В алтаре этой церкви вставлены в стену три камня, составлявшие цельную доску престола, на котором один из священников близлежащего селения Беджаллы, во время совершения святой литургии, пролил на престол, сделанный по восточному обычаю из одного цельного камня, Св. Кровь по освящении Даров, – в ту же минуту этот престол чудесною силою разломился на трое, впитав в себя Св. Кровь и окрасившись ее цветом. Напротив церкви, на монастырской земле живет несколько арабских семейств, которые занимаются обработкой полей и виноградников из-полу, продавая или меняя на необходимые предметы причитающуюся им в уплату половинную долю сбора. Барский рассказывает и доселе сохранившееся предание, что в этом селении не может жить человек не христианской религии и если поселится турок, то на третий день умирает. Это предание, утвердившееся между арабами, делает то, что турки минуют Беджаллу, как бы зачумленную, и оттого жители ее, сравнительно, наслаждаются большею свободою и спокойствием. Предание, согласное с Библией , утверждает, что тут же в долине высланные Моисеем соглядатаи земли обетованной отрезали ветвь с гроздом винограда, которая была так велика, что они на шесте донесли ее в пустыню Кадес. (И в настоящее время встречаются подобные грозды). («Старый Иерусалим и его окрестности», стр. 374–377). В Каире Теперь главная церковь греков во имя Св. Георгия; там показывают руку Св. Великомученика и колонну, к которой он был привязан. Магометяне чтут память Св. Георгия, не смешивают его с пророком Илиею. (Путешествие А. С. Норова , т. I, ч. 1, стр. 171). Юрьев монастырь Мужской 1-го класса Юрьев монастырь, Новгородской епархии, в 3-х верстах от Новгорода, на весьма возвышенном и красивом берегу реки Волхова и речки Княжевы. Он со всех сторон виден на далекое расстояние, а в весеннее время, омываемый водами Волхова, Княжевы и озера Ильменя, отовсюду представляет приятный вид. Основание Юрьева монастыря относится к 1030 году. Великий князь Ярослав Владимирович I, нареченный в крещении Георгием, в честь своего Ангела, в 1030 году основал как город Юрьев после победы над Чудью, так и храмы в Новгороде и в Киеве. Из этих храмов Новгородский Георгиевский, вероятно, был деревянный, или же каменный, но не в больших размерах. После того, с 1092 г., построенный Ярославом монастырь был распространен, особенно же с того времени, как воздвигнута в нем каменная Георгиевская церковь .  Основание этой церкви или же, может быть, намерение построить ее, принадлежат правнуку Ярослава I-ro, Мстиславу Владимировичу, нареченному также Георгием, а само построение ее – сыну его Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архитектура Каталонии, не затронутой араб. завоеванием и тесным образом связанной с Францией и Италией, развивалась по особому пути. В XI в. Каталония оказалась первой территорией в И., где распространился романский стиль. Местная каталонская вариация была ответвлением ломбардской романской архитектуры. Объединенные в артели с отлично налаженными методами взаимодействия мастера (именовавшиеся в источниках «magistri comacini», вероятно, по одному из главных ломбардских центров - Комо) предложили тип строительства, сочетавший простоту строительных приемов с надежностью и репрезентативностью. В качестве материала использовался тонкий кирпич либо измельченный натуральный камень; строительный раствор отличался высоким качеством. Широко применялись цилиндрические и крестовые своды, и лишь большие пространства перекрывались деревянными кровлями. Для ломбардской романики характерны открытые наружу галереи (или их имитации), проходящие под карнизом апсид или реже трансепта и боковых нефов. Отдельно стоящие высокие колокольни были квадратными в плане, проемы оформлялись арочными (в т. ч. двойными и тройными) окнами, количество к-рых возрастало от основания колокольни к ее вершине. Устойчивой узнаваемой чертой является простая и ясная система декора - плоскостного, сведенного к широким лопаткам и карнизам из слепых арочек. Церковь Сан-Капрасио в Санта-Крус-де-ла-Серос. 1020–1030 гг. Церковь Сан-Капрасио в Санта-Крус-де-ла-Серос. 1020–1030 гг. Распространение романского стиля в Каталонии связано с деятельностью аббата Оливы , посещавшего Рим и ставшего инициатором перестройки неск. мон-рей. Среди ранних построек, к к-рым он мог иметь отношение,- церковь мон-ря Сан-Марти-дел-Каниго (франц. Сен-Мартен-дю-Канигу, Руссильон, Франция; после 997-1014 или 1026), 2-этажная 3-нефная базилика с каменными сводами в обоих ярусах: на крещатых столбах в нижнем и на колоннах в верхнем. В 1032 г. был освящен после перестройки собор монастыря Санта-Мария-де-Риполь (пров. Жирона; восстановлен в 1886-1893), крупнейшего в Каталонии.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1030-летие Крещения Руси — это событие, которое, я уверен, будут отмечать в каждой епархии, в каждом приходе Русской Православной Церкви, во всем мире. — Украинские власти обратились в Константинопольский Патриархат с просьбой о предоставлении автокефалии, то есть независимого церковного устройства, Украине. Президент Украины неоднократно заявлял о том, что автокефалию дадут к 1030-летию Крещения Руси. Может ли инициатива украинских властей встретить поддержку у кого-либо из семьи Поместных Православных Церквей? — Вопрос об украинской автокефалии сейчас очень политизирован: к настоящей церковной жизни Украинской Православной Церкви он имеет мало отношения. Начнем с того, что Украинская Православная Церковь и так самостоятельна в своем самоуправлении. Ее права шире, нежели права некоторых автокефальных Церквей в понимании той Церкви, которая предоставила им автокефалию. Украинская Церковь самостоятельно выбирает Предстоятеля и всех епископов, самостоятельно прославляет святых, открывает новые епархии, учреждает праздники, полностью независима от Москвы во всех вопросах организации своей внутренней жизни, в том числе и финансово-хозяйственных. Иерархи Украинской Церкви оказывают влияние на весь Московский Патриархат, поскольку принимают участие в работе его руководящих органов. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий — постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, и его голос в Синоде очень весом. Многие украинские иерархи состоят в наших Синодальных комиссиях — но никто из епископов российских епархий не присутствует в органах управления Украинской Церкви. Каноническая Церковь Украины за автокефалией в Константинополь не обращалась. Но Томос — это не документ «на предъявителя»: он выдается Предстоятелю конкретной канонической Церкви, уже существующей на своей территории. Предоставлять автокефалию безымянному конгломерату неканонических сообществ Украины, с канонически недействительной иерархией — это с точки зрения церковного права абсурд, путь в никуда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5244335...

государство в Центральной Европе (Венгрия) государство в Центральной Европе (Венгрия) Церковь получила от первого короля богатые земельные пожалования, была установлена десятина, первоначально целиком поступавшая епископу; по всей стране создали сельские приходы, каждые 10 деревень были обязаны построить храм (2-я книга законов Иштвана, 1030). В ранний период гос. право в В. включало в себя и церковное. Кор. Иштван не нуждался в содействии папы, как глава гос-ва он осуществлял инвеституру. Распространению христианства способствовало создание первых мон-рей и деятельность монахов-миссионеров. Еще при кн. Гезе началось строительство бенедиктинского мон-ря в Паннонхальме, посвященного св. Мартину, к-рый, по преданию, род. в Паннонии, в рим. г. Саварии (совр. Сомбатхей). При кор. Иштване мон-рь получил грамоту привилегий. В это же время были основаны бенедиктинские мон-ри в Залаваре (1019), Печвараде, Баконьбеле. При соборах и мон-рях создавались школы (первая - при Печском соборе), где обучали латыни по учебникам, присланным из Германии. Среди первых лат. миссионеров, прибывших в страну ок. 1020 г., был аббат венецианского бенедиктинского мон-ря Сан-Джорджо Маджоре Геллерт (лат. Gerardus), основавший мон-ри, школы, храмы. В 1030 г. он стал епископом Чанадским и, по преданию, Иштван поручил ему воспитание своего наследника Имре. Греч. правосл. Церковь имела особенно много сторонников в Трансильвании, в зап. частях королевства ее влияние было не столь значительно, хотя и там существовали мон-ри по вост. обряду. После раскола 1054 г. греч. Церковь надолго утратила свои позиции в В., ее институты прекратили существование к нач. XIII в., однако Православие сохранилось среди части населения, что послужило базой для его возрождения в связи с усилившейся в XIII в. валашской и серб. миграцией с Балкан. Период, последовавший за смертью кор. Иштвана, называют эпохой языческих восстаний. Бедняки связывали с появлением христианства ухудшение своего социального положения, а их недовольство было использовано князьями в борьбе за трон.

http://pravenc.ru/text/150197.html

28 июля 2018 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинева. В эти дни в митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви также прошли торжественные богослужения, праздничные и памятные мероприятия — конференции, концерты и открывались выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси (согласно решению Священного Синода от 14 мая 2018 года, журнал 16). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Всемилостивого Господа за великую милость просвещения народов стран исторической Руси светом Христовой истины. 2. Вознести молитву к святому равноапостольному князю Владимиру и ко всем святым в земле Русской просиявшим о странах наших и о народах их, о сохранении и укреплении веры православной среди потомков тех, кто принял Крещение в Днепровской купели. 3. Молитвенно воспомянуть всех прежде почивших благочестивых архиереев, священнослужителей и мирян Церкви Русской. 4. С надеждой вознести молитвы об уврачевании раскола в Украинской Православной Церкви и призвать наших братьев, вступивших на путь отделения, к возвращению в лоно Матери-Церкви. 5. Выразить сердечную благодарность Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору за личное участие в торжествах, посвященных 1030-летию Крещения Руси. 6. Благодарить Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна, Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию, Святейшего Патриарха Сербского Иринея, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Савву, Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава и Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона за направление на торжества в Москву и Киев официальных делегаций и представителей возглавляемых ими Поместных Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5283687.ht...

до 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 —1233. 1236–? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г.—1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., ( 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.). Никита II поставлен в 1113/1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., ( 1189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) —1198. Владимиро-Волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., ( 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 — 1122. Симеон рукоположен в 1123 г. — 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? — до 1229. Василий, Никифор , Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-Суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Сщмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156/1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 — 15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. — ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 — 1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. — ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. — 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 — в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 —21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 — 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн). рукоположен 28.03.1165 — 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий). избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187? прибыл в Новгород 31.05.1187 — 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 — 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 — 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович)

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

Перед причастием архиепископ Солнечногорский Сергий огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора: «Ваше Блаженство, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня совершенно особый день для всего нашего православного народа, предки которого приняли Крещение в Киевской купели. 1030 лет истории, которая исполнена была радостями и скорбями, победами и поражениями, но, несмотря на тяжелейший исторический путь, народ наш сохранил веру свою, свою национальную идентичность, сохранил свою культуру. И не просто сохранил, но многократно усилил. И сегодня Русь, русская культура... Когда говорю «русская», имею в виду и Украину, и Беларусь, и Россию, потому что все это и есть Святая Русь, и народ наш византийцы во времена святого князя Владимира называли «россами» — русскими. В этом смысле мы употребляем это слово. И потому хотел бы сказать, что сегодня эта наша общая культура и наша вера являются не только решающим фактором в сохранении нашей национальной духовной подлинности, но и фактором, обеспечивающим влияние народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, на весь мир. Мы радуемся тому, что сегодня Божественную литургию вместе с нами совершил Святейший Блаженнейший Патриарх и Папа Александрийский и всей Африки. Александрийская кафедра — вторая по чести среди всех Патриарших кафедр. И мы особо сердечно приветствуем Вас, Ваше Блаженство, потому что Вы говорите по-русски, понимаете по-русски, любите Русь Святую, потому что прожили в Одессе многие годы как представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, а именно в Одессе было это историческое Представительство Александрийской Церкви. И я радуюсь, что именно Вы сегодня вместе со своим московским собратом, с сонмом духовенства и верующего народа в самом сердце страны нашей, здесь, на Соборной площади в Кремле совершили Божественную литургию. Я сердечно Вас приветствую.

http://patriarchia.ru/db/text/5244432.ht...

Ярослав же се, якоже рекохом, любим бе книгам, многы написав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам. И ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы, и дая им от именья своего урок (т.е. содержание), веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и приходити часто к церквам, и умножишася прозвутери, людье хрестьяньстии» (там же, стр. 65–66). Равным образом, подобно отцу своему, Ярослав в 1030 году, прибыв в Новгород, «собра от старость и от поповых детей 300, и повеле учити книгам» (Новгор. летоп. под 1030 годом). Нечего разъяснять и без того ясные черты дела просвещения Руси при Ярославе во всех его подробностях. Мы скажем только то, что это просвещение было чисто церковное, религиозное и по объему начальное, простиралось на все сословия и состояния без различия, сосредоточивалось главным образом в церковных приходах, совершалось ближе всего под руководством или смотрением священников, имело для себя поддержку и в монастырях, а пособия в церковных и монастырских библиотеках, которые наполнялись книгами (рукописными), конечно, соответствующего же содержания. При этом самыми любимыми книгами для чтения, как мы уже отчасти и видели, были: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часослов, и некоторые другие из богослужебных книг; затем – Жития святых и Пролог; из творений свято-отеческих особенно творения св. Иоанна Златоуста , св. Ефрема Сирина  и нек. др. Книг так называемого светского содержания почти совсем не было или и они окрашивались характером религиозности и нравоучительности, каковы напр. летописи и т.п. Итак вот то достояние со стороны просвещения, которое Россия приняла во время оно от св. Кирилла и Мефодия чрез посредство православной Греции; вот в каком виде оно перешло к нам на Русь и привилось у нас. Наши предки не гнались за многим, а старались только о том, чтобы, заручившись начальными основаниями грамотности (на церковно-славянском языке) и счетоводства, основывавшегося также на церковно-славянской азбуке, перейти к чтению или, как говорилось тогда, к «почитанью» книг Божественных и вынести отсюда душевную пользу как чрез просвещение ума светом истины христианской, так и чрез укрепление воли в добре и чрез утверждение сердца в истинно христианских чувствованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

При этом он отдельно выделил Киево-Печерскую Лавру и Почаевскую как свои главные будущие приобретения. Это, конечно, очень пугает. Причем какая формула их захвата выработана Денисенко? Он сказал так: сейчас эти объекты находятся в собственности государства, государство отдало их в пользование УПЦ Московского патриархата, государство же сможет передать их этой новой единой поместной церкви, за которую так ратует Порошенко. Отъем Денисенко предполагает сделать через передачу собственности от одной общины верующих к другой. И это, конечно, очень сильная угроза, потому что мы знаем: так называемые общины УПЦ КП очень умеют драться за собственность. Уже много лет именно они провоцируют на Украине конфликты с драками за церковные здания и собственность. Драки происходят с вызовом ОМОНа, с увечьями – люди  буквально сражаются за храмы. Никифоров : - Но все-таки им не удается захватить храмы, их отстаивают и местные общины, и окормляющая их Церковь. Настоящая, каноническая, благодатная, Украинская Церковь возглавляемая митрополитом Онуфрием, показала свою силу этим летом. 27 июля, когда на 1030-летие православным позволили отметить 1030-летие Крещения Руси, на крестнй ход 250 тысяч человек вышло. И это при том невероятном давлении со стороны государства, не желавшего «марша московских попов» - давлении информационном, политическом, общественном. Православным из провинции отказывали в автобусах, священники УПЦ МП открыто жаловались на саботаж транспортных компаний. Но люди приехали сознательно – используя любые транспортные средства, за свой счет. Бабич : - Совершенно верно. Напомню нашим слушателям, как это происходило. Два дня продолжилось празднование. 27 июля УПЦ МП призвало своих сторонников приехать в Киев – и приехало так много людей, что на крестный ход вышли 250 тысяч человек. Трудности были чрезвычайные и, естественно, никто из правительственных чиновников на крестны ход не пришел. Зато на следующий день 28 июля в Киеве при поддержке украинских властей собрались не только сторонники денисенковской УПЦ КП, но и просто верная власти массовка. Вот в этом шествии принял участие и сам президент Порошенко, и другие представители украинского правительства. Тем самым недвусмысленно дав понять, кого они поддерживают. Никифоров : - Конечно. Это было сделано нарочито, вызывающе. Посмотрите, на крестном ходу УПЦ МП 27 июля даже на телевизионном видео было видно, что  идут церковные люди, знают, как себя вести. А на следующий день 28 июля, когда Порошенко и Тягнибок с УПЦ КП вышли на свое шествие, все выглядело очень похоже на то, как у нас собирают людей на митинги в поддержку мэра или какого-то другого начальства - по червонцу дали, собрали по разнарядке, по списку, пригрозив тем, кто не придет. Люди выходят не под хоругвями, а под жовто-блакитными знаменами, глядят скучно, на вопросы отвечают однообразно. Видно, что это студенческая молодёжь, которую пригнали, плюс какая-то проплаченная публика.

http://radonezh.ru/2018/08/28/tomos-razd...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН († I в.), сщмч. (пам. 30 окт., пам. визант. 31 окт.), еп. Сиракузский. Этому святому посвящен ряд источников, наиболее ранним из к-рых является кондак гимнографа Григория, жившего во 2-й пол. VII в. Вторым по времени создания произведением в честь М. служит Похвальное слово (BHG, N 1030). Его обычно датируют периодом между нач. VIII и сер.- кон. IX в. ( Longo. 2003. Р. 78; Re. 2011. Р. 232); гипотеза А. Мессины о появлении этого текста в норманнский период, в кон. XI - нач. XII в., не получила широкого распространения. Легенды об апостольском происхождении Сицилийской Церкви возникли довольно поздно, по крайней мере о них не упоминается ранее кон. VII в., когда было составлено Житие свт. Зосимы Сиракузского († 662). В этом произведении говорится о почитании на острове мц. Лукии , но сведений о М. и его апостольской миссии нет. Впервые эта легенда появляется в Похвальном слове М. (BHG, N 1030) и в Житии сщмч. Панкратия Тавроменийского (BHG, N 1410). В Похвальном слове говорится, что из Антиохии ап. Петр послал учеников на проповедь в разные страны. М. был рукоположен им во епископа и отправлен в Сиракузы на Сицилию. Он поселился на краю города в пещере Пелопия, «где ныне находится драгоценная гробница святого и источает множество чудесных исцелений» (ActaSS. 1698. P. 789). Недалеко от пещеры, к югу, в сторону моря, была расположена синагога. М. выбрал эту пещеру для жительства, считая, что соседство поможет обращению иудеев. Послушать его собиралось множество народа, и он творил чудеса именем Христовым. М. обратил жителей-язычников в христианство, разрушил идольские капища и воздвиг христ. храмы. Однако проповедь М. вызвала ненависть местных иудеев, к-рые убили епископа. Автора Похвального слова не смущает, что ученик ап. Петра пострадал при имп. Валериане (253-260) и имп. Галлиене (260-268, соправитель отца с 253), начавших гонения христиан ок. 258 г. (ActaSS. 1698. P. 790). Он отмечает, что при Валериане пострадал и Либертин, еп. Акрагантский (BHL, N 4909; пам. зап. 3 нояб.). Много лет спустя Сиракузский еп. Феодосий (упом. в источниках в 680-681), собрав народ и духовенство, отправился крестным ходом в пещеру, где был похоронен М., воздвиг там св. престол, освятил его и совершил Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/2562342.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010