Литургия, которая в течение долгого времени использовалась патриархом Аквилеи, родственна амброзианской и тоже занимает промежуточное положение между римской и восточной галликанской литургиями. 5 . Римская литургия по преданию, в основных своих чертах, приписывается апостолу Петру, но исторически следы ее можно обнаружить только в V веке. Нет сомнений, что ее текущая форма образовалась постепенно. Древнейшая письменная запись ее присутствует в трех служебниках, которые носят имена трех пап: Льва, Геласия и Григория. а) Sacramentarium Leonianum, служебник, ложно приписываемый папе Льву I (ум. в 461), вероятно, относится к концу V века; он представляет собой неупорядоченное скопление литургических чинов. Впервые он был издан в 1735 г. на основании Веронского кодекса 1101 . б) Sacramentarium Gelasianum, который впервые был выпущен в Риме в 1680 г. и выдается за труд Римского епископа Геласия (492 – 496), несомненно, написавшего некий служебник. В нем отсутствуют многие дни святых, которые начали отмечать после VII века. в) Sacramentanum Gregorianum, изданный Муратори и другими. Григорий I (590604) считается собственно автором римской Ordo et Canon Missae, которая, с разными дополнениями и модификациями более поздних периодов, постепенно стала преобладать в Латинской церкви и была санкционирована Трентским собором. Сборник разных частей римской литургии 1102 в одной книге носит название Missale Romanum, а указания для священников – Rubricae 1103 . §101. Литургические облачения Помимо уже упомянутых литургических трудов, см.: John England (покойный епископ Чарльстона, католик, умер в 1842): An Historical Explanation of the Vestments, Ceremonies, etc., appertaining to the holy Sacrifice of the Mass (введение к американскому английскому изданию римского служебника). Philad., 1843. Fr. Воск (католик): Geschichte der liturgischen Gewänder des Mittelalters. Bonn, 1856, 2 vols. С. Jos. Hefele : Beiträge zur Kirchengeschichte, Archäologie und Liturgik. Vol ii. Tüb., 1864, p. 150 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Impleta sunt quae concinit Исполнилось все, о чем говорил Давид David fideli carmine В древней истинно пророческой песне. Dicens: in nationibus Он говорил: среди народов Regnauit a ligno Deus. Бог воцарился и одержал победу на древе. Arbor decora et fulgida древо красоты! Древо света! Ornat a regis purpura. древо, окрашенное в царский пурпур! Electa dig no stipite Избери среди верующих Tam sancta membra tangere. Тех, чьи святые члены найдут покой. Beata cuius brachiis На чьих дорогих руках, широко раскинутых, Pretium pependit saeculi, Покоилась вся тяжесть выкупа за мир, Statera facta saeculi Чтобы искупить человечество И лишить грабителя награбленной добычи! Гораздо менее значимо поэтическое творчество Григория I (590604), последнего из отцов церкви и первого из средневековых пап. Ему приписывалось много гимнов, происхождение которых точно не выяснено и которые включены в бревиарий. Лучший из них – воскресный гимн Primo dierum omnium 1281 . Гимны – самые прекрасные цветы поэзии древней церкви. Но, помимо них, возникало много эпических и дидактических поэм, особенно в Галлии и Испании, где шла борьба с вторжениями варваров и население пыталось сохранить связь с древней культурой. Ювенк , испанский пресвитер времен Константина, сочинил первый христианский эпос, евангельскую историю в четырех книгах (3226 строк), подражая Вергилию, но поэтические достоинства этого труда в лучшем случае средние. Намного превосходит его по таланту Пруденций (ум. в 405); помимо уже упомянутых гимнов, он написал несколько дидактических, эпических и полемических поэм. Святой Понтий Павлин, епископ Нолы (ум. в 431), посвященный в тайны муз поэтом Авзонием 1282 , друг Августина и Иеронима, написал около тридцати поэм, проникнутых духом благочестия; лучшая из них посвящена празднику святого Феликса, его покровителя. Проспер Аквитанский (ум. в 460), мирянин и друг Августина, создал дидактическую поэту против пелагиан и несколько эпиграмм; Авит , епископ Вьенны (ум. в 523), – эпос о сотворении мира и происхождении зла; Аратор , придворный Юстиниана, а потом иподиакон Римской церкви (около 544), – переложение Книги Деяний героическим стихом, в двух книгах, около 1800 строк. Заслуги Клавдиана Мамерта 1283 , Бенедикта Павлина , Элпидия , Оронтия и Драконтия менее важны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

593 V Вселенский собор проходил в Константинополе в 553 г., на нем были осуждены ряд еретических учений (в том числе учение Оригена ) и сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В VI и VII веках они явились причиной многих смут. 594 III Вселенский собор, проходивший в Ефесе в 431 г., окончательно осудил как ереси несторианство и пелагианство. Несториане – последователи патриарха Константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. 607 VI Вселенский собор открылся в Константинополе в 680–681 гг., через 10 лет (в 690–691 гг.) состоялось его продолжение: поскольку большая часть заседаний проходила в большой «купольной» зале трулла внутри царского дворца, этот Собор называют «Трулльским». 610 VII Вселенский собор состоялся в Никее в 787 г. (последнее заседание собора прошло в Константинополе в присутствии византийского императора) и был посвящен оценке иконоборчества. Итогом Собора стало восстановление иконопочитания и признание иконоборчества ересью. 611 Деян. 42 . Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540–604) – Папа Римский с 590 г. Способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. 612 Об иконах, сл. I, заключение; Mg. 94, 1281; Р. п. 40; Сл. 2, гл. 12 и 16 и заключение. Mg. 94, 1297, 1303, 1315; Р. п. 53, 57, 83. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества; автор философско-теологического компендиума «Источник знания».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Препп. Евтихий и Флорентиний . В Деяниях св. (Mai. V. 249), как и в четьей минее, из Григория Двоеслова (разгов. кн. 3, гл. 15). Св. Евтихий скончался 23 мая ок. 540 года, а Флорентиний, по кончине его, удалившийся в Фульгиниум (после Фолиньо в церковной Области в 32 верстах от Перуджии) в св. еп. Викентию, скончался 1 июня 547 года; одежда Евтихия в 1492 году во время засухи низвела дождь. Св. Григорий, приступая к жизнеописанию их, говорит, что он получил сведения об них от Санвтула почтенного пресвитера той области. Сам по себе он близок в времени их жизни. (590–604). Монастырь Евтихия, в нем настоятельствовавшего, отстоял на 6000 шагов от Нурсии. Сн. Мюллера и Штадлера. Св. Ириней, еп. лионский . См. об нем Филарета: Учение об отцах § 48 и Фесслера (Institut. patrolog. 1. 227). Рюинарт (Т. I. 157) в кратком исследовании об Иринее не решает: который истинный день его кончины 28 июня или 23 августа. 24 Священномуч. Евтихий . В Деяниях св. (Aug. IV. 751) после довольного исследования оставлен нерешенным вопрос: одно ли это лице с Евтихием, коему празднуется 28 мая. По службам в минеях это разные лица. (См. о сем 28 мая). Какой Севастополь или Севастия был отечеством Евтихия, неизвестно; городов сего имени много. Св. Евтихий лице отличное от троадского юноши, коего отечество было Троада. В глаголитском ассемановом кодексе сего дня показано принесение мощей св. Евтиха. Муч. Татион . В деяниях св. (Aug. IV. 766) об нем по прологу. Клавдиополь митрополия, (прежде Вифиний), и Мантиней были, по Шпрунеру, в Гонориадской области в Вифивии, по Вильчу в Пафлогонии, а не в Исаврии, как говорит римский мартиролог. В месяцеслове Василия местом рождения его полагается не самый Мантиней, а Кратия близ Мантинея, после Флавиополь, местопребывание епископа. Так как в некоторых прологах мучителем его называется префект Урбан; то мучение его относят во временам Диоклитиана, и именно в 305 году. В месяцеслове Василия он называется Татианом. В сказании об нем есть свидетельство о крестном знамении: запечатлев себя знамением честного креста ( σφραγσασ αυτν τ σημεω του τιμο σταυρο).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

См. у Вильча сие слово. Священномуч. Еразм формийский . В Деяниях св. (Jun. I. 213) помещены акты его мучения. По ним св. Еразм был родом из Антиохии сирийской, во время гонения Диоклптиана скрываясь семь лет на Ливане, питаем был вранами и, по откровению, пришед в Антиохию, исцелял страждущих нечистыми духами и обратил многих во Христу, что дошло до сведения Диоклитиана. После разных мучений от Диоклитиана он изведен из темницы в Сидугридо (Sidugrido), по мнению Болландистов в Сигудув или Сингодон в западном Иллирике, подвластный митрополии Сирмии, по Никодиму в Лихнид в Македонии. Здесь он многими чудесами многих обратил во Христу, воскресил Анастасия, сына у одного знаменитого лица. О его успехах против идолопоклонства доносят Максимиану, который велит отправить его в Сирмий. Здесь он в храме Юпитера убил выползавшего из вего дракона, который умерщвлял многих людей; затем более 300 человек обращено святым ко Христу. Император приказал одеть его в медную раскаленную рубашку и бросить в котел с горючими веществами; архангел Михаил освободил его от мучений и увел в Кампанию и здесь он скончался в Формии 10 июня. При св. папе Григории (590–604) мощи его находились еще в Формии, а в 9 веке перенесены в Кайету. На западе он считается пособником в болезнях живота и скотов; ибо на иконах изображается, как у него вырывают внутренности, хотя нет сего в актах. Принесение мощей св. Лазаря и Марии Магдалины . Принесение мощей Лазаря было собственно 17 октября, а ныне или было одно перенесение мощей Марии Магдалины, ибо ей одной и стихословия в прологе, а Лазарь только воспоминается с нею, так как его мощи были в том же монастыре, или ныне собственно праздновалась память освящения церкви в том монастыре, что показано и в синаксаре. 5 Великомуч. Ирина . Не справедливо Никодим в синаксаристе (5 мая) полагает местом мучения ее Персию при Савории во времена Константина. В Деяниях св. (Mai II. 4) доказано, что местом страданий ее была Македония и Фракия. Месемврия был город во Фракии под митрополиею Адрианополя, Каллиник есть Каллиполь в Херсонесе фракийском, Константина была севернее Месемврии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 726 году новое восстание римлян против приведения в исполнение в итальянских областях эдикта императора Льва Исаврянина в пользу иконоборцев. Держась тех же приемов, как современные карбонарии, папы только заставляли действовать, сами же они пока еще не действовали прямо. В 727 году, например, Григорий II смиренно свидетельствовал о своей покорности империи; он называл превосходительным господином (excellent maitre) Равенского экзарха, а императорскому князю в Венеции писал: «Мы всегда будем признавать нашими повелителями наших великих императоров Льва и Константин 238 , и хотим с помощью Господа нашего нерушимо пребывать в их службе». И в это же самое время венецианцы, итальянцы экзархата, ломбардцы, франки были подстрекаемы к сопротивлению; Люитпранд был привлечен на папскую сторону; семейство Геристала подготовлялось для обладания Западом, и не смотря на вышеприведенные прекрасные заявления, Григорий II, немного времени спустя, выступил сам на сцену и писал Льву Исаврянину следующее: «Я взываю к Иисусу Христу, Главе небесного воинства. Да пошлет он диавола на разрушение вашего тела… Размышляйте, трепещите, кайтесь: благочестивые варвары горят желанием отмстить за церковь … Повелитель, ты держишь меч судебный: я держу меч еще страшнейший – меч отлучения». Исполнение следует за угрозой: Рим изгоняет императорского префекта; Люитпранд во главе своих ломбардов-ариан уничтожает господство греков в экзархате; но как государь, Люитпранд, разумеется, работал для своего господства, а не для папского; поэтому он спокойно осадил Рим, чтоб приняться с этого центра за объединение Италии. Это не входило в расчет Григория II, который, чтоб удалить неудобного союзника; а Григорий III (731–741) поразил в голову монархию Лонгобардов и единство Италии кровавою шпагою франко 239 . Такая политика, прием радикальной монархии, сначала пугала и возмущала святость лучших пап. Поставленный против воли в епископы Рима сенатом и духовенством древнего хищного города, Григорий II (т.е. Григорий I) (590–604), первый из истинных политиков святейшего престола, писал императору Маврикию (582–602), умоляя его не подтверждал его избрания; зная роль, его ожидавшую, он убеждал, скрылся вне Рима, а когда, наконец, он увидел себя папою, не смотря на все свое отвращение от этого, как христианин, он произнес следующие достопамятные слова, подтверждающие все, что было раньше и потом: «Епископство, в особенности мое, есть скорее должность земного государя, чем пастыря душ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Итак, как выше указано, литургия Преждеосвященных Даров ведет свое начало от первых времен христианства, но, можно предполагать, что окончательную редакцию ей в письменном изложении дал св. Григорий Великий , папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке (папа 590–604 гг.) Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в дни Великого поста. Цель ее установления заключается в том, чтобы не лишить верующих возможности причащаться тела и крови Христовых в будничные дни Великого поста, когда полной литургии по уставу совершать не положено. Присутствуя при совершении Таинства Евхаристии древние христиане одушевлялись такой высокой радостью о Христе Спасителе, что называли литургию Пасхой. Поэтому считалось, что такие высокие чувства радости несовместимы с днями покаяния и сокрушения о грехах, для чего назначается Великий пост, и совершение полной литургии в дни Великого поста считалось неуместным. Но так как древние христиане считали для себя невозможным целую седмицу оставаться без причащения св. Христовых Таин, то и была введена литургия Преждеосвященных Даров, из которой удалена всякая торжественность и на которой нет самой главной, наиболее торжественной части литургии – пресуществления Св. Даров. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в течение всего Великого поста, как сказано выше, по средам и пятницам, а также в четверток Великого канона на 5-ой седмице Великого поста и в первые три дня в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Кроме того ее положено совершать в те дни Великого поста, когда случится храмовой праздник или один из двух праздников, обычно приходящихся в постные дни: 1-ое и 2-е Обретение Главы св. Иоанна Крестителя – 24 февраля и 40 мучеников Севастийских – 9 марта. В субботние дни Великого поста совершается всегда литургия св. Иоанна Златоустог о, а в воскресные – св. Василия Великого (кроме праздника Входа Господня во Иерусалим, когда совершается также литургия св. Златоуста). Св. Дары, которые преподаются верующим на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде на предшествовавшей полной литургии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Этот репертуар римских распевов стал впоследствии ассоциироваться с личностью Папы Григория Великого, который был епископом Рима с 590 по 604 год, и получил название григорианский распев. Однако это имя вводит нас в заблуждение, потому что сам Григорий не был музыкантом, он был хорошим богословом и хорошим архипастырем. Возможно, он и пел, однако это не было основным его занятием. На самом деле, многие из песнопений из так называемой григорианской коллекции были созданы уже после его смерти в VII-IX веках, датируются VII-IX веками. Однако ассоциация с Папой Григорием осталась и с IX века монодия западной церкви получила название григорианский распев. На византийском востоке также появилось несколько разновидностей простого распева. Отдельные собрания и репертуар существовали в Константинополе, на Синае, в Палестине, в Киеве, Новгороде, Молдавии, в Салониках, Сербии и на горе Афон. Каждый со своими характеристиками, со своей лексикой и со своим гением. Это справедливо и сегодня до некоторой степени. Как я уже говорил, церковная музыка с самого начала передавалась посредством устной традиции, один певчий учил другого. Святой Исидор Севильский в VII веке сетовал на исчезновение мелодий из-за невозможности записать их. Однако к концу первого тысячелетия стало ощущаться, что хрупкая память исполнителей не может должным образом сохранить священные мелодии. И были предприняты шаги для записи песнопений. Была разработана элементарная нотация, в которой использовались штрихи, точки и дуги, которые стали называться невмами. Эти невмы смогли передавать приблизительное движение мелодии. Это известно, как стенографическая нотация, потому что она не может сказать нам всего. Однако она многое может сказать тому, кто уже знает мелодию. Здесь вы видите примеры первоначальных примитивных византийских невм. Штрихи, дуги и точки — конечно, они в разных местах означали разное. Понадобилось несколько сот лет, чтобы они стали обозначать что-то конкретное. Это пример из раннеславянской рукописи, здесь вы видите те же самые штрихи, дуги и точки. Эти забавные знаки в каждом месте обозначали что-то свое, то есть не было единой системы для всего текста. Я думаю, на этом пока закончим.

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

Тем не менее это молитвенное восклицание получает все более широкое распространение не только по всему Востоку, где оно употребительно у сирийцев, армян, абиссин (см. Вступит. главу, с. 299; выше, с. 475, прим.), но и на Западе, как видно из амвросианской литургии и ряда других свидетельств. По блж. Августину, оно употреблялось и у готов 2116 . По позднейшим известиям, в римскую литургию оно перенесено было папою св. Сильвестром I (314–335 г.) 2117 . Собор Вайсонский 529 г. определяет: «так как на престоле апостольском, так же как по всем восточным и итальянским областям, введен приятный (dulcis) и чрезвычайно спасительный обычай очень часто говорить Kyrie eleyson с великим чувством и сокрушением, то угодно и нам, чтобы во всех церквах наших введен был сей столь спасительный обычай и для утрень и для месс и для вечерен» 2118 . Папа Григорий Великий (590–604 г.) в письме к Иоанну, еп. Сиракузскому, оправдываясь от упреков, что он допустил некоторые изменения в богослужении в подражание грекам, говорит: «Kyrie eleyson мы и не говорили и не говорим, как у греков: у греков его произносят все вместе; у нас же оно говорится клириками, а народом отвечается и столько же раз попеременно говорится Christe eleyson, что у греков совсем не произносится» 2119 . Законы Карла Великого и Людовика Благочестивого требуют, чтобы «христиане по воскресеньям вместо того, чтобы стоять на перекрестках и улицах и проводить время в разговорах, плясках и светских песнях, шли ко всенощной и вечерне и на ходу как туда, так и обратно пели свое Kyrie eleyson»; также и при похоронах вместо разных языческих обрядов, «чтобы, если не знают псалмов, громко пели Kyrie eleyson, Christe eleyson, попеременно мужчины и женщины» 2120 . В Риме на процессии в праздник Успения народ пел антифонно 300 раз Kyrie eleyson и Christe eleyson 2121 . Возглас Возгласы на ектениях, бывшие некогда окончаниями произносимых до ектении или после нее священнических молитв, теперь, когда таких молитв на ектениях не бывает или они произносятся тайно, стоят в связи с прошениями ектении, указывая основание для их осуществления то в славе Божией, то в силе, то в благости Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Однако Запад отнюдь не был готов просто так принять происходящее, хотя там нисколько не оспаривали православности Константинопольского Символа. В декрете папы Геласия (492–496) под названием De recipiendis et non recipiendis libris [О принимаемых и непринимаемых книгах] 539 не упоминается о Константинопольском Соборе. Однако этот Собор признает папа Гормизда (514–523) 540 . Св. Григорий Великий (590–604) уточняет, что это признание распространилось лишь на определение, направленное против Македония 541 . Тем не менее, правила Константинопольского Собора издавна фигурировали в латинских канонических сборниках 542 . Вначале на Соборе председательствовал Мелетий Антиохийский , который был наиболее видным из церковных деятелей. Было торжественно утверждено назначение св. Григория Богослова на столичную архиерейскую кафедру, после чего хиротония Максима Киника была провозглашена недействительной. Однако в мае внезапно скончался Мелетий. Его кончина вновь вывела на первый план щекотливый антиохийский вопрос. Действительно ли существовало соглашение между Мелетием и Павлином, по которому в случае смерти одного из них другой занимал его место? Именно это утверждает Сократ; однако, по свидетельству Феодорита, это решение, предложенное Мелетием, не встретило поддержки у Павлина 543 . Кому же следует верить? Мы скорее склоняемся к версии Феодорита. Сторонники Павлина проявляли в высшей степени сектантскую настроенность, а с другой стороны, если утверждение Сократа соответствует действительности, непонятно, почему епископы диоцеза Востока, присутствовавшие на Соборе, единодушно возражали против признания Павлина, тем более что решение это было предложено св. Григорием Богословом . Последний с огорчением воспринял отказ от его предложения и вполне недвусмысленно выразил свое отношение к такой позиции отцов Собора 544 . Вернувшись из Константинополя, епископы диоцеза Востока избрали епископом Антиохийским пресвитера Флавиана. По кончине Мелетия Григорий взял на себя председательство на Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010