...Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 11). Источник. Ничего нет более несвойственного христианской душе, как гордость, – говорю – гордость, а не дерзновение, не мужество, которые хотя близки между собою, однако же не одно и то же... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 262). Источник. Гордость – великое зло. Лучше быть глупым, нежели гордым; у первого обнаруживается лишь глупость, как недостаток ума, а у последнего хуже – глупость вместе с неистовством. Глупый – зло для самого себя, а гордый и для других язва. Гордость рождается от глупости; нельзя быть высокоумным, не будучи глупым; кто слишком глуп, тот и горд (свт. Иоанн Златоуст , 54, 284). Источник. ...Так как ты, принадлежащий к числу гордых, не имеешь ни одной из... добродетелей, то конечно ты ставишь себя либо выше людей, либо ниже и бессловесных (свт. Иоанн Златоуст , 54, 286). Источник. ...Гордость есть начало греха. С нее и начинается всякий грех и в ней находит свою опору (свт. Иоанн Златоуст , 54, 575–576). Источник. Подобно тому, как сребролюбцы, чем больше приобретают, тем большего желают, так и гордые: чем большею пользуются честию, тем больше домогаются ее. Страсть их постепенно возрастает, – а это действительно (есть страсть), – страсть же не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. ...Нет зла, равного гордости. Она превращает человека в демона, наглого, богохульствующего, клятвопреступника; она возбуждает в нем жажду убийства (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. Сколько бы мы ни совершили добрых дел, ... не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно с нами пребывать, но... препятствует им оставаться в нас непоколебимыми (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить и несчастье (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И воистинну, дла разбойнические самые творяше и иные злые исполняше, ихъже не токмо глаголати излишно, но и срамно, ласкателем же всм таковое на свою бду восхваляющим: «О, храбръ, – глаголюще, – будет сей царь и мужественъ!» . Егда прииде к седмомунадесять лту, тогда т же прегордые сингклитове начаша подущати его и мстити имъ свои недружбы, единъ против другаго. И первие убиша мужа пресилного, зло храброго стратига и великороднаго, иже был с роду княжатъ литовскихъ, единоколененъ кролеви полскому Ягайлу, именем князь Иванъ Блский, 726 иже не токмо был мужественъ, но и в разум многъ, и Священных Писаниихъ в нкоторыхъ искусенъ. По мале же времени онъ же самъ повелл убити такожде благородное едино княжа именем Андря Шуйского, 727 с роду княжатъ суждалских. Потом, аки по двухъ лтехъ, убилъ трех великородныхъ мужей: единаго ближняго сродника своего, рожденнаго с сестры отца его, князя Иоанна Кубенского, яже был у отца его великимъ земским морщалкомъ. А был роду княжатъ смоленскихъ и ярославскихъ, и муж зло разумный и тихий, в совершенныхъ уже лтехъ. И вкуп побиени с нимъ предреченные мужие Феодоръ и Василий Воронцовы, родомъ от немецка языка, а с племяни княжат ршских. И тогда же убиен Феодоръ, глаголемый Невжа, зацный и богатый землянин. А мало пред тмъ, аки за два лта, удавленъ от него князя Богдана сынъ Трубецкого, в пятинадесяти лтехъ младенецъ, Михаил именемъ, с роду княжатъ литовскихъ. И потом, памата ми ся, того же лта убиени от него благородные княжата: князь Иоаннъ Дорогобужский, с роду великих княжатъ тверскихъ, и Феодоръ, единочадный сынъ князя Иоанна, глаголемаго Овчины, с роду княжатъ торуских и оболенских, – яко агнцы неповинно заколены еще в самом наусии. Потомъ, егда началъ всякими безчисленными злостьми превосходити, тогда Господь, усмиряюща лютость его, постил град великий Москву презелным огнемъ, и такъ явственн гнвъ свой навел, аще бы по ряду писати, могла бы повесть цлая быти або книжица. А пред тмъ, еще во младости его, безчисленными плененми варварскими – ово от царя перекопского, ово от татар нагайскихъ, сиирчь заволскихъ, а наипаче и горше всхъ от царя казанского, силнаго и можнаго мучителя христианского (яже подо властию своею имл шесть языковъ различныхъ), – имиже безчисленное, неисповдимое пленение и кровопролитие учинил, так, иже уже было все пусто за осмьнадесять миль до Московского мста. Такоже и от перекопского або от крымского царя и от нагай вся Рязанская земля, аже по самую Оку-рку спустошено, а внутрь человкоугодником со царемъ младым, пустошащим и воюющим нещадно отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так стали поступать египтяне, а за ними и славяне: «начаша требы класти роду и рожаницам, преже Перуна бога их, а переже того клали требу оупирем и берегиням» 551 . Вместо слов Паисиевского сборника о требокладении еллинами Артемиду и Артемиде, т.е. роду и рожанице, в Софийской рукописи это место читается так: «начаша елини ставити трапезоу родоу и рожаницам» 552 . Итак, Артемид и Артемида соответствовали роду и рожаницам. Усоставителея слова было какое-то основание утверждать, что первоначально славяне поклонялись упырям и берегиням, потом стали кланяться роду и рожаницам и наконец Перуну. И во времена составителя новой редакции слова, в 15 веке, по украинам, вдали от городов, продолжали молиться старым отечественным богам и ставить вторую трапезу роду и рожанице или рожаницам, т.е. родительницам. Составитель сближает упырей и берегинь с родом и рожаницами. Это в высшей степени важное указание. Пусть рассуждения о почитании рода и рожаниц халдеями, египтянами и еллинами фантастичны. Но относительно своей домашней феогонии составитель мог быть компетентнее и с его мнением необходимо считаться. Итак, почитание рода и рожаниц – видоизмененное почитание упырей и берегинь. А упыри несомненно покойники, выходцы с того света 553 . Берегини-русалки, души умерших, как мы говорили в другом месте. Следовательно, под культом рода и рожаниц разумеется древний культ мертвых, предков, сохранившийся даже и до наших дней.   §57. Обличение рожаничной трапезы в честь Богородицы В конце слова Григория по списку Софийской ркп. 15 в. имеется весьма важное указание, которого нет в более ранних списках, сказав, что по украйнам продолжают молиться языческим богам и ставить вторую трапезу роду и рожаницам, на прелесть верным христианам, на хулу святому крещению и на гнев Богу, составитель продолжает: по святом крещении, чревоугодники попове «оуставиша трепарь прикладати, рождества богородици к рожаничьне трапезе отклады деюче» 554 , т.е духовенство пело тропарь Рождеству Богородицы над рожаничной трапезой, и делалось это по каким-то невысоким соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После сделанных нами в Патриаршем нашем письме от 11 июня текущего года за 1203 церковных и отеческих наставлений относительно монашествующих в Вашей священной обители греков Церковь была убеждена, что наставления эти и указания, являющиеся повторением уже часто бывших соответственных увещаний, будут приняты всеми серьёзно во внимание и что непременно будет исправлено, если что произошло или происходит во внутреннем управлении монастыря по отношению к сомонашествующим грекам, противоположное ясным указаниям относительно них Патриаршего и Синодального Сигиллия, коим в 1875 году были установлены Церковью порядки и положение нового периода Вашего священного монастыря. Как известно, в Патриаршем Сигиллии вместе со сделанной тогда с большой благосклонностью важной уступкой в пользу русских по роду монахов ясно, однако, определяется, что и греки по роду монахи монастыря имеют право пользоваться теми же равными правами в управлении и администрации монастыря, причём не признавалось ни за кем никакого племенного (филетического) привилегированного отличия. Что же касается до всего, что противоположно сему постановлению и что впоследствии происходило по отношению к грекам по роду сомонашествующим в монастыре, систематически постепенно вытесняемых и исключаемых и уменьшившихся до ничтожного числа и как бы только из терпимости допускаемых в монастыре, без какого-либо права в его управлении и администрации, то всё это не только не одобряется, но и не может быть допускаемо безграничное время Церковью, верховной госпожою и владетельницею святого места и всех находящихся в нём обителей. Поэтому в связи с предпринимаемыми, как нам сообщают, усилием и стремлением совершенно изгнать из монастыря и немногих оставшихся греков по роду монахов, мы вынуждены по постановлению Синода сообщить Вашему Преподобию, что что-либо подобное никоим образом не может быть принято и одобрено Церковью, ибо сим отвергаются церковное решение о Вашем святом монастыре и его порядки. Поэтому и советуется, дабы непременно было приостановлено и исправлено, если совершается что-либо притеснительное по отношению подвизающихся в монастыре монахов греков по роду или ограничительное для их законных прав, причём не должны чиниться препятствия к принятию в монастырь и греков по роду монахов с сохранением известной пропорции между двумя элементами в их взаимном сосуществовании в монастыре, согласно букве и духу святого Патриаршего и Синодального Сигиллия, скреплённого столькими страшными церковными клятвами и угрозами против нарушителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26,15; 33,20). 54 распространишься... населит. Пророчество об умножении народа Божиего; дети Божий верующие во Христа появятся в тех городах (странах), где прежде было духовное опустошение. 54 посрамление юности твоей. Египетское рабство и сорокалетнее блуждание по пустыне. о бесславии вдовства твоего. Вавилонское пленение. 54 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. Искупитель... Святый Израилев. См. ком. к 41,14. Богом всей земли. См. ком. к 50,1–3. скорбящую... отвержена. Подразумевается ассирийское и вавилонское пленение. 54 воды Ноя. Во дни потопа Господь обновил Свой завет с сотворенной Им вселенной ( Быт. 9,1–17 ). не гневаться... не укорять. Подчеркнутое отрицание выражает безграничную верность Бога народу завета. 54 Горы... холмы. Обязательства Бога перед Своим заветом милости превосходят Его обязательства перед заветом творения (51,6; ср. Пс. 45,3.4; 113,4.6 ). милость... завет мира. Этот вечный завет предвещает служение Иисуса Христа (42,6; 53,5). 54 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Эти слова относятся как к верному остатку народа Божия («дочери Сиона»), так и к новозаветной Церкви. на рубине... из сапфиров. В этих метафорах Исаия изображает несравненную красоту и славу Сиона, избранного Богом Своим городом (ср. Откр. 21,19 ). 54 наследие. Обетования завета. Глава 55 55 Жаждущие... у которых нет серебра. Речь идет о людях, ищущих и жаждущих правды Божией, т.е. мира с Богом ( Втор. 8,3 ; Пс. 41,3; 62,2 ; Притч. 9,5.6 ; Мф. 5,6 ; Ин. 4,10.11;7,37.38;0 ткр.21,6; 22,17). все. Это обращение, в котором отражается всеобъемлющий смысл рассматриваемых пророчеств, непосредственно связано с содержанием предыдущей главы (ст. 13,17). к водам. Говоря о новом веке спасения и царстве милости Божией, Исаия нередко прибегает к метафоре живительной влаги (см. ком. к 1,30). нет серебра... покупайте. Смысл этого парадокса в том, что для верующих, которые жаждут спасения, оно является свободным даром (52,3; Втор. 8,3 ; Рим. 6,23 ). вино и молоко. Символы изобилия и довольства. 55 завет вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если заповедано нам полагать душу друг за друга, то кольми паче обязаны мы оказывать послушание друг другу и покорность, чтобы стать подражателями Господу (24,279). Смиренномудрствуй больше, а не говори только смиренно, чтобы не иметь вблизи себя обличение словам в делах. Лучше же сказать, в словах показывай дела, чтобы слова были отображением дел, а не опровергались делами (47,197). Запечатлей добродетель скромными о себе мыслями. Ибо прекрасный охранительный знак и для всякого уважительную печать положишь этим на сокровищницу преспеяния (49,425). Никто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово (54,147). Кто с добродетелью смирения соединился браком, тот кроток, приветлив, милосерд, паче же всего тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен… бесстрастен. В том, кто соединяется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни воли непокорства, разве только где дело идет о вере (54,165). Священная двоица – любовь и смирение: первая возносит, а последняя вознесенных поддерживает и не дает им падать (54,169). Глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет (54,170). Путь к смирению… послушание и правость сердца, которые естественно сопротивляются возношению (54,173). Бог двери милосердия Своего не заключает для тех, которые стучатся со смирением (54,196). Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя (54,184). Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, почитать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – сие есть совершенное смирение святых. Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей. Ибо как деревья: когда на них бывает много плодов, плодами же преклоняют ветви книзу; ветвь же, на которой нет плодов, подымается вверх и растет прямо. Есть же некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветви растут вверх; если же кто возьмет камень, привесит его к ветви и нагнет ее книзу, тогда она даст плод; так и душа: когда смиряется, тогда приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

И по скончанию пния оного духъ свой предалъ Господеви. И тогда же и другихъ княжат немало того же роду побито. А стрыя тх княжат Дмитрия, глаголемаго Курлетева, 869 постричи во мнихи повел, – неслыханное беззаконие! – силою повел, всеродне, сирчь со женою и сущими малыми дтками, плачющихъ, вопиющихъ. А по коликихъ лтех подавлено ихъ всехъ. А сей был князь Дмитрей муж совершенъный и нарочиты в разум синклитъ, избранны в роде. Потомъ убьенъ от него Петръ Оболенский, глаголеми Сребреный, 870 сниклицкимъ саномъ украшен и муж нарочитъ в воинстве и богатъ. Потом того же роду княжат побиенно Александра Ерославово и князя Владимера Курлетова, 871 сыновца оного Дмитрия. И были т оба, паче же Александръ, мужие воистину ангелом подобные жителством и разумом, бо были так искусны в книжномъ разуме православных догмат, иже все Священыя Писания во устх имли. Ктому и в военых длех светлы и нарочиты. По роду влекомы от великого Владимера, от пленицы великого князя Михаила Черниговского, яже убиенъ от бзбожного Батыя за то, иже боги его насмевал и Христа Бога пред мучителм такъ силнымъ и грознымъ со дерзновением проповедалъ. Но и т сродницы его, кровию венчавшеяся, преложени суть, пострадавшия неповинне, к пострадавшему за Христа, и представлени мученики к мученику. Тогда же убиенъ от него княжа сусдолское Александръ, глаголемый Горбаты, со единочадным своимъ сыном Петромъ, в первом цвет возвроста, аки в седминадесяти лтех. И того жъ дня убиенъ с нимъ шуринъ его Петръ Ховринъ, муж гредцкого роду, зело благородного и богатого, сынъ подскарбия земского, а потомъ и братъ его Михаилъ Петровичь. 872 О томъ-то Александр Горбатомъ воспомянух, пишучи повесть о взятью Казанскомъ. Бо т княжата суздолские влекомы от роду великого Владимера, и была на них власть старшая руская между всеми княжаты боле дву сот лет. И владлъ от нихъ единъ Андрй, княжа суздолское, 873 Волгою-рекою аже до моря Каспиского. 874 От негоже, памята ми ся, и великая княжата тверские изыдоша, яко лутче о семь знаменует в лтописной книге руской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Хвалите Господа от земли, рыбы великие и все бездны... пресмыкающиеся и птицы крылатые» ( Пс. 148 ). «И был вечер, и было утро: день пятый». Глава шестая. День шестой Наступил последний творческий день – пятница. Первым делом, произведенным тогда Богом, было завершение биосферы. Воды морей и рек уже кишели жизнью чувствующей, птицы и насекомые владели воздухом, а земля произвела лишь низший вид ее – растительный. Надлежало, чтобы и эта стихия была благословлена тем, что и ее использовал Господь для создания природы чувствующей и движущейся. Итак, с наступлением пятницы Бог снова сотворил нечто новое. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1, 24–25 ). Бог вложил в Землю Свое Творческое слово, и она тотчас приобрела способность производить животных, имеющих чувства и отсветы разума. «Представь, – учит божественный Василий, – глагол Божий, протекающий всю тварь, некогда начавшийся, до ныне действенный и готовый действовать до конца, пока не скончается мир. Как шар, приведенный кем-нибудь в движение и встретивший покатость, и по своему устройству и по удобству места стремится к низу, и не прежде останавливается, разве когда примет его на себя плоскость; так и природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за других преемствах, продолжает до скончания вселенной. Ни какое время не повреждает и не истребляет свойств в животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем». Великий Отец Церкви предвидел в IV веке безумства псевдобогословов – эволюционистов века ХХ-го! Он отвергает как возможность генетического изменения, которое считается основой эволюции, так и современную хронологию, отбрасывающую сотворение (или появление) животных на миллионы лет. Таким образом, для великого каппадокийца неприемлема теория дня-эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Новый храм простоял недолго. В 1925 году рядом началось строительство Дворца труда имени В. И. Ленина. И храм был разобран. По какой причине была разобрана Иоанно-Предтеченская церковь, неизвестно. Строительству Дворца труда она не мешала. На старом снимке видно, что строительство Лендворца уже заканчивается, достраивается самый верхний этаж, но и церковь ещё цела. Описание церкви по состоянию на 1908 год в Епархиальном справочнике: «Иоанно-Предтеченская церковь, вся деревянная, с колокольней и оградой, построена в 1873 г. на добровольные пожертвования, а в 1886-97 г.г. расширена на средства церковного старосты, двухпрестольная (главный в честь Рождества Иоанна Предтечи, второй в честь преподобного Моисея Мурина). Имеется приписанная к ней церковь, Владимирская; дворов в приходе 787, прихожан 1.588 м.п. и 1.574 ж.п., из которых раскольников соответственно 7 и 5 чел.; при церкви: одноклассная церковно-приходская школа на 89 мальчиков; в штате причта 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика; есть дом причта, полученный по завещанию. Служители: - Чехранов Дмитрий Исидорович, окончил курс Екатеринославской Духовной Семинарии, законоучитель, от роду 55 лет, жена 50 лет, дети м.п. 32, 30, 28, 25 и 19, ж.п. 23, 17 и 13 лет; получил наперсный крест в 1904 г., в сане с 1875 г., при Иоанно-Предтеченской церкви с 1905 г.; - Алексеев Иоанн Алексеевич, студент Екатеринославской Духовной Семинарии, законоучитель, 35 лет от роду, жена 29 лет, дети м.п. 7 и 6, ж.п. 10 и 3-х лет, в 1902 г. награжден Набедр., в сане с 1895 г, при Иоанно-Предтеченской церкви с 1900 г.; - Яновский Дмитрий Иванович, диакон, окончил курс Екатеринославской церковной причетной школы, от роду 42 года, в семействе жена 38 лет, и дети ж.п. 13, 10, 7 лет, посвящен в псаломщики 1889 г., в диаконы в 1890 г., при Александро-Невской церкви с 1895 г.; - Иванов Григорий Дмитриевич, псаломщик, по прошению уволен из 2-го класса Екатеринославской Духовной Семинарии, помощник учителя местной церковно-приходской школы, от роду 34 лет, в семействе жена 34 лет, сын 7 лет, в сане с 1892 г., с того же времени при Александро-Невской церкви;

http://sobory.ru/article/?object=50427

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010