Тем не менее все они носят в равной мере романский отпечаток; все одинаково слились в великом единстве римской и христианской империи. Такой результат – немаловажен. Наконец можно привести еще одно соображение: политика Юстиниана – именно та, которую, быть может с несколько большим искусством, византийская империя практиковала в течение всех средних веков. Только благодаря удивительному искусству своих дипломатов, неутомимой деятельности своих миссионеров, Византия просуществовала столько веков и устояла против стольких завоевателей; благодаря тому же, она распространила свою цивилизацию по всему Востоку и оставила в истории неизгладимый след. Глава IX. Конец царствования Юстиниана Последние годы царствования Юстиниана, как это часто бывает в конце очень долгого правления, были отмечены глубоким расстройством всех отраслей государственного управления. Со старившийся, утомленный и ослабевший император – в 550 г. ему было 67 лет, а умер он на 82 году – утратил ту энергическую предприимчивость, которая прежде толкала его на завоевание Африки и Италии. Вместо прежнего императорского честолюбия, из которого исходили прежде решения, вместо любви к славе, которая влекла его и поддерживала в наиболее трудных предприятиях, государь стал относиться к делам совершенно безразлично, обнаруживая все сильнее полное равнодушие. 1982 С тех пор как в 548 г. смерть Феодоры отняла у него опору в твердой и упорной воле последней, недостатки Юстиниана стали гораздо заметнее, а его мании стали проявляться все сильнее. Он доказал это в последние годы итальянской войны своей постоянной нерешительностью 1983 и плачевной беспечностью. 1984 Вскоре он окончательно потерял интерес к военным делам, находя скучными и бесполезными те заботы о войнах, которые прежде он так любил 1985 , и вместо престижа силы, он считал теперь более удобным и искусным прибегать для обеспечения безопасности империи к дипломатической ловкости и хитростям, часто очень мелочным. Законодательная деятельность, составившая славу начала его царствования, замерла и почти прекратились; за время с 555 по 565 года едва набралось десять Новелл , тогда как прежде, от 536 до 541 г., ежегодно появлялось пятнадцать, двадцать и даже двадцать пять указов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Но трепещу я, о други мои, не они ль пострадали, Воины наши храбрейшие, в стане, встревоженном ими!” 540 Не была старцем кончена речь, как явились герои; С коней на дол соскочили, и сонм аргивян восхищенный Их привечал и руками, и сладкими окрест словами. Первый стал их расспрашивать Нестор, конник геренский: “Как, Одиссей знаменитый, великая слава ахеян, 545 Как вы коней сих добыли? Отважно ли оба проникли В войско троянское? или вам бог даровал их представший? Солнца лучам светозарным они совершенно подобны! Я завсегда обращаюсь с троянами; праздно, надеюсь, Я не стою пред судами, хотя и седой уже воин; 550 Но таких я коней не видал, не приметил доныне! Бог, без сомнения, в встречу явившийся, вам даровал их: Вас обоих одинаково любит как Зевс громовержец, Так и Зевесова дочь, светлоокая дева Паллада!” Сыну Нелея ответствовал царь Одиссей многоумный: 555 “Сын знаменитый Нелея, великая слава ахеян! Богу, когда соизволит, и лучших, чем видите, коней, Верно, легко даровать: божества беспредельно могущи! Эти ж, старец почтенный, вновь пришлые в стане троянском Кони фракийцев; у них и царя Диомед наш могучий 560 Смерти предал, и двенадцать сподвижников, всё знаменитых! Но тринадцатый нами убит, при судах, соглядатай, Коего высмотреть ночью великое воинство наше Ныне же Гектор послал и другие сановники Трои”. Так говорящий, за ров перегнал он коней звуконогих, 565 Радостно-гордый, толпой окруженный веселых данаев. Скоро герои, пришед к Диомедовой куще красивой, Коней ремнями искусно разрезанных узд привязали К конским яслям, где и другие царя Диомеда Бурные кони стояли, питаяся сладкой пшеницей. 570 Но Лаэртид на корабль доспех Долонов кровавый Взнес, пока не устроится жертва Палладе богине. Сами же тою порой, погрузившися в волны морские, Пот и прах смывали на голенях, вые и бедрах; И когда уже всё от жестокого пота морскою 575 Влагой очистили тело и сердце свое освежили, Оба еще омывались в красивоотесанных мойнах. Так омывшись они, умащенные светлым елеем, Сели с друзьями за пир; и из чаши великой Афине,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса, Полны даров: счастливых одна и несчастных другая. Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион, 530 В жизни своей переменно и горесть находит и радость; Тот же, кому он несчастных пошлет, – поношению предан; Нужда, грызущая сердце, везде по земле его гонит; Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен. Так и Пелея – дарами осыпали светлыми боги 535 С юности нежной; украшенный выше сынов земнородных Счастьем, богатством, владыка могучий мужей мирмидонских, Смертный, супругой богиню приял от руки он бессмертных. Бог и ему ниспослал злополучие: он не имеет В доме своем поколения, сына, наследника царства. 540 Сын у Пелея один, кратковечный; но я и доныне Старца его не покою; а здесь, от отчизны далеко, Здесь я в Троаде сижу и тебя и твоих огорчаю. Сам ты, о старец, мы слышали, здесь благоденствовал прежде. Сколько народов вмещали обитель Макарова, Лесбос , 545 Фригия, край плодоносный, а здесь – Геллеспонт бесконечный: Ты среди всех, говорят, и богатством блистал и сынами. Но, как беду на тебя ниспослали небесные боги, Около Трои твоей неумолкная брань и убийство. Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной: 550 Ты ничего не успеешь, о сыне печаляся; плачем Мертвого ты не подымешь, но горе свое лишь умножишь!” Сыну Пелея ответствовал старец Приам боговидный: “Нет, не сяду я, Зевсов любимец, доколе мой Гектор В куще лежит, погребенью не преданный! Дай же скорее, 555 Дай сим очам его видеть! а сам ты прими искупленье: Мы принесли драгоценное. О, насладись им, и счастлив В край возвратися родимый, когда ты еще позволяешь Старцу мне бедному жить и солнца сияние видеть!” Грозно взглянув на него, говорил Ахиллес быстроногий: 560 “Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида. Чувствую, что и тебя (от меня ты, Приам, не сокроешь) Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским; 565 Нет, не осмелился б смертный, и младостью пылкой цветущий,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Под Логосом Филон разумеет вообще существо, посредствующее между Богом и миром. В священных книгах Ветхого Завета такими посредниками служат личные существа: эти книги говорят об ангелах – исполнителях воли Божией; в них есть, кроме того, учение о Божественной Премудрости, посредствующей между Богом и миром. Отсюда Логос изображается у Филона, прежде всего, как Личный Посредник между Богом и миром, стоящий выше ангелов и обладающий свойствами Божественной Премудрости ветхозаветных книг. Что Он есть существо личное, видно из приписываемых Ему названий: так, Он именуется Вторым Богом 549 , первым из ангелов или Архангелом (причём под ангелами в таких случаях разумеются существа личные 550 . Первосвященником, молящимся за мир 551 , Наместником и Посланником Бога 552 , Истолкователем Его воли и т. п. 553 Но описывая детальнее деятельность Логоса, как Посредника между Богом и миром, Филон обращается к философии Платона и стоиков, усваивая философские взгляды не без ущерба тому, что им взято из учения Откровенного. Так, называя Логоса – Начальником ангелов, Филон, и последним прилагает имя – λγοι 554 . Но как этих ангелов он отожествляет с идеями Платона 555 , так и Логос называется у него универсальной идеей, которой Бог запечатлел мир, разумной идеей, по которой создан и микрокосм, т. е. человек 556 , умственным миром или миром идей 557 , идеей идей 558 . Человек, как обладающий разумом, среди других существ по преимуществу носит в себе печать Логоса: он родствен в своём разуме Божественному Разуму 559 по образу Коего он и создан 560 и образом Коего, поэтому, является 561 . Чрез отожествление идей Платона с ангелами у Филона утрачивается чистота платоновского взгляда на идеи: они являются уже не стоящими вдали от мира типами вещей, но действующими в мире силами, приводя в порядок неупорядоченную материю и на каждой вещи напечатлевая свою печать 562 . Но вместе с тем утрачивается и чистота библейского учения об ангелах как существах личных, раз они отожествляются с идеями, существующими в Уме Божественном. Отсюда для Филона делается лёгким переход к стоическому учению о Логосе. Ангелы – идеи обозначаются как безличные силы Божества, действующие в мире 563 и объединяются в Логосе, как общей космической силе. Логос является душой мира, силой, движущею им из внутри, связью всех вещей 564 , мирообразующей силой (λγος σπερματικς) 565 , вечным законом, действия которого простираются от одного конца мира до другого 566 и который повелевает, что должно делать и запрещает недолжное 567 . В человеческом разуме общемировой закон является законом природы человеческой – физической и духовной. Как каждый город имеет свои установления, так и весь мир, так и каждый человек. Этот божественный закон и установление, в согласии с которым вещи приспособлены друг к другу, есть правый разум ( λγος ρϑς) 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Прежде всего, апостол указывает христианам на будущее пришествие Христа. 28. И так 548 (Рус.), дети, пребывайте в Нём 549 , в Иисусе Христе, Сыне Божьем, чтобы, если 550 Он явится (откроется, – предполагается: чего мы ожидаем) 551 , чтобы нам, в общении с Ним, иметь дерзновение (ср. 3:21; 4:17; 5:14; Еф. 3:12 ; 1Тим. 3:13 ), уверенность в спасении, и не быть со стыдом удалёнными от Него 552 в пришествие Его 553 . Далее апостол говорит, что христиане, творящие правду, суть рождённые от Бога, дети Божьи, которые узрят Бога. 29. Если вы знаете (ср. 2:27), обращается апостол к христианскому сознанию читателей, что Бог праведен, всегда верен и праведен в своих отношениях к человеку, как Он открыл Себя во Христе и в деле искупления, всегда делает то, что сообразно с Его существом, которое есть свет и любовь, то вы знаете 554 , что и всякий, кто творит правду (ср. 1:6: творит истину), осуществляет её и на словах и на деле, рождён от него 555 . 3:1 Видите, – с особенной живостью речи и ударением апостол останавливает внимание читателей на величии этого блага, – какую ( Лк. 1:29 о качестве, Мф. 8:27 о количестве) любовь даровал 556 нам 557 Отец наш ( πατρ); чтобы 558 мы наречены были чадами Божьими (Ср. Мф. 5:9 ; 559 и есьмы 560 . Поэтому (и) мир (ср. 2:15; 3:10: дети дьявола) не знает нас 561 , потому что он не познал 562 Его, как Он открыл Себя в Сыне. 2. Возлюбленные! обращается далее апостол к читателям в сознании общего с ними богосыновства, и говорит уже прямо о блаженном будущем христиан: Мы теперь дети Божьи; и ещё не открылось, что мы будем в откровение славы чад Божиих? Знаем 563 что если (ср. 1:28) откроется 564 то, чем мы будем, наша слава чад Божиих, мы будем подобны Ему, детьми Божиими, по нравственной чистоте своего существа и блаженству подобными Богу, потому что увидим Его, как Он есть (ср. 1Кор. 13:12 ) 565 . Сказав о будущей нашей славе, апостол далее с этой точки зрения даёт наставления о наших обязанностях в настоящем. 3. И всякий, имеющий сию надежду на Него (Бога), – обращается апостол опять к наставлениям (см. 2:28), – как рождённый от Бога, очищает себя 566 от всякой нравственной нечистоты, как 567 (Слав. якоже) Он (κενος), Господь И. Христос чист, в общении с Которым откроется и наша будущая слава.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Слезы твои ничему не помогут: а лучше подумай, 545 Как бы тебе самому возвратиться скорее в отчизну. Или застанешь его ты живого, иль будет Орестом Он уж убит; ты тогда подоспеешь к его погребенью”. Так он сказал, ободрился мой дух, и могучее снова Сердце мое, несмотря на великую скорбь, оживилось. 550 Голос возвысив, я бросил Протею крылатое слово: “Знаю теперь о двоих; объяви же, кто третий, который, Морем объятый, живой, говоришь ты, в неволе крушится? Или уж нет и его? Сколь ни горько, но слушать готов я”. Так я Протея спросил, и, ответствуя, так мне сказал он: 555 “Это Лаэртов божественный сын, обладатель Итаки. Видел его я на острове, льющего слезы обильно В светлом жилище Калипсо, богини богинь, произвольно Им овладевшей; и путь для него уничтожен возвратный: Нет корабля, ни людей мореходных, с которыми мог бы 560 Он безопасно пройти по хребту многоводного моря. Но для тебя, Менелай, приготовили боги иное: Ты не умрешь и не встретишь судьбы в многоконном Аргосе; Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь Послан богами – туда, где живет Радамант златовласый 565 (Где пробегают светло беспечальные дни человека, Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает; Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным), Ибо супруг ты Елены и зять громовержца Зевеса”. 570 Так он сказав, погрузился в морское глубокое лоно. Я же с друзьями отважными вновь к кораблям возвратился, Многими, сердце мое волновавшими, мыслями полный; К морю пришед и к моим кораблям, на вечернюю пищу Собрал людей я; божественно-темная ночь наступила; 575 Все мы заснули под говором волн, ударяющих в берег. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос; Сдвинули с берега мы корабли на священное море; Мачты подняв и развив паруса, на судах собралися Все мореходные люди и, севши у весел на лавках, 580 Разом могучими веслами вспенили темные воды. Снова направил к бегущему с неба потоку Египту Я корабли и успешно на бреге его совершил гекатомбу; После ж, когда примирил я богов, совершив гекатомбу,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

   внушая тебе убеждение, что ты с легкостью обладаешь теми качествами, которых на самом деле не имеешь.    Но допустим, что это не так; но как ты сможешь избежать     550    того, чтобы не выглядеть сразу и учеником, и учителем    (то есть не «точить точащего», подобно клыкам свиней),    хотя должно научать законам, прежде тщательно изучив их.    До какой же степени все перепуталось!    На каком основании наше учение оказывается столь дешевым?     555    Нет ни одного кулачного бойца, который прежде не научился бы    обороняться и выбирать удобную позицию,    ни бегуна, который не упражнялся бы в беге.    Кто, будучи в здравом рассудке, в один и тот же день стал бы вырезать флейту,    учиться флейте и в игре на ней соревноваться?     560    Слыхано ли было когда-либо о каком-нибудь искусном художнике,    который бы не смешивал множество видов красок?    Кто ораторствовал или же исцелял недуги    прежде нежели изучил искусство произнесения речей или характер болезней?    Сколь малого бы стоили искусства,     565    если, только захотев, можно было бы тотчас овладеть ими!    Но довольно всего лишь приказа, и предстоятель    в один миг оказывается полным совершенством!    Это тот самый случай, когда говорят: «Сказано — сделано».    Христос приказывает, и тварь — тут как тут!     570    Впрочем, об этом молчу. Но как же ты можешь, взирая сверху вниз    на того, кто остается служителем Божиим,    раздуваться от спеси и стремиться к власти престола,    вместо того, чтобы, пребывая на нем, содрогаться и трепетать    от мысли, что ты пасешь волов, которые лучше своего волопаса?     575    Рассмотри это вот каким способом, — если у тебя есть время хотя бы бросить на это взгляд:    этот человек спал на земле и пропитался пылью,    изнурял плоть в бдениях,    псалмопениях и денно-нощном (молитвенном) стоянии,    изгоняя свой ум от праха к горнему     580    (в самом деле, зачем нужно нести во гроб весь свой прах    и быть для червей более обильной пищей,    которая их рождает и рождающихся питает?),

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

Странник молящий не менее брата родного любезен Всякому, кто одарен от богов не безжалостным сердцем. Ты же теперь, ничего не скрывая, ответствуй на то мне, Гость наш, о чем я тебя вопрошу: откровенность похвальна. 550 Имя скажи мне, каким и отец твой, и мать, и другие В граде твоем и отечестве милом тебя величают. Между живущих людей безыменным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, Имя свое от родителей в сладостный дар получает; 555 Землю, и град, и народ свой потом назови, чтоб согласно С волей твоей и корабль наш свое направление выбрал; Кормщик не правит в морях кораблем феакийским; руля мы, Нужного каждому судну, на наших судах не имеем; Сами они понимают своих корабельщиков мысли; 560 Сами находят они и жилища людей, и поля их Тучнообильные; быстро они все моря обтекают, Мглой и туманом одетые; нет никогда им боязни Вред на волнах претерпеть иль от бури в пучине погибнуть. Вот что, однако, в ребячестве я от отца Навсифоя 565 Слышал: не раз говорил он, что бог Посейдон недоволен Нами за то, что развозим мы всех по морям безопасно. Некогда, он утверждал, феакийский корабль, проводивший Странника в землю его, возвращался морем туманным, Будет разбит Посейдоном, который высокой горою 570 Град наш задвинет. Исполнит ли то Посейдон земледержец Иль не исполнит – пусть будет по воле великого бога! Ты же скажи откровенно, чтоб мог я всю истину ведать, Где по морям ты скитался? Каких человеков ты земли Видел? Светлонаселенные их города опиши нам: 575 Были ль меж ними свирепые, дикие, чуждые правды? Были ль благие для странника, чтущие волю бессмертных? Также скажи, отчего ты так плачешь? Зачем так печально Слушаешь повесть о битвах данаев, о Трое погибшей? Им для того ниспослали и смерть, и погибельный жребий 580 Боги, чтоб славною песнею были они для потомков. Ты же, конечно, утратил родного у стен илионских, Милого зятя иль тестя, которые нашему сердцу Самые близкие после возлюбленных сродников кровных? Или товарища нежноприветного, кроткого сердцем,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

XIII Тем временем сенат, справившись, что им еще не сделано назначения о подписи регламента архиереями, Архимандритами и игуменами епархий: Казанской, Вятской, Астраханской, Тобольской, Холмогорской, Устюжской и Воронежской 549 , 12 августа определил: когда вызванные уже в Москву духовные лица подпишут регламент, тогда Давыдову ехать в епархии, прежде всего к архиерею Казанскому, к которому прибудет и Вятский с Архимандритами и игуменами на 1 октября неотложно, затем в Симбирск, куда должен прибыть Астраханский Архиерей с духовенством, на 15 октября, после того в Устюг – на 1 ноября, где будет и Холмогорский Архиерей, а затем вернуться в Петербург. Но этот приговор не был исполнен; указов по нему посылать не велено 550 . А через два дня состоялся другой приговор: если Черниговский и Переяславский архиереи с Архимандритами и игуменами, а также Киевопечерский Архимандрит еще не выехали в Москву, то Киевский генерал–губернатор должен немедленно выслать их туда, и как они прибудут и подпишутся, то Давыдов поедет «как поскорее» в Казан, где будут архиереи Астраханский и Вятский с духовенством, оттуда на Вологду, куда соберутся архиереи Холмогорский и Устюжский, а затем должен объявиться в сенате в Петербурге непременно к декабрю 1720 года 551 . Получив сенатский указ 552 , Киевский губернатор, князь Голицын 6 сентября доносил, что из Киева уже выехали и будут в Москве на 25 сентября 553 . Не получая почему–то от Давыдова на этот раз в срок известий, сенат, не зная еще о прибытии Киевского духовенства и не зная, будет ли оно, послал курьера в Москву с приказанием Давыдову самому ехать в Киев в случае неявки Киевлян 561 , потом опять, все еще не имея от Давыдова известий, послал сам курьера за ними 562 . Дело объяснилось. Давыдову путь лежал в Казань. Сенат 1 сентября постановил, чтобы с Давыдовым ехал в Казань и далее и Антоний 563 . Антония перспектива такой поездки обеспокоила. Он не медля обратился с просьбою освободить его от этого поручения, ссылаясь на многосложность своих занятий в Москве 564 , и, желая добиться непременно успеха, особым письмом просил помощи относительно своей просьбы у Архимандрита Феодосия 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не деревню покупаешь, сокровище обретаешь. 550 Не держи сто рублей, держи сто друзей! Не держи глаз на чужой квас; пораньше вставай да свой затирай! Не дивно полететь, да было бы где сесть. Не дивно тать, дивно блудник. Не дивно тому, что вошь в пироге бывает. 555 Не для зятя собаки, для милого дитяти. Не для чего жениться, только с людьми расплатиться. Не добро брать серебро, а дела делать свинцовые. Не до барыша, была бы слава хороша. Недобрые слова, как с гуся вода. 560 Не до дела, когда свинья щелок пролила. Не до дружка, а до своего брюшка. Не догадывайся дурмом, а умом! Не доглядишь оком, заплатишь боком. Не до жиру, быть бы живу. 565 Недозрелый умок, что весенний ледок. Недолго думал, да хорошо молвил. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Не до поросят, когда матку палят. Не дорога гостьба, а дорога дружба. 570 Не дорога камочка, дорог узор. Не дорога людьня, дорога обида. Не дорога песня, дорог устав. Не дорого ничто, дорого вежество. Не дорог виноград терской, дорог хлеб деревенской, немного укусишь, полон рот нажуешь. 575 Не дорог (твой) подарок, дорога любовь. Недосол на столе, а пересол на спине. Не досталось свинье на небо смотреть. Недостойного для богатства не хвали! Не друг, кто в худе потакает; а друг, кто правду изрекает. 580 Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным! Не думал, ни гадал, как в беду попал. Не дурак, Божиею милостию, а родом так. Не душа лжет, а мошна. Не душой худ, а просто плут. 585 Не делает платье монахом. Не делай милости злодею, чтоб после милостью твоею не сел он другому на шею! 590 Не делай добра смерду, не люби его жены! Не дело бабе пьяной коров доить. Неделя в неделю, жди четверга! Неделя середой крепка, а жизнь половиной. 595 Не жаль молодца ни бита, ни ранена, жаль молодца похмельного. Не жалуй меня капралом; не тронь моей жены! Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет! Не жалей тещина добра, колупай масло шилом до дна! Не ждет Мартын чужих полтин, стоит Мартын за свой алтын. 600 Не желай за женою богатства, а желай постоянства!

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010