Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде Крестного страдания Господь, разделяя на Тайной вечере трапезу со Своими учениками, передал им таинство Своего Тела и Крови (Св. Дары) в сущности хлеба и вина (in panis et vini substantia) и заповедал совершать таинство Евхаристии «в воспоминание Своего святейшего страдания» (16). «Таинства (или Св. Дары.- А. Ф.) нашего искупления,- пишет В. С.,- поистине» суть Тело и Кровь Господни; и следует верить, что они есть «залоги» того совершенного единства, к-рое верующие, как члены Тела Христова, имеют со своей Главой уже сейчас в надежде, а в будущем и в действительности (17). Нет ничего более точно выражающего это единство членов тела со своей Главой, чем «эти виды»: хлеб и вино; ведь как единый хлеб приготавливается из множества зерен и вино - из множества ягод, так и Тело Христово образуется из множества святых, соединенных воедино (16). Характерно, что у В. С. не встречается никаких следов учения о пресуществлении Св. Даров (см. Транссубстанциация ), начало к-рому было положено его современником Пасхазием Радбертом . В. С. свидетельствует, что в его время в Зап. Церкви существовала тенденция совершения таинства Евхаристии неск. раз одним и тем же священником в один и тот же день. По мнению В. С., чем чаще совершается воспоминание спасительных страданий Христовых, тем легче склонить Бога к милосердию (21). Историко-агиографические 1. «Vita Sancti Galli» (Житие св. Галла, в 2 кн.; между 817 и 837 - PL. 114. Col. 975-1030) - житие основателя и первого настоятеля мон-ря Санкт-Галлен . Было написано по просьбе Гозберта (Гоцперта, Госберта), настоятеля мон-ря Санкт-Галлен, на основе более ранней версии жития VII-VIII вв., а также ее новой редакции, сделанной Веттином в 816 или 824 г., и рассказов о чудесах св. Галла, «собранных монахом Гозбертом». 2. «Vita Sancti Othmari» (Житие св. Отмара - PL. 114. Col. 1030-1042) - житие настоятеля мон-ря Санкт-Галлен Отмара († 759), также представляющее собой переработанную В. С. раннюю версию, к-рая была написана в 834 или 838 г.

http://pravenc.ru/text/153899.html

прославлен как святой) и по навыку к пастырскому учительству, особенно важному в новгородском пастыре того времени (в его поучении видна привычка к катехизации, очевидно, автор не в первый раз брался за учительное слово). Со стороны новгородцев не слышно протеста против такого предпочтения Луки, следовательно, замену одного кандидата другим они находили допустимой. Ярослав мог узнать Луку за время своего княжения в Новгороде до 1019 г. (когда он перешел на великокняжеский киевский стол). Летопись не говорит, что было после этого с Ефремом, не отмечает также, что он умер; по всей вероятности, он удалился или был удален Ярославом куда-нибудь в другое место. Так по крайней мере можно судить по дальнейшим обстоятельствам в жизни Луки (см. ниже). 12 Существует несколько мнений о времени избрания и рукоположения Луки. Называют годы 1030, 1033, 1034, 1035, 1036 и 1037, как годы вступления Луки на кафедру. Все летописи согласно показывают, что Лука был епископом 23 года; почти все наиболее достоверные, годом смерти считают 1059; отчисляя отсюда 23 года, получаем 1036 г. 13 Во всяком случае нельзя допустить, чтобы Новгород того времени мог довольствоваться одним Софийским храмом, после того, как храм св. Софии, построенный Иоакимом, в 1049 году сгорел (П. С. Л. III, 121, 208), а храм св. Иоакима и Анны, как думают, вошел в состав храма Софийского, как один из его приделов. Хр. Чт. 1853. I., Странник 1865, 23, 25 стр. П. С. Л. III, 203–210. И на основании летописных данных построение храмов во время епископства Луки возможно представить в обширных размерах. Под 1030 г. в летописи сообщается, что Ярослав приказал собрать от старост и от поповых детей 300 человек и учить их книгам. Дети эти могли прийти в соответствующий священству возраст только при епископе Луке. Следовательно, Лука имел надобность строить или проще рубить весьма много церквей. Есть церкви и даже монастыри, которые прямо возводят свое основание к первой половине 11 века (предание о Борисоглебском, Новоторжском монастыре, в г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Текст Устава сохранился только в редакции не раньше конца XII в. Редактор сделал Фотия современником Владимира, а в качестве русского митрополита в разных списках называются то Михаил, то Леон (см.: Гл. 4. 1). Молчание грамоты, данной Десятинной церкви, о современном св. Владимиру Константинопольском патриархе соответствует реальности. Патриарший престол в 995 г. был вакантным: Николай Хрисовергумер в 991 г., а его преемник Сисиний был поставлен только в 996 г. Видимо, и Киевского митрополита тогда еще не было. Не упоминает о нем и летописная статья об освящении Десятинной церкви. В течение 989–996 гг. Русская церковь должна была как-то управляться. Предположение об участии в управлении Херсонского архиепископа выдвигалось давно. Полемизируя с этой точкой зрения, А. Поппе отмечает, что согласно нотациям Константинопольского патриархата Херсонский архиепископ никогда не имел подчиненных ему суффраганов. 676 Однако из писем патриарха Николая Мистика (901–907, 912–925) видно, что этой архиепископии придавались и миссионерские обязанности. 677 Одной из официальных мотивировок похода на Корсунь была необходимость привести на Русь учителей для народа. Владимир вполне мог настаивать на включении Корсуня в состав своих владений именно как центра христианского просвещения Руси. В летописях под 988 г. говорится, что св. Владимир вывез из Корсуня иконы, священные сосуды и мощи святых, в том числе св. Климента, папы римского, и его ученика св. Фива. В Новгородской 1 летописи младшего извода под 989 г. сказано, что Владимир привел на Русь митрополита, не названного по имени, и епископов. Именно из херсонитов был первый новгородский владыка, Иоаким Корсунянин. Согласно перечню епископов, помещенному перед основным текстом Новгородской 1 летописи по Комиссионному списку, Иоаким пробыл им 42 года. В Первой подборке Новгородской Карамзинской летописи смерть Иоакима датирована 1030 г. Из перечня известно, что какое-то время кафедра оставалась незанятой, а вместо епископа был его ученик Ефрем, учитель новгородских детей, один из которых и стал летописцем. 678 Преемник Иоакима на новгородской кафедре Лука Жидята согласно «Повести временных лет» был рукоположен в 1036 г. Учитывая обычные погрешности в один год при расчете лет, даты поставления и смерти Иоакима можно поместить между 989/990 и 1030/1031 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из житийных списков известно, что на Афон преподобный Антоний (в миру Антипа; род. 983) прибыл еще в совсем юном возрасте (ок. 1000 г.). Уже в 1013 году он в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы. Побыв немного в Киеве, в 1015 году, вследствие междоусобной смуты после смерти святого князя Владимира и убийства святых Бориса и Глеба, он снова возвратился на Афон, где подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим - после 1051-го). Как бы там ни было, очевидно, что родоначальник древнерусского монашества начинает подвизаться на Святой Горе до 1013 года. Подобные путешествия с Руси на Афон в те времена невозможно было совершать самостоятельно. Поэтому, несомненно, преподобного Антония должны были сопровождать в столь дальних и небезопасных странствиях и другие спутники. Всё это подтверждает, что первые русские монахи появились на Афоне задолго до 1013 года. По всей видимости, именно они и составили в 1016 году братию первого древнерусского афонского монастыря, игуменом которого был вышеупомянутый Герасим. Судя по всему, именно он и был духовным наставником и старцем молодого Антония, постригшим его в иночество и позже благословившим основать «представительство» русского святогорского монастыря Успения Богородицы в Киеве. Преемником преподобного игумена Герасима был, по всей видимости, игумен «Русика» Феодул, оставивший свою подпись на взаимном акте обителей Есфигмен и Ксилургу за 1030 год (здесь упоминаются имена их игуменов: Феоктиста и Феодула. - См.: Акты Русского на Святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона. Киев: Типография КПЛ, 1873. С. 3). Аналог этой грамоты до сих пор хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Вероятно, именно при новом игумене Феодуле преподобный Антоний окончательно возвратился на Русь и основал здесь Киево-Печерскую обитель в честь Успения Божией Матери, в подражание, а может, на начальной стадии, и как «подворье» или «представительство» афонского Свято-Успенского Богородичного монастыря «Ксилургу».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2622

Из царей Грузинских в памятниках грузинского письма нобилиссимом титулуется только Баграт IV, точно также, как титул кесаря приписывается (см. и монету его) лишь Георгию II (1079–1089), отцу Давида Возобновителя. Броссе подвергает сомнению титул магистроса, приписываемый записью Липариту III (Voyage archéol., XI Rapp., 2). Сомнение неосновательное, ибо мы знаем, что некоторые из служивших в Византии грузин, напр., Чортованели (Addit. à l " H. De la Géorgie, 1851, p. 187) и еще какой-то, по разным данным Георгий, облечены были византийским двором в этот титул и хотя о Липарите III, как магистросе, им не имеем другого указания, но никто из его соотечественников в оказал Византии столько услуг, сколько их оказал, в защите ее против турок-сельджуков, Липарит III и потому очень естественно, что он был удостоен титула магистроса. В заключение здесь заметим, что некоторые из членов рода Липаритова, вместе с Цховребою, являются и в надписях монастырей Кацха и Мгвиме, и из них Рати и Иван названы «Эриставами эриставов рачинскими». 45 . Литургия Иоанна Златоуста , шир. 0,24 м, или чин литургии, писанный золотом на тонком пергаментном свитке, имеющем в длину 24 аршина. Он иллюстрирован в четырех местах группами святителей Вселенской церкви, и по характеру письма, как и изображений, должен быть XII– XIII в. Записей в нем не замечено. Изображения представляют Василя Великого и Иоанна Златоуста , Причащение Апостолов Спасителем или литургическая Вечеря, 4 Евангелистов и иных Святителей. 46 . Сборник поучений. Пергаментный манускрипт в 451 лист, или Сборник трактатов отцов церкви: Иоанна Дамаскина , Анастасия Синайского, Никиты Студйского, Фомы Иерусалимского, философа Пселла н Евстафия Никейского, в защиту православия и в обличение ересей Несториан, Якобитов, «с ними же Армян» и других Сборник этот, судя по записям его, переведен с греческого языка на грузинский Арсением и Давидом, иноком из Петрицона, месяца января третьего индиктиона от сотворения мира 6538. 6538 г. соответствует по счислению грузинскому, 934 году (6538–5604–954), а по счислению, принятому Греками и Русскими, 1030 (6538–5508–1030). Запись держится счислены греческого, так как Арсений, бывший епископ Нино-Цминдский, отказавший от кафедры и поселившись на Афоне, жил в первой половине XI в. Он известен в синодиках Иверского монастыря, а по записям манускриптов этого монастыря был один из деятельнейших переводчиков церковно-богослужебных книг. В одной из записей Сборника он говорит: «Если в семь переводе вы найдете какую либо неясность или фразу с пороком, то это происходит не от недостаточного знания грузинского языка, а от необходимости, в которую поставил нас греческий оригинал. Мы пустили». По-видимому, Сборник попал в Гелат из Иверского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

2031. Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 2032. Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 2033. То есть день епископской хиротонии. 2034. Praesumptum habeo — возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. — Примеч. ред. 2035. См.: Пс. 140. 2. 2036. См.: Евр. 9. 4. 2037. См.: Евр. 9. 4. 2038. Очистилище — крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 2039. См.: Евр. 9. 5. 2040. См.: Числ. 16. 47–48. 2041. Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 2042. Ср.: Ос. 13. 14; 1Кор. 15. 55–56. 2043. См.: Ис. 25. 8. 2044. См.: 1Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 2045. См.: 1Тим. 1. 18. 2046. См.: 1Тим. 6. 20. 2047. См.: Мф. 25. 27. 2048. См.: Мф. 25. 21–23. 2049. См.: 2Тим. 4. 5; 1Тим. 3. 1. 2050. См.: 2Тим. 4. 8. 2051. Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 2052. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 2053. Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 2054. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 2055. См.: Иис. Нав. 5. 15. 2056. См.: Исх. 24. 13–15. 2057. Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей — мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие–то люди, толпы людей). 2058. Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 2059. Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 2060. См.: Вар. 3. 22–23. 2061. См.: 1Кор. 10. 5–6. 2062. См.: Иов. 28. 22, 23. 2063. См.: Иов. 4. 19. 2064. О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ибо написано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде, и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ). Будучи по естеству Богом, Дух Святой всеведущ (см. 1Кор.2:10 ; Ин.14:26, 16:13 ), всемогущ (см. 1Кор.12:7–11 ; Мф.12:28 ), вездесущ (см. Рим.8:9–16 ; 1Кор.3:16, 6:19, 12:7–13 ). Обладая всеми Божественными свойствами, Он имеет и все Божественные действа: возрождает крещением (см. Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; 1Кор.12:13 ), управляет Христовой Церковью (см. Деян.20:28, 13:2, 16:6–7 ; Еф.2:22 ), отпускает грехи (см. Ин.20:22–23 ), усыновляет людей Богу (см. Рим.8:14–16 ; Гал.4:6–7 ), делает людей Христовыми (см. Рим.8:9 ; Гал.4:6 ; Еф.2:22, 1:13, 3:16–17, 4:30 ; 1Кор.12:3 ; 1Пет.2:5 ), освящает, оправдывает и производит все благодатные действия (см. 1Кор.6:11 ; Рим.8:26 ; 1Пет.1:2 ), ибо Он – Источник истины и света (см. Ин.14:17, 26, 16:13 ), раздает духовные дарования (см. 1Кор.12:4, 8–11 ; Еф.3:4–5 ; Рим.5:5 ), содействует во всех добрых делах (см. Рим.8:26 ; Гал.5:22–23 ), творит чудеса (см. Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), соделывает людей храмом Божиим, храмом Своим, ибо Сам Он – Бог (см. 1Кор.3:16, 6:19 ; 2Кор.6:16 ), делает Священное Писание богодухновенным, вещая через пророков и апостолов. Царство Божие – это Царство благодати Духа; оно – «правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). Именно Духом Святым оно становится реальностью (см. Ин.3:5 ; Мф.12:28 ; Лк.4:18, 11:20 ). Приписывая Святому Духу эти Божественные свойства и действа, Новый Завет ясно и бесспорно показывает, что Дух Святой во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. «Божество Духа Святого весьма ясно показано в Священном Писании, – говорит святой Григорий Богослов . – Обрати внимание на эти события: Христос рождается – Дух предшествует (см. Лк.1:35 ), Христос крещается – Дух свидетельствует (см. Ин.1:32–34 ), Христос искушается – Дух Его изводит (см. Мф.4:1 ), Христос творит чудеса – Дух содействует (см. Мф.12:28 ), Христос возносится – Дух Его наследует (см. Деян.2:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 2 Том 3 Том 5 Содержание Предисловие Введение к тому 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) 2. Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 3. «Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) 10. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 15. «Барийские анналы» (1040-е гг.) 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) 17. Глосса на псалтири Одольрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 20. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) 22. Адам Бременский. «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 23. «Песнь об Анноне, архиепископе кёльнском» (около 1080 г.) 24. Бруно «Книга о саксонской войне». (1080-е гг.) 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 29. Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107–1113 гг.) 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обширность предпринятого нами труда и сознание слабости наших сил может служить для всякого надежным ручательством, что как указания, сделанных уже нами недосмотров и упущений, так и советы, касающиеся продолжений настоящего труда, будут приняты нами с полною благодарностью. Критика документов Первый по времени документ, относящийся к истории Кирилла и Мефодия – письмо Хазарского царя Иосифа к раввину Хисдаи – не помещен в настоящем сборнике; мы не имели того письма под руками. Об этом документе упоминает Шафарик, говоря, – что в том письме находится „известие об ученом прении Константина с иудеями в Таврии и Козарах“; славянский ученый прибавляет, что это письмо сохранилось „в книге Сеферъ-Козри“ 4 . Ответственность за достоверность этого известия лежит на Шафарике; мы поставлены в невозможность проверить справедливость его слов, но мы не можем умолчать о важности письма Иосифа в Хисдаи: это письмо есть единственный документ, сохранивший известие о хазарской миссии Константина, упоминания о которой встречаются в легендах 5 . I. Severus, Pragensis episcopus, cartulam donationum ad s. Petrum Olumucii olim a ducibus Ratis et Swatopluk faetarum transcribit. В полов. XI стол., Пражский епископ Север списал и скрепил герцогскою печатью древнейшее известие об освящении братом Кириллом церкви св. Петра в г. Оломуце. Север был шестым епископом Праги; время его избрания и посвящения неизвестно; сохранились однако же положительные указания, что предшественник его Иццон (Hizzo, Iso) скончался 30-го января 1030 г. Север умер 9-го декабря 1067 г. по мнению Палацкого, или в декабре 1065 г. по указаниям древнейших известий 6 . Рассматриваемый документ был писан, следовательно, между 1030 и 1065 годом 7 . – Город Оломуц, в котором Константин освятил церков, древний, известный город Speculi-Iulium, в средневековых актах – Iuliomontium, близ которого находится гора Iuliumberg, получившая свое название, по догадке Шафарика, со времен Квадов, от германского празднества Iulfest 8 . Это извещение Севера, обращенное ко всем христианам, было отыскано проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010