Апостола Павла ( Рим. 5,20 ), дерзнем сказать, что там, где преизобилует благодать, усиливается натиск греха на благодать. Поэтому земная история, рассматриваемая с точки зрения священной истории, представляется как постоянная «духовная брань». Особенно явственно она ощущается в истории иудеев – ветхозаветного народа Божия, некогда избранного Богом и не смогшего (в основной своей массе) подтвердить свое богоизбранничество подвигом веры, и в истории русского народа-богоносца, носящего Бога в себе, но не всегда оказывающегося на высоте призвания своего, а порой падающего в темные и беспросветные глубины богоборчества и богооставленности, готового иногда, наподобие древних иудеев, кричать: «Распни Его», а затем потоками собственной крови смывающего свой грех . История державы ромеев также является ярким примером подобной «духовной брани», которая скрывается под плотянным покровом земных событий ее. И, конечно, в первую очередь она определяет течение и ход истории византийской Церкви. Не ставя перед собой широких задач охвата всей этой истории, обратимся только к одной странице ее и наметим основные этапы развития монофелитских споров, без понимания которых невозможно понимание личности и миросозерцания преп. Максима Исповедника . 1. Внешние условия возникновения монофелитства После блестящего правления Юстиниана I Византия во второй половине VI в. вступила в полосу затяжных неудач, и, когда на трон вступил Ираклий (610–641 гг.), империя, но выражению Г. Острогорского, «лежала в обломках» 4 . Финансы ее были расстроены, система внутреннего управления функционировала почти вхолостую, многие области были захвачены чужеземцами – аварами, славянами и персами. Для восстановления хотя бы тени былого могущества требовались серьезные государственные реформы и реорганизация армии. Проведя их, Ираклий заключил мир с аварами и все силы обратил на борьбу с главным врагом – Персией. Эта борьба была упорной, чаша весов долго колебалась, пока Ираклий, проявив незаурядный стратегический талант, не проник с юга в самое сердце владений Сасанидов и не нанес персам окончательное поражение (628 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

конфессией на территории Персии. Монофизитами были самая влиятельная из жен Хосрова, Ширин, к-рая инициировала строительство мон-ря близ дворца шаха в Ктесифоне (ок. 598), а также главный придворный врач (друстбед) Гавриил Шигарский. Однако после смерти последнего придворные мон-ри яковитов были разрушены, и М. был вынужден переехать в Куфу, где поселился в мон-ре Раббан-Шабур. Положение монофизитов на территории Персии вновь укрепилось лишь к 627-628 гг., когда войска византийского имп. Ираклия (610-641), участвовавшие в его большом Восточном походе против персов, оккупировали верховья р. Тигр вплоть до Тагрита, что открыло им дорогу ко всей персидской Месопотамии. Имп. Ираклий стремился к консолидации всех противостоящих христологических групп, в т. ч. для более успешной борьбы с Персией, он также был инициатором диалога с сир. севирианами, целью которого должно было стать заключение унии между халкидонитами и монофизитами. В ходе дворцового переворота (24-25 февр. 628), организованного полководцем Шахрбаразом, Хосров II был свергнут и вскоре убит, а новым шаханшахом стал его старший сын Кавад II (Широе) (25 февр.- 15 сент. 628). После заключения византийцами мирного договора с послами Кавада II (июнь 628), к-рый в 629 г. был подтвержден Шахрбаразом, патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий I Гаммала утвердил М. в должности своего наместника в Персии (мафриана). Активная деятельность М. в качестве мафриана проявилась в делах благотворительности, а также в основании новых мон-рей, в частности муж. мон-ря Мар Саргиса и жен. мон-ря Бет-Эвре, посвященного Пресв. Богородице. Из лит. наследия М. сохранились его проповедь на освящение воды в день Богоявления (изд.: Brock. 1982), фрагменты библейских толкований в составе катен и письмо (вошло в «Хронику» Михаила Сирийца: Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 435-440) к яковитскому патриарху Иоанну II (631-648), в к-ром он по просьбе патриарха рассказывает о преследованиях персид. монофизитов при Бар Сауме , митр. Нисибинском († 492/5).

http://pravenc.ru/text/2562486.html

Еп. Гимерий участвовал во Вселенском III Соборе (431) и поддержал осуждение архиеп. К-польского Нестория . Еп. Евномий на Эфесском «разбойничьем» Соборе 449 г. солидаризировался с архиеп. Александрийским Диоскором , однако во время проведения Вселенского IV Собора в Халкидоне в 451 г. поддержал правосл. большинство. На 13-м заседании Собора (30 окт. 451) обсуждался спор между епископами Евномием и Анастасием Никейским. Последний в предыдущие годы пытался распространить свое право рукополагать епископов не только в пров. Вифиния Вторая, но и во всей древней области. Собор определил каждому из епископов право юрисдикции только в своей митрополии. Это решение стало последним в процессе оформления митрополии Н., которая заняла 7-е место в составе иерархии К-польского Патриархата в V в. В разное время Н. подчинялось от 10 до 12 епархий, в основном приморские портовые городки Вифинии. О епископах Н. в VI-VII вв. свидетельствуют лишь их подписи в актах Вселенских и Поместных Соборов. Еп. Иоанн, занимавший кафедру в сер. VIII в., в 787 г. был посмертно анафематствован Вселенским VII Собором как один из лидеров иконоборчества (подробности деятельности Иоанна в источниках не сохр.). В 60-х гг. VIII в. еп. Константин участвовал в осуждении св. Стефана Нового . В средневизант. эпоху близость Н. к К-полю по-прежнему определяла статус этого города. Однако с VII в., с начала персид. и араб. завоеваний, его торговое значение сошло на нет. Н. преимущественно играла роль важной неприступной крепости на восточном берегу Мраморного м. на подступах к К-полю. Город неоднократно упоминался в источниках. 15 апр. 624 г. в военном лагере близ Н. праздновал Пасху имп. Ираклий (610-641) вместе с августой Мартиной. Отсюда он отправился в очередной поход против персов на Ближ. Восток. В 717 г. близ Н. состоялось сражение, в к-ром имп. Лев III Исавр победил своего конкурента в гражданской войне имп. Феодосия III . В 743 г. близ Н. решился исход еще одной гражданской войны, в которой имп. Константин V (741-775) одержал верх над своим зятем Артаваздом.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

8 Ираклий I, армянин из Арависсы Каппадокийской, царствовал с 610 по 641 гг. Проявил себя как разумный реформатор и умелый полководец, много способствовал восстановлению империи Ромеев, которая к началу его царствования стояла на краю гибели. Вел успешные войны с персами, могущество которых в результате его побед было окончательно подорвано. Но эта война ослабила и саму империю, открыв путь стремительным завоеваниям арабов-мусульман в Сирии, Палестине и Египте. Дашков С. Б. Императоры Византии. М., 1997. С. 96–104. 9 Так называет его должность Lars Thun «personal secretary of state». Op. cit. P. 18; Орлов И. считает, что «он был сделан первым секретарем императора» (Указ. соч. С. 3). Житие говорит о том, что Ираклий «почтил его званием первого своего секретаря» (Указ. соч. С. 681). Муретов М. Д. – о первом секретаре царской канцелярии и приводит два греческих варианта – protos и protasenkrites. Указ. соч. С. 9; Поспелов Д. А. – о первом секретаре. Указ. соч. С. 18; о первом секретаре говорят и Altaner B.-Stuiber A. Op. cit. S. 521. 11 Thunberg Lars. P. 18. Правда, предположения о дате удаления Максима в монастырь разнятся. Иван Орлов, например, приводит дату, существенно отличающуюся от общепринятых, и не отрицает ее право на существование как одну из версий. «Точной даты удаления Максима в монастырь, – говорит он, – установить невозможно. А если неизвестный переводчик «Жития Максима Исповедника » (помещенного в Православном Собеседнике за 1857 год) указывает на 631 год, как на год удаления в монастырь, то на это показание и должно смотреть не иначе, как на более или менее правдоподобное». Доводы в пользу этого мнения такие: «С одной стороны, обстоятельством, приведшим Максима в монастырь, наряду с природной склонностью к уединению послужило, по словам жизнеописания, усилившееся к тому времени монофелитство, грозившее Церкви серьезными бедствиями. А подобное положение монофелитство заняло лишь с 631 года, со времени возведения Кира на Александрийскую патриаршую кафедру; до этого времени большого значения оно не имело. Отсюда удаление Максима в монастырь едва ли можно относить ко времени до 631 года. С другой стороны, в 633 году мы застаем Максима уже в Александрии, куда он явился не сразу по удалении из монастыря. Отсюда – вступление в монастырь произошло не позднее 632 года. При сопоставлении двух граничащих обстоятельств выходит, что удаление от двора и вступление в монастырь произошло в 631 или 632 году» (Указ. соч. С. 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

А если этот раскольник вырос с обществе, в котором из поколения в поколение передавались рассказы (хоть и преувеличинные, но, увы, не лишенные исторических оснований) о жестоких репрессиях, которые от имени православия были обрушены на эту группу людей? А такая память есть не только у русских раскольников-староверов, но и у несториан и монофизитов. На глубину раны, нанесенных сирийцам православным Константинополем, жалуется монофизитский патриарх Михаил Сириянин (1166-1199 гг.). Он записал то, что говорили в народе спустя столетия о мероприятиях императора Ираклия (610-641) проведенных им после того, как Византия заново отвоевала Месопотамию у Персии. Разумеется, при передаче из поколения в поколение рассказ был приукрашен. Но то, что его передавали из столетия в столетие, доказывает, что эти события глубоко запечатлелись в памяти сирийцев. В Хронике патриарха говорится: «Он (император) издал письменный указ о том, чтобы повсеместно в империи всем, кто не придерживается Халкидонского собора, отрезали носы и уши и разрушали их дома. Это преследование длилось долго, и многие монахи приняли собор и завладевали большинством церквей и монастырей. Ираклий не разрешил православным (имеются в виду противники Халкидонского собора) появляться перед ним и не слушал их жалоб по поводу разграбления их церквей. Бог справедливости, единый Всемогущий видя злобу византийцев, которые везде, где они господствуют, жестоко разрушают наши церкви и монастыри и немилосердно подавляют нас, привел с юга арабов, чтобы мы были благодаря им спасены от византийцев… Это было действительно великое благословение для нас, что мы были освобождены (мусульманами) от жестокостей византийцев, от их злобы, от их ненависти и яростного ожесточения против нас, и что теперь мы получили покой» . Кстати, и русский протопоп Аввакум мечтал о нашествии мусульман-турок, чтобы они «перепластали» его гонителей – «тех безбожных никониан». Мечта, конечно, нехорошая, но ведь если протопопа довели до такого – значит, наверно, господствующая Церковь повернулась к нему такой стороной, что в ней трудно было ему заметить «организм любви»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

(Предварительные краткие сведения) В начавшееся с половины 5-го века в греко-восточной церкви время упадка литературной деятельности св. Максим Исповедник с св. Иоанном Дамаскиным представляет редкое исключение. Самоотверженная до мученичества борьба за истину Христову, многочисленность и разнообразие литературных трудов, сила и убедительность мысли, увлекательная высота богословских созерцаний: все эти отличительные свойства прежних великих Отцов и Учителей Церкви ярко и своеобразно оживают в святом «Исповеднике», «Философе» и «Богослове». Правда, св. Максим как и св. Иоанн Дамаскин , в силу исторической необходимости, в своих творениях являются прямыми и достойными порождениями своих великих отцов, полными руками черпают их богословские сокровища и всецело насыщены идеями золотого века церковной литературы. Но это неистощимое наследие отцов самостоятельно усвоено, своеобразно переработано, применено к потребностям времени и положено в основу дальнейшей работы богословской мысли на востоке и западе. Родился св. Максим около 580-го года, в знатной константинопольской семье. Получил широкое образование: его многочисленные сочинение проявляют в нем не только сильный природный ум и незаурядный талант, но и высокоразвитое формально-логическое мышление и обширное знакомство как с церковными писаниями – священными и отеческими, так и с языческими, особенно философскими, творениями – Платона, Аристотеля и др. Из мирской жизни св. Максима имеется известие, что при императоре Ираклие (610–641 гг.) он был «первым секретарем царским – πρτος πογραες τν βασιλιν πομνημτων·(Vita. c. 4). Стало быть первая молодость, а может быть и половина жизни, св. Максима прошла на придворной службе. Из приказа Константа, внука Ираклия, видно, что Максим стоял к Ираклию в очень близких отношениях, быть может даже родственных, – пользовался у него большим почетом: «δι τ εναι ατν προγονιν μν α γενμενον ατος τμιον» (Acta II. c. 24). Но, судя по созерцательно-мистическому характеру творений св. Максима и проявленному в них обширному знакомству с греко-философской и церковной литературой, надо думать, что ему были не по душе постоянные интриги, политиканство с церковью и вообще нравственная муть тогдашнего византийского двора. Желание «по мере сил преуспевать в добродетели и божественной философии, пренебрежение ко всему земному и стремление к высшей жизни духовной, – предпочтение низшого места у Бога (τν σχτην παρ ϑε τξιν – св. Максим не имел иерархической степени) пред первыми должностями у царя земного» (παρ τ τω βασιλε τ πρτα Epist. ad Ioh. cub Migne, Patr. Gr. 91 505. B) побудили византийского царедворца почетную службу при Ираклие переменить на созерцательно-подвижническую жизнь скромного монаха в уединенной обители Хрисополя, на другом берегу Босфора (теперешний Скутари).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

«Родился св. Максим около 580-го года, в знатной константинопольской семье. Получил широкое образование: его многочисленные сочинения проявляют в нем не только сильный природный ум и незаурядный талант, но и высокоразвитое формально-логическое мышление и обширное знакомство как с церковными писаниями – священными и отеческими, так и с языческими, особенно философскими, творениями Платона, Аристотеля и др. Из мирской жизни св. Максима имеется известие, что при императоре Ираклии (610–641 гг.) он был «первым секретарем царским». Стало быть, первая молодость, а, может быть, и половина жизни св. Максима прошла на придворной службе. Из приказа Констанса, внука Ираклия, видно, что Максим стоял к Ираклию в очень близких отношениях, быть может, даже родственных, – пользовался у него большим почетом. Но, судя по созерцательно-мистическому характеру творений св. Максима и проявленному в них обширному знакомству с греко-философской и церковной литературой, надо думать, что ему были не по душе постоянные интриги, политиканство с церковью и вообще нравственная муть тогдашнего византийского двора. Желание «по мере сил преуспевать в добродетели и божественной философии, пренебрежение ко всему земному и стремление к высшей жизни духовной, – предпочтение низшего места у Бога (св. Максим не имел иерархической степени) пред первыми должностями у царя земного» побудили византийского царедворца почетную службу при Ираклии переменить на созерцательно-подвижническую жизнь скромного монаха в уединенной обители Хрисополя, на другом берегу Босфора (теперешний Скутари). Славившаяся подвижничеством и любовью к богословию братия монастыря скоро сделала св. Максима настоятелем или аввою, каковым он оставался всю жизнь. Но подвижническое уединение св. Максима прервано было монофелитским движением: в постоянной и напряженной борьбе с этою ересью протекла вся дальнейшая жизнь святого. Вместе с иерусалимским патриархом Софронием, учеником своим Анастасием и папою римским Мартином Максим является оплотом православия и главным борцом против монофелитства .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

На тебе же нет одеяния иноческого, потому ты и не можешь войти сюда и принять участие в их радости. Слова эти сильно пристыдили мать святого Алипия, и, проснувшись, она стала просить сына, чтобы ее постригли в иноческий сан. После пострижения она удвоила подвиги, прилагая к прежним своим трудам новые труды. Прожив еще много лет в монашестве, она отошла ко Господу, благоугодив Ему на земли. Сын же ее, преподобный отец наш Алипий, был так угоден Богу, что еще при жизни своей был осияваем небесным светом: несколько раз над головой его являлся огненный столп, достигавший до облаков и озарявший всё место окрест его. Явление это происходило часто, иногда днем, иногда ночью, большей же частью ночью, и, когда случались гром и молния, то этот небесный свет над святым являлся выше того каменного столпа, на котором он стоял. Многие из верующих, свято живущих, сподоблялись видеть это; другие, кому случалось наблюдать свет издалека, думали, что столп святого горит настоящим вещественным огнем. Достойные же ясно могли глядеть на это несказанное знамение небесной славы: так прославлял Бог Своего угодника. И много чудес сотворил святой благодатью Христовой, исцелял больных, изгонял бесов из людей, прорекал будущее. За четырнадцать лет до кончины, ноги его были поражены лютой болезнью, так что всё это время он не мог стоять и до самого своего преставления лежал на одном боку. Когда ученики святого хотели перевернуть его на другую сторону, он не позволял им, но терпел всё, как второй Иов, благодаря Бога, к Которому и отошел с радостью 7734 . И по преставлении его много исцелений подавалось больным от его святых мощей во славу Христа, Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. Тропарь, глас 1: Терпения столп был еси, ревновавый праотцем преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Алипие отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Яко добродетелей вину, и постников удобрение, церковь славит тя днесь, и воспевает Алипие: молитвами твоими подаждь чтущым любовию доблести твоя и борения, лютых прегрешений избавление, яко тезоименитый. 7730 Пафлагония – провинция Римской империи на севере Малой Азии с главным городом Гангрой. 7733 Гробами обыкновенно были тогда пещеры в горах, иногда природные, иногда вырытые, или высеченные искусственно, в которых и полагали тела умерших, завернутые в особые пелены или простыни. 7734 Преподобный Алипий скончался при императоре Ираклии (610–641 гг.) близ Адрианополя Пафлагонского. Честная глава его в настоящее время находится на Афоне в монастыре Кутлумуш. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Спор кончился ничем. Едва ли бы кончился иначе даже и в наше время... Негодование на Фоку прорвалось на очередном празднике на ипподроме в 609 г. Упрекая Фоку в пьянстве, голоса кричали: «Опять ты нагрузился из кувшина! Опять потерял разум!» Фока распорядился отомстить. Префект одних обезглавил, других побросал в мешках в море, третьих лишил отдельных членов тела. Озлобленный народ ответил поджогами и бунтом. Восстал полководец Африкий Ираклий, прибыл с флотом в Константинополь. 5 октября 610г. Фока был свергнут. Хронограф повествует: «После того как Фока был разбит, один вельможа — Фотин, оскорбленный Фокой в лице своей супруги, с толпой воинов вошел во дворец и, стащив с трона окаянного Фоку, сорвал с него царскую одежду и, надев черное рубище, а на шею цепь, в таком бесчестном и жалком виде представил его Ираклию. Ираклий, посмотрев на Фоку, сказал: так-то, окаянный, ты управлял государством! а тот, как человек отчаянный, ответил: ты будешь управлять лучше. Тогда Ираклий приказал сначала отсечь Фоке руки и ноги, а потом живым резать на куски; тайные члены отсечь и привязать к копьям за безмерные осквернения, какие совершал Фока; в заключение — отсечь голову и обезображенный труп мрачной памяти Фоки сжечь на так называемом бычачьем рынке» без христианского погребения. Так кончали жизнь некоторые христианские императоры! И народ вновь почитал новых царей и воздавал им почти религиозное поклонение!   Тяжко было положение хотя и способного и молодого Ираклия (610-641 гг.). Наследие власти было безотрадное: пустая казна, плохая армия и напор двух врагов: авар и персов. Персы захватили в 611 г. Кесарию Каппадокийскую; в 613 г.— Сирию; в 614 г.— Иерусалим, взяли в плен патриарха Захарию и вывезли древо Креста Господня; в 615 г. — Египет; в 616 г.— Ливию и Киренаику; в 617 г. пришли в Халкидон, встали лицом к лицу пред Константинополем. с захватом Египта Константинополь лишился хлеба с юга. Исчез для избалованных жителей столицы хлебный царский паек. Объективно говоря, положение было отчаянное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

VII в. и возглавивший борьбу против имп. Фоки (602-610), а также Георгий (до 642) и Григорий (646-647), при котором произошло 1-е столкновение карфагенян с арабами. В 1-й пол. VII в. численность населения и территория К. увеличились, т. к. множество беженцев устремилось туда из вост. провинций Византии, спасаясь от нашествия персов и арабов. Среди них в К. впервые появились монофизиты. В связи с этим имп. Ираклий вынужден был предписать префекту Африки принять жесткие меры против проповедников монофизитства , особенно монахов, вплоть до изгнания их из города ( Simon. 1985). Репрессии против монофизитов были прекращены в 641 г., вскоре после издания «Эктезиса» имп. Ираклия и принятия в К-поле монофелитства . Инициатива имп. Ираклия не имела успеха в К. Однако отказ большинства клира и паствы следовать новому учению не вызвал и репрессий со стороны имп. власти, хотя епископ К. Виктор выступал против монофелитства столь же яростно, как и св. папа Мартин I , низложенный и пострадавший за свое вероисповедание. В 40-х гг. VII в. К. стал местом стечения всех недовольных имп. религ. политикой. Здесь оказался и прп. Максим Исповедник , а через нек-рое время низложенный патриарх Пирр К-польский. В 645 г. в К. состоялся диспут между прп. Максимом и Пирром, на к-ром Максим одержал победу, а Пирр признал его правоту и формально объявил о своем отказе от заблуждений монофелитства. В 646 г. Собор в К. осудил монофелитство, о чем вновь избранный еп. Виктор известил папу Теодора I. Послание еп. Виктора написано по-гречески, что говорит о значительном преобладании грекоязычного духовенства в Церкви К. в этот период. Авторитет К-поля со времен имп. Юстиниана сказался и в принятии в К. ряда визант. церковных обычаев и обрядов. В Карфагенском календаре (VI-VII вв.) отражено влияние к-польской литургической практики, в т. ч. особое почитание апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи которых хранились в К-поле. В VII в. также появляется тенденция изменения юрисдикции Церкви К. Ранее К. несомненно входил в сферу влияния Рима, хотя папы непосредственно не вмешивались в его церковные дела.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010