Родился он (ок. 580 г.) в знатной константинопольской семье и получил прекрасное философское образование. По природе слабый и склонный к созерцательности, он тем не менее начал служебную карьеру: император Ираклий (610–641 гг.) сделал его своим «первым секретарем». Но, более одушевляемый Божественной философией и монашеской жизнью, скоро удалился он в монастырь на другой берег Боспора, где и сделался игуменом, что по времени совпало с выступлением патриарха Сергия, думавшего своиммонофелитством (633 г.) примирить с Церковью монофиситов. В 643 г. мы встречаем св. Максима в Африке, в окружении императорского наместникаГригория, который, искренне чтя Исповедника, стремился использовать Православие в собственных своих целях – для борьбы с императором. Здесь на публичном диспуте с бежавшим из Константинополя монофелитским патриархом Пирром Максим обнаружил и силу своей веры и весь блеск своей диалектики. Он убедил Пирра принести раскаяние римскому папе. После же гибели Григория вынужден был укрыться в Риме и сам Максим. По его настояниям папа Мартин I (649–655 гг.) созывает Латеранский Собор (649 г.) и на нем проводит осуждение монофелитства и утверждавших его императорских указов («κΦεσις» Ираклия 638 г. и «τπος» Константа II 648 г.). Вполне естественными следствиями этого были аресты папы и Максима (653–654 г.), перевезенного на суд в Константинополь. Он давно уже стал душой Православия и – под угрозой гонений – одним из немногих его бесстрашных защитников. От него старались добиться отречения всякими возможными способами: посулами и угрозами. Его обвиняли и в оригенизме, и в государственной измене (связь с Григорием), и в отрицании священнического сана императора (он отрицал за императором право вмешиваться в догматические решения Церкви); его сослали во Фракию, но он оставался непреклонным, исповедуя две воли и две энергии. Снова, в 656 г., прибегли к допросам, угрозам и избиениям, вызвавшим справедливое замечание присутствовавшего при этом епископа, что «канонические дела решаются иным способом»; попытались, хотя и безуспешно, натравить на него толпу и, наконец, сослали на окраину империи (в Перверис). В 662 г. его вместе с двумя учениками снова привезли на собор в Константинополь и потребовали отречения. Но Максим сознавал, что в нем – воля Церкви и что он останется в Церкви, даже если бы все отреклись. – Префект получил приказ подвергнуть непокорных пытке, урезать им до корня «богохульный» язык и отсечь правую руку. В таком виде протащили их по всем 12 частям города и затем сослали в Аацику на восточном берегу Черного моря. Здесь Максим скончался. Предание рассказывает, что перед смертью он, несмотря на усеченный язык, заговорил. Конечно, его языком говорил и его рукой утверждал Православие VI Вселенский Собор (680–681 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sv...

- Женщина, доколе ты не оставишь нас в покое и не перестанешь слезами омочать наши одежды? Сказав это, он передал ей запечатанное письмо со словами: - Возьми свое письмо и, разорвавши, взгляни. После сего мертвые снова легли в свои гробы. Женщина же, приняв хартию, увидала свою печать целой и, разорвав, нашла написанное ею вытертым, а вместо сего было написано: «Ради раба Моего Иоанна, изглажен грех твой». Женщина, получив чудесно отпущение своих грехов, сильно возрадовалась и возвратилась в свой дом, славя и хваля Бога и величая угодника Его, святого Иоанна Милостивого, молитвами которого да явит и нам Гос-подь Свою милость, да загладит все грехи наши и да впишет нас в книгу живота во веки веков. Аминь. _______________________________________ 1 Кипр - остров в северо-восточной части Средиземного моря.- Епифаний был главным военным начальни-ком на острове. Св. Иоанн родился в городе Ама-Фунте, в южной части острова Кипра. 2 Александрия - город в Египте, при западном рукаве р. Нила; основана Александром Македонским в 331 г. до Р.Хр. 3 Император Ираклий царствовал с 610 по 641 гг. 4 В Константинополе, во время епископства святого Прокла (434-447 гг.), ученика Иоанна Златоустого, в 439 г. случилось сильное землетрясение, и весь народ пришел в ужас. Христиане крестным ходом обходили го-род, моля Бога прекратить бедствие и восклицая со слезами: " Господи, помилуй! " Вдруг во время молебст-вия, один отрок был поднят невидимою силою на воздух, и когда потом опустился на землю, рассказал, что видел лики ангелов, воспевавших: " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас! " Как только это пение было повторено, то землетрясение прекратилось. Эту священную ангельскую песнь было поставлено после того употреблять при богослужении. Но во время распространения ереси монофизитской, утверждавшей, что в Иисусе Христе пребывало тайно одно естество Божеское, поглотившее природу чело-веческую, некто Петр Фуллон, он же Кнафей, что значит валяльщик сукна, так как в молодости он занимался этим ремеслом (Фуллон - название валяльщика латинское, а Кнафей греческое), еще будучи пресвитером, прибавлял к Трисвятому - " распныйся за ны " . Впоследствии этот Петр был патриархом в Антиохии (в девяти-десятых годов V века). Так как он был монофелит, то этою прибавкою хотел выразить, что в страданиях Спа-сителя страдало не только Его Божество, но даже и вся Святая Троица. Последователи Петра составили особую секту, под именем Феопасхитов, сильно волновавшую православный мир; много этих последователей было в Александрии в патриаршество Иоанна Милостивого (609-620 гг.).

http://pravicon.com/info-2475

Лит.: Акинян Н. Кирион - католикос Грузии. Вена, 1910 (на арм. яз.); Джавахов (Джавахишвили) И. История церк. разрыва между Грузией и Арменией в нач. VII в.//ИИАН. 1908. Вып. 6. 5. С. 440-444; Aleksidze Z. Kaukasien und der christl. Orient zwischen 451 und 780//Georgica. Jena, 1981. З. Алексидзе Церковные кафедры Константинопольского Патриархата в Зап. Грузии в VI-IX вв. После восстановления прямого контроля Византии над Зап. Грузией в сер. VI в. в Грузии были учреждены церковные кафедры, состоявшие в ведении К-польской Церкви. Нотиции К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum), списки кафедр, находившихся в его юрисдикции, дают представление о структуре Церкви Зап. Грузии VI-IX вв. Согласно 1-й нотиции VIII-IX вв., территория Эгрисского царства в церковно-адм. отношении была поделена следующим образом: епархия Лазики с центром в митрополии Фасиса (Поти) и 4 епископские кафедры - Родополь (Варцихе), Саисины (Цаиши), Петра (Цихисдзири), Зиганеи (Зиганис, Гудава); автокефальная архиепископская кафедра с центром в Севастополе (Цхуми, Сухуми) епархии Абазгии (Абхазети); в центральной и вост. частях Сев. Причерноморья была создана Зихийская (Джикетская) епархия, представленная 3 автокефальными архиепископиями: Херсоном, Боспором и Никопсией. Фасисская митрополия 27) была, по-видимому, основана в правление имп. Юстиниана I, т. к. занимала 2-е после Юстинианополя (Мокиса) место среди последних 8 кафедр 26-33) в списке митрополий. Фасисский митрополит должен был быть своего рода представителем К-поля в Лазике. Во 2-й пол. VI-VII в., когда царская власть в Эгриси была упразднена и местную власть представляли патрикии, значение митрополии Лазики еще более возросло. Неотъемлемой частью церковной политики, проводимой Юстинианом в Зап. Грузии, являлись также христианизация Абазгии (ок. 542-548) и основание кафедры в Севастополе (ок. 542-548). В период правления имп. Ираклия (610-641) Севастопольская епископская кафедра выделилась в автокефальную архиепископскую епархию. В списке архиепископий 1-й нотиции Севастополь занимает последнее место и помещен после архиепископской кафедры Ираклеополя (епархия Армении), что свидетельствует о более позднем по сравнению с Ираклеопольской возникновении кафедры. Этот факт указывает на то, что в 30-х гг. VII в., во время правления имп. Ираклия, Севастопольскую кафедру возвели в ранг архиепископии. Прямых сведений о юрисдикционной принадлежности Севастопольской епископской кафедры со дня ее основания до возведения в ранг архиепископской епархии (ок. 40-х гг. VI - 30-х гг. VII в.) нет. Возможно, в указанный период Севастопольская кафедра входила в епархию Лазики. По всей вероятности, одновременно образовались Севастопольская кафедра и митрополия Фасиса.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс 23 августа 2005 г. 11:37 По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников. В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины. По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Св. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца — св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

[Поместные Православные Церкви/Сербская/История/Исторический экскурс] По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Особое распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] " Вспомните историю своего собственного народа. Не тогда ли сербский народ был крепок и возрастал в силе и славе, когда был верен православной вере отцов своих и когда пребывал в единомыслии и братолюбии? Напротив, не ослабел ли и не слабеет ли даже и до сего дня сербский народ от деления на разные партии, от междоусобной вражды их и, главное, от шатания духовного, от преклонения чужому ярму, от раболепства чужой и чуждой цивилизации, от холодности к православной вере и измене отеческим преданиям? " [Поместные Православные Церкви/Польская/Каноническое устройство/Епархии] Список епрархий ППЦ с указанием правящих архиереев [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Исходя из христианских принципов, св. Афанасий подвергал неумолимой критике общественные устои, которые начали формироваться на Западе в восемнадцатом веке. Во-первых, он обвинял Европу в том, что она утратила связь со святоотеческой традицией в религиозной и социальной сферах. Особенно это выразилось в движении Просвещения, которое, согласно св. Афанасию, породило новую, страшнейшую опасность - безбожие. Таким образом, Европа скатилась " до хаоса и гибели " . [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Есть на земле удивительные места, где небесная благодать непостижимо сочетается с красотой творения, а богатство земных даров с высотой подвижнического духа. Такова Святая Метеора - горная монашеская страна, второй после Святой Горы Афонской центр православного монашества в Греции.

http://pravoslavie.ru/archive/010607

605 Как известно, никакого осуждения Гонория на Западе до признания там решений VI Вселенского собора не было. В комментариях к русскому переводу Диспута, как правило, совпадающих с комментариями к немецкому переводу Гвидо Баузенхарта (Bausenhart 1992), ошибочно утверждается, что «Римский собор осудил Гонория как монофелита» ( Максим Исповедник 2004, с. 270, комм. 96). У Баузенхарта (s. 268, anm. 51) сказано: «В январе 641 года Римский собор осудил монофелитство». 607 Ср.: «Мы говорили применительно к Господу об одной воле не у Божества Его и человечества, но только у человечества» (disp. Pyrr.: PG 91, 329А). Характерно, что Прайс в своей защите выражения Гонория дает иное толкование, утверждая, что оно означает: у Христа человеческая воля была в том же безгрешном состоянии, что у Адама, то есть единенной с Божией (Price 2010). 610 Впрочем, оснований считать, что прп. Максим не стал по-новому толковать выражение свт. Кирилла Александрийского , а это сделал составитель Диспута с Пирром, нет. Достаточно рассмотреть толкование этого выражения свт. Кирилла в подлинном сочинении прп. Максима – opusc. 9: PG 91, 125B, где оно понимается отнюдь не в духе его толкования в opusc. 7 и 8, а близко к толкованию в Диспуте. Таким образом, гипотеза Батреллоса, хотя в ней и не учитывается, что Диспут может быть более позднего происхождения и даже составлен не прп. Максимом, все равно не опровергается. 612 Об изменениях в толкованиях унитарных формул, относящихся к энергиям, и смене позиции прп. Максима в этот период см. Bathrellos 2004, p. 198–201. Ниже в настоящей главе мы обращаемся к этой теме подробнее. 617 В частности, он обличает Сергия, приписывающего Христу гномическую волю, за то, что тот «представлял Господа не только просто человеком, но и изменчивым и грешным, – раз намерение (γνμη) судит о противоположностях, отыскивает неведомое и совещается о неясном» (disp. Pyrr: PG 91, 329 D). 620 Здесь мы вносим уточнение в написанное в «Деле Максима», где мы, не учитывая ряд топосов у прп. Максима и специфику происхождения Диспута с Пирром, несколько преувеличили масштабы «смены терминологии» и даже смены позиции прп. Максима около 644–645 гг. Впрочем, ниже в этой главе мы возвращаемся к вопросу смены позиции, отмечая то, в чем она реально состояла.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

А если этот раскольник вырос с обществе, в котором из поколения в поколение передавались рассказы (хоть и преувеличинные, но, увы, не лишенные исторических оснований) о жестоких репрессиях, которые от имени православия были обрушены на эту группу людей? А такая память есть не только у русских раскольников-староверов, но и у несториан и монофизитов. На глубину раны, нанесенных сирийцам православным Константинополем, жалуется монофизитский патриарх Михаил Сириянин (1166-1199 гг.). Он записал то, что говорили в народе спустя столетия о мероприятиях императора Ираклия (610-641) проведенных им после того, как Византия заново отвоевала Месопотамию у Персии. Разумеется, при передаче из поколения в поколение рассказ был приукрашен. Но то, что его передавали из столетия в столетие, доказывает, что эти события глубоко запечатлелись в памяти сирийцев. В Хронике патриарха говорится: «Он (император) издал письменный указ о том, чтобы повсеместно в империи всем, кто не придерживается Халкидонского собора, отрезали носы и уши и разрушали их дома. Это преследование длилось долго, и многие монахи приняли собор и завладевали большинством церквей и монастырей. Ираклий не разрешил православным (имеются в виду противники Халкидонского собора) появляться перед ним и не слушал их жалоб по поводу разграбления их церквей. Бог справедливости, единый Всемогущий видя злобу византийцев, которые везде, где они господствуют, жестоко разрушают наши церкви и монастыри и немилосердно подавляют нас, привел с юга арабов, чтобы мы были благодаря им спасены от византийцев… Это было действительно великое благословение для нас, что мы были освобождены (мусульманами) от жестокостей византийцев, от их злобы, от их ненависти и яростного ожесточения против нас, и что теперь мы получили покой» . Кстати, и русский протопоп Аввакум мечтал о нашествии мусульман-турок, чтобы они «перепластали» его гонителей – «тех безбожных никониан». Мечта, конечно, нехорошая, но ведь если протопопа довели до такого – значит, наверно, господствующая Церковь повернулась к нему такой стороной, что в ней трудно было ему заметить «организм любви»…

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/10

8. Память Кириака празднуется 28 октября. 9. Адриатическое море — заливообразная часть Средиземного моря, омывающая Аппенинский полуостров и запад Балканского. Св. царица Елена из Иерусалима прежде направилась, вероятно, в Рим, а отсюда уже в новую столицу империи — Константинополь. 10. И доселе сохранился в Константинополе остаток этой «пурпурной колонны», перевезенной некогда Константином Великим из Рима. Остаток этот известен под именем «горелой колонны», каковую он из себя действительно и представляет. 11. Нижеследующее повествование переведено из Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского со слов Феофана, исповедника и творца канонов (ум. в первой половине IX века), и Георгия Кедрина, византийского церковного историка конца XI и начала XII века. 12. Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. — Хозрой II, царь персидский, объявил войну грекам по предлогом отмщения за смерть императора Маврикия, его союзника, и его детей, бесчеловечно умерщвленных императором-узурпатором Фокою. 13. Ираклий царствовал с 610 по 641 год. 14. Тигр — река, протекающая в Персии по Месопотамии; в конце своего течения соединяется с Евфратом и впадает в Персидский залив. 15. Это было в 629 году по Р. Хр. Патриархом Иерусалимским был в то время св. Захария с 609 по 633 г. (с 614 по 628 г. был в плену персов). 16. Т.е. христианам. 1. Св. Папий пострадал в конце III или начале IV века. Родом был из Ликаонии (область Малой Азии, граничащая к северу с Галатией, к западу — с Фригией и Исаврией, к востоку — с Каппадокией, к югу — с Ликией) из города Ларанды, где начал свои страдания, кои продолжал потом в Диокесарии и кончил в Селевкии Исаврийской. 1. Никита — по переводу с греческого «победитель». 2. Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю. 3. Истр — старинное название Дуная. 4. Ум. около 340 года. 5. Император Валент царствовал с 364 по 378 гг. 6. Урфил или Ульфилла — первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Ноябрь О св. Максиме Исповеднике (Предварительные краткие сведения)//Богословский вестник 1912. Т. 4. 11. С. I–XVI (1-я пагин.) -I- В начавшееся с половины 5-го века в греко-восточной церкви время упадка литературной деятельности св. Максим Исповедник с св. Иоанном Дамаскиным представляет редкое исключение. Самоотверженная до мученичества борьба за истину Христову, многочисленность и разнообразие литературных трудов, сила и убедительность мысли, увлекательная высота богословских созерцаний: все эти отличительные свойства прежних великих Отцов и Учителей Церкви ярко и своеобразно оживают в святом «Исповеднике», «Философе» и «Богослове». Правда, св. Максим как и св. Иоанн Дамаскин , в силу исторической необходимости, в своих творениях являются прямыми и достойными порождениями своих великих отцов, полными руками черпают их богословские сокровища и всецело насыщены идеями золотого века церковной литературы. Но это неистощимое наследие отцов самостоятельно усвоено, своеобразно переработано, применено к потребностям времени и положено в основу дальнейшей работы богословской мысли на востоке и западе. Родился св. Максим около 580-го года, в знатной константинопольской семье. Получил широкое образование: его многочисленные сочинение проявляют в нём не только сильный природный ум и незаурядный талант, но и высокоразвитое формально-логическое мышление и обширное знакомство как с церковными писаниями – священными и отеческими, так и с языческими, особенно философскими, творениями – Платона, Аристотеля и др. -II- Из мирской жизни св. Максима имеется известие, что при императоре Ираклии (610–641 гг.) он был «первым секретарем царским – πρτος πογραφες τν βασιλικν πομνημτων» (Vita. c. 4). Стало быть первая молодость, а может быть и половина жизни, св. Максима прошла на придворной службе. Из приказа Константа, внука Ираклия, видно, что Максим стоял к Ираклию в очень близких отношениях, быть может даже родственных, – пользовался у него большим почетом: «δι τ εναι ατν προγονικν μν κα γενμενον ατος τμιον» (Acta II. c. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010