Английский ориенталист В. Райт (W. Wright) в 1865–1866 году (в журнале of Sacred Literature, Т. VIII) издал на сирском и английском языках, по нитрийской рукописи, сирский месяцеслов, написанный или точнее, переписанный в 411–412 году по Р. Хр. Эмиль Егли в 1887 г. издал исследование об этом месяцеслове, а также о первохристианских мучениках св. Поликарпе, епископе смирнском, Игнатии Богоносце и об Феликитате и Симфорозе, матерях семи сыновей мучеников, и древнейшие уже известные западные календари. Мы начали исследование этого месяцеслова, имея под руками только книжку Е. Егли и увидели в ней тот важный недостаток, что он, при своем исследовании, не имел в виду Иеронимова мартиролога и восполнили недостаток, от этого происходивший. Но вот, мы получили из-за границы первую часть первого тома месяца ноября Деяний Святых (Acta Sanctorum), изданного в 1894 году. В начале этого тома помещен Иеронимов или лжеиеронимов мартиролог, изданный Иоанном Баптиста де Росси и Людовиком Душеном (Duchesne). В предисловии к Иеронимову мартирологу говорится и о восточном (сирском) мартирологе (стр. L–LXIX). Исследование о нем и само издание его принадлежит Л. Дюшену. Сирский месяцеслов издан на сирском языке с переводом на греческий и с выписками из Иеронимова мартиролога, с которым, большей частью, согласен сирский. Об этом месяцеслове не мало писано и прежде этого года, что и показано Дюшеном (стр. LI). Сирский месяцеслов имеет такое оглавление: «имена господ наших мучеников и победителей, и дни их, в которые они приняли венцы». Егли вместо мучеников ставит везде исповедников, что ближе к сирскому, но Дюшен переводит: мучеников, что ближе к общепринятому названию тех, которые приняли смерть чрез страдания и которые приводятся в месяцеслове. Месяцеслов сирской рукописи 412 года есть памятник первой важности для восточной агиологии. Доселе ничего подобного не было известно между восточными агиологическими памятниками. Он проливает большой свет на агиологию, вообще и на римский Иеронимов мартиролог, в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

А. О Сыне – Слове Божием § 100. Учение св. Иустина философа Первое начало научно-богословскому раскрытию учения о Сыне – Слове Божием, и начало весьма прочное, положил св. Иустин философ . Как первый из вступивших на этот путь, поставленный в необходимость самому вырабатывать язык для научного изложения учения христианского, он нередко в своих рассуждениях о Сыне Божием или Слове употребляет такого рода выражения, которые, в виду установившейся впоследствии богословской терминологии, могут показаться не только не точными, но даже сомнительными в отношении к православию. Но было бы странно и противно всякой здравомыслящей критике на основании этого одного, как и поступают некоторые критики 409 , набрасывать тень сомнения на православие учения Иустинова о Сыне Божием. Хотя в изложении этого учения встречаются выражения неточные и даже такие, которые впоследствии оказались пригодными для формулирования еретических лжеучений, но каждому, при серьезном и беспристрастном вникании в существо предмета, не трудно видеть, что все это не более, как только еще не совершенные и грубые формы, в которые облечена совершенно верная и истинная мысль о Христе, как истинном и ипостасном Сыне Божием. Эта мысль, которой проникается все учение Иустиново о Слове, несмотря на свою грубую оболочку, настолько везде является светлой и прозрачной, что нельзя не приметить в ней совершенно верного и истинного отражения мысли о Сыне Божием всей древней христианской церкви, которая, поэтому, всегда высоко чтила Иустина, как первого из своих истинных борцов за истину Христовой веры. Что Иустин признавал во Христе истинного Сына Божия, имеющего одно естество с Богом Отцом, это с неотразимой ясностью видно из многих мест его творений, где он, с одной стороны, решительно отвергает лжеучение тех, которые почитали Христа только простым человеком, рожденным от человеков 410 , а с другой не менее прямо и решительно утверждает, что воплотившийся и пострадавший в лице Иисуса Христа был Сын Самого истинного, единого не рожденного и неизреченного Бога 411 , Сын единородный Отца всяческих, собственно (ιδως) от Него рожденный как Слово и Сила 412 , был Слово неизреченного Бога 413 , находящееся во всем 414 , был Господь и Бог (κριος κα Θες) 415 Бог, сущий прежде веков (Θες ν πρ αινων) 416 , Бог всемогущий (Θες παντοκρτωρ) 417 , Бог и Господь в таком же собственном смысле, в каком есть Бог и Господь и Его Отец (ε оν κα λλον τιν θεολογεν κα κυριολογεν τ πνεμα τ γιον φατ μες παρ τν πατρα τν λων και τν Χριστν ατο) 418 Но Иустин своей целью имел не то, чтобы засвидетельствовать только свою веру в Сына Божия, а и то, чтобы, насколько это возможно, примирить с ней или предрасположить в ее пользу своих противников, язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Беседа 8. Каковы отличительные тех , о которых говорилось : когда человек сосредотачивается в мысли своей 404 и в безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое. 1 . Откровение блага, скрытого внутри нас, есть чувство познания истины: Царство Небесное таинственно внутрь вас есть. 405 Познание истины есть вкушение 406 Царства Небесного. О том же, что все истинное в мире сем не истинно, слушай. Истиной называем мы правильную мысль о Боге, которая – от Него, и которую человек встречает внезапно в уме своем, 407 словно в некоем изумлении. И помыслы восхитительные появляются в душе, вместе с духовными мыслями о сокровенном. 408 – изумление тайнам Духа, 409 зрелость 410 плодов образа жизни 411 внутреннего человека. 2 . Образ жизни внутреннего человека есть символ существования после воскресения, когда нет больше телесных действий, но при помощи мысленных движений совершается оно 412 и ощущается. Здесь же, поскольку это лишь символ той истины, оно совершается при помощи многих размышлений. Ибо там, будучи совокупностью всего, оно оканчивается единым размышлением, если можно это так назвать, ибо это скорее усладительный взгляд и нерассеянное видение. 3 . Чистота души есть обнажение от плотских забот и от обеспокоенности телесными помыслами. 4 . Изумление божественному Естеству есть откровение нового века. 5 . Откровения нового века суть движения восхищения Богом. Этими тайнами движимо все словесное естество в том грядущем существовании, в том небесном жилище. 6 . Ибо святые силы существуют теперь в этих побуждениях; и таков их образ бытия; этой тайной восхищены они на всякое мгновение благодаря откровениям, которые получают они различным образом через устремленность свою к божественному Естеству. 413 Это и есть тот чин, в котором все существует после воскресения. 7 . Иное – откровения нового века, и иное – откровения о новом веке. Первые относятся к достославному и великому Естеству; 414 вторые же – к различным видам дивных изменений, которые творение будет претерпевать, 415 и к каждому виду будущего существования, который в откровении прозрений узнается умом благодаря постоянному размышлению об этом 416 и озарению.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Беседа тридцатая. Боль и скорби в нашей жизни Тропа жизни – это боль и слёзы; на ней повсюду терния и шипы. На каждом шагу – Крест, борьба и скорбь, Гефсимании и Голгофа. Боль постоянно пронзает нас острым копьём. Если бы мы могли взять землю и как губку отжать её, то потекли бы кровь и слёзы. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет», – говорит псалмопевец. Всё прекрасное связано с болью, но и боль ведёт к радости. Роза производит шипы, а из шипа вырастает роза. Радуга обычно появляется после грозы. Буря должна пройти, чтобы на небе стали видны звёзды. Рассуждение, просвещённое христианской верой и любомудрием, рождает способность прозорливо смотреть вглубь вещей. В боли оно видит радость и надежду, ведь и Христос восторжествовал через боль Страстей и Креста. Для создания шедевра скульптуры требуется большая работа молотком. Великие души обязаны своим величием тяжёлым скорбям. Золото и драгоценные украшения сначала проходят через огненную печь. Боль сокрушает человеческое существо. Это пожирающий огонь. Это гроза и буря. «Как море, внутренняя моя никогда не бывают в покое», – говорит Соломон. Бывают моменты, когда испытания находят одно за другим или обрушиваются все вместе одновременно. Крест тогда весьма тяжек. Напряжение достигает апогея. Душа испытывает такую тяжесть, что едва держится. Всё вокруг и внутри видится чёрным. Кругом тьма, кругом безысходность. Святой Григорий Богослов 409 говорит: «Хорошее ушло; бедствия вызывающи и обнажены; путь лежит среди ночи; маяка не видно нигде, Христос как будто спит» 410 . Жизненные скорби как копья и ножи. Копья и ножи, которые безжалостно разрывают и терзают сердце, палят его и парализуют, полностью лишая сил. Единственное, что нам остаётся в такие моменты, – вопль, сетование и вместе с тем горячие просьбы к Богу: «Помилуй мя, Господи... душа моя смятеся зело... Утрудихся воздыханием моим...» 411 , «Бысть сердце мое яко воск таяй...» 412 , «Помилуй мя, Господи, яко скорблю... изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих... забвен бых яко мертв...» 413 , «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь... вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя?» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Глава 3. Представления о материи и теле человека в александрийской школе доникейского периода 3. 1. Представления о материи и теле человека в сочинениях Афинагора 3. 1. 1. Свидетельства источников и обзор литературы Афинагор первым из христианских авторов подробно занимается вопросом о природе материи в связи с христианским учением о воскресении тел. Ему традиционно приписывались два трактата – Прошение о христианах и О воскресении мертвых. Малоизвестные в древней Церкви, сохранившиеся, по-видимому, в малоазийских церквях, эти трактаты стали достоянием всего христианского мира в X в. 410 В источнике V в. под именем Филиппа Сидского (Сидета), приведенном Никифором Каллистом (XIV в.), сообщается, что Афинагор был основателем знаменитого «огласительного училища» в Александрии и учителем Климента Александрийского . Однако, по замечанию архим. Киприана (Керна) , поскольку «ни Евсевий, ни блаж. Иероним не сохранили нам никаких сведений о нем», то упомянутые факты «не могут иметь серьезного и достоверного значения» 411 . Обзор мнений западных ученых XIX в. о свидетельстве Сидета приведен у П. Мироносицкого 412 . Подробно разбирая аргументацию немецких и французских ученых, а также сами исторические внешние и внутренние свидетельства памятника, этот исследователь был убежден, что Афинагор был автором обоих трактатов, жил во II в. и, возможно, основал в Александрии «частную философскую школу на христианских началах», которую, однако, нет оснований отождествлять с позднее возникшей знаменитой Александрийской Дидаскалией 413 . Долгое время, начиная с Р. Гранта (R. Grant) 414 , в науке оспаривалось и, наоборот, подтверждалось авторство Афинагора по отношению ко второму трактату. Этот исследователь считал О воскресении произведением более поздней антиоригенистической литературы III (или даже начала IV) в. Однако, на наш взгляд, аргументация, приведенная в этой статье в пользу направленности трактата против взглядов Оригена на воскресшее тело, не основательна 415 . Некоторые современные исследователи склонны с доверием относиться к свидетельству Филиппа Сидского. Так, например, Л. Барнард (L. Barnard) находит его весьма правдоподобным, замечая, что содержание О воскресении очень хорошо вписывается в контекст философской и богословской полемики в Александрии II в. от Р. Х 416 . Похожие мысли высказаны и в трудах Бернарда Пудерона (B. Pouderon) 417 , который, по крайней мере, считает возможным, что Афинагор некоторое время жил в Александрии. На основе анализа словаря и терминологии трактатов Афинагора последний автор подтверждает тождество эпохи и места написания обоих 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Честь и слава нашей доблестной коннице! " (окончание) 22.01.2007 325 Время на чтение 21 минут За время дальнейших боев Луцкого прорыва 3-й кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта В. Е. Маркова по-прежнему проявлял себя с самой лучшей стороны и содействовал максимальному продвижению наступления. То, как воевали " келлеровцы " в отсутствие своего командира, видно из приказов временно командующего корпусом. 24 июня: " Доблестные дивизии 3-го кавалерийского корпуса, 412-й пехотный [Славянский] полк и 3-й батальон 411-го пехотного [Сумского] полка. Вчера, 23 июня, противник, в несколько раз превосходящий нас силами, атаковал Вас на всем нашем фронте протяжением более 40 верст. Ожесточенные атаки неприятеля, поддержанные ураганным огнем его легкой и тяжелой артиллерии, веденные им непрерывно с раннего утра и до позднего вечера, Вами отбиты с большим для противника уроном. Вы задержали натиск противника, стремившегося прорваться на Буковину, и сейчас стоите твердой ногой, запирая пути на Кимполунг - Гура-Гумора и далее на Черновицы. Уверен, что упорные бои, веденные Вами непрерывно уже восемь дней на вершинах Карпатских гор, еще более закалили Вас, Ваши доблесть и упорство еще увеличились. Наша армия смотрит на Вас и под Вашим прикрытием делает свое Великое дело. Не дадим же противнику выползти из Карпат, и всякую попытку его к этому встретим могучей Русской грудью. За все последние бои и, особенно за дело 23 июня, приношу искреннюю благодарность всем начальствующим лицам и молодцам нижним чинам " 1. 29 июня: " С 16 по 26 июня в течение десяти дней непрерывно 3-й кавалерийский корпус вел упорный бой с превосходными силами противника. До 23 июня корпус, наступая на фронте до 50 верст, сбил противника с ряда укрепленных высот и отбросил его на сплошную, заранее укрепленную им позицию, преграждающую проходы в Венгрию на фронт Кирлибаба - Якобеши - Дорка - Ватра. К этому времени противник, находившийся перед фронтом 3-го кавалерийского корпуса, значительно усилился подвозом пополнений и переброской сюда новых частей с Сербского и Итальянского фронтов. С рассветом 23 июня неприятель перешел на всем фронте 3-го кавалерийского корпуса подавляющими силами в решительное наступление. [...]

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Заметка по поводу статьи г. Суворина в «Новом Времени» 411 Великий пост в этом году был ознаменован, между прочим, возбуждением на страницах светских органов нашей печати вопроса об основаниях для запрещения на Великий пост театральных зрелищ на русском языке. Газетами возбужденный – вопрос этот и обсуждался приемами чисто газетными, – и об этом нельзя не пожалеть, потому что не все вопросы должны решаться приговором изменчивой и непостоянной людской молвы, печатными выразителями которой являются наши газеты. «Честь» возбуждения вопроса принадлежит г. Суворину, издателю Нового Времени. Указывая на дозволение в Великом посте представлений на итальянском и других иностранных языках, издатель Нового Времени недоумевает, почему же запрещены представления на русском?.. По его, с явной и совершенно неуместной иронией высказываемому, мнению, причина этому может быть только одна, – та, что «святые говорят по-русски, и потому русский язык самый священный, и его невозможно осквернять в посту такими сквернами, как театр». Не знаем, над кем думал посмеяться при таком развязном разъяснении дела г. Суворин, – думается, однако, что посмеялся он скорее всего над самим собою, потому что, при очевидной шутливости его тона, в нем ясно сквозит совершенное непонимание того явления, о котором столь важно поведена речь; неужели, спросим мы, приведенное г. Сувориным решение вопроса представляется ему единственно возможным?.. Впрочем, несколько ниже он замечает: «театры мы закрываем из уважения к религиозным верованиям народа», – но, кажется, и при этой, более серьезной, попытке решить вопрос в качестве последнего основания, предполагается вновь та же нелепость, что, по народному религиозному верованию, – «святые говорят по-русски» и т. д. Уже одно это разграничение каких – то «народных верований», т. е. верований, по смыслу всей речи, простого народа, от верований просвещенных классов – достаточно ясно, во всяком случае, указывает, что, по воззрению г. Суворина, – закрытие театра на Великий пост узаконивается, как уступка невежеству и едва ли не поблажка грубому суеверию. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Иосиф Флавий Книга 3 Предисловие Эта книга повествует о военных действиях между повстанцами Галилеи и римлянами в 67 г. Командующим римскими войсками в Иудее был Веспасиан. Ему и сдался в плен Иосиф Флавий. В книге нет дополнений из других источников, она основана на собственных свидетельствах автора. Красочное изложение в этой книге на протяжении многих веков привлекало читателей. Отрывки из третьей книги «Иудейской войны» приводятся, например, в «Житии Александра Невского». Глава 1 Нерон отправляет Веспасиана в Сирию, возлагая на него обязанность ведения войны с иудеями. 1. Когда Нерону доложено было о печальных событиях в Иудее 409 , он, весьма естественно, почувствовал тайный страх и смущение; но наружно старался быть высокомерным и показывал себя гневным, говоря: «Во всем происшедшем виновата больше небрежность полководца, чем храбрость врагов». Ему казалось, что императорскому величеству пристойнее горделиво взирать на печальные явления и делать вид, будто его душа выше всяческих несчастий. Однако его озабоченность изобличала его душевное волнение. 2. Долго размышляя о том, кому вверить взволновавшийся Восток, кому поручить наказание иудеев за их мятежи и сдерживание зараженных уже ими соседних народов, он остановился на Веспасиане, как на единственном человеке, способном совладать с критическим положением и могущем предпринять такую серьезную войну – человеке, выросшем и поседевшем в сражениях, еще задолго до этого возвратившем Риму потрясенный германцами Запад, подчинившем силой оружия римскому скипетру неведомую до той поры Британию и доставившем, таким образом, отцу Нерона, Клавдию 410 , триумф, не заслуженный им собственными подвигами 411 . 3. Видя в этом выборе хорошее предзнаменование, принимая также во внимание солидный возраст избранника 412 в связи с его военной опытностью, имея в его сыновьях 413 залог верности его и замечая в этих юношах, только что достигших зрелого возраста, опору доблести отца; быть может, наконец, и потому, что Бог уже так все это предопределил, – он послал Веспасиана принять начальство над войсками в Сирии 414 . Предварительно, однако, чтобы возбудить его рвение, он, приневоленный нуждой, всячески умилостивлял его и всевозможными любезностями старался расположить к себе. Веспасиан послал из Ахайи, где он находился вместе с Нероном, своего сына Тита в Александрию, чтобы взять оттуда пятый и десятый легионы 415 , сам он отправился через Геллеспонт и сухим путем прибыл в Сирию, где собрал римские силы и многочисленные союзные отряды соседних царей. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга Исход Название книги в еврейской и греческой библиях. Вторая книга Моисеева в еврейской библии называется начальными своими словами «Елле-Шемот – сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом. Греческое же название сей книги есть «Εξοδος – Исход», поскольку главный предмет её есть повествование об исходе Израильтян из Египта. Период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, весьма небольшой – всего около 145 лет. Ибо от смерти Иосифа до рождения Моисея протекло около 64-х годов. Моисей же вывел народ Израильский из Египта на 80-м году от рождения. Затем в следующем году им устроена Скиния свидения, чем и оканчивается книга Исход. Все сии года в общей сложности и составят 145 лет. Время, место и цель написания. Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской, по принятии от Бога законов нравственных и гражданских. Впрочем, вероятно, что не в одно время и не вдруг написана сия книга, но по мере сообщаемых откровений Божиих Моисею при горе Синае, ибо Господь неоднократно и не одновременно повелевал Моисею записывать в книгу разные свои предписания и разные происшествия 405 . Что же касается цели написания книги Исход, то её можно усматривать в том, чтобы, во-первых, показать исполнение завета, данного Богом Аврааму о наследии земли Ханаанской 406 ; во-вторых, увековечит те законы, которыми должен был руководствоваться Израиль и его потомки во времена последующие; в-третьих, изобразит попечение Господне о церкви, основанной в избранном народе Израильском; и, наконец, в-четвертых, изложить в прообразованиях тайны церкви новозаветной. Краткий очерк содержания исторического и законоположительного. В книге Исход примечаются две главные части – историческая и законодательная. Историческая часть заключает в себе три отделения со вступлением (прологом). Во вступлении (прологе) предпосылается картина страданий народа Божия в египетском рабстве 407 . Затем излагаются длинные пути Промысла в жизни Моисея, воздвигнутого Господом для спасения своего народа 408 . Далее повествуется о том, как Господь приуготовлял Евреев к освобождению от рабства египетского 409 . Наконец, идет рассказ о самом исшествии Евреев и о путешествии их до Синая 410 . В законодательной части примечаются также три отделения, с вступлением (прологом) и заключением (эпилогом). Во вступлении излагаются предварительные обстоятельства или внешняя обстановка синайского законодательства 411 . Затем излагается свод законов нравственных и гражданских, скрепленный вступлением Евреев в завет с Богом 412 . Далее идет свод законов церковно-богослужебных – об устроении скинии и священства 413 . После сего повествуется о нарушении и восстановлении синайского завета 414 . В заключении (эпилоге) делается подробное описание того, как Моисей исполнил Господние повеления об устроении скинии и священства 415 . Глава III и IV. Божие повеление Моисею избавить Израильтян от рабства египетского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ (см. также: О своей жизни). Нынешней осенью был я очень болен горячкой, после которой начал себя чувствовать лучше и лучше. Думаю, много к сему способствует прекрасный, со всеми удобствами дом, в коем живу, и ангелонравные братия, меня окружающие, упокоивающие меня душевно и телесно. 369 . Мое здоровье становится очень слабо, нынешнюю зиму почти постоянно хвораю. Петербургский климат, особенно морские ветры, действуют на мои нервы очень сильно и вредно; пора бы убираться в какой-нибудь тихий уголок, где климат более способствует нашей монашеской жизни, которая проводится наиболее в церкви и келии и потому скудна в движении. При усилившейся болезненности я стал очень тих и невзыскателен, а потому должность начальника делается мне не по характеру; желалось бы вне ее окончить дни свои – в глубоком мире. 393 . Около 20-х чисел декабря со мной был самый сильный кризис: многие дни я пролежал, не только не способный что-нибудь делать – даже не способный мыслить. С 25 декабря стало мне полегче: на часок, на два в день делался столько свободным, что мог почитать и пописать. Эта свобода увеличивается с каждым днем; чувствую радикальное исцеление от болезни, которая была скрытная, немая, внутренняя, потому – загадочная для врачей, неудобоприступна для лекарств... 396 . Здоровье мое значительно и быстро поправляется, чувствую особенное укрепление сил и свежесть. Теплая комната, которая была прежде для меня совершенной необходимостью, теперь невыносима: и тело, и дыхание жаждут свежего, прохладного воздуха. Впрочем, я еще не вылечившийся, а только выздоравливающий... 411 . При таком слабом здоровье жить бы не в Сергиевой пустыни, а в каком-нибудь более уединенном, спокойном и здоровом месте. Но надо жить там и тут, где и как приводит Промысл Божий, непостижимый для ума человеческого, – жить, предаваясь воле Божией и благодаря Бога за бесчисленные Его благодеяния, на нас изливаемые. 412 . Лекарств никаких не принимаю, а пользуюсь изредка теплыми ваннами в 27 градусов. Не знаю, буду ли принимать холодные ванны. Полагаем, т.е. я и мой доктор, дождаться окончательного разрешения болезни и уже после него, если дарует его Бог, приняться за укрепляющие средства, и преимущественно за холодные ванны. 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010