бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 08.12.1877 по 23.05.1879 на покое; 06.11.1883 бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 23.05.1879 по 07.06.1885 епископ Вятский и Слободской; 24.12.1894 бывший епископ Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии с 07.06.1885 по 25.11.1889 епископ Волынский и Житомирский; 13.04.1902 Владимир (Петров), епископ бывший епископ Ставропольский и Екатеринодарский с 25.11.1889 по 07.05.1892 архиепископ Казанский и Свияжский; 02.09.1897 Владимир (Никольский), епископ бывший епископ Пермский и Соликамский с 07.05.1892 29.12.1900 Викарии Нижегородской епархии Балахнинские епископы Викариатство учреждено 11 мая 1866 года Имена Сведения рукоположен с 17.07.1866 по 29.08.1867 епископ Орловский и Севский; 24.12.1894 Поликарп (Гонорский), епископ рукоположен с 14.01.1868 по 08.11.1886 на покое; 07.03.1891 рукоположен с 04.01.1887 по 28.10.1887 епископ Балтский, викарий Подольской епархии; 17.03.1908 Агафодор (Преображенский), епископ рукоположен с 28.02.1888 по 02.03.1891 епископ Сухумский; после 1919 Иаков (Пятницкий), епископ рукоположен с 28.04.1891 по 29.09.1892 епископ Уманский, викарий Киевской епархии; 1922 рукоположен с 25.10.1892 по 03.09.1893 епископ Курский и Белгородский; 12.04.1904 Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года. Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Имена Сведения Иоаким (Корсунянин), епископ, свт. бывший епископ Константинопольский около 992 не рукоположен 1030/1031 около 1035 Лука (Жидята), епископ, свт. рукоположен с 1036 (1030, 1037) 15.10.1059 (1060) Стефан, епископ рукоположен 1068 (1069) (убит) Феодор, епископ рукоположен 1077 (1078) Герман, епископ, свт. рукоположен 1096 (1095) Никита, епископ, свт. рукоположен 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин), епископ управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; неизвестно Нифонт, епископ, свт. рукоположен архиепископ с 1130 (1129) по 1149 сослан в монастырь, освобождён князем Юрием Долгоруким; 08.04.1156

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевском соборе, Крестовоздвиженском соборе, Спасском соборе (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников. Западный братский корпус Свято-Юрьев монастырь - православный мужской монастырь близ Великого Новгорода. До 1918 г. имел статус первоклассной обители. Основан в 1030 г. князем Ярославом Мудрым. В центре монастырского двора находится Георгиевский собор 1119 г.п. Рядом с ним каменная беседка с резной чашей святого источника. Северо-западнее собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, с примыкающими к ней настоятельскими покоями. На юго-востоке расположен белый Орловский братский корпус. В северо-восточный угол монастырских стен встроен Крестовоздвиженский собор. Западный братский корпус Свято-Юрьева монастыря был возведен в 1819-1826 г.г. После постройки здание использовалось под хлебный склад. В 1940-х г.г. здесь помещалась конюшня. Корпус представляет собой небольшое одноэтажное здание. Памятник не имеет большой художественной ценности, но является составной частью архитектурного комплекса Юрьева монастыря. Имеет элементы декора, не встречающихся в других зданиях монастыря. Реставрация здания корпуса проводилась в 2008-2015 г.г. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Ансамбль Юрьева монастыря (XII-XIX в.в.) расположен в южных окрестностях Новгорода, на левом берегу Волхова. Это один из древнейших Новгородских монастырей. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (1992 г.). Юрьев мужской монастырь - самый крупный из новгородских обителей. По преданию, монастырь при истоке Волхова из озера Ильмень заложил князь Ярослав Мудрый (во святом крещении Георгий) в 1030 г. Имя Юрий - фонетический вариант имени Георгий, возникший из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г’]. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий. Отсюда и название монастыря – не Георгиевский, а Юрьевский.

http://sobory.ru/article/?object=00164

По мнению проф. А. Тахиаоса, это сообщение заимствовано из более древних, не сохранившихся до наших дней, афонских актов и «восходит к древней славянской традиции, возродившейся в XVI веке». И хотя сами эти упоминания XV-XVI вв. об основании и устроении св. кн. Владимиром древнерусского монастыря на Афоне не могут служить прямым подтверждением данной версии, однако в контексте сведений святогорского Акта 1016 года являются важным дополнением к имеющимся известиям. Преемником упомянутого в Акте 1016 г. игумена Герасима был, по всей видимости, игумен Феодул, оставивший свою подпись на взаимном акте обителей Есфигмен и Ксилургу за 1030 год. Об этом известно из соответствующего Акта, хранящегося в архиве Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Своего наибольшего расцвета древнерусская обитель на Афоне достигла при сыне Владимира – Великом князе Киевском Ярославе Мудром. Об этом мы можем судить из сохранившихся в архиве «Руссика» документов за 1030, 1048, 1070 и 1142 гг. Так в акте 1048 года, как уже было сказано, византийский император Константин IX Мономах именует русскую обитель Богородицы Ксилургу «Царской Лаврой». Из этого же документа мы узнаем, что Русский монастырь в спорных вопросах имел право непосредственно обращаться к самому императору, минуя Протат Святой Горы, что было запрещено другим афонским обителям. Уже в этот период «Руссик» имел развитое хозяйство и содержал работников. У него была пристань, суда, хлебная пашня, мельница, собственная дорога от пристани до монастыря. Говоря о древнерусском монастыре на Афоне, невозможно обойти вниманием и факт принятия монашеского пострига на Святой Горе прп. Антонием Печерским. Этот подвижник имеет особое значение в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов». Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Православной Церкви и Киевской Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2625

27 и 28 июля 2018 года в Русской Православной Церкви состоялись торжества по случаю 1030-летия Крещения Руси. В праздновании в Москве приняли участие официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором, Антиохийской — во главе с митрополитом Филиппопольским Нифоном, Иерусалимской — во главе с митрополитом Назаретским Кириаком, Грузинской — во главе с епископом Никорцминдским Вахтангом, Сербской — во главе с епископом Бачским Иринеем, Болгарской — во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом, Кипрской — во главе с митрополитом Пафосским Георгием, Албанской — во главе с митрополитом Фиерским и Аполлонийским Николаем, Польской — во главе с архиепископом Вроцлавским и Щецинским Георгием, Чешских земель и Словакии — во главе с архимандритом Серафимом (Шемятовским). 27 июля в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегациями Поместных Православных Церквей. Предстоятель Русской Православной Церкви также имел отдельную встречу с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, члены делегаций Поместных Православных Церквей вместе с сонмом архиереев и духовенством Русской Православной Церкви совершили на Соборной площади Московского Кремля Литургию, которую возглавили Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а по окончании богослужения — крестный ход к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади, где состоялся молебен. В крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру и в молебне Крестителю Руси принял участие Президент России В.В. Путин. В тот же день в трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся торжественный прием в честь дня Крещения Руси. Праздничные мероприятия по случаю 1030-летия Крещения Руси прошли в Киеве. В торжествах приняли участие делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской — во главе с митрополитом Иринупольским Димитрием, Иерусалимской — во главе с архиепископом Иорданским Феофилактом, Грузинской — во главе с митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом, Сербской — во главе с епископом Моравичским Антонием, Румынской — во главе с протоиереем Иоанном Пицурой, Болгарской — во главе с митрополитом Старозагорским Киприаном, Кипрской — во главе с епископом Арсинойским Нектарием, Албанской — во главе с митрополитом Эльбасанским Антонием, Польской — во главе с епископом Гайновским Павлом, Чешских земель и Словакии — во главе с архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием, Православной Церкви в Америке — во главе с протоиереем Даниилом Андреюком.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5283691...

В рамках торжеств 30 сентября в Ярославле в онлайн-формате прошла Международная научная конференция «Духовная миссия, цивилизационная идентичность и ценностно-смысловые аспекты истории Ярославско-Ростовской епархии в X-XXI вв.». Участников конференции приветствовал митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. «В X веке в Ростове Великом крестили жителей города. Начиналась новая страница в истории этих земель и в истории Северо-Восточной Руси. Тогда зарождалась новая цивилизация, плодами которой мы пользуемся и в настоящее время. Чем стала эта цивилизация для всех поколений людей, которые жили в границах Святой Руси, а потом и в пределах Московского государства и Российской империи, а ныне — в России? На каком основании она строилась, каким ценностями руководствовалась на протяжении всех веков своего существования? Ответы на эти вопросы, с одной стороны, как кажется, очевидны, но, с другой — вызывают много споров и дискуссий. И это не случайно. Вопрос об основаниях и ценностях — это всегда вопрос о выборе и цивилизационном пути развития», — отметил архипастырь. Были оглашены приветствия участникам форума ректора Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова А.И. Русакова, председателя  Императорского православного палестинского общества С.В. Степашина , председателя Ярославской областной Думы М.В. Боровицкого, заместителя губернатора области А.Ю. Шабалина, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.В. Березкина. После пленарного заседания конференция продолжилась в секционном формате. На форуме прозвучали доклады об архиереях, подвизавшихся на Ярославской и Ростовской кафедрах, о церковно-приходских школах, миссионерской деятельности и влиянии Церкви на благотворительность жителей региона, о приходской и монастырской жизни. На сайте Ярославской митрополии размещена видозапись конференции . 3 октября в Ярославском концертно-зрелищном центре «Миллениум» прошел праздничный вечер в честь 1030-летия Ярославской митрополии, участниками и гостями которого стали митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, представители государственной власти, общественные деятели, священнослужители и монашествующие, прихожане храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5849324.ht...

        " Посмотрите, насколько живо православие в Беларуси. Сколько нас собралось! Посмотрите, сколько сейчас народа идет. Колонна растянулась на несколько километров. Идет несколько тысяч " , - поделился впечатлениями с корреспондентом БЕЛТА руководитель оргкомитета крестного хода Сергей Мелешко. Из Заславля вышли примерно 400 человек, а в Минске присоединились несколько тысяч верующих. Сергей Мелешко признался, что сейчас, когда крестный ход завершился, сердце наполняет тихая радость. Он отметил, что было нелегко. " Вечером приходим к месту ночлега, некоторые люди даже до трапезы дойти не могу. И думают, как они завтра пойдут. И начинается молитва, начинаем идти и эти люди вновь идут до вечера. Вечером умирали, а утром воскресали и шли дальше " , - сказал он. Второй день оказался самым сложным: верующие прошли 46 км.         Очень большую поддержку участникам шествия оказал приезд митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. В четвертый день молитвенного шествия, 22 августа, владыка возглавил крестный ход, пройдя с верующими несколько километров. Крестный ход начался 19 августа в праздник Преображения Господня от Свято-Успенского Жировичского монастыря. Крестоходцы за восемь дней посетили 18 храмов в четырех епархиях и прошли около 250 км.     В Минске сегодня, в День обретения Минской иконы Божией Матери, проходят торжества, приуроченные к празднованию 1030-летия православия на белорусских землях и Году исторической памяти. Для гостей праздника среди прочего будут работать выставка-ярмарка " Кладезь " , мастер-классы народных ремесленников, фотовыставка " Связь времен " к 1030-летию православия на белорусских землях (Верхний город). Всем желающим будут предложены обзорные экскурсии по историческим местам города " Минск православный " .   Организаторы торжеств - Минская епархия Белорусской православной церкви, Свято-Елисаветинский женский монастырь, Минский городской исполнительный комитет.   Минская икона Божией Матери - одна из главных и наиболее почитаемых православных святынь белорусской земли, согласно преданию была обретена в 1500 году на водах Свислочи. С тех пор икона неотлучно пребывает в Минске. Прихожане всегда относились с большим благоговением к святому образу, сумели сберечь его во время гонений на веру и в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, где и находится по сей день.-0-

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

«И вот мы прожили непростые 1030 лет, — продолжил Его Святейшество. — Было почти 300-летнее иноземное иго, были междоусобные войны, социальные и политические потрясения, революции. Происходили страшные войны, которые называются мировыми. Если сегодня, в XXI веке, мы празднуем 1030-летие Крещения Руси, то это значит, что Бог действительно присутствует в истории, и благодать Божия присутствует в нашем народе. Рука Божия видна в истории, потому что мы должны были быть другим народом и совсем другой страной, и неизвестно, насчитывали бы мы тогда более тысячи лет своей истории». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на то, что празднование этой годовщины, помимо исторического, имеет также большое духовное значение и с благодарностью отметил участие в предстоящем торжестве Блаженнейшего Патриарха Александрийского и представителей других Поместных Православных Церквей. «Завтра мы совершим Божественную литургию на Соборной площади в Кремле, затем пройдем торжественным крестным ходом к памятнику святому князю Владимиру — этот памятник сравнительно недавно был поставлен рядом с кремлевской стеной. Мы будем иметь возможность обратиться со словами к людям, но самое главное — вместе помолиться, прославить Господа за милость, которую Он излил над народом нашим, испросить у Него помощь и благословение на дальнейшее историческое странствие по пока не ведомым для нас историческим путям, но с надеждой на милость Божию и на Его благодатную помощь». Поблагодарив за добрые слова и сердечный прием, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, в частности, сказал: «Я предвкушаю, что Александрия снова и снова еще не один раз будет вместе с Москвой: Александрийская Церковь, которая несет на себе груз мученичества, богословия, тысячелетней истории, а рядом с ней — Московский Патриархат, исполненный силы и живого свидетельства». Его Блаженство обратил внимание собеседника на роль в истории трех великих личностей: «Александр Македонский был небольшого роста, но очень сильным человеком, он изменил историю мира.

http://patriarchia.ru/db/text/5244149.ht...

Поэтому представление летописцев о разрушении требищ прибывшим в Новгород епископом Иоакимом и сокрушении им идола Перуна является, вероятнее всего, попыткой новгородских книжников середины XII в. реконструировать события конца X в., используя существовавшие к тому времени источники – летописный рассказ о крещении киевлян и сведение перечня Новгородских владык о Иоакиме как первом местном епископе. До учреждения митрополии в Киеве, очевидно, были только «корсунские попы», относившиеся, по всей видимости, к Херсонесской епархии Константинопольского Патриархата. Одним из них, несомненно, был Иоаким. Владимир приставил херсонесских священников к построенной им Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве, о закладке которой говорится под 989 г., а об освящении – под 996 г., назначив их главой Анастаса Корсунянина, вероятнее всего, также священника (который по статусу и должен был возглавлять соборный клирос) . В Константинополе после смерти в 991 г. Патриарха Николая Хрисоверга следующий Патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. (занимал кафедру до 998 г.) , что совпадает с летописной датой. При Патриархе Сисинии, вероятнее всего, и был поставлен 1-й русский митрополит, с участием которого были, в свою очередь, хиротонисаны 1-е русские епископы , в том числе, очевидно, Иоаким . Обращает на себя внимание статья ПВЛ 997 г. Князь Владимир в этом году посетил Новгород: «Володимеру шедшю Новугороду по верховьниевое на Печенегы», т. е. за воинами для борьбы с печенегами, напавшими на Белгород . Не мог ли этот визит также быть связан с учреждением Новгородской епископии, требовавшей участия князя для утверждения авторитета архиерея среди новокрещеного народа (ср. ниже о поставлении епископа Луки)? По-видимому, неслучайно это сообщение следует за известием об освящении Десятинной церкви в Киеве, установлении десятины и советах с епископами . Но если так, то 42 года святительства Иоакима, которые указал составитель перечня епископов конца XI в. , должны были закончиться не в 1030, а в 1038–1039 г., что представляется невероятным, учитывая весь комплекс летописных сообщений. Видимо, в отличие от других сведений начальной части списка (о том, что Иоаким был «Корсунянин», о деятельности его ученика Ефрема и т. д.) это сведение носит искусственный характер, и, по всей видимости, основано на существовавшей к концу XI в. летописной хронологии (989+42=1030, учитывая использование «включающего счета») .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Из большого количества поданных работ мы отобрали в этом году целый ряд научных трудов в самых разных областях, за них присуждены премии — первая, вторая и третья. Забелинская премия — это один из способов выразить благодарность историкам и в то же время поставить знак качества на те труды, которым присуждается награда. Почему так важно обращаться к истории? Если мы не будем хорошо ее знать, то не станем двигаться вперед. Если не будем изучать уроки истории, в том числе ошибки, которые совершались в прошлом, то станем вновь и вновь повторять эти ошибки. Почти каждый год мы вспоминаем те или иные юбилейные даты. Например, в этом году будет отмечаться 1030-летие Крещения Руси. Для нас это не просто воспоминание о событии более чем тысячелетней давности, но и возможность задуматься о том, какое влияние оказала христианская православная вера на наш народ, на культуру, на нашу историю на протяжении этих 1030 лет. Это и возможность задуматься о том, что произошло за последние три десятилетия, которые мы называем эпохой второго Крещения Руси, потому что именно в 1988-м, в год 1000-летия Крещения Руси, начался тот период духовного и религиозного возрождения, который мы переживаем и ныне. Еще одна важнейшая памятная дата этого года — столетие расстрела царской семьи. Это событие по человеческим меркам ужасное и трагическое, но Церковь по-своему взглянула и на это событие, и на всю жизнь последнего русского государя и его семьи. Неслучайно царская семья причислена Церковью к лику страстотерпцев — тем самым была воздана дань нравственному подвигу этих людей, которые жили и умерли для своей Родины. Каждый год наполнен для нас историческими воспоминаниями, при этом наше обращение к прошлому — одновременно и обращение к будущему. Всякий научный труд, который посвящен тому или иному историческому событию, есть одновременно призыв к современникам и к будущему поколению изучать историю, вникать в нее, изучать уроки истории, не повторять допущенных ранее ошибок и двигаться вперед. Я хотел бы пожелать помощи Божией в трудах всем, кто принял участие в этом конкурсе, и всем, кто сегодня получит награды. Не останавливайтесь на этом, продолжайте трудиться и тем самым приносить пользу нашему Отечеству и всему нашему народу».

http://patriarchia.ru/db/text/5217033.ht...

Что касается Иоанна Цимисхия, то он отказался от своего обещания жениться на стареющей императрице. Вместо этого вероломный негодяй заставил ее уйти в монастырь, в то время как он, как и тот, которого убил, также стал знаменитым и успешным полководцем, который победил славян в Болгарии, захватил Дамаск и Бейрут и не потерпел никаких поражений, пока арабская армия, сражавшаяся в священной войне, не положила конец его подвигам за пределами Иерусалима в 976 году. Он внезапно и неожиданно умер в том же году в возрасте пятидесяти одного года. В 1030-х годах на византийском небосводе появился новый полководец, Георгиос Маниакес, возжелавший начать собственную священную войну и отвоевать у мусульман некоторые территории, в частности, Сицилию, которые они на несколько веков присвоили себе. Недавно он спас имперскую армию, возглавляемую императором Романом III, от неминуемого поражения от арабов в Сирии. По совету Гарольда Хардрады, норвежского наемника, который стал его главным военным советником и, будучи викингом, знал все об океане, Маниакес решил начать морскую кампанию и напасть на Сицилию. Гарольд Хардрада был братом святого Олафа, короля Норвегии, убитого в сражении против короля Канута (того, кто приказывал волнам перестать плескаться у его ног 87 ) в 1030 году. После смерти брата в битве при Стиклестаде он отправился на юг через Русь в Константинополь и, будучи королевских кровей, получил командование варягами на византийской службе. Он служил в основном на море, сражаясь с мусульманскими пиратами у анатолийского побережья и совершая набеги на берега Северной Африки. Высадка на Сицилии в 1035 году стала продолжением этих морских набегов. Византийские солдаты, состоявшие в основном из смешанных сил итальянцев и норвежцев, одержали победу при Раметте (1038) и два года спустя при Драгине. Но постоянной высадки на сицилийский берег не произошло, возможно, потому, что византийцы в то же время вели еще одну войну в южной Италии против норманнов, которых Маниакес разгромил в битве при Монополи близ Неаполя в 1042 году. А может, то случилось из-за запутанных интриг против императора Михаила V при византийском дворе трижды замужней императрицы Зои, постаревшей красавицы, которую любили толпы Константинополя, но которая не терпела своего мужа-императора. Он хотел стать единоличным правителем империи и пытался упрятать свою жену в монастырь. Вместо этого она отправила его в монастырь, предварительно поручив Гарольду Хардраду выколоть ему глаза. Почему-то воин-викинг оказался замешан во многих скандалах в Константинополе. Он сколотил огромное состояние, был обвинен в коррупции и похитил племянницу Зои, Марию. Но, возможно, его старый друг Георгиос Маниакес отвернулся от него.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010