Епитимии или духовные запрещения, имеющие целью исправление недугующего, разделяются по степени своей важности на более тяжкие и более легкие. К тяжким епитимиям в правилах церковных относится отлучение кающегося от причащения Св. Таин, и отлучение от общения в молитве с верными, на более или менее продолжительное время. В правилах Церкви очень часто указываются самые грехи, за которые должно быть налагаемо отлучение от Св. Причастия и отлучение от общения духовного с верными, определяется и самое время – срок такого отлучения за те или другие грехи. Как видно из этих правил, грешники, смотря по роду грехов их, отлучались в древности от церковного общения иногда на целые десятки лет, даже на всю жизнь. Такая строгость в духовных наказаниях, по тогдашним обстоятельствам Церкви, была необходима и благотворна, потому что во времена языческих соблазнов и гонений, снисходительность могла бы подать повод к частым отпадениям от Церкви и другим грехопадениям, столь же вредным для ее блага и целости. Но эта строгость, определенная каноническими постановлениями, не была и не могла остаться неизменной во всех случаях и на все времена. Напротив, отцы Церкви и Соборы, хотя определенно указали виды епитимий и время выполнена их за те или другие грехи, но они же и сами приспособлялись и от других требовали приспособляться к нравственному состоянию кающихся (Григор. Нисск. пр. 1, 2, 3, 4, 5 и др.) и даже ко внешнему положению согрешающих (Васил. Велик, пр. 34), и к возрасту (Васил. Вел. пр. 62; Анкир. соб. пр. 16), принимали во внимание причины грехопадений, степень участия во грехах разума и свободной воли человека, готовность и искренность раскаяния согрешившего, а потому глубоко и искренно раскаивающемуся видоизменили (заменяли более строгую епитимью легкой) и сокращали время выполнения епитимий (Васил. Велик,пр. 2, 3, 54 74, 84; Грнгор. Нисск. пр. 4 и 5; Неокесар. ст. пр. 3; 1 Всел. Соб. пр. 12; VI Всел. Соб. пр. 102) и наоборот, упорному и коснеющему во грехах назначали более суровые и продолжительные епитимии (Там же); словом – в приложении епитимий они имели одну цель – спасение грешной души – уврачевание ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Гнилая интелегенция (В.И Ленин) Интелегенция в которой нет ДУХА. Оброзование от слова Образ, Педагогика от слова.... именно оно не не муж и не жена не то не сё. Козьма Л. 21 января 2013, 14:01 " ...увидеть живого священника можно было чаще где-нибудь на Соловках или в подвалах НКВД, чем в обычной жизни. " --вот тут недопонял,ведь полно священников оставшихся с советских времен,они что в то советское время были " неживыми " ?... статья хорошая ,но ничего не поделаешь.. " такова теляви " суть думаю такого явления в том ,что бы никто не расслаблялся,как выразился кто-то в коментах--нет дыма без огня.Я бы воспринимал такое искусство в плане того какими не должны быть люди,а клише уже давно развесила семья и школа,тут неочем говорить... р.б.Алексий 21 января 2013, 12:54 Спаси Господи! Елена, хорошая статья. Семена этой ситуации сидят глубоко, в возникновении системы оценок по роду занятий, что хорошо и что плохо. Результатом стало умирание деревней, исчезание крестьян в первую очередь, а потом уже и рабочих, а теперь и вообще вымирание населения. Тоже недавно сходил в театр, подарили билет, лет десять не ходил, возникло любопытство, думаю как там сейчас.., и так же как в Саратове так и Москве была попытка посмеяться над заповедями и верующими, сидел как марсианин, публика хлопает, а что в итоге даже не мог вспомнить была ли вообще идея или мысль, кроме желания высмеять моральные основы и продвинуть тему распущенности. В лишний раз убедился делать в театрах не чего, сплошное " горе от ума " , жаль тех кто считает себя интеллигенцией, дистанцируясь от народа-труженика. Видимо особо одаренным не достаточно того, что было с Россией в 20веке, что не делается, все к лучшему. Так же как и у меня и у многих уже воротит от всего, что называется произведениями " современного искусства " , гораздо важнее не терять своих корней и стяжать " Благодать Духа святого.. " Александр 20 января 2013, 17:05 Спасибо Елена. Умно, тонко, интеллигентно, тактично. Одно вызывает несогласие, это то, что Вы определяете всю современную интеллигенцию, как " безусловно, умную, думающую и прогрессивную часть общества " .

http://pravoslavie.ru/58829.html

432 По статье 47 «Законов Гулатинга», человек, покидающий Норвегию, мог назначить управляющего своим имуществом на срок в три года, и только по прошествии трех лет, его имущество переходило к наследникам; если же он уезжал в Византию, наследники вступали в свои права незамедлительно (см.: Glazyrina 1991. Р. 123–131). В такой ситуации помощь Ярослава, принимавшего, хранившего и возвратившего Харальду его имущество, можно считать неоценимой. 433 Обход палат (pólútasvarf). Снорри понял первую часть слова как лат. palatia «императорский дворец», а вторую – как svarf исландское существительное от глагола sverfa «идти колонной, шеренгой». Из этого он заключил, что, согласно законам, когда умирал византийский император, варяги имели право пройти по его дворцу, предаваясь неограниченным грабежам. Подробнее см.: Джаксон 2001 в. 435 Дочь Ярослава Мудрого Елизавета известна только по сагам. Что касается ее имени Ellisif, то совершенно очевидно, что оно шведское: в Исландии оно впервые отмечается в середине XVII в., в Норвегии только в XIX в., а в Швеции оно зафиксировано в XIV и XV вв. 438 Вальгард из Веллы – исландский скальд XI в. Название и время создания его поэмы о Харальде неизвестны. 5-я строфа этой поэмы сохранилась в Msk, Fask, Hkr. 440 Брак Харальда и Елизаветы Ярославны привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду, как Свен Эстридссен (1047–1075/76) (подробнее см.: Джаксон 2001). 444 Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда, Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Впрочем, это заблуждение, основанное на неверном толковании одного известия Адама Бременского (Adam. Lib. III. Cap. 53, 54. Schol. 84, 85), можно считать успешно развенчанным (Storm 1893. S. 424; Bugge 1914. S. 28–30; Lind 1992. S. 253–256; Назаренко 1994. С. 187). У Адама речь идет о браке «матери Олава Младшего», но Олав Тихий был сыном Харальда от Торы, а не от Елизаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Давид был старший сын Иясу от Кыдысте, царствовавший в 1716–1721 гг ; но в 1706 г. ему было только 11 лет от роду. В. 183. 73 «Syъyla киугъàта ry’ysu», «образ ударения по главе Его» (=«заушения») по асиссинскому верованию принесен из Иерусалима, писан евангелистом Лукою и прежде находился в Аксуме. Это – одна из высочайших святынь Гондара. В 1735 г. йытеге Бырхан-Могаса в годину политической опасности тоже пред этим образом взяла с гондарцев новую присягу на верность законному государю Иясу II. Во время сеннаарского похода в 1742 г. этот образ вместе с другими святынями попал в руки мухаммадан, которые потом взяли за них выкуп в 8,000 унций золота (ок. 120.000 р. с.?). Вг. II, 673. 695. 697. 699. III, 147. Cf. В. 204. 75 Фит-аврари Якоб, кажется (В. 163. 199), был сын (упомянутого выше) раса Анастасия и брат (упоминаемого ниже) быхтвадада Георгия и несомненно был женат на дочери Иясу, везаро Быслантья. Был ли Аноре в свойстве с Иясу, неизвестно. 76 «Танква» – нечто среднее между лодкой и плотом, судно, сделанное из связок камышей. Rohlfs, 242. 240. 247. На карте Рольфса остров Чакла-Манзо – 11° 54» с. ш., 37° 35» в. д. Грин., а в 27 верстах от него остров Мыцраха – 12° 9; с. ш., 37° 39» в. д. 77 В пояснение происходившего в Гондаре в 1706, 1708 и 1721 гг. прилагаем некоторое подобие плана этой абиссинской столицы, составленное главным образом на основании описаний Ruppell, II, 79 – 82, 90. 427. 119 121. 234. 111. 118. 104 и Rohlfs, 260. 266. 253. 261. 263 – 265. 257, при сравнении с Вг., II, 675. 682. III, 228. 431. IV, 38. 51. 270. 271; Abbadie. I. 161. 162; Raffray, 297. 298; Krapf II, 347. 359. Описания у последних четырех путешественников вообще довольно неопределенны, а иногда и сбивчивы. Крошечный планик при Br. IV, 150, понятный только при сличении с J. Bruce, Travels (Edinburgh-London 1790 [английское editio princeps]), IV, 138 – 139 [plan]. 198–199 [explanation], – единственный, какой мы имели под руками, – содержит довольно ошибок в подробностях. А потому мы не можем идти далее самых общих штрихов, которые вполне удовлетворительно передаются и типографскими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Напившись ее, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, яко Господь на уповании вселил его ( Пс.4:9 ). Тогда великий Савва, будучи 35 лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, когда отцы обители скончались; поэтому он удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда сиял святой Герасим на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самой жизнью своей пел сие Давидово изречение: се удалихся бегая и водворихся в пустыни ( Пс.54:8 ). Там он проводил время в тишине, посте и непрестанных молитвах и, соответственно словам писания упраздните и разумейте, яко аз есмь Бог ( Пс.45:11 ), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так, однажды в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Хотя Савва сначала сильно устрашился, но скоро понял, что это хитрость диавола. Посему он, оградившись крестным знамением и отогнавши страх, смело встал и сказал: «хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным, потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ( Лк.10:19 ). Как скоро он произнес это, то исчезли эти ядовитые животные. Также однажды явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидавши страшное приближение к нему зверя, сказал: «если ты получил надо мною власть, то что медлишь? если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога; ибо он Сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс.90:13 ). Как скоро Савва произнес эти слова, то зверь стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Успехов Павел, Москва 06 марта 2013г. 03:02 Согласен с Леонидом. Любезная Светлана ревнует о Боге, конечно.И ее я понимаю, но это чрезмерный радикализм..Отец Олег делает очень важную работу - необходимо держать богословов и миссионеров в курсе всех важнейших научных парадигм, какими бы фантастичными или враждебными они нам не казались. Тем более, что он дает и их богословское осмысление, намечает пути апологетической интерпретации. Более того, я сокрушаюсь, что так мало таких, как о.Олег. Мало, бесконечно мало ведется работы в этом направлении! Надо приглашать ученых - естественников с лекциями, с академическими статьями, наладить, возможно даже какое-то рецензирование статей с их помощью. Особенно, если ученые эти к теизму, к христианству , относятся невраждебно. У наших все эти знания должны от зубов отлетать: только какой-нибудь Хоукинг или Доукинз чихнет- а наши уже это  знают! Вот в идеале как должно быть! Мы совершенно не используем внутринаучную дискуссию, когда та или иная концепция подвергается критике со стороны других ученых и вовсе не по религиозным мотивам. А ведь там высказываются очень ценные идеи...О.Олег, дай вам Бог сил в вашей миссии! Богослов должен вести дискуссию на высоком академическом уровне, быть в курсе всего, что есть в науке. И о.Олег все правильно делает! Александр 06 марта 2013г. 14:44   держать богословов и миссионеров в курсе всех важнейших научных парадигм, какими бы фантастичными или враждебными они нам не казались   Великие физики о вере и Боге Галилео Галилей «Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать». «Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо». «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания». Люлька Александр Вячеславович, Москва 02 февраля 2013г. 22:54 Очень познавательно, однако, мы, христиане, могли бы указать учёным правильное направления рассмотрения явлений, ведь мы знаем, что вселенной не более 7521 года от роду, а значит все без исключения гипотезы, которые опираются на всякие " миллиарды " etc лет заведомо ложны.

http://bogoslov.ru/article/3107623

508 Катрейн. «Die katholische Weltanschauung», s. 454–457; 535–536. См. о морали Канта: И.В. Попов. «Критика учения Канта об основах нравственности». Богослов, вестник, 1897. Январь и март. И.Л. Янышев. «Православно-христианское учение о нравственности». С. 254–262; проф. Д.П. Миртов. «Нравственная автономия по Канту и Ницше». Христ. чтение. 1905. Апрель. 511 Г. Струве. «Современная анархия духа и ее философ Фридрих Ницше». Вера и разум, 1900. 4. С. 163. 515 Он 22 лет от роду убил родного брата с целью грабежа, изнасиловал родную сестру, обманным образом убил политического соперника, зарезал через посредство наемных убийц нескольких детей и, наконец, вместе с отцом своим, папою Александром VI, устраивал в папском дворце такие оргии, от которых приходили в ужас даже итальянцы того времени (Е. Тарле. «Ницшеанство». Вест. Европы, 1901. С. 729. Ср.: Тихонравов. «Ницше и Достоевский». Богосл. вестник, 1902. Т. II. С. 513). 535 Стремление к власти и могуществу по нему есть единственное в мире божество (Der Wille zur Macht § 462, 13. XV, 472). Оно заложено в человеческую природу. «Жизнь есть воля к власти» (Ienseits von Gut und Böse, s. 229–230). 544 См. проф. прот. Е. Аквилонов. «Об истинной свободе и нравственном долге». СПб., 1905. С. 26; Ср. Sawicki. «Wert und Würde der Personlichkeit im Christentum», 1906; А. Гарнак. «Сущность христианства». М., 1906. С. 47; Эвиль-Рамович. «Индивидуальность и прогресс». СПб., 1903. С. 54–55; проф. Е. Боброва. «Из истории критического индивидуализма». Казань, 1898. С. 12 и др. 555 Подробнее об индивидуалистической морали Ницше см. у С.П. Знаменского «Современный индивидуализм в этическом отношении». Богослов. вестник, 1906. Декабрь. Кроме цитир. сочинений о ницшеанстве назовем следующие: В. Преображенского «Фридр. Ницше. Критика морали альтруизма». Вопросы философии и психологии. Т. II. Кн. 15; проф. Н.Я. Грота «Нравственные идеалы нашего времени. Фридр. Ницше и Л. Толстой». Вопросы философии и психологии. Т. IV. Кн. 16, 1893; проф. В.Г. Щеглова «Гр. Л.Н. Толстой и Фридр. Ницше». Яросл., 1898; С. Левитского «Сверхчеловек Ницше и человек Христа». Богосл. вестник, 1901. Июль, авг. и сент.; Евг. Трубецкого «Философия Ницше». М., 1904; проф. Д.П. Миртова «Нравственная автономия по Канту и Ницше». Христ. чтение, 1905. Май; П. Знаменского «Сверхчеловек Ницше». Вера и разум, 1906. Кн. 1–4; В. Никольского «Ницше и имморализм». Правосл. собеседник, 1906. Январь и июнь; Alex. Tille, «Von Darvin bis Nietzsche. Ein Buch über Entwicklungsethik». Leipz. 1896 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

е. византийско-славянской. С X века, или, вернее, с XI апокрифическая повесть переходит в народ и народнеет; она дает содержание повестям, романам и фабль’о и доходит до анекдота и прибаутки. Так было на западе; но и в восточной группе происходит подобное брожение, хотя мы и не знаем, когда оно началось: отреченная статья разбилась на книжную повесть, русскую былину, на сербские и русские сказки. Это уже последний период развития, в котором мы довольно ясно продолжаем отличать две группы: западно-латинскую и византийско-славянскую. Обе они развиваются своеобразно, иногда далеко расходясь в своих результатах, причем преимущество вымысла и поэзии бесспорно принадлежит западу; иной раз они смешиваются: западные повести о Соломоне, в своих народных переработках, проникли, может быть, в XVI и XVII в. и в Россию, так что позднейшие русские сказания могли отразить на себе следы двух разновременных влияний: над старой византийской легендой в них надслоились западные рассказы, юмор которых заслонил серьезное содержание их далекого отреченного подлинника». 68 В другом месте, 69 А.Н. Веселовский говорит, что «Соломоновская сага не проникла глубоко в народный стих; песни о Василии Окульевиче, песня побывальщина о Соломоне и слепом становится чем-то средним между былиною и собственно духовным стихом и лишены его религиозной назидательности». Апокрифические сказания о Соломоне затронули мысль и воображение малороссиян. В печати известно несколько больших народных рассказов о Соломоне, близко стоящих к апокрифам по содержанию и вполне народных по языку. В малорусских рассказах находим следующие мотивы: 1) Мать Соломона во время беременности спрятала одну женщину, бежавшую от мужа, и когда пришел последний, то Соломон из утробы матери сказал, что мать его так же безнравственна, как и спрятанная ею женщина (Драг., стр. 99). Мотив этот с большими подробностями изложен в русской побывальщине у Рыбникова, т. II, 54, стр. 305. 2) Соломон трех лет от роду весил женский разум, положил на одну чашку весов материн чепец, на другую горсть охлопья, и смеялся, что охлопья перетягивали чепец (Драг., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Не смотря на всеобщее преследование исповедующих имя Христово, не было тогда примера, чтобы правительства наказывали какого-либо Христианина за воровство, убийство, участие в мятеже, или за другие беззакония. Только в одной, не утвердившейся ещё в Христианстве, Коринфской Церкви появился явно-грешник, которого Апостол Павел, по дошедшим до него сведениям, отлучил было от Церкви; но вскоре снова принял его в общение, достоверно узнав о его раскаянии и сердечном сокрушении. С усилившимся распространением Христианства начали и между Христианами появляться люди, подвергавшиеся тяжким грехопадениям, даже отрицавшиеся Иисуса Христа во время гонений за веру. Пастыри Церкви, ужаснувшись при появлении таких изменников Христианства, с одной стороны, для устрашения непоползнувшихся ещё в отвратительные грехопадения, с другой – для обуздания согрешающих, и, в случае раскаяния, для большего удостоверения в искренности их покаяния, положили принимать их в полное общение с св. Церковью и допускать к причастно св. Таин, после благодушного перенесения ими церковного наказания, или епитимии, которая, смотря по тяжести грехопадения, продолжалась от пяти до девяти и более лет, даже иногда, возлагалась на целую жизнь. Однако, постановив такие правила и, в тоже время, снисходя к слабости человеческой природы, св. Отцы, побуждаемые человеколюбием и милосердием, сами как бы искали предлогов к сокращению продолжительной, требуемой их правилами, епитимии. По такому побуждению, они сперва сокращали её, внимая ходатайству Исповедников, которые во времена гонения на Христиан, подвергшись тяжким мучениям, остались в живых; a вместе с тем, для Епископов и Пресвитеров поставили правилом обращать внимание не столько на продолжительность, сколько на искренность покаяния, состоящих под запрещением 53 ; рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и так употреблять приличное недугу к уврачеванию, дабы, не соблюдая меры в том и другом, не утратить спасения 54 . Точно таким духом и доселе руководствуются Восточные Церкви, прилагая отеческое попечение к направленно кающегося на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Таких леденящих описаний можно было бы привести сотни. В природе революционного террора заложено нечто, заставляющее общество странно цепенеть, а обслуживающий персонал террора превращающее в новый подвид, весьма условно относящийся к человеческому роду. Всех красных вождей и вождишек — Урицкого, драпировавшегося в красный плащ, Блюмкина, приглашавшего знакомых из богемной среды на расстрелы, как на представления, Бокия и Дзержинского с Петерсом — я назвала бы гемаголиками, впавшими в наркотическую зависимость от крови и людских мук… Речь идет только о красном терроре, умещающемся в совсем не большой отрезок времени. Еще не был выстроен лагерный архипелаг, да и преждевременно было его строить временщикам, еще не знавшим, что удержатся у власти целых семь десятков лет. Рабский труд еще не обрел ценности: над страной царила только смерть. Вот ее приблизительная жатва: 28 епископов, 1219 священников, 6 тыс. профессоров и учителей, 9 тыс. врачей, 54 тыс. офицеров, 260 тыс. солдат, 70 тыс. полицейских, 12 950 помещиков, 355 250 интеллигентов прочих профессий, 193 290 рабочих, 815 тыс. крестьян (В целом около 1.7 миллиона человек). Цифры эти, безусловно, занижены. Многочисленные расстрелы «на месте» никто не учитывал. Мало писали газеты и о расстрелах участников крестьянских восстаний. В «Окаянных днях» Иван Бунин пишет о странном нравственно-психологическом эффекте статистики: смерть нескольких человек наш разум воспринимает как трагедию, смерть сотен и тысяч — не может воспринять и превращает в скучную абстракцию. И все же в эти цифры необходимо вдумываться и вдумываться сегодня, когда недавний (накануне 90-летия расстрела Романовых) призыв РПЦ довершить осуждение коммунизма встретил столько протестов в нашем нравственно дезориентированном обществе. Чем только не были мотивированы эти протесты! Говорилось, что коммунизм и без того «оборачивают против России», следовательно, коммунистическую эпоху в нашей истории нужно оставить как есть. Но приблизительные эти цифры твердят как раз о том, что первой жертвой коммунизма были прежде всего мы, русский народ, что мы, как всегда, понесли крест за других, что мы тонули в крови и теряли лучших детей… Недоосуждение коммунизма наносит нравственный вред всей стране, ее подрастающему поколению. Во внешней же жизни оно толкает нас в тупик изоляционизма.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010