111. – Августина к Викториану пресвитеру. 112. – его же к Донату. 113. – его же к Крескопию. 114. – его же к Флорентину. 115. – к нему же. 116. – его же к Генерозу. 410 – 411 гг. 117. Письмо Диоскора к Августину. 118. – Августина к Диоскору. 119. – Консенция к Августину. 120. – Августина к Консенцию. 121. – Павлина Нольского к Августину. 122. – Августина к клирикам и народу Иппонскому. 123. – Иеронима к Августину. 411 г. 124. Письмо Августина к Альбине, Пиниану и Мелании. 125. – к Алипию и др. 126. – к Альбине. 127. – к Арментарию и Павлине. 128. Письмо Аврелия, Сильвана и всех православных епископов к трибуну и нотарию Марцеллину. 129. – к нему же. 412 г. 130. Письмо Августина ко вдове Пробе 131. – к ней же. 132. – к Волузиану. 133. – к Марцеллину трибуну. 134. – к Апрингию. 135. – Волузиана к Августину. 136. – Марцеллина к Августину. 137. – Августина к Волузиану. 138. – к Марцеллину. 139. – к нему же. 140. Письмо Августина к Гонорату, или книга о благодати Нового Завета, 141. Письмо епископов Сильвана, Валентина, Аврелия, Иннокентия, Максимина, Августина, Доната и др. к донатистам. 142. – Августина к пресвитерам Сатурнину и Евфрату и клирикам. 143. – к Марцеллину. 144. – к братьям циртинским. 145. – к Анастасию. 146. – к Пелагию. 413 г. 147. Письмо Августина к Павлине. 148. – к Фортунату епископу. 149. – к Павлину. 150. – к вдовам Пробе и Юлиане. 151. – к Цецилиану. 414 г. 152. Письмо Македония к Августину. 153. – Августина к Македонию. 154. – Македония к Августину. 155. – Илария к Августину. 156. – Илария к Августину. 157. – Августина к Иларию. 158. – Еводия Узаленского к Августину. 159. – Августина к Еводию. 160. – Еводия к Августину. 161. – Еводия к Августину. 162. – Августина к Еводию. 163. – Еводию к Августину. 164. – Августина к Еводию. 165. – Херонима к Марцеллину и Анапсихие. 415 г. 166. Письма Августина к Иерониму, или книга о происхождении души человеческой. 167. – к Иерониму, или книги об изречении Иакова 4, 10 . 168. – Тимазия и Иакова к Августину. 169. – Августина к Еводию.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

88 Т а м ж е. 89 Житие преп. Пахомия Великого. Ε п. Ф е о ф а н, цит. труд, стр. 22. 90 Житие св. Саввы... Цит. труд, стр. 77. 91 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, Пандекты, сл. 29. Цит. изд., л. 77. 92 Т а м ж е. 93 Т а м ж е. 94 Т а м ж е. 95 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, сл. 29. Цит. труд, л. 77 об. 96 Р i t r a, Hymnographie de l " église grecque. Rome, 1867, p. 43. 97 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц , сл. 29. Цит. изд., л. 199 об. 98 Т а м ж е, л. 77. 99 Т а м ж е. 100 Т а м ж е. 101 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, цит. изд., л. 70. 102 Житие св. Саввы... Цит. изд., стр. 132. 103 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в русском переводе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, стр. 35—36, сл. 4, гл. 34. 104 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, Пандекты, сл. 29. Цит. изд., л. 78. 105 Рукопись описана в статье проф. А. А. Д м и т р и е в с к о г о „Что такое κανων της ψαλμοδιας ?” в журнале „Руководство для сельских пастырей”. Киев, 1889, 38, стр. 69—73, а раньше архим. Антонином Капустиным в очерке „Из записок синайского богомольца”. Труды Киевск. дух. акад. 1873, кн. III, стр. 411—412. 106 А. И. Д и а к о в с к и й, Последование часов и изобразительных. Киев, 1913, стр. 77—78, 176 и др. 107 Προ т. Μ . А. Л и с и ц ы н, Первоначальный славяно-русский типикон. СПб., 1911, стр. 9. 108 Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Древнейшие патр. типиконы, стр. 79, 81, 213. 109 Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1914, стр. 177. 110 С о к р а т С х о л а с т и к, Церковная история, V, 22. 111 Τυπικα , ч. I. стр. 127. 112 Т а м ж е, стр. 35. 113 T а м ж е, стр. 40. 114 Т а м ж е, стр. 134. 115 Гл. 6—9. 116 Проф. А. И. Алмазов. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань. 1884. стр. 65. 117 Ευχολογια , т. II, стр. 1001, и Goar, Ευχολογιον , p. 36. 118 Прот. М. А. Л и с и ц ы н. Цит. труд, стр. 29. 119 T а м ж е, стр. 31. 120 Instit. coenobiorum. II, 2. M i g n е, P.L., t. 49, col. 78. 121 Житие св. Саввы Освященного. Цит. изд., стр. 230.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

XVII. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Тогда пошлю Я ангела с неба, и воскликнет он голосом громким, говоря: Слушай, земля, и крепись, говорит Господь, ибо к тебе нисхожу Я. И услышан будет голос ангела от края до края вселенной и до глубин ада. И содрогнется тогда вся сила ангелов и многооких, и раздастся шум великий в небесах, и содрогнутся девять листов небесных, и страх и смятение великое случится среди всех ангелов. И разверзнутся тогда небеса от восхода солнца до заката, и сойдут на землю множества ангелов неисчислимые, а после раскроются кладовые небесные, и снесут вниз все чтимое и благовония воскуряемые, и низведут на землю Иерусалим словно невесту в наряде 408 . И пройдут тогда предо Мною тысячи тысяч ангелов и архангелов, неся престол Мой и восклицая: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Небо и земля полны славой Твоей! 409 И тогда выйду Я с силою и славой великой, и всякое око на облаках узрит Меня, и тогда преклонится всякое колено небесное, земное и подземное. И пребудет тогда небо пустым, и сойду Я на землю, и низведено будет на землю все, что в воздухе, и всякое естество человеческое и всякий злой дух с Антихристом, и поставлены все будут предо Мной, нагие и сокрушенные. XVIII. И снова спросил я: Господи, что будет с небом, Солнцем, Луною и звездами? И услышал голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И воззрев, увидел я агнца, семь глаз и семь рогов имевшего. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Повелю Я пройти агнцу предо Мной и скажу: Кто откроет эту книгу? И ответят все множества ангелов: Да будет дана книга этому агнцу, дабы открыл он ее. И тогда повелю Я открыть книгу 410 . XIX. И когда снимет он первую печать, падут звезды с небес от края и до края. А когда снимет вторую печать, сокроется Луна, и не будет в ней света. А когда снимет третью печать, угаснет свет Солнца, и не станет света на земле. А когда снимет четвертую печать, уничтожатся небеса, и будет воздух неустроенный, как говорит пророк: Они сгинут, а Ты пребудешь, и все, как риза обветшают. А когда снимет пятую печать, разверзнется земля и откроются все места судные по всей земле 411 . А когда снимет шестую печать, исчезнет половина моря. Когда же снимет седьмую печать, откроется ад 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Именуются христианами только причащающиеся Тела и Крови Христовых – лист 79 об. По причащении христианин будет церковь Бога живого – лист 80 об. Умершему без причащения лучше бы не родиться – лист 99. Не должно осуждать священнослужителей – лист 99. Антихрист придёт за три с половиной года до второго пришествия Христова – лист 297. О слове «благодатная» – лист 136. 6) « Соборник большой» – сборник поучений, в состав которого входят избранные сочинения отцов и учителей церкви; напечатан в Москве в 1647 году. Указатель Удаляющийся церкви и причастия святых таин – враг Божий и бесом друг – лист 118. О вечности святого причащения – листы 31 об., 558 об. О пришествии пророков Илии и Еноха – лист 127. Об антихристе – листы 125 об., 129 об. Антихрист называется львом, как мучитель – лист 127. Антихрист повелит отрекаться от Христа, от крещения – лист 131. Антихрист будет царствовать 3½ года – лист 134. О печати антихриста – лист 131. Бог именуется «тьмой» – слово 2-е на Пасху, с.11. О слове «отчаянныя» – лист 206 об. О древе креста – лист 495. Кипарис, певг и кедр означают праведников – лист 156 об. Как должно толковать слово Божие – лист 672 об. О неисправности книг – в послесловии. 7) Книга Никона черногорца . Преподобный Никон, игумен Черной горы в Антиохии, жил в XI веке. Книга его распадается на две части: «Пандекты» и «Тактикон» – и содержит в себе выдержки из творений святых отцов, древних уставов и правил соборных. Напечатана эта книга в 1795 году в Почаеве. Указатель Без архиерея не даётся Дух Святый – «Тактикон», лист 141 об. Благодать Божия действует и через недостойного священника – лист 301. О необходимости причащения – лист 518. О таинстве покаяния – листы 402, 406 об., 410, 416, 455; «Тактикон» – листы 58, 72, 156. Частными случаями не должно руководствоваться – «Тактикон», лист 156 об. О сокращении епитимии – листы 422, 411 об., 412. Об имени «Иисус» – листы 20, 21, 24, 31, 110, 270, 251, 255, 290. О слове «Дух истины» – лист 21. О четвероконечном кресте – лист 54.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Некоторые монахи добывали себе хлеб, меняя его на сплетенные ими корзины или циновки. Они хранили свои хлебные запасы в ларе или специальной корзине 399 . Авва Арсений, как и Антоний Великий , запасал хлеб на несколько месяцев или даже на год 400 . Когда число монахов в Нитрии, а затем и в Скиту, сильно возросло, там были устроены пекарни, где каждый мог печь свой хлеб. Однажды авва Феодор помог нескольким монахам испечь их хлебцы, а потом приготовил и два своих 401 . Во времена Иоанна Кассиана по субботам каждый отшельник помещал в корзинку недельный запас, то есть 14 хлебов, и ставил ее таким образом, что если бы он забыл о трапезе, он не смог бы ее не заметить. Более того, когда корзина становилась пуста, это означало, что наступило воскресенье и монаху следовало отправляться на встречу с братьями 402 . Иоанн Кассиан , который познакомил нас с этим обычаем, частенько сам до такой степени устремлялся в молитвах к Богу, что забывал о наступлении вечера, времени трапезы 403 . Авва Сисой часто не помнил о еде, и его ученик напоминал ему об этом 404 . Другие отшельники нередко были настолько погружены в молитву или духовные беседы, что только к рассвету следующего дня вспоминали, что забыли поесть 405 . Обычай монахов Скита сохранять хлеб про запас был настолько стойким, что один скетиот, переселившийся в Фиваиду, всегда его соблюдал. Тем местным монахам, которые упрекали его в нарушении евангельской заповеди не заботиться о завтрашнем дне и каждый день ходили на рынок за едой, он ответил: «Мой рынок – это моя келья» 406 . Монаху не пристало ее часто покидать. Хлеб обычно пекли из пшеницы, но как исключение он мог быть из ячменя или чечевицы 407 . Один брат рассказал авве Пимену о старце, который ел только ячменный хлеб из недрожжевого теста 408 . Хлеб из ячменя не входил в обычный рацион монахов, но в некоторых областях, как кажется, не было ничего другого 409 . И в наши дни в Египте можно нередко увидеть ячменный хлеб. Авва Амун жил по два месяца, питаясь малой мерой ячменя 410 . Хлеб можно было также приготовить из муки с нутом 411 . 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Плач царя в В 1 короче, чем в Пар . Слова, добавленные в сп. В 1 (в В 2 их нет): κα ρς το πουρανου θεο τν πσχεψιν (20, 1 8–1 9 ), читаются и в Пг 1 : зриши славу (32, 6 ). Опять указание на то, что B 1 некоторые фразы отразил из первооригинала. В 1 добавляет: «κα τος τρες παδας ν καμν ν Βαβυλνι» (20, 2 1–2 ); ни в греч., ни в славяно-русских этого нет, но в Палее читаем: « оугасивый во пещь древле отроком» (714, 20 – 22 ). Разбирая ниже Палейный текст чуда, я выставляю, как предположение, что слова о Данииле и змее, быть может, отражают текст вступления в Пг 1 . Если теперь в Палее, наряду с упоминанием о Данииле, находим упоминание о 3-х отроках, то, возводя упоминание о Данииле к реминисценциям из Пг 1 , не возведём ли мы туда же упоминания о 3-х отроках? Но если так, то, вероятно, соответствующее по содержанию место греческих текстов, a именно «молитва» Георгия должно будет в первооригинале получить добавку о Данииле. В Палее по поводу Даниила упомянуто и о случае со львами и о победе над змеем; но несомненно, что упоминание о львах приплетено составителем Палеи для полноты, важнее было ограничиться указанием только на победу над змеем (ввиду сходства ситуаций). С другой стороны, мы видим, что помещение слов о Данииле и трёх отроках в пещи огненной Вавилонской, помещение именно туда, где они стоят в Палее (конец разговора с девицей и молитва – §§ 9 и 10) 411 оправдывается и греческими текстами, как В 1 412 . Быть может, тогда часть вступления в Пг 1 (стр. 28) придётся поместить ниже, соответственно с Палеей. Пусть сказанное здесь мною о добавке с Даниилом и тремя отроками и нуждается в поправках, но, во всяком случае, я не могу смотреть на вышеприведённые Палейные слова о трёх отроках, как на простое, случайное совпадение с В 1 . Таким образом, Палейный текст как будто отразил славянский, близкий в Пг 1 , а, с другой стороны, Палейный близок к В 1 (греческому, т. е. к какому-либо славянскому, отразившему его). В обзоре славяно-русских текстов я указываю ещё на некоторые случаи сближения Палейного текста с Пг 1 и там же делаю общие заключения об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины 10 нояб. 1188 г. еп. Луки 23 янв. 1190 г. в Киеве на Ростовскую кафедру был утвержден еп. Иоанн , к-рый был духовным отцом кн. Всеволода Юрьевича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408). Учитывая семейную традицию, можно предполагать, что еп. Иоанн также был духовным отцом и М. Ш., в таком случае она должна была быть в числе встречавших епископа во Владимире-на-Клязьме 16 марта 1190 г. ( Бережков. 1963. С. 84). В сент. 1194 г. М. Ш. могла принимать участие в церемонии торжественного обновления Успенского собора, пострадавшего ранее в сильном пожаре, а 1 мая 1196 г.- в заложении каменной ц. во имя Иоакима и Анны, расположенной на Золотых воротах Владимирской крепости (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 411-412). Обращение к культу родителей Пресв. Богородицы могло быть связано не только с их почитанием, но и с наречением в честь св. Иоакима и Анны своих родственников. 28 авг. 1198 г. М. Ш. родила 8-го сына Иоанна († после 1246), прямого предка стародубского св. кн. мч. Феодора (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 414; Бережков. 1963. С. 208-209), но от родов не оправилась и серьезно заболела. Она дала обет, поддержанный членами семьи М. Ш. и Ростовским еп. Иоанном. Между 1198 и 1200 гг. в зап. части Владимира-на-Клязьме рядом с р. Лыбедью на свои средства М. Ш. купила участок земли, здесь по обету был построен владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (ПСРЛ. Т. 18. С. 41; Т. 10. С. 49; Т. 21. Ч. 1. С. 227). Он стал усыпальницей представительниц правившей в Сев.-Вост. Руси династии, а также, по-видимому, земляков М. Ш. В 1201 г. «в манастыре сестрине» была похоронена жена бывш. новгородского кн. Ярослава Владимировича, умершая еще 22 дек. 1200 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 416-417; Бережков. 1963. С. 86), а впосл.- младшая дочь М. Ш. кнж. Елена Всеволодовна, умершая 30 дек. 1203 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 421; Бережков. 1963. С. 87-88). За 3 недели до смерти М. Ш. приняла решение постричься в монахини, что было исполнено 2 марта 1206 г. В Княгинин мон-рь ее провожали муж, сын св. блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) Всеволодович, любимая дочь кнг. Всеслава, «иже бе приехала ко отцю и матери своеи, и не мочи видети туги», еп. Иоанн и др. представители духовенства, боярство и горожане. В летописный рассказ об этом событии был включен панегирик, посвященный М. Ш.: «...и нищелюбица, и страннолюбица, печальныа и ноужныя, и болныя, тех всех оутешаше, и подаваше им требование» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424). Перед смертью княгиня приняла схиму с именем Марфа.

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Что мне с вами делать и чем вас утешить? Во всем письме вашем пишете, что изнемогаете от скорби и ропот выражаете, вы оным не поможете, а только более умножите скорби, а когда будете благодарить Бога и винить себя, то все скорби будут вам утешением и скоро пройдут. Как вы хотите спастись без скорби? Больше писать нечего, да и некогда; голова забита, писем куча лежит. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный И. М. 28 апреля 1846 года. 411 Получил я письмо ваше, которым вы уведомляете, что примирились с…….. Сердечно радуюсь этому и благодарю Бога; о поездке вашей с кем к св. мощам преподобного Сергия много не думайте, но положитесь совершенно на волю Божию, и Он по Своей благости устроит лучше нас путь ваш. Еще вы объясняете, что находитесь в недоумении касательно башмачника, что вам делать с ним? Хотя я писал вам об этом, но не обленюсь вторично писать о том же: если хотите поступить с ним по духу любви христианской, то должны его отечески сами вразумить и наказывать, и просить об этом духовника его и все нести от него, думая, что Он послан вам в наказание за грехи ваши и до смущения себя не доводить его беспорядками, покрывая оные любовию христианскою, и не переставайте молить Господа о его исправлении; если же терпение ваше истощилось, можете поступить с ним, как вам угодно. Терпеть скорби за грехи наши в здешней жизни мы должны, если желаем помилованы быть на страшном суде, потому лучше терпеть те, какие Господь посылает; считайте себя недостойною спокойствия и тогда все находящие со стороны, от родственников ли то или от . . . вам оскорбления будут сноснее и легче, другого средства к сохранению мира душевного, среди сего мира, исполненного бед и несчастий, не могу указать. В терпении вашем стяжите души ваша ( Лук. 21:19 ), говорит сам Господь и все отцы святые учат, что в терпении скорбей заключается спасение наше, которое как вы желаете получить, и я вам оного остаюсь истинный желатель. И. М. 12 мая 1847 г. 412 Письмо ваше от 20 декабря прошлого года я получил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Что стало с богатым Крезом, царем Лидийским? 401 Что с искусными Микенами? 402 Что с пресыщенным Содомом? 403 Что с Атлантидой? 404 Что с пребогатым Тиром? 405 И с Финикией, царицей моря 406 , и ее храбрым полководцем Ганнибалом? 407 И со столькими царями моавскими 408 и ханаанскими? 409 Кудесник ада, возведя их до наивысших призрачных высот и насладившись тем, как они ему кланяются, насмеялся под конец над трупами их и понесся плести, как паук, свои сети для новых жертв. Все такие царства – все, не одно – предложил искуситель Спасителю мира при условии, что Он поклонится ему. И Спаситель отверг это. А на вопрос слуги того же самого искусителя, Понтия Пилата, царь ли Он, ответил: «Царство Мое не от мира сего» 410 . Счастье наше и спасение в том, что Сын Божий, во-первых, отказался принять от противника Божиего все преходящие царства земные и обманчивую славу их; во-вторых, что убежал, когда евреи хотели поставить Его царем своей страны, и, в-третьих, что дал этот ответ Пилату: «Царство Мое не от мира сего». Что было бы с Ним и что с нами, если бы Он, скажем, стал царем всех царств земных? В течение краткого века человеческого был бы Он знаменитее Навуходоносора и сильнее Александра, а по смерти тело Его рассыпалось бы в прах, а душа оказалась бы в аду. От Него остался бы лишь один пустой звук, точно так же, как от других царей, вассалов князя ада, бывших до Него. Или, скажем, если бы Христос стал царем страны Иудейской. Был бы Он, вероятно, богаче Соломона 411 , но недолговечным, как и Соломон; время иссушило бы Его, как иссушает лилии полевые, а после Него взошли бы на Его престол какие-нибудь упрямцы, вроде Ровоама 412 , или конюхи, вроде Иеровоама, и раздробили бы Его царство и обездолили бы народ. А что было бы с нами? Мы, как индийцы, обожали бы полчища божественных триад, разделенных в себе, поклонялись бы змеям и, пребывая в крайнем отчаянии, жаждали бы небытия, нирваны. Или, как евреи, до сих пор провозглашали бы то одного, то другого шарлатана мессией и снова ждали бы прихода мессии, причем не прореченного и всечеловеческого Мессии, а какого-нибудь разбойника с ятаганом 413 , который только евреям был бы на пользу, а всем остальным народам в погибель. В обоих случаях мы сегодня пребывали бы во мраке, будь то мрак индийский или мрак еврейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010