Армянский ученый Овсепян в новейшее время сверил византийские известия о начале монофелитства с армянскими известиями о том же предмете и пришел к заключению, что патриарх Константинопольский Сергий уже имел монофелитскую теорию готовою в первый год царствования Ираклия (610–641 гг.); значит – задолго до похода его на персов, – когда еще не могло быть и речи о восстановлении политического единства империи, ибо единство это еще не было разрушено персами. Это несомненно показывает, что монофелитское учение (и движение) возникло в самой Церкви, а не было придумано государством (или для надобностей государства); государство только воспользовалось им для политической цели; что творец монофелитского учения не император Ираклий, а патриарх Константинопольский Сергий, создавший эту теорию задолго до того времени, когда могла явиться у Ираклия мысль использовать ее в государственных целях. Личность патриарха Сергия весьма интересна и весьма замечательна. Он был родом из Сирии и происходил из монофизитской семьи, но учителя у него были, кажется, православные. Сергий обладал не только недюжинным умом и многосторонним образованием, но и вообще очень ценными и не часто встречающимися соединенными в одном человеке духовными качествами: энергией, административными способностями, редким бескорыстием, горячим патриотизмом (однако он не ставит его выше своих религиозных взглядов), ораторским талантом и поэтическим даром, и ему принадлежит помянутый выше знаменитый акафист Богородице, или – по крайней мере – создание многих новых строф в нем; ему же принадлежит важная роль в кодификации церковных законов (есть веские косвенные данные, что ему принадлежит первая редакция Номоканона). Управляя столицей вместе с Патрикием Бонозом в тяжелое для империи время, Сергий отдал церковную казну на нужды государства – для отражения нападения на столицу аваров и персов; его решительность, его патриотическое одушевление спасли в 626 г. столицу, осажденную аварами и персами. Будучи другом и правою рукою талантливого императора Ираклия, он всегда, однако, старался оставаться в тени, и притом – не только в политических делах, но и в церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

55 Преподобный Максим Исповедник (ок. 580–662) – византийский богослов, главный противник монофелитов, в том числе императора Ираклия I (610–641) и патриарха Константинопольского Сергия I (610–638). Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью – рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении получил имя Мосхион. После смерти родителей в десятилетнем возрасте он был передан в один из палестинских монастырей на воспитание, где его нарекли Максимом. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима (614), вынудили преподобного покинуть Святую Землю. Так он оказался в столице империи, где стал секретарем императора Ираклия, но вскоре оставил службу и ушёл в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и аваров (626) заставило его покинуть город. Побывав на Крите и Кипре, он некоторое время прожил в Северной Африке, затем в Палестине и Сирии. В 641–645 гг. преподобный снова подвизался на севере Африки, где в 645 г. в диспуте с монофелитами в Карфагене он победил бывшего константинопольского патриарха Пирра (639–641 и 653–654). В том же году он отправился в Рим и, близко сойдясь с папой, святителем Мартином (649–653), выступил главным инициатором проведения Латеранского собора (649), на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов. Святой доказывал, что воля и энергия присущи естеству или природе, и, следовательно, во Христе, при наличии двух природ, должны пребывать как Божественные воля и действование, так и человеческие. За это в 653 году святой Максим, как и римский папа, был арестован, осуждён и сослан. За свою непримиримую позицию в 662 г. преподобный был ещё раз привезён в столицу, вновь осуждён, подвергнут урезанию языка и отсечению десницы и сослан в Лазику (Западная Грузия), где в крепости Шемари вскоре умер и был погребён (662). Учение святого Максима восторжествовало на VI Вселенском Соборе (680). Монофелитство (греч. единоволие) – ересь, сложившаяся в VII в. и представляющая собой видоизменение монофизитства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Григорием Великим был поднят вопрос о правомерности использования К-польскими патриархами титула «Вселенский». Вопрос решил имп. Маврикий (582-602) в пользу предстоятелей КПЦ. Патриарх Иоанн IV занимал у имп. Маврикия крупные суммы денег, предоставляя в залог собственное имущество. После кончины патриарха было установлено, что он ничем не владел и тратил все деньги на широкую благотворительность. Патриарх Иоанн IV был аскетом и крупным канонистом. В Патриаршество Кириака II (596-606) продолжился спор между Римской и К-польской кафедрами по поводу использования титула «Вселенский». В ответе на синодику патриарха Кириака папа Григорий Великий вновь заявил протест против использования патриархом этого титула. О Патриаршестве свт. Фомы I (607-610) известно мало, поскольку это было время последних лет правления имп. Фоки (602-610) (гражданской войны в Византии). VII век: монофелитство и его преодоление Долгое Патриаршество Сергия I (610-638) в царствование имп. Ираклия (610-641) было отмечено возобновлением богословского диалога, призванного выработать компромиссную богословскую формулу для примирения православных с монофизитами. При участии Сергия и Кира (патриарх Александрийский ок. 630/1 - ок. 642) была разработана доктрина моноэнергизма , постулирующая наличие во Христе при двух природах единого действия. Выработка этой доктрины началась в 618-620 гг. на фоне катастрофических поражений, к-рые терпела Византийская империя от персов на Ближ. Востоке, в зоне преимущественного расселения монофизитов. Инициатива переговоров с монофизитами была поддержана папой Гонорием I (625-638), но отвергнута свт. Софронием I , патриархом Иерусалимским (634-638), который провел в Иерусалиме поместный Собор, выступивший за признание двух действий во Христе. Протесты православных и сдержанная позиция монофизитов заставили имп. Ираклия, патриархов Сергия К-польского и Кира Александрийского отказаться от моноэнергизма и сделать акцент на наличие во Христе единой воли, сформулировав учение монофелитства , обосновывавшее наличие во Христе единого воления (воли; θλημα, θλησις).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

П. х. охватывает всю мировую историю от сотворения мира до 628 г. по Р. Х. Последние события, упомянутые в сохранившемся тексте П. х., относятся к весне 628 г.: восшествие на трон персид. шаха Кавада II Широе и мирные переговоры его послов с визант. имп. Ираклием (Chron. Pasch. P. 734-737). Повествование в П. х. носит в основном компилятивный характер, сведения гл. обр. заимствованы из др. известных источников. Наиболее важным из них была хроника, составленная Иоанном Малалой (сер. VI в.), из к-рой автор П. х. брал большие отрывки, переписывая их почти буквально. Кроме нее в разном объеме использованы хроники Секста Юлия Африкана (нач. III в.), Евсевия Памфила (нач. IV в.), а также трактат свт. Епифания Кипрского «О мерах и весах» (кон. IV в.). Из книг Свящ. Писания в текст П. х. вошли большие фрагменты из кн. Левита, Книги прор. Даниила и Евангелия от Луки. Сведения об истории ветхозаветных патриархов, пророков, св. Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, первомч. Стефана взяты хронистом из сочинений Космы Индикоплова (сер. VI в.), а также из Житий Псевдо-Дорофея. Использованы акты мучеников Иустина, Дометия, Меркурия. Повествование П. х. о событиях VI в. написано крайне непоследовательно. До 532 г. сведения в П. х., как и в более ранних разделах, преимущественно взяты из сочинения Иоанна Малалы, о периоде 535-551 гг. никаких сведений не приводится. При этом здесь же полностью внесен пространный текст эдикта имп. Юстиниана I о вере, изданный в 533 г. (Ibid. P. 629-633). Наибольшим значением как исторический источник обладает завершающая часть П. х., после лакуны с 552 г. По своим особенностям эта часть имеет большое сходство с рим. консульскими фастами и является одним из важнейших источников для изучения эпохи правления визант. императоров Маврикия (582-602), Фоки (602-610) и Ираклия (610-641). В заключительной части текста много внимания уделено фигуре К-польского патриарха Сергия I (610-638), поэтому принято считать, что автор П. х. был близок к клиру Патриаршего двора в К-поле. Тем не менее в тексте мало информации по истории Церкви, кратко упомянуты лишь важнейшие события, такие как Вселенские Соборы.

http://pravenc.ru/text/2579167.html

нахараров к шаханшаху Хосрову I Ануширвану побудили его нарушить «вечный мир» 532 г. Интерьер храма св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине (Армения). VII в. Интерьер храма св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине (Армения). VII в. В 572 г. началась новая война с персами, поводом к к-рой послужила поддержка, оказанная Византией армянам в восстании против Сасанидов. Война завершилась в 591 г., когда персид. трон при поддержке визант. войск занял Хосров II Парвиз. В знак благодарности имп. Маврикию за оказанную помощь большая часть Персармении отошла Византии. Маврикий не только провел новую адм. реформу в арм. землях, но и утвердил в Аване халкидонитский Католикосат (588(591)-610), альтернативный монофизитскому в Двине. Арм. войска посылались в отдаленные районы империи, гл. обр. во Фракию, где шли кровопролитные войны с аварами и славянами. По словам историка Себеоса , частые мобилизации и переброска арм. воинских контингентов на Балканы были результатом направленного против армян сговора Маврикия с Хосровом, к-рый также перебрасывал арм. дружины на вост. границы. Нахарары не раз поднимали восстания против проводимой Византией и Ираном политики, к-рая во время араб. завоеваний привела к последствиям, роковым не только для Армении, но и для самих этих держав. За новоприобретенными визант. территориями до кон. VII в. сохранялась автономия, о чем свидетельствует появление должности первенствующего князя Армении ( Юзбашян. С. 29-35), ее носители получали в империи титулы патрикиев, апоипатов, куропалатов. В правление имп. Фоки (602-610) персы овладели неск. вост. областями Византии, а в правление имп. Ираклия (610-641) Хосров II захватил весь восток империи, в т. ч. Армению. В ходе 6-летней кампании (622-628) имп. Ираклий одержал верх над персами и по договору 629 г. вернул завоеванные ими земли. Капитель церкви-мартиирия в Звартноце (Армения) с монограммой Католикоса Нерсеса. 642 - 662 гг. Капитель церкви-мартиирия в Звартноце (Армения) с монограммой Католикоса Нерсеса. 642 - 662 гг. С кон. V в. Армянская Церковь заняла отрицательную позицию по отношению к Халкидонскому Собору, к-рый был открыто осужден на 1-м и 2-м Двинских Соборах (505/6, 554/5). Тем не менее мн. армяне не только в Малой, но и в Вост. Армении придерживались Православия; армяне-халкидониты играли заметную роль в жизни В. и. После победы над Ираном, одержанной при помощи армян, имп. Ираклий через известного полководца, арм. кн. Мжежа Гнуни, предложил высшему духовенству Армении восстановить церковное единство, отказавшись от осуждения Халкидонского Собора. Если князь не примет предложение, император грозил восстановить халкидонитский Католикосат. Прибывший в 630 г. в Карин католикос Езр с 4 епископами и 3 учеными- вардапетами приняли церковную унию.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Ираклий царствовал с 610 по 641 г. От святого Софрония сохранилось большое количество сочинений, и он признается одним из первоклассных богословов — догматистов. Кроме соборного послания, содержащего учение о Троице, о воплощении Бога Слова, причем доказывается единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств (против Евтихия), замечательны его слова: 1) на крещение Спасителя — защита двух естеств в Иисусе Христе, а вместе учение о двух действиях и волях; 2) о кресте, два слова; во втором из них излагается учение о посте и о празднике поклонения кресту среди нашего великого поста; 3) апология Василию Великому относительно толкования им слов: φσις και ουσα 4) на Сретение; 5) слово о Иоанне крестителе; 6) слово в похвалу св. Марии Египетской, из которого в подлиннике приводятся места в деяниях VII Вселенского собора; 7) Сказание о жизни мучеников Кира и Иоанна; 8) «Объяснение на литургию», одно из замечательных сочинений в богословском отношении; 9) «Трипеснцы», начинающиеся днями великого поста и оканчивающиеся праздником вознесения; 10) тропари или самогласны стихиры часов празднества Рождества Христова, с полным чином часов; 11) чин часов вел. пятка со стихирами, не совсем сходный с нынешним; 12) стихиры на водоосвящение в день Богоявления; 13) некоторые стихотворные произведения; 14) наконец, в сане иеромонаха святой Софроний пересматривал и исправлял «устав монастыря Саввы Освященного». Арабов. 641 или 644 г. Житие святого отца нашего Феофана исповедника Император Лев Исаврянин (717–741 гг.) был первым иконоборцем, издавшим повеление выбрасывать святые иконы из церквей и уничтожать их. Император Константин Копроним (741–775 гг.) сильно поддерживал иконоборческую ересь. Он созвал в Константинополе собор, названный им Вселенским, на котором отвергнуто было иконопочитание. Исаврия — откуда происходили как император Лев Исаврянин, так и отец Феофана Исаак — небольшая малоизвестная страна в Малой Азии, граничила с Ликаонией и Киликией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аванский каталикосат [арм. ], древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города). В 588 (591)-610 гг. здесь находился центр Халкидонитского Католикосата, созданного при поддержке имп. Маврикия (582-602) для той части страны, к-рая вошла в состав Византийской империи по договору с шаханшахом Хосровом II . Аванский Католикосат должен был противостоять монофизитскому Католикосату в Двине (на территории, оставшейся в зависимости от сасанидского Ирана). Единственным Аванским Католикосом был Иоанн Багаранский (591-610). После начала византино-перс. войны 602-629 гг. и наступления войск Хосрова II в 602/03 г. Католикосат в А. был упразднен, а Католикос Иоанн умер в перс. плену. Позднее тело его было перевезено в А. и погребено рядом с возведенным им храмом. Аван. Кафедральный собор. Нач. 90-х гг. VI в. Аван. Кафедральный собор. Нач. 90-х гг. VI в. Архитектурные ансамбли А. занимают одно из первых мест среди достижений средневек. арм. архитектуры. Кафедральный собор и расположенный к северу от него дворец построены в 588-597 гг. Католикосом Иоанном после перенесения его кафедры в А. Собор относится к тетраконхам с угловыми нишами и является первым точно датированным памятником этого своеобразного типа (см. также Рипсиме в Эчмиадзине, Джвари во Мцхете). Основу пространства храма составляет купольный квадрат с арочно-парусным подкупольным переходом. Вост. и зап. апсиды удлинены и значительно шире двух других. Угловые ниши служат для прохода в круглые, перекрытые куполами, угловые помещения, у юго-вост. имеется вход и с зап. фасада. Вся эта структура вписана в прямоугольник внешних стен (15,6х18,55 м). В композиции ощутимо влияние архитектуры собора Эчмиадзин, октагональных мартириев Византии и храма Софии К-польской. Судя по храмовой эпиграфике - двуязычной армяно-греч. криптографической надписи Католикоса-халкидонита Езра I (630-641); надписи 1219 г. «атабака армян и грузин» Иване из рода Захарянов; надписи 1285 г. груз. принца Давида; надписи 1287 г. атабака Хутлубуга,- основное население А. вплоть до кон. XIII в. исповедовало Православие.

http://pravenc.ru/text/62548.html

Седьмой век стал для Востока тем, чем был пятый век для Запада – концом Римской империи. Старый античный мир погиб в мучениях, когда ок. 580 г. славянские племена пересекли Дунай и поселились на Балканах и в Греции, а исламские войска отторгли навсегда от некогда римского и христианского мира Сирию, Палестину, Египет и Северную Африку. Природа и человечество внесли свою лепту в эту разруху. 85 Чума, засухи, постоянные землетрясения опустошили города. Полагали, что только Константинополь потерял от бубонной чумы 542 г. 300 тысяч жителей. Дорогостоящие попытки Юстиниана отвоевать западные территории, отнятые германскими племенами, привели истощенную империю на грань экономического краха и сделали ее открытой для персидских вторжений на Востоке. После возвращения при Ираклии (610–641 гг.) восточных провинций и Иерусалима более опасная и более постоянная угроза возникла со стороны арабов. Через 15 лет после решительной победы Ираклия над персами в 626–627 гг. Сирия, Палестина и.Египет были потеряны снова, на этот раз – навсегда. Затем империя стала испытывать постоянные угрозы со веек сторон: сначала арабы осадили Константинополь (674“ 678 и 717–718 гг·), далее в IX в. с севера последовали вторжения все еще не обращенных в христианство болгар (они приняли православие от Византии лишь в 864–865 гг.); наконец, роковой стала тюркская угроза на Востоке. Один за другим крупные центры – Александрия, Антиохия и Иерусалим – отошли к исламскому миру, в то время как монофиситское движение в этих патриархатах смертельно ослабило православную Церковь » Время патристики и греческого господства на Востоке подошло к концу, между тем как империя погружалась в феодализм. Некогда крупные города постепенно умирали, превращаясь в провинциальные, осаждаемые врагами крепости. Ко времени Трулльского собора, состоявшегося в Константинополе в 691–692 гг., византийская Церковь замкнулась в себе, консолидируя свои собственные силы, и одновременно противостояла обычаям других традиций, особенно латинского Запада. Но худшее было впереди, когда православная Церковь претерпела самый страшный в своей истории внутренний кризис – иконоборчество (726–843 гг.)» За этим последовала не менее серьезная внешняя опасность: растущее отчуждение от Рима в связи с вопросом о юрисдикции в Болгарии, что привело к первому серьезному разрыву – так называемой Фотиевой схизме 867 г. Исследователи называют этот период – от вступления на престол Ираклия в 610 г. примерно до середины IX в. – «темными веками» Византии. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тем не менее, ведя постоянную переписку с К., Рим считал себя вправе давать епископам К. указания, особенно в догматических вопросах и в борьбе с ересями. Последним из пап, кто продолжил исполнять эту функцию, был свт. Григорий I Великий (590-604). Епископы К. со своей стороны извещали Рим о событиях в Африке и о постановлениях местных Соборов, как это сделал последний раз еп. Виктор в 646 г. Однако уже в некоторых визант. нотициях (списках епархий), отражающих ситуацию VII-VIII вв., Церковь К. упоминается как митрополия в составе Александрийского Патриархата. Невозможно точно определить, к какому времени относится переход К. в юрисдикцию Александрии. Возможно, это произошло по инициативе имп. Ираклия еще в период гражданской войны в Византии 608-610 гг., когда Ираклиды начали борьбу за власть против имп. Фоки (602-610), опираясь на К., и захватили сначала Египет, а затем К-поль. С 641 г. светская власть в К. находилась в руках визант. экзарха Григория. Религ. споры стали одной из причин его отказа подчиняться ослабевшему политически К-полю, что дало возможность православным чувствовать себя в безопасности. В 646 г. Григорий был провозглашен императором в К. и начал готовиться к борьбе против визант. имп. Константа II. Однако ок. 647 г. арабы под командованием Абдаллаха ибн Саада напали на карфагенскую Африку, Григорий потерпел поражение и был убит под Суфетулой. Арабы, получив выкуп, вернулись в Египет. Власть в К. узурпировал некий Геннадий. В 50-60-х гг. VII в. значение К. в Византии возросло, поскольку имп. Констант решил перенести столицу из К-поля на запад; его резиденция неск. лет находилась в Сиракузах и снабжалась из К. При дворе Константа обсуждался даже проект перенесения резиденции в К. После убийства Константа в 668 г. его преемники в К-поле, осажденные арабами, почти потеряли интерес к зап. владениям. Средние века и Новое время В кон. VII в., с укреплением в Исламском халифате династии Омейядов, арабы возобновили наступление в Африке. В 670 г. ими была основана опорная крепость Кайруан, а под контролем К.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Результаты работы закреплены в двух монографиях. Первая вышла в 2005 году общим объемом 182 страницы, вторая, дополненная и исправленная, в 2006 году общим объемом 226 страниц. Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех разных по размерам разделов, заключения и библиографии, где приведены: 1. Цитируемые оригинальные творения преподобного Максима Исповедника . 2. Творения отцов и учителей Церкви, цитируемые или упоминаемые в исследовании. 3. Богословские исследования отечественных и зарубежных богословов. Объем текстовой части диссертации составляет 210 страниц, список цитированных или упоминаемых источников из 130 наименований. Всего 220 страниц. Основное содержание работы Первый раздел исследования «Жизнь и труды преподобного Максима Исповедника » посвящен реконструкции эпохи, жизни и трудов св. отца. Основные этапы его биографии достаточно хорошо известны. Сложнее дело обстоит с восстановлением его жизненного пути в событиях и лицах. Есть много разночтений в определении дат, связанных с жизнью самого Максима и временем появления его сочинений. Уже дата его рождения неодинаково называется разными авторами. Одни утверждают, что он родился в 580 году, другие не решаются заявлять об этом так уверенно, и предпочитают говорить о времени около 580 года. Неизвестно также, сколько времени он провел при дворе в качестве личного секретаря императора Ираклия (610–641), и как эта должность в придворной иерархии именовалась. Трудно определенно сказать, когда преподобный Максим оставил двор и переселился в монастырь св. Филлипика в Хрисополе, маленьком городке в Вифинии, недалеко от Константинополя. Невозможно точно определить также, когда он был избран игуменом монастыря и как долго он здесь оставался. Подобные трудности вызывают и другие этапы его жизни, например, период с 628 по 632 гг., или время взятия его под стражу. Указывают различные даты 652 или 653 или 655, а отсюда и время официального процесса над ним либо в 654, либо в 655 гг. Такие же трудности представляет собой и определение мест, значимых для биографии Максима. Таковым является точное место проведения знаменитого диспута с экспатриархом Констатинопольским Пирром (638–641, и повторно в 655 гг.), столь значимого для идейной победы над утверждавшимся монофелитством. Известно, что он проходил в Латинской Африке, но где конкретно, в Карфагене или ином городе, остается невыясненным. Неизвестно также, где находилась крепость Шемари или Схимарис, место его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010