5813 414 . Идет пятый год правления императора Ираклия./исправлено: Идет шестнадцатый год правления императора Ираклия. При нем славяне отняли у римлян Грецию, а персы – Сирию, Египет и многие другие провинции. (610–641 гг.) 415 . В Гиспании славнейший принцепс готов Сисебут силой своего оружия покорил многие города, бывшие под контролем римский войск./исправлено: . В Гиспании король готов Сисебут завоевал многие города, бывшие под контролем римский войск (612–621 гг.) 416 . и обратил в веру Христову евреев, бывших подданными его королевства./добавлено: После него глубоко верующий король Свинтила (621–631 гг.) начал войну против остальных римских городов и быстрой победой достиг единовластия над всем объединенным королевством Гиспании. 417 . Таким образом, от сотворения мира и до нашего времени, то есть до пятого года правления императора Ираклия и четвертого года благоверного принцепса Сисебута прошло 5813 лет./исправлено: Таким образом, от сотворения мира и до нашей эры 664 года, то есть до шестнадцатого года правления императора Ираклия и пятого года благоверного принцепса Свинтилы прошло 5827 лет. 418 . Время жизни, отмеренное человеку, ему неведомо. В целом, все противоречия по этому вопросу разрешил Господь наш, Иисус Христос , сказав: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти.» ( Деяния 1:7 , Синодальный перевод, 2003 г.), и в другом месте: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.» (От Матфея 24:36 , Синодальный перевод, 2003 г.) Таким образом, пусть каждый думает о кончине своей так, как это говорится в Святом Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.» (Неканоническое, Сирах 7:39 ) А конец времен для любого наступает тогда, когда он расстается с жизнью. Конец 1 Марк Аврелий Антонин – (лam. Marcus Aurelius Antoninus; 121–180)  – римский император (161–180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма. 6 ...принципата Ираклия Августа... Византийский император Ираклий I, Флавий Ираклий Август (610641).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В столице настроение чиновников и знати по отношению к правителю было в высшей степени враждебное. Только с помощью кровавого террора мог Фока удерживать свою власть. В это время способнейший генерал Приск, которого Фока сделал своим зятем и возвысил в степень comes excubitorum, вошёл в сношения с экзархом Африки Ираклием и его братом Григорием. Эти последние с некоторого времени уже приготовились к борьбе. Сын Григория, Никита, двинулся сухим путём в Египет и завладел после упорной битвы Александрией; в то же время сын экзарха, Ираклий, поплыл с африканским флотом прямо к столице. В начале октября 610 года флот вошёл в гавань Византии, не встретив серьёзного сопротивления. Фока пал жертвой народной ярости; с ним вместе погибли руководящие люди его правления Доментиол, Вонос и Леонтий. 5 октября 610 года сенат и народ торжественно провозгласил Ираклия августом и он был коронован патриархом Сергием. С Ираклия мы опять можем начать новый исторический период: его царствование одновременно и последняя плита на гробнице умирающего времени и начало новой эпохи. Эллинская классическая культура, проявившая ещё свои жизненные силы особенно в исторической литературе (Приск, Малх, Прокопий, Агафия, Менандр), дала свой последний отпрыск в Феофилакте Симокатте, клиенте гениального покровителя науки патриарха Сергия. Вскоре за этим наступает полуторавековой период полного варварства. Ужасная борьба за существование с Востоком, продолжавшаяся всё это время, заставила замолчать и муз и законы. Конечно, только педанты могут презрительно думать и говорить о подобном бесплодном в литературе времени; но с древнегреческим великолепием тогда было надолго покончено. К этому моменту мы лучше всего можем отнести начало новой эпохи. Мы покидаем классическую древность и вступаем на порог переходного времени. III. Династия Ираклия и борьба с исламом (610–717 гг.) Со времени отречения племянника Юстиниана пурпурная мантия доставалась почти исключительно военным. Ираклий (610–641 гг.) 12 был тоже военным; он происходил из семьи, уже в течение двух поколений занимавшей высокие посты на военной и гражданской службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Руины копт. базилик во внутреннем дворе Луксорского храма. VI - VII вв. Руины копт. базилик во внутреннем дворе Луксорского храма. VI - VII вв. Упадок Е. начался в 40-х гг. VI в., когда все Средиземноморье поразила сильнейшая эпидемия чумы. Впервые болезнь была обнаружена в егип. порту Пелусий и затем распространилась по всему Е. и Ливии. Чума и неск. последующих волн эпидемии вызвали резкое сокращение численности населения, объемов производства всех видов продукции, упадок товарно-денежных отношений и натурализацию экономики. В 609-610 гг. Е. стал ареной противоборства сторонников визант. имп. Фоки (602-610) и мятежных сил экзарха Африки Ираклия Старшего. В результате в Е. утвердилась власть имп. Ираклия (610-641), по указу к-го в стране были существенно снижены налоги сроком на 3 года. Во время византийско-персид. войны (602-628) персами были захвачены Сирия и Палестина, а в мае 614 г.- Иерусалим. Александрию наполнили толпы беженцев. В тот же год в Е. были неурожай и голод. В 619 г. персы захватили Александрию, весь Е. и Ливию. Захват Александрии и ее окрестностей сопровождался погромами и убийствами; были разорены многочисленные мон-ри вокруг города. В февр. 628 г. имп. Ираклий одержал победу, и, согласно договору, персы вернули ромеям все ранее захваченные земли; вскоре их войска покинули Е. Восстановление визант. правления в Е. оказалось недолгим. Уже в 645 г. Византия окончательно утратила власть в стране, перешедшей под управление арабов-мусульман. Административное устройство В системе Римского гос-ва Е. был подчинен напрямую принцепсу. Во главе страны назначался префект из сословия рим. всадников, подчинявшийся непосредственно императору (проч. рим. провинции управлялись проконсулами - выходцами из сената). Объем власти префекта Е. не отличался от объема власти наместников др. провинций. Сенаторам во избежание мятежа запрещалось приезжать в Е. без специального разрешения императора. Срок пребывания префекта в должности составлял обычно от года до 2, реже до 4-5 лет. Максимальный известный срок пребывания префекта в должности - 16 лет. Префект был наделен проконсульскими полномочиями, обладая в Е. верховной властью: военной, финансовой и судебной. Его основные функции сводились к контролю за сбором налогов, денежных и натуральных, за отправкой зерна в Рим. Особой обязанностью префекта была борьба со злоупотреблениями сборщиков налогов, к-рые могли уменьшить доходы казны.

http://pravenc.ru/text/187963.html

С.Б. Сорочан 291 Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. – Berlin, 1958. – Bd. 1. – P. 531; Hunger H. Die hoch­sprachliche profane Literatur der Byzantiner. – München, 1978. – Bd.l. – S. 336; Mango C. Who Wrote the Chronicle of Theophanes?//Зборник Радова Византолошког института. – Београд, 1978. – Кн. 18. – Р. 10–11. Полемику по поводу биографии и проблемы авторства cm.: Mango С. Op. cit. – Р. 9–17; Чичуров И. С. Феофан Исповедник – публикатор, редактор, автор? (В связи со статьей К. Манго)//ВВ. – 1981. – Т. 42. – С. 78–87; Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в византийской исторической тради- ции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР. – M., 1983. – С. 15–18; Duket Т.А. A Stady in Byzantine Historiography. An Analyses of Theophanes’ «Chronographia» and Its Relationship to Theophylact’s «History». The Reigns of Maurice and the 7th Century to 711. – Boston, 1980. – P. 286–337; Продолжателъ Феофана. Жизнеописания византийских царей. Изд. подгот. Я. Н. Любарский. – СПб., 1992. – С. 214– 215; Каждан А. П. в сотрудничестве с Шерри Ли Ф., Ангелиди X. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 279–283. 292 Папа Мартин I занял престол 5 июля 649 г. и уже в октябре этого же года в Риме состоялся Латеранский собор, в своих канонах зафиксировавший официально признанное государством монофелитство как ересь (Le Liber Pontificalis. Texte, introduc. et comment, par L.Duchesne. – Paris, 1955. – P. 336, 339). 293 Император Констант II (641–668). У Феофана A. M. 6121 (no александрийской эре), То есть 629/630 г. н.э. Под этим годом Феофан, нарушая хронологическую последовательность изложения, рассказывает о событиях почти четырех десятилетий: от возникновения ереси монофелитов, принятия ею статуса официальной религии до ее осуждения и смерти Константа II. 294 To есть о созыве собора в Латеране (папский дворец в Риме), осудившем монофе- литство. Ересью также был объявлен указ Константа II (typos tes topos) и провозглашена анафема основателям монофелитства Киру Александрийскому, Феодору Ферранскому и константинопольским патриархам Сергию (610–638), Пирру (638–641, 655), Павлу (641–654). Заседания собора состоялись 5, 8, 17, 19, 31 октября 649 г. и на них присутствовало 105 ортодоксальных епископов, а также один из самых авторитетных антимонофелитов, бежавший с Востока Максим Исповедник . Императору Константу, по-видимому, заранее стало известно о подготовке собора с целью осудить действия правительства, отчего осенью того же года в Италию был послан вновь назначенный экзарх Равенны Олимпий, однако его вмешательство запоздало (см.: Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. – M., 2001. – С. 144–147).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66 Башкиров А. С. Юлиан Кулаковский . Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк с 3 картами, 7 рисунками на таблицах и 10 в тексте. Изд. второе, пересмотр. Киев, 1914//Журнал Министерства народного просвещения. 1915. Февраль. критики и библиографии. С. 395–403. Нами ведется подготовка к изданию сочинений Ю. А. Кулаковского по истории и археологии Крыма. 68 С. С. Аверинцев : «Когда сегодня иные пишут о мерзости власти и прочее, то я думаю: человек, который это пишет, он что, не понимает, что только уже потому, что он может все это написать и напечатать, ему, быть может, и не стоило бы этого писать?» (Мурзина М. Встреча с обыкновенным гением: Сергей Аверинцев : «Ах, мой милый Августин!»//Аргументы и факты. 1998. 3 (129). С. 3). 69 Справедливости ради стоит признать, что характеристика деятельности любимого Кулаковским императора Феодосия II из текста «Истории Византии» не вполне очевидна. Ю. А. Кулаковский пишет, что Феодосий был «тихим и кротким царем», но почему-то при этом казнил неугодных направо и налево. Хороша же кротость! 71 Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского (ИР). Ф. III. Д. 22144. JI. 1 – 1 об. 73 Вспоминая В. Ф. Асмуса... М., 2001. С. 212–213. Знакомству с этим изданием я обязан любезности В. А. Короткого. 74 Асмус В. Ф.Философия в Киевском университете в 1914–1920 годах//Вопросы философии. 1990. 8. С. 98. 75 Романовский В. А.К истории подготовки профессорских кадров в дореволюционное время//Alma Mater: св. Володимира та в добу (1917–1920): документи, спогади. К., 2000. Кн. 1. С. 287. 80 Имеется в виду работа над главой о правлении в 610–641 гг. императора Ираклия (575–641); см. третий том «Истории Византии», с. 27–160. 86 Во время Первой мировой Киеву пришлось служить главным тыловым центром армий Юго-Западного фронта. Несколько лет, начиная с июля 1914 г., город существовал своеобразной жизнью и заботами тыла: интересы военные возобладали над интересами гражданскими, и нормальная городская жизнь нарушилась. Киев заполняется военными, беженцами и переселенцами из приграничных округов, пленными. Отступление русской армии летом 1915 г. вызвало необходимость эвакуации музейных, архивных, библиотечных собраний в Центральную Россию и в Поволжье. Университет св. Владимира был эвакуирован в Саратов и только к началу 1916 г. вместе с другими эвакуированными учреждениями возвратился. Ю. А. Кулаковский в 1915–гг. также вынужден был жить с осиротевшей семьей в Саратове.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

126 . 1 Годы правления императора Ираклия: 610–641 гг., а Сергий был константинопольским патриархом в 610–638 гг. 2 Борьба Ираклия с персами была длительной и упорной. Первоначально война складывалась неудачно для византийцев: персы заняли Сирию и Киликию, пересекли Малую Азию и вышли к Боспору. Одновременно, в 614 г., был захвачен Иерусалим, причем христианские святыни подверглись ограблению и разрушению. Крест Господень и церковные сокровища захватчики увезли в Персию, а среди множества пленных находился и иерусалимский патриарх Захария. В 619 г. персы завладели и Египтом. Но в 622 г. Ираклий, проведя реорганизацию армии, перешел в наступление, и не сколько его кампании закончились окончательным поражением персов в 628 г. (см.: Кулаковский Ю. История Византии. Т. Киев, 1915, с. 33–120; История Византии. Т. 1. M., 1967, с. 365–366). 3 Борьбе с персами Ираклий придавал глубокое религиозное значение. Отправляясь на войну, он взял с собою частицы «животворящего Креста», а армию императора сопровождал повсюду образ «нерукотворного Спаса» (см.: Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archeologique. P., 1957, c. 26–32; Moorhead J. Iconoclasm, the Cross and the Imperial Image. – Byzantion. 1985, t. 55, c. 174). 5 Здесь автор использует широко с первых веков христианства распространенное представление о христианах как «душе мира». Четко оно выражается, например, в «Послании к Диогнету» (ок. 130–140), где говорится: «Что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа хотя и обитает в теле, но не от тела, и христиане живут в мире, но не суть от мира». В данном представлении отражается христоцентризм мировосприятия, который проходит устойчивым лейтмотивом во многих произведениях христианской словесности (см.: Minnerath R. Les chretiens et le monde (Ier et IIe siecles). P., 1973, c. 28–32). 6 По свидетельству Анастасия Синаита , встреча состоялась в Антиохии в 631 г. Афанасий прибыл на переговоры с императором в сопровождении двенадцати епископов. По свидетельству сирийских источников, переговоры окончились безрезультатно ввиду неуступчивости монофизитской стороны (см.: Histoire de l’Eglise depuis les origines jusqu’a nos jours. T. 5. P., 1938, с. 115–116).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В том же 7 в., продолжая сочинение Зеноба Глака, настоятель монастыря Сурб Карапет Ован Мамиконян (о жизни которого, за исключением того, что он сам о себе сообщает, из других источников ничего не известно) описал борьбу с персами в «Истории Тарона» (первая ее часть некоторыми исследователями приписывается Зенобу Глаку) 232 . В памятной записи к своему труду Ован сообщает, что создал его в правление византийского императора Ираклия (610–641) по приказу армянского католикоса Нерсеса IV Строителя (641–661). Однако есть специалисты, считающие, что работа эта является поздней подделкой и может быть отнесена к времени после 8 в. 233 В «Истории Тарона» автор (с привлечением кратких исторических записей монахов Глакского монастыря) пишет о событиях, относящихся к к. 6 – 1–й пол. 7 в. (восстание армян против владычества сасанидской Персии в 571–-572 гг., первые набеги арабов), а также о жизни духовного центра Тарона – монастыря Св. Карапета (Глакаванк), расположенного к западу от оз. Ван 234 . Следует сказать, что, несмотря на претенциозное название, сочинение Ована Мамиконяна историей в собственном смысле слова не является. Скорее, это – краткий «исторический роман», состоящий из пяти частей, в котором автор стремится описать византийско–персидские войны при персидском царе Хосрове II (590–628), когда персы часто совершали набеги на Тарой. Ован Мамиконян пишет псевдоисторическим стилем, подражая Павстосу и Себеосу, часто вводит в повествование вымышленных и случайных персонажей, приводит неточные этимологические сведения о географических названиях Тарона. Религиозные верования героев «Истории» принадлежат явно более позднему периоду, чем заявленный автором. Их мстительное и фанатичное христианство едва ли не равносильно исламскому газавату, а их священники обращаются не столько к Богу, сколько к небесному покровителю князей Тарона – св. Карапету, который также действует в повествовании и помогает им в сражениях. Некоторые исследователи отказывают «Истории Тарона» Мамиконяна в какой бы то ни было ценности 235 . Однако если отнести этот роман к периоду между 9 и 12 вв., то его интересно сопоставить с армянским эпосом «Давид Сасунский» или с персидской «Шахнаме».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, в конце концов, и сама армия изнемогла, произошел военный заговор, и император был убит. Ему на смену пришел узурпатор Фока, который царствовал всего 8 лет (602–610 гг.) – и эти годы были настоящей агонией старой империи – позднеримской или, если хотите, ранневизантийской. В церковном отношении как Маврикий, так и Фока были православными императорами, но даже приверженность православию этого последнего – Фоки, выразилась в диких формах кровавых гонений не только против монофизитов, но и против всех неправославных, вплоть до самарян и иудеев. Ненавидимый всеми Фока только в Риме нашел горячую поддержку. По-видимому террористические методы утверждения православия импонировали тогдашним римским настроениям. Террор Фоки был направлен, прежде всего, против аристократических фамилий. Аристократия и так достаточно пострадала от вражеских нашествий, которым подверглась большая часть империи, и теперь Фока ее добивал. Падение кровавого режима Фоки было началом нового периода византийской истории. Фока погиб в результате восстания, возглавленного карфагенским военачальником Ираклием, который и стал его преемником на константинопольском престоле. Император Ираклий, основатель новой династии – один из самых значительных византийских государей. Царствование его продолжалось с 610 до 641 года – более тридцати лет. Поскольку прежняя социальная структура империи распалась, Ираклий дал ей новую основу, новый принцип организации. Отныне административная система была военной, а социальной базой государства стали мелкие земельные владения. Часть свободных крестьян, объединенных в общины, составили основу новой армии. Если прежняя армия была наемной, и в силу этого – ненадежной, новая армия, не менее профессиональная, опиралась на мелкие крестьянские хозяйства, воины получали земельные наделы, за что они обязывались государству военной службой, а наделы эти обеспечивали им не только пропитание семьи, но и военную экипировку в случае призыва в армию во время боевых действий. Царствование Ираклия совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, а с востока вторгались персы.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Но в конце концов и сама армия изнемогла, произошел военный заговор и император был убит. Ему на смену пришел узурпатор Фока, который царствовал всего 8 лет (602-610 гг.) — и эти годы были настоящей агонией старой империи — позднеримской или, если хотите, ранневизантийской. В церковном отношении как Маврикий, так и Фока были православными императорами, но даже приверженность православию этого последнего — Фоки выразилась в диких формах кровавых гонений не только против монофизитов, но и против всех неправославных, вплоть до самарян и иудеев. Ненавидимый всеми Фока только в Риме нашел горячую поддержку. По-видимому, террористические методы утверждения православия импонировали тогдашним римским настроениям. Террор Фоки был направлен прежде всего против аристократических фамилий. Аристократия и так достаточно пострадала от вражеских нашествий, которым подверглась большая часть империи, и теперь Фока ее добивал. Падение кровавого режима Фоки было началом нового периода византийской истории. Фока погиб в результате восстания, возглавленного карфагенским военачальником Ираклием, который и стал его преемником на константинопольском престоле. Император Ираклий, основатель новой династии — один из самых значительных византийских государей. Царствование его продолжалось с 610 до 641 года — более тридцати лет. Поскольку прежняя социальная структура империи распалась, Ираклий дал ей новую основу, новый принцип организации. Отныне административная система была военной, а социальной базой государства стали мелкие земельные владения. Часть свободных крестьян, объединенных в общины, составили основу новой армии. Если прежняя армия была наемной, и в силу этого — ненадежной, новая армия, не менее профессиональная, опиралась на мелкие крестьянские хозяйства, воины получали земельные наделы, за что они обязывались государству военной службой, а наделы эти обеспечивали им не только пропитание семьи, но и военную экипировку в случае призыва в армию во время боевых действий. Царствование Ираклия совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, а с востока вторгались персы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Продолжателем Менандра был историк VII в. Феофилакт Симокатта, описавший в своей «Истории» события 582—602 гг.. Феофилакт Симокатта являлся современником и политическим сторонником императора Ираклия (610—641). Уроженец Египта, Феофилакт происходил из знатной семьи и получил разностороннее образование, включая и солидные знания в области естественных наук. В литературном наследстве Феофилакта мы встречаем, кроме исторического сочинения и писем риторического характера, естественнонаучный труд—«Вопросы природы («Quaestiones physicae»). Свое историческое произведение Феофилакт Симокатта написал, по-видимому, между 628 и 638 гг. Оно осталось незаконченным: труд историка обрывается на изложении трагических событий 602 г., связанных с казнью императора Маврикия и его семьи и воцарением Фоки (602— 610). В византийской историографии раннего периода Феофилакт Симокатта занимал видное место и высоко ценился в последующее время. Подобно своим прославленным предшественникам, Прокопию и особенно Агафию, Феофилакт Симокатта чрезвычайно высоко ставит занятия историей. По его мнению, философия — царица науки, а история — ее дочь и ученица. Феофилакт Симокатта стремится использовать в своем историческом труде не только сочинения других, более ранних византийских авторов (Менандра, Иоанна Лида, Евагрия и, возможно, Иоанна Епифанийского), но и документальные материалы — консульские анналы, протоколы дел цирка и другие ценные источники. Подобно своим предшественникам, много сведений черпает Симокатта и из устных рассказов современников, особенно из рассказов об Иране и других странах. В отношении личных наблюдений и личного опыта Симокатта значительно уступает Прокопию и скорее всего, как и Агафий, принадлежит к типу историка— кабинетного ученого, а не политического деятеля. Повествование Симокатты гораздо в большей степени, чем рассказ Прокопия, Агафия и Менандра, перегружено малосущественными деталями, что порою затемняет его общую линию. Политические идеи Феофилакта Симокатты проникнуты монархизмом, верой в справедливого и мудрого монарха. Ни в одном из сочинений византийских историков раннего времени нет столь четко и ярко нарисованного абстрактного образа идеального монарха. Свои идеи автор облекает в форму советов императора Тиверия сыну Маврикию, которые включают целую программу поведения мудрого государя-философа на троне. «Держи в узде разума произвол своей власти»,— такова первая заповедь дальновидного монарха. Второй заповедью мудрого правителя является соблюдение скромности и справедливости. «Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбой и счастьем ты поставлен выше всех» . Феофилакт призывает василевса осознать тщету всего земного, суетность и преходящий характер счастья и власти на земле .

http://sedmitza.ru/text/444006.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010