Никита родился около 763 года. — Пафлагония — суровая горная область в северной части Малой Азии, пограничная с Понтом и Вифинией. Хазар царствовал с 775 по 780 г. Жена его, Ирина, управляла государством в царствование малолетнего сына Kohcmahmuha VI Порфирородного и потом после него царствовала с 797 по 802 г. Сицилия в то время находился под Византийским владычеством, продолжавшимся от половины VI века до 827 года, когда остров завоеван арабами. император Hukuфop I царствовал с 802 по 811 год. Сын его Ставракий царствовал после него всего лишь 2 месяца и шесть дней. Muxauл I Рангав царствовал с 811 по 813 год. святого Никиты в монашество полагают около 813 года. В это время ему было уже 50 лет от роду. Азиатской части Константинополя, на месте древнего города Вифинии Хризополя, которое составляло как бы пригород Константинополя. е. до 820 года. 829 году. иконоборец, был патриархом с 821 по 832 год. 838 года. Память святого мученика Вениамина диакона царь Uздurepд I царствовал с 399–420 г. При нем мученически страдал учитель и епископ Вениамина диакона, св. Авда (в 418 г.). Память его 3 (16) марта. Вениамин диакон пострадал спустя три года после мученической кончины св. Авды, уже при преемнике Издигерда, сыне его Bapaxpahe V, в 421 году. Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия епископ Лин был первым епископом Римской церкви непосредственно после св. апостола Петра; принадлежал к лику 70 апостолов. Память его совершается 5-го ноября и 1-го января вместе с другими апостолами. (54–68 гг. по Р. Хр.) — один из наиболее жестоких, тщеславных и развратных римских императоров. Им было воздвигнуто первое в Риме гонение на христиан, во время которого пострадали апостолы Петр и Павел. — людей не знавших Истинного Бога и погибавших духовно. Образ речи заимствован из кн. Исх. 9:2; ср. Мф.4:16. или Кимелла — один из галльских городов, близ нынешней Ниццы, на юге Франции. заимствовано из посл. к Филипп, гл. 1, ст. 23. иначе Трир, многолюдный, цветущий город в северной Галлии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Фока на это поспешил ответить, что и он считает испытание железом за варварский и западный обычай, не свойственный римским законам. Палеолог поймал митрополита на слове и заявил, что ему, Палеологу, как ромэю и рожденному от ромэев не подобает таковая пытка. Царь Ватаци ничего таким образом не мог поделать с Палеологом и отвел душу на судьях, обозвав их дубинами. Призвав Михаила, царь сказал ему: «Несчастный, какой ты лишился славы» (так как ранее хотел женить его на своей внучке), приказал патриарху взять с Михаила присягу в верности царю и женил его в конце концов на Феодоре Дукене, внучке севастократора Исаака, царского брата (1253). Весною 1254 г. Ватаци заболел в Никее и, предчувствуя смерть, приказал везти его в любимый Нимфей и скончался в палатке, которую приказал поставить в дворцовом саду, после 33 лет царствования, на 62-м году от роду. На престол вступил его сын Феодор II Ласкарь, родившийся в день воцарения его отца. Похоронен был Ватаци в построенном им монастыре Спасителя в Сосандрах 53 , возле Магнисии 54 . При приближении турок в начале XIV в. тело Ватаци было перенесено в Магнисию по приказанию местного тирана Атталиоты (1307); при осаде этого города турками сложилась легенда о чудесной охране его призраком Ватаци, чтившегося уже за святого жителями; при взятии Магнисии турки сбросили его тело из акрополя в овраг. Весьма замечательна финансовая политика царя Иоанна Ватаци. Только богатая казна могла дать ему возможность содержать большое наемное войско из латинян и половцев, предпринимать с ними отдаленные походы, оборудовать склады на восточной границе. Только деньги и наемники могли утвердить его самодержавие среди своевольной, могущественной аристократии, опиравшейся на доходы с богатых земель. Следовало привязать духовенство пожертвованиями и народ щедрой благотворительностью на царские деньги, происхождение которых не связано с выколачиванием податей. Царь Иоанн своих политических целей достиг, остался в народной памяти отцом ромэев, и о щедрости его сложились легенды.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

19 мая неожиданно последовала преждевременная кончина настоятеля кронштадтского Андреевского собора протоиерея Александра Петровича Попова действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества. Кончину эту мы называем преждевременною, потому что почивший о. протоиерей имел от роду всего лишь 54 года и находился, можно сказать, в периоде расцвета своей кипучей литературной деятельности, давшей богословско-исторической науке несколько капитальных трудов в той области, которую он облюбовал с юных лет, с дней окончания вышей богословской школы – палестиноведения. Но неожиданной кончину о. протоиерея Попова можно считать лишь относительно, имея в виду его едва преполовинившийся возраст, для лиц же близко знавших его и часто с ним входивших в общение и дружеские всегда словоохотливые беседы – эта смерть не показалась громом среди безоблачного неба. Сырая, излишне грузная по виду, комплекция о. протоиерея, его кипучий, изумительно подвижный, жизнерадостный темперамент, отзывчивость на все и ко всем, а, особенно, своим многочисленным друзьям и знакомым, для которых и двери его любвеобильного сердца и радушно-гостеприимного дома раскрывались широко и во всякий час дня и ночи, его увлечения молодости, чрезмерно напряженные занятия в архивах и библиотеках последнего времени и, наконец, перенесенная им тяжкая болезнь прошлого года и малая забота о своем здоровье вообще – все это мало сулило ему долговечность, а его друзьям и знакомым внушало нередко тревожную мысль о возможной близости печальной катастрофы. Простуда о. протоиерея Попова и ползучее воспаление в легких ускорили эту развязку и отняли у его почитателей и друзей хорошего человека, а у науки – плодотворного энергичного труженика. Родился о. протоиерей А.П. Попов в 1858 г. в семье сельского диакона Новгородской епархии. Первоначальное образование получил он в Кирилловском Духовном училище. По окончании его Александр Петрович поступил для продолжения образования в Новгородскую Духовную семинарию, но после трехлетнего пребывания в ней променял родную семинарию на столичную в Санкт – Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

2030 Свидетельством православного образа мыслей Григория Цамблака служит дошедшее до нас его полемическое сочинение: «Слово Григориа митрополита, како держать веру Немци», которое, несомненно, было написано им в России и, вероятно, в то время, когда он был Киевским митрополитом. В этом «Слове» Цамблак выставляет против Латинян 35 обвинительных пунктов, в которых вооружается против догматических и обрядовых заблуждений Римской Церкви, против некоторых обыкновений латинских епископов и священников и против грехов в частной жизни латинских мирян. 2031 По сообщению —193— некоторых позднейших писателей, Цамблак, будучи Киевским митрополитом, кроме того написал житие св. Параскевы Терновской и ввел её почитание в южной Руси. 2032 Григорий Цамблак был Киевским митрополитом всего 4 года с небольшим. Он умер, по свидетельству наших летописей, в начале, – по-видимому, в Феврале, – 1420 года в Киеве, имея, соответственно вычисленной нами дате его рождения, около 54 лет от роду. 2033 Ве- —194— роятно, он сделался жертвою моровой язвы, которая свирепствовала в Киеве в 1420–1421 годах. 2034 После смерти Цамблака Киевская митрополия на время вновь соединилась с Московской. Цамблак оставил по себе репутацию умного и ученого человека. Никоновская летопись, упоминая о его смерти, говорит, что он был «книжен зело, изучен убо бе книжнии мудрости всяцей из детства, и много писания сотворив остави». 2035 Лев Кревза говорит о нём тоже самое: «Он был человек ученый, и мы имеем много его проповедей на различные праздники». 2036 Кульчинский называет его мужем ученым, мудрым и благочестивым. 2037 Для характеристики нравственной личности Цам- —195— блака мы, как замечено, не имеем достаточных данных; но те немногие предположения, какие можно сделать на основании его биографии, говорят не в его пользу. Всю свою жизнь Цамблак провел как скиталец, переходя из одной страны в другую, всюду играя какую-то загадочную роль и всюду запутываясь в каких-то не менее загадочных затруднениях. Эта беспокойная скитальческая жизнь оставляет у нас впечатление жизни авантюриста, для которого поговорка: ubi bene – ibi patria служит руководящим принципом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В каком состоянии находилась Ордынская пустынь до о. Палладия и какою стала при управлении его засвидетельствовал преосвященный Антоний, епископ Смоленский, ныне архиепископ Казанский, в кратком слове, сказанном 3 сентября 1861 года, при освящении храма в ските при обители. «Еще не так давно пустынная обитель сия была очень пуста – и по скудости своего внешнего состояния: по малости и тесноте жилищ для обитания иноков, бедности самого храма молитвы, лишению достаточных средств к содержанию, – и по недостатку внутреннего благоустройства: по малому числу иноков, несовершенству чина, и келейного и церковного, оскудению духа монашеского. Но в непродолжительное время, благодатию Божиею и помощью пресвятой Матери Божией, являющей ей Свой особенный покров и источник милостей чрез Свою чудотворную икону, – эта пустыня жаждущая оживилась, обновилась, довольно благоустроилась и со вне и внутри, приобрела благотворителей, украсилась благолепием храмов, а наипаче красотою стройного чина богослужебного и строгой благочестивой жизни иноческой, наполнилась уже немалым числом обитателей, жаждущих спасения души, и стала привлекать к себе сонмы богомольцев... Теперь мы видим, что и сей пустыни, обогатившейся, после прежнего сиротства, многими чадами, рече Господь: расшири место твоея кущи и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя, и колия твоя укрепи; еще на десно и на лево простри ( Ис.54:2–3 ) 8 . Преемником о. Палладия в настоятельстве был определен иеромонах Аполлоний , замечательный превратностью своей судьбы. О. Аполлоний, в мире Алексей Андреевич Змеев, происходил из Тверской губернии, где у него было родовое имение. Он воспитывался сначала дома, а потом в тверском благородном пансионе, и, не имея еще 20 лет от роду, был записан в ряды воинов. Быв произведен в офицерский чин, он участвовал в войне 1828 и 1829 годов с Турциею и в 1830 и 31 годах в усмирении польского мятежа; за разные отличия в военных делах Алексей Андреевич имел медали и ордена. До вступления в брак в Киеве, жизнь его, как он впоследствии сам признавался, не была чужда нравственных падений.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ordyns...

Вся Церковь радовалась возвращению Феодора, и все ублажали его, как человека столь много пострадавшего за святые иконы и своим учением утвердившего всех в православии. На возвратном пути преподобный прибыл в Халкидон [ 54 ], чтобы повидаться с блаженным иноком Феоктистом, который некогда почтен был саном магистрианским [ 55 ], и, утешившись с ним духовною беседою, отправился посетить своего сострадальца, святейшего патриарха Никифора, сосланного в заточение злочестивым царем Львом Армянином. Насладившись духовною беседою с ним, преподобный удалился в Крискентиевы места [ 56 ] и многих обрадовал своим присутствием, преподав им душеспасительное наставление. Вторично возвратившись оттуда к патриарху, он с ним и с прочими епископами отправился к царю и увещевал его принять православие. Но тот, будучи неразумным и ненаученным Слову Божию, не внимал речам святых отцов и только сказал им следующее: Когда он сие в безумии изрек, преподобные отцы удалились из Византии. Преподобный Феодор с своими учениками поселился в местах Крискентиевых. Спустя немного времени, во время войны, возбужденной некиим Фомою, пожелавшим присвоить себе царскую власть, у святого явилась необходимость вновь с братиею явиться в Константинополь [ 57 ]. По окончании войны, святой, не желая жить среди народа, зараженного иконоборческою ересью, снова удалился оттуда. Выйдя из Константинополя, он не пошел в Крискентиевы места, но поселился в Акритовом Херсонесе [ 58 ], где находилась церковь во имя святого Трифона, и здесь вместе с своими учениками проводил в благочестивых подвигах богоугодную иноческую жизнь. Немного проживши в таком житии с своими возлюбленными друзьями, преподобный приблизился к блаженной кончине своей, имея шестьдесят семь лет от роду. Пред кончиною, в ноябре месяце, он подвергся жестокому недугу и ужасно страдал желудком. Известие о том, что блаженный Феодор болен и приближается к смерти, — распространилось повсюду. Тогда к нему стало стекаться множество благочестивых христиан, приходивших и из царствующего града, и из различных окрестных селений, дабы или послушать преподобного за беседой и насладиться последними его словами, или хотя бы взглянуть на него — отходящего к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если бы он ограничился изобресть для Иисуса воспитание по своему способу, мы бы сказали ему только: «Что вы говорите, принадлежит к области романов, но не к истории». Но кроме своих вымыслов, он противоречит еще Евангелию и бесславит Иисуса. Поэтому мы должны приняться за утомительную работу разобрать эту третью главу, внушающую в нас самое глубокое отвращение. «Природа смеющаяся и величественная» была, по словам Ренана, исключительной воспитательницей Иисуса. Между тем, по словам нашего автора, Он учился читать и писать. Кто это ему сказал? Он ссылается на свидетельство Св. Иоанна, который говорит, что при известном обстоятельстве, Иисус писал перстом на земле ( Ин.8:6 ). Отсюда видно, по словам Ренана, что Он учился читать и писать. Но если Он знал это, не учившись этому? – Это не так просто. – Без сомнения, но разве Иисус был человек обыкновенный? Вот в чем вопрос. Вы утверждаете это, но Евангелие, на которое вы опираетесь, уличает вас во лжи и говорит вам, что Иисус был Богочеловек; итак, Богочеловек имел ли надобность учиться читать и писать? Глава о воспитании Иисуса целиком вращается вокруг такой мысли: что Иисус был сын простого ремесленника, что поэтому Он был также простым деревенским ремесленником и поэтому же должен был получить воспитание людей, равных ему по положению, занимаемому в обществе. Исходя из этой мысли, Ренан допытывается, какое же собственно воспитание мог получить Иисус, что Он мог делать, и эти бредни старается поставить на почву реальности. Бесспорен факт, что евангелисты ничего не повествуют о воспитании Иисуса и что св. Лука приводит из Его детства только один эпизод, который сам по себе доказывает лживость фантастических вымыслов Ренана. По словам св. Луки, Иисус на двенадцатом году от роду поразил так сильно Иерусалимских ученых Своею мудростью и Своими ответами, что они положительно стали в тупик ( Лк.2:47 ). Этот факт надо сопоставить с другим, который также приводится св. Лукой: Когда Иисус достиг тридцати лет, Он вошел в синагогу Назарета и стал учить, то все удивлялись Его красноречию и знаниям и спрашивали друг друга: «Не Иосифов ли это сын?» ( Лк.4:22 ). «Откуда у Него такая премудрость и силы?» ( Мф.13:54 ). Они были оскандалены тем, что Он, не получив никакого образования, оказался обладающим такими обширными познаниями. Они не хотели тем не менее признать Его славу как пророка и чувствовали большую склонность видеть в Нем посланника диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Еще при жизни своей, находясь на пути в Россию, в Тобольске игумен Феодосий рекомендовал Тобольскому митрополиту Игнатию преемником себе иеродиакона Мисаила, также одного из двенадцати прибывших из Москвы миссионеров, который, по возведении в сан архимандрита, и был назначен настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря и начальником миссии. Возвратясь из Тобольска в Даурию, архимандрит Мисаил продолжал миссионерскую деятельность в том же духе и направлении, в каком действовал его предшественник, игумен Феодосий. Известно также, что архимандрит Мисаил прилагал особое попечение о внешнем благоустройстве Троицкого и Посольского монастырей. В первом монастыре он в 1719 г. выстроил храм во имя Всех Святых, а во втором, Посольском монастыре, существовавшую там часовню обратил в церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы чрез пристройку к часовне алтаря. 52 Здесь надобно заметить, что Посольский монастырь, доселе составлявший отделение Селенгинского монастыря, в самом начале XVIII столетия, нашел себе щедрого благотворителя в «лице купчины Григория Афанасьевича Осколкова», по ходатайству которого этот монастырь в 1713 году получил самостоятельность и особый надел земельных угодий, 53 в дополнение к наделу, который был дан Посольскому монастырю еще в 1709 г., по ходатайству того же купчины Осколкова. 54 Второй начальник Даурской миссии архимандрит Мисаил скончался в 1742 году, в глубокой старости, 110 лет от роду. Он пережил всех своих «братов», прибывших с ним в Даурию из Москвы. В чем и как выразилась миссионерско-просветительная деятельность Селенгинского и Посольского монастырей и обитавших в них миссионеров? Для ответа на этот вопрос сохранилось до нашего времени весьма немного известий случайного и общего характера. В ведомости за 1737 год, составленной и подписанной упомянутым выше архимандритом Мисаилом и касающейся состояния Даурской миссии с самого ее возникновения за Байкалом, 55 между прочим, говорится: в толикие многие годы неверных крестилось не малое число, а сколько именно, про то неизвестно, понеже в вышеупомянутом пожаре (в 1728 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Советы юношам Из советов, которые Св. Амвросий дает юношам, заметим особенно два следующие: «Должно наблюдать строгую осторожность в выборе людей, с которыми желаем обращаться; всего лучше иметь обращение со старцами испытанной добродетели. Конечно, обращение с равными себе приятнее, но со старшими безопаснее. Под их руководством нравы юношей делаются кроткими и укрепляются в благочестии. Незнающий местности обыкновенно идет в путь со знающими ее; так и юноши должны вступать в новый для них путь жизни под руководством старцев, и их иметь наставниками и свидетелями своей жизни» (стр. 54). Другой совет: «Храните, дети мои, дружество с братиею; нет ничего в свете прекраснее дружества: оно утешение жизни, когда имеешь кому открыть сердце, сообщить тайное и поверить сокровенное; когда имеешь верного собрата, который сорадуется твоему счастью, сострадает несчастию, подает советы в опасности. Перенесите за друга, если нужно, и горесть; дружество отыскивается не деньгами, но любовью, не ценою, но доброжелательством. Богатые часто бывают без друзей, тогда как бедные не имеют в них недостатка; ибо где находится хитрое ласкательство, там нет истинного дружества» (стр. 122 и 123). Книга Св. Амвросия о Должностях находится и на русском языке. В Православной Церкви еще известна песнь его: «Тебе Бога хвалим». VI. Св. Иоанн Златоуст Воспитание его и первые подвиги Св. Иоанн, наименованный за свое красноречие Златоустым, родился в Антиохии. Отец его был главнокомандующим Римского войска в Сирии. Лишившись отца вскоре после своего рождения, он был единственным предметом попечений безмерно любившей его матери. Она поручила образование его ума лучшим наставникам того времени и, в числе их, известному ритору язычнику Ливанию. По окончании воспитания Иоанн не долго медлил в избрании пути жизни; возлюбив всем сердцем учение И. Христа, он углубился в чтение Св. книг, и принял намерение посвятить себя Богу в уединении. Св. Мелетий, Архиепископ Антиохийский, узнав Иоанна, полюбил его отечески, наставлял в вере, крестил и сделал чтецом Антиохийской церкви, когда ему было не более 22-х лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

там-же (IV, стр. 389); последний перешел к нему из коллекции А. С. Власова (см. «Утро в Новоспасском» Иванчина-Писарева, стр. 62–63). 46 Мельхиседек (Сокольников) с 1821 по 1851 г. – архимандрит Московского Симонова монастыря, а с 1851 г. – Воскресенского Новый Иерусалим, умерший 80 лет от роду 6-го января 1853 г.; автор «Слов и приветственных речей» (2 ч., М. 1844–1853), «Краткого исторического описания Рыхловской пустыни» (М. 1844 и 1855) и других сочинений; он много потрудился над внешним благоустройством Симонова монастыря. 47 В Симоновом монастыре царем Федором Алексеевичем около 1677 г. была выстроена церковь во имя препод. Сергия Радонежского; при ней были палаты царя Федора, в которых он часто живал во время постов, и которые, вопреки надеждам Иванчина-Писарева, обращены были архим. Мельхиседеком в зимнюю братскую трапезу. Над папертью, примыкавшей к этим палатам, была устроена, «в виде четвероугольной башни, во вкусе византийском, открытая галерея, с которой, со времени царя Федора Алексеевича, великие российские императоры, императрицы, царственные особы, иностранные знаменитые люди, с любопытством обозревают с одной стороны красивые виды природы: поля, села, деревни, а с другой – обширнейшую златоглавую Москву» (В. В. Пассек. Историческое описание Московского Симонова монастыря, М. 1843, стр. 46, 49–50). Об этой вышке разсказывает и Иванчин-Писарев в своей книжке «Вечер в Симонове», на стр. 28-й. В примечании 90-м этой же книжки (стр. 99–102) он говорит: «В юго-западном углу монастыря был княжеский дворец, выстроенный для иноков, бывших князей и бояр; цари же Михаил, Алексей и Федор живали в комнатах одной связи с трапезою; для последнего были там и келлии». 48 Колокол в 300 пудов, вылитый государевым мастером Александром Григорьевым в 7174 (1665) году. (В. В. Пассек, назв. соч., стр. 53–54). 49 Краевский прав: я до того обветшал, что, тоненькую Марью Васильевну забыв, мечтаю еще о моей толстой приятельнице. (Примеч. Иванчина-Писарева). 50 Федор Иванович Янихен – доктор медицины, в 1820–1840-хъ гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010