Гвинедд (Gwynedd) — одна из исторических провинций на севере Уэльса, первое валлийское королевство. Согласно традиции, народ Кунеды мигрировал из северной Британии в северо-западный Уэльс, чтобы изгнать ирландцев, занявших эти земли. После смерти Кунеды Гвинедд был разделен между его сыновьями. Наследники Кунеды правили как короли, и Гвинедд был королевством. 25 Гильдас (Gildas) — британский историк и монах, писавший в эпоху короля Артура, около 550 года, основатель монастыря в Бретани, известного как монастырь святого Гильдаса де Руйса (St. Gildasde Rhuys), и один из немногих авторов построманского периода истории Британии. Гильдас также — главный источник истории независимой Британии примерно век спустя после английского вторжения. Единственная его работа, которой мы обладаем — “Разруше­ние и завоевание Британии”. Согласно Гильдасу, его современники были великими грешниками и уже ужасно пострадали в прошлом. Период после ухода римлян, как он говорит, был периодом процветания, который бритты проводили в разврате. По Гильдасу, в то время Британия управлялась неким “гордым тираном”, который совершил фатальную ошибку, пригласив саксонских наемников для защиты острова от пиктов и других саксов. Наемники в итоге восстали, опустошив остров. Только благодаря упорным усилиям Амброзия Аврелиана, человека королевской крови, и других неназванных вождей саксы были разбиты. Но бритты ничему не научились и провели это благодарное время, вернувшись к греховной жизни. По большей части это не история. Это проповедь. Досточтимый Беда позже писал свою историю, используя работу Гильдаса. 26 Святитель Самсон, епископ Долский (Samson of Dol) родился в знатной валлийской семье. Еще в детстве был посвящен родителями Богу. Стал отшельником и учеником святого Ильтуда. Как и многие другие кельтские монахи, Самсон прославился как великий миссионер. Однажды его посещает некий “вы­дающийся ирландец”, только что вернувшийся из странствования, и Самсон отправляется с ним в миссионерское путешествие по Ирландии. Во время его пребывания там ему дарят “ирландскую колесницу”, разновидность телеги, в которой он мог везти свои ученые книги. Эта телега с книгами — “ирланд­с­кая колесница” — сопровождала его везде во время путешествия. Позже Самсон был посвящен святым Дэвригом в епископы города Дол (Англия). Скончался около 565 г. День памяти 28 июля.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

базиликах К. алтарной апсиды стала важнейшим архитектурным и смысловым элементом. Как правило, в их мозаичном декоре представлены ключевые изображения христ. иконографии, напр.: в базилике Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) - Иисус Христос на троне в окружении апостолов, выше - Крест и символы евангелистов; в ц. святых Космы и Дамиана в Риме (526-530) - Христос Вседержитель, парящий на облаках; в базилике мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) - «Преображение Господне», обрамленное фризом из медальонов с ликами святых. Одно из ранних изображений Пресв. Богородицы представлено в К. ц. Панагии Ангелоктисты в Кити (на Кипре) (2-я пол.- кон. VI в.). В К. могли также изображать святого, к-рому посвящен храм: сщмч. Аполлинарий в окружении агнцев, над ним в небесном сиянии - Крест, к-рому поклоняются 2 ангела, представлен в ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (ок. 549); мц. Агния с предстоящими ей папами Римскими Гонорием и Симмахом - в ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура («за стенами») в Риме (625-638). Вид на апсиды собора Св. Софии в Стамбуле Вид на апсиды собора Св. Софии в Стамбуле С развитием купольной архитектуры в Византии семантическое значение К. отходит на 2-й план, уступая место куполу как наиболее важному архитектурному и символическому элементу церковного здания. В выстроенном архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл соборе Св. Софии в К-поле (532-537) была применена система из 2 больших полукуполов, или К., поддерживающих купол, и ряда малых К., завершающих полукруглые колонные экседры. При этом в куполе и в К. сделаны окна, что требовало точного расчета конструкции и мастерства создателей. Визант. писатель Прокопий Кесарийский сравнивает купол собора Св. Софии в К-поле с «золотым полушарием, спущенным с неба», а К. (или полукупол) - с серпом луны (полумесяцем) ( Прокопий Кесарийский. 1962. Гл. 1. Ст. 33, 46). В византийской церковной архитектуре и декоре в связи с переходом символического центра к куполу меняется состав изображений в К. В средневизант.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

" Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст.Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVIIЭnucmoляphoe наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.Хотя в них описываются постигшие его бедствия, однако не обнаруживается не только ненависти к врагам и обидчикам, но и признака жалобы. Болезни, страдания, голод и холод, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, нисколько не ослабляют его веры в Промысл Божий и не делают его недостойным священного сана. Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. Житие святой Олимпиады Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Достохвальная Олимпиада " , как именует ее в своем " Лавсаике " Палладий, епископ Еленопольский и защитник святителя Иоанна Златоуста от нападавших на него врагов [ 1 ], происходила из знатного рода Константинополя - столицы Византийской империи. Отец ее был сенатором, мать - дочерью префекта претории. В юные годы она была обручена с префектом столицы. Святитель Григорий Богослов († 389), приглашенный на брак, попросил извинения, что не может присутствовать на семейном торжестве, и обратился к молодой супруге с " отеческим советом " , который сам назвал " добрым подарком " [ 2 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. По Епифанию, А. П. совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного м., причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в зап. землях, А. П. двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 др. учениками проповедовал в синагоге, к-рую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда А. П. пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с ап. Иоанном (о связи А. П. с Иоанном свидетельствуют древние памятники, напр. канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, А. П. отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии А. П. со спутниками проходил через Эдессу, где оставил ап. Фаддея , в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там ап. Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с др. своим спутником, ап. Симоном Кананитом . Через Зихию, где А. П. едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители к-рого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога , а оттуда через Халкидон (где был поставлен еп. Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, А. П. направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греч. часть жития с обращения апостолом Максимиллы , жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла , за что А. П. был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части «Деяний Андрея», упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов).

http://pravenc.ru/text/115300.html

Об этом дают наглядное представление изображения на ампулах — серебряных флаконах VI в., сохранившихся в Менце близ Милана и Боббио и служащих образцами христианских евлогий, предназначенных для паломников. Один из таких Евангельских циклов представлен, например, в мозаиках второй четверти VI в. базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Празднование Преображения устанавливается на Востоке с VI в. Но уже в сооружённой императором Юстинианом церкви Богоматери в монастыре святой Екатерины на Синае около 550–565 гг. была выполнена апсидальная мозаика с изображением этого Евангельского события, композиция которой в значительной мере предопределила развитие иконографии данного сюжета в византийском искусстве 22 . Христос представлен в светлых одеждах с золотыми клавами, в голубом ореоле, между стоящими в рост Илией и Моисеем, а внизу — объятые страхом трое Апостолов, выразительно жестикулирующие. Экспрессия композиции сбли­жает её с произведениями сиро-палестинского круга. В выработке образного языка были использованы и античные способы выражения, теперь наполненные новым содержанием в соответствии с требованиями христианского вероучения. Точно так же отличаются от обнаруженных в Фаюме позднеантичных портретов 23 выполненные тоже в энкаустической технике христианские иконы VI–VII вв., сохранившиеся преимущественно в монастыре святой Екатерины на Синае 24 . Одни из этих икон и сегодня находятся там же, а другие в XIX в. вывезены епископом Порфирием Успенским в Россию и ныне хранятся в Киеве 25 . Если современные исследователи оценивают эти образцы главным образом с точки зрения художественных достоинств или эстетической ценности, то в церковной среде всегда большее значение придавалось вероучительной стороне образа. Поэтому антикизирующие изображения встречали неоднозначное к себе отношение. Синайские иконы заслуживают внимания прежде всего как моленный образ доиконоборческого периода с присущей ему художественной характеристикой, по крайней мере распространяющейся на элитарные произведения 26 .

http://pravmir.ru/hristianskaya-ikonogra...

Церковь мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в К-поле. XII в. Церковь мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в К-поле. XII в. Идея собора Св. Софии повлияла на сложение типа большой многокупольной базилики, где многократно повторено перекрытое К. квадратное пространство. Грандиозная ц. св. Апостолов в К-поле (536-550, разрушена в 1461) имела план в виде греч. креста из 5 квадратных купольных ячеек. Еще более крупная базилика - св. Иоанна Богослова в Эфесе (565, сохр. руины) - имела план в форме лат. креста и 6 К. Продолжала развиваться и простая купольная базилика (ц. Св. Ирины в К-поле, 532, перестроена в 564 и 740; зап. овальный глухой К. добавлен при перестройке в 740; храм «В» в Филиппах, Македония, VI в.). Однако в этом архитектурном типе появляются 2 новшества: К. сдвигается к центру среднего нефа (ц. Пресв. Богородицы в Эфесе, VI в.; храм в Каср-ибн-Вардане в Сирии, 564), а к северу и югу от К. возникают подпружные арки, придающие пространству крестообразность (ц. Св. Ирины, ц. св. Тита в Гортине, кон. VI в.). Т. о., зарождался тип крестово-купольного храма, к-рый, по мнению А. И. Комеча ( Комеч. 1987. С. 10-30), стал доминирующим к VIII-IX вв. (ц. свт. Николая в Мирах Ликийских, храм Успения Пресв. Богородицы в Никее (не сохр.), ц. Св. Софии в Фессалонике, все - ок. VIII в.). Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг. Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг. Средне- и поздневизант. архитектура пошла по пути уменьшения размеров зданий и К. Если в эпоху Юстиниана К. плоские и большие, то в X-XV вв. они значительно меньше и поставлены на высокий цилиндрический или граненый световой барабан с арочными окнами. Посводное сфероидное их покрытие делается из черепицы. Таковы К. в крестово-купольных постройках типа «храма на 4 колонках», к-рые не могли нести значительной нагрузки, и диаметр их определялся размером колонн, нередко вторично использованных (Мирелейон, 920; сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса, 907-908; храмы монастыря Пантократор, 1118-1136, все - в К-поле; центрические церкви Спасителя и св. Апостолов в Афинах, обе - ок. 1000). Немного больше размеры К. в храмах на 4 столбах: «с трехсторонним обходом» (Гюль-джами в К-поле, XII в.) или типа «компактно вписанного креста» (церковь монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, XII в.).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Гродненское губернское правление, с прописанием рапорта Слонимского земского исправника, отнеслось в оную консисторию, касательно содействия духовенства по устройству Греко-униатских церквей, и таковое же отношение последовало ко мне от Гродненского гражданского губернатора. Предлагаю консистории и с моей стороны распорядиться по означенному отношению Гродненского губернского правления, чтобы благочинные и приходское духовенство употребили зависящие от них средства убеждения и наставления к скорейшему и приличнейшему устройству состоящих в их ведении церквей. Впрочем, я уведомил Гродненского губернатора, что Греко-униатские церкви в истекшие четыре года приведены в надлежащее устройство старанием и усердием духовенства, во сколько это зависело от ограниченных его средств; остальное за тем устройство и починки церквей, требующие издержек, превышающих возможность духовенства и прихожан, отнесено к местным владельцам, кои зависят от влияния гражданского начальства, а не Греко-униатского духовенства. Литовской Греко-униатской консистории, от 5 октября за 550, об отказе неблагонадёжному священнику Савашкевичу в возвращении его к Жидомлянскому приходу На прошении отрешенного от Жидомлянской церкви священника Иоанна Савашкевича, о разрешении его от запрещения и возвращении к приходу, – собственною его преосвященства рукою записано: Имеет консистория объявить просителю, что всякий священник, который утверждает, будто ему не позволяет совесть выполнять распоряжения своего начальства, не может иметь доверенности, а, следовательно, и приходского места от того начальства. Литовской Греко-униатской коллегии, от 10 октября за 565, о присоединении к Православию Греко-униатских прихожан, бывших при Телеханской каплице Предлагаю к сведению коллегии, что Минской губернии Пинского уезда из числа Греко-униатских прихожан, считавшихся при Телеханской Латинской каплице, а ныне распределенных к соседним Греко-униатским церквам, 64 мужеского и 131 женского пола присоединились к Православной Греко-российской Церкви, и за сим исключены из Греко-униатского ведомства. Литовской Греко-униатской консистории, от 11 октября за 568, о вызове в Жировицы священников Малинской церкви Львовича и Сущинского для удостоверения об их благонадёжности

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

545 При этом слово («мастер») понимается как существительное, означающее «закрытие», причём у пророка оно имеет здесь абстрактный смысл и означает «предмет для закрытия нами своего лица» – т.е. человек, при встрече с которым мы закрываем своё лицо в знак отвращения (см. там же, с. 639). 550 Подробно о теме искупления Слугой Ягве человеческого греха и взаимосвязи греха и страдания см.: Орфанитский И. А. Пророчество Исаии..., с. 643–645. 553 Столбец 44, строка 10, слово 4. К следующему и последнему слову той же строки добавлен союз «и» ( ): «и мучим за беззакония наши», «и наказание мира нашего...». 555 Для обозначения юридического наказания обычно используются древнееврейские слова и , а также некоторые другие. 564 Abbegg М. G. The Messian at Qumran: дге We Still Seeing Double?//Dead Sea discoveries, 1995, vol. 2, p. 139. 565 Этой точки зрения придерживается и Мартин Аббегг, подробную аргументацию которого см. в Abbegg М. G. The Messiah at Qumran. p. 138–139. 566 Гафтара (мн. ч. гафтарот) – чтение из пророческой книги, которое следует в синагогиальном богослужении после чтения из Пятикнижия. Гафтарот читаются по субботним, постным и праздничным дням. Хотя традиция чтения фрагментов из пророческих книг восходит ещё ко времени до рождества Христова (упоминания об этом обычае в новозаветных писаниях усматривают в Лк. 4:17 и Деян. 13:15 ) и возникла, вероятно, как следствие полемики с самаритянами, отвергавшими пророческие книги, современная система гафтарот сложилась после начала II века по Р.Х. В ней только две пророческие книги прочитываются полностью – Авдия и Ионы: фрагменты из остальных выбираются так, чтобы соответствовать смыслу празднуемого события. Подробнее см.: Rabinowitz L. I. Haftarah/Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition Version 1.0, 1997. 575 Муретов М Д. Раб Божий, с. 368. И. А. Орфанитский считает, что александрийские иудеи времени Оригена , как и он сам, плохо знали еврейский язык. Существование же в древности варианта, закреплённого масоретской редакцией ( , «ламо») видно из кодексов Феодотиона и Симмаха и перевода блаж. Иеронима. Поэтому переводчики LXX могли руководствоваться контекстом 11-го стиха ( Орфанитский И. А. Пророчество Исаии..., с. 664).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

1988. P. 49). Прор. Иоиль. Икона из иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. Ок. 1654 г. (ЯИАМЗ) Прор. Иоиль. Икона из иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. Ок. 1654 г. (ЯИАМЗ) Один из самых ранних образов И. сохранился в мозаиках кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565): погрудно, средовек с закрывающими уши короткими темными вьющимися волосами, с узкой полоской усов и бороды. В созданном в 586 г. в монастыре св. Иоанна в Бет-Загбе близ Апамеи (Сирия) Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 5r) имеется полнофигурное изображение И. в белых одеждах, со свернутым свитком в руке; он и прор. Осия представлены по сторонам от таблицы канонов, над сценой «Брак в Кане Галилейской». В полный рост, с недлинными седыми волосами и бородой, держащим в левой руке свернутый свиток, а правой его благословляющим И. изображен на миниатюре сир. Библии кон. VI - нач. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 175v). К кон. VII - нач. VIII (?) в. исследователи относят ростовое изображение И. на небольшой резной плакетке из Лувра сиро-палестинского происхождения, где он представлен на фоне городских стен в хитоне и гиматии, с кудрявыми волосами и короткой клинообразной бородой, в движении, с указующей вверх правой рукой и свитком с греч. текстом в левой. Изображение И. с развернутым свитком, на к-ром написаны слова из Иоил 2. 15, есть в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Ambros. E49-50inf. Pag. 37), созданной в 1-й пол. IX в., вероятно, в одном из греч. мон-рей Рима. В рукописи IX в. «Sacra Parallela» (Paris. gr. 923) 4 образа И. в медальонах (Fols. 63v, 225r, 229r, 232r); в них он неизменно предстает молодым, с темной бородой или безбородым. В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 68v) И. изображен в числе других пророков, чьи пророчества, по мнению автора, подтверждают его видение мироустройства. И. представлен в полный рост, благословляющим книгу, которую держит в левой руке. Прор. Иоиль.

http://pravenc.ru/text/578234.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010