Но и об этом сведений не имеется. Из стихиры его на первое сентября видно, что в его время был полный месяцеслов; ибо в ней поминаются новолетие, Каллист, Евод, Гермоген, Иисус Навин, 40 жен, 7 отроков в Ефесе, а Симеону столпнику им написан канон. Богослужебные месяцесловы. Наибольшею полнотою памятей отличается стишной сицаксарь или пролог, соответствующий римским мартирологам, содержащий краткие сказания о святых и окончательно составленный в XII-XIII веках. Откуда в сем прологе явилось столько памятей мучеников III и IV веков, коих имена не встречаются в дошедших до нас других памятниках: евангелиях, апостолах, уставах и других? Откуда автору пролога известен образ мученической кончины их, когда он не обозначается в евангелиях и других служебных книгах, а актов мученических об них не было? Очевидно, были древние, более полные месяцесловы с краткими историческими заметками о роде смерти мучеников, до нас не дошедшие. На существование таких полных не служебных месяцесловов указывают краткие месяцесловы при евангелиях и апостолах, когда, перечисляя мучеников дня, прибавляют и прочих, напр., в месяцеслове константинопольского евангелия VIII-IX века (Синод. библ. 42 о нем ниже): 17 сентября свв. Евлампия, Панталеона, Домнина, Мирона и прочих святых. Из истории западной агиологии видим, что в VIII, IX и даже последующих веках календари были кратки, а между тем св. папа Григорий (590–604) в письме своем к патриарху александрийскому Евлогию говорит, что в его время существовал уже сборник многих святых на каждый день из разных стран. Тоже без сомнения было и на востоке, как и предполагал папа Григорий, что покажется ниже. Первые более полные исторические святцы востока, конечно, издревле существовали в разных видах, т.-е. одни экземпляры их содержали имена таких святых, которых не было в других. Из предисловия к прологам XI века увидим, что в сие время составители их собирали памяти святых из разных источников. На западе видим обратное отношение: позднейшие дошедшие до нас западные мартирологи Беды, Адона и других вообще гораздо беднее памятями древнейшего Иеронимова полного мартиролога, хотя в них есть не многие новые памяти, коих нет в Иеронимовом мартирологе, а на востоке чем позднее прологи, тем полнее, как это увидим ниже. Разности месяцесловов и друг, календарных памятников в отношении к дням памятей одних и тех же святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Д. представляли собой послания-предписания (epistolae preceptoriae); уже в ранних Д. декларируется их равенство по значимости и действующей силе с соборными постановлениями. Начиная с папы Римского Сириция в Д. употреблялась формула volumus et mandamus («мы желаем и повелеваем» - послание «Directa» от 10 февр. 385 г. к еп. Имерию Таррагонскому - Jaff é. RPR. N 255) и др. формулы предписывающего характера (praecipimus, decernimus, decrevimus, jubemus и т. д.). Послания, где речь шла о ересях и вопросах церковной дисциплины, направлялись церковным иерархам или могли иметь коллективного адресата (напр., «епископам Галлии и Испании», «епископам Кампании и Тосканы»). Сохранилось мало ранних сводов папских грамот (litterae), наиболее известные - «Canones urbicani» (30-40-е гг. V в., Галлия) и «Epistolae decretales» (сер. V в., Рим), в к-рых представлены Д. 401-432 гг. Ранние папские Д. и послания, носившие в основном полемический характер и созданные по поводу догматических и дисциплинарных споров, сохранились также в сочинениях церковных писателей Евсевия , еп. Кесарийского, Илария , еп. Пиктавийского, Феодорита , еп. Кирского, Созомена . Нек-рые папские грамоты из сочинений церковных писателей позднее вошли в своды церковного права. Небольшое число Д. сохранилось во фрагментах регест и в применявшихся в папской канцелярии сборниках формул (особенно начиная с правления папы Льва I Великого (440-461)). Значительное число Д. сохранилось от пап Геласия I (492-496), Гормизда (514-523), Вигилия (537-555), Пелагия I (556-561). По количеству и значимости для церковного права их превосходят послания папы св. Григория I Великого (590-604) (более 850). Большинство его посланий, вошедших в состав сводов церковного права вместе с Д. его предшественников на Римской кафедре, были по своему характеру постановлениями по вопросам церковного управления и дисциплины, изданными по инициативе папы; как и Д., они посвящены решению конкретных проблем. В «Collectio Frisingensis» (I Фрайзингский свод, нач.

http://pravenc.ru/text/171626.html

80-81. Борей — северный ветер. Щекой, которая не так сурова. — То есть, дуя правым углом рта, он навевает северо-западный ветер, проясняющий небо и более мягкий, чем северо-восточный. 92-93. И множились несметней — то есть их было больше, чем: 2 в 64 — 1 (=18446744073709551615), — количество хлебных зерен, которое, по легенде, некий изобретатель шахмат попросил себе в награду у персидского царя. 100. Покорны узам — то есть узам любви, привязывающей ангелов к богу. 104. Престолы — см. Р., IX, 61-62. 114. Так лестница помалу пройдена. — Смысл: " Милость и добрая воля определяют степень заслуг; степень заслуг определяет полноту созерцания; полнота созерцания определяет полноту любви и блаженства " (ср. Р., XIV, 37-42). 117. Ночной Овен — то есть осень, когда по ночам видно созвездие Овна. 121. Три богини — то есть три ангельских чина. 127. К высоте — то есть к срединной Точке. 128. Книзу — то есть по направлению к периферии. 130. Дионисий Ареопагит — см. прим. Р., X, 115-117. 133. Григорий — то есть папа Григорий Великий (590-604), несколько иначе строивший иерархию ангелов. 138. Здесь не узревший — то есть наставник Дионисия, апостол Павел (см. прим. А., II, 28). 1-8. Беатриче замолкает на один миг, ровно на столько времени, сколько противостоят друг другу, на противоположных точках горизонта, в равном отдалении от зенита, рожденные Латоной близнецы, то есть Солнце (Аполлон), находящееся в созвездии Овна, и Луна (Диана), находящаяся в созвездии Весов, после чего каждый из них перейдет в новый небосвод, потому что Солнце скроется за горизонтом, а Луна взойдет. 9. Где Точка взор мой побеждала — См. Р., XXVIII, 16-18. 11. Твой вопрос читая. — Данте хочет знать, " где, когда и как " (ст. 46-47) сотворены ангелы. 12. Там — то есть в боге. 23. Б мир совершенства — то есть сотворенный мир, где все было совершенно. 22-24. Смысл: " Как с лука о трех тетивах слетают три стрелы, так созданное триединым божеством имеет троякий вид: это — либо суть ( " forma " схоластической философии, то образующее начало, благодаря которому вещи становятся собою), либо вещество, либо соединение их (суть совместно с веществом) " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Bibl. Mansi XVI, 3 E: favore Bardae), и это не может подлежать сомнению. Однако участие правительства в патриарших выборах было не только обычным и неизбежным, но и законным явлением. Лишь в том случае оно могло встретить каноническое осуждение, если бы выборы производились правительством без участия и вопреки желанию епископата. В данном случае этого не было. Рим, удаленный по своему положению и потому менее стесненный государственною властью, испытывал однако на себе её давление, и папские выборы нередко проходили под влиянием императоров или равенских экзархов, как напр. выборы Вигилия (537–555), Пелагия (555–560), Григория Великого (590–604). Знаменитый соперник Фотия Николай I (858–867) избран под влиянием Западного императора Людовика II. 1617 Hergenröther I, 375. Еще ярче характеристика у Jager. Histoire de Photius, p. 20. Конечно, дальше у того и другою следуют комментарии на Никиту p. 509 С–Д. 1618 Митрофан утверждает, что избрание Фотия было отвергнуто всеми епископами, которые с общего решения наметили трех других кандидатов и лишь впоследствии отказались от них в пользу Фотия (Ep. Metroph. Mansi XVI, 416 В). Что все епископы не могли этого сделать, это указано выше. Если сторонники Игнатия намечают кандидатов на патриаршество, то это доказывает, что они уже примирились с фактом низвержения Игнатия, обстоятельство, имеющее еще большее значение, если епископы поступали с ведома Игнатия. 1619 Даже при нормальных выборах отказы кандидатов представляли обычное явление; отказываются Игнатий (Vita Ignatii, 501 А), Николай Студит (P. G. CV, p. 904 C), папа Николай спасается от избирателей бегством (Mansi XV, 144 С); Адриан II долго уклонялся от избрания (Mansi XV, 806). Помимо смирения, к отказам побуждали и опасения трудностей, связанных с положением правителя. Еще больше мотивов к уклонению от избрания было у Фотия, и не верить искренности его отказа нет никаких оснований (Cf. Hergenröther I, 378). Если игнатиане утверждают, что Фотий издавна домогался кафедры, то это их догадка, основанная на том, что Фотий в конце концов принял патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. из его невнимания к этим обоим видам отталкивания – противоречию и сопротивлению. Однако следует подчеркнуть, что ошибка Гегеля гораздо меньшая, чем ошибка его противников, так как он признал объемлющее единство отталкивания, тогда как его противники этого никогда не чувствовали. Его заслуга лежит поэтому в признании реального противоречия, его ошибка во мнении, что логический закон тождества (и противоречия) может, таким образом, быть ущемлен или отброшен. Однако и то и другое должно быть сохранено, как того требует диалектика Платона (особенно в «Софисте»). 590 «...Тебе попадались и сочинения мудрейших мужей, в которых говорится... что подобное неизбежно будет дружественно подобному» (Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. І.С. 327–328). См. также прим. 608. 591 Нельзя забывать психологического доказательства Спинозы о том, почему прежняя вражда может позже превратиться в особенно прочную дружбу и любовь (тема «Ромео и Джульетты», «Тристана и Изольды»), В том, что враг есть потенциальный друг, а вражда побеждается любовью, – смысл христианекой «Любви к врагам». 593 Ср. перевод A. В. Лебедева: «Век – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 242). Истолкование этого фрагмента см. в статье А. Л. Доброхотова «Гераклит: фрагмент В 52» (Из истории античной культуры. M., 1976. С. 41–53). 595 Совершенство, по Лейбницу, состоит «в совместной возможности наибольшего числа вещей» (Лейбниц. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 285). 596 О понятии «дурная бесконечность» см.: Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 232, 252. 598 Поэтому в Индии неуспех той науки и техники, которые покоятся на таких противоположных категориях, как причина и следствие или полярность сил. 599 Точнее: «то это ты» (tat twain asi) – формула, выражающая единство субъекта и объекта в индийской философии (Чхандогья-Упанишада, VI, 12). См.: Древнеиндийская философия. Начальный период. С. 117–118. 600 Об атмане см. прим. 159. Пуруша – в индийской мифологии «первочеловек», вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах отождествляется с атманом. 603 Например, человек свободен и несвободен; он имманентное (эмпирическое) и трансцендентное существо. 604 Ср. перевод A. В. Лебедева: «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 199). 605 Символика Пифагора. Пифагор, по свидетельству Порфирия («Жизнь Пифагора», 30), «умел слышать даже вселенскую гармонию, улавливая созвучия всех сфер и движущихся по ним светил, чего нам не дано слышать по слабости нашей природы» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979. С. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Иоаким отлагается от Навуходоносора в 604 г. Видение Навуходоносором во сне огромного истукана в 603 г. Навуходоносор, начав осаду Тира, напал на Иудею и сделал второе переселение 3023 Иудеев в Вавилон в 601 г. У Циаксара, царя Мидийского, родился Астиаг, дед Кира, известный в священном Писании под именем Дария Мида, в 601 г. Год спустя Навуходоносор пленил и заключил в оковы Иоакима Иехония , сын Иоакима, царствовавший 3 месяца и 10 дней, или 100 дней. Навуходоносор обложил Иерусалим, пленил Иехонию и сделал третье переселение Иудеев в 600 г. Матфаний или Седекия , третий сын Иосии, поставленный Навуходоносором на место Иехонии Иезекииль призывается к пророчеству в Вавилоне Иеремия, пророк Иудейский, носит ярмо по случаю прибытия к Матфанию послов соседних царей для заключения союза против Навуходоносора в 596 г. Астиаг, или Дарий Мид, отец Манданы, от брака коей с персом Камбизом родился Кир, царствует 35 л. (594–560=35 л.), а с Киром 23 г. (560–537=23 г.) В Египте воцаряется Хопра или Априй в 594 г. По случаю отложения Матфания, Навуходоносор, после 390-дневной осады, взял Иерусалим и сделал четвертое переселение, отправивши в Вавилон 832 Иудея; тем не менее он осаду снял, потому что на помощь Иудеям шел с войском Египетский царь Хофра (Априй), которому Навуходоносор и пошел навстречу, в 590 г. Разбивши Египтян, Навуходоносор, после 100-дневного похода, возвратился в Иудею и осадил Иерусалим. Осада длилась 40-дней. Город был взят, а Седекия попался в плен. Сыновья его заколоты пред его глазами; сам Седекия был ослеплен, окован медными цепями и отведен в Вавилон, где и умер в темнице Через месяц пришел в Иерусалим полководец Навуходоносора – Навузардан, и в продолжении 3 дней сжег храм Соломонов, дворцы царские и весь город; войско его разрушило стены около Иерусалима; вместе с тем сделано пятое переселение Иудеев в Вавилон в 589 г. XIII. Владычество Вавилонян (589–539=50 л.). Год до начала Эры Дионисия Навуходоносор от разрушения Иудейского царства и плена Седекии царствует 25 лет (589–564=25 л.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В основе В. С. лежат тексты рим. кафедрального (папского) богослужения, о чем свидетельствует наличие указаний в календарной системе на иды, ноны и календы, молитв на погребение рим. епископа, формуляров ординации и посвящения дев и др. Памяти св. апостолов Петра и Павла, особо почитавшихся в Риме, посвящены 28 месс (на Рождество Христово, напр.,- только 9). Тем не менее нек-рые разделы В. С. относятся к богослужению не самого Рима, а его пригородов (церквей «extra muros» - вне стен [Рима]). В. С. содержит 1331 молитву мессы. Они разделены на 300 блоков, в одном разделе может быть от 1 до 45 формуляров (отдельных последований), к-рые распределены по месяцам гражданского календаря, начиная с апр. (разд. VIII, формуляр VI) и заканчивая дек. (разд. XLIII, формуляр V). Поскольку формуляры первых 3 месяцев и части 4-го (преимущественно для периода Великого поста) утрачены (всего 48 страниц), общее число молитв установить невозможно. Ни один из формуляров не может быть датирован временем ранее V в. Большая часть составлена после 440 г., самый поздний текст относят к 558 г. Верхней границей составления В. С. следует считать понтификат Григория Великого (590-604), поскольку следы предпринятых этим папой реформ в В. С. отсутствуют. Хотя гипотеза о составлении В. С. св. папой Львом I (440-461) в наст. время отвергнута, имеются богословские и текстуальные параллели между В. С. и сочинениями понтифика. Исследователями были предложены 3 возможных решения: либо папа Лев I, действительно, сам написал неск. формуляров, либо он использовал в своих проповедях некий литургический материал из libelli missarum, либо молитвы В. С. составлялись на основе его сочинений. Каждая из этих гипотез вполне вероятна ( Metzger M. Les Sacramentaires. Turnhout, 1994. P. 51). Кроме того, 18 формуляров, направленных против древнего языческого праздника Луперкалий (с 15 февр.), атрибутируются папе Геласию (492-496). По мнению А. Штуйбера, libelli missarum хранились в папском латеранском архиве и использовались пресвитерами (в т. ч. пригородных церквей); затем (возможно, при папе Григории Великом) они уже за пределами Рима были собраны вместе; беспорядок в расположении формуляров и повторы объясняются как небрежность копииста. Согласно А. Шавассу, тексты В. С. имеют рим. происхождение и были переписаны из 2 рукописей при папе Иоанне III (561-574); эти рукописи, в свою очередь, были составлены при папе Вигилии (537-555), к-рому принадлежат 60 формуляров, написанных в период с июля 537 по март 538 г. (когда Рим был осажден остготами) и содержащих прошения о защите от врагов и благодарения за избавление (см., напр., разд. XVIII, формуляры XXVIII, XXXIV и др.); 8 формуляров посвящены празднованию епископского рукоположения папы Вигилия (разд. XXIX).

http://pravenc.ru/text/150449.html

229 У Феодорита есть отдельное сочинение, посвященное изложению учений еретических и опровержение их, под загавием: Haereticarum fabularum compendium, где речь идет о ересях древних и современных автору. О нем можно читать в сочинении г. Глубоковского. 230 Ipsam historiam sedes apostolica suscipere recusat, quoniam multa mentitur, et Theodorum Mopsuestiae nimium laudat atque usque ad diem obitus sui magnum doctorem ecclesiae fuisse perhibet (Epp. VI, 31. Migne. Tom. 77). Говоря так, Григорий поименовывает не Феодорита, а Созомена; но так как известно, что похвалы Феодору заключаются в истории Феодорита, а не Созомена, то справедливо видят простую ошибку в том, что папа назвал здесь Созомена, а не Феодорита. Очевидно, он имеет в виду этого последнего. 237 Свиды лекснкон, под словом: Феодор. Migne. Gr. Tom. 86, pars I. Notitia de Theodor. Lectore, p. 159 – 162. 240 Zeitschrift für Kirchengeschichte, В. VI. (1884) в статье De-Boor " a zur Kenntnis der Handschriften der Griechischen Kirchenhistoriker., S. 488. 247 Lib. XII, cap. 12. Впрочем некоторые читают у Кассиодора вместо: substantia для обозначения лица: subsistentia. 248 Блаженный Ренан (beatus Rhenanus, – предок известного Эрнеста Ренана) говорил о переводчике, что он был равно невежествен как в греческом, так и в латинском языке и называет его перевод не переводом (versio), а извращением (perversio). См. Franz. Aurelius Cassiodorius., S. 108. Breslau, 1872. 249 Franz. Cassiodorius., S. 114. Кстати напомним, что Cento значит: одежда, сшитая из лоскутьев. 250 Впрочем может быть в этом стучае виноват не сам Кассиодор, а позднейшие переписчики. Franz, S. 117. 252 Franz, S. 120. Считаем справедливым заметить, что труд Франца оказывал нам очень нужную помощь. 255 В патрологии Миня извлечения из Феодора носят такое заглавие: Excerpta ex Historia ecclesiastica Theodori Lectoris ab Nicephoro Callisto collecta (Tom. 86, pars I). Отсюда и в русском издании находим такое же заглавие: «Извлечение из Церковной Истории Феодора Чтеца », по изложению (?) Никифора Каллиста (Спб. 1853). – Сведения о Каллисте и его Церковной Истории можно находить в моей книге: «Очерки византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века», стр. 590604. Москва, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Однако византийцы в Италии не задержались. В 568 г. в Северную Италию вторглись новые варвары — лангобарды . Это германское племя обитало на левом берегу Эльбы и было родственно свевам. Во главе лангобардов, вторгшихся в Италию, стоял Альбоин, который сделал своей столицей г. Павию . Современная область Северной Италии, Ломбардия, сохранила в своем названии имя этого племени. Лангобардские завоевания в Италии имели свои особенности, отличавшие их от предыдущих завоеваний. Лангобарды завоевали всю Северную и часть Средней Италии и не шли ни на какие компромиссы с местным населением, в том числе и с римской знатью. Они пришли на Дпеннинский полуостров не как федераты римлян, а как их завоеватели, и открыто это декларировали, не прибегая ни к какой дипломатии. В отличие от своих предшественников, лангобарды произвели полную конфискацию земель и всей собственности у римских рабовладельцев. Римскую знать они брали в плен и обращали в рабство, продавая новых рабов в чужие страны. Многим знатным римлянам удалось покинуть родину и бежать в Византию. Особенности лангобардского завоевания Италии были обусловлены спецификой их общественного строя, сохранившего родо-племенные отношения. Расселение лангобардов по Северной и Средней Италии носило родовой характер, и это отразилось в названии многих итальянских городов, где присутствует лангобардское слово «фара». В Италии образовалось сильное и крупное Лангобардское королевство, в котором значительный процент населения составляло крестьянство. В отличие от многих других варварских королевств, в этом государстве была богатая и политически сильная знать. В VII в. высшая лангобардская знать — герцоги — вели борьбу со своими королями. Период создания Лангобардского государства отмечен формированием института папства. Римские епископы и после создания Лангобардского королевства продолжали считать себя под верховной властью византийских императоров. Однако их зависимость от Константинополя с течением времени ослабевала, и папы постепенно начали превращаться в независимых государей Средней Италии. Первым папой, ставшим одновременно церковным главой и светским правителем Рима и Римской области, был папа Григорий I Великий (590-604). Попытки лангобардских королей в дальнейшем подчинить себе обширные территории папской области успеха не имели: в это время папам помогли франкские правители, которые спасли территорию римских пап, да и их самих, от завоевания и уничтожения их лангобардами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441031/

Обширная 2-я часть (строки 205-1630) посвящена описанию наиболее важных пороков и способов борьбы с ними. Хотя предполагаемой аудиторией Н. остаются аббат и братия мон-ря, он нередко увлекается материалом, предлагая такие описания пороков и нравоучения, к-рые более подходят живущим в миру. Посвященные последовательному рассмотрению пороков разделы неодинаковы по объему: нек-рым порокам Н. посвящает лишь неск. строк, а о нек-рых рассуждает на мн. страницах. Для иллюстрации пагубного влияния пороков на людей Н. приводит примеры из библейской и античной истории. Н. опирался на богатую традицию христ. морализаторской аскетики, используя популярные среди средневек. авторов идеи и образы, во многом восходящие к сочинениям Иоанна Кассиана Римлянина (IV-V вв.), папы Римского св. Григория I Великого (590-604) и последующей традиции. Мн. параллели обнаруживаются между поэмой Н. и аналогичными по тематике трудами его современников Алана Лилльского (ок. 1120-1202), папы Римского Иннокентия III (1198-1216) и др. Однако в отличие от мн. моралистов Н. по большей части предлагает описание пороков и не дает подробных указаний о борьбе с ними, лишь в нек-рых случаях указывая на противоположные порокам добродетели. Следуя распространенному в аскетике методу, Н. рассматривает пороки как взаимосвязанные и производящие друг друга, поэтому перечисляет их в своеобразном «порядке порождения», к-рый нередко имеет условный характер и служит лишь для внешнего перехода от одной группы пороков к другой (общую схему см.: Ibid. P. 85-86). Н. начинает с краткого описания гнева и его последствий. Далее предлагается рассуждение о зависти и ее следствиях, о злословии и ненависти. Родственным зависти и связанным с ней Н. считает уныние, плодами к-рого являются лень, праздность и многоспание. Следующей рассматривается группа пороков, связанных с излишествами (luxus) в чем-то; в нее входят похоть (неумеренное сексуальное вожделение), чревоугодие, пьянство, превозношение (чрезмерно высокое мнение о себе), роскошь в еде, одежде и домашнем обиходе. Далее представляются пороки, связанные с неправильным отношением человека к окружающим: тщеславие (желание похвалы от людей), лицемерие (неискренность ради некой выгоды) и алчность (желание получать от окружающих незаслуженные материальные блага). Все эти пороки связаны еще с одним, лестью, к-рой человек пользуется для достижения своих греховных целей. Последнюю треть поэмы (строки 1051-1624) занимает подробный анализ всех видов наиболее опасного из пороков - гордости. Чтобы показать, как мало в действительности у человека поводов для гордости, Н. предлагает обширное рассмотрение возрастов человека, свойственных им занятий и развлечений. В заключительных строках, говоря о старости, Н. намекает на то, что он сам уже находится в этом возрасте и ожидает приближение смерти (см.: Ibid. P. 72-78). Экзегетические

http://pravenc.ru/text/2564842.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010