воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.). В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553). Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап.

http://pravenc.ru/text/200321.html

P. K. St. Jerome " s Commentary on Daniel 3//Acta Patristica et Byzantina. Pretoria, 2005. Vol. 16. P. 54-69; Stander H. F. Chrysostom " s Interpretation of the Narrative of the Three Confessors in the Fiery Furnace//Ibid. P. 91-105; Alobaidi J. The Book of Daniel: The Comment. of R. Saadia Gaon: Ed. and Transl. Bern, 2006; Добыкин Д. Перевод кн. прор. Даниила П. А. Юнгеровым в свете достижений совр. библеистики: Канд. дис./СПбДА. СПб., 2006. Ркп. Свящ. Димитрий Юревич Свящ. Димитрий Юревич, Е. А. Агеева Иконография В мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) находится одно из ранних изображений Д. Он представлен в круглом медальоне погрудно, безбородым (?) круглолицым юношей с короткими, аккуратно уложенными темными с рыжиной кудрями, слегка закрывающими уши, в плаще, застегнутом на груди фибулой, и в 3-цветном головном уборе без полей, с высокой тульей и плоским дном; в одеждах присутствуют зеленый, голубой, лиловый, красно-коричневый и желтый цвета. В дальнейшем в иконографии Д. сохранен юный облик пророка; он изображается в характерном 2-цветном мягкой формы головном уборе, в коротком подпоясанном хитоне с сильным напуском, в узких в обтяжку штанах и в высокой обуви. Поверх хитона наброшен плащ, скрепленный на груди узлом (икона «Пророки Давид, Даниил, Соломон» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, ГТГ) или фибулой (роспись барабана собора Св. Софии в Новгороде, 1108). Иногда конец плаща переброшен через левое плечо на грудь (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода, 80-е гг. XIV в.). В русских памятниках в одежде Д. сочетались разных оттенков красный цвет с зеленым и голубым. Рукава, штаны, хитон и плащ богато украшены орнаментом (роспись барабана собора Св. Софии в Новгороде). Как правило, голова Д. изображалась в 3/4-ном повороте, правая рука - на уровне груди, в левой руке - раскрытая книга (икона из пророческого ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК) или свиток: свернутый (роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318), сложенный в форме раструба (икона из пророческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери, сер. XV в., ГРМ), развернутый вверх и вниз. Среди текстов на свитках и в книге наиболее часто встречаются следующие фрагменты: Дан 2. 34, 44, 45; 7. 9; 9. 24; 10. 16. Пророческий атрибут Д.- гора - связан с текстом из Дан. 2. 34 или 2. 45, в к-ром гора уподобляется Богоматери, а чудесным образом отделившийся от нее камень - Христу.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Те же мысли о совершенном равенстве апостольских церквей, как свидетельниц христианской истины, о непогрешимом правиле веры в общем их согласии, Тертуллиан развивает и в других местах 550 своих творений. О римском наместнике Христа Бога и князя апостолов Петра, Тертуллиан хранит глубокое молчание. По выражениям Тертуллиана «верховный священник Отчий 551 , глава Церкви 552 , глава наша 553 , священник по чину Мельхиседекову 554 , кафолический священник Отчий 555 , собственный и законный наместник (antistes) Бога, первосвященник священства необрезанного», т. е. новозаветного, есть Господь наш Иисус Христос. В одном месте Тертуллиан называет епископа верховным (summus) священником. § 51. Разбор – на основании творений св. Киприана, епископа Карфагенского Св. Киприан, по словам римских богословов, учит об апостоле Петре, что на одном Петре Господь основал Церковь свою и ему вручил для пасения овец своих 556 ; одна Церковь Христом Господом на Петре создана началом и основанием единства 557 , что Господь Петру во-первых, на котором создал Церковь и в котором начало единства установил и показал, дал власть, дабы то разрешено было на небесах, что Петр разрешит на земле 558 ; что Петру даровано первенство с тем, дабы показать единую Христову Церковь и единую кафедру 559 ; что Петра Господь избирает первого и на нем созидает Церковь свою 560 ; что Церковь – одна и на одном, который и ключи ее получил, гласом Господа основана 561 . Кафедру римскую и церковь св. отец, по словам римских богословов, называет местом Петра, начальным камнем Церкви 562 , – кафедрой Петра и церковью главенствующей, откуда единство священническое произошло 563 – единой кафедрой Петра, которую – кто оставляет – напрасно надеется принадлежать к Церкви 564 , – корнем и матерью, и главой всех церквей 565 . Римского первосвященника св. Киприан, по словам римских богословов, называет единым священником и единым судьей, Христовым наместником, единым епископом, который начальствует в Церкви, от неповиновения которому рождаются ереси и происходят расколы 566 . При разборе свидетельств, приводимых в пользу главенства из творений св. Киприана, нужно особенное внимание и строжайшая точность, чтобы войти в дух и смысл великого отца древности. Для этого – I) сначала нужно определить смысл тех мест из его творений, на которые ссылаются римские богословы в подтверждение своего учения; затем II) на основании всех творений Киприана представить последовательность его мыслей об отношении апостола Петра и римских епископов к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

а в 546 будущ век 547 пространство вечное прияти. Нежели днесь пространно мало время жити, а во 548 грядущем 549 веце в тесном аде быти. Путя 550 два Два путя еста в подсолнечней стране, има же идут в вечность христиане 551 . Един путь жизни, смерти ин зовется, добродетелми ко овей течется. Преступлением заповедей Бога прямая к смерти душевней дорога 552 . Жизни вечныя 553 той путь совершает, кто мира сего прелестей 554 гонзает. На пути смерти той есть утверженны, иже суетствы мира есть прелщенны Зри убо кождо, что в ползу избрати, жити ли вечно, или умирати 555 ? Пути три к Троице Три пути, иже к Богу провождают 556 , теми людие Троицы достизают. Первый путь сердца есть сокрушение, вторый – грехов си чисто явление Отцу духовну. без утаения. Последний путь есть доблетворения. Сими кто-либо право путми ходит, к Богу едину во Троице приходит, Милость от Него вечну получает. ибо наследник царствия бывает, И жизнь вечную приемлет на небе, сими да ищет кождо жизни себе. Пути непостижнии четыри 557 Мудростию от Бога царь преукрашенный, от царя и пророка Давида рожденный. Всех негли вещей може естества познати, обаче сих четырех 558 не може пояти. Следа 559 среде воздуха орла парящаго, и 560 пути по камени змия плежащаго. Еще 561 , стези по морю корабля пловуща, такожде 562 пути мужа, во юности 563 суща. Трудна убо суть сия. и 564 во благодати что же духовне 565 могут нам знаменовати, Амвросий 566 божественный Церкви изъявляет 567 , яко светило, умы верных просвещает. Путь, глаголя 568 , чрез 569 воздух есть вознесение Орла Христа в светлое небес селение. Путь змия по камени – Его же въстание 570 из гроба, а печати 571 нерастерзание. Путь корабля на мори есть пребывание Его 572 в мире, что в мори, и волн страдание. Путь же мужа в юности 573 – зачатие в чреве, яко безмужно в чистей воплотися Деве. Воистинну немощно всех сих разумети, мудрии немотствуют в сих, яко же дети. Нам во непостижимых довле ся дивити. сия сотворша Христа на всяк час хвалити. Путник Путник обыче три вещы хранити.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Нек-рым из А. традиция приписывает авторство древних анафор и литургий ; части отдельных анафор (напр., литургии ап. Марка) могут действительно восходить ко времени А. В institutio и intercessio почти всех анафор говорится об А.: «                  »; «                          » (анафора литургии свт. Иоанна Златоуста). В память А. на проскомидии вынимается 3-я частица девятичинной просфоры - «                                    » (чин проскомидии). Идея апостольского преемства подчеркивается в чинах хиротоний : «                                    » (Чиновник. Ч. 2. С. 21-22). О. В. Венцель, М. С. Желтов Иконография Изображения А. известны с III-IV вв. В ранний период существовало неск. типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); нек-рые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой, ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), ап. Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы к-рых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. А. стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520). В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. А.: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на о-ве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/75732.html

и пошел далее. 548 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 549 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 550 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его. 551 наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода… 552 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. 553 но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 554 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. 555 доколе есть день; 556 приходит ночь, когда никто не может делать. 557 Доколе Я в мире, Я — свет миру. 558 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 559 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, 560 что значит: «посланный». 561 Он пошел и умылся, и пришел зрячим. 562 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он рассказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. 563 Тогда сказали ему: где Он? 564 Он отвечал: не знаю. 565 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. 566 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся и вижу. 567 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. 568 не мир пришел Я принести, но меч. 569 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? 570 Он сказал им: это пророк. 571 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, 572 доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? 573

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Псалом 101 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10 . 2 . С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе». 3 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня». 4 . Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость». 5 . Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой». 6 . С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». 7 . Уподобихся неясыти 562 пустынней, бых яко нощный вран 563 на нырищи 564 . С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя 565 . Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 . Глас вопиет: возвещай! И я сказал: что буду возвещать? – всякая плоть – трава, и всякая слава человеческая – как цвет травы. 7 . Трава засохла, цвет опал. 8 . А слово Бога нашего пребывает вовеки 565 . 9 . Взойди на высокую гору, благовествующий Сиону! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму! Возвысьте, не бойтесь; скажи городам Иудиным: 10 . Вот Бог ваш! Вот Господь, Господь с силою идет, и мышца Его со властью, вот награда Его с Ним и дело Его 566 пред Ним. 11 . Как пастырь, Он будет пасти паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцев, и утешит имеющих во чреве. 12 . Кто измерил горстию воду и пядию небо и всю землю ладонью? Кто ставил на весы горы и холмы на весовые чаши? 13 . Кто познал ум Господа, и кто был советником Ему, кто бы научил Его 567 ? 14 . Или с кем Он советовался, и (тот) наставил Его? Или кто показал Ему правосудие? Или кто показал Ему путь разумения? Или кто прежде дал Ему, и за то воздано будет ему? 15 . Вот все народы, как капля из ведра, считаются как наклон 568 весов и будут считаться подобием слюны. 16 . Дубравы 569 Ливана недостаточно для сожжения 570 и всех четвероногих недостаточно для всесожжения 571 . 17 . И все народы – как ничто и за ничто считаются. 18 . Кому уподобите вы Господа и какое подобие найдете для Него? 19 . Не художник ли делает изображение, а золотильщик, расплавив золото, золотит его и делает подобием (бога)? 20 . А плотник выбирает негниющее дерево и умудряется поставить из него изображение так, чтобы оно не качалось. 21 . Не уразумели ли? Не слышали ли? Не возвещено ли вам от начала? Не уразумели ли вы (из) оснований земли? 22 . Он держит круг земли, и живущие на ней – как саранча; поставил небо, как свод, и распростер его, как шатер для жилья. 23 . Он обращает владение властелинов 572 в ничто, и землю Он делает как бы ничем. 24 . Ибо не посадят, не посеют, не утвердится в земле корень их: дунул на них ветр 573 , и они высохли, и буря, как стебли, унесет их. 25 . Итак, теперь кому Меня уподобите, и Я превознесусь? сказал Святый 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Апокалиптический образ Агнца - теперь уже Небесного - представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова . А. Б. изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5. 9), но и «сидящим на престоле» (5. 13), ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5. 12). Христос в Откровении - одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина» (5. 5), победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира (снимать семь печатей - 6. 1, 3, 5, 7, 9, 12; 8. 1), и в частности о судьбах праведных (3. 4-5) и нечестивых (6. 16-17), и вести эсхатологическую брань с силами зла (17. 14). «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно воздает «благословение и честь, и славу... во веки веков» (5. 13). Те же, к-рые пришли «от великой скорби... омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7. 14), «пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (7. 15). Для них уготован брак Агнца (19. 7, 9), на к-ром они будут прославлять его как «Господа господствующих и Царя царей» (17. 14; 19. 16), ибо Он, соделавший их «царями и священниками Богу» (5. 10), «будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7. 17), являясь для них одновременно и Агнцем, и Пастырем . Образ Агнца нашел свое отражение в литургической жизни Церкви (см. Агнец , в богослужении). Лит.: Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. К., 1908; Walther G. Jesus, das Passahlamm des Neuen Bundes. Guttenberg, 1950; Булгаков С. , прот. Агнец Божий. П., 1993. М., 2000п. М. С. Иванов Иконография Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан)

http://pravenc.ru/text/63318.html

2 ...изабудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом...— Матф. 8, 21—22. 3 Кто нарушит одну из заповедей сих малейших...— Матф. 5, 19. 4 Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза...— Матф. 7, 5 5 ...что Иисус делал и чему учил от начала.— Деян. ап. 1,1. 6 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?— Рим. 2, 21. 7 Кто из вас думает быть мудрым в веке сем...— I Коринф. 3, 18. 8 Мы безумны Христа ради.— I Коринф. 4, 10. 9 Потому что немудрое Божие премудрее человеков.— I Коринф. 1, 25. 10 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя...— Песнь пес. 4, 7. 11 Люби ближнего, как самого себя.— Лев. 19, 18; ср.: Лук. 10, 27. 12 …кто не погнушался принять облик раба во спасение раба...— ср. Филипп. 2, 6—7. 13 ...чтобы спастинекоторых.— Часть фразы из I Коринф. 9, 22. 14 Юстиниан— византийский император (527—565). 15 Святой град— Иерусалим. Автор подразумевает, по-видимому, праздник в память обретения императрицей Еленой, матерью Константина, Крестного древа. В праздник Воздвижения Креста в главном Иерусалимском храме молящимся показывали обломок Крестного древа, якобы найденный матерью императора Константина Еленой. 16 Иерихон— город в Палестине. 17 Эмеса— город в Сирии. 18 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 19 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон ( Nikwn ) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” ( nikwn ). 20 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 21 ...невидел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 22 Тыпрекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 23 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 24 Патрикий— один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий— придворный из личной охраны императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010