2438 Время на чтение 17 минут Мы начинаем цикл бесед, посвященных Византии, ее истории, ее урокам. Как и когда появилось название «Византийская империя»? Как ученые разных стран оценивают роль и значение Византии в мировой истории? И почему в советское время византинистика была объявлена «опасной наукой»? Что связывает Россию и Византию, и зачем нам знать об этой отделенной от нас веками державе? Об этом - первая беседа цикла. Рассказывает историк Павел Кузенков . Константинополь Имя империи Византия получила такое именование от древнего названия своей столицы: Константинополь прежде звался Византием. И это старинное имя столицы Восточной Римской империи еще долгое время употреблялось в литературных и риторических текстах. Нам такая ситуация хорошо знакома: все мы помним, как в советскую эпоху принято было Ленинг рад неофициально называть Питером. Использовать старинное название вместо современного - это так романтично, от этого веет древностью, историей... Но иногда имя столицы применялось и ко всей державе - вот как сегодня говорят: « Москва поставила ультиматум перед Вашингтоном». Официально государство называлось Римской империей. А со времени правления императора Ираклия (610-641) все чаще стали говорить уже не об империи, а о царстве - о том самом государстве, которое может считаться преемником ветхозаветного царства. И не только ветхозаветного, но и древних великих царств, таких как Персидское, греко-македонское, Вавилонское царства. Библейские аллюзии диктовали и название государства. И его глава именовался царем - василевсом. С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Ученые дают разные ответы на этот вопрос Название этого государства в исторической науке прочно связано с вопросом: а что такое собственно Византия? С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Есть разные ответы на эти вопросы, и разные ученые под Византией понимают совершенно разные феномены. Одни говорят о Византии как об исключительно средневековом государстве, начиная его историю с VIII века, а до VIII века, по их мнению, это еще поздняя Римская империя. Вот когда последние следы латинской традиции умирают и начинается исключительно восточно-христианская православная греческая держава - это и есть Византия. А когда встречаются хоть малейшие следы Древнего Рима - это еще Римская империя. Такая концепция господствовала в английской исторической традиции. В немецкой и русской историографии начало Византии определялось 395 годом - годом окончательного разделения Римской империи между сыновьями императора Феодосия I на восточную часть и западную. И считалось, что восточная часть - это Византия, а западная в 476 году прекратила свое существование. Такая концепция закреплена в наших учебниках, в них мы прочтем: 395 год - год основания Византии. Хотя, конечно, никакого «основания Византии» не было.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

б) Легко показать неосновательность и этого предположения. Справедливо, что Иероним был родом из Иллирии или Далмации; однако ничем невозможно доказать, что в его время страну эту населяли уже Славяне. Ле Лонг, занимавшийся этим предметом, перестал почитать Иеронима переводчиком Славянской Библии единственно потому, что сомневался в существовании Славян в Далмации во время Иеронима 17 . И в самом деле, достовернейшие свидетельства исторические определяют время прибытия их в Далмацию царствованием Ираклия (610–641), который, надеясь воспользоваться их храбростью, позволил им селиться в своих областях, указывают и на прежние их жилища, из которых они вышли – великую, или белую Хроватию и великую, или белую Сербию 18 . Весьма многие из Западных изыскателей Славянских древностей согласны, что переселение этого народа в Далмацию случилось не раньше половины VI, или даже начала VII века. 19 . И наш Историограф говорит, что Славяне, в начале VII века, заключив союз с Константинополем, вошли в Иллирию, и основали новые области под именем Кроации, Славонии, Сербии, Боснии 20 . Этих-то Славян, через два века, после Иеронима, появившихся в его отечестве, некоторые из Западных писателей называют соотечественниками его, стараясь доказать свое мнение. Сам Иероним нигде не упоминает о Славянах и их языке. В своем списке Церковных писателей 21 , он исчисляет все свои переводы, но и здесь не говорит ни о Славянском, ни об Иллирическом. Какой же язык он признает своим? В сочинении своем против Руфина 22 , он называет себя триязычным (trilingvem), именно: Евреем, Греком и Латином, а во многих местах своими называет Латинов и переводы свои Латинскими 23 . Причина этому та, что (по свидетельству жизнеописателя Иеронимова, Еразма Ротердамского) он родился от благородной Фамилии Римлян, что в самой Иллирии был тогда господствующим язык Латинский, и что все сочинения свои он писал на этом же языке, несмотря на то, что, по знанию языков, он был Еврей и Грек. Из целого послания Иеронимова к Софронию 24 , видно, что Иероним говорит здесь именно о Латинском своем переводе, известном под именем Вульгаты. «Ты настоятельно требовал, – пишет он в этом послании, – чтобы я после Акилы, Симмаха и Феодотиона сделал новый перевод Библии на Латинский язык; исполняя твое требование я это сделал». Тоже говорит он в посланни к Павлу и в предисловии к книге Иова. Не иначе разумели слова Иеронима о переводе Св. писания и все те 25 , которые читали его с беспристрастием.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Все сказанное можно было бы выразить более кратко. Можно было бы ограничиться заявлением, что мы употребляем слово «поэтика» точно в таком же смысле, какой оно имеет внутри заглавия книги Д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы». Заглавие нашей работы, как уже догадался читатель, подражательно, и подражательность эта — намеренная; она должна служить знаком жанровой принадлежности. «Поэтика древнерусской литературы» — классический образец научного жанра. Наша книга — попытка работать в том же жанре, но на ином материале. Выражаясь в терминах средневековой эстетики, можно было бы сказать, что два заглавия относятся друг к другу, как «первообраз» и «отображение». Второе слово, в употреблении, которого необходимо отчитаться, — слово «ранневизантийский». Грубо говоря, мы понимаем под «ранневизантийской» эпохой время от Константина I (324—337) до Ираклия (610—641). При Константина I был впервые заключен союз между императорской властью и христианской верой — дотоле враждебными силами, в своей совокупности определившими облик официального византийства; при нем же началась тысячелетняя история столицы на берегах Босфора — города Византия, перекрещенного в Константинополь. Навсегда отделившись в 395 году от Западной Римской империи, византийская держава немногим менее двух с половиной веков продолжала располагать территориями, а также экономическими и культурными ресурсами Восточной Римской империи. Ее нельзя было и представить себе без Александрин, без Антиохии; ее важные центры — Берит (Бейрут), Эмеса, Газа и другие города Сирии, Палестины и Египта. При Ираклии эта держава торжествовала свою последнюю победу над древним врагом Рима — сасанидским Ираном, а затем потерпела решительное поражение от нового, неслыханною врага — от арабов. С Александрией и Антиохией пришлось расстаться. Египет, Сирия и Палестина отошли к миру ислама. Империя вступила в тяжелый политический, экономический и культурный кризис — и вышла из него другим государством, с новыми проблемами и с новыми возможностями. Переход от античности к Средневековью был завершен.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Эти востоковеды доказали, что сабиры представляли собой ветвь сяньбийцев, могущественного протомонгольского племени. В древности сяньбийцы одержали победу над хунну, а затем стали основателями Империи Северная Вэй в Китае (386-535) и Рураньского каганата в Монголии (330-555). С этой точки зрения сообщение Приска Панийского о том, что сабиры воевали с аварами находит подтверждение. Сяньбийцы и рурань действительно боролись за власть в каганате. Сообщение Приска отражает реалии межплеменной борьбы в Рураньском каганате, выходцами из которого были не только сабиры, но и их враги авары, вторгшиеся в Восточную Европу позднее, в последние годы царствования Юстиниана I. Если Л. Н. Гумилев на основании сообщений секретаря императора Ираклия (610-641), Феофилакта Симокатты, вслед за М. И. Артамоновым утверждал, что авары, создавшие каганат в Европе, были «псевдо-аварами» вархонитами [Гумилев 1965, 67-76] и к монголам отношения не имели, то современные специалисты по истории кочевников евразийских степей, в частности С. Г. Кляшторный, Д. Г. Савинов и Питер Голден [Кляшторный, Савинов 2005, 44-48; Golden 2013, 43-36], полагают, что авары — создатели Аварского каганата были выходцами из Рураньского каганата и отступали на Запад после падения каганата под ударами тюрков Ашина. Сообщение Феофилакта Симокатты о «псевдо-аварах» вархонитах следует интерпретировать как результат влияния на византийского историка VII века придворной пропаганды периода первого Тюркского каганата, почерпнутой им из дипломатической переписки тюркского кагана с императором Маврикием (582–602). Если авары, изгнавшие сабиров, были монгольским или даже тунгусо-маньчжурским племенем, в таком случае происхождение сабиров следует также искать не среди угорских племен Урала, а именно в Монголии. Исследования лингвистов подтверждают правильность этой гипотезы и свидетельствуют о происхождении византийского этнонима Sabir от китайского Xinbi . Сяньбийская археология хорошо изучена, в частности известно, что сяньбийские кавалеристы, обладавшие в IV-V веках сложным комплексом оборонительного и наступательного вооружения [Худяков, Скобелева 2005, 7-224], стали массово применять металлическое стремя, что позволяло сяньбийской коннице на протяжении нескольких веков одерживать победы над кочевыми племенами Южной Сибири и успешно противостоять римской армии в начале VI века.

http://bogoslov.ru/article/6175398

Если римские законы запрещали язычество, то они оказывали некоторое ограниченное покровительство евреям. Им не только была гарантирована свобода богослужения, но закрытие синагог было запрещено , и их служители так же, как христианское духовенство, были освобождены от гражданских и личных налогов . Произвол или насилие над евреями карались законом . Однако с самого начала христианизации Империи были приняты строгие меры против иудейского прозелитизма среди христиан, тогда как крещение евреев поощрялось. Обращение христиан в иудейство было запрещено, а евреев, досаждавших обращенному в христианство, сжигали у столба . Как мы уже видели, евреям не позволяли иметь рабов–христиан, и они лишались защиты закона, если проявляли неуважение к христианству . Им также не разрешалось быть на военной и гражданской государственной службе и заниматься профессиями, связанными с юриспруденцией . Это, однако, не означает, что в Империи практиковалось— до царствования Ираклия (610—641)—насильственное массовое крещение евреев, как это стало случаться в варварских христианских государствах Запада после V века . Секта самарян пользовалась тем же статусом, что и правоверные иудеи, до большого самарянского восстания в Палестине при Юстиниане, после чего она была запрещена. Все издававшиеся императорами законодательные тексты в пользу христиан уточняют, что императорские милости относятся исключительно к кафолическому христианству и к кафолической Церкви, тогда как бесчисленные группы еретиков и раскольников подвергаются строгому запрету. Ниже мы будем рассматривать те критерии, по которым ересь и раскол отличались от вероучительного и канонического православия, ведь все группировки считали себя «кафолическими». Поэтому ясно, что отсутствие единства и постоянные споры, разделявшие христиан, должны были сильно удручать императоров, считавших, что религиозное единство является существенным фактором благосостояния государства. Отсутствие ясного и устраивающего всех метода разрешения христианской Церковью вероучительных споров неизбежно привело к тому, что императоры начали изобретать и навязывать такие методы сами, согласно своему собственному подходу и по своей инициативе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Сербы первоначально жили вместе с хорватами за Карпатскими горами, где занимались земледелием и иногда делали нападения на Иллирик и Далмацию. В VII веке они переселились отсюда на балканский полуостров. Случай к тому был следующий. Когда Далмациею, принадлежавшею византийской империи, овладели (около 630 г.) авары, – греческий император Ираклий (610– 641 г.) предложил сербам выгнать аваров, и за то обещал, в случае успеха, уступить им эту землю. По словам Константина Порфирородного († 959 г.), сербы в эту пору разделялись на 5 племен: I) собственно сербов, 2) захлумцев, 3) травунян и коповлян; 4) поганов или неречан и 5) дуклян или диоклейцев 24 . После долгой и упорной битвы сербы успели прогнать аваров и заняли местность, принадлежавшую византийской империи: северо-восточная ветвь сербов заняла нынешнее княжество сербское, также Босну и Расу, а юго- западная нынешнюю Герцеговину, Черногорию, Адриатическое побережье от реки Цетины (в Далмации) до озера Скутарского 25 . Впоследствии они образовали 4 сербских государства: 1) княжество (жупанство), потом королевство и царство Сербское, 2) бапство, потом королевство Боснийское, 3) княжество Захолмское или Холмское, названное, с присоединением Пагании и Травунии, Герцеговиною, и 4) княжество Черногорию, образовавшееся из Дукли или Диоклеи 26 . Начальники мелких сельских волостей (жуп) назывались жупанами, а правители отдельных земель – главными, великими жупанами, или бапами 27 . История сербов до XII века, времени вступления на сербский престол собирателя сербской земли знаменитого Стефана Немани, есть история темная, запутанная: она представляет ряд почти беспрерывных войн сербов то с греками, то с болгарами, то внутренних междоусобий и неурядиц. Сербия в ту пору была жалкою добычею, которую отнимали друг у друга то Византия, то Болгария, и она была в руках то первой, напр. при первых четырех жупанах и при Чеславе, то последней, напр. при болгарских царях Борисе и Симеоне. – А внутренние её неурядицы и междоусобия до того ослабили богатые силы её, что она не в состоянии была противостоять напору врагов. Так было с Сербиею до времен Стефана Немани 28 . 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Щипина Р. В. Скачать epub pdf Глава I. На рубеже Античности и Средневековья 1.1. Временные и пространственные координаты Основу европейской культурной традиции составляют античная культура и культура христианства. В этой связи Византия привлекает к себе особенное внимание, поскольку Константинополь стал центром, передающим Средневековью наследие Эллады. После разделения Великой Римской империи на «греческий Восток» и «латинский Запад» культура Константинополя, вплоть до VI в., испытывала определяющее влияние очагов эллинистической культуры на Востоке, возникнувших еще в первую волну эллинизации во время походов Александра Македонского. Одним из таких центров была Александрия Египетская. Традиционно период перехода от поздней Античности к раннему Средневековью трактуется как эпоха мировоззренческого кризиса, характеризуемая разнородностью идейных течений и эклектизмом философии. Ранневизантийский период – это эпоха от времени правления Константина Великого (324–337) до Ираклия (610–641). Ранневизантийская культура переживает свое становление, будучи питаемой многими истоками. Отчасти это объяснимо пестротою этнического состава Восточной Римской империи, для которого важны были не только языковые, но и диалектные различия, отчасти же – религиозным синкретизмом Рима и спецификой его философских синтезов. Переход от Античности к Средневековью имеет свои временные и пространственные координаты. Начальной вехой этого перехода является территориальное деление империи на две части во время правления Диоклетиана (284–305), что было вынужденной мерой в условиях военного времени. Единство империи было восстановлено Константином I Великим (306–337), но он перенес столицу империи на Восток. В 324 г. на месте Византия, бывшей Мегарской колонии и главного города римской провинции Европы, император основал новую столицу Римской империи – Константинополь. Через шесть лет город был освящен одновременно христианскими епископами и языческими жрецами. Так было положено начало разделению империи на «греческий Восток» и «латинский Запад». Этот процесс был завершен в 395 г., после смерти последнего императора единой Римской империи Цезаря Флавия Феодосия Августа (379–395), разделившего империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. Начало перехода христианства из вероисповедания гонимой общины во «вселенскую религию вселенской империи» было положено принятием Миланского эдикта в 313 г., легализовавшего христианство . При императоре Феодосии христианство было утверждено в качестве государственной религии Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Другого пути не существует. Все сказанное можно было бы выразить более кратко. Можно было бы ограничиться заявлением, что мы употребляем слово «поэтика» точно в таком же смысле, какой оно имеет внутри заглавия книги Д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы». Заглавие нашей работы, как уже догадался читатель, подражательно, и подражательность эта — намеренная; она должна служить знаком жанровой принадлежности. «Поэтика древнерусской литературы» — классический образец научного жанра. Наша книга — попытка работать в том же жанре, но на ином материале. Выражаясь в терминах средневековой эстетики, можно было бы сказать, что два заглавия относятся друг к другу, как «первообраз» и «отображение». Второе слово, в употреблении которого необходимо отчитаться, — слово «ранневизантийский». Грубо говоря, мы понимаем под «ранневизантийской» эпохой время от Константина I (324–337) до Ираклия (610–641). При Константине I был впервые заключен союз между императорской властью и христианской верой — дотоле враждебными силами, в своей совокупности определившими облик официального византийства; при нем же началась тысячелетняя история столицы на берегах Босфора— города Византия, перекрещенного в Константинополь. Навсегда отделившись в 395 г. от Западной Римской империи, византийская держава немногим менее двух с половиной веков продолжала располагать территориями, а также экономическими и культурными ресурсами Восточной Римской империи. Ее нельзя было и представить себе без Александрии, без Антиохии; ее важные центры — Берит (Бейрут), Эмеса, Газа и другие города Сирии, Палестины и Египта. При Ираклии эта держава торжествовала свою последнюю победу над древним врагом Рима— сасанидским Ираном, а затем потерпела решительное поражение от нового, неслыханного врага — от арабов. С Александрией и Антиохией пришлось расстаться. Египет, Сирия и Палестина отошли к миру ислама. Империя вступила в тяжелый политический, экономический и культурный кризис — и вышла из него другим государством, с новыми проблемами и с новыми возможностями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Около 623 года 32 в Чехии начались серьезные попытки противостать насилию Авар. К этому времени явился к Чехам один купец, именем Само, Славянин по происхождению. 33 Он принял участие в начавшемся против Авар движении, своею энергией сообщил ему значительную силу и распространил за пределы Чехии. Сначала Авары, занятые приготовлением к войне, а потом походом на Византию, не обращали внимания на внутренние волнения подчиненных им народов; но когда Славяне отказались служить Аварам, а внутри славянских земель подготовилось восстание, тогда каган пошел на них с своим войском. Славяне одержали победу, потом выбрали Само в короли. Под его правлением, продолжавшимся 35 лет, они вели частые войны с Аварами и каждый раз оставались победителями. 34 Авары в постоянных неудачах растратили свои силы, Чехия и Моравия освободились от их зависимости. Образованию нового государства немало способствовало внутреннее неустройство в самом аварском царстве. Притесняемые доселе народы стали примыкать к новообразовавшемуся славянскому государству, и широкие пустыни, окружавшие аварскую землю, стали заселяться новыми жителями, которые открыто восставали против утеснителей. Император Гераклий (610–641) около 630 года отдал Хорватам Далмацию для заселения её. Хорваты ведут с Аварами войну и теснят их от Далмации. 35 Несколько позже часть Сербов просила у императора земель в пределах империи, Сербам уступлен был юг Македонии в округе города Солуни. 36 Таким образом новые поселенцы оттесняли Авар с юга и запада и помогали усилению державы Само. От 627 до 630 года к Само должны были примкнуть все бывшие под гнетом Авар Славяне, в надежде на лучшую участь под зависимостью соплеменников. 37 События 630 года показывают, что тогда держава Само имела уже протяжение, переходившее за границы Чехии и Моравии. В то время, как Византия напрягала все силы, чтобы устоять против напора врагов, франкам, при ослаблении Авар, открывалось широкое поприще на Дунае. Дагоберт, король франкский, имел намерение распространить свои пределы до соседства с Византией, а это можно было сделать, только одержав победу над Само и обессилив союз славянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010