Зах.5:9 .  И поднял я глаза мои и увидел: вот, по­явились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и по­несли ее между землею и небом. Затем появились две крылатые женщины, которых крылья способны были к быстрому передвижению на далекие пространства. Выражение: ветер был в крыльях непонятно само по себе; а сравнение с крыльями аиста указывает, по мнению толкователей, на то, что женщинам предстоит далекий путь, для которого необходимы крылья аиста, совершающего без утомления свои перелеты на значительные расстояния (Marti 417). Сосуд поднят был женщинами, и они понесли его между землею и небом, т. е. по воздуху (у евреев нет слова соответствующего «воздух»). Зах.5:10 .  И сказал я Ангелу, говорив­шему со мною: куда несут они эту ефу? Зах.5:11 .  Тогда сказал он мне: чтобы устро­ить для нее дом в земле Сен­наар, и когда будет все при­готовлено, то она по­ставит­ся там на своей основе. На вопрос пророка о цели символического путешествия, Ангел ответил, что для сосуда с заключенным в нем олицетворением нечестия будет приготовлен дом в земле Сеннаар, и он будет поставлен там навсегда. Под Сеннааром ближе всего разуметь Вавилон, а смысл всего видения таков: нечестие от иудеев удаляется к их врагам в Вавилон, где и будет постоянное местопребывание нечестия, для которого не должно быть места в св. земле. Примечание. Некоторые комментаторы (Кейль, Клифот, Орелли, Ружемонт) главу V трактуют как одно видение (шестое), не находя достаточных оснований к разделению ее на две части, описывающих, два самостоятельных видения (шестое и седьмое), как делает большинство толкователей (Карпцов, Келер, Кюнен, Драйвер, Браденкамч, Новак, Смит, Марти, Штретер, еп. Палладий и др.). Мнение большинства следует признать более основательным, так как держащиеся противоположного взгляда не вполне последовательно доказывают свою мысль о неразрывной связи первой половины гл. V со второю. Так, напр., Кейль, рассуждая о двух картинах (Bilder), составляющих одно видение (Geseilt), и называя видение пятой главы Doppelvision, двойным видением (Ss. 560 и 565), очевидно, делает некоторую уступку опровергаемому им мнению. Ружемонт во втором откровении пророку Захарии насчитывает семь видений и символическое действие (с. 176), но говорит и о восьми видениях (с. 210), впадая в противоречие с самим собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.24:29 . Тотчас же после мучения дней тех:] помрачится солнце, и луна не даст света своего, и звезды падут с неба, и силы небесные придут в движение. 562 Солнце и луна помрачатся и не дадут света своего, и прочие светила упадут с неба, и силы небесные придут в движение не вследствие уменьшения света (в другом месте мы читаем, что солнце будет иметь свет в семь раз больший ( Ис. 30, 26 )), 563 а вследствие того, что по сравнению с истинным светом все будет тенисто, темно по виду. Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, возженные для сияния ночью, – если все эти силы (а в этих силах мы видим множество ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на суде [или: Судии]. Мф.24:30 . И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; Под этим знамением мы должны понимать 564 или знамение креста, чтобы, – как говорят Захария ( Зах. 12, 10 ) и Иоанн ( Ин 19, 37 ) – иудеи видели Того, которого они пронзили, или же понимать 565 победоносное знамя Торжествующего. «И тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Восплачут те, которые не имеют местопребывания на небе, и записаны на земле. Мф.24:31 . Я пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех bempob(venmis – ветров), от края небес до края их. Об этой трубе и апостол говорит ( 1Кор. 15, 52 ; 1Фес. 4, 16 ), и в Апокалипсисе Иоанна мы читаем ( Откр. 8, 7–13 (и далее)). И в Ветхом Завете дается повеление приготовить трубы, кованные из золота, серебра и меди, чтобы они возвещали высочайшие тайны учений. Мф.24:32–33 .  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Через сравнение с деревом Он научил (как) узнать приближение кончины [мира]. Как в том случае, когда стебельки смоковницы становятся нежными и почки раскрываются в цветок, из-под коры показываются листья, вы узнаете о приближении лета, о наступлении времени теплого западного ветра и весны (Favonii et Veris); так и тогда, когда вы увидите исполнившимся все сказанное (scripta), не думайте, что уже приблизилась кончина мира; это только как бы приступ и некоторые предшественники появились, чтобы показать, что она уже близко, уже при дверях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тов.1:19 Один из Ниневитян пошел и донес царю, что я погребаю их; тогда я скрылся. Узнав же, что меня ищут убить, от страха убежал из города. Тов.1:20 И было расхищено все имущество мое, и не осталось у меня ничего, кроме Анны, жены моей, и Товии, сына моего. 13–20 . Благоволение Божие к благочестивому Товиту выразилось милостивым отношением к нему царя Енемессара – Салманассара, который сделал Товита своим «поставщиком», LXX: αγοραστς, слав.: купец; это занятие дало Товиту возможность приобрести некоторое состояние и вручить некоему Гаваилу в Рагах мидийских. В Вульгате сообщение это заменено более соответствующим моральной тенденции перевода замечанием, что царь ассирийский предоставил Товиту свободу ходить, куда он захочет и делать, что ему угодно; dedit illi potestatem quocumque vellet ire, habens libertatem quaecumqe facere voluisset. Но мысль греческого текста, как более простая и естественная, заслуживает решительного предпочтения пред явно искусственной конструкцией Вульгаты, то обстоятельство, что в книге Товита, I:14; IV:1; V:5 и др. мидийский город Раги представляется существующим во время ассирийского владычества, давало повод некоторым исследователям (Ян, Бертольд и др.) отрицать историческую достоверность книги – на том основании, что, по свидетельству Страбона (Geograph. XI, 13, 6), город этот был построен гораздо позже, и именно Селевком Никатором. Но в действительности Раги-Екбатаны существовали в глубокой древности, по некоторым за тысячу лет до нашей эры, как свидетельствуют упоминания этого города в Авесте (Spigel Fr. Avesta, I Bd. 565) и в мидоперсидских преданиях и клинообразных надписях (сн Rilter. С. Die Erdkande von Asien. Bd. VI. I Abtl. s.s. 29 ff. 601, 604), и свидетельство Страбона, равно как аналогичное свидетельство Плиния Старшего (Nat. Hist. liv. VI, с. 14) о построении Раг-Екбатан Селевком должно понимать в смысле сообщения о восстановлении, реставрации города, издавна существовавшего. См. у проф. Дроздова, с. 404, 447–450. Вульгата изменяет мысль греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сказано: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). – То есть большая часть христиан сделает свой выбор между Христом и антихристом не в пользу Христа. И как в начале истории Церкви, так и в конце – это будет «малое стадо», то самое, обращаясь к которому Сын Божий говорил ранее и скажет в последние дни: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). Мир людей и придет к своему концу, как древний Содом и Гоморра, потому что в нем не обрящется достаточного количества праведных, и святые прекратят умолять Бога о продление существования мира, как некогда и «Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» ( Быт.18:32 ), – далее Авраам не спрашивает Бога и не хлопочет за грешников. Сказано: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» ( Быт.18:33 ). И более того, святые начнут с Небес умолять Бога, видя полную испорченность мира, запятнавшего себя кровью святых: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ). И читаем далее: Мф.27:18 . «ибо знал, что предали Его из зависти». Мы видим, что Понтий Пилат знал, что Христа предали из зависти, «потому что ради него (то есть воскресшего Лазаря, пораженные этим явным чудом. – О.С.) многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» ( Ин.12:11 ), и архиереи и старцы боялись потерять свою паству, то есть свои доходы от пасомых. В этом заговоре против Господа Иисуса явно прослеживался коммерческий след, о чем мы ранее уже говорили. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Этот [Варавва] в Евангелии “от Евреев” называется сын их учителя; он был осужден за измену и человекоубийство. И Пилат предоставляет им решение, – кого хотели бы они отпустить: разбойника или Иисуса; он не сомневается в том, что избрать следует Иисуса, так как знает, что они предали его из зависти. Итак, очевидно, что причина распятия на кресте лежала в зависти » 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо так Бог сказал ему: «Удались из земли твоей, и от родства твоего, и из дому отца твоего в землю, которую покажут тебе. И сделаю тебя народом великим; и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и проклинающих тебя прокляну, и благословлятся в тебе все племена земные». 560 И опять по разделении его с Лотом сказал ему Бог: «Подыми глаза твои и взгляни с места, где ты теперь, к северу и югу, и к востоку и к морю 561 ; ибо всю землю, которую ты видишь, отдам тебе и семени твоему на век. И соделаю семя твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и семя твое сочтется». 562 И еще сказано: «Вывел Бог Авраама и сказал ему: взгляни на небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их; так будет семя твое. И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». 563 За веру и гостеприимство был дан ему в старости сын, но он из послушания принес его в жертву Богу на одной из показанных от Него гор. 564 Глава XI. Продолжение. Лот За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серой; и тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него, а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни 565 . Ибо вышедшая с ним жена его, так как была других мыслей и не согласна с ним, поставлена в знамение: она сделалась соляным столпом и осталась даже до сего дня 566 , чтобы все знали, что двоедушные и сомневающиеся о могуществе Божием служат примером суда и знамением для всех родов. Глава XII. Награда за веру и гостеприимство Раав За веру и гостеприимство была спасена Раав, блудница. Когда Иисусом Навином были посланы соглядатаи в Иерихон и царь земли той узнал, что они пришли осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы, схватив, предать их смерти. Но гостеприимная Раав, принявши их к себе, скрыла на верху своего дома в снопах льна. И когда посланные от, царя явились к ней и говорили: люди пришли к тебе, соглядатаи земли нашей, выведи их, так повелевает царь, то она отвечала: приходили ко мне два человека, которых вы ищете, но они скоро ушли и теперь в пути; таким образом, она не показала их посланным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, за жизнь и спасение мира. Агнец на дискосе Эти слова основаны на свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). О жертвенном характере крестной смерти Христа говорит и апостол Пётр: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:18–20 ). Потир. XVII в. (Русский музей, Санкт-Петербург) После этого диакон говорит: «Благослови, Владыка, святое соединение». И вливает в потир вино с водой. При этом священник произносит слова из Евангелия от Иоанна: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его ( Ин.19:34 ). Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Обычай соединять воду с вином – древнего происхождения: и евреи, и греки разбавляли вино водой 564 . Произнесение слов из Евангелия от Иоанна указывает на символическое значение вина и воды в Евхаристии. Уместно также напомнить о том, что само истечение крови и воды из ребра Спасителя в святоотеческой традиции толковалось аллегорически, как указание на два главных церковных таинства – крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в Таинства: водою они возрождаются, а Кровью и Плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало Таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра 565 . Символизм всех вышеуказанных действий раскрывается святителем Германом Константинопольским в следующих словах: Хлеб предложения… являет избыточное богатство милосердия Божия, ибо Сын Божий сделался Человеком, предложив Себя в жертву и приношение во искупление и в умилостивление за жизнь и спасение мира… Изъятие копием 566 означает: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Вино и вода – это кровь и вода, истекшие из ребра Его… Хлеб же и потир являют истинное и действительное подобие той таинственной вечери, на которой Христос, взяв хлеб и вино, сказал: «Приимите, ядите, пейте все, сие есть Тело Мое и Кровь» ( Мф.26:26–28 ), показывая, что Он нас сделал причастниками и смерти, и воскресения Своего, и славы 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1) лжесвидетельством; 2) клеветой; 3) злословием; 4) подозреванием; 5) руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1) кто сознательно говорит неправду; 2) кто говорит иначе, чем думает; 3) кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1) кривду отстранить; 2) попросить прощения у потерпевшего; 3) материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф.7:1–3 ). II. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). V. Честь имеет большую цену, чем имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Отчего правда не открылась ему? Отчего небо не возвестило ему истины, когда он так жадно желал владеть ею? Ответ на это находится в Евангелии. Христос сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» ( Лк.10:21 ). Между правдою, которую искал Толстой, и Толстым стояло средостение, позволяю себе думать, значительно потерявшее крепость с годами. Толстой в своем искании правды слишком доверялся себе, слишком высоко ценил свои силы. В этом отношении является Толстой противоположностью другому искателю правды – Паскалю, очень рано выяснившему себе истину слов Евангелия: «если не обратитеся, и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф.18:3 ). Толстой был художником, художники характеризуются непосредственностью и силою впечатлений и чувств. Толстой сильно доверялся своему непосредственному чувству. Молодой Толстой проповедовал культ эгоизма, он отвергал как нелепое учение о том, что ближнего нужно любить как самого себя. Он был для себя центром мира, могучее чувство личной жизни было в нём сильнее всего. Но вот – Толстой ищет счастья в женитьбе, происходит бифуркация эгоизма. Еще немного лет, и Толстой начинает чувствовать, что счастье – не в любви к себе, а – в любви к другим. Но чувство земной жизни, чувство пантеистически-материалистическое в нём еще сильно, он не чувствует нужды в высшем мире, ему довольно земли. И из учения о любви Нового Завета он тщательно выбирает изречения о любви к ближнему, также изречения, обличающие людей, которые заявлениями о своей любви к Богу прикрывают отсутствие —565— любви к ближним. Но вот еще шаг вперед. Если любовь к себе недостаточна для того, чтобы быть блаженной, то потом такою же недостаточною оказывается и любовь к ближним, ибо ближние это тоже модификации моего «я», также слабы, жалки и ничтожны. Любовь к ним соединяется с жалостью. Но блаженная любовь соединяется с благоговением. Достойным объектом любви является живой христианский Бог. К этому Богу и шел Толстой, но он слишком верил в свое личное умение находить верный путь и поэтому дело его приближения к Богу оказывалось таким медленным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. снял с их умов то «покрывало», которое у евреев «доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» ( 2Кор.3:14 ). Относительно пророка Илии мы видели, что даже независимое от Евангелия толкование приходит к отрицанию буквального понимания пророчества Мал.3:23 . Это дает нам еще большую смелость настаивать на пополнении его в пришествии Иоанна Крестителя. Католические богословы стремятся возвести чуть не в догмат эсхатологическое толкование; напр., Беллярмин даже называет противное мнение – «vel haeresis vel haeresi proximus error». После того, что мы знаем о их толковании Мал.1:11 , нас это не должно удивлять, хотя все-таки непонятно, как они решаются на такие резкие суждения о толковании данном в Евангелии 2298 . Не можем мы признать и того, будто Малахия, предсказав явление пророка в духе и силе Илии (в лице Иоанна), вместе с тем предсказал и самоличное явление Илии пред пришествием антихриста, потому что по нашему взгляду (ср. выше, стр. 586) евангельское толкование исполнившегося пророчества кладет предел дальнейшему варьированию его понимания. Если самоличное явление исторического Илии пред пришествием антихриста и нужно признать, – против чего мы, как говорили в коммент. (стр. 565), отнюдь и не думаем спорить, – то это надо делать не на основании пророчества Малахии, а уже на основании нового откровения, т. е. Апокалипсиса. Св. Иустин (см. цитированное на стр. 560 место), а вслед за ним и другие древние хотят выводить учение о втором (самоличном) пришествии Илии из слов Христа в Мф.17:11 ; λας μν ρχεται πρτον κα ποκαταστσει πντα; но нам кажется вполне достаточным прочитать эти слова в контексте, чтобы сделалось очевидным, что они не имеют иного смысла кроме вступительного замечания к следующему затем объявлению Иоанна Кр. Илией. После преображения Христос запретил ученикам рассказывать о виденном, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Тогда «спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» Вопрос учеников выражает недоумение или по поводу того, что Христос, мессианское достоинство Коего засвидетельствовано во время преображение Самим Богом (ст. 5), пришел раньше Илии (увиденного ими только уже на горе), вопреки иудейским ожиданиям, или – по поводу того, что Христос обещал воскреснуть из мертвых, тогда как воскресение, по учению книжников, вообще должно было иметь место только после пришествия Илии. Устраняя это недоумение, Христос и говорит: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел» и т. д. Где же здесь обещание будущего пришествия Илии? Напротив, скорее в этих словах отклонение всяких подобных ожиданий. Приложение IV

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

(50) Он убьёт двух свидетелей и предтеч Христа, которые будут возвещать Его славное пришествие с небес, как сказано через пророка: и дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище ( Отк. 11:3 ). Об этом же сказано у Даниила: и утвердит завет многим одна седмина, а в половине седмины отнимется жертва и возлияние (9:27). Здесь указывается седмина, разделенная на две [половины] потому, что в продолжение трёх с половиной лет будут проповедовать эти два свидетеля, а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошит весь мир Антихрист. И так исполнится сказанное: и дастся мерзость запустения на тысячу двести девяносто дней. Блажен терпящий во Христе 562 и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней ( Дан. 12:11–12 ). В самом деле, тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира 563 , тогда некоторые будут посланы затем, чтобы всюду избивать верных по всем городам и странам; причём Иудеи будут радоваться гибели их, язычники злорадствовать, а все неверные сочувствовать тем и другим. Тогда святые рассеются от востока до запада: одни из них будут преследоваться от востока к югу, другие же будут укрываться в горах и пещерах 564 . Тогда мерзость 565 , убивая и всячески изгоняя их из этого мира, станет преследовать их и на море и на суше; тогда никто из них не будет иметь возможности ни продать что-либо из своего, ни купить чужого, если кто-либо из них не будет иметь на руке имя зверя или носить начертание его на челе своем 566 . Тогда все верующие будут изгоняться из всякого места – и из домов, и из городов, будут заключаться в темницу, подвергаться мучениям посредством всевозможных пыток и истребляться во всем мире. (51) Итак, мы можем знать о будущем уже из того, что отчасти свершилось. Поразмыслим же о той скорби и бедствиях, которые постигнут святых тогда, когда во всем мире будут такое смятение и страх, когда все верные повсюду во всяком городе и во всякой стране будут умерщвляться, и кровь праведных проливаться; когда люди будут сжигаться заживо или же выбрасываться на съедение зверям; когда детей будут убивать на улицах, когда все будут оставляться без погребения и пожираться псами; когда девицы и жены будут открыто подвергаться растлению и гнусному поруганию; когда будут происходить хищения; когда усыпальницы святых будут расхищаться, а останки их разбрасываться по полю; когда будут совершаться богохульства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010