В борьбе за единство Церкви у императора начался спор с папой Сильверием, которого он низложил, но и его преемник, папа Вигилий, не пошел ни на какие уступки. В царствование имп. Юстиниана возобновился спор об Оригене и его учении, которое было осуждено. Поднялся также спор о сочинениях трех епископов: Феодора Мопсуетского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского , близких к несторианству. На соборе Восточной Церкви, созванном в 553 году в Константинополе, учение первого из них, так же, как и он сам, были осуждены, тогда как в отношении еп. Ивы и еп. Феодорита было вынесено оправдание и только некоторые из их утверждений были отвергнуты. Папа Вигилий, хотя и жил тогда в Константинополе, на соборе не присутствовал, но впоследствии признал для Запада его постановления. После смерти имп. Юстиниана возобновилась борьба между православными и монофизитами. Тогда имп. Юстин II издал свои примирительные акты. В Египте к концу века произошло окончательное разделение Церкви на два патриархата, которые существуют до нашего времени. Одна часть, называемая мелькитской (имперской), осталась православной, другая, принявшая название яковитской, по имени своего возглавителя еп. Иакова, стала монофизитской. Святой Григорий двоеслов, папа римский. Распространение христианства и монашество в 6 веке Конец 6 века ознаменовался на Западе трудами одного из великих отцов Церкви – Григория Двоеслова , папы римского (около 540–604, память 12 марта), который происходил из очень знатного рода римских патрициев и был долгое время губернатором столицы. Он был избран всенародным голосованием епископом римским в 590 году и стал сразу не только главой Западной Церкви, но и народным вождем. Он охранил столицу от германского племени лангобардов, спас Италию от голода, объединил в церковном отношении весь Запад, проведя повсюду реформу администрации и служб (римский обряд, григорианское пение). Св. Григорий был великим миссионером. Он крестил сам лангобардов, послал св. Августина проповедовать христианство англосаксам, восстановил православие в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И пошел я к архиепископу. Судья же постановил о них, чтобы пресвитера сожгли огнем, диаконов же предали мечу и отрубили им головы. И так в точности было с ними сделано». (30.1) Мне рассказывал это пресвитер нашей лавры святого Саввы по имени Михаил, и говорил: «Был здесь один монах, весьма пожилой, который провел пятьдесят лет и был украшен добродетелями. (30.2) И Бог дал знать день его отшествия. И в день пятницу, в час третий сказал он своему ученику: «Встань, и разожги огонь, и сотвори службу 362 ». Он же сделал так, как [тот] ему повелел, и причастил его животворящим Телом и Кровью Иисуса Христа Спасителя нашего. (30.3) И воскресною ночью в час шестой сказал он своему ученику: «Возьми кадило и положи ладан». И сделал он так, и тотчас осветился дом светлее, чем от солнца, исполнившись аромата, так что раздавался на три мили аромат его, и многие обоняли благоухание ладана. (30.4) И сказал он ученику своему: «Мир тебе, друг мой», и почил сладким сном. И погребли его со отцами. И мы воздали славу Богу, возвеличивающему достойных своих. Аминь». Комментарии 12.2  Григория патриарха, которого называют чyдombopцeм (miraculorum patrator) – Григорий I Великий, свт. (папа Римский с 590 по 604 гг.; пам. 12 (25) марта) – церковный писатель, богослов, учитель Церкви, прозванный на Руси «Двоесловом» за свое знаменитое произведение «Диалоги о жизни и чудесах итальянских отцев и о бессмертии души» (первый записанный патерик, по подобию которого был вскоре составлен еще более знаменитый «Луг Духовный»). 12.8  …и те также с ним  – Прим. Гаритга: типично арабский оборот, вместо обычного латинского ivit habens secum illos: «вошел, имея с собою их». 12.8  …и вошли с лumahueй -Limania: 1) молитва; 2) молитвенное призывание, молебен, совершаемый клиром и народом в торжественной процессии; 3) торжественная процессия с nehueм (Niermeyer 1976). 12.8  …немало крови вышло из него – Схожую историю рассказывает Иоанн диакон (IX в.) в своем «Житии св. Григория Великого » (2.42; PL 75,103–104). Сам же папа Григорий приписывает ее папе Льву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главное сочинение Иринея «Против всех ересей» посвящено полемике с гностиками. Он уделял внимание различным аспектам учения о воплощении Иисуса Христа, которое без человеческой природы не могло быть полным. 138 Лев I Великий (ум. 461) – папа римский с 440 г. Лев I укрепил авторитет Церкви на Западе, чему способствовал декрет императора Валентиниана III, давший решениям папы силу закона и предоставивший ему право суда над епископами. Выступил против учения монофизитов, направив Эфесскому собору (449) особое послание против положений Евтихия. После осуждения там положения о двух природах (божественной и человеческой) в одном лице и попытки отлучения папы добился созыва в 451 г. Халкидонского собора, на котором положения послания Льва I были одобрены и монофизиты были признаны еретиками. В 452 г. Льву I удалось убедить вождя гуннов Аттилу уйти из Италии, а в 455 г. – уменьшить разрушения и истребление жителей при разграблении Рима вандалами. Сохранились послания и проповеди Льва I. В 754 г. папа Бенедикт XIV причислил его к докторам Церкви. Григорий I Великий (ок. 540–604) – папа римский с 590 г. Один из учителей Церкви. В 579–585 гг. – папский посол в Константинополе. Григорий I проявил себя выдающимся администратором; организовал оборону Рима и Южной Италии от лангобардов, с которыми в 592–593 гг. заключил мир. Отстаивал тезис о главенстве папы в спорах с византийскими властями и Константинопольской Церковью. Вдохновитель христианизации Англии. Славу писателя Григорию I принесли комментарии на библейские книги – «Пастырское наставление» и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов». Григорий I положил начало церковному обоснованию учения о чистилище. При Григории I в Риме была создана школа пения. Ему приписывают реформу литургии, положившую начало так называемому григорианскому пению. 140 Улътрамонтане – последователи возникшего в XV в. религиозно-политического направления (ультрамонтанства) в католицизме. Ультрамонтане поддерживали начавшееся после авиньонского пленения восстановление престижа папского престола, его стремление к неограниченной власти, претензии папы на вмешательство в светские дела европейских государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

К концу VI в. христианская религия уже была известна англо-саксам благодаря сосуществованию с бриттами, исповедовавшими эту религию, постоянным контактам с соседями-христианами, с континентом и Ирландией. Несмотря на это, англо-саксы оставались язычниками 93 . Первые попытки их обращения были предприняты на рубеже VI-VII вв. Примерно сто лет спустя Беда Достопочтенный описывал известный ему мир как христианский, находящийся в тесной связи с римской церковью. Как он сложился, и почему за сравнительно недолгое время в Британии стал возможен расцвет англо-саксонской христианской культуры? Мысль об обращении англо-саксов и об отправлении миссионеров в Британию принадлежала Григорию Великому , занимавшему папский престол в 590–604 гг. Деятельность Григория I во многом определила тот облик, который приняло христианство в раннесредневековой Европе. В это время единство политического и культурного пространства Западной Римской империи было разрушено. На континенте продолжались бесконечные войны. На территории Галлии, Испании, Италии сложились варварские королевства. Король франков Хлодвиг еще в 496 г. был крещен вместе со своим войском по католическому обычаю, но более распространенной практикой среди германских королевств было арианство или язычество. Григорий I был избран папой во время страшной чумы в Риме; впоследствии ему пришлось оборонять город от лангобардов. В представлении Григория I происходившие бедствия возвещали о скором конце света. Долгом пастыря было проповедовать веру язычникам и еретикам, а папе как преемнику апостола Петра следовало утвердить свое право на главенство в христианском мире 94 . Потому во время его понтификата обращение варварских народов стало целенаправленным: в конце VI в. из арианства в католичество перешли вестготы, лангобарды также приняли христианство по римскому образцу. Благодаря этим усилиям стала возможной мысль об общности верующих из разных народов, населявших бывшую империю, о единстве их церковных организаций под духовной властью римской католической церкви. Еще до занятия папского престола Григорий вынашивал мысль о миссии в Британию. Беда, рассказывая о Григории I, приводил следующую историю:

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

·           св. Климента († ок. 101 г.), ·           св. Александра († ок. 119 г.), ·           Сикста I († 125 г.), ·           Телесфора († 136 г.), ·           св. Сильвестра († 335 г. участник I Вселенск. Собора) ·           Дамаса (336 — 384 гг.), ·           Сириция († 398 г.), ·           Целестина († 439 г.) ·           св. Льва Великого (440-461 гг.), ·           Геласия I (492-496 гг.), а также ·           св. Григория Великого (590-604 гг.). И. Боровницкий в своей книге " О происхождении и составе Римско-католической Литургии " (Киев, 1873 г.) детализирует это Предание следующим образом: ·           св. папа Климент в конце 90 годов написал первую молитву Анамнесиса (от которой ныне остались только начальные слова: ·           " Тебя, всемилостивый Отче... " ·           св. папа Александр ок. 110 г. развил Анамнесис и ввел систематическое чтение Апостола и Евангелия (до этого чтения не были систематизированы). ·           6 папа Сикст I ок. 120 г. ввел в Римский канон гимн " Sanctus " . ·           при 7 папе Телесфоре впервые упомянут гимн " Слава в вышних Богу... " — впоследствии " Gloria " . (Правда, у Ипполита его ещё нет, но Ипполит был писателем греческой традиции); ·           при 21 папе Луции (ок. 253 г.) или, по крайней мере, в сер. 3 века был совершён перевод Римской Литургии с греческого на латинский язык. Это привело к разрыву с греческой традицией и положило начало значительным переменам, о чём пишет, в частности, Бунзен: " Я считаю, что эти перемены имели связь с переменой литургического языка... не подлежит сомнению тот факт, что греческий язык был официальным языком всех римских епископов от Климента до Корнелия († 253 г.) и что мы не слышим ничего о решительном литургическом отличии Римской Церкви от других до времён Августина, т.е. до начала 5 века... По-видимому решительная перемена произошла не при Григории, а при одном из его предшественников в 4 столетии... " (Цит. по " Собранию Литургий Восточ. и Зап " . вып. 5, СПб, 1878, с. 53-54.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Эмигрировав на Запад, он познакомился лично со святым Львом Римским и основал в Марселе монастырь святого Виктора (имевший в своем подчинении также женский монастырь). Там в 424—428гг. он создал на латинском языке свои знаменитые труды о монашеской жизни: De institutis и Collationes. Подробно описав основы киновийного устава Пахомия и евагрианские идеалы пустынножительства и созерцания (которые Кассиан считает выше киновийной жизни), он приписывает создание монашеского идеала не египетским Отцам, а самим апостолам. Так, Кассиан перенес с Востока на Запад идею, что монашество по сути тождественно самой христианской жизни, что оно и есть наиболее совершенное и полное ее выражение . В своих сочинениях о духовной жизни Кассиан следовал мышлению восточных Отцов; для него само собой разумелось понятие «синергии», то есть сотрудничества божественной благодати и человеческой свободы, необходимого для христианской жизни. Это понятие расходилось с мыслью Августина о «предваряющей благодати» и предопределении. Разразившаяся вокруг этого вопроса полемика осталась неразрешенной до смерти Августина (430) и Кассиана (433). Однако позже, когда на Западе возобладала мысль Августина, имя Кассиана оказалось в списке еретиков—в анонимном тексте VIb., ложно приписываемом папе Геласию (492–496). Здесь Кассиан связывается с так называемым «полупелагианством». Однако местная церковь в Марселе, также как и православная церковь, продолжают почитать его как святого до наших дней. Этот неудачный спор мало повлиял на то решающее влияние, которое оказали сочинения святого Иоанна Кассиана на наиболее выдающихся руководителей монашества на Западе, включая, в частности, святого Кесария Арльского, так же как и святого Бенедикта, чья исключительная личность и подвиг стали известны благодаря «Диалогам» папы Григория Великого (590–604). Бенедикт (ок. 480 — ок. 547) родился в Нурсии и начал свою монашескую жизнь с отшельничества в Субиако близ Рима. Позже он стал игуменом знаменитого монастыря в Монтекассино, где и написал свой «Устав», широко заимствуя из более ранних источников, таких как труды святого Августина, святого Кассиана, святого Василия и другие восточные тексты, доступные благодаря переводам Иеронима и Руфина .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В V столетии доминирующими стали две основные литургические традиции: римская, широко воспринятая также в Италии и Африке, и галликанская— с ответвлениями в Испании и кельтских странах. Если галликанская традиция—возможно, как реакция на готское арианство—переняла от Востока многие тринитарные элементы, то Римская церковь склонялась к гораздо более выраженному подчеркиванию посредничества Христа, что и объясняет отсутствие эпиклезы в римском евхаристическом каноне (хотя она существовала во времена Ипполита в Швеке). Развитие римского богослужения в интересующий нас период известно сравнительно хорошо. Сакраментарии, носящие имена Льва, Геласия и Григория, являются сборниками молитв, приписываемых соответственно папам Льву I (440–461), Геласию (492—496) и Григорию I (590–604). Будучи фактически более позднего происхождения, григорианский сакраментарий, хотя и несомненно связанный с богослужебной деятельностью Григория I, отражает более поздние и жесткие формы, зафиксированные во время папы Григория II (715—731). На Западе они сохранялись на практике вплоть до реформ Второго Ватиканского собора. Кроме того, так называемые Ordines Romani, восходящие к VIIb., подробно описывают ритуалы, богослужебные указания, крестные ходы и другие чинопоследования, совершавшиеся в Риме. Практика Римской церкви впоследствии была воспринята на всем Западе. Эта богослужебная централизация началась со свободного и органического процесса, во всем подобного влиянию константинопольского богослужения на Востоке. До VIII столетия не известно ни одной попытки римских пап навязать литургическое единообразие или хотя бы дать советы в области богослужения, кроме как по просьбе других западных епископов. В сознании христиан Vbeka Евхаристия осталась несомненным центральным таинством и критерием принадлежности к Церкви. Общей нормой было причащение мирян за каждым ее совершением—за исключением формально отлученных, как это описывает и поощряет святой Василий . Но практика изменялась, и уже святой Иоанн Златоуст вынужден критиковать тех, кто уклоняется от причащения под предлогом «недостоинства» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

был присвоен константинопольскому патриарху Иоанну Постинку. Епископ Арсений в своей «Летописи церковных событий», под 589 г., излагая происходившее на Константинопольском соборе, пишет: «Патриарх Константинопольский, извещая папу о происходившем на соборе, подписался как «архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх». Титул Вселенского уже издавна присваивался константинопольским патриархам в указах императоров (Иоанну Кап., Епифанию, Анфиму, Минне) в том же смысле, в каком и председатель коллегии двенадцати учителей, заведовавшей преподаванием наук в империи, назывался вселенским учителем. Но папа Пелагий счел это превозношением и запретил своему апокрисиарию, архидиакону Лаврентию, участвовать в служениях с патриархом. Папа Григорий I Великий, Двоеслов (590–604 гг.), ярый поборник идеи главенства римского первосвященника, желая сильнее подчеркнуть несообразность титула «Вселенский» со значением в Церкви константинопольского патриарха, называл себя рабом рабов Божиих. Но это не помешало папам принять вскоре от императора Фоки, свергнувшего и казнившего императора Маврикия, дарованный им титул «Вселенский». Папы оказались защитниками православного учения в 7 в. во время монофелитской ереси и в 8 в., во время иконоборческих смут. Они решились даже отказать в повиновении восточным императорам иконоборцам. Когда на Западе окрепло новое христианское Франкское государство, папы сочли выгодным выйти из повиновения византийским императорам, признав франкских властителей. Посредником в этом выступил известный миссионер Бонифаций. По совету папы Захария франкский мажордом Пипин принял в 752 г. титул короля и был помазан в Суассоне на царство Бонифацием, тогда уже митрополитом Майнцским. Когда лангобарды заняли равеннский экзархат, принадлежавший Византии, угрожая Риму, тогдашний папа Стефан призвал на помощь Пипина, который за два похода (754–755 гг.) вынудил лангобардов оставить все их завоевания. Города равеннского экзархата Византии возвращены не были. Пипин заявил, что отнял эти земли для св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Святитель Григорий Великий (Двоеслов) 24.03.2022 19:01 64-й папа Римский (с 590 по 604 гг.), отец и учитель Церкви, с его именем связана Литургия Преждеосвященных Даров. 14 лет святитель Григорий нес служение предстоятеля Церкви, никогда не прекращая скорбеть о потере благ созерцательной жизни. Он больше страдал из-за беспорядка и морального упадка, в которые Церковь была ввергнута варварскими нашествиями, чем от своих собственных болезней. Однако недуги были настолько тяжелыми, что последние два года жизни он был прикован к постели, поднимаясь лишь ради Божественной литургии по великим праздникам. Он не просил у Бога иного утешения, кроме вечного покоя, который получил 12 марта 604 года. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2022/03/24/19-0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010