Скурат Константин Ефимович Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Нынешняя церковь Санти Апостоли была построена в третьей четверти 6 века нашей эры. Представление о том, что базилика, построенная папой Юлием (337 – 353 гг.) недалеко от Форума Траяна, может быть определена как прямая предшественница базилики Санти-Апостоли, недавно подверглась сомнению. Однако есть исторические (но не археологические) свидетельства того, что новая церковь, посвященная свв. апостолам Филиппу и Иакову, действительно была построена примерно на том же месте, что и базилика, построенная папой Юлием, и что она приняла на себя роль епископской церкви. Надпись, которая теперь встроена в вестибюль церкви, вводит в заблуждение, поскольку утверждает, что церковь была основана императором Константином в честь Двенадцати апостолов. Но эта надпись гораздо более позднего времени: эпиграфические данные указывают на 14 век, а посвящение всем Двенадцати апостолам является анахронизмом. Подобное не практиковалось до 10 века. Титулярная церковь в Риме под названием «Titulus Apostolorum» появилась в списке папского синода в 499 г. Но обозначения титулов римских церквей в то время часто весьма отличаются от их имен, которые использовались позже. И в случае церкви «Titulus Apostolorum» можно с уверенностью идентифицировать ее как нынешняя Сан-Пьетро ин Винколи. Соответственно, нет никаких оснований сомневаться в том, что нынешняя церковь, записанная в Liber Pontificalis, была основана Папой Пелагием I (556–561 гг.) и завершена Папой Иоанном III (561–574 гг.), который освятил церковь 1 мая 565 г. Она получила название «Basilica apostolorum Philippi et Iacobi». Древнее предание, записанное летописцем 15 века Волатеррано, утверждала, что церковь была построена в ознаменование победы византийского полководцаа Нарсеса, который победил остготов и восстановил контроль над всей Италией, включая Рим, в 550–553 годах. Столь поздняя традиция может не вызывать доверия сама по себе, но некоторые исторические факты указывают на возможность того, что Нарсес действительно был связан со строительством церкви. В 554 году Нарсес провел официальное триумфальное шествие в Риме, и в последующие годы он, как известно, участвовал в различных реставрационных работах в городе от имени византийского императора Юстиниана. Не исключено, что он также поддерживал строительство церкви апостолов Филиппа и Иакова, поскольку папа Пелагий, как известно, был в очень дружеских отношениях с византийским военачальником. Нарсес, похоже, жил в Риме в период строительства церкви.

http://drevo-info.ru/news/26578.html

Важную информацию по истории епархии М. дает редкий сохранившийся источник - акты церковного Собора в М., проходившего 17 июня 550 г., к-рые дошли до нас в составе корпуса документов Вселенского V Собора 553 г. (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 115-130; ДВС. Т. 3. С. 382-393). Собор был созван по требованию имп. Юстиниана I (527-565) и посвящен разбору и осуждению еретических мнений в сочинениях Феодора Мопсуестийского. В Соборе принимали участие 9 епископов из митрополии Киликии Второй, в т. ч. еп. Косма из М.; председательствовал митр. Иоанн Аназарвский. На Соборе присутствовали имп. комит Марфаний, а также несколько др. придворных, которые, по-видимому, строго контролировали весь ход заседаний. Кроме того, в соборных документах представлен диптих для поминовения имен епископов, живших в М. IV - 1-й пол. VI в. В диптихе названы епископы Протоген, Зосим, Олимпий, Кирилл, Фома, Вассиан, Иоанн, Авксентий, Палатин, Иаков, Зосим, Феодор, Симеон. Их именами участники Собора клялись в своей верности правосл. вероучению, но о большинстве из этих иерархов ничего более не известно. Из диптиха предварительно были исключены имена епископов, ранее осужденных или низложенных за ереси либо подозревавшихся в них (АСО. Т. 4. Vol. 1. Р. 121-122; ДВС. Т. 3. С. 385). О церковной истории М. последующих столетий средневековья и Нового времени сведения крайне отрывочны. В визант. источниках имена правосл. епископов М. после VI в. почти не известны. Во 2-й пол. X в. церковная кафедра М. получила статус митрополии. С началом арабских завоеваний в 637 г. М. была впервые разграблена арабами, после чего имп. Ираклий приказал срыть стены города, чтобы не дать завоевателям возможность использовать его как базу в Киликии. В течение неск. десятилетий во 2-й пол. VII в. М. была почти полностью покинута жителями. Новые городские стены были выстроены арабами в 703 г. В 965 г. М. и Тарс захватила визант. армия под командованием имп. Иоанна I Цимисхия ; по его приказу городские ворота были отвезены в К-поль и показаны народу во время триумфа. Восстановленное визант. правление в М. продержалось чуть более столетия.

http://pravenc.ru/text/2564148.html

А. Ю. Никифорова Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ) Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи. Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре . В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. 20). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г. Об-во древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. (под 16 дек.); Bardtke H.//LCI. Bd. 1. Sp. 80-81.

http://pravenc.ru/text/63282.html

Соединение церковных правил и законов гражданских в одном сборнике указывало на равномерное значение их в церковной практике 5 . Иоанн Антиохийский, прозванный Схоластиком (exordine scholasticorum), жил во времена Юстиниана, во времена, отличительным характером которых была разработка законов, составление их и изучение. До принятия священного сана Иоанн Схоластик был адвокатом в своем отечественном городе Антиохии и поверенным по делам антиохийской Церкви в Константинополе, или апокрисиарием, т.е. юрисконсультом – должность свидетельствующая о его юридических знаниях, – потом пресвитером в Антиохии, и наконец константинопольским патриархом. Умер он в 578 году. Будучи еще пресвитером Антиохии (между 540–550 6 –557 7 годами), он составил свод канонов под заглавием: Συναγωγ τν καννων ες ν (50) ττλους διρημνη 8 , в состав коего вошли правила первых четырех вселенских соборов и 6-ти поместных (Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского, Антиохийского, Гангрского, Лаодикийского). Во главе сборника помещены 85-ть Апостольских правил, а в конце 68-мь правил св. Василия Великого , извлеченных из его посланий. Не наблюдая в своем сборнике хронологического порядка, Иоанн более заботился о его системе, совокупляя в нем правила по сходству их содержания. Цель такового издания, как объясняет ее сам Схоластик в предисловии 9 к своему сборнику, заключалась в том, чтобы облегчить посредством систематического сочетания сходных по содержанию правил разновременных соборов употребление их в практике. Для этого весь состав правил он разделил на 50 отделении, или титулов (ττλος), – из которых каждое имеет особое надписание, обозначающее его содержание, и под ним излагается самый текст апостольских и соборных правил, относящихся к означенному предмету 10 . Вскоре после смерти Юстиниана между 565–578 годами Иоанн, тогда уже константинопольский патриарх, в дополнение к сборнику церковных правил, с целью облегчения познания и употребления гражданских законов по делам церковным, составил еще другое собрание постановлений, касающихся Церкви – из права гражданского; именно в своем «Collectio LXXXVII capitulorum» он сделал свод законов из Юстиниановых новелл, определяющих гражданские права, обязанности и преимущества духовенства и монашества, церквей, монастырей и друг, богоугодных заведений, – разделив их по предметам содержания на главы 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Димитрия в Фессалонике крайние нефы огибают трансепт и апсиду, формируя крестообразный периметр внешних стен. 4 т. н. купольные базилики, созданные в разных областях Г., представляют варианты ранних крестово-купольных композиций. Первой в этом ряду, возможно, была базилика В в Филиппах (ок. 550), к-рая, согласно реконструкции, имела купол над квадратным перекрестием центрального нефа и трансепта, примыкающего к апсиде. От арок купольного квадрата отходили своды 3 рукавов, хотя западный мог перекрываться и крестовым сводом. Боковые нефы присутствуют только по сторонам этого рукава. Богатый декор храма, типы капителей и характер их орнаментов сближают постройку со столичными храмами эпохи имп. Юстиниана I (527-565). Церковь Богородицы Экатондапилиани (стовратной) на о-ве Парос. VI в. Церковь Богородицы Экатондапилиани (стовратной) на о-ве Парос. VI в. В большой ц. Богородицы Экатондапилиани (Стовратной) на о-ве Парос купольный квадрат с каменными столбами расположен в центре храма. Отходящие от него поперечные рукава, к-рые гораздо короче продольных, огибаются 2-ярусным обходом, являющимся продолжением боковых нефов и галерей зап. стороны постройки. Вост. рукав почти целиком занимает алтарное пространство с сохранившимся киворием над престолом, а в полукруглой апсиде устроен многоступенчатый синтрон. В целом пространственное решение храма имеет нек-рое сходство с ц. ап. Иоанна в Эфесе и, возможно, с ц. св. Апостолов в К-поле. Но в отличие от столичных юстиниановских храмов и от привычной греч. традиции этого периода 2-ярусный ордер в нижней зоне представляет аркаду, а в верхней - строечно-балочную структуру. Аналогичным 2-ярусным ордером реконструируется зап. сторона ц. ап. Тита в Гортине на Крите (VI-VII вв.). Особенностью ее композиции является развитие пространства поперечных сводчатых рукавов экседрами, благодаря чему памятник сближается с арм. крестово-купольными триконхами Двина и Талина (VII в.). По сторонам от алтаря ц. ап. Тита, имеющего форму трифолия, расположены пастофории, почти квадратные в плане, с полукруглыми апсидами во всю их вост.

http://pravenc.ru/text/166461.html

538 Здесь должно заметить, что тот же прот. Копаевич в 1866 г. о том же духовенстве Лепельского уезда делает, как увидим далее, совсем иной отзыв. 550 Многократно случалось, что преосвящ. Лужинский, в воскресные и праздничные дни отправляясь из загородной дачи в город на служение, брал с собою племянницу Терезу Глазко и, подъехавши к кафедр. Собору, сам останавливается здесь, а ее в той же карете отправлял далее, к костелу. 552 См в Памятной кн. Витебск, губ. на 1865 г. статью иером. Сергия: «Витебский Марков Св. Троицкий мужеский монастырь». Статья эта в распространенным виде перепечатана в Полоцких Епархиальных Ведомостях 1887 г. 561 В Полоцк. Еп. Вед. 1885 г., 8 и сл., помещена статья: «Древности Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке». 562 Преподобная, скончалась в Иерусалиме 23 Мая 1170 г., мощи ее почивают в Киевопечерской лавре. 563 Католический орден, члены которого, кроме обычных монашеских обетов, принимают на себя обязанность дарового воспитания детей в строго-католическом духе. Основан в начале XVII в. испанским дворянином Казаланцей. В Австро-Венгрии и Польше пиаристы до сих имеют множество школ. 564 В мир Елисавета Ивановна, вдова генерала. Об избрании и назначении ее игумению Полоцкого монастыря см. письма Митр. Филарета к игумении Спаси-Бородинского монастыря Марии Тучковой – в Чт. Общ.Люб.Дух.Просвещ. 1868 г., V., матер., стр.101–107., 139 и сл. 565 Скудость монастыря простиралась до того, что у него не было средств разобрать существовавший на монастырской земле каменный столб – памятник столетнего пребывания в Полоцке иезуитов, на что потребно было не более 10 рублей; о сем доносить мне в сентябре 1866 г. Благочинный монастырей. 566 Об этом предмете происходила в 1858 г. между К. С. Сербиновичем и преосвящ. Василием горячая конфиденциальная переписка. 567 К сожалению о. Одинцов не очень долго послужил на пользу Спасской обители. Он умер 5-го июля 1874 г., на 63 г. от рождения. 568 Кроме денежных приношений архиепископ Василий привез из Москвы и Петербурга очень много разных священных сосудов и церковных серебряных утварей. Деньги – все, или нет, он употребил на монастырские и училищные постройки, но серебряные вещи оставил у себя, неизвестно, для какого употребления. Бывший эконом архиерейского дома архим. Тихон собственными очами видел у преосвященного большой сундук, наполненный церковными утварями, о чем не раз и мне говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

13 Святитель Евтихий, патриарх Константинопольский (512–582, годы патриаршества 552–565, 577–582), родился в местечке Сион, во Фракии; начинал священническое служение в Амасийской метрополии. Как представитель епископа Амасийского был послан на V Вселенский Собор. С 550 г. был принят в кругу Юстиниана, который заметил исключительные способности будущего Святителя в богословских работах и полемике против “Трех глав”. Был избран патриархом Константинопольским после смерти патриарха Мины в 552 г. С императором Юстинианом сохранял хорошие отношения до его смерти. Согласно житию Святителя, составленному Евстратием, а также некоторым другим текстам, удаление святителя Евтихия из Константинополя последовало за его отказом принять указ Юстиниана в защиту афтартодокетизма. Однако Евагрий Схоластик ясно указывает, что удаление святителя Евтихия произошло до составления указа (в последнее время выдвигаются мнения, что такого указа вообще не было). Евстратий приводит несколько несущественных обвинений против святителя Евтихия и полагает, что император был введен в заблуждение относительно его виновности. После удаления из Константинополя Святитель жил в монастыре в Амасии. Император Юстин II снова призвал святителя Евтихия на патриаршество в 577 году. К последнему периоду жизни святителя Евтихия относится его спор со святителем Григорием, упоминающийся у Беды. Сохранились немногие из сочинений святителя Евтихия: послание папе Вигилию в материалах V Вселенского Собора, отрывки сочинения о Евхаристии. Сочинение о воскресении плоти утеряно, поэтому неясно, насколько святитель Евтихий находился под влиянием Оригена , подчеркивая разницу между воскресшей и земной плотью. Погибли также его сочинения против афтартодокетов и монофизитской вставки в “Трисвятое”: “Распныйся за ны”. Память 6/19 апреля. 14 Беда, говоря о вере – fides – равно употребляет эпитеты camholica «соборная» и orthodoxa «православная». 15 Тиверий II Константин (578–582), византийский император. Прославился как хороший полководец, великодушный и просвещенный правитель, терпимый в религиозном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Знаменитыми монашескими островами Уэльса были также Барри-Айленд (святой Баррук, † 600) и Калдей (святые Дубриций и Самсон – † 565). Они также перебирались на полуостров Корнуолл (юго-запад Британии). Здесь монашествовали мученики Фингар и Фиала († 455), святые Пиран, Кеу, Морвенна и Мабин († 500), Эндельон (Эндельена) и Кейна († 505), Клетер († 550). Святые подвижники и аскеты также отправлялись в область под названием Девон; там подвизались святые Нектан († 510), Румон и Браннок († 525), Петрок и Аустелл († 564); в Сомерсете подвижничали святые Конгар († 520), Каранток († 600), Декуман († 706), на острове Силли – святой Элидий († 620). Они достигли Нормандских островов, как святые Бранваладер, бывший король († 560), и Маглорий с острова Сарк († 757); перебирались на полуостров Бретань (современная Франция), как святые Мавес († 480), Корентин († 490), Бриок († 510), Армел († 552), Туди и Тудвалл († 560), уже упомянутые нами Самсон Дольский, Павлин, а также Будок († 585), Меван († 617) и знаменитый святой Мало († 640). Эти святые подвижники оживили искры веры, теплившиеся еще со времен римского «имперского Православия вилл», о котором помнили некоторые бритты. Ирландские и уэльсские святые распространили веру по всему западу, перебираясь из одного места этого кельтского мира в другое, обмениваясь духовным опытом, передавая благочестие. Их монашеское Православие имело успех, потому что было укоренено в культуре, то есть воспринималось местным населением как свое, а не как чуждое римское колониальное «Православие вилл». Ирландцы и валлийцы знали латынь, они имели знания о вере и традициях Римской Церкви V века; и у них была монашеская традиция, принесенная из Египта – напрямую или опосредованно, через Галлию. Так что только именно при таком духовном прорыве могла осуществиться миссия святого Колумбы из Ирландии на остров Айона в 563 году, а затем дальше, укрепив Православие в северной, западной и центральной Шотландии и на всех западных островах, распространившись с Айоны на Линдисфарн и северную Англию.

http://pravoslavie.ru/53219.html

стороны, они не ориентировались на строго халкидонские формулировки свт. Льва I Великого и его рим. последователей и поддерживали стремление визант. императоров достичь компромисса с монофизитами путем антинесторианской интерпретации вероопределений IV Вселенского Собора; 3) в отличие от грекоязычных вост. богословов, никогда не проявлявших значительного интереса к пелагианству, латиноязычные скифские монахи разделяли учение блж. Августина о благодати и считали пелагианство, сторонники которого оставались в Западной Церкви, крайне опасной ересью, поэтому при составлении корпуса антипелагианские трактаты М. М. были сохранены в его составе. Включение в корпус антиоригенистского текста и текстов, связанных со спором о «Трех Главах», является свидетельством идейной близости скифских монахов к имп. св. Юстиниану I (527-565). Содержание сборника позволяет отнести его составление ко времени правления имп. Юстиниана и приблизительно датировать его периодом между 530 и 550 гг. (см.: Ibid. P. VII-IX; Konoppa. 2005. S. 62-75). С т. зр. входящих в него текстов корпус может быть условно разделен на 3 части. Небольшую 1-ю часть образует антиоригенистское письмо Анастасия I , еп. Римского (399-401), Иоанну II, еп. Иерусалимскому (386/87-417); в письме содержится негативная оценка переводческой деятельности Руфина Аквилейского (IV-V вв.), способствовавшего распространению мнений Оригена в латиноязычной среде. К письму приложены 12 анафематизмов, озаглавленных «О вере» (De fide), в к-рых осуждаются богословские мнения Оригена; предположительно, они были составлены блж. Иеронимом (см.: Konoppa. 2005. S. 62-63). Причиной включения этих текстов в корпус могло быть отождествление составителем Руфина Аквилейского с упоминаемым М. М. Руфином Сирийцем; в этом случае целью составителя было подчеркнуть родство несторианства, пелагианства и оригенизма. В качестве 2-й части выделяются антипелагианские и антинесторианские сочинения и переводы М. М. В 3-ю часть входят тексты и лат. переводы, не принадлежащие М.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010