Уникальная фигура Августина мыслима только в неповторимой обстановке его эпохи, когда греко-римская культура уже осознала в своих лучших умах свою обреченность и перешла собственные пределы, но еще не успела распасться. Августин – уже не античный мыслитель, но он свободно располагает всем интеллектуальным аппаратом античности. Такая ситуация была непродолжительной, и ее могло хватить лишь на несколько поколений; это были как раз те поколения христианских мыслителей, которые и в сфере собственно религиозной мысли уже опирались на развитую традицию, но еще не получали своего вероучения в готовом виде, а должны были сами выстрадать его. Но окостенение церковной догмы в сочетании с упадком старых культурных институтов скоро положило этому конец. Это особенно чувствуется на Западе, где уже через несколько десятилетий после смерти Августина клявшиеся его именем теологи во многом перестают его понимать. Через столетие после Августина жил религиозный деятель, по-своему так же характерный для своей эпохи, как Августин для своей, а на последующие века оказавший едва ли не более ощутимое воздействие: папа Григорий I Великий (ок. 540–604 гг., понтификат 590–604 гг.). Григорий был несомненно одним из самых выдающихся людей своего поколения: это умный политик, проницательный пастырь душ, плодовитый и одаренный писатель. Тем более поражает при сравнении с Августином вульгаризация всего мировоззренческого стиля в целом. Для поколения Григория (и для многих последующих поколений) суть религии оказывается совпадающей с чудом: на первое место выходят таинства, жертвы, обряды покаяния, мир ангелов и бесов, формальные «удовлетворения» за грехи, страх божественной кары и надежда на помощь церкви. Важно то, что ныне Христос восседает на небесном престоле и к нему можно обращаться с просьбами и быть выслушанным; впрочем, с мольбой о ходатайстве следует прибегать также к святым и ангелам. Именно Григорий возвел народные представления о помощи сил небесных в ранг развитого теологического вероучения. Но еще важнее та метаморфоза, которую претерпевает у Григория учение Августина о «граде Божием». Если для Августина «град Божий», неразрывно связанный с эмпирической церковью, не вполне с ней совпадает и уж во всяком случае не тождествен политическому идеалу земного первенства церкви – Августин как раз подчеркивает «бездомность» этого «града», его неприспособимость к политической реальности, – то для Григория он непосредственно и до конца увязан с распорядком сакральной юрисдикции церкви. Если Августин чувствовал самое церковь как мистическое убежище всеобщности, в котором утихают тревоги одинокой души, то в учении Григория церковь – это прежде всего оплот дисциплины и организация, могущая употреблять во благо кающимся сокровищницу «заслуг» Христа и святых. Именно этими идеями будет жить средневековое католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Итак, позаботимся о стяжании этой, такой необходимой добродетели: будем творить милостыню с лицом светлым, с радостью и усердием. Сотворим милостыню – и к нам будет милостив Бог. Задумаемся о собственной духовной пользе. Вдову, положившую в церковную сокровищницу две лепты, Господь удостоил Небесного Царствия и похвалы в Священном Евангелии. Она стала примером для всех последующих родов, и милостыня, которую она сотворила, продолжает приносить плод и пользу другим, как принесла и ей самой. Станем же молиться, чтобы Бог удостоил нас стяжать милостивое сердце и творить по силе и внешние дела милосердия, дабы и нам иметь надежду на помилование и прощение в час Страшного Суда Божия! Аминь. 289 (др.-греч. λεπτς – маленький, тонкий) – медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая 1/56 часть обола. На две лепты можно было приобрести не более 40 гр. пшеницы. 291 тексте излагается история из жития патриарха Александрийского Иоанна V Милостивого (Αγου ωννου του Πατριρχου Αλεξνδρεις, † между 616–620 гг.). Не будучи ни монахом, ни клириком был избран по желанию народа на патриарший престол, что было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 г., роздал всё своё имущество александрийским нищим, послал милостыню ко Гробу Господню, давал приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Первое житие свт. Иоанна было написано в VII в. Леонтием Неаполитанским. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 г. перевезены в Венецию. Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал. Память –12 ноября по ст. ст. 292 Так как не существует соответствия между деньгами, ходившими тогда, и нынешними, то мы примерно предполагаем размер суммы, исходя из данных жития. – Прим. авт. 293 I Великий, Григорий Двоеслов (Γρηγριος о Διλογος, ок. 540–604) – папа Римский с 590 по 604 гг. До восшествия на Римскую Кафедру основал монастырь св. Андрея на Делийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии. Имя «Двоеслов» связано с названием его труда – «Диалоги, или Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» и является неверным переводом греческого Διλογος. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, утверждённый VI Вселенским Собором в 680 г. Оставил много весьма разнообразных сочинений: истолкование Священного Писания , назидание в христианских истинах, повествование о жизни и чудесах святых подвижников, рассуждения о современных ему обстоятельствах Церкви, устроение церковно-богослужебного чина и пр. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Память – 12 марта по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Спустя некоторое время комит фемы Анатолик Астерий, у которого был личный конфликт с Григорием, снова стал настраивать народ против патриарха. Когда Астерия сменил Иоанн, по характеристике Евагрия Схоластика человек слабый и бесхарактерный, патриарха Григория публично обвинили в подстрекательстве к беспорядкам и в сожительстве с собственной сестрой. В ответ патриарх потребовал, чтобы его дело рассмотрел сначала императорский суд, а затем Константинопольский Собор. С этой целью Григорий в сопровождении Евагрия отправился в Константинополь . В 588 году Константинопольский патриарх Иоанн IV Постник созвал поместный Собор , где присутствовали император, патриарх Александрийский Евлогий и патриарх Иерусалимский Иоанн IV . На Соборе была доказана невиновность патриарха Григория, а клеветники были приговорены к бичеванию и ссылке. Этот судебный процесс сыграл важную роль в отношениях Рима и Константинополя: оправдательные документы по делу патриарха Григория были отправлены в Рим, при этом в них Иоанн IV Постник именовал себя Вселенским патриархом. Это вызвало сильное недовольство папы Пелагия II (579-590) и привело к конфликту, который продолжался и при его преемнике - Григории I Великом (590-604). В конце мая 589 года патриарх Григорий вернулся в Антиохию , недавнее сильное землетрясение усилило недовольство среди жителей и спровоцировало мятеж в войсках. Прикованный к постели патриарх встретился с зачинщиками мятежа в окрестностях Антиохии и убедил их подчиниться командованию. В успехе этой миссии оказался важен высокий авторитет Григория в солдатской среде, основанный на постоянной материальной помощи войскам со стороны Патриархата в предыдущие годы. Свт. Григорий хотел встретиться c прп. Симеоном Столпником , но не успел сделать это до кончины Симеона. Патриарх Григорий вернул в лоно православной Церкви множество монофизитов и обратил в христианство большое количество язычников . Кроме того, все историки упоминают щедрость Григория и постоянные милостыни нуждающимся. Особое место в числе добродетелей патриарха, отмечаемых Евагрием, занимает его умение понимать специфику любой сложной ситуации и действовать сообразно обстоятельствам.

http://drevo-info.ru/articles/10296.html

В 588 г. К-польский патриарх Иоанн IV Постник созвал поместный Собор, где присутствовали император, патриарх Александрийский Евлогий и патриарх Иерусалимский Иоанн IV. На Соборе была доказана невиновность Г., а клеветники были приговорены к бичеванию и ссылке. Этот судебный процесс сыграл важную роль в отношениях Рима и К-поля: оправдательные документы по делу Г. были отправлены в Рим, при этом в них Иоанн IV Постник именовал себя Вселенским патриархом. Это вызвало сильное недовольство папы Пелагия II (579-590) и привело к конфликту, к-рый продолжался и при его преемнике - Григории I Великом (590-604). В кон. мая 589 г. Г. вернулся в Антиохию, недавнее сильное землетрясение усилило недовольство среди жителей и спровоцировало мятеж в войсках. Прикованный к постели патриарх встретился с зачинщиками мятежа в окрестностях Антиохии и убедил их подчиниться командованию. В успехе этой миссии оказался важен высокий авторитет Г. в солдатской среде, основанный на постоянной материальной помощи войскам со стороны Патриархата в предыдущие годы. Г. хотел встретиться c прп. Симеоном Столпником, но не успел сделать это до кончины Симеона. Г. вернул в лоно правосл. Церкви множество монофизитов и обратил в христианство большое количество язычников. Кроме того, все историки упоминают щедрость Г. и постоянные милостыни нуждающимся. Особое место в числе добродетелей Г., отмечаемых Евагрием, занимает его умение понимать специфику любой сложной ситуации и действовать сообразно обстоятельствам. Основными источниками о жизни Г. служат подробные сведения, сохранившиеся в «Церковной истории» Иоанна Эфесского и в одноименном произведении Евагрия Схоластика. Оба автора, будучи современниками Г., не скрывают личного отношения к нему. У Евагрия кончиной Г. завершается «Церковная история», доведенная автором до 594 г., приводится пространная речь Г., обращенная к восставшим войскам, о подлинности к-рой судить достаточно сложно. Кроме того, в заключение Евагрий говорит о том, что им написана и др. книга о судебных процессах, к-рая состоит из речей и донесений, большая часть из них принадлежит Г. Это сочинение Евагрия не сохранилось, однако факт переписки Г. с К-полем по вопросам военного и политического характера представляется вполне вероятным. Евагрий писал, что в период военного противостояния Юстина II и Хосрова I и осады г. Нисибина (Сирия) Г. переписывался с императором, сообщая ему диспозицию войск противника и положение в осажденном городе.

http://pravenc.ru/text/166715.html

Папа Григорий Великий (590–604) есть самый крупный выразитель национальной идеи итальянского народа. В то время, как гражданская власть оказалась ниже тех требований, какие к ней предъявляли смутные обстоятельства, римский епископ, став на защиту итальянского народа, приготовил твердую почву притязаниям пап на политическое главенство в Италии. Ко времени Григория Великого нужно относить начало возвышения папства, и в этом отношении ему должно быть уделено в истории значительное место 77 . По происхождению своему Григорий принадлежал к древней патрицианской и сенаторской фамилии, обладал большими богатствами, которые употребил на благотворительные дела и устройство монастырей. Получив прекрасное образование и имев впереди блестящую служебную карьеру, Григорий пожертвовал почестями и положением своему духовному влечению и постригся в монахи. Папа Пелагий II оценил его способности и послал его в Константинополь своим нунцием (апокрисиарий), где он оставался до 584 г. После Пелагия в 590 г. клир и народ избрали Григория на епископскую кафедру в Риме. Пока происходили сложные формальности утверждения этого избрания со стороны императора, Григорий по обычаям того времени вступил в управление Римской Церковью . Постигшее за год перед тем наводнение сопровождалось большими бедствиями для Италии. Вода затопила низменные местности в Северной и Средней Италии, причем пострадали предместья города Рима и повреждены были частные и общественные здания. В особенности чувствителен был вред, нанесенный церковным хлебным запасам. К стихийному бедствию присоединилась моровая язва, производившая большие опустошения в Риме и его окрестностях. При таком внутреннем положении дел, отягчаемом постоянными внешними угрозами лангобардского нашествия, Григорий, говорят, был смущен ввиду тяжелой ответственности и воспользовался своими связями в Константинополе, чтобы ходатайствовать перед императором о неутверждении его избрания. Из первых распоряжений папы Григория можно видеть, какое значение имела Церковь в конце VI в., и как римский епископ понимал свои обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Так или иначе, в IV веке, когда христианство стало государственной религией и не надо было больше опасаться поруганий святынь, икона, принадлежавшая когда-то Феофилу и хранившаяся в частном доме в Риме, приобретает все большую и большую известность. Из частного дома икона (или ее воспроизведение) переносится в храм, а в 590 г. папа святой Григорий Великий (590—604) торжественным крестным ходом с пением молитв переносит почитаемую икону Божией Матери, «которая считается написанной святым Лукой» (quam dicunt a S. Lucas factam), в базилику святого Петра. Кроме икон, писанных евангелистом Лукой, Предание говорит еще о нерукотворенном, явленном образе Божией Матери. Его происхождение вкратце излагается в службе Казанской иконе Божией Матери (8 июля и 22 октября): «Божественный Слова Апостолы, Евангелия Христова велегласнии вселенныя благовестницы, Божественную церковь создавше в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, моляще Тя приити на тоя освященые. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь. Они же шедше обретают тамо на стене церкве Твоего, Владычице, образа подобие...» (седален 3-й песни канона). Предание говорит, что Апостолы эти были Петр и Иоанн и что храм был построен ими в Лидде. (Празднование Лиддской иконе Богоматери — 12 марта) . В VIII веке святой Герман, будущий Патриарх Константинопольский, проезжая через Лидду, велел сделать копию с этой иконы, которую впоследствии, во время иконоборчества, послал в Рим. После победы над иконоборчеством образ этот вернулся в Константинополь. С этого времени образ Лиддской Божией Матери называется также Римским (празднуется 26 июня). Примечания . Авгарь V Ухама — царь небольшой страны Осроены, находившейся между Тигром и Евфратом, управлял в столице, городе Едессе (ныне Орфу или Рогаис). Отметим, между прочим, что летопись этого города говорит о христианском храме, который был разрушен в 201 г. наводнением и который летопись называет «древним». Государство это было первым христианским государством в мире (между 170 и 214 гг. при царе Авгаре IX).

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

Не смотря на то, что Павлин аквилейский переселился в Градо под власть Византии, на него не было давления. Его преемник Илия, хотя и подвергся гонениям от Смарагда, равеннского экзарха, но по распоряжению императора Маврикия был оставлен в покое и умер в 586 году в своей оппозиции V вселенскому собору. Преемником его был Север. Смарагд поднял против него гонение, вызвал в Равенну и требовал, чтобы он вошел в общение с архиепископом равеннским Иоанном, бывшим в общении с Римом. Когда он возвратился в Градо, то его здесь встретили так недружелюбно, что он вынужден был отказаться от общения с Иоанном. Григорий В. (590–604), человек практический, понимал, что умиротворение церкви и присоединение противников осуждения трех глав может быть достигнуто только путем постепенного воздействия на подрастающее новое поколение. Между тем положение северных итальянских епископов было таково, что отношение к ним Григория В. не лишено было характера двусмысленности. Когда он был в Константинополе, то заявлял, что признает четыре собора, как четыре евангелия, и пятый, как равночестный им. Между тем, благочестивая королева лонгобардов Теоделинда не хотела и слышать того, что папа принимает определения V вселенского собора; а сам папа находил вполне благоразумным, что Константин, епископ медиоланский, не хотел раскрыть ей глаза. Что же касается последнего, то благодаря его частому сношению в Римом, нашлись люди, которые стали заподазривать его в том, что он предал анафеме три главы, и уже готовы были отложиться от своего епископа. С большим трудом удалось потом епископу Константину отклонить от себя это подозрение. Если так дела шли в Медиолане, то тем сложнее было положение вещей в Аквилее. Народонаселение там состояло из двух различных элементов: лонгобардов и византийцев. При своем вступлении на кафедру Григорий в 590 г. попытался было восстановить общение с отщепенцами-лонгобардами. По этому поводу было созвано схизматиками два собора. Место одного из них неизвестно; но зато сохранилось послание его к императору Маврикию. На осуждение трех глав отцы не соглашались и ссылались в этом случае на папу Вигилия, хотя эта ссылка и не имела достаточного основания, так как папа Вигилий впоследствии все-таки дал свое согласие на осуждение трех глав. Вместе с этим, отцы высказывали немалое опасение, как бы Север не был склонен на осуждение глав. Север созвал между тем собор в Градо, но акты этого собора не сохранились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В 597 г. в королевство Кент прибыли направленные папой Римским св. Григорием I Великим (590-604) христ. миссионеры во главе со св. Августином († 604 или 609). С разрешения кор. Этельберта миссионеры поселились в Дуроверне, главном городе королевства (quae imperii sui totius erat metropolis - Ibidem). По свидетельству Беды Достопочтенного, св. Августин и его сподвижники совершали богослужения в старой ц. св. Мартина, построенной еще в римскую эпоху. Церковь находилась в пригороде Дуроверна, основой для храмового здания мог послужить рим. мавзолей или жилое строение ( Thomas. 1981. P. 170-172; Russo. 1998. P. 107; Karkov C. E. The Art of Anglo-Saxon England. Woodbridge, 2011. P. 15-16). Нек-рые исследователи полагают, что это могла быть ц. св. Панкратия, возведенная в IV в., а ц. св. Мартина, вероятно, была перестроена из римского здания по указанию либо кор. Берты, либо св. Августина. Беда Достопочтенный отмечал, что миссионеры получили от кор. Этельберта разрешение «строить или восстанавливать» христ. церкви ( Beda. Hist. eccl. I 26). После того как кор. Этельберт принял крещение, св. Августин совершил поездку в г. Арелат (ныне Арль, Франция), где архиеп. Этерий рукоположил его во епископа. Исследователи указывали, что Беда Достопочтенный по ошибке принял Этерия, еп. Лугдунского (Лионского), за Виргилия , еп. Арелатского, в то время как Августин скорее всего стал епископом перед путешествием в Британию ( Markus. 1963). Св. Августин отправил в Рим пресв. Лаврентия и мон. Петра. Они сообщили о крещении кор. Этельберта папе Григорию Великому, от к-рого получили подробные инструкции ( Beda. Hist. eccl. I 27). В июле 598 г. св. Григорий Великий писал Александрийскому патриарху Евлогию I о 10 тыс. англов, якобы принявших крещение от св. Августина ( Greg. Magn. Reg. epist. VIII 29// S. Gregorii Magni Registrum epistularum/Ed. D. Norberg. Turnhout, 1982. T. 2. P. 551. (CCSL; 140A)). Летом 601 г. папа Римский отправил в Британию 2-ю группу миссионеров во главе с аббатом Меллитом, вручив им послания св. Августину, кор. Этельберту и кор. Берте, франк. правителям и церковным иерархам Галлии (от 22 июня 601 - Ibid. XI 34-40, 42, 47-48, 50-51//Ibid. P. 922-940, 945-947, 949-951; Beda. Hist. eccl. I 28-32). Миссионеры привезли в Кент церковную утварь, облачения и богослужебные книги, а также реликвии св. апостолов и мучеников. Передав с миссионерами св. Августину архиепископский паллий, св. Григорий Великий велел основать митрополии с центрами в Лондинии и Эбораке (ныне Йорк) - крупнейших городах в рим. Британии, при каждой должны были состоять 12 епископов-суффраганов. Однако положение дел в англосакс. Британии не благоприятствовало этому намерению, поэтому Августину пришлось утвердить архиепископскую кафедру в г. Дуроверн. Архиеп-ство Йорк было основано значительно позже (в 735 архиеп. Эгберт получил паллий от папы Римского Григория III ).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЗА РИМЛЯНЫНЯ [Лат. Musa Romana] (VI в.), блж. отроковица (пам. 16 мая). Сведения о М. Р. содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого, папы Римского (590-604), к-рый передал своему диак. Петру рассказ, услышанный им от Проба, брата М. Р. ( Greg. Magn. Dial. IV 18). Однажды ночью отроковице явилась во сне Пресв. Богородица и показала равных М. Р. по возрасту девиц в белых одеждах. На вопрос Богоматери, желает ли девочка жить вместе с ними и служить Ей, та ответила утвердительно. Приснодева Мария велела М. Р. не делать с того времени ничего детского и легкомысленного, воздерживаться от смеха и игр, тогда в 30-й день Она придет и заберет ее на небеса. После этого видения отроковица оставила детские забавы и стала вести строгую жизнь. Родители удивились такой перемене и спросили о ее причине. М. Р. рассказала, что заповедала ей Пресв. Богородица, и объявила, в какой день отойдет на небеса. Спустя 25 дней М. Р. заболела. В 30-й день, когда приблизился час ее кончины, девочка увидела идущую к ней Богоматерь с отроковицами, которых она видела во сне. Со словами: «Вот, Госпожа, я иду» - М. Р. предала Богу душу. После этого рассказа свт. Григорий делает вывод, что все крещеные умершие младенцы, без сомнения, наследуют Царство Небесное, тогда как дети, к-рые скончались в том возрасте, когда уже умели говорить, порой не достигают его по вине своих родителей, не воспитавших их должным образом. Нек-рые исследователи проводят параллель между указаниями, к-рые Пресв. Богородица дала М. Р., и стихом из Книги Товита в лат. переводе (Вульгате): «Хотя он [Товит] был моложе всех в колене Неффалима, однако не совершал ничего ребяческого» (cumque esset iunior omnibus in tribu Nepthalim nihil tamen puerile gessit in opere; Tb. 1. 4). Проб, брат М. Р., был благочестивым мирянином, впосл. стал аббатом мон-ря Ренати (Renati; Greg. Magn. Dial. IV 13. 1) или святых Андрея и Лукии в Риме (sanctorum Andreae et Luciae; Idem. Reg. epist. App. 9). По мнению Л. Дюшена, аббатство располагалось недалеко от Тибра между ц. св. Андрея (ныне Сант-Иво-деи-Бретони) и ц. св. Лукии (ныне Санта-Лучия-делла-Тинта; LP. T. 2. P. 39. N 47). Др. исследователи считали, что мон-рь находился на холме Эсквилин, рядом с ц. св. Евсевия ( H ü lsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio evo. Firenze, 1927. P. 304; Ferrari G. Early Roman Monasteries. Vat., 1957. P. 276-280). Известно, что Проб от лица папы Григория вел переговоры с лангобардами ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 43, 98).

http://pravenc.ru/text/2564316.html

[Папское гос-во, Церковное гос-во; лат. Status Pontificius, Status Ecclesiasticus; итал. Stato Pontificio, Stato della Chiesa], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. С IV в. благодаря дарениям рим. императоров (начиная со св. равноап. имп. Константина I Великого (306-337)) и частных лиц Римская Церковь приобретала значительные земельные владения в Италии, а также в др. частях Римской империи (на Сицилии, Сардинии и Корсике, в Юж. Галлии, Сев. Африке, Иллирике и др.). Эти владения с VI в. часто назывались патримонием (имуществом) св. Петра (patrimonium sancti Petri) по аналогии с имуществом императора (patrimonium principis). К понтификату свт. Григория I Великого (590-604) каждое имение-патримоний делилось на земельные комплексы-массы (massae), а те - на отдельные хозяйства-фунды (fundus). Патримонием управлял ректор (часто это был один из диаконов или субдиаконов Римской Церкви). Существовали также должности дефенсоров (defensores) и респонсалов (responsales), осуществлявших инспектирование патримониев по поручению папы Римского. Крестьяне патримония платили фиксированный натуральный оброк (pensiones) или деньги. К VII в. достаточно широкое распространение получила практика передачи земель в долгосрочную аренду (эмфитевзис), часто - на 3 поколения. Крупные арендаторы назначали собственных управляющих (conductores). В нач. VII в. существовало 14 патримониев в Италии (включая Сицилию, Сардинию и Корсику) и 4 - за ее пределами (в Далмации, Иллирике, Юж. Галлии и Сев. Африке). В VII-VIII вв. в результате вторжений лангобардов в Италию, арабов в Сев. Африку, славян и аваров на Балканы Римская Церковь лишилась большей части своих владений. Ок. 732-733 гг. патримонии в Юж. Италии, на Сицилии и в Иллирике были конфискованы визант. имп. Львом III Исавром из-за конфликта с Римом по поводу политики иконоборчества. Папа Римский Захария (741-752) провел реформу оставшихся патримониев (гл. обр. в окрестностях Рима), организовав большие поместья (domuscultae). Они находились в прямом управлении Римской курии и наряду с хозяйственной выполняли также и оборонительную функцию. Практику создания таких больших поместий продолжили папы Адриан I (772-795) и Лев III (795-816).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010