Каково было на Руси положение приходского духовенства? Можно думать, что первые собственные русские кадры священнослужителей готовились таким же образом, каким брали для обучения наукам боярских детей: принудительно. Однако так было лишь на первых порах. Вероятно, уже в XI в. начинает формироваться духовное сословие: священство становится наследственным. Уже под 1030 г. летопись сообщает, что в Новгороде Ярослав собрал около 300 «поповых детей» для книжного обучения. Понятно, что дети духовенства, сызмальства лучше знакомые с богослужением, более грамотные, были более пригодными и для дальнейшей подготовки к служению в Церкви. В то же время ряды духовенства пополнялись и представителями других слоев общества, в том числе даже холопами. Это, вероятно, было выгодно боярам, которые обзаводились домовыми храмами. Поэтому Константинопольский (Никейский) патриарх Герман в 1228 г. выражал в письме к Киевскому митрополиту Кириллу недовольство тем, что священный сан бесчестится рабским положением. В целом же, надо признать, социальный статус большинства рядовых приходских священнослужителей на Руси был весьма невысок, о чем косвенно свидетельствуют и уничижительные имена – «поп Демка» и другие, характерные для низов общества. Известно, что в домонгольский период в приходских храмах (обычно в крупных соборах) могли служить иеромонахи и игумены. Это, правда, встречалось не часто, Средоточием монашеской жизни, естественно, были монастыри. Безусловно, монахи появляются в Русской Церкви сразу после крещения Руси. О них упоминает летописец, говоря о трапезах, которые устраивал св. князь Владимир для духовенства. Однако первыми достоверно упоминаемыми русскими обителями являются Георгиевский и Ирининский монастыри в Киеве, построенные Ярославом Мудрым около 1051 г. Предание также называет среди древнейших монастырей Русской земли Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1030 г. преп. Ефремом, братом Георгия Угрина, убиенного вместе с св. князем Борисом, и преп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца. Есть также предание, которое относит к числу древнейших русских обителей Валаамский Спасо-Преображенский и Ростовский Авраамиев монастыри, что, впрочем, многими ставится под сомнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее состоялись братские собеседования Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. «Сердечно благодарю за то, что Вы прибыли к нам, чтобы разделить радость всего нашего народа, празднующего 1030-летие Крещения Руси, — обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к высокому гостю. — Я радуюсь еще и тому, что мы с Вами часто встречаемся. У нас в памяти Ваше посещение Москвы в связи со 100-летием восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и интронизации Святейшего Патриарха Тихона. Тогда Вы имели возможность посетить также Санкт-Петербург и Екатеринбург, увидеть нашу церковную жизнь не только в столице, но и в других местах». Его Святейшество подчеркнул, что празднование 1030-летия Крещения Руси для верующих Русской Церкви связано с особыми духовными переживаниями. «Крещение князя Владимира действительно изменило ход развития славянской цивилизации, и последствия принятия восточного христианства имели решающее значение для формирования нашего национального самосознания, нашей культуры», — засвидетельствовал Святейший Владыка. «Православие было воспринято нашим народом столь близко к сердцу и так быстро укоренилось в его жизни еще и потому, что сам князь Владимир явил замечательный пример, как изменилась его жизнь под влиянием евангельской проповеди, — констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. — До принятия крещения он был очень жестоким правителем, у которого практически не было никаких сдерживающих нравственных факторов. Он жил по законам плоти. Он убивал людей с легкостью и без всяких угрызений совести. Он разрушал жизнь тех женщин, которые становились его жертвами. И вот этот страшный человек силой благодати Божией в мгновение меняется. Конечно, все это не могло остаться незамеченным людьми, и личный пример князя Владимира был очень важен для всего народа». Упомянув о том, что историками предлагаются разные объяснения, почему князь Владимир принял христианство из Византии, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Наверное, как у государственного деятеля у него были какие-то политические соображения, но никакие политические мотивы не могли изменить его личность, его душу, но только благодать Божия. Именно поэтому люди восприняли Православие как веру, которая меняет человека к лучшему, именно поэтому такой притягательной стала христианская проповедь для нашего народа. Последующая история отмечена подвигом множества святых, их образы вошли в нашу историю, фольклор, и во многом личности святых сформировали нравственный идеал русского человека».

http://patriarchia.ru/db/text/5244149.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года 14 июля 2018 года в Екатеринбурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви . Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в летней сессии (март-август) Священного Синода приглашены: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; архиепископ Анадырский и Чукотский Матфей; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр; епископ Корсунский Нестор.   ЖУРНАЛ 42 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о принятии Послания архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси . ПОСТАНОВИЛИ: Принять Послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси .   ЖУРНАЛ 43 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Справка: По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 22 по 25 мая 2018 года состоялся визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Иринея.

http://mospat.ru/ru/news/47311/

Житие Антония не называло игумена; вот почему и в Печерской летописи говорилось безлично: «игумен же и братия заложиша церковь велику и т. д.». Нестор относил построение церкви и монастыря ко времени игуменства Феодосия и именно к 1062 году; но Житие Антония вело историю монастыря с 1030 годов: ясно, что основание монастыря должно было быть отнесено ко временя более раннему, но приурочить его к Варламу нельзя было потому, что он пришел, по известному преданию (занесенному в Житие Феодосия), в дни Изяслава Ярославича; приписать же основание монастыря и церкви Феодосию мешало то обстоятельство, что Феодосий стал игуменом после Варлама. 5) Известие о том, что устав введен в Печерский монастырь по распоряжению Антония, который получил его от Михаила грека, пришедшего из Греции с митрополитом Георгием. Это известие, как видно из Повести временных лет, внесено в Сказание о том, что ради прозвася печерский монастырь, Печерским летописцем. А что оно заимствовано именно из Жития Антония, видно из соображений, изложенных ниже. Ко второму ряду заимствований, то есть тех, которые внесены, в Печерскую летопись отдельно от Сказания, кроме упомянутых выше известий 1030, 1032 и 1073 (смерть Антония) года, относится известие о прибытии в Киев трех пвцов из Грек с роды своими. Что это известие читалось в Печерской летописи, заключаю из того (как это указано и выше), что во всех списках Повести временных лет, где оно помещено (Софийская, Воскресенская, Тверская под 1052 годом; Новгородская 4-я под 1051 годом; летопись Аврамия и Архангелогородская под 1037 годом), перед этим известием читается: «того же лета начало Печерскому монастырю от Антония» или: «при сем и Антоний печерьскый (принесен) бысть (Авр. и Арханг.). Что это известие заимствовано в Печерскую летопись именно из Жития Антония, заключаю из того, что во 1-х оно напоминает его рассказы о прибытии к Антонию и Феодосию четырех мастеров с их ближниками из Греции, во 2-х отразилось в Сказании о начале печерского монастыря, где, как указано выше, заметно влияние двух источников – Несторова рассказа и Жития Антония; а именно известие о прибытии трех певцов в Киев нельзя не сопоставить с сообщением Сказания о том, что устав Студийского монастыря получен от Михаила, пришедшего из Грек с митрополитом Георгием; основания для такого сопоставления следующие: по данным Степенной книги, а также по Татищеву, эти певцы научили русских красному демественному пению 29 ), между тем в Сказании указано, что Феодосий (вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернувшись по суше в Вик, О. С. столкнулся с сопротивлением со стороны как родовой знати, недовольной лишением наследственной власти, передаваемой О. С. своим приближенным, так и бондов, которые противились сокращению традиц. прав и свобод, а также насильственной христианизации (особенно в Трёнделаге - исконном владении хладирских ярлов - и во внутренних областях Норвегии). Кнуд Великий деньгами и обещаниями поддерживал это сопротивление. В кон. 1028 г. преследуемый войском бондов во главе сначала с наиболее могущественным из представителей норвеж. знати Эрлингом Скьяльгссоном (под его властью находилась Юго-Зап. Норвегия; погиб в сражении с О. С. во фьорде Бокн 21 дек. 1028), а затем с вернувшимся в Норвегию ярлом Хаконом О. С. бежал в Швецию. Оттуда на корабле он отплыл на Русь. Согласно «Саге о гутах» (Gutasaga; XIII в.), по пути он остановился на о-ве Готланд и крестил одного из знатных готландцев по имени Ормика, который построил 1-ю на острове церковь. На Руси О. С. оказался, вероятно, летом или осенью 1029 г. О пребывании О. С. на Руси источники сообщают мало достоверных сведений, подтверждая лишь факты его приезда и отъезда. Предполагается, что он остановился в Новгороде, но, возможно, побывал и в Киеве. Из сочиненной им самим поэмы следует, что он встречался с Ингигерд (Ириной), следов., и с кн. Ярославом Мудрым, место пребывания к-рого в 1029 г. неясно. В 1030 г. князь во время похода на чудь должен был побывать в Новгороде, однако, по-видимому, уже после отплытия О. С. на родину. В дек. 1029 г. О. С. получил сообщение о том, что утонул ярл Хакон, к-рого Кнуд Великий после бегства короля назначил правителем Норвегии. Весной 1030 г. О. С. отправился обратно в Норвегию, оставив при дворе Ярослава Мудрого сына Магнуса (впосл. кор. Норвегии Магнус I Добрый). Получив поддержку в Швеции, О. С. с отрядом и с присоединившимися к нему шведами и норвежцами прибыл в Трёнделаг, где его встретило многочисленное войско бондов (по словам Снорри Стурлусона, самое большое из когда-либо собиравшихся). В битве у Стикластадира (ок. 90 км к северо-востоку от Тронхейма) О. С. был убит и тайно похоронен поблизости от места гибели. Многие из его сторонников, в т. ч. его сводный брат Харальд Сигурдарсон (впосл. король Норвегии Харальд III Суровый), бежали из страны. Почитание

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Ответ Священника. Никому не воздавай злом за зло, а лучше терпи; христианин в училище скорбей приобретает великую добродетель – терпение. Как нужна эта добродетель и среди людей, которых чувства и желания часто бывают так несходны и враждебны, и в различных случаях жизни, которые редко текут по нашим желаниям! Христианин должен быть кротким, благожелательным ко всем; но может ли это быть без терпеливости? Может ли быть, когда сердце его при всякой неприятности со стороны людей, будет раздражаться и исполняться горечью? Христианину нужно быть довольным во всяком состоянии, и вместе сознавать себя нищим, духовно смиряться глубже и глубже; и это невозможно без терпения; ибо где его нет, там слишком чувствительны неудовольствия, там недовольство, где недовольство, там являются желания неумеренные, корыстолюбие, честолюбие и зависть. 1029. Между умирающими людьми находятся ли такие, которые суть как бы средние между спасаемыми и погибающими? Вопрос прихожанина. Между умирающими людьми находятся ли такие, которые суть как бы средние между спасаемыми и погибающими? Ответ Священника. Несомненно, что многие из грешников освобождаются от уз ада не покаянием или исповедью, но за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы, воссылаемые о них Церковью, и особенно за безкровную жертву, которую Церковь ежедневно приносит вообще за всех живых и мертвых, так как и Христос умер за всех, душа по смерти не может освободиться или покоиться, и ничего произвести такого, что искупило бы ее от ада. 1030. Кто таковы Ангелы Хранители? Вопрос прихожанина. Кто таковы Ангелы Хранители? Ответ Священника. Это бесплотные духи, посылаемые Богом в служение каждому человеку, со дня вступления в благодатное царство, то есть со времен крещения, и остающиеся неразлучно с ним до самой его кончины, если только христианин своими поступками не отгоняет их от себя. Не станем же забывать Ангела Хранителя; не будем удалять его от себя нераскаянностью и беззаконием, и он не оставит нас до самой кончины нашей; и в час смертный, когда настанет время передать нас из школы воспитания Тому, Кто даровал нам жизнь и приставил к ней невидимого пестуна, мы сами узрим его радующимся и сопутствующим душе нашей в место радостей нескончаемых. 1030. Что ожидает людей, не исполняющих заповедей Божиих? 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Одним из первых был обращен святым Сигфридом король Олаф Шведский († 1022). Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции. Он был миссионером и проповедником в этой стране около 30 лет, крестил будущую благоверную княгиню Анну Новгородскую († 1050). Согласно Адаму Бременскому, святой Сигфрид прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 году Бремен. Согласно «Легенде о святом Сигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. В других источниках говорится, что святой Сигфрид был предположительно монахом (норвежского происхождения) в Западной Англии и в 995 году прибыл вместе с вождем викингов Олафом I в Норвегию. Затем он миссионерствовал в Швеции, где близ Упсалы крестил короля Олафа. Спасаясь от сопротивления крестьян, святой Сигфрид бежал на Готланд (южная Швеция). Там он основал первое шведское епископство в Сакара (северо-восточнее Гетеборга). В 1030 году святой Сигфрид посетил Бремен. Вероятно, святой принял мученическую кончину. Он был погребен в южной Швеции, мощи были в XVI веке уничтожены. Был одним из самых почитаемых покровителей Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Вместе со святым Сигфридом 15 февраля чтится память и его племянников: святых Винамана, Унамана и Сунамана († 1040) – все они были монахами из Англии, последовавшими за своим дядей в Швецию. Приняли мученическую кончину от рук язычников. – Здесь и далее примеч. пер. Ныне деревня Хейзелбери-Плакнет графства Сомерсет, где Вулфрик вел подвижническую жизнь с 1125 по 1154 год. На том месте, где он вел отшельническую жизнь, сегодня стоит относящаяся к XIV веку церковь во имя архангела Михаила и прочих небесных сил, в которой некогда пребывали его мощи. В миру Христина носила имя Феодора. Она родилась в Хантингдоне и еще в юном возрасте дала обет целомудрия. Она покинула родителей, пытавшихся ее насильно выдать замуж, и через некоторое время начала вести отшельническую жизнь сначала во Фламстеде, а затем в Маркьяте под руководством монаха святой жизни Роджера из монастыря Сент-Олбанс.

http://pravoslavie.ru/49268.html

При царе Василии Болгаробойце влияние Византии в Южной Италии было так значительно, что катепан Боиоян был в состоянии предпринять военную экспедицию по Адриатическому морю в славянские земли и возвратился из похода со знатными пленниками из Хорватии, которых отправил в Константинополь. В апреле 1025 г. снаряжена была экспедиция в Сицилию под предводительством евнуха Ореста, который должен был вместе с катепаном внести войну на остров Сицилию. Смерть царя расстроила предприятие, в котором должен был принять участие и сам Василий, и евнух Орест не оказался в состоянии исполнить предстоявшей ему задачи. Когда Орест потерпел в Сицилии поражение, правительство Константина VIII отозвало его, равно как и катепана Боиояна, назначив на пост катепана Христофора, и уже в 1029 г. Роман Аргир послал на место Христофора своего родственника патрикия Пофа, при котором произошли в Южной Италии чрезвычайно важные по своим ближайшим последствиям события. Граф Теано Пандульф и неаполитанский герцог Сергий, оба принадлежавшие к сторонникам Византии, подверглись нападениям со стороны герцога Капуи и искали себе союзников против сильного соседа. В это именно время впервые упоминаются норманны в качестве отряда военных людей, с которыми Сергий вступил в соглашение и пригласил их для этого в свое княжество. Райнульф, один из пяти братьев, которые пришли на зов Мели в 1017 г. и приняли участие в его войне с греками, вступил в союз с Сергием, женился на его сестре и в приданое за ней получил на севере Неаполитанской области небольшую местность Lavoro. В 1030 г. здесь построено было укрепление Аверса, которое было окружено рвом и стенами и из которого Райнульф постепенно завладел окрестной плодородной областью, составившей колыбель будущего графства. Постройка Аверсы составляет факт первостепенной важности в истории южноитальянских норманнов. Она отмечает заключение периода от 1016 до 1030 г., когда первые авантюристы, пришедши в Италию и не имея еще собственных владений, предлагали свои услуги то лангобардским князьям Капуи, Неаполя и Салерно, то настоятелю Монтекассинского монастыря, имевшему владельческие права над обширными землями, то, наконец, византийскому катепану.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

По завершении военной кампании К. В. отправился в паломничество в Рим и на Пасху (26 марта 1027) принял участие в имп. коронации Конрада II (1024-1039) папой Римским Иоанном XIX . Союз К. В. с герм. королями из Салической династии был закреплен браком сына Конрада II Генриха (впосл. имп. Генрих III ) с дочерью К. В. Гуннхильд (брак заключен летом 1036, уже после смерти К. В.). Из Рима король отправил англ. подданным письмо с описанием своих достижений (как и письмо 1020 г. оно, вероятно, было на древнеангл. языке, но сохр. лишь в лат. переводах в трудах англ. историков XII в. Уильяма Малмсберийского и Иоанна Вустерского - Treharne. 2012. P. 29-43). Он описывал свое посещение Рима как покаянное паломничество за совершённые ранее несправедливые дела. Вместе с тем он указывал, что добился от папы, императора, короля Бургундии Рудольфа и нем. баронов отмены поборов и пошлин с англ. паломников, направлявшихся в Рим. В преамбуле К. В. называл себя «королем всей Англии и Дании, норвежцев и части шведов». Этот титул, по-видимому, отражал его имперские амбиции, возникшие под влиянием посещения Рима и контактов с нем. имп. двором. К 1028 г. К. В. с помощью подкупа сумел привлечь на свою сторону большую часть норвеж. знати и решился на завоевание страны. Король отплыл из Англии с 50 судами, возможно, зашел в Данию за подкреплением, а затем совершил триумфальный поход на север вдоль побережья Норвегии до Нидароса (ныне Тронхейм), нигде не встретив сопротивления. Кор. Олав Святой, покинутый почти всеми приближенными, бежал в Швецию, а оттуда в Новгород. По-видимому, К. В. сделал своим наместником в Норвегии прибывшего с ним из Англии ярла Хакона Эйрикссона, представителя влиятельного рода ярлов Хладира. Спустя неск. месяцев после его скоропостижной смерти К. В. отправил в Норвегию наместником сына Свена (ему было ок. 15 лет) и его мать Эльфгифу (в норвеж. источниках - Альвива). Олав Святой решил воспользоваться гибелью ярла Хакона, чтобы вернуть престол. Весной 1030 г. он возвратился в Норвегию; 29 июля 1030 г. погиб в битве при Стиклестаде.

http://pravenc.ru/text/1841574.html

Σμφωνα με τον Αγιτατο Πατριρχη Κριλλο, οι αντιεκκλησιαστικς δυνμεις αποπερωνται σμερα τον κλονισμ της εντητος της οικουμενικς Ορθοδοξας, και οι αππειρες αυτς με σκοπ την τεχητ απσχιση της Ορθοδξου Εκκλησας της Ουκρανας απ το Πατριαρχεο Μσχας εναι σε θση να οδηγσουν στην καταστροφ πανορθοδξων διαστσεων. Ακολοθησαν οι παρεμβσεις των προσκεκλημνων απ τις κατ τπους Ορθδοξες Εκκλησες. Ο εκπρσωπος του Πατριαρχεου Αντιοχεας στη Μσχα Μητροπολτης Φιλιππουπλεως Νφων μετφερε στον Αγιτατο κ. Κριλλο αδελφικ χαιρετισμ του Προκαθημνου της Ορθοδξου Εκκλησας της Αντιοχεας και τις ευχς του για την επτειο. «Εναι πντοτε ευχριστο να εμαστε στην ευλογημνη πλη της Μσχας. Ευρισκμενοι κοντς σας και ανμεσ σας νιθουμε εκενο το τερστιο ενδιαφρον σας ναντι της Ορθοδοξας καθς και την υποστριξ σας προς τους χριστιανος της Μσης Ανατολς και της Εκκλησας μας σ‘αυτς τις χαλεπς εποχς», τνισε μεταξ λλων ο Μητροπολτης Νφων. «Μ διαιτραν χαρν φχθημεν ες τν πανμορφον κα στορικν Πλιν τς Μσχας δι ν συνεορτσωμεν τν 1030ην πτειον τς Βαπτσεως τν Ρς π το γου σαποστλου Πργκιπος Βλαδιμρου», ανφερε ο αρχηγς της αντιπροσωπεας της Ορθοδξου Εκκλησας των Ιεροσολμων Μητροπολτης Ναζαρ Κυριακς, ο οποος διαββασε τις συγχαρητριες προσρσεις και ευχς του Μακαριωττου Πατρρχη Ιεροσολμων Θεοφλου Γ’. Ακμη ο Ιερρχης τι  σημεωσε τι το προ 1030 ετν γεγονς «προσδωσε τν ναν ταυττητα το Ρσου, καλλιργησε τν ντητα μεταξ τς θντητος ατν προκειμνου να μεν λβητος κ τν περιτριγυριζντων ατος λλοεθνν κα λλοθρσκων, ο ποοι μ ασθματα μειονεκτικ παρηκολοθουν τν λλαγν τς πορεας τν γειτνων ατν κα τν προδον κα εημεραν ατν, οχ μνο ες τν λικν λλ κα ες τν πνευματικν τομα. Ατη το σθεναρ βσις κα τ θεμλια π τν ποων νοικοδομθηκε Μεγλη Ρωσα, ποα ως τν μερν μν κατχει διαιτραν θσιν ν τν δργειον». Ο Επσκοπος Νικορτσμντ Βαχτνγκ απ το Πατριαρχεο Γεωργας, αφο ευχθηκε στον Αγιτατο Πατριρχη Κριλλο εκ μρους του Μακαριωττου Καθολικο Πατριρχη πσης Γεωργας Ηλα Β’ τνισε: «Αυτς τις δσκολες ημρες με πειρασμος, πολμους, αιματοχυσα, μνο στην εντητα και την κοιν προσευχ θα μπορσουμε να ακουμπσουμε για να εξλθουμε της καταστσεως αυτς».

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5246777...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010