Спор между ортодоксальными феодосианами из-за терминологии в ученин о Троице вели, с одной стороны, петриты, которых их противники обзывали тритеистами, с другой стороны, дамианиты (савеллиане и тетрадиты).    Повторяем в заключение этого отдела: эта чуждая и Западу, и на самом Востоке — другим православным негрекам — черта рационализирования над догматическими вопросами должна быть принята во внимание при постановке в нашу эпоху вопроса о воссоединении церквей. Нельзя подогнать все народы под одну мерку, тем более букву. Если греки и другие «восточные» не укладываются в латинские формы, то как же можно унифицировать в единой ментальности такие отличные от нас расовые миры, как Китай и Индия. Когда-то они выйдут из ученического возраста и переведут на манер своего мышления весь состав нашей классической догматики. Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (†565 г.) до Ираклия (610—641 гг.)    Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565—578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята у Византии в 568 г. лангобардами.    Не вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа.    B 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально о своей жене, детях, а императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением.    Преемником Тиверия (578—582 гг.) был зять его, генерал Маврикий (582—602 гг.). Византия продолжала существовать на основе системы не наследственной монархии, а узурпаторских захватов трона. Маврикий, каппадокиец, плохо понимал латинский язык и ввел окончательно в качестве официального государственного языка — греческий. Эта деталь символизировала уже совершившийся отход Восточной империи от власти над Западом. Маврикий был набожным человеком до экзальтации и способности к видениям. Но одновременно был и трезвым правителем, твердым и последовательным до суровости. Не льстя никому и не приспособляясь, он возбудил против себя недовольство и на этом пути трагически погиб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

кононитов и филопониан в вопросе о воскресении мертвых. Выделение в эпоху спора с тритеистами из массы феодосиан, по-видимому, крайних ортодоксалов, партии кондовавдитов. Спор между ортодоксальными феодосианами из-за терминологии в ученин о Троице вели, с одной стороны, петриты , которых их противники обзывали тритеистами, с другой стороны, дамианиты (савеллиане и тетрадиты).   Повторяем в заключение этого отдела: эта чуждая и Западу, и на самом Востоке — другим православным негрекам — черта рационализирования над догматическими вопросами должна быть принята во внимание при постановке в нашу эпоху вопроса о воссоединении церквей. Нельзя подогнать все народы под одну мерку, тем более букву. Если греки и другие «восточные» не укладываются в латинские формы, то как же можно унифицировать в единой ментальности такие отличные от нас расовые миры, как Китай и Индия. Когда-то они выйдут из ученического возраста и переведут на манер своего мышления весь состав нашей классической догматики. Политическая рама церковных событий от Юcmuhuaha I († 565 г.) до Ираклия (610-641 гг.) . Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565-578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята у Византии в 568 г. лангобардами. Не вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа. B 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально о своей жене, детях, а императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Император Ираклий (610–641), несмотря на то, что был целиком поглощен персидскими войнами, проявлял большой интерес к распространению Благовестия среди славянского мира. По свидетельству Константина Багрянородного, «царь Ираклий, вызвав из Рима священников и сделав из них архиепископа и епископа, священников и диаконов, крестил хорватов». И ниже: «тех послов, которых царь крестил, вызвав из Рима и научив их хорошо соблюдать благочестие, изложил им христианскую веру» 163 . Ираклий обратился в Рим, поскольку весь Иллирик вплоть до правления Льва Исавра (714–741) находился в римской юрисдикции (до 732–733 гг.). Во времена благословенного единства Церкви византийские императоры без колебаний дозволяли Римской Церкви заниматься миссией на сопредельных с империей территориях. С другой стороны, и пламенные миссионеры-греки с вдохновением трудились в деле распространения христианства в областях, относившихся к юрисдикции Рима, как мы видели ранее на примере двух греческих миссионеров в Англии. Кроме тех, что жили за пределами империи, достаточно много славян 164 переселилось в Византию и дошло до Пелопоннеса, оставаясь политически независимыми и приверженными своим отеческим верованиям. Их покорение и переход в христианство весьма заботили византийцев. В 783 г. полководец Ставракий предпринял попытку покорения славян, не закончившуюся особенными удачами. Позже пелопонесские славяне восстали и осадили Патры (805), но в конце концов потерпели поражение и начали охотнее подпадать под влияние христианского окружения. В Македонии распространение христианства среди славян, которые туда проникли, произошло быстрее, ранее конца IX столетия 165 . Хорошо помогали делу контакты славянских племен с прежними жителями, которые были уже христианами, существующая церковная организация, а также открытие монастырей в различных областях. Создание живых центров богослужения и братской жизни всегда являлось основополагающим фактором миссии, и его значение остается неизменным как для настоящего, так и для будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Поэтому земная история, рассматриваемая с точки зрения священной истории, представляется как постоянная «духовная брань». Особенно явственно она ощущается в истории иудеев – ветхозаветного народа Божия, некогда избранного Богом и не смогшего (в основной своей массе) подтвердить свое богоизбранничество подвигом веры, и в истории русского народа-богоносца, носящего Бога в себе, но не всегда оказывающегося на высоте призвания своего, а порой падающего в темные и беспросветные глубины богоборчества и богооставленности, готового иногда, наподобие древних иудеев, кричать: «Распни Его», а затем потоками собственной крови смывающего свой грех . История державы ромеев также является ярким примером подобной «духовной брани», которая скрывается под плотяным покровом земных событий ее. И конечно, в первую очередь она определяет течение и ход истории византийской Церкви. Не ставя перед собой широких задач охвата всей этой истории, обратимся только к одной странице ее и наметим основные этапы развития монофелитских споров, без понимания которых невозможно понимание личности и миросозерцания преп. Максима Исповедника . 1. Внешние условия возникновения монофелитства После блестящего правления Юстиниана I Византия во второй половине VI века вступила в полосу затяжных неудач, и, когда на трон вступил Ираклий (610–641 гг.), империя, по выражению Г. Острогорского, «лежала в обломках» 962 . Финансы ее были расстроены, система внутреннего управления функционировала почти вхолостую, многие области были захвачены чужеземцами – аварами, славянами и персами. Для восстановления хотя бы тени былого могущества требовались серьезные государственные реформы и реорганизация армии. Проведя их, Ираклий заключил мир с аварами и все силы обратил на борьбу с главным врагом – Персией. Эта борьба была упорной, чаша весов долго колебалась, пока Ираклий, проявив незаурядный стратегический талант, не проник с юга в самое сердце владений Сасанидов и не нанес персам окончательное поражение (628 г.). Но когда основной враг, на протяжении нескольких столетий постоянно угрожавший Римской империи, был разгромлен, появилась еще более страшная угроза в лице арабов, и они поставили державу ромеев перед опасностью полной катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Георгий Писида (конец VI – начало VII в.) Георгий Писида, уроженец малоазийской области Писидии (отсюда прозвище), служил диаконом в столичном соборе св. Софии и занимал должность хартофилакса (придворного архивариуса) при Ираклии (610–641 гг.). Военным операциям своего царственного патрона Георгий посвятил большие эпические поэмы: «На поход царя Ираклия против персов», «На нашествие аваров» и «Ираклиада, или На конечную гибель Хосроя, персидского царя». Кроме того, Георгию принадлежат менее значительные поэмы религиозного («Шестоднев, или Сотворение мира», в 1385 г. переведенная на русский язык, и др.), моралистического и личного содержания, а также эпиграммы. Георгий – самый значительный представитель светской поэзии на всем расстоянии VII–IX вв. Его образная система отличается убедительностью и четкостью. К сожалению, перевод по необходимости оставляет в тени специфические достоинства стиховой техники поэта. Писида жил в эпоху сильнейшей дезорганизации византийской метрики, которая была вызвана как общей культурной разрухой послеюстиниановского времени, так и ненормальным сосуществованием взаимоисключающих метрических систем – музыкальной, которая имела за собой традицию, но не имела никакой связи с живой речью, и тонической, которая еще не успела привиться. Несмотря на эти условия, он сумел достичь настолько виртуозного владения античными метрами (по большей части – ямбический триметр, реже гекзаметр или элегические дистихи), что в XI в. тонкий ценитель Михаил Пселл всерьез обсуждал в особом трактате проблему: кто лучше строит стих – Еврипид или Писида? Вот что зовется ложно у глупцов Судьбой. Представь в уме плясунью непотребную, Что с шумом и ломаньем лицедействует, Изображая бытия превратности Обманчивым мельканьем суетливых рук. Срамница млеет, вертится, кривляется, Подмигивая томно и прельстительно Тому, кого дурачить ей взбредет на ум, Но тотчас на другого обожателя Все с той же блудной лаской переводит взор. Все обещает, все подделать силится. И ничего не создает надежного,

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

К середине V века, хотя христианизация общества еще далеко не закончилась, модель союза между Церковью и Империей уже была достаточно ясна. Процесс христианизации начался при императоре Константине и продолжился при его сыновьях и их преемниках. Вспомним, что император Феодосий был первым крещеным императором, а его западный коллега, Гратиан, официально отказался от титула «pontifex maximus» - верховный жрец. Как практикующий христианин, Феодосий, естественно, окончательно порвал с языческими культами и благосклонно принимал прошения епископов о закрытии и уничтожении языческих храмов или о трансформации их в христианские церкви. В 391-392 гг. Феодосий опубликовал два декрета, полностью запрещающих языческие культы - как общественные, так и частные. Язычество перешло на положение едва терпимого меньшинства. Оно просуществовало еще около полутора веков: Афинский университет (Академия) оставался открытым и обширные области в сельской местности продолжали быть языческими. Однако потомки Феодосия, правившие до середины V в., следовали его примеру: становились членами Церкви и проводили в жизнь антиязыческое законодательство. Но лишь решительные указы Юстиниана (527-565) положили язычеству конец. Язычество было запрещено, но иудейский культ - разрешен, хотя права иудеев отчасти ограничивались. Разрушение и осквернение синагог запрещалось, а служители синагоги - наряду с христианскими клириками - освобождались от гражданской и уголовной ответственности. Произвольное насилие в отношении евреев каралось законом. Однако с самого начала христианской Империи были предприняты самые суровые меры против иудейского прозелитизма среди христиан и в то же время всячески поощрялось крещение иудеев. Переход христиан в иудаизм был запрещен, а иудеи, виновные в преследовании своих бывших единоверцев, перешедших в христианство, подлежали сожжению заживо. Выше уже говорилось, что иудеям запрещено было держать рабов-христиан, а если они публично высказывали неуважение к христианству, то утрачивали свои гражданские права. Им не дозволялось служить в армии, занимать государственные должности и быть юристами. Однако до Ираклия (610-641) в Восточной Империи не практиковалось массовое насильственное крещение иудеев, хотя таковое было весьма распространено в варварских государствах Запада начиная с V в. Секта самарян имела приблизительно такой же статус, как и иудеи, до широких самарянских восстаний во время правления Юстиниана, после которых права самарян были сильно ограничены.

http://sedmitza.ru/lib/text/434748/

Ответов на эти вопросы может быть два. Или в Ставке сидели рассеянные люди, которые просто забыли Приморскую армию в Крыму. Или полуострову угрожала вполне реальная опасность. Уже в начале 1944 г. среди татарской верхушки в Крыму пошли разговоры о некой «третьей силе», которая могла бы спасти татар. Намеки на это были даже в татарских пропагандистских изданиях. Собственно, и Гитлер до последнего часа надеялся на конфликт между СССР и западными союзниками. Ни в мае 1944 г., ни в последующие два года никто не мог гарантировать, что война между СССР и союзниками с одной стороны и Германией с другой не перерастет в войну между союзниками и СССР. Англия и США сосредоточили в мае 1944 г. огромный флот в Средиземном море, и нетрудно сообразить, что в случае начала войны с СССР он бы оказался в Черном море. А греки-то причем? Начну с общеизвестного, а затем перейду к тому, чего у нас не знают ни обыватели, ни даже профессора-историки. В I века нашей эры все Причерноморье было покрыто греческими городами-колониями: устья Дуная, Днестра, Днепра и Дона, Крымский полуостров, включая район Керчи, побережье Кавказа и черноморское побережье турецкой Малой Азии. Недалеко от Сухума был построен город Себастополис (другое название - Диоскурия). Они же основали колонии Гиенос (современная Очамчира), Питиунт (Пицунда), Фасис (Поти), Батис (Батум) и др. Позже большинство греческих колоний вошли в состав Византийской империи. А кто такие византийцы? Иногда их называли ромеями. Но практически во всех русских летописях они именовались греками. Если в IV-VI веках официальным языком Византии был латинский, то с VII века и до 1453 г. - греческий. Со времен правления императора Ираклия I (610-641 гг.) языком всей империи был греческий. На латинской вульгате говорило лишь франкийско-дакийское меньшинство Балканского полуострова, население Далмации и ряд других малых регионов. В энциклопедии Кольера сказано: «Византийская империя сохранила римскую систему правления и римские законы, но по языку и культуре была греческим государством».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

а) Номоканон в 50-ти титулах, 15 образовавшийся из соединения упомянутых выше сборников (канонического в 60 тит. и гражданского в 87 гл.) И. Схоластика. В каждом титуле церковные правила и гражданские законы о церкви соединены вместе (церковные правила в цитатах цифрами, а гражданские законы в полном тексте). Составитель этого Номоканона неизвестен; думают, что он составлен был уже после смерти И. Схоластика (по мнению Цахариэ, в царствование имп. Маврикия 682–602). Номоканон в 50 тит. был у греков во всеобщем употреблении. б) Как из соединения канонического и гражданского сборников И. Схоластика образовался Номоканон в 50 тит., так из канонической синтагмы в 14 тит. и гражданского сборника, известного под именем Collectio tripartita, образовался знаменитый Номоканон в 14 тит., при чем работа автора состояла в том, что в титулы и главы систематического указателя в 14 тит. он поместил соответствующие места институций, дигест, кодекса и новелл. Составитель Номоканона неизвестен. Время составления его, по мнению Цахариэ, относится к царствованию ими. Ираклия (610–641). Номоканон в 14 тит. дошёл до нас не в первоначальном своём виде, а уже в позднейшей переработке знаменитого патриарха Фотия (883). Дополнения, сделанные Фотием, незначительны; он прибавил только правила бывших после первого издания Номокапона соборов: Трулльского (692), Никейского II (787) и двух Константинопольских по делу Фотия 866 и 879 гг. Номоканон Фотия пользовался в греческой церкви особенным уважением, и знаменитый Вальсамон, написавший комментарий на этот труд, удостоверяет, что он мало по малу вытеснил ив употребления все остальные канонические сборники. Со введением на Руси христианства, Фотиев Номоканон в 14 тит. перешёл и к нам в Россию. С изданием этого Номоканона, канонический кодекс греческой церкви достиг полного своего развития, так как заключал в себе все признанные на Востоке вселенские соборы, важнейшие поместные и послания наиболее выдающихся отцов церкви, а также законоположения светской власти по церковным делам. §11. Сокращённые канонические сборники – т. наз. Синопсисы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Но не советую вам впадать в отчаяние, ибо тем, кто будет жить после нас, суждено увидеть еще худшее». Это движение славян к Адриатическому морю закончилось тем, что к половине VIII в. вся Далмация, за исключением приморских городов Дубровника, Сплета, Трогира и Задра, была уже во власти славян. К первым годам правления Ираклия (610–641) относятся наиболее важные успехи славянской иммиграции, засвидетельствованные одинаково греческими и чужими источниками. «Ираклий, – говорит Феофан, – нашел в парализованном состоянии дела Ромэйского государства, ибо Европу опустошили авары, а Азию – персы» 390 . Не менее решительно говорят о том же латинские и восточные писатели. Так, в хронике Павла Диакона сообщается известие от 611 г. об опустошении Истрии 391 . В хронике Исидора, епископа севильского, не менее ясно известие о том, что в начале царствования Ираклия славяне отняли Грецию, а персы – Сирию и Египет, т.е. повторено вышеприведенное известие Феофана, хотя оба писателя независимы один от другого 392 . Относительно систематического движения славян по морям имеется известие сирийского пресвитера Фомы, жившего в VII в., который говорит о нападении славян на Крит около 623 г. и на другие острова 393 , и историка Павла Диакона, который свидетельствует о нападении славян на Южную Италию в 642 г 394 . Славянские походы продолжаются в 618–619, в 622 и 626 гг. Все эти набеги, продолжающиеся в царствование Ираклия, происходили уже не из-за Дуная, а имели точкой отправления Мизию, Фракию, Македонию, Фессалию и другие провинции, находившиеся уже во власти славян. Следовательно, мы можем принять за бесспорный и вполне подтвержденный разнообразными известиями факт обладания славянами морем в начале VII в. и с этой точки зрения оценивать известия в чудесах св. Димитрия, характеризующие новый порядок вещей. Так, выше мы видели, что на греческом острове Скиафе не оказалось населения; это, конечно, нужно объяснять как результат полной слабости империи и господства на море негреческого влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

и гражданского сборника, известного под именем Collectio tripartita, образовался знаменитый Номоканон 14 тит., при чем работа автора состояла в том, что в титулы и главы систематического указателя в 14 тит. он поместил соответствующие места институций, дигест, кодекса и новелл. Составитель Номоканона неизвестен. Время составления его, по мнению Цахариэ, относится к царствованию ими. Ираклия (610–641) 15 . Номоканон в 14 тит. дошел до нас не в первоначальном своем виде, а уже в позднейшей переработке знаменитого патриарха Фотия (883). Дополнения, сделанные Фотием, незначительны; он прибавил только правила бывших после первого издания Номоканона соборов: Трулльского (692), Никейского II (787) и двух Константинопольских по делу Фотия 866 и 879 гг. Номоканон Фотия пользовался в греческой церкви особенным уважением, и знаменитый Вальсамон, написавший комментарий на этот труд, удостоверяет, что он мало по малу вытеснил из употребления все остальные атонические сборники. Со введением на Руси христианства, фотиев Номоканон в 14 тпт. перешел и к нам в Россию. С изданием этого Номоканона, канонический кодекс греческой церкви достиг полного своего развития, так как заключал в себе все признанные на Востоке вселенские соборы, важнейшие поместные и послания наиболее выдающихся Отцов церкви, а также законоположения светской власти по церковным делам. § 11. Сокращенные канонические сборники – т. наз. Синопсисы 16 Одновременно с полным кодексом, в греческой церкви развивался другой – сокращенный кодекс, в котором церковные правила излагались не в первоначальном полном тексте, а в форме кратких строго догматических положений. Не представляя той обширности, которою характеризуется полный кодекс, Синопсис был очень удобен, при применении его на практике, и вследствие этого достиг общего распространения. Составление Синопсиса церковных правил не было делом одного лица; Синопсис образовывался постепенно, по мере роста полного текста церковных правил. На некоторых (из дошедших до нас) списках сохранились имена лиц бывших, по всей вероятности, авторами тех редакций, которые носят их названия (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010