в соблазн. И в том я соглашусь с тобой, что добрая слава делает благодать более действенной. Все поражены тобой, и не касается тебя хула. Сразу после Илии – ты, если сказать торжественно. Но почему ты восседаешь так высоко, если ты неискушен и невежествен 545. в том, чем ревностно занимаются и к чему стремятся многие? [Я разумею добродетели, причем] я бы удивился, если бы это было предметом и твоих желаний, поскольку гордыня не позволяет тебе овладеть [ими], внушая тебе убеждение, что ты с легкостью обладаешь теми качествами, которых на самом деле не имеешь. Но допустим, что это не так; но как ты сможешь избежать 550. того, чтобы не выглядеть сразу и учеником, и учителем (то есть не «точить точащего», подобно клыкам свиней), хотя должно научать законам, прежде тщательно изучив их. До какой же степени все перепуталось! На каком основании наше учение оказывается столь дешевым? 555. Нет ни одного кулачного бойца, который прежде не научился бы обороняться и выбирать удобную позицию, ни бегуна, который не упражнялся бы в беге. Кто, будучи в здравом рассудке, в один и тот же день стал бы вырезать флейту, учиться флейте и в игре на ней соревноваться? 560. Слыхано ли было когдалибо о какомнибудь искусном художнике, который бы не смешивал множество видов красок? Кто ораторствовал или же исцелял недуги прежде нежели изучил искусство произнесения речей или характер болезней? Сколь малого бы стоили искусства, 565. если, только захотев, можно было бы тотчас овладеть ими! Но довольно всего лишь приказа, и предстоятель в один миг оказывается полным совершенством! Это тот самый случай, когда говорят: «Сказано – сделано». Христос приказывает, и тварь – тут как тут! 570. Впрочем, об этом молчу. Но как же ты можешь, взирая сверху вниз на того, кто остается служителем Божиим, раздуваться от спеси и стремиться к власти престола, вместо того, чтобы, пребывая на нем, содрогаться и трепетать от мысли, что ты пасешь волов, которые лучше своего волопаса? 575. Рассмотри это вот каким способом, – если у тебя есть

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

С горя не убиться, что лихой озлится. С гуся вода, а с меня молодца небылые слова. С добрыми дружися, а лукавых берегися! С добрыми делами, хоть вон ногами. 550 С добрым другом и прожиток после будет не в убыток. С добрым думцею князь высока стола додумается, а с лихим думцею и малого стола лишен будет. С долею в лес и по грибы ходить. С другом дружись, а сам не плошись! С другом знаться, не редьку есть. 555 С дураком, и нашед, не разделишь. С дураком пива не сваришь. С жиру собаки бесятся. С именем ребенок, а без имени чертенок. С камнем на шее концы спрятал в воду. 560 С косым не толкуй о кривом! С кем мир, да лад, тот и брат. С кем побранюсь, с тем и помирюсь. С кем поведешься, тем и прослывешь. С кем хочешь знаться, надо наперед сказаться. 565 С людьми браниться, никуда не годится. С людьми мирись, а с грехами бранись! С милой супругой любовь да приятство утешнее богатства. С милым годок покажется за часок. С миру по нитке — голому рубаха. 570 С моей руки хоть куль муки. Смолоду охотою, а под старость перхотою. Смолоду прорешка, а под старость дыра. С недруга хоть шапка долой! С немецкой стати на дурацкую руку. 575 С огнем шутить не надо. С одного вола по две кожи не дерут. С одного мешка брать два умолота. С отказной Бог ни к кому не приходил. С охоту живота не наживешь. 580 С подьячим водиться, камень за пазухой держать. С поклону голова не болит. С попами пирог да шаньга , с господами батог да палка. С похмелья да с голоду разломило буйную голову. С пьяным побранюсь, а с трезвым помирюсь. 585 С радости кудри вьются, с печали секутся. С разговоров сыт не будешь. С родительской земли, умри, да не сходи! С рожи болван, а во всем есть талан. С русином говори, а за пазухой камень держи! 590 С сильным не борись, а с богатым не тяжись! С таким барышом находишься нагишом. С одну сторону черемис, а с другую берегись! С соком пирожок матка бережет. С судьею не спорь и с тюрьмою не вздорь! 595 С сыном бранись, на печь ложись, а с зятем бранись, за скобку берись! С твоих угроз велик я взрос.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

В ранних жизнеописаниях М. упоминается о его путешествии на Восток, по-видимому в Палестину. В историографии сложилось представление о том, что на Востоке М. изучал греч. язык, богословие и философию. Из сообщения Григория Турского известно, что еще до отъезда в Галлецию (ныне Галисия) М. был рукоположен во пресвитера, однако вопрос о том, принял ли он тогда же монашеский постриг, остается открытым. В наст. время на основе анализа сочинений и переводов М. некоторые ученые подвергают сомнению его непосредственное знакомство с традициями вост. монашества. Кроме того, ряд исследователей считают уровень владения М. греч. языком довольно низким и ставят под вопрос вероятность палестинского (и в целом византийского) образования М., а также самого путешествия на Восток (см.: Esp í rito Santo. 2007. P. 270). Согласно Венанцию Фортунату, М. прибыл, «как утверждают» (ut perhibent), «из страны римлян» (e parte Quiritis) ( Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae. 21). На этом основании было выдвинуто предположение, что М. проходил обучение в Риме (см.: Ribeiro Soares. 1963). Согласно традиц. т. зр., после путешествия по Палестине М., вероятно, вновь посетил Паннонию, а затем прибыл в Галлию, где познакомился с Венанцием Фортунатом. Ок. 550 г. самостоятельно или в составе некой миссии М. отправился морским путем в королевство свевов, к-рое в кон. V-VI в. находилось в достаточно устойчивых взаимоотношениях с меровингской Галлией (об этом, а также о предпосылках обращения свевов в Православие подробнее см.: Violante Branco. 1999. P. 64-78). Ряд исследователей выдвигают предположение, согласно к-рому во времена М. в Паннонии продолжали жить свевы, сохранившие культурные связи с Пиренейским п-овом. Благодаря этому М. мог владеть к.-л. из герм. языков, что якобы определило выбор региона для проповеди, однако данная гипотеза едва ли может быть подтверждена источниками. Высказывались также предположения о том, что инициатором миссии М. мог быть либо визант. имп. Юстиниан I (527-565), стремившийся усилить политическое влияние Византии на Пиренейском п-ове ( Š a š el. 1978), либо папа Римский Вигилий (537-555), целью к-рого было распространение правосл. веры на территории Испании ( Ribeiro Soares. 1963).

http://pravenc.ru/text/2562412.html

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Щит и шелом; и над ним душеснедная смерть распростерлась. 545 Несторов сын, обращенного тылом Фоона приметив, Прянул и ранил убийственно: жилу рассек совершенно, С правого бока хребта непрерывно идущую к вые, Всю совершенно рассек; зашатавшися, навзничь на землю Пал он, дрожащие руки к любезным друзьям простирая. 550 Несторов сын наскочил и срывал доспехи с троянца, Вкруг озираясь; его же трояне, кругом обступивши, В щит легкометный, широкий кололи кругом, но напрасно; Медью жестокой ниже не коснулися к белому телу Славного внука Нелеева: бог Посейдаон могущий 555 Сам охранял Несторида везде и под тучею копий: Ибо вдали от врагов не стоял он, меж ними носился; В длани его не покоился дрот, трепетал беспрестанно, К бою колеблемый; он беспрестанно намечивал острым, Или на дальнего ринуть, или на близкого грянуть. 560 Скоро его Адамас, намечавшегось дротом, приметил, Азиев сын, и, к нему устремившися, острою медью Грянул в средину щита; но ее острие обессилил, В жизни героя врагу отказав, Посейдон черновласый: И копья половина, как кол обожженный, осталась 565 В круге щита, половина тупая упала на землю. Бросился к сонму друзей Адамас, избегая от смерти. Быстро его Мерион и настиг, и сверкающим дротом Между стыдом и пупом ударил бегущего, в место, Где наиболее рана мучительна смертным несчастным: 570 Так он его поразил; и на дрот он упавши, вкруг меди Бился, как вол несмиренный, которого пастыри мужи, Как ни упорен он, силой связавши арканом, уводят, — Так он, проколотый, бился в крови; но не долго: немедля Храбрый к нему Мерион приступил, копие роковое 575 Вырвал из тела, и смертный мрак осенил ему очи. Тут Гелен Деипира фракийского саблей огромной Резко в висок поразил, и шелом с него сбил коневласый. Сбитый, на землю он пал; и какой-то его аргивянин, Между толпою бойцов под ногами крутящийся, поднял; 580 Очи вождя Деипира глубокая ночь осенила. Жалость взяла Менелая, отважного в битвах Атрида; Выступил он, угрожая ударом Гелену герою, Острым копьем потрясая; Гелен же изладился луком.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

В город все не укроются, с поля бегущие: близок Грозный Пелид, их гонящий! Приходит нам тяжкая гибель. Но, как скоро вбегут и в стенах успокоятся рати, 535 Вновь затворите ворота и плотные створы заприте. Я трепещу, чтобы муж сей погибельный в град не ворвался!” Рек он, – и стражи, отдвинув запор, распахнули ворота. Многим они, растворенные, свет даровали; навстречу Вылетел Феб, чтоб от Трои сынов отразить истребленье. 540 Рати ж троянские к городу прямо, к твердыне высокой, Жаждой палимые, прахом покрытые, с бранного поля Мчалися; бурно их гнал он копьем; непрестанно в нем сердце Страшным пылало свирепством, неистово славы алкал он. Взяли б в сей день аргивяне высоковоротную Трою, 545 Если бы Феб Аполлон не воздвигнул Агенора мужа, Ветвь Антенора сановника, славного, сильного в битвах. Феб ему сердце наполнил отвагой и сам недалеко Стал, чтоб над мужем удерживать руки тяжелые Смерти, К дереву буку склонясь и покрывшися облаком темным. 550 Тот же, как скоро увидел рушителя стен Ахиллеса, Стал; но не раз у него колебалось тревожное сердце. Тяжко вздохнув, говорил он с своей благородной душою: “Горе мне! ежели я, оробев, пред ужасным Пелидом В бег обращусь, как бегут и другие, смятенные страхом, — 555 Быстрый догонит меня и главу, как у робкого, снимет! Если же сих, по долине бегущих, преследовать дам я Сыну Пелея, а сам одинокий в сторону града Брошусь бежать по Илийскому полю, пока не достигну Иды лесистых вершин и в кустарнике частом не скроюсь? 560 Там я, как вечер наступит, в потоке омоюсь от пота И, освежася, под сумраком вновь в Илион возвращуся. Но не напрасно ль ты, сердце, в подобных волнуешься думах? Если меня вдалеке он от города, в поле увидит? Если, ударясь в погоню, меня быстроногий нагонит? 565 О! не избыть мне тогда от сурового рока и смерти! Сей человек несравненно могучее всех человеков! Если ж ему самому перед градом я противостану?.. Тело его, как и всех, проницаемо острою медью; Та ж и одна в нем душа, и от смертных зовется он смертным, 570 Но Кронид лишь ему и победу и славу дарует!”

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

54 При изложении библейско-святоотеческого учения о сущности экстатического состояния мы пользовались преимущественно, кроме Zalin‘a, вышеуказанным сочинением проф. С.М. Зарина, именно VI-м пунктом III главы 2 кн. 1-го тома, стр. 460–468, где особенно ценными являются примечания-отрывки из святоотеческих творений в подлиннике, как и прочие примечания этого капитального труда о сущности православно-христианского аскетизма. 55 В творениях преп. Симеона можно указать много отрывков, в которых содержится описание религиозного экстаза; но особенно обильный материал для этого находим мы в его Divinorum amorum liber: это сочинение сплошь представляет собою, собственно говоря, дневник великого экстатика-христианина. В частности, в нём можно указать следующие места, характеризующие, гл. обр., три основные признака религиозного места: отрешение от мира 519 ВС; описание экстаза вообще 520 А-С: описание экстаза, как всецелого единения с Господом; 526 В – D: созерцание Бога, восхождение на небо и отрешённость от тела; описание всех моментов экстаза 535 В – D; сосредоточенность и антиципация будущего состояния 543 С; лишение чувства и единение с Богом 545 D-546 А; неизреченность – 549 А; 550 B – D; 551 В – С и 552 В; сознательность при неизречённости-555 В и 558 В; восхищение надо все , единение с Богом, отрешённость от тела 565 АВ; также 595 А. 57 См. Tendances religieuse chez les mystiques chretieus, Revue philosoph. 1902, LIV, pp. 460–468. Ср. также „Вопросы философу и психологии» кн. 75-я, 1904 г., отчёт о статье Brenier de Montorand. L‘erotomanie des mystiques chretiens, стр. 746. 58 Также указание на связь экстаза с половой сферой мы находим у г. Коновалова, в его книге „Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Часть 1, вып.1: Физические явления в картине сектантского экстаза. Сергиев Посад, 1908 г.», стр., 72 примечание l-e и стр. 115–116, примечание 2-е: «возбуждение полового инстинкта в связи с религиозной экзальтацией и вообще с молитвенным подвигом – общеизвестный факт, но до сих пор не достаточно разъяснённый“.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

547 То есть в свадебных увеселениях. Фесценнинами назывались собственно свадебные песни, большей частью неприличного характера. 548 Здесь указывается на известное сказание об Эриде (Eris), богине раздора, которая в отмщение за то, что не была приглашена на свадьбу Пелея и Фетиды, на которой присутствовали все боги и богини, бросила перед Юноной, Минервой и Венерой золотое яблоко и этим вызвала ссору между ними, имевшую пагубные последствия для троянцев. 550 То есть шумящим (от Βρμος – шум). Так называется Либер (Вакх, или Дионис) от шумного веселья его празднеств. 551 Здесь указывается на жезл Меркурия (Гермеса) как глашатая или герольда, обвитый двумя змеями. 552 В Риме муж и отец женщины, виновной в нарушении супружеской верности и пойманной на месте преступления, имели право убить ее; такому же наказанию мог подвергнуться виновный мужчина. Август в значительной степени ограничил это право мести. Константин установил смертную казнь как наказание за прелюбодеяние, допустив лишь в некоторых случаях изгнание. 553 Линкей, сын Афарея, один из аргонавтов, славившийся необычайной остротой зрения, вошедшей в пословицу. 554 Здесь указывается на связь Юпитера (Зевса) в виде быка с Европой, дочерью финикийского царя Агенора, и в виде лебедя – с Ледой, снесшей яйцо, из которого родились близнецы Кастор и Полидевк (Диоскуры); из того же или из другого яйца, происшедшего от такого же рода связи, родилась, по некоторым сказаниям, также Елена. 555 Это название Венеры объясняется тем, что она вышла из морских волн на острове Киферу (при входе в Лаконский залив), который сделался одним из главных мест культа ее. 562 3десь указывается на двусмысленные ответы Дельфийского оракула Крезу о будущих результатах войны его с персами: «Крез, перешедши Галис, ниспровергнет огромную силу войск» (Hdt. I, 65) и Пирру об исходе войны его с римлянами: «Dico te, Pyrrhe, vincere posse romanos» (Aug. De civ. Dei III, 17). 565 По Клименту (Protr. 47), палладий (изображение Афины Паллады, или Минервы) был сделан из костей Пелопа.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сиянья благодати, мол, превыше есть И всей присущей сущности энергии, Поскольку выше тварного нетварное. 550 Когда ты мыслишь, говоришь и пишешь так, Ты ничего не открываешь нового. А Палама – защитник славной истины, И путеводец наш во богословии, Считаешь ты, принес догматы новые, 555 С отеческим ученьем несогласное? Не знаю, как ты не стыдишься слов своих, И не боишься со своей софистикой Подвергнуться святому правосудию. Ведь тот, кто на путях своих столь дерзостен, 560 Не может исцелиться словом истины, Но подлежит жестоким наказаниям, Что вразумляют дерзость нечестивую. Но если скажешь, что в своих писаниях Являет Палама призванье Божие, 565 И светит благодать в его учении, И в нем не может быть противоречия, Поскольку в нем – лишь верное учение, Вновь будешь другом и единоверцем нам. Как бредней беззаконного Евномия 194 , И темноты Фотинова учения 195 , 570 И нечестивой ереси Евсевия 196 , И гностиков безумья многословного, Евтихия 197 безумия злосчастного, Катаров 198 устроения нечистого – Так Акиндина избегай опасного 199 , 575 Который бредням Варлаама следует. Отвергни их, как гибель и нечестие, Чуму, огонь, проклятье, грязь духовную, Пучину зла, ехидну душетленную, 580 Нечестие, вражду на благочестие. Ищи святых учений постижения, Душевной чистоты и жизни в Господе, Тогда и причастишься ты сияния, О коем мудрый Палама поведал нам, 585 Он Божья длань 200 , что к небу вознесет тебя, Мой друг, и славы ты достигнешь Божией. II. Его же Прочел ты наши ямбы стихотворные, В которых Акиндин опровергается, Насколько сил хватило нам составить их. В размере сем безмерно богохульствует Опасный Акиндин, стихов приятностью 5 Пытаясь приукрасить тьму нечестия: И вновь мы обличаем заблуждение, И говорим в стихах об Акиндине мы, Ведь он прибавил к прежним мерзость новую. Пусть даже не во всем достигнем цели мы – 10 Ты знаешь хорошо причину этого, Поскольку ведаешь его обычаи. Поэтому, добыв его писания, Пришли мне их, и поскорей, пожалуйста: Хотелось бы мне с текстом познакомиться 201 , 15

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

545 Злобясь мою, мне отдавшую в стане аргивян доспехи Сына Пелеева. Лучшему между вождей повелела Дать их Фетида; судили трояне; их суд им Афина Тайно внушила… Зачем, о, зачем одержал я победу, Мужа такого низведшую в недра земные? Погиб он, 550 Бодрый Аякс, и лица красотою, и подвигов славой После великого сына Пелеева всех превзошедший. Голос возвысив, ему я сказал миротворное слово: “Сын Теламонов, Аякс знаменитый, не должен ты, мертвый, Доле со мной враждовать, сокрушаясь о гибельных, взятых 555 Мною оружиях; ими данаям жестокое боги Зло приключили: ты, наша твердыня, погиб; о тебе мы Все, как о сыне могучем Пелея, всечасно крушились, Раннюю смерть поминая твою; в ней никто не виновен, Кроме Зевеса, постигшего рать копьеносных данаев 560 Страшной бедою; тебя он судьбине безвременно предал. Но подойди же, Аякс; на мгновенье беседой с тобою Дай насладиться мне; гнев изгони из великого сердца”. Так я сказал; не ответствовал он; за другими тенями Мрачно пошел; напоследок сокрылся в глубоком Эребе. 565 Может быть, стал бы и гневный со мной говорить он иль я с ним, Если б меня не стремило желание милого сердца Души других знаменитых умерших увидеть. И скоро В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса; Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он, 570 Сидя; они же его приговора, кто сидя, кто стоя, Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида. После Миноса явилась гигантская тень Ориона; Гнал по широкому Асфодилонскому лугу зверей он – Их же своею железной ничем не крушимой дубиной 575 Некогда сам он убил на горах неприступно-пустынных. Тития также увидел я, сына прославленной Геи; Девять заняв десятин под огромное тело, недвижим Там он лежал; по бокам же сидели два коршуна, рвали Печень его и терзали когтями утробу. И руки 580 Тщетно на них подымал он. Латону, супругу Зевеса, Шедшую к Пифию, он осрамил на лугу Панопейском. Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью: В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010