Все его члены стягивали невыносимо сильные судороги (8). Люди, вдохновенные Богом, которым дано все мудро провидеть, говорили, что Бог взыскивает с царя за множество его нечестивых дел». Судьба Пилата, оставленная без внимания и даже не упомянутая в Новом Завете, раскрывается у Евсевия в соответствующем духе он убивает себя в соответствии с Божественной справедливостью – " η θεα δκη (II, 7, l) 287 . Ирод Агриппа I 288 , виновный в убийстве апостола, у Евсевия также терпит наказание. «Злоумышления царя против апостолов повлекли следствия незамедлительные его тут же стал преследовать карающий исполнитель суда Божия. Сразу же после козней против апостолов ангел господень поразил его (Ирода), и он умер, съеденный червями» (II. 10,1). Чуть позднее автор более подробно останавливается на том, какое же именно наказание испытал Ирод 289 (II, 10, 7). «Появились боли в животе, сразу же ставшие жестокими (9). После пятидневных мучительных болей в животе он скончался 54-х лет от роду». Бог наказывает Ирода Антипу 290 гибелью его войска за казнь Иоанна Предтечи (I, 11, 2). Наказанию подвергается и император Галерий 291 «Постигла его Божья кара началось с телесной болезни, а завершилась она душевной» (VIII, 16, 1). «Вдруг на тайных членах его появился нарыв, затем в глубине образовалась фистулообразная язва, от которой началось неисцелимое разъедание его внутренностей. Внутри кишели несметные черви, и невыносимый смрад шел от его тела. Еще до болезни он стал от обжорства грузным и ожиревшим, невыносимым и страшным зрелищем была эта разлагающаяся масса жира» (VIII, 16, 4). Еретики, последователи Симона Волхва, «уличенные в своей мерзости», были изгнаны из Рима, «как и Симон, застигнутый Петром на деле, понес заслуженное наказание» (II, 1, 12). Бог наказывает тех, кто оклеветал иерусалимского епископа Наркисса (VI, 9, 4–8). Военный правитель Дамаска Финикийского, оклеветавший христиан, вынудивший дать против них ложные показания, «вскоре покончил с собой понес наказание за свое злонравие» (IX, 5, 2 – IX, 6, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

1220 В 1899 г. две кафедры на богословском факультете были замещены русскими профессорами: кафедра церковно-славянского языка и пастырского богословия. 1230 Впоследствии свящ. Белюстин исправил, по моим замечаниям, свое сочинение, и оно допущено было Спб. Комитетом духовной цензуры, в феврале 1869 г., к напечатанию. 1249 Все адресы, письма, телеграммы и пр. собраны и напечатаны А.П. Симченко, в книге: 4-е апреля 1866 г.», Спб. 1866. 1258 Не послужило ли, между прочим, поводом к сему письмо архим. Витебск. Маркова монастыря Павла, которым он в 1859 г. умолял митр. Григория удалить для блага православия с полоцкой кафедры архиепископа Василия, как пастыря, несочувствующего видам православия и слишком еще приверженного к унии. Черновое письмо архим. Павла найдено было после его смерти, последовавшей в 1861 г. и истреблено членом Полоцкой Дух. Консистории свящ. Григ. Лукашевичем (впоследствии архимандритом), который словесно сообщил мне о сем 22-го июля 1877 г. 1262 Справедливость этого слуха подтверждена преосвящ. Александром (Добрыниным), архиеп. Донским, бывшим Минским, † архиеп. Литовским 28 апреля 1885 г. 1265 Об этом сообщал мне из Петербурга со слов преосв. Нектария, еп. Нижегородского, Московский купец Ф.И. Бугровский, от 20-го апреля. 1266 Доброхотова, с 21 авг. 1866 г. еп. Вологодского, † на покое в Московском Петровском монастыре 23 апреля 1900 г. 1269 Вероятно, об архим. Павле, ректоре Вятской семинарии, который в августе того же 1866 г. посвящен был во епископа Вологодского. – На Полоцкую кафедру приглашали преосв. Александра (Добрынина), бывшего еп. Ковенского, но он отказался, о чем я слышал из его собственных уст 12 июня 1877 г. 1272 Достойно примечания, что в Берлюковской пустыне, при моем посещении, из числа 54-х человек братии 7 человек имели от роду лет 70–80 и даже более. Такое долголетие обитателей пустыни объясняли мне топографическими условиями, а именно: пустынь расположена на песчаном пригорке, покрытом сосновою рощею; под горою протекает небольшая, но быстрая речка; от того воздух всегда чистый. Кроме того в горе множество железистых ключей, из которых братия пользуется водою. Мне сказывали, что какой-то англичанин предлагал монастырю продать ему эту местность, из которой он надеялся извлечь большие выгоды, устроив на ней приличные помещения для пользования минеральною водою.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Col. 597B; р. п.: C. 284­285), учившими o смерти души до Воскресения, и привёл их к церковному учению. В своё кесарийское пребывание Ориген был свидетелем двух гонений против христиан. Одно разразилось по смерти Александра Севера (18 февраля 235 г.) при Максимине (235–237 гг.). В это время Амвросий и пресвитер кесарийский Протоктит были заключены в тюрьму и Ориген написал для них «Увещание к мученичеству» (Euseb. Hist. eccl. VI, 28//PG. T. 20. Col. 588AB; р. п.: C. 279). Πο позднейшему свидетельству свт. Палладия Еленопольского († 460) в «Лавсаике» (Pallad. Hist. Laus., 147//PG. T. 34. Col. 1251A; р. п.: гл. 128. C. 244) Ориген во время этого гонения два года скрывался в Кесарии Каппадокийской в доме одной девственницы Юлианы (235–237 гг.). Другое гонение разразилось при Декии (249–251 гг.) в 250 году. На этот раз Ориген был схвачен и подвергнут пыткам. Он прикован был к углу темницы с железными цепями на шее, много дней страдал он от растяжения ног «до 4-й степени» (Euseb. Hist. eccl. VI, 39, 5//PG. T. 20. Col. 600C–601A; р. п.: C. 286) и затем, будучи отпущен, умер от перенесённых страданий в 253–254 г., будучи 69 лет от роду, и погребен, по-видимому, в Кесарии (Euseb. Hist. eccl. VII, 1//PG.T. 20. Col. 640A; р. п.: C. 307; Phot. Bibl. Cod. 118). Впоследствии сохранилась легенда, что он умер и погребён в Тире (Hieron. De vir. illustr., 54//PL. 23. Col. 667B; р. п.: C. 291). Б. Литературная деятельность Оригена Ориген – самый плодовитый церковный писатель доникейской эпохи. По словам св. Епифания Кипрского он написал 6000 книг. Но уже блж. Иероним считал это число преувеличенным. Евсевий составил список книг Оригена , переписанных и собранных священномучеником Памфилом в Кесарийской библиотеке, и вставил этот список в своё жизнеописание Памфила (Euseb. Hist. eccl. VI, 32//PG. T. 20. Col. 502BC; р. п.: C. 282); в нём числилось до 2000 книг. Но жизнеописание это и список утрачены. Другой список сочинений Оригена , вероятно на основании Евсевия, составил блж. Иероним, чтобы показать, насколько христианский писатель превосходил самых плодовитых языческих писателей-латинян, [например, ] Марка Теренция Варрона и грека Дидима Александрийского . Каталог помещён был в послании к своей попечительнице Павле. Послание это сохранилось, хотя с пробелами, и содержит около 800 номеров. Наиболее полные фрагменты его открыты сравнительно недавно в качестве предисловия к латинскому переводу гомилий Оригена на Пятикнижие. Показания этого каталога понимаются на основании случайных упоминании у Евсевия и Иеронима, а также цитат библейских рукописей, текст которых позаимствован из сочинений Оригена (таков «Апостол» X в., открытый на Афоне Гольцем). При всём том в точности установить объём написанного Оригеном невозможно. Необычайная его продуктивность объясняется отчасти тем, что он большею частью просто диктовал свои сочинения скорописцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   Особенно же молитвенное занятие родителей благодатно влияет на детскую душу. Дети бывают чрезвычайно восприимчивы как к хорошему, так и к плохому, всячески стараясь подражать старшим. «При начале раскрытия сознания дитяти, – пишет профессор В. Певницкий, – это подражание бывает наивно и касается внешних мелочей. Но с течением лет оно простирается на более и более широкие круги, охватывает всю область сознательно-свободной жизни, и мало-помалу в молодой душе складывается характер по роду и образу тех, под воздействием которых она начинала первые шаги своей деятельности, с примера которых она брала первые уроки жизни». В самостоятельную жизнь она вынесет то, что получила от семейства. Как в дереве, в ней живут те соки, какие она получала от своего корня. И почти всегда бывает очень тяжело выросшей душе переменить тот склад, который образовался в ней под семейным кровом. И как приятно родителям видеть впоследствии своих детей здоровыми не только телесно, но и духовно!    Поистине семейная молитва делает дом малой церковью, привлекающей в нее благодать Божию, полную высоких даров, необходимых для истинного счастья человека. Где всегда бывает семейная молитва, там и Бог, а где Бог, там мир и благословенная тишина.     Время и место частной молитвы    Для частной молитвы, совершаемой не одним духом, но с внешним выражением, в слове Божием и в творениях святых отцов находим указания на произнесение ее в определенное время. Это – утро, полдень, вечер, полночь и вообще ночь.    В указанные периоды молился ветхозаветный псалмопевец святой Давид (Пс. 54:18; 6, 7; 118, 62). О пророке Данииле говорится, что он «в три времена дня бяше преклоняя колена своя, моляся и исповедаяся пред Богом своим» (6, 10). Сам Господь наш Иисус Христос, святые апостолы и первые христиане молились ночью (Лк. 6:12; Деян. 16:25; 12, 5, 12).    Лучшим временем для молитвы считается утро. Тело человека, подкрепленное отдыхом, находится в бодром состоянии и не оказывает препятствий порывам духа, который, в свою очередь, в это время бывает более самособранным. «Ум веселием возвеселится во свете Господнем, – говорит Иерусалимский пресвитер Исихий, – заутра представляя Ему свободным от всяких помышлений (Пс. 5:4)».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

от молнии. На месте их выстроена в 1794 г. нынешняя деревянная Троицкая церковь с приделами Введения во храм и преподобных Зосимы и Савватия соловецких; над папертью – колокольня, а под нею усыпальница с гробницею преподобного Дамиана» 54 . Карп. Докучаев-Басков 7 Архангельск. Губернск. Ведом.» 1851 г. 31. «Олонецкие Губерн. Ведомости», 1871 г. 14. – Этих слов в помещенном здесь «житии» не имеется. 8 Вероятно бывший до игумена – митрополита Филиппа, а не тот, который упоминается в Досифеевом описании под 1572–1581 г., ибо дело относится – как увидим ниже – к 1541–1550 годам. 9 В рукописи, которой мы пользовались, как в этот, так и в следующие два раза Дамиан назван Диомидом, вероятно, по ошибке. 11 Следовательно Дамиан оставил Соловецкий остров, имея около 25 и никак не более 32 лет от роду, не позже 1619 года. 16 Подобное видим и из жития препод. Александра Ошевенского: на месте основанного им монастыря жители слышали звон. 18 К сожалению грамота эта, как и другая – царская, полученная Дамианом же в 1632 г., до нас не сохранились. 19 Нечто подобное передает нам народное предание о Крестнозере, лодейнопольского у. (Олонец. Губ. Ведом» I860 г. 48), и Святозере, петрозаводского уезда 26 Царская грамота от 15 октября 1637 г. «Архангел. Губ. Вед.» 1852 г. «Олонец. Губ. Вед.» 1852 г. «Христ. Чтен.», 1885 г. 27 Подобное случилось и в Ошевенском монастыре, но после смерти основателя преп. Александра, когда никакого настоятеля не было. 30 В «Памятной книжке Олонецкой губ.» кажется «на 1864 г.» в ст. «Св. Преподобные Отцы, просиявшие и чествуемые в Олонецкой епархии» сказано, что будто бы преставился 20 ноября, в схиме, под именем Дионисия, тело его чрез два года перенесено в Юрьегорскую обитель»... но все это не верно!.. 31 Как «житие», так и ст. «о пророчестве препод. Диодора Юрьегорского», мы взяли из рукописного сборника XVIII в. (Каргопольск. мещанина Ш.) – величиною в 8 л. в кож. переплете, писанного различными почерками; «житие» же писано плохим полууставом, вероятно первоучкой, в конце его подписано тем же почерком: «Лета 7271 (1763) году, апреля в 17 день, на память преподобного отца нашего Зосимы Соловецкого чудотворца, писал Василий Феодоров сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синода о мужских и женских монастырях по какому случаю и дозволению построены и какия в них были достопамятныя происшествия в Московской духовной Консистории представлены надгробном камне надпись такова в 7100-м году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» (копия 1798 г. со списка 1781 г.- ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Ед. хр. 2346. Л. 8; др. редакция - Смирнов. 1884. C. 80). В XIX в. плиты покрывали 2 рамы, на к-рых «на полотне» находились изображения сестер свт. Алексия (Метрика для имп. АХ. 1887 г.//ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и игум. Зачатьевского Иулиания на временной выставке археологических находок в Фотография. 25 нояб. 2005 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и игум. Зачатьевского Иулиания на временной выставке археологических находок в Фотография. 25 нояб. 2005 г. Т. о., можно поставить вопрос о почитании места погребения сестер-инокинь свт. Алексия, митр. Московского, в З. м. не позднее чем с кон. XVI в. Монастырская традиция отождествляет первоначальницу московского Алексиевского мон-ря с алексиевской игум. Ульяной «от града Ярославля», упоминаемой в выписке Н. М. Карамзина под 1393 г.: «Того же лета (6901 Ред.) по Велице дни на четвертой недели в субботу на ночь преставися игуменья Алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечествовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» (см.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 442; Карамзин. ИГР. 1842. Т. 5. Кн. 2. Стб. 98. Примеч. 254; в известных летописных сводах текст отсутствует, его возводят к Троицкой летописи, утраченной в 1812). Отнесение известия о смерти игум. Иулиании к Алексиевскому мон-рю на Остоженке позволяло писавшим о мон-ре сдвигать момент его появления здесь к 1363 г.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Состав сестер общины: Начальница Пелагия Алексеева Скрыпкина 54 л., дом. образование из девиц. воен. вед.; с 1850 г. в послушница; 1865 г. казначея; 1883 г. начальница. Козначея - Анна Степанова Молева 59 л. Благочинная - Наталья Алексеева Харитонова 53 л. Прочих проживающих по указ. 69 чел. Проживающих по увол. вид. 63 чел. Всего: 135 чел. Адрес: Чрез г. Арзамас, в Зелено-горскую общину. Из книги " Адрес-календарь " Нижегородской области. В 1800 г. вдова Мавра Матвеевна вместе со Стефанидой Корниловной, Татьяной Макарьевной, Татьяной Петровной и Ульянией Михайловной, возрадев о благочестивой жизни и заручившись благословением Преосвященного архиепископа Нижегородского Вениамина, поселились в 85 верстах от Нижнего Новгорода на месте заброшенного мужского монастыря. Жизнь их строилась по образу келейной монастырской и отличалась, по словам современников, необыкновенною простотою. Сестры содержались чрез Христово подаяние. Вскоре их община стала именоваться Спасо-Зеленогорской богадельней. Постепенно число насельниц стало умножаться. Строились новые кельи. Сестры вместе молились, а на богослужения ходили в приходскую церковь. В 1816 г. богадельня насчитывала 25 человек. Но лишь в 1842 г. обитель была официально утверждена общиной с дозволением принимать на свое имя пожертвования и приношения, как и всякому православному монастырю. В общине подвизалась блаженная Ирина Зеленогорская. Житие повествует: «Живя в убогой келье, беспрерывно находясь в труде, она глубочайшим смирением и своим неизменно веселым настроением, с каким исполняла все возлагавшиеся на нее работы, воодушевляла к трудам и прочих сестер обители, мирян же особенно увещевала быть милостивыми. Кроме келейных и общественных молитв, Ирина, неся крест юродства, целые ночи в летнее и зимнее время посвящала молитвенному подвигу, находя неизъяснимую усладу в непрестанной сокровенной молитве и располагая к ней инокинь: ее видели на молитве и в башне, и в колодце, и под церковью, и в других потаенных местах. Благочестивая старица Ирина, перенеся немало горя от неразумных на своем веку, тихо скончалась за молитвою, будучи почти ста лет от роду». Умерла старица в 1843 г.

http://sobory.ru/article/?object=09572

Черновое письмо архим. Павла найдено было после его смерти, последовавшей в 1861 г. и истреблено членом Полоцкой Дух. Консистории свящ. Григ. Лукашевичем (впоследствии архимандритом), который словесно сообщил мне о сем 22-го июля 1877 г. 441 Справедливость этого слуха подтверждена преосвящ. Александром (Добрыниным), архиеп. Донским, бывшим Минским, † архиеп. Литовским 28 апреля 1885 г. 444 Об этом сообщал мне из Петербурга со слов преосв. Нектария, еп. Нижегородского, Московский купец, Ф.И. Бутровский, от 20-го апреля. 445 Доброхотова, с 21 авг. 1866 г. еп. Вологодского, † на покое в Московском Петровском монастыре 23 апреля 1900 г. 448 Вероятно, об архим. Павле, ректор Вятской семинарии который в августе того же 1866 г. посвящен был во епископа Вологодского. – На Полоцкую кафедру приглашали преосв. Александра (Добрынина) бывшего еп. Ковенского, но он отказался, о чем я слышал из его собственных уст 12 июня 1877 г. 451 Достойно примечания, что в Берлюковской пустыне, при моем посещении, из числа 54-х человек братии 7 человек имели от роду лет 70–80 и даже более. Такое долготерпение обитателей пустыни объясняли мне топографическими условиями, а именно: пустынь расположена на песчаном пригорке, покрытом сосновою рощею; под горою протекает небольшая, но быстрая речка; от того воздух всегда чистый: Кроме того в горе множество железистых ключей, из которых братия пользуется водою. Мне сказывали, что какой-то англичанин предлагал монастырю продать ему эту местность, из которой он надеялся извлечь большие выгоды, устроив на ней приличные помещения для пользования минеральною водою. 457 Священники Петр Лосев и Яков Головин. Но первый из них, оставивши ректорскую должность в Вологодской семинарии, в 1887 году принял монашество и возведен в сан епископа Сумского (теперь еп. Пермский) В своей речи при наречении в епископа он объяснил, что при окончании академического курса в 1866 году, ректор академии, протоиерей А. В. Горский убеждал его принять монашество. (Вера и Разум, 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  (7) Появились боли в животе, сразу же ставшие жестокими. Он оглядел своих друзей: «Я бог у вас, а вот велено мне расстаться с жизнью; судьба же обличила ваши лживые возгласы. Вы называли меня бессмертным, а вот меня ведут на смерть. Надо принимать, что суждено по воле Божией. Впрочем, прожил я жизнь вовсе не серую; долго длилось мое счастье?» Так говорил он и был совершенно измучен нарастающими страданиями.   (8) Его спешно перенесли в царский дворец, и повсюду разнеслась молва, что царь при смерти. Народ, не исключая жен и детей, сидя, по древнему обычаю, на мешках, стал молить Бога за царя; всюду раздавались причитания и плач. Царь, лежавший в спальне наверху, взглянул вниз на лежавших распростертыми людей и не мог удержаться от слез. (9) После пятидневных мучительных болей в животе он скончался 54-х лет от роду, на седьмом году своего царствования. Четыре года он царствовал при кесаре Гае, три года управлял тетрархией Филиппа, на четвертом году получил еще Иродову; три года царствовал при кесаре Клавдии».   (10) Я удивляюсь совпадению этого рассказа у Иосифа и в Святом Писании: он правдив. Если некоторые думают, что есть разногласие в имени царя, то и дела и дни указывают на одного и того же человека. Может быть, переписчик ошибся и переменил имя, а может быть, то же самое лицо носило два имени, как это бывает со многими. 11 Лука в Деяниях сообщает, что Гамалиил, во время совещания об апостолах рассказал о Февде, который во время, нами описываемое, поднял восстание, заявив, что он представляет собой нечто великое. Он был убит, а все уверовавшие в него рассеялись. Мы приведем рассказ о нем Иосифа. В сочинении, только что упомянутом, он говорит слово в слово так: (2) «Когда Фад был прокуратором в Иудее, появился некий чародей, Февда по имени. Он уговорил огромную толпу взять свое имущество и следовать за ним к реке Иордану, сказав, что он пророк, что он прикажет реке расступиться и позволить легко через нее перейти. Он многих обманул своими речами. (3) Фад, однако, не позволил пожать плоды этого безумия. Он выслал конный отряд, который врасплох напал на них; многих перебил, многих взял живыми. Февду поймали, отрубили ему голову и отправили ее в Иерусалим»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

(Иосиф — евр. y osep, из yosep " el, «Бог да умножит»), в традициях иудаизма, христианства и ислама («Юсуф») сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии); через своих сыновей Ефрема и Манассию («дом Иосифа») прародитель двух колен Израилевых. Согласно библейскому повествованию об И. (в начале повествования его возраст — 17 лет), в юности он был предметом особой привязанности отца, как «сын старости его» (Быт. 37:3); на правах любимчика он получил разноцветную кетоиет (род рубахи, название родственно греческому «хитон») — редкость в пастушеском быту рода. Особое положение И. в семье навлекает на него зависть братьев (37:4), которая обостряется как оттого, что И. передавал отцу какие–то порочащие их сведения (37:2), так и под впечатлением от двух сновидений И. [во всей истории И. особую роль играют вещие сны, при этом И. выступает то как «сновидец» (37:19), то как толкователь снов]. В обоих сновидениях, то в растительных образах (снопы, связанные братьями, кланяются снопу, связанному И.), то в астральных (солнце, луна и 11 звезд — символ отца, матери и братьев — поклоняются И.) прозрачно рисуется первенство И. в роду. Когда отец посылает И. проведать братьев, кочующих со стадами близ Дофана, братья решают, что час их мести настал, и только заступничество Рувима (старшего из братьев, 37:22) спасает И. от немедленного умерщвления; с него срывают кетонет (обнажение магико–символически соотнесено с идеей смерти, срв. шумерское сказание о сошествии Инанны в царство мертвых) и бросают его в пустой колодец (в русском переводе — «ров») — еще один символ смерти и шеола (срв. Пс. 39/40:3; 54/55:24; 87/88:7; Ис. 38:17; в этом же семантико–символическом ряду находится «ров львиный», куда бросают Даниила). В колодце И. оставлен на медленную смерть. Появляется караван купцов–измаильтян, направляющийся в Египет; Иуда призывает не губить жизнь И. (возможно, перед нами контаминация двух версий, одна из которых рисовала заступником И. Рувима, а другая — Иуду), но продать его купцам для перепродажи в Египет (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010