P. были написаны не ранее понтификата Симмаха (498-514), а существующий текст сложился не позже 40-х гг. VI в. Однако Г. Вайц и Т. Моммзен пришли к выводу, что Дюшен ошибочно определил состав ранних версий L. P. и неверно их датировал. По мнению нем. исследователей, 1-я редакция была составлена в нач. VII в., вскоре после кончины папы Григория I Великого (590-604); на ней основаны эпитомы Феликса и Конона. Сохранившийся текст L. P. (2-ю редакцию) Моммзен датировал 2-й пол. VII в., до избрания папы Сергия I (687-701) (Gesta. 1898. P. VII-XVIII; см. также: Vogel. 1975. P. 111-114; Capo. 2009. P. 17-18). В настоящее время гипотезу Моммзена поддерживают немногие исследователи (напр.: Cuppo Csaki. 2007). Создание L. P. было связано с церковно-политическими конфликтами, в к-рые был вовлечен Папский престол на рубеже V и VI вв. По мнению Дюшена, авторы первоначальной версии сборника папских биографий, от к-рого сохранился Лаврентиевский фрагмент, были сторонниками антипапы Лаврентия. Ответом сторонников Симмаха было создание 1-й редакции L. P. ( Duchesne. 1877. P. 199-200; см. также: Wirbelauer E. Zwei Päpste in Rom: Der Konflikt zwischen Laurentius und Symmachus (498-514). Münch., 1993. S. 142-147). Приверженцы Симмаха составили ряд апокрифических сочинений, целью к-рых было укрепить авторитет Папского престола, т. н. Симмаховых фальшивок (CPL, N 1679-1682). Противостояние Симмаха и Лаврентия нередко рассматривается в более широком контексте акакианской схизмы между Римом и К-полем, вызванной изданием «Энотикона» (482) и продолжавшейся до вступления на престол визант. имп. Юстина I (518-527). Приверженцы Лаврентия, которых часто отождествляют с провизант. партией в Риме, выступали за примирение с К-полем, тогда как сторонники Симмаха стремились продолжать жесткую политику пап Феликса III (II) и Геласия I . В рамках этого противостояния создавались полемические трактаты, сборники папских посланий и др. сочинения; среди них были жизнеописания Римских понтификов (см., напр.: Blair-Dixon. 2007). Разные версии этих биографий отражали противоположные т. зр. их авторов на акакианскую схизму и конфликт между Симмахом и Лаврентием ( Verardi. 2013). Среди задач, стоявших перед составителями L. P., была демонстрация преемственности епископов Рима от ап. Петра; понтифики хранили правосл. веру и искореняли еретические учения, тогда как мн. патриархи К-поля, где отсутствовало апостольское преемство, пропагандировали ереси. Создатели L. P. осуждали тех Римских епископов, к-рые делали уступки императорам и безответственно относились к своим обязанностям, прежде всего Либерия и Анастасия II ( Deliyannis. 2014). Автор 2-й редакции L. P., напротив, был сторонником провизант. партии и поддерживал антипапу Диоскора в его противостоянии с Бонифацием II (530-532).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

на сер 571 В подлиннике: сдержек 572 В подлиннике: Сергея 573 вслед за вами 574 Далее начато: долж 575 числом пять 576 с виду солнечные 577 Далее начато: быть 578 прежде уме 579 и видеть всегда 580 расположений в дне 581 так, чтобы 582 Бумага письма оборвана, и текст адреса поврежден. 583 Далее начато: и 584 и чрез 585 от известного 588 по моему мнению, нужно 589 Далее начато: И всё мне кажется, что 590 и мне 591 Две первые фразы вписаны над зачеркнутой: покуда к вам прибегаю более за советом, чем с просьбой 592 В подлиннике: месяцы 593 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: обстоятельства мои такого рода, что мне нужно жить 594 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: так же, как осенние и летние внутри России 595 Сочинение мое вовсе не маловажно. 596 не каким -нибудь пошлостями и странностями, случайно к нему приставшими 597 У меня это в особенности важно: я уже испытал природу своего глаза 598 Я состоянья не имею 599 бросили 600 В черновой редакции далее начато: Всем нам уже известно, сколько бедствий и беспорядков в Русской земле произошло от собственного нашего неведения земли своей. [Это неведенье земли кладется] Книгу, которая бы знакомила русского еще с детства с землей своей, ибо едва ли не главною причиной всех нестроений и внутренних беспорядков есть неведенье русских собственной земли своей, [которое] точно как бы [именно] с умыслом кладется в основу нашего воспитанья в тот [именно] возраст, который называется детским, но в который живей воображенье и всё, что раз взошло, остается навеки. 601 Когда его способности свежи 602 Далее начато: который в то же время дар 603 еще 604 еще 605 на споспешествование своими сведениями добрых и умных людей 606 ему 607 который от всех сил стремится принести от себя на пользу 608 В подстрочных сносках к этому письму дана незаконченная правка Гоголя карандашом. 609 Далее надписано: вышла в свет 610 Далее надписано: самая малая 611 Далее надписано: Но самое главное и 612 Надписано: со всем запасом сил 613 Далее надписано: уже 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

От Августина сохранилось около 500 проповедей, большинство которых были обращены к пастве в Иппоне. Вполне очевидно, что блж. Августин стремился воплотить в своей проповеднической практике те принципы, которые изложил в «De doctrina Christiana». Его проповеди отличаются простотой и безыскусностью. Несмотря на то, что Августин был талантливым ритором, он почти не проявляет в проповеди своего владения светским красноречием. Он стремился не воздействовать на эмоции слушателей, а прежде всего учить их. Блж. Августин считал приоритетными пастырские задачи, стоящие перед проповедью. 1.4.2. «Правило пастырское» св. Григория Двоеслова «Правило пастырское» (лат. «Regula pastoralis») св. Григория I Великого (Двоеслова), папы Римского (ок. 540–604) является одним из лучших святоотеческих сочинений по пастырскому богословию. Оно было написано св. Григорием в конце 590 – начале 591 г. Трактат состоит из четырех частей. Первая посвящена тому, какими качествами должен обладать пастырь, вторая повествует о том, какую жизнь должен вести пастырь, третья посвящена пастырской проповеди и четвертая – смирению и сознанию пастырем своего недостоинства. Третья часть занимает в трактате центральное место. По своему объему она составляет примерно две трети всего сочинения. «Правило пастырское» – это наставление, адресованное пастырям и тем, кто готовит себя к пастырству. Потому текст уделяет главное внимание личности пастыря. В «Правиле» отсутствуют отвлеченные теоретические рассуждения. Здесь даются конкретные наставления о том, каким должен быть пастырь. Поэтому в своем трактате св. Григорий не предлагает целостного учения о церковной проповеди. Он лишь говорит о том, как в проповедничестве раскрывается, реализуется и достигает своего максимального раскрытия пастырское служение. Св. Григорий считал проповедничество самой важной пастырской обязанностью. Первое условие успеха проповедника – это его чистая, святая, образцовая жизнь: «И язык изменяет на кафедре тем, которые учат одному, а заняты бывают другим» (Кн. I, гл. 1, с. 6) 29 . Как подчеркивает св. Григорий, высоконравственная жизнь проповедника усиливает действие его слова, а «нравственная слабость» проповедника может совсем разрушить действие его проповеди. «Проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются примерной жизнью его: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером как бы помогает и участвует в деле» (Кн. II, гл. 3, с. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Вопреки утверждению визант. и сир. источников, прямым потомком ан-Нумана II не был и наиболее выдающийся царь Л. аль-Мунзир III (505-554), отцом к-рого, согласно араб. родословиям, являлся Имру аль-Кайс аль-Бад. Возможно, в случае и с ним, и с Абу Юфиром речь шла об узурпации власти, что дало повод аль-Харису ибн Амру вторгнуться во владения своего покойного племянника, захватить Хиру и попытаться уничтожить царство Л. Впрочем, аль-Мунзиру III вскоре удалось освободить столицу, а в 528 г. покарать разорившего ее киндитского царя. Правление аль-Мунзира III, ревностно почитавшего араб. языческих богов, прежде всего отождествляемую с Афродитой аль-Уззу, и приносившего им человеческие жертвы, прошло под знаком ожесточенной борьбы с византийцами и с верно служившим им царем Гассанидов Харисом ибн Джабалой, в сражении с к-рым близ Киннесрина аль-Мунзир погиб. Его сын и наследник Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70), согласно араб. традиции, принял христианство под влиянием матери, киндитки Хинд. При нем епископскую кафедру в Хире занимал Ефрем . Амра сменил его брат Кабус, правивший всего 4 года. Царствование следующего по старшинству брата, аль-Мунзира IV, продолжавшееся приблизительно до 580 г., ознаменовалось кровопролитными столкновениями с Гассанидами. Последним царем Л. был сын аль-Мунзира IV ан-Нуман III, правление к-рого продолжалось, по преданию, 22 года. Он не только сам принял христианство, но и попытался положить конец наиболее жестоким проявлениям язычества, повелел расплавить золотую статую аль-Уззы и запретил человеческие жертвоприношения ей. Несмотря на попытки католикоса-патриарха Церкви Востока Ишоява I склонить ан-Нумана III к несторианству, он оставался сторонником монофизитства. За приверженность к распространенной в Византии ветви христианства, а также за независимость в отношениях с шаханшахом Хосровом II, выразившуюся, в частности, в отказе последовать за ним в Византию во время мятежа Бахрама Чубина в 590 г., последний царь Л. поплатился жизнью: он был вызван ко двору Хосрова II и то ли был растоптан слонами, то ли отравлен, то ли брошен в темницу, где вскоре умер. После его кончины Сасаниды поставили в Хире своего наместника, перса Нахвергана (Бахрегана), и тем самым положили конец царству Л. Христианин Ияс ибн Кабиша из племенной конфедерации тайй, отвечавший при этом наместнике за управление «персидскими» арабами, был лишен всякой самостоятельности и не обладал тем влиянием на бедуинов, к-рым располагали Л. Гибельные последствия этого не замедлили сказаться: ок. 604 г. в битве при Зу-Каре, происшедшей при попытке изъять казну и арсенал ан-Нумана III, иран. войско было наголову разгромлено араб. кочевниками, а спустя 3 десятилетия Хира перешла под власть мусульман.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

Хотя прасины во время этого бунта стояли, по сведениям, сохраненным Феофаном, на стороне Фоки и тем содействовали его успеху, но в одном новооткрытом источнике, Doctrina Jacobi nuper baptizati, принадлежащем современнику, дело выставляется так, что виновниками пожара были прасины, которые подверглись затем жестоким преследованиям, причем их противники давали им кличку «поджигателей» и «манихеев». Автор был в ту пору молодым человеком и, прикидываясь венетом, чинил из ненависти к христианам всякие беды прасинам. 27 В ту пору, когда Фока утверждал свое положение жестокими казнями своих врагов, дела на востоке принимали более тревожный вид. Разгромив армию Германа, Хосров осадил Дару, которую некогда сам отдал Маврикию. 28 Необходимость послать подкрепления на восточную границу заставила Фоку войти в соглашение с аварским ханом. Щедрым увеличением дани, которую получал хан от империи, куплено было обещание не тревожить соседних областей. 29 Издавна экспедиционные армии формировались во Фракии из федератов; но Фракия тяжко пострадала от славянских и аварских набегов и вторжений при Маврикии и вряд ли могла предоставить достаточные средства. Уже Тиверий формировал свой корпус федератов из задунайских варваров для войны с персами, не довольствуясь силами местного населения. 30 Положение дела с тех пор могло только ухудшиться. По всей вероятности, Фока воспользовался гарнизонной армией, из рядов которой сам вышел. Армия была сформирована и направлена на восток под начальством Леонтия, доказавшего свою верность Фоке во время подавления заговора. Отправляясь на восток, Леонтий, кроме главной задачи – отражения персов, имел другое поручение – справиться с бунтом Нарзеса. Когда он подходил с войсками к Эдессе, население города не пожелало подвергаться бедствиям осады, и Нарзес с верным ему войском ушел в Сирию и укрепился в Иераполе. 31 Появление новых сил не спасло Дару. Близ Арзамона персы разбили Леонтия, и Фока, получив известие об этом, приказал доставить его в цепях в столицу. Гарнизон Дары храбро оборонялся. Хосров требовал от местного епископа воздействия на защитников и население в смысле скорейшей сдачи города и грозил ему за неисполнение этого требования страшными карами. Осада Дары затянулась, по сообщению Себеоса, на полтора года. Обычный в ту пору прием – подкопы городской стены – увенчался успехом, и когда стены дали бреши, персы ворвались в город и произвели страшное кровопролитие. Епископ Дары, предупреждая кары, которыми грозил Хосров, лишил себя жизни. 32 Мощные стены Дары были срыты, и Дара окончила свое существование, как пограничная твердыня империи. Гарнизон соседней крепости, Марды, опасаясь такой же участи, какая постигла Дару, покинул свою стоянку, и туда во множестве стеклись монахи из соседних местностей. 33 Взятие Дары, по свидетельству анонимной сирийской хроники, относится к 14 году правления Хосрова. Так как годы его правления начинаются с 24 июня 590 года, то 14-й будет соответствовать 604–605 г. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Интересно замечание о. Каброля: " Не нужно удивляться, что современная Римская литургия гораздо менее схожа с первоначальными формами, чем литургии Мозарабская, Галликанская, Амвросиева и в особенности восточные. Папы обладали властью, которая позволяла им изменять те или иные части обихода, и они этим пользовались " [ 17 ]. — " В Римской литургии с V по VII вв. произошли такие существенные изменения, подробности которых мы не знаем " , — говорит о. Каброль [ 18 ]. Иными словами, папская власть сочла возможным порвать связь с древним Преданием Церкви, связь, которую Восток сохранил в течение веков. Наличие эпиклезы в Римской литургии V в. и ее исчезновение потом является бесспорным, научно признанным фактом. Следует, однако, оговориться, что не все ученые единомысленны в этом. Если, с одной стороны, о. Каброль, Казель, Фортескью, Хоппе, Раушен и Салавиль признают это, то о. Пюниэ, Эдм. Бишоп, Батиффоль, Молиэн и Варэн к этому историческому выводу относятся сдержаннее. Для объяснения вопроса об эпиклезе в Римской литургии Бухвальдом было выдвинуто особое объяснение. Сначала в Римской мессе была эпиклеза Логоса. Впоследствии, т.е. при Папе Льве Великом (440-461), Логос-эпиклеза была заменена эпиклезой Святого Духа, а при Папе Григории I (590-604) и эта эпиклеза была упразднена, и месса приняла свою теперешнюю форму. Все это имело место после Папы Геласия (494-496), но до составления так называемого " Геласиева Сакраментария " , т.е. до вв. Молитва " Per quem haec omnia " [через Которого все сие] есть, якобы, остаток эпиклезы Логоса, " Supplices te " [моля Тебя], остаток заменившей ее эпиклезы Духа [ 19 ]. Как ни интересна эта гипотеза, она все же не в состоянии объяснить причины столь существенных перемен в западном литургическом мировоззрении. То, что папская власть очень велика и что она быстро распространилась по лицу всего западного мира и дальше, вне пределов Вечного Города, — это все общеизвестный факт. Но что же влияло на такие перемены в евхаристическом и вообще сакраментальном учении? Литургика есть воплощение в культе известных догматических истин. Эти две области, вероучения и богослужения, тесно соприкасаются и взаимно проникают друг в друга. Перемены в одной должны свидетельствовать о переменах в другой. Освящение Даров происходит то так, то иначе, то силой эпиклезы Логоса, то эпиклезой Духа, а то потом одними установительными словами Господа, — и все это на протяжении двух-трех веков свидетельствовало бы о каком-то догматическом индифферентизме. Правильно ли это исторически? Ведь исторический метод, напомним слова Батиффоля, не знает ничего, кроме истории.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

...подобно проклятой смоковнице — Использована притча из Евангелия от Марка, XI, 13—14, 20—21. Маны — по верованиям древних римлян, души умерших, почитавшиеся как божества. Сужский лагерь — военный лагерь в 28 км от Бордо. Гостии — облатки (у католиков), просвиры. Здесь: предметы вещного мира как средство приобщения к богу, к природе. 198 Манон и Мими — Манон — героиня оперы Массне «Манон» (1884) на сюжет романа А. Ф. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (см. коммент. к с. 307). Мими — гризетка из новеллы А. де Мюссе «Мими Пенсон» (1843), положенной в основу водевиля (театр «Варьете», 1845). Вальтер Бруно ( наст. имя Вальтер Шлезингер, 1876—1962) — немецкий дирижер, вынужденный покинуть Германию при фашистском режиме; натурализовался в США. 200 Стравинский Игорь Федорович (1882—1971) — русский композитор-новатор, принявший в 1934 г. французское подданство, в 1945 г. — американское; автор «Хроники моей жизни» (1935), сборника статей «Музыкальная поэтика» (1942). Австрия оплакивала своего канцлера-мученика... — 25 июля 1934 г. в Вене во время нацистского путча сторонниками аншлюса был убит австрийский канцлер и министр иностранных дел Энгельберт Дольфус (1892—1934). 201 ...не в пример Вагнеру в Байрейте... — В 1876 г. в Байрейте (Бавария) состоялось открытие музыкального театра, построенного для исполнения произведений Р. Вагнера. Свои музыкальные драмы Вагнер считал образцами «музыки будущего». Что сказали бы их солемские собратья! — Бенедиктинское аббатство в Сабле-сюр-Сарт (где с 1833 г. находится центр бенедиктинской конгрегации во Франции) известно своей приверженностью к григорианским песнопениям. Григорианское пение (или хорал) — общее название литургических песнопений католической церкви; канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года началось при папе Григории I (590—604). 202 ...провожающих нет, только пес бредет следом — Речь идет о литографии французского художника Пьера Роша Виньерона (1789—1872) «Похороны бедняка» (1819), в которой Бетховен видел изображение нищенских похорон Моцарта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

«Сентенции» Исидора, написанные, предположительно, в 612–615 гг., 422 представляют собой оригинальный и весьма непростой источник по истории правосознания раннесредневекового человека. Трактат посвящен богословской проблематике и вопросам поведения христианина,, так что можно подумать, что жанр сентенций является христианским по происхождению. На деле, однако, его истоки следует искать еще в Античности. Так, антология сентенций римского мимографа Публилия Сира была очень популярна в Средние века в качестве школьного пособия. Его сентенции представляют собой короткие афоризмы на тему добродетели и правильного поведения. 423 Кроме того, в Античности существовал еще один сборник сентенций, принадлежащих Аппию Клавдию Цеку – консулу 307 и 296 гг. до н.э., выдающемуся оратору и грамматику. Известно, что он составил антологию моралистических высказываний, записанных сатурнийским стихом. 424 Сохранилось только три из них, поэтому неясно, в какой момент они были утеряны и имели ли хождение во времена Исидора. Во всяком случае, можно утверждать, что жанр сентенций появился еще в древности и подразумевал обязательную дидактическую составляющую. Под влиянием христианской литературы (прежде всего, сочинений римского папы Григория I) жанр «сентенций» начал меняться. Он превратился в дидактический компендиум, использовавшийся для проповедей и содержащий примеры благочестивого поведения. С ранними «сентенциями» их объединяет морализаторская составляющая: они написаны как руководство – будущему юристу ли, порядочному римскому гражданину, епископу или христианину вообще. Христианским образцом сентенций можно считать «Моралии на книгу Иова» римского папы Григория Великого (590–604). Они вдохновили Исидора не только на «Синонимы». И хотя Григорий декларирует свое презрение к нормам латинской грамматики и риторики, не желая стеснять божественное вдохновение правилами Доната, 425 его литературный стиль оказал большое влияние на Исидора. Как явствует из Praenotatio librorum divi Isidori, составленного Браулионом Сарагосским, «Моралии» не оставили равнодушным епископа Севильи, который, как цветами, украсил свои «Сентенции» цитатами из них. 426

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

в) Однако мифологическая абстракция настолько далеко зашла у Гомера, что " ум " у него чаще всего понимается вполне позитивно и обозначает собою настроения людей, индивидуальные особенности их мышления или даже просто нрава. " Ноос " многохитростен у Одиссея (Од. I 3), осторожен у Приама (Ил. XXIV 354), разумен у Телемаха (Од. XVI 374), многоумен у Одиссея (XVIII 124), справедлив у Калипсо (VII 263), жалок иногда у Гектора (Ил. III 63), не поддающийся годам у Одиссея (Од. X 329), благороден у Ареты (VII 73), искренен у пастухов Одиссея (XXI 205), богобоязнен у иных людей (Ил. XIII 732), неразумен и преступен у женихов (Од. II 281), непредусмотрителен у Эпикасты (XI 272), необдуман иногда у Менелая (Ил. X 122), опрометчив у молодежи (XXIII 590), недальновиден у одинокого человека (X 226). Этот " ноос " может обладать и положительными и отрицательными чертами. Своим " ноосом " Перифет превосходит многих микенцев (Ил. XV 643), Пенелопа – других женщин (Од. XIX 326), Одиссей – всех смертных (I 66). " Ноосом " Одиссея его люди спаслись от Киклопа (XII 211). Раненый вождь только " ноосом " может помогать своим (Ил. XIV 62), нужен он и вознице, чтобы побуждать коней (Од. VI 319 – 320). Однако " ноос " , хотя это и очень высокая человеческая способность, может затемняться всякими страстями и случайностями: у Геры его временно затмевает злоба (Ил. XX 133), у Антилоха – юность (XXIII 604), у Долона – корыстолюбие (X 391), у иных – любовь (XIV 218). Но даже и Ф. Ф. Зелинский, чуждый всякой теории исторических напластований, находит нужным отметить, правда в виде исключительной редкости , что гомеровский " ноос " все таки, в конце концов, связан с глаголом " pneö " , " дышать " , то есть обозначает, в конце концов, не что иное, как дыхание. Так, Персефона " вдунула " " ноос " в Тиресия, уже находившегося в Аиде (Од. X 493). Если стать на такую точку зрения, то, пожалуй, становится понятным и то, почему свой " ноос " Гомер связывает с диафрагмой. Ведь диафрагма – это грудобрюшная преграда, то есть то, чем брюшина отделяется от груди и что поэтому регулирует собою дыхание по всему организму. Если так, то здесь перед нами уже, несомненно, остаток давно преодоленного у Гомера фетишизма. Правда, приведенные у нас выше примеры вполне доказывают, что Гомер, по крайней мере в поздних частях эпического творчества, далеко ушел за пределы изначального фетишизма и относится к процессам мышления достаточно позитивно.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

На Западе течение, требовавшее от духовенства полного воздержания, очень рано стало господствующим учением Церкви. Как с удивительным постоянством и последовательностью показывают все источники , это течение принципиально не возражало против рукоположения женатых людей, но требовало, чтобы после рукоположения они воздерживались от супружеского сожительства. Причины такого подхода: 1) взгляд на половую жизнь как на проявление морально принижающей животности и 2) верность ветхозаветной идее ритуальной нечистоты, происходящей от сексуальных отношений (Лев. 15, 18). Первая мотивировка этого, хотя и не исходила от блаженного Августина, нашла, однако, сильную поддержку в его строгих взглядах на «похоть» как путь распространения греха; второй аргумент ритуального характера был применен к христианской Евхаристии, которая, будучи совершаема ежедневно, делала воздержание постоянным требованием для совершающих ее. Начиная с Эльвирского собора (305г., правило 33) оба эти аргумента приводятся папами Дамасом (366—384), Сирицием (384—399), Иннокентием I (401—417), Львом I (440—461 ), распространившим требование воздержания даже на иподиаконов, и Григорием Великим (590—604). Те же аргументы приводятся западными соборами (Римским 386г., Туринским 389г., Карфагенскими 390г. и 401г., Толедскими 400 и 589гг. и несколькими соборами в Галлии) и принимаются такими авторами, как св. Иероним, св. Амвросий и св. Исидор Севильский. Постоянное повторение подобных предписаний показывает, что норма эта часто игнорировалась. Более полное признание она получила на Западе только после XI столетия, особенно после реформы папства. Следует отметить, что ритуальное воздержание женатых священников, диаконов и иподиаконов накануне совершения Евхаристии требовалось также и на Востоке , но при отсутствии ежедневного служения оно не предполагало постоянного воздержания священников от сожительства со своими женами. Однако, как правило, на Востоке целибат и воздержание явно понимались не столько как ритуальная чистота, сколько как аскетическое предвосхищение эсхатологической парусии, где не будет «мужеска пола ни женска». Поэтому этот вид аскетизма обычно связывался с монашеской дисциплиной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010