548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ДЕТИ. Почему дети бессловесных скорее выходят из состояния незрелости, нежели дети человека? III, 141, 145. От чего у добрых родителей бывают худые дети, и наоборот? 374, 375, 379–382. Побуждения к попечению о детях. 140, 141, 566–569. Смотр. Воспитание. Е ЕВАНГЕЛИЕ – не рассказывает бесполезных повестей. I, 302. Сила оного во все времена. II, 371. Сила чтений Евангельских. III, 59. Их должно слушать благоговейно. 127. ЕВСЕВИЙ. Свидетельство его о том, что древние христиане верили силе молитвы за усопших. II, 304, 305. ЕВХАРИСТИЯ. Смотр. Причащение. ЕЗЕКИЯ. Пример его поучителен для претерпевающих бедствия. II, 531, 535. ЕЛИССЕЙ чем исправил воды иерихонские? II, 135. Чудодейственная сила в костях его. 179. ЕПИСКОП. ЕПИСКОПСКИЙ. Начало служения епископского. III, 544, 545. Обязанности сего служения. 550, 551. Важность оного. 543. Посещать Епископу епархиальные церкви есть обычай времен апостольских. 505. Что знаменует посвящение в сан епископский во время Трисвятой песни? 565. Для чего поставляемый в Епископа читает исповедание веры? 561, 565. Что знаменует его коленопреклонение во время посвящения, и для чего он покрывается Евангелием? 565. Знаменование облачения епископского. 556. Объяснение знаменования священных принадлежностей, употребляемых при епископском служении. 563, 564. Знаменование епископского жезла. 547, 552, 555, 564. Ж ЖЕЛАНИЕ. Важность его относительно к делу. II, 440. Желания и мысли в области духа тο же, что действия и слова в области чувств. 253. Чем измеряется достоинство желаний человеческих? III, 184, 185. Какое лучшее желание христианина? 185 и слд. Несовершенство и неправильность желаний человеческих. 184, 185, 205. Виды их. 205. Что означает, если человек на земле изъявляет другому желание блага? 183, 184. Уместно ли изъявление такого желания на небе? 183, 184. ЖЕРТВА. Что были жертвы ветхозаветные в отношении к молитве? II, 157. Виды духовных жертв христианина. 61, 62, 310 и след. Всякий христианин может и должен приносить Богу жертвы. 314. Когда бывает он жертвою Божиею? 60, 61. Что значит приносить тело свое в жертву Богу? 59. Применение жертвоприношения ветхозаветного к духовной жертве христианина. 61, 62. Побуждения к духовному жертвоприношению. 64. Свойства жертвы христианина. 57, 58. Когда она бывает жертвою? 62.– Нечистою? 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наконец, часов около двух показался и самый остров. На нем нахо­дится русский маяк; а при маяке несколько моряков – сто­рожей. Доступ к скалистому острову очень труден, почему обитатели его видят людей только два или три раза в году, когда моряки из Одессы привозят к ним провизию и осведомляются об их житье-бытье. Маяк хорош и вечером виден издалека. Остров Фидонис мне почему-то представился чем-то вроде рая, куда и попасть трудно и где не имеется поводов ко греху. Оче­видно, мысль искала пищи, но такой пищи не было. 31-го июля в 5 часов утра «Аргонавт» достиг уже Одесского порта и бросил якорь. В семь часов я был уже в самом городе. Одессы я не люблю. Разве можно находить что-либо приятное в шахматной доске? А Одесса с ее прямолинейными улицами, симметрическими пере­крестками и однообразием зданий всегда напоминала мне шахматную доску. Но на этот раз я с удовольствием смотрел на Одессу. Ведь, здесь начинается тот рай, в котором мы живем, но которому не знаем цены – начинается Россия. В Одессе я пробыл четыре дня, вен­тилируя свои легкие здешним приморским, сравнительно с Константинопольским, – чистым воздухом, укрепляя свои нервы, начавшие было приходит в раздражение, морским купаньем (которое в Константинополе было очень плохо), поездками по окрестностям (правда, не за­мечательным), прогулками по тенистому приморскому буль­вару и новому парку (Александровскому), украшенному только – что поставленным памятником величайшему из русских государей – Александру II-мy – Освободителю. На четвертый день моего пребывания в Одессе я услы­шал, что мой внутренний голос чаще и чаще стал тре­бовать: «домой, домой», – туда, где так много прекрас­ных книг в Академической библиотеке и прекрасных людей в Академической корпорации. 11 августа я был уже в Сергиевом посаде. А. Лебедев Введенский А.И. Русское православное братство во им св. Равноапостольного князя Владимира в Берлине//Богословский вестник 1892. Т. 2. 6. С. 550–565 (2-я пагин.). —550— На далекой чужбине, среди холодного и неприветливого Запада, как маяк среди моря, русскому человеку светит надеждою и ласкою одно в высокой степени симпатичное учреждение – Берлинское православное Братство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса, Полны даров: счастливых одна и несчастных другая. Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион, 530 В жизни своей переменно и горесть находит и радость; Тот же, кому он несчастных пошлет, – поношению предан; Нужда, грызущая сердце, везде по земле его гонит; Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен. Так и Пелея – дарами осыпали светлыми боги 535 С юности нежной; украшенный выше сынов земнородных Счастьем, богатством, владыка могучий мужей мирмидонских, Смертный, супругой богиню приял от руки он бессмертных. Бог и ему ниспослал злополучие: он не имеет В доме своем поколения, сына, наследника царства. 540 Сын у Пелея один, кратковечный; но я и доныне Старца его не покою; а здесь, от отчизны далеко, Здесь я в Троаде сижу и тебя и твоих огорчаю. Сам ты, о старец, мы слышали, здесь благоденствовал прежде. Сколько народов вмещали обитель Макарова, Лесбос , 545 Фригия, край плодоносный, а здесь – Геллеспонт бесконечный: Ты среди всех, говорят, и богатством блистал и сынами. Но, как беду на тебя ниспослали небесные боги, Около Трои твоей неумолкная брань и убийство. Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной: 550 Ты ничего не успеешь, о сыне печаляся; плачем Мертвого ты не подымешь, но горе свое лишь умножишь!” Сыну Пелея ответствовал старец Приам боговидный: “Нет, не сяду я, Зевсов любимец, доколе мой Гектор В куще лежит, погребенью не преданный! Дай же скорее, 555 Дай сим очам его видеть! а сам ты прими искупленье: Мы принесли драгоценное. О, насладись им, и счастлив В край возвратися родимый, когда ты еще позволяешь Старцу мне бедному жить и солнца сияние видеть!” Грозно взглянув на него, говорил Ахиллес быстроногий: 560 “Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида. Чувствую, что и тебя (от меня ты, Приам, не сокроешь) Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским; 565 Нет, не осмелился б смертный, и младостью пылкой цветущий,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Но между тем, как сражался он пламенно, чая победы, Сильный поборник явился ему, Менелай благородный; 540 С пикой, невидимый, стал в стороне, поразил Лампетида С тыла в плечо; и сквозь перси пробилося бурное жало, Рея вперед; и во прах Лампетид опрокинулся навзничь. Прянули оба на павшего, медную, славную броню С плеч совлекать. Но Гектор вскричал на Долоисовых ближних, 545 Их порицая, и более всех Гикетаона сына Он укорял, Меланиппа, который прежде в Перкоте Пас круторогих волов, до нашествия рати враждебной; Но как скоро ахейцы в судах многовеслых приплыли, Он прилетел в Илион и в дружинах троян отличался, 550 Жил у Приама и чествован был, как и сын, Дарданидом. Гектор его укорял и к нему говорил, негодуя: “Сын Гикетаонов! Так ли оставим? ужели нисколько Сердце твое не болит за сраженного милого брата? Или не видишь ты, как над доспехом Долопса трудятся? 555 Следуй за мною! не время с аргивцами издали биться; Должно нам всех истребить их, покуда они с оснований Трои высокой не свергли и граждан ее не избили!” Рек – и понесся вперед, и муж с ним, богу подобный. Аргоса воев Аякс возбуждал, Теламонид великий: 560 “Други, мужайтесь! Наполните сердце стыдом благородным! Воина воин стыдися на поприще подвигов ратных! Воинов, знающих стыд, избавляется боле, чем гибнет; Но беглецы не находят ни славы себе, ни избавы!” Так возбуждал, но и сами они защищаться пылали; 565 В сердце сложили героя слова и суда оградили Медной стеной; но троян против них устремлял громодержец. Храбрый Атрид Менелай возбуждал Антилоха младого: “Нет, Антилох, никого ни моложе тебя из ахеян, Ни быстрее для бега, ни силами крепче для боя, 570 Если бы, прянув вперед, поразил ты какого троянца!” Так произнес и назад отступил, поощрив Антилоха. Вылетел он из передних рядов и, кругом обозревши, Бросил блистательный дрот; взволновались трояне, увидя Мощный удар. И оружие он не напрасное ринул: 575 Ветвь Гикетаона, смелого сердцем вождя Меланиппа, Гордо идущего в битву, в широкие перси уметил; С шумом он грянулся в прах, и взгремели на падшем доспехи.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

И сожигали полные в жертву богам гекатомбы. Их благовоние ветры с земли до небес возносили 550 Облаком дыма; но боги блаженные жертв не прияли, Презрели их; ненавистна была им священная Троя, И владыка Приам, и народ копьеносца Приама. Гордо мечтая, трояне на поприще бранном сидели Целую ночь; и огни их несчетные в поле пылали. 555 Словно как на небе около месяца ясного сонмом Кажутся звезды прекрасные, ежели воздух безветрен; Все кругом открывается – холмы, высокие горы, Долы; небесный эфир разверзается весь беспредельный; Видны все звезды; и пастырь, дивуясь, душой веселится, — 560 Столько меж черных судов и глубокопучинного Ксанфа Зрелось огней троянских, пылающих пред Илионом. Тысяча в поле горело огней, и пред каждым огнищем Вкруг пятьдесят ратоборцев сидело при зареве ярком. Кони их, белым ячменем и сладкой питаяся полбой, 565 Подле своих колесниц ожидали Зари лепотронной. Песнь девятая. Посольство Так охраняли трояне свой стан; но ахеян волнует Ужас, свыше ниспосланный, бегства дрожащего спутник; Грусть нестерпимая самых отважнейших дух поражает. Словно два быстрые ветра волнуют понт многорыбный, 5 Шумный Борей и Зефир, кои, из Фракии дуя, Вдруг налетают, свирепые; вдруг почерневшие зыби Грозно холмятся и множество пороста хлещут из моря, — Так раздиралися души в груди благородных данаев. Царь Агамемнон, печалью глубокою в сердце пронзенный, 10 Окрест ходил, рассылая глашатаев звонкоголосых К сонму вождей приглашать, но по имени каждого мужа, Тихо, без клича, и сам между первых владыка трудился. Мужи совета сидели унылые. Царь Агамемнон Встал, проливающий слезы, как горный поток черноводный 15 С верху стремнистой скалы проливает мрачные воды. Он, глубоко стенающий, так говорил меж данаев: “Други, вожди и властители мудрые храбрых данаев, Зевс громовержец меня уловил в неизбежную гибель! Пагубный! прежде обетом и знаменьем сам предназначил 20 Мне возвратиться рушителем Трои высокотвердынной; Ныне же злое прельщение он совершил и велит мне В Аргос бесславным бежать, погубившему столько народа!

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Под Логосом Филон разумеет вообще существо, посредствующее между Богом и миром. В священных книгах Ветхого Завета такими посредниками служат личные существа: эти книги говорят об ангелах – исполнителях воли Божией; в них есть, кроме того, учение о Божественной Премудрости, посредствующей между Богом и миром. Отсюда Логос изображается у Филона, прежде всего, как Личный Посредник между Богом и миром, стоящий выше ангелов и обладающий свойствами Божественной Премудрости ветхозаветных книг. Что Он есть существо личное, видно из приписываемых Ему названий: так, Он именуется Вторым Богом 549 , первым из ангелов или Архангелом (причём под ангелами в таких случаях разумеются существа личные 550 . Первосвященником, молящимся за мир 551 , Наместником и Посланником Бога 552 , Истолкователем Его воли и т. п. 553 Но описывая детальнее деятельность Логоса, как Посредника между Богом и миром, Филон обращается к философии Платона и стоиков, усваивая философские взгляды не без ущерба тому, что им взято из учения Откровенного. Так, называя Логоса – Начальником ангелов, Филон, и последним прилагает имя – λγοι 554 . Но как этих ангелов он отожествляет с идеями Платона 555 , так и Логос называется у него универсальной идеей, которой Бог запечатлел мир, разумной идеей, по которой создан и микрокосм, т. е. человек 556 , умственным миром или миром идей 557 , идеей идей 558 . Человек, как обладающий разумом, среди других существ по преимуществу носит в себе печать Логоса: он родствен в своём разуме Божественному Разуму 559 по образу Коего он и создан 560 и образом Коего, поэтому, является 561 . Чрез отожествление идей Платона с ангелами у Филона утрачивается чистота платоновского взгляда на идеи: они являются уже не стоящими вдали от мира типами вещей, но действующими в мире силами, приводя в порядок неупорядоченную материю и на каждой вещи напечатлевая свою печать 562 . Но вместе с тем утрачивается и чистота библейского учения об ангелах как существах личных, раз они отожествляются с идеями, существующими в Уме Божественном. Отсюда для Филона делается лёгким переход к стоическому учению о Логосе. Ангелы – идеи обозначаются как безличные силы Божества, действующие в мире 563 и объединяются в Логосе, как общей космической силе. Логос является душой мира, силой, движущею им из внутри, связью всех вещей 564 , мирообразующей силой (λγος σπερματικς) 565 , вечным законом, действия которого простираются от одного конца мира до другого 566 и который повелевает, что должно делать и запрещает недолжное 567 . В человеческом разуме общемировой закон является законом природы человеческой – физической и духовной. Как каждый город имеет свои установления, так и весь мир, так и каждый человек. Этот божественный закон и установление, в согласии с которым вещи приспособлены друг к другу, есть правый разум ( λγος ρϑς) 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

И на мою душу, цветущую для Христа Царя, 540. напал жадный, неукротимый враг, низложил ее на землю и большую часть погубил; а то немногое, что осталось еще, блуждает там и здесь. О если бы опять воскресил ее Бог, Который создал не сущих, а потом и разрушившихся воссоздаст и приведет в иную жизнь, 545. чтобы встретили или огонь, или светоносного Бога! Но все ли впоследствии встретят Бога? Этот вопрос отложим до другого времени. Царь мой, Христос! Хотя неприязненные люди называют меня мертвым и бессильным, втайне издеваются надо мной, кивая головой, смеются моему бедствию, 550. но Ты не оставь меня пасть под ударами противников. И вопервых, подкрепи снова в небесных надеждах и мне, угасающему, мне – жаждущей лампаде в светильнике, удели несколько влаги, несколько капель елея, чтобы, когда огонь возгорится, 555. опять совокупился обновленный во мне свет и я сподобился светлой жизни. А вовторых, сними с меня всякое бремя и отдай его бурным ветрам, а мне даруй легкое дуновение. Довольно смирил Ты сердце мое. Наказываешь ли Ты меня за горький грех , или укрощаешь скорбями, как укрощают молодого коня, 560. гоняя по непроходимым местам, или останавливаешь превозношение моего ума, так как оно весьма удобно рождается в тех из благочестивых, которые имеют легкий ум и самую благость Божию обращают в повод к кичению, или моими бедствиями, Спаситель мой – Слово, 565. хочешь Ты вразумить смертных, чтобы они возненавидели порочную жизнь, которая непостоянна, приводит к гибели всякого, и доброго и злого, поспешали же к иной жизни, к постоянной, неразвлекаемой, а для благочестивых и лучшей; но в великих глубинах премудрости Твоей сокрыто сие, 570. что значат в продолжении превратной жизни преподаваемые смертным уроки, и благие и горестные, во всяком же случае самые полезные, хотя и скрывается это большей частью от дебелости нашего ума. Ты премудро движешь кормилом мира, куда ни обращаешь его; и им только спасаемся мы от опасных утесов, переплывая великое и наполненное подводными камнями море непостоянной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В ранних жизнеописаниях М. упоминается о его путешествии на Восток, по-видимому в Палестину. В историографии сложилось представление о том, что на Востоке М. изучал греч. язык, богословие и философию. Из сообщения Григория Турского известно, что еще до отъезда в Галлецию (ныне Галисия) М. был рукоположен во пресвитера, однако вопрос о том, принял ли он тогда же монашеский постриг, остается открытым. В наст. время на основе анализа сочинений и переводов М. некоторые ученые подвергают сомнению его непосредственное знакомство с традициями вост. монашества. Кроме того, ряд исследователей считают уровень владения М. греч. языком довольно низким и ставят под вопрос вероятность палестинского (и в целом византийского) образования М., а также самого путешествия на Восток (см.: Esp í rito Santo. 2007. P. 270). Согласно Венанцию Фортунату, М. прибыл, «как утверждают» (ut perhibent), «из страны римлян» (e parte Quiritis) ( Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae. 21). На этом основании было выдвинуто предположение, что М. проходил обучение в Риме (см.: Ribeiro Soares. 1963). Согласно традиц. т. зр., после путешествия по Палестине М., вероятно, вновь посетил Паннонию, а затем прибыл в Галлию, где познакомился с Венанцием Фортунатом. Ок. 550 г. самостоятельно или в составе некой миссии М. отправился морским путем в королевство свевов, к-рое в кон. V-VI в. находилось в достаточно устойчивых взаимоотношениях с меровингской Галлией (об этом, а также о предпосылках обращения свевов в Православие подробнее см.: Violante Branco. 1999. P. 64-78). Ряд исследователей выдвигают предположение, согласно к-рому во времена М. в Паннонии продолжали жить свевы, сохранившие культурные связи с Пиренейским п-овом. Благодаря этому М. мог владеть к.-л. из герм. языков, что якобы определило выбор региона для проповеди, однако данная гипотеза едва ли может быть подтверждена источниками. Высказывались также предположения о том, что инициатором миссии М. мог быть либо визант. имп. Юстиниан I (527-565), стремившийся усилить политическое влияние Византии на Пиренейском п-ове ( Š a š el. 1978), либо папа Римский Вигилий (537-555), целью к-рого было распространение правосл. веры на территории Испании ( Ribeiro Soares. 1963).

http://pravenc.ru/text/2562412.html

550 Ты ни меня вопрошай, ни сама не изведывай оных”. К Зевсу воскликнула вновь волоокая Гера богиня : “Тучегонитель! какие ты речи, жестокий, вещаешь? Я никогда ни тебя вопрошать, ни сама что изведать Век не желала; спокойно всегда замышляешь, что хочешь. 555 Я и теперь об одном трепещу, да тебя не преклонит Старца пучинного дочь, среброногая матерь Пелида: Рано воссела с тобой и колена твои обнимала; Ей помавал ты, как я примечаю, желая Пелида Честь отомстить и толпы аргивян истребить пред судами”. 560 Гере паки ответствовал тучегонитель Кронион: “Дивная! все примечаешь ты, вечно меня соглядаешь! Но произвесть ничего не успеешь; более только Сердце мое отвратишь, и тебе то ужаснее будет! Если соделалось так, – без сомнения, мне то угодно! 565 Ты же безмолвно сиди и глаголам моим повинуйся! Или тебе не помогут ни все божества на Олимпе, Если, восстав, наложу на тебя необорные руки”. Рек; устрашилась его волоокая Гера богиня И безмолвно сидела, свое победившая сердце. 570 Смутно по Зевсову дому вздыхали небесные боги. Тут олимпийский художник, Гефест , беседовать начал, Матери милой усердствуя, Гере лилейнораменной: “Горестны будут такие дела, наконец нестерпимы, Ежели вы и за смертных с подобной враждуете злобой! 575 Ежели в сонме богов воздвигаете смуту! Исчезнет Радость от пиршества светлого, ежели зло торжествует! Матерь, тебя убеждаю, хотя и сама ты премудра, Зевсу царю окажи покорность, да паки бессмертный Гневом не грянет и нам не смутит безмятежного пира. 580 Если восхощет отец, Олимпиец, громами блестящий, Всех от престолов низвергнет: могуществом всех он превыше! Матерь, потщися могучего сладкими тронуть словами, И немедленно к нам Олимпиец милостив будет”. Так произнес и, поднявшись, блистательный кубок двудонный 585 Матери милой подносит и снова так ей вещает: “Милая мать, претерпи и снеси, как ни горестно сердцу! Сыну толико драгая, не дай на себе ты увидеть Зевса ударов; бессилен я буду, хотя и крушася, Помощь подать: тяжело Олимпийцу противиться Зевсу! 590

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010