Рим, Византия и королевство вестготов в переписке папы Григория Великого Папа Григорий I Великий, занимавший римскую кафедру в 590–604 гг. является одной из ключевых фигур в истории христианства. Именно при нем римская Церковь ощутимо усилила свое влияние, и римский епископ выдвинул претензии на роль главы и пастыря всех христиан, по меньшей мере западных. Как известно, именно стараниями Григория в христианство был обращен народ англов (миссия Августина 594 г.), а королева лангобардов Теоделинда (589–624), бывшая арианкой, приняла Никео-Константинопольский символ веры . В то же время, стремясь быть в курсе местных церковных дел и укреплять авторитет Святого Престола за пределами Рима, Григорий находился в переписке с королями франков, лангобардов и вестготов. В этом контексте представляется вполне естественным тот факт, что именно в период понтификата Григория Великого были установлены контакты Толедского королевства вестготов и римской кафедры, поддерживавшиеся не только королем Рекаредом (586–601), но и Церковью Испании в лице епископа Леандра Севильского (ок.534–596), видевшего в Григории старшего товарища и наставника. Но этим взаимоотношения Испании и Рима не исчерпывались, ведь юг Пиренейского полуострова в тот период принадлежал Византии и римский папа оказывал весьма сильное влияние на положение дел в епархиях Картахены и Малаги, что нашло отражение в его письмах. Однако, прежде чем переходить непосредственно к содержанию этих писем, следует сказать несколько слов об их авторе и об эпохе, в которую он жил. Григорий родился около 540 г. в знатной и состоятельной сенаторской семье Анициев, тесно связанной с христианской Церковью 2 . Он получил хорошее классическое образование, состоящее в усвоении дисциплин тривиума и квадривиума, что в дальнейшем способствовало росту его авторитета среди современников 3 . Сначала Григорий избрал мирскую карьеру, свойственную людям его социального положения, в частности он исполнял обязанности префекта Рима в один из самых драматичных моментов истории города во время владычества лангобардов. Позже Григорий решил посвятить свою жизнь служению Церкви. С 579 по 585 г. в качестве папского нунция он находился в Константинополе.Там он познакомился с Леандром Севильским, который оказался в городе в связи с ситуацией, сложившейся в Испании после мятежа Герменегильда (581–584), восставшего против своего отца короля Леовигильда (568–586). Активным участником (a по некоторым данным, и вдохновителем) восстания являлся Леандр Севильский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

64. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ Римские Папы. Список 64. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ. 590—604. Родился около 540 г. Происходил из сенаторского рода Анициев, из которого вышли также его прадед Феликс III и Агапий I. Григорий получил в Риме юридическое образование. В тридцатилетнем возрасте выполнял важную административную функцию «претора города». После смерти отца унаследовал значительное состояние, часть которого предназначил на оборудование монастырей на Сицилии и в Риме. Разрушенное королем Тотилой Монте-Кассино в то время обезлюдело. Монахи-бенедиктинцы поселились в аббатствах, основанных Григорием, который решил разделить с ними аскетический образ жизни. Когда папа Пелагий I посвятил его в диаконы, Григорий был послан в Константинополь в качестве постоянного представителя апостольской столицы. Через несколько лет он вернулся в римский монастырь. После смерти Пелагия II Григорий римским духовенством был избран папой. Император Маврикий (582—602) утвердил его избрание. На трон св. Петра сел один из самых выдающихся пап раннего средневековья. Юрист, писатель-моралист, и, кроме всего прочего, прекрасный администратор. Много усилий потратил он на реорганизацию папских владений, значительная часть которых находилась на юге Италии, на Сицилии, в Далмации, Испании и не стала еще добычей захватчиков. Всюду он назначил экономов, которыми были им же возведенные в сан субдиаконы. Папа поручил им не только составить подробный реестр доходов, но и повысить дань и арендную плату. Часть доходов он предназначил на нужды населения Рима и выкуп пленников. В социально-политической области Григорий использовал значительное ослабление Византийской империи, чтобы восстановить папский авторитет, упавший в период понтификатов Вигилия и его преемников. Характерным для политики Григория был поворот к новым, возникающим в Западной Европе государствам. Он установил контакты с королями Испании, с воинственной Брунгильдой — королевой Австразии — и прежде всего с лангобардами, которых он хотел обратить в римско-католическую веру.

http://sedmitza.ru/lib/text/442013/

Папа Григорий I Великий (590–604 гг.), один из четырех западных отцов церкви, происходил из знатной римской семьи, представители которой на протяжении нескольких поколений играли заметную роль в Римской церкви. Прежде, чем удалиться в монастырь, Григорий Великий занимал должность высшего магистра в Риме, префекта города. Впоследствии, став папой, он проявил себя как чрезвычайно деятельный глава Римской церкви: он не только управлял ее обширными имениями, но и принял на себя попечение о жителях Рима и его окрестностей. Из деловой переписки, которую он вел на протяжении своего понтификата, сохранились 866 посланий. Они служат ярким свидетельством применения римского права в практической деятельности церкви: в них выявлено 74 очевидные и 54 скрытые цитаты из «Corpus juris civilis». Оставаясь подданным византийского императора, Григорий Великий не представлял себе иной юридической основы общественного порядка, чем имперское право, поэтому соблюдение действовавших на территории Римской империи норм права и законного разграничения полномочий государства и церкви являлось для папы предметом первостепенной заботы. Согласно римскому праву, церкви предоставлялась юрисдикция по вопросам веры, внутрицерковной дисциплины, по гражданским и отчасти уголовным делам, в которые было вовлечено духовенство или люди, подпадавшие под церковную юрисдикцию. Григорий Великий позволял себе выходить за ее пределы лишь в исключительных случаях: 1) когда имперские законы угрожали церковному порядку, например, закон императора Маврикия, запрещавший государственным чиновникам и воинам постригаться в монастырь; 2) когда они расходились с церковными установлениями, например, законы, устанавливавшие условия заключения или расторжения брака; 3) когда их смягчения требовало милосердие. Многие послания Григория Великого и отрывки из его творений были включены в «Decretum Gratiani» и таким образом в «Corpus juris canonici», составив основу канонического права. Григорий Великий оставил после себя ряд творений, оказавших заметное влияние на европейскую культуру. Прежде всего, это «Диалоги о жизни и чудесах святых италийских отцов», за что он получил в восточной традиции прозвище Двое слова (Диалоги-Двоесловия), и «Пастырское правило», т. е. руководство для пастырей. В Антологии публикуются переводы некоторых посланий Григория Великого , демонстрирующих отношение папы к римскому праву и его применение в церковной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Скачать epub pdf Предисловие Римский папа Григорий I Великий (в православной традиции – Двоеслов), один из немногих епископов Рима, почитаемых церквами и Востока и Запада, родился около 540 г. в Риме, скончался 12 марта 604 г. Происходил из знатного рода Анициев, давшего христианству двух пап, основателя западно-европейского монашества св. Бенедикта Нурсийского (приходился родственником по боковой линии) и многих других подвижников благочестия. Получил хорошее для того времени традиционное классическое образование; находясь на муниципальной службе в должности префекта Рима, хорошо изучил римское право, нормами которого руководствовался и далее в своей деятельности на посту римского понтифика. В 579–585 гг. выполнял функции папского представителя при императорском дворе в Константинополе. По смерти папы Пелагия II осенью 590 г. был избран жителями Вечного города на пост епископа, который и занимал до самой смерти. Всячески поддерживал распространение и укрепление монашества, организовывавшегося по бенедиктинскому уставу; основал на свои средства 7 монастырей. Как богослов прославился уже при жизни составлением толкований на книгу Иова, названную им «Моралии», «Гомилий на Иезекииля», «Гомилий на Евангелия», а также книгой «Пастырское правило», ставшей основой для жизни и пастырской деятельности любого священника церквей Западной Европы. Особую любовь и известность вплоть до XIII в. доставляли свт. Григорию его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души», бывшие долгое время не только наиболее известным и авторитетным в Западной Европе сборником житиий, но и главным источником по формированию в латинском богословии системы взглядов на загробный мир, рай и ад. В средине VIII в. они были переведены папой Захарией на греческий язык, и именно эта книга принесла Григорию почетное прозвание Двоеслова (Dialogus). Кроме указанных сочинений, папа написал толкования на 1 книгу Царств и Песнь песней, а также оставил обширное эпистолярное наследие в виде Регистра писем (их около 850). Его богословие носит по преимуществу моральный и отчасти символический характер. Согласно традиции, папа считается реформатором годичного круга богослужения Западной церкви, а также создателем специальных школ для подготовки церковных певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Баварии обнаружены мощи св. Григория Двоеслова 26.03.2012 В одной из часовен монастырской церкви свв. Николая и Елизаветы баварского монастыря Андекс обнаружен серебряный реликварий с мощами св. Григория I Двоеслова , папы Римского (590 -604). Мощи хранятся в т.н. Печальной часовне и находятся рядом с тремя другими серебряными реликвариями, где почивают мощи прп. Венедикта Нурсийского (ок. 480 - 547), прп. Схоластики Нурсийской (480-535) и Льва IX, Папы Римского (1002—1054). История появление части мощей св. Григория в Андексе до конца не выяснена. По данным «Православной энциклопедии», открытие мощей св. Григория произошло в 826 г. в Риме с разрешения императора Людовика Благочестивого. С XVI в. пребывание части главы св. Григория фиксируется в Кёльне. В Андексе мощи св. Григория могли появиться значительно раньше - в конце Х или XII в. Монастырь, расположенный на «Святой Горе», недалеко от озера Аммерзее, является ныне в Баварии вторым по популярности паломническим местом (после Альтэттинга) в Баварских Альпах. Религиозная история Андекса началась в конце Х в., когда граф Рассо (880–954) привез из Святой Земли несколько реликвий: среди них - фрагменты Креста Господня, Тернового венца Спасителя и др., что и положило начало собранию святых мощей в обители - „Heiltums“. Впервые об Андексе (Andehse) упоминают документы 1080 г., а уже в 1128 г. по инициативе графа Бертольда II состоялось первое паломничество для поклонения мощам в Андексе. Граф Бертольд III (ок. 1110/15 - 1188) значительно расширил коллекцию мощей и передал в дар монастырю собрание мощей, полученное им в 1180 г. по наследству от герцога Швабии Оттона II, позже - епископа Бамбергского. Согласно сохранившимся в архиве документам в виде рисунков всех имевшихся реликвий, в этой богатой коллекции «Святых сокровищ» (Heilige Schatz) были такие реликвии, как фрагмент пояса св. Марии Магдалены части облачений св. апостола Петра и св. Николая Чудотворца. В течение столетий монастырская коллекция «Святых сокровищ» расширялась: в 1715 г. в ней насчитывалось 277 реликвий. Однако после секуляризации 1803 г. их осталось всего 40. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.03.2012 17:03:03

http://drevo-info.ru/news/12647.html

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

В то время на берегах и холмах дикой прежде Северной Англии с невиданной быстротой возникали церкви и монастыри, где монахи переписывали книги, изготавливали удивительные по красоте ювелирные изделия, выращивали новые сельскохозяйственные культуры. То же происходило по всей Англии–а ведь прошло менее ста лет с тех пор, как на ее берег с опаской высадились несколько римских священников во главе с Августином, чтобы нести веру «варварскому, свирепому и недоверчивому народу» . Действительно, англы и саксы с варварской свирепостью разрушили перед тем цивилизацию романизированных бриттов, о чем со скорбью писал в VI в. Гильдас Мудрый, бриттский священник из Руэса (см. приложение). Изгнав или обратив в рабство местное население, племена захватчиков построили вокруг римских развалин свои неказистые хижины и стали вести привычную им жизнь среди неторопливого сельского труда, шумных пиров и военных схваток друг с другом и с непокорными бриттами. Однако с течением времени положение менялось. Крепнущей королевской власти требовалась более надежная опора, чем ветхое язычество, и проповедь христианства пришлась как нельзя более кстати. К тому же язычников–англосаксов окружали христианские народы: франки на юге, бритты и скотты (ирландцы) на севере и западе. Если бритты отказались от всяких контактов с «проклятыми саксами», то ирландцы поспешили обратить свой миссионерский пыл на обращение соседей. Не меньшую активность проявляла и Римская церковь, особенно во время понтификата Григория Великого (590–604 гг.), который существенно укрепил папскую власть и авторитет Рима. Именно по его приказу миссия Августина направилась в Англию, точнее в Кент–одно из семи традиционных англосаксонских королевств. В реальности королевств было больше, и их число постоянно менялось в результате войн и династических союзов. Время от времени какой–либо правитель подчинял себе большую часть Англии и принимал титул «бретвальды» (верховного короля), но после его смерти вновь торжествовала раздробленность. Сильнейшими королевствами были Кент и Уэссекс на юге и Нортумбрия на севере, позже–Мерсия в Центральной Англии. Уэльс и Корнуолл населяли потомки бриттов, а в Шотландии существовали независимые государства пиктов и ирландцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Dos anécdotas importantes sirven para ilustrar este punto. Jerónimo, una de las mentes más brillantes de la cristiandad occidental, disfrutaba con la lectura de Cicerón. Pero cada vez que leía a su autor favorito, se sentía culpable. En vano había intentado convencerse de que lo que hacía no era pecaminoso. En un sueño trató de convencer a Cristo de que era un fiel cristiano, pero el Juez Celestial, frente al alegato «Soy cristiano» (Christianus sum) lo reprimió con un «Sí eres ciceroniano, pero no cristiano» (Ciceronianus es, non Christianus). 3 A finales del s. VI, el papa Gregorio Magno (590–604) reprendió amargamente al obispo de Viena por enseñar literatura. Gregorio afirmó: «Una boca no puede contener alabanzas a Cristo y alabanza a Júpiter.» 4 Se oponía duramente a la enseñanza de los clásicos pese a resultar ser un papa progresista y reformador. El que algunos papas romanos desconfiaban de los clérigos que habían estudiado a los clásicos queda de nuevo reflejado por otra historia del s. VII. Teodoro de Tarsos había recibido una excelente educación clásica tanto en Tarsos como en Atenas. Cuando fue nombrado Arzobispo de Canterbury, el papa Vitaliano, que lo consagró en 688, manifestó su temor y preocupación sobre la ortodoxia de Teodoro. El romano pontífice ordenó al abad Hadrian que acompañara a Teodoro a Gran Bretaña y que «vigilara atentamente a Teodoro para que no enseñara nada que fuese contrario a la fe verdadera según el modo de los griegos.» 5 Gilbert Highet relata que «siempre hubo una fuerte oposición en la Iglesia (Occidental) a cualquier tipo de estudio de la civilización clásica, porque fue el producto de un mundo corrupto, pagano, muerto y maldito.» 6 A pesar de ello, por lo menos los clásicos romanos se preservaron en Occidente, mediante su estudio y transcripción en algunas comunidades monásticas de la Iglesia Occidental. Pero volvamos al este. Además de Justino el filósofo, Arístides y Atenagoras de Atenas y más tarde Clemente y Origen de Alejandría se esforzaron enormemente por presentar las enseñanzas cristianas en un lenguaje y estilo comprensibles para los gentiles cultos. Durante los primeros siglos del cristianismo y, concretamente, en los siglos IV y V, intelectuales cristianos, como Basilio el Grande, Gregorio de Nazianzos, y Gregorio de Nisa observaron que muchos aspectos del pensamiento, la filosofía y la ética clásicos, y en concreto el pensamiento de Platón eran bastante cercanos a la doctrina cristiana. De este modo, la filosofía, la antropología, el pensamiento político, la ética y la psicología griegas fueron puestos al servicio de la teología cristiana. La literatura clásica dejó de estar considerada como inapropiada para la fe cristiana. «Como una abeja reuniré todo lo que sea conforme a la verdad, incluso sirviéndome de lo que escribieron nuestros enemigos (autores paganos),» 7 afirmó el teólogo del siglo VIII Juan de Damasco.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/la-for...

Schol. Hist. eccl. II 5-8; III 33; считается, что он опирался на сведения греч. оригинала Жития П. И.); в Захарии Ритора хронике (сер. VI в.); в «Хронике» монофизитского патриарха Антиохийского Михаила Сирийца (XII в.). В ранней груз. историографии существовало мнение, что П. И. упоминается в «Диалогах» папы Римского свт. Григория I Великого (Двоеслова) (590-604): в 1011 г. прп. Евфимий Святогорец перевел это сочинение на груз. язык и указал, что упоминаемый в нем Петр Ибер - «родственник грузин... на земле Картли». Эта т. зр. сохранялась до XVIII в.: так, в колофоне Теймуразовского списка свода груз. летописей «Картлис Цховреба» сказано, что «никто не мог хвалить его (П. И.- Авт.), кроме Римского патриарха Григория, который описал его жизнь в своей книге». Однако, по мнению Марра, К. Кекелидзе и др., этот Петр мог быть и испанцем ( Марр. 1896. С. V-VI; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 203). Грузинская версия Жития П. И. и почитание П. И. в Грузии Согласно груз. пространной редакции Жития, П. И. был сыном груз. царя Вараз-Бакура, правившего в древнегруз. царстве Картли во времена визант. имп. Феодосия II (408-450). В источнике допущена ошибка: Вараз-Бакур II (Великий) умер в 394 г. П. И. был сыном царя Бузмира, что подтверждает надпись, обнаруженная в 40-50-х гг. XX в. на месте раскопок груз. мон-ря св. Феодора в Бир-эль-Куте близ Иерусалима и датируемая 30-ми гг. V в., в к-рой среди здравствовавших на тот момент попечителей обители упоминаются Маруан () и его отец Бузмир, а также приводятся сведения сир. версии Жития, где указано, что со стороны матери Набарнуг являлся внуком Вараз-Бакура II. Имя Маруан (Мурван) скорее всего происходит от араб. эквивалента греч. слова πτρος (камень, скала) ( Чачанидзе. 1977. С. 43; Khurtsilava. 2017): очевидно, автор груз. Жития по ошибке называет юного П. И. его буд. монашеским именем. Наличие араб. имени П. И. в надписи из монастыря св. Феодора можно объяснить тем, что ее автор принадлежал к этническим арабам или пользовался т.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

В древнейшем календаре Римской Церкви Depositio Martyrorum (ок. сер. IV в.) (у болландистов и архиеп. Сергия (Спасского) - «Бухериев» или «Римско-Бухерианский календарь» (Месяцеслов. Т. 1. С. 40-41)) под 9 сент. отмечена память Г. на Лабиканской дороге в катакомбах «между двух лавров», более известных как катакомбы Петра и Марцеллина. Почитание Г. в этом месте подтверждается археологическими данными: сохранилась фреска IV-V вв. с изображением Христа в виде агнца в окружении мучеников Петра, Марцеллина, Тивуртия и Г. На Лабиканской дороге над захоронением Г. находилась стихотворная эпитафия из 5 гекзаметров папы Дамаса I . В средние века ее перенесли в ц. Сан-Мартино аи Монти, но во время перестройки храма в XVIII в. она была утрачена. Из сохранившегося текста известно, что на Лабиканской дороге совершалось богослужение в честь Г. и находилось его захоронение. В Сакраментарии папы Римского свт. Геласия I (492-496) под 9 сент. помещена служба Г., к-рая отсутствует в Сакраментарии папы Григория I Великого (Двоеслова) (590-604). Она сохранилась только в кодексах смешанного геласианско-григорианского типа. Не существует единого мнения относительно того, упоминается ли в источниках один и тот же мученик - Г. Никомидийский (его останки были перезахоронены в Риме), придворный Диоклетиана, или это разные святые: один - Г. Никомидийский (пам. 11, 12 марта), придворный Диоклетиана, пострадавший в 303 г., другой - Г., почитавшийся в Риме (пам. 9 сент.) с сер. IV в., но сведений о нем не сохранилось. Первая т. зр. господствовала на Западе в средневековье, позже ее обосновал болландист К. Сюискен, предположивший, что останки Г. кем-то из родственников были перенесены в Рим, на его родину, вскоре после кончины святого. В источниках эта гипотеза не подтверждается. Перенесение останков Г. в Рим должно было произойти по крайней мере до сер. IV в., чтобы его почитание могло утвердиться. Т. о., празднование 9 сент. указанной памяти Г. в Мартирологе блж. Иеронима следует считать днем перенесения его мощей, а 11 или 12 марта - днем казни. Архиеп. Сергий (Спасский) рассматривает факт перенесения мощей Г. как очевидный (Там же. Т. 3. С. 525).

http://pravenc.ru/text/166185.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010