577.  …он уподобится животным, которые погибают (Пс. 48. 13). 578. «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 579.  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13. 13). 580. Быт. 14. 4. 581. Быт. 14. 10–12. 582. Святому Аврааму, патриарху и пророку. 583. Притч. 12. 15. 584. Святой Димитрий. Летопись. 585. Там же. 586. Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и Патриархи, как, например, подверглись тяжкому телесному наказанию Константинопольский Патриарх святой Флавиан, Римский Папа святой Мартин и другие. 587.  …не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5. 2). 588. Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, ноября в 12 день. 589. Святой Исаак Сирский. Слово 89. «О вреде ревности безрассудной». 590. 2 Цар. 12. 1–14. 591. Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione. 592.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34). 593.  Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6. 22, 23). 594. Еф. 4. 26. 595.  При недостатке попечения падает народ (Притч. 11. 14). 596. Ср.: Притч. 31. 4. 597.  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25. 28). 598. Евр. 5. 14. 599. Притч. 24. 3, 4. 600. Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione. 601.  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1. 22). 602.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 603.  …не дай мне уклониться от заповедей Твоих (Пс. 118. 10). 604.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 605.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 606.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 607.  …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

590. Epistolae ad Serapionem. Tom. II, pag. 551, 552. 591. Patrologiae Graecae. Tom. XXIX. Contra Evnomium, lib. 5, De Spiritu Sancto, guod non sit creatura pag. 709, 710 и 711, 712; по слич. Quod Spiritus creator est. pag. 713, 714. 592. Четьи-Минеи, 2 января. Житие святого Силвестра папы Римского. Словопрение его с избранными учителями еврейскими об истинной вере. 593. «Благовестник». М., 1850. Толкование на Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 4. 594. Беседа 49, гл. 4. По переводу Московской Духовной Академии 1855 г. 595. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 757. Parisiis, 1842. 596.  Это не то, чтобы кто видит Отца, кроме того, Кто есть от Бога: Он видел Отца (Ин. 6. 46). 597. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 736. 598.  …Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6. 15, 16). 599.  В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои (Ис. 6. 1, 2). 600. Chrisostomi opera omnia, pag. 721 и 722. 601.  Бога не видел никто никогда (Ин. 1. 18). 602.  Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1. 18). 603.  Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6. 16). 604. Patrologiae Graecae. Tom. XXVIII. S. Athan. Alex. Archiep. — quest. 28, pag. 614. 605.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 606. Беседа 4, гл. 11. 607. Беседа 4, гл. 13. 608. Беседа 4. гл. 9, 10. 609. Беседа 4, гл. 9, 10. 610. Лев. 4. 5. 611. Пс. 131. 10. 612. 1 Цар. 24. 7. 613.  Выходит дух его, и он возвращается в землю свою (Пс. 145. 4). 614.  …образовавшийся дух человека внутри него (Зах. 12. 1). 615.  Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103. 4). 616.  …восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли (Пс. 47. 8). 617.  …как колеблются от ветра дерева в лесу (Ис. 7. 2). 618.  …огонь и град, снег и туман, бурный ветер (Пс. 148. 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол рядом с иконами. Прощаются ли при соборовании забытые грехи? иеромонах Иов (Гумеров) Таинство Елеосвящения (соборование) – одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом ( Мк. 6:13 . О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак. 5:14 . В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему( Иак. 5:15 . О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80). Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи? иеромонах Иов (Гумеров) Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком ( Лк. 2: 30–31 ). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

593. Ср. письмо 586. 594. Записка — при отсылке I главы «Истории Пугачева». 595. Ответ на письмо Жуковского от 6 июля 1834 г. Ср. письмо 592. 596. Бенкендорф — А. X. Ср. письмо 586. Настоящее письмо было Бенкендорфом доложено царю, который «простил» Пушкина. 597. Прекрасное Ваше творение — роман «Аскольдова могила». Александр — Ваттемар. Загоскин был директором московских императорских театров. 598. Соллогуб — см. примеч. 574. Обстоятельства тебе известные — перлюстрация письма 567. печатаю Пугачева — «Историю Пугачева». «тороплю Яковлева» — см. примеч. 590. Ермолова — жена А. П. Ермолова, дочь наполеоновского маршала де Лассаля. «с тем…» — с Николаем I (ср. письма 584, 586, 596). Великая княгиня — Елена Павловна, преподавателем у которой был Плетнев. 599. Пушкин отвечает на письмо Осиповой от 24 июня 1834 г. Рейхман — был рекомендован Пушкину Осиповой в качестве управляющего. Михайла — М. И. Калашников. Пеньковский — управляющий. «Рейхман только что написал…» — письмо от 22 июня 1834 г. Малинники — имение Осиповой. 600. печатаю Пугачева — «Историю Пугачева». «подал в отставку…» — см. письма 586, 596. Аничковские балы — придворные балы в Аничковском дворце. 601. Оливье — домохозяин. Яковлев — см. примеч. 590. Сергей Николаевич — брат Натальи Николаевны. Тетка — см. примеч. 500. 602. Записка касается печатания «Истории Пугачева». 603. Речь идет о соединении VIII и IX глав «Истории Пугачева» в одну VIII. 604. «беру этаж…» — в доме Баташева на Гагаринской набережной. Дочь Вяземских — Прасковья; умерла в Риме в 1835 г. Гальяни — аббат, философ и историк, автор известной «Переписки». Держу корректуру — «Истории Пугачева». Лев Сергеевич Пушкин уехал в Грузию только в 1836 г. «Поручаю тебе…» — каламбур. Заводы (Полотняный завод) — имение Гончаровых. Маршал Мезон — французский посланник в Петербурге. 605. «Яковлев отпустит…» — ср. примеч. 590. Дюме — ресторатор. «Беру его квартеру» — см. примеч. 604. Портрет Натальи Николаевны — вероятно, акварельный, работы А. П. Брюллова. 606. Ответ г-на Загоскина — ср. письмо 597. См. запись Пушкина в альбом Ваттемара, т. VIII, стр. 83.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

   Шишич Ф. 537    Шлумберже Г. 558, 570    Шмидт В. 466    Шопен 46, 443, 474, 483, 521, 614    Штадтмюллер Г. 474    Штейн Е. 446    Эбал, граф Руси 81, 457    Эвмей 473    Эккехард из Ауры 558, 577    Эксазин, см. Константин Дука,    Эксазин Эксазин, см. Никифор Иалий Эк-    сазин    Эксазины 330, 590, 592    Элеимон 314    Элиан 616    Эльвира 607    Эмилиан, патриарх антиохийский 464    Эмилий Сципион 58, 442, 443    Эмма 571    Эрве 134, 486    Эрот 117, 276    Эсхин 103    Юдейль Р. 606    Юдифь 530    Юстин I, император 515    Юстиниан I, император 515    Яков (библ.) 470    Яков Барадай — 396, 613    Ямвлих 174, 512    Ярослав, князь киевский 448    Ясит 174, 512    Ясит, куропалат 513    Яцулин, см. Жослин де Куртней УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абраска, Аспр, г. 224, 539    Авасгия 627    Августион, пл. 590—591    Августополь, г. 300, 412, 573    Авид, г. 250, 251, 303, 373, 381, 387    Авлон, г. 84, 85, 139, 142, 145, 161, 171, 177, 181, 182, 276, 280, 337, 338, 351, 354, 356, 491, 509, 514    Аврилево, г. 273, 557    Аврона залив 564    Агафоника, г. 273, 556    Адана, г. 318, 370, 586    Адрамитий, г. 373, 374, 380, 387    Адрианополь, Орестиада, г. 104, 145, 167, 196, 202—204, 214, 268—271, 273, 394, 444, 450, 469, 494, 532, 537, 544, 555, 556, 560, 628    Адриатическое море 23, 56, 88, 196, 239, 265, 275, 338—340, 366, 369, 395, 492, 543, 560, 569    Азал, холм 297    Азия 90, 107, 122, 158, 190—192, 196, 197, 220, 275, 320, 327, 364, 366, 375, 380, 382, 385, 399, 407, 526, 539, 586    Айтос, г. 554    Айтосский перевал (Хортарей?) 554    Аке, Акра, Птолемаида, г. 379, 608    Акрок, г. 388, 390, 610    Акроний, г. 412, 617    Акрун, г. 381    Ал-Амиг, оз. 604    Алания 600    Александретта, залив 604    Александрия, г. (в Индии) 214    Александрия, г. (в Египте) 186, 214, 418, 459    Алексиополь, см. Неокастр, г.    Алексина, гора 614    Алеппо, Верея, г. 190, 371, 399, 573, 582, 603, 614    Алики, Кипарисий, г. 193, 524    Алифины, г. 388, 610

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Кириллу новоезерскому, 628. Козме игум. яхромскому (стихиры), 443. Константину с чады муромскому, 611, 619, 624. Корнилию комельскому, 625. Леонтию ростовскому, 268, 269, 313, 548, 551, 558, 559, 562–565, 597, 599, 600, 608, 611, 612, 613, 615–617, 619–621, 623, 626, 629, 630, 644, 646, 762. Макарию калязинскому, 264, 542, 611, 619, 622, 623, 624, 626, 651, 657, 802. Макарию желтоводскому, 301, 461, 625. Максиму Блаженному, 285, 461, 503, 604, 619, 622, 624, 625. Мартиниану белоезерскому, 628. Михаилу и Феодору черниговским, 466–471, 473–476, 478, 479, 597, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 624, 626, 642, 643. Михаилу клопскому, 522, 622–624, 626, 629. Михаилу в. князю тверскому, 619, 625, 626. Михею радонежскому (канон), 662. Никите новгородскому, 341, 624, 629, 692. Никите переяславскому, 461, 562–565, 611, 612, 616–621, 623, 626, 644,646, 801. Николе Кочанову, 623, 624. Никону радонежскому, 31, 268, 283, 339, 499, 503, 604, 622, 624, 626, 647, 654, 659, 662, 699. Нилу столобенскому, 514. Ольге в. княгине, 625. Павлу обнорскому, 315, 522, 622–624, 626, 629. Пафнутию боровскому, 563, 565, 611, 619, 622–624, 627, 649, 791. Петру и Февронии муромским, 618, 619, 623, 624, 626. Петру царевичу ростовскому, 630. Петру митр. киевскому, 263–265, 268–270, 313, 505–513, 597, 598, 605–608, 614, 617–621, 623, 640, 643, 645, 646. Общая, Петру, Алексею и Ионе, 283, 625. Прокопию устюжскому, 619, 623, 624. Роману кн. угличьскому, 628. Савватию соловецкому, 622, 623, 624, 626, 633, 634, 788. Савве вишерскому, 488, 491, 590–594, 596, 623, 624. Савве сторожевскому, 234, 511, 622, 624, 626. Савве крыпецкому (канон), 305. Серапиону новгородскому, 283, 628, 636, 637. Сергию радонежскому, 116, 136, 263, 268, 269, 283, 315, 326, 380, 339, 466–470, 473–479, 568, 579, 583, 585, 597–599, 614, 617–621, 623, 624, 626, 627, 640, 641, 643, 645, 647, 656, 699, 762, 763. Канон общий Сергию и Никону радон., 351, 662. Тропарь первому, 308 и кондак, 363 особенные. Молитва, 698 и мн. др. Сергию обнорскому (стихиры), 443.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Впрочем, и сам Сириций понимал, что он издает противоканоническое распоряжение, видно из того, что в этом распоряжении не ссылается ни на какое из существующих канонических предписаний о браке священнослужителей и не старается, как этого требует порядок, хоть сколько-нибудь согласовать эти предписания со своим распоряжением, а только выдвигает власть апостольского престола (apostolicae sedis auctoritatem), и на основании этой власти заповедует то, что ему хочется. Строгие требования папы Сириция о целибате духовенства не нашли у ближайших преемников его той защиты, какую хотели бы представить в своих сочинениях в защиту целибата западные канонисты. Они называют четырех пап: Иннокентия I (402–417), Льва Великого (440–461), Пелагия II (578–590) и Григория Великого (590–604). Однако папы Иннокентий I и Лев Великий требуют лишь, чтобы брак священнослужителей был духовным, а не плотским; в частности же Лев Великий не требует, чтобы священнослужители удаляли от себя своих жен, а хочет только, чтобы они смотрели на них, как будто бы не имеют их (et quasi non habeant uxores, sic habere) 1097 . В этом смысле говорит Пелагий II, требуя то же самое от иподиаконов 1098 . А папа Григорий Великий категорически заявляет, что закон о целибате кажется ему строгим и трудно осуществимым (durum atque incompetens mihi videtur); однако и он энергично рекомендует священнослужителям соблюдать воздержание, не требуя, впрочем, от них, чтобы удаляли от себя жен своих 1099 . И все-таки строгое направление Сириция относительно целибата все больше и больше завоевывало почву, особенно же после Григория Великого , а именно, при папах Феодоре I (642–649) и Мартине I (649–658), известных своею ревностью о распространении примата римского епископа над всей церковью и стремлением к централизации всей духовной власти в своих руках. Между тем Испания и Галлия, выдвинувшие впервые на своих соборах в начале IV века мысль о целибате, продолжали действовать в том же направлении и в следующие три века 1100 , чем содействовали распространению и утверждению на западе этой идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

2 Hartmann Ε. von. Phanomenologie des sittlichen Bewusstseins. Berlin, 1879 (Феноменология нравственного сознания). — 588. 3 2 Езд. 4,41. — 590. 4 Иоан. 14, 2. — 590. 5 См. прим. 2, 3, 4 к с. 252. — 592. 6 Впоследствии мы будем иметь случай показать, что два последние вопроса уже заключаются implicite в первом, то есть что бытие Бога как всеединого необходимо предполагает вечность и свободу человека. 7 См. прим. 12 к с. 265. — 595. 8 Отношение между этими тремя видами неистинного может определяться следующим образом: все неистинное есть вымысел, то есть утверждение субъекта, не имеющее объективного основания; но вымысел может или предлагаться просто как такой (собственно вымысел), или вымысел может утверждаться субъектом для других как истина — в таком случае это будет ложь, или, наконец, вымысел может самим субъектом приниматься за истину — в таком случае это будет заблуждение. 9 необходимое условие (лат.). — 599. 10 См. Hegel в Phdnomenologie des Geistes‚ глава: Die sinnliche Ge- wissheit oder das Dieses und das. Meinen (Werke II r. Band, 2–te. Auflage, Berlin, 1841, Seiten 71 und 72). 11 Гегель. Феноменология духа. Гл.: Чувственная достоверность, или «это» и мнение//Соч. Изд. 2. Берлин, 1841. Т. 2. Рус. пер.: Гегель. Соч. М., 1959. Т. IV. С. 51–52. — 601. 12 Hegel, ibid., 73, 74. 13 Hegel, ibid., 81. 14 Там же. С. 58. — 604. 15 Hegel, ibid., 75, 76. 16 Там же. С. 54. — 606. 17 Hegel, ibid., 76–79. 18 Там же. С. 55–57. — 60S. 19 Hegel, ibid., 79–80. 20 Там же. С. 57–58. — 609. 21 Под реализмом я разумею вообще то воззрение, которое по принципу ограничивает истинное бытие одною внешнею реальностью. Ввиду неустановленности философской терминологии я признаю достаточным это простое указание моего словоупотребления. 22 Против указанной аналогии можно возразить, что названные философы начала новых времен не были представителями чистого натурализма, но со своими натуралистическими философами в значительной мере соединяли мистический и идеалистический элемент; так, Джордано Пруно был пантеист, Патрицци держался идеализма в неоплатонической форме, Ван–Гельмонт (живший несколько позднее, но по характеру своих воззрений, как ученик Парацельза, примыкающий к философам эпохи Возрождения) был последователем мистической алхимии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=986...

Это понятие знакомо ученикам старшего отделения. Победа на языке Священного Писания имеет значения «полнота», «совершенство» (см., например: 1 Кор. 15, 54 ). Поэтому слово победный мы переводим «наилучший», «совершенный». Путь сравнений вообще не вполне точен, так как лишь приближает к пониманию предмета, а не дает полного понимания. Но этот путь в области религиозного знания освящен издревле. Сравнение не есть тождество, как учила схоластика, а лишь приближение, как мыслили святые отцы. Поэтому в данном месте и в некоторых других мы прибегаем к сравнениям, не только вошедшим в обиход, но и к новым. Изложение Евхаристической молитвы может быть повторено законоучителем, но разбивки по вопросам лучше не делать, так как при этом чувство благоговения к возвышеннейшей части богослужения у слушателей притупляется. Не следует ждать от учеников умения последовательно изложить весь порядок Евхаристической молитвы: достаточно вложить в их сердца чувство умиления перед великой жертвой. Мф. 28, 20 .- Ред. Святитель Григ!орий Вел!икий или Двоесл!ов (ок. 540/550–604) – папа Римский, занимал папский престол с 590 по 604 г. Помимо составления Литургии Преждеосвященных Даров известен как сочинитель литературно-богословских трудов, из которых наиболее известны «Толкование на Иова, или XXV книг о нравственности» и «Пастырское правило», которое на протяжении многих лет служило кодексом для духовных лиц.- Ред. При изложении обрядовой стороны таинств, по нашему мнению, следует обратить внимание на те слова и действия, которые приходятся на долю мирян. Святитель Кирилл Иерусалимский в 3м тайноводственном Слове дает значению помазания разных частей тела несколько иной смысл. Помазание лба – снятие стыда за первородный грех; ушей – для слышания слова Божия; ноздрей – облагоухания Божественным миром; груди – броня против диавола. Объяснения значения помазания других частей не дается. (Святитель Кир!илл Иерусал!имский (315–386) – аскет, проповедник. Известны его 18 огласительных Слов, раскрывающих значение «Символа и 5 тайноводственных Слов, где он истолковывает обряды совершения и смысл семи таинств.- Ред. )

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010